Аннотация
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Мераб Мамардашвили
КАРТЕЗИАНСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
(январь 1981 года)
ОТ РЕДАКТОРА
"Картезианские размышления" представляют собой курс лекций, прочитанных автором в январе - начале февраля 1981 г. в Институте общей и педагогической психологии в Москве.
Вынужденный к тому времени покинуть Москву Мераб Константинович охотно откликнулся на предложение своих друзей В.В.Давыдова, В.П.Зинченко и В.М.Мунипова прочитать этот курс для аспирантов и сотрудников Института психологии и ВНИИ технической эстетики. Собравшаяся, однако, уже на первую лекцию аудитория - свыше 300 человек - фактически перечеркнула этот замысел, а партийное начальство (как и положено было ему) отреагировало вскоре на факт публичного чтения как на прямой вызов существовавшей системе норм и
правил "идеологического общежития".
Между тем это был не вызов или, точнее, не только вызов, а, как увидит читатель, нечто большее: рождение профессиональной философской мысли в стране.
Я помню, как в июле 1978 г. М.К. задал мне неожиданный вопрос: где была греческая мысль, когда греки исчезли, а адресат еще не появился? На что я ответил (не особенно задумываясь, почему он спрашивает), что, разумеется, в языке, в словах. Хотя знал, что вся трудность как раз и заключается в извлечении мысли из словесной оболочки языка. Но лишь потом, слушая его лекции о Декарте, отчетливо понял, что его волновала тогда проблема
преемственности в философии, над которой он, видимо, постоянно размышлял и по поводу которой вывел даже закон: "Если кто-то когда-то выполнил акт
философского мышления, то в нем есть все, что вообще бывает в философском мышлении" (с. 78). То есть, говоря его же словами, если жив Декарт, если я мысленно держу Декарта или Канта живыми, то жив и я. И наоборот, если жив я, если я способен помыслить нечто декартовское как возможность собственного мышления, поскольку следование просто логике еще не означает выполнения акта мысли, то жив и Декарт. И это есть бесконечная длительность или конгениальность сознательной жизни. Ее бессмертие. Бессмертие личности в мысли. Поэтому, считал М.К., мы не можем сегодня мыслить так, как если бы не было Декарта, Канта или Платона.
Ставшие в свое время событием в духовной жизни Москвы, "Картезианские
размышления", я убежден в этом, являются уникальным философским
произведением в истории отечественной культуры, снимающим в принципе ложную дилемму: западная или русская философия. В них обсуждаются "вечные" темы философии как таковой.
"Размышления" публикуются по расшифрованному с магнитофонных записей, просмотренному и правленному автором (особенно это относится к 13, 14 и 15-й лекциям) тексту, который хранится в его архиве (у Изы Константиновны Мамардашвили).
При подготовке книги к печати я стремился, сохраняя манеру и особенности
авторской устной речи, придать ей (в рамках возможного) форму написанного
текста. С этой целью в нем были выправлены все стилистически неясные места,
сняты повторы, проверены цитаты (и даны ссылки на них), исправлены опечатки и т.д. То есть проделана вся необходимая редакторская работа.
От имени Фонда философских и междисциплинарных исследований им.
М.К.Мамардашвили, осуществляющего настоящее издание, благодарю всех, кто помогал мне в этой работе, и прежде всего - И.К.Мамардашвили, АЛ.Цуканова, Е.А.Алексееву.
Ю.П.Сенокосов
...не искать никакой науки кроме той,
какую можно найти в себе самом шли в
громадной книге света...
Декарт
...in this one thing, all the discipline
Of manners and of manhood is contained;
A man to join himself with th'Universe
In his main sway, and mate in all things fit
One with that Au, and go on, round as it;
Not plucking eio the whole his wretched part,
And into straits, or into nought revert,
Wishing the complete Universe might be
Subject to such a rag of it as he;
But to consider great Necessity.
Donne
В это единственное включена вся сфера
поведения и мужества, дабы человек
усилием соединился со Вселенной;
дабы соразмерил часть с целым, чтобы длиться
наравне с ней, не выдергивая из целого
малую свою талику и не впадая в узость или
ничто, т.е. желая, чтобы вся Вселенная
была подвластна ему - обрывку целого, как
он есть, и - принял бы великую Необходимость
(Дж.Донн)
Мераб Мамардашвили
КАРТЕЗИАНСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
(январь 1981 года)
ОТ РЕДАКТОРА
"Картезианские размышления" представляют собой курс лекций, прочитанных автором в январе - начале февраля 1981 г. в Институте общей и педагогической психологии в Москве.
Вынужденный к тому времени покинуть Москву Мераб Константинович охотно откликнулся на предложение своих друзей В.В.Давыдова, В.П.Зинченко и В.М.Мунипова прочитать этот курс для аспирантов и сотрудников Института психологии и ВНИИ технической эстетики. Собравшаяся, однако, уже на первую лекцию аудитория - свыше 300 человек - фактически перечеркнула этот замысел, а партийное начальство (как и положено было ему) отреагировало вскоре на факт публичного чтения как на прямой вызов существовавшей системе норм и
правил "идеологического общежития".
Между тем это был не вызов или, точнее, не только вызов, а, как увидит читатель, нечто большее: рождение профессиональной философской мысли в стране.
Я помню, как в июле 1978 г. М.К. задал мне неожиданный вопрос: где была греческая мысль, когда греки исчезли, а адресат еще не появился? На что я ответил (не особенно задумываясь, почему он спрашивает), что, разумеется, в языке, в словах. Хотя знал, что вся трудность как раз и заключается в извлечении мысли из словесной оболочки языка. Но лишь потом, слушая его лекции о Декарте, отчетливо понял, что его волновала тогда проблема
преемственности в философии, над которой он, видимо, постоянно размышлял и по поводу которой вывел даже закон: "Если кто-то когда-то выполнил акт
философского мышления, то в нем есть все, что вообще бывает в философском мышлении" (с. 78). То есть, говоря его же словами, если жив Декарт, если я мысленно держу Декарта или Канта живыми, то жив и я. И наоборот, если жив я, если я способен помыслить нечто декартовское как возможность собственного мышления, поскольку следование просто логике еще не означает выполнения акта мысли, то жив и Декарт. И это есть бесконечная длительность или конгениальность сознательной жизни. Ее бессмертие. Бессмертие личности в мысли. Поэтому, считал М.К., мы не можем сегодня мыслить так, как если бы не было Декарта, Канта или Платона.
Ставшие в свое время событием в духовной жизни Москвы, "Картезианские
размышления", я убежден в этом, являются уникальным философским
произведением в истории отечественной культуры, снимающим в принципе ложную дилемму: западная или русская философия. В них обсуждаются "вечные" темы философии как таковой.
"Размышления" публикуются по расшифрованному с магнитофонных записей, просмотренному и правленному автором (особенно это относится к 13, 14 и 15-й лекциям) тексту, который хранится в его архиве (у Изы Константиновны Мамардашвили).
При подготовке книги к печати я стремился, сохраняя манеру и особенности
авторской устной речи, придать ей (в рамках возможного) форму написанного
текста. С этой целью в нем были выправлены все стилистически неясные места,
сняты повторы, проверены цитаты (и даны ссылки на них), исправлены опечатки и т.д. То есть проделана вся необходимая редакторская работа.
От имени Фонда философских и междисциплинарных исследований им.
М.К.Мамардашвили, осуществляющего настоящее издание, благодарю всех, кто помогал мне в этой работе, и прежде всего - И.К.Мамардашвили, АЛ.Цуканова, Е.А.Алексееву.
Ю.П.Сенокосов
...не искать никакой науки кроме той,
какую можно найти в себе самом шли в
громадной книге света...
Декарт
...in this one thing, all the discipline
Of manners and of manhood is contained;
A man to join himself with th'Universe
In his main sway, and mate in all things fit
One with that Au, and go on, round as it;
Not plucking eio the whole his wretched part,
And into straits, or into nought revert,
Wishing the complete Universe might be
Subject to such a rag of it as he;
But to consider great Necessity.
Donne
В это единственное включена вся сфера
поведения и мужества, дабы человек
усилием соединился со Вселенной;
дабы соразмерил часть с целым, чтобы длиться
наравне с ней, не выдергивая из целого
малую свою талику и не впадая в узость или
ничто, т.е. желая, чтобы вся Вселенная
была подвластна ему - обрывку целого, как
он есть, и - принял бы великую Необходимость
(Дж.Донн)