СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 

«Социология является систематической попыткой рассмотреть социальный мир настолько пристально, насколько это возможно, понять его не впадая в собственные надежды и опасения. Этот идеал прозрачности обусловлен тем, что Макс Вебер называл свободой от ценностей в социальных науках. Зачастую это трудное и болезненное занятие...Быть социологом не означает становиться бессердечным наблюдателем или пропагандистом. Скорее это означает, что каждый акт понимания находится в экзистенциальных противоречиях с чьими-то ценностями, даже с теми, — особенно с теми, —которые воспринимаются наиболее страстно».

(П. Бергер)

Объективистский взгляд на социальную структуру полагает ее как данность, как нечто объективное и уже присущее социальному миру. Даже Дж. Хоманс в своем психологическом редукционизме не сомневается в наличии социальных структур, влияющих на поведение людей, к которым должны приспосабливаться его правила обмена. Данность структуры, ее наличное присутствие в любом социальном процессе и явлении предполагает и особый фокус объективистского взгляда: от структуры к поведению людей. Однако признание реальности социальных структур не мешает существованию и противоположной перспективы: от действующей личности к социальной структуре.

Субъективистский взгляд на социальную структуру как раз и является выражением этой второй перспективы. Внимание •• при этом сосредотачивается не на том, как структуры детерминируют поведение людей, а на том, как люди в своей деятельности и общении производят, воспроизводят и изменяют социальные структуры. Этот круг вопросов — основной для теоретических подходов, рассматриваемых нами в этой главе: символического интеракци-онизма, феноменологической социологии и этнометодологии. Правда, развитие такой перспективы иногда ведет к утере любых представлений о социальной структуре (важнее оказывается сам процесс, в ходе которого она создается). Да и в логическом плане теории начинают представлять собой скорее совокупность философских обобщений о природе человека, не пытаясь выстраивать причинно-следственные объяснения поведения людей и социальных явлений.

«Социология является систематической попыткой рассмотреть социальный мир настолько пристально, насколько это возможно, понять его не впадая в собственные надежды и опасения. Этот идеал прозрачности обусловлен тем, что Макс Вебер называл свободой от ценностей в социальных науках. Зачастую это трудное и болезненное занятие...Быть социологом не означает становиться бессердечным наблюдателем или пропагандистом. Скорее это означает, что каждый акт понимания находится в экзистенциальных противоречиях с чьими-то ценностями, даже с теми, — особенно с теми, —которые воспринимаются наиболее страстно».

(П. Бергер)

Объективистский взгляд на социальную структуру полагает ее как данность, как нечто объективное и уже присущее социальному миру. Даже Дж. Хоманс в своем психологическом редукционизме не сомневается в наличии социальных структур, влияющих на поведение людей, к которым должны приспосабливаться его правила обмена. Данность структуры, ее наличное присутствие в любом социальном процессе и явлении предполагает и особый фокус объективистского взгляда: от структуры к поведению людей. Однако признание реальности социальных структур не мешает существованию и противоположной перспективы: от действующей личности к социальной структуре.

Субъективистский взгляд на социальную структуру как раз и является выражением этой второй перспективы. Внимание •• при этом сосредотачивается не на том, как структуры детерминируют поведение людей, а на том, как люди в своей деятельности и общении производят, воспроизводят и изменяют социальные структуры. Этот круг вопросов — основной для теоретических подходов, рассматриваемых нами в этой главе: символического интеракци-онизма, феноменологической социологии и этнометодологии. Правда, развитие такой перспективы иногда ведет к утере любых представлений о социальной структуре (важнее оказывается сам процесс, в ходе которого она создается). Да и в логическом плане теории начинают представлять собой скорее совокупность философских обобщений о природе человека, не пытаясь выстраивать причинно-следственные объяснения поведения людей и социальных явлений.