Анатоль Франс

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

Так же, как Род и Лоти, А. Франс является носителем принципа детерминированности, что вполне могло бы породнить его с традициями писателей реалистов и натуралистов.

Мать Франса родилась от неизвестного отца. Отец писателя, Франсуа Ноель Тибо происходил из очень бедной семьи анжуйских крестьян. Вступив в 15-летнем возрасте в армию и будучи отмечен полковником, он обучается чтению и становится букинистом в Париже. Как по своему социальному происхождению, так и по неудачной учебе (степень бакалавра он получает в 20 лет после многократных попыток) Франс отличался от собратьев-психологов, находившихся в более выгодном положении. Его первые шаги в литературном деле напоминают дебют Золя в издательстве «Ашет» с той небольшой разницей, что последний начинает с выполнения работ, находящихся на более низкой ступени иерархической лестницы издательского дела: он трудится в техническом отделе и учится делать пакеты, в то время как Франс с 20-летнего возраста занимается полиграфическим делом, прежде чем стать читателем у Лемера. Последней чертой, показывающей, что Франс испытывает на себе воздействие некоторых объективных механизмов, довлеющих над натуралистами, является то, что в 1876 г. он получает место помощника библиотекаря в Сенате — второстепенную должность, равную по оплате должностям мелких служащих, занимаемым некоторыми последователями Золя (Мопассан, Сеар и т.д.) в различных министерствах. Когда знаешь о том, что означали в литературе после 1878 г. такие характеристики как мелкобуржуазное происхождение, супружеские или профессиональные отклонения у предков, отсутствие высшего образования, выполнение второстепенных работ в журналистике, экономические трудности жизни, вызывает удивление, что Франс для осуществления карьеры в литературе обратился не к описательному реализму, а выбрал после 1880 г. жанр психологического романа. Для того чтобы сделать эту стратегию ясной, ко всему сказанному необходимо добавить такой специфический фактор как социальный фон, включающий помимо прочих обстоятельств те, которые связаны с периодом детства и юности, и весь комплекс поддержки, оказываемой семейными отношениями. В связи с этим нужно отметить, что в отличие от натуралистов, выходцев из провинции или рабочих кварталов Парижа (например, Дескав — из Монружа, Жефруа — из 12-го округа), Франс родился и вырос на набережной Вольтера на левом берегу Сены (сегодня — это набережная Франса) по близости от лавок букинистов. Это первоначальное преимущество, как легитимный капитал, связанный de facto с этим местом (как пишет Франс в романе «Пьер Нозьер», «не представляется возможным иметь полную общность духа, если ты вырос на набережных Парижа), усилено профессиональной деятельностью отца Франса, позволяющей ему поддерживать постоянные отношения с университетскими работниками и писателями. Именно этому социальному капиталу, накопленному подобным образом в семье в форме отношений и непринужденности в обращении с писателями, обязан Франс своей карьерой романиста-психолога, которая вплоть до дела Дрейфуса направляется против натурализма.

 

Так же, как Род и Лоти, А. Франс является носителем принципа детерминированности, что вполне могло бы породнить его с традициями писателей реалистов и натуралистов.

Мать Франса родилась от неизвестного отца. Отец писателя, Франсуа Ноель Тибо происходил из очень бедной семьи анжуйских крестьян. Вступив в 15-летнем возрасте в армию и будучи отмечен полковником, он обучается чтению и становится букинистом в Париже. Как по своему социальному происхождению, так и по неудачной учебе (степень бакалавра он получает в 20 лет после многократных попыток) Франс отличался от собратьев-психологов, находившихся в более выгодном положении. Его первые шаги в литературном деле напоминают дебют Золя в издательстве «Ашет» с той небольшой разницей, что последний начинает с выполнения работ, находящихся на более низкой ступени иерархической лестницы издательского дела: он трудится в техническом отделе и учится делать пакеты, в то время как Франс с 20-летнего возраста занимается полиграфическим делом, прежде чем стать читателем у Лемера. Последней чертой, показывающей, что Франс испытывает на себе воздействие некоторых объективных механизмов, довлеющих над натуралистами, является то, что в 1876 г. он получает место помощника библиотекаря в Сенате — второстепенную должность, равную по оплате должностям мелких служащих, занимаемым некоторыми последователями Золя (Мопассан, Сеар и т.д.) в различных министерствах. Когда знаешь о том, что означали в литературе после 1878 г. такие характеристики как мелкобуржуазное происхождение, супружеские или профессиональные отклонения у предков, отсутствие высшего образования, выполнение второстепенных работ в журналистике, экономические трудности жизни, вызывает удивление, что Франс для осуществления карьеры в литературе обратился не к описательному реализму, а выбрал после 1880 г. жанр психологического романа. Для того чтобы сделать эту стратегию ясной, ко всему сказанному необходимо добавить такой специфический фактор как социальный фон, включающий помимо прочих обстоятельств те, которые связаны с периодом детства и юности, и весь комплекс поддержки, оказываемой семейными отношениями. В связи с этим нужно отметить, что в отличие от натуралистов, выходцев из провинции или рабочих кварталов Парижа (например, Дескав — из Монружа, Жефруа — из 12-го округа), Франс родился и вырос на набережной Вольтера на левом берегу Сены (сегодня — это набережная Франса) по близости от лавок букинистов. Это первоначальное преимущество, как легитимный капитал, связанный de facto с этим местом (как пишет Франс в романе «Пьер Нозьер», «не представляется возможным иметь полную общность духа, если ты вырос на набережных Парижа), усилено профессиональной деятельностью отца Франса, позволяющей ему поддерживать постоянные отношения с университетскими работниками и писателями. Именно этому социальному капиталу, накопленному подобным образом в семье в форме отношений и непринужденности в обращении с писателями, обязан Франс своей карьерой романиста-психолога, которая вплоть до дела Дрейфуса направляется против натурализма.