Этапы спиритуалистской интерпретации психологии Тэна

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

1872. Бурже излагает в первый раз свою теорию психологического романа, пользуясь терминологией, заимствованной у современной науки (выражения подчеркнуты мной).

«Когда любят так, как любишь ты, мой дорогой Эрель, с такой же пытливой страстью, человеческую душу, когда хотят, как ты, подвергнуть ее опытам, тогда психологический роман оказывается полным возможностей, особенно если его задумывают, как это делаешь ты, как жанр нравственный, обращенный к душе, без излишеств, почти без событий. Может быть, он является единственным средством эксперимента, которым располагает психологическая наука? Если бы мне хватило мужества, я бы извлек из этих замечаний совсем новую концепцию романа Я бы на него не смотрел как на произведение искусства, так же, как анатомический рисунок не относится к предметам живописи. Я бы не рассматривал его и как простой описательный анализ, даже если это описание велось бы с научной строгостью. Я видел бы в нем, скорее, работу воображения, которая проверяет гипотезы о душе в течение всего рассказа». (Bourget P. Lettres à son ami Herelle. Citée par M. Mansuy. Un moderne, Paul Bourget, de 1'enfance au disciple, Besancon Imprimerie Jacques et Demontrond, 1961. P. 154).

1882. В статье, взятой из своих «Эссе о современной психологии». Бурже критикует детерминистскую гипотезу, на которой базируется психология Тэна:

«Если предположить, что хоть одно явление нравственной жизни не предопределено каким-то одним или несколькими предшествующими явлениями, иными словами, что существует спонтанность и свобода в душе в обычном смысле слов, то все строение рушится. Это уязвимое место доктрины. Эта психология хорошо построена как наука, но она основана на постулате метафизики»

1882. «Непоправимое». Эта новелла использует в первый раз концепцию, изложенную ранее (11 лет назад). Бурже заимствует некоторые мысли у Тэна, в частности, «Разума» (1870), а также у Рибо, у которого он анализировал «Современную немецкую психологию» (1879) и «Болезни памяти», (1884).

1882. В посвящении Андре Корнели Бурже представляет свое произведение как «роман, написанный на основе современных данных науки о сознании», «схему духовной анатомии».

1889. «Последователь». Бурже выступает в роли защитника религиозного чувства и говорит об опасностях науки, «методики, индукции, сложностей в рассуждении».

Письмо Тэна Бурже: «Простите мне мою оппозицию; я могу объяснить это тем, что Ваше письмо затронуло то, что мне ближе всего».

Окончание процесса. Психология, определяемая вначале Тэном как направленная против спиритуализма («наука будет заниматься душой») и используемая романистами-психологами как научная порука (чтобы одолеть с помощью натуралистов законность естественных наук), стала в своей романной форме самим выражением спиритуализма (душа как ценность, которую необходимо охранять от посягательств науки).

Чтобы попытаться найти объяснение такой эволюции, которая вписывается в рамки общих изменений в литературном поле, надо принять во внимание несколько факторов.

— сложный характер психологии Тэна, соединяющей элементы научной философии (признание важности фактов, эксперимента) с понятиями, связанными с более старой традицией литературной психологии (характер, способность, свойство). TJH сам подготавливает переход своей психологии в поле романа, выражая восхищение Стендалем («самый большой психолог XIX века») и утверждая, что описания «великих романистов так же трудны, как и у психологов, они понятны» («Французские философы 19-го века». 1-е изд., 1857) (Les philosophes français du 19-e siècle, 1-ère édition de 1857).

— принятие положений Тэна интеллектуальным полем, что ведет к затуманивайте первого значения психологии: от непримиримой оппозиции Империи (и ее университетской философии, кузинизма) Тэн переходит к более нюансированному отношению после 1860 г. перед тем, как принять вид (после 1870 г.) клерикального и реакционного мыслителя

— можно объяснить тягу психологов-романистов к спиритуалистской интерпретации психологии с помощью следующих переменных:

— религия семьи, все писатели — крещеные, вышедшие из семей ревностных католиков или протестантов (Род, Лоти) Биографы настаивают на набожности матерей Рода, Лоти, Брюнетьера, Барреса, отцов Анатоля Франса, Лемэтра;

— учебные заведения, в которых они учились» половина (Баррес, Эрвье, Франс, Лемэтр, де Вогюэ) посещала религиозные учебные заведения;

— политические взгляды и религия только Дежарден, Эрвье, Франс будут дрейфусарами. За исключением Эрвье и Франса, эти писатели афишируют свои симпатии к католицизму (Лемэтр, Род) или открыто исповедуют принадлежность к этой религии;

— характеристики литературного поля, от которых зависит интерпретация психологии Тэна, и, в частности, условия работы, которые и сегодня определяют литературную продукцию, необходимость писать много, индивидуализм, в результате — возврат к самоанализу, в то время как Тэн отвергал такой подход (в предисловии к «Разуму»). То, что было методом, становится жизненным правилом («культ моего я» Барреса — это преобразование понятия «главного свойства» Тэна). В университетском поле, где структура идеологических оппозиций другая, где условия работы другие, наследство Тэна давало совсем иную эволюцию, психология здесь представляла собой позитивную науку, вразрез с традицией умозрительной философии (создание в 1889 г. первой психологической лаборатории, зависимой от Коллеж де Франс, работы по экспериментальной психологии Бине измерение продолжительности психологических процессов, интенсивности ощущений и т. д.

 

1872. Бурже излагает в первый раз свою теорию психологического романа, пользуясь терминологией, заимствованной у современной науки (выражения подчеркнуты мной).

«Когда любят так, как любишь ты, мой дорогой Эрель, с такой же пытливой страстью, человеческую душу, когда хотят, как ты, подвергнуть ее опытам, тогда психологический роман оказывается полным возможностей, особенно если его задумывают, как это делаешь ты, как жанр нравственный, обращенный к душе, без излишеств, почти без событий. Может быть, он является единственным средством эксперимента, которым располагает психологическая наука? Если бы мне хватило мужества, я бы извлек из этих замечаний совсем новую концепцию романа Я бы на него не смотрел как на произведение искусства, так же, как анатомический рисунок не относится к предметам живописи. Я бы не рассматривал его и как простой описательный анализ, даже если это описание велось бы с научной строгостью. Я видел бы в нем, скорее, работу воображения, которая проверяет гипотезы о душе в течение всего рассказа». (Bourget P. Lettres à son ami Herelle. Citée par M. Mansuy. Un moderne, Paul Bourget, de 1'enfance au disciple, Besancon Imprimerie Jacques et Demontrond, 1961. P. 154).

1882. В статье, взятой из своих «Эссе о современной психологии». Бурже критикует детерминистскую гипотезу, на которой базируется психология Тэна:

«Если предположить, что хоть одно явление нравственной жизни не предопределено каким-то одним или несколькими предшествующими явлениями, иными словами, что существует спонтанность и свобода в душе в обычном смысле слов, то все строение рушится. Это уязвимое место доктрины. Эта психология хорошо построена как наука, но она основана на постулате метафизики»

1882. «Непоправимое». Эта новелла использует в первый раз концепцию, изложенную ранее (11 лет назад). Бурже заимствует некоторые мысли у Тэна, в частности, «Разума» (1870), а также у Рибо, у которого он анализировал «Современную немецкую психологию» (1879) и «Болезни памяти», (1884).

1882. В посвящении Андре Корнели Бурже представляет свое произведение как «роман, написанный на основе современных данных науки о сознании», «схему духовной анатомии».

1889. «Последователь». Бурже выступает в роли защитника религиозного чувства и говорит об опасностях науки, «методики, индукции, сложностей в рассуждении».

Письмо Тэна Бурже: «Простите мне мою оппозицию; я могу объяснить это тем, что Ваше письмо затронуло то, что мне ближе всего».

Окончание процесса. Психология, определяемая вначале Тэном как направленная против спиритуализма («наука будет заниматься душой») и используемая романистами-психологами как научная порука (чтобы одолеть с помощью натуралистов законность естественных наук), стала в своей романной форме самим выражением спиритуализма (душа как ценность, которую необходимо охранять от посягательств науки).

Чтобы попытаться найти объяснение такой эволюции, которая вписывается в рамки общих изменений в литературном поле, надо принять во внимание несколько факторов.

— сложный характер психологии Тэна, соединяющей элементы научной философии (признание важности фактов, эксперимента) с понятиями, связанными с более старой традицией литературной психологии (характер, способность, свойство). TJH сам подготавливает переход своей психологии в поле романа, выражая восхищение Стендалем («самый большой психолог XIX века») и утверждая, что описания «великих романистов так же трудны, как и у психологов, они понятны» («Французские философы 19-го века». 1-е изд., 1857) (Les philosophes français du 19-e siècle, 1-ère édition de 1857).

— принятие положений Тэна интеллектуальным полем, что ведет к затуманивайте первого значения психологии: от непримиримой оппозиции Империи (и ее университетской философии, кузинизма) Тэн переходит к более нюансированному отношению после 1860 г. перед тем, как принять вид (после 1870 г.) клерикального и реакционного мыслителя

— можно объяснить тягу психологов-романистов к спиритуалистской интерпретации психологии с помощью следующих переменных:

— религия семьи, все писатели — крещеные, вышедшие из семей ревностных католиков или протестантов (Род, Лоти) Биографы настаивают на набожности матерей Рода, Лоти, Брюнетьера, Барреса, отцов Анатоля Франса, Лемэтра;

— учебные заведения, в которых они учились» половина (Баррес, Эрвье, Франс, Лемэтр, де Вогюэ) посещала религиозные учебные заведения;

— политические взгляды и религия только Дежарден, Эрвье, Франс будут дрейфусарами. За исключением Эрвье и Франса, эти писатели афишируют свои симпатии к католицизму (Лемэтр, Род) или открыто исповедуют принадлежность к этой религии;

— характеристики литературного поля, от которых зависит интерпретация психологии Тэна, и, в частности, условия работы, которые и сегодня определяют литературную продукцию, необходимость писать много, индивидуализм, в результате — возврат к самоанализу, в то время как Тэн отвергал такой подход (в предисловии к «Разуму»). То, что было методом, становится жизненным правилом («культ моего я» Барреса — это преобразование понятия «главного свойства» Тэна). В университетском поле, где структура идеологических оппозиций другая, где условия работы другие, наследство Тэна давало совсем иную эволюцию, психология здесь представляла собой позитивную науку, вразрез с традицией умозрительной философии (создание в 1889 г. первой психологической лаборатории, зависимой от Коллеж де Франс, работы по экспериментальной психологии Бине измерение продолжительности психологических процессов, интенсивности ощущений и т. д.