СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59
«Социология является систематической попыткой рассмотреть социальный мир настолько пристально, насколько это возможно, понять его не впадая в собственные надежды и опасения. Этот идеал прозрачности обусловлен тем, что Макс Вебер называл свободой от ценностей в социальных науках. Зачастую это трудное и болезненное занятие...Быть социологом не означает становиться бессердечным наблюдателем или пропагандистом. Скорее это означает, что каждый акт понимания находится в экзистенциальных противоречиях с чьими-то ценностями, даже с теми, — особенно с теми, —которые воспринимаются наиболее страстно».
(П. Бергер)
Объективистский взгляд на социальную структуру полагает ее как данность, как нечто объективное и уже присущее социальному миру. Даже Дж. Хоманс в своем психологическом редукционизме не сомневается в наличии социальных структур, влияющих на поведение людей, к которым должны приспосабливаться его правила обмена. Данность структуры, ее наличное присутствие в любом социальном процессе и явлении предполагает и особый фокус объективистского взгляда: от структуры к поведению людей. Однако признание реальности социальных структур не мешает существованию и противоположной перспективы: от действующей личности к социальной структуре.
Субъективистский взгляд на социальную структуру как раз и является выражением этой второй перспективы. Внимание •• при этом сосредотачивается не на том, как структуры детерминируют поведение людей, а на том, как люди в своей деятельности и общении производят, воспроизводят и изменяют социальные структуры. Этот круг вопросов — основной для теоретических подходов, рассматриваемых нами в этой главе: символического интеракци-онизма, феноменологической социологии и этнометодологии. Правда, развитие такой перспективы иногда ведет к утере любых представлений о социальной структуре (важнее оказывается сам процесс, в ходе которого она создается). Да и в логическом плане теории начинают представлять собой скорее совокупность философских обобщений о природе человека, не пытаясь выстраивать причинно-следственные объяснения поведения людей и социальных явлений.
«Социология является систематической попыткой рассмотреть социальный мир настолько пристально, насколько это возможно, понять его не впадая в собственные надежды и опасения. Этот идеал прозрачности обусловлен тем, что Макс Вебер называл свободой от ценностей в социальных науках. Зачастую это трудное и болезненное занятие...Быть социологом не означает становиться бессердечным наблюдателем или пропагандистом. Скорее это означает, что каждый акт понимания находится в экзистенциальных противоречиях с чьими-то ценностями, даже с теми, — особенно с теми, —которые воспринимаются наиболее страстно».
(П. Бергер)
Объективистский взгляд на социальную структуру полагает ее как данность, как нечто объективное и уже присущее социальному миру. Даже Дж. Хоманс в своем психологическом редукционизме не сомневается в наличии социальных структур, влияющих на поведение людей, к которым должны приспосабливаться его правила обмена. Данность структуры, ее наличное присутствие в любом социальном процессе и явлении предполагает и особый фокус объективистского взгляда: от структуры к поведению людей. Однако признание реальности социальных структур не мешает существованию и противоположной перспективы: от действующей личности к социальной структуре.
Субъективистский взгляд на социальную структуру как раз и является выражением этой второй перспективы. Внимание •• при этом сосредотачивается не на том, как структуры детерминируют поведение людей, а на том, как люди в своей деятельности и общении производят, воспроизводят и изменяют социальные структуры. Этот круг вопросов — основной для теоретических подходов, рассматриваемых нами в этой главе: символического интеракци-онизма, феноменологической социологии и этнометодологии. Правда, развитие такой перспективы иногда ведет к утере любых представлений о социальной структуре (важнее оказывается сам процесс, в ходе которого она создается). Да и в логическом плане теории начинают представлять собой скорее совокупность философских обобщений о природе человека, не пытаясь выстраивать причинно-следственные объяснения поведения людей и социальных явлений.