Сколько альтернатив можно выбрать?
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
Понятийное содержание вопроса предполагает и принцип выбора ответа. Можно выделить три типа вопросов: вопросы, где возможен только один ответ; вопросы, где респонденты могут выбрать ограниченное количество (2-3) альтернатив; вопросы с неограниченным выбором альтернатив.
Пример вопроса первого типа: "Скажите, пожалуйста, Вы всегда выполняете распоряжения руководителя в срок?" Распоряжения руководителя можно выполнять всегда в срок, не всегда или никогда. Здесь возможен один вариант ответа, автоматически исключающий оба другие. "Имеете ли Вы стиральную машину?", "Собираетесь ли Вы увольняться с предприятия?", "Хорошая ли у Вас жена?" и т.д. - во всех этих вопросах возможен только один ответ. Как правило, такие вопросы не представляют большого труда для ответа, если, конечно, вопрос и его альтернативы построены правильно.
Какие могут быть ошибки при построении вопроса подобного типа?
1. Социолог включил в вопрос такое общее понятие, которое допускает неточность его интерпретации, двойственное понимание, что приводит к трудности в восприятии вопроса и неточности ответа.
"СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ГДЕ ВЫ ПРОВЕЛИ ОТПУСК
В ПРОШЛОМ ГОДУ?"
В доме отдыха..................................................( )
Отпуск провел дома.........................................( )
Отпуск провел в походе...................................( )
В туристической поездке................................( ).
Где еще, напишите_______________________
В данном вопросе неточно определена понятийная конструкция "Где Вы провели отпуск". Исследователь предполагал, формулируя данный вопрос, что весь отпуск респондент обязательно проводит в одном месте: или в доме отдыха, или в туристической поездке и т.д. На самом деле нередко люди проводят отпуск в двух местах, например, половину отпуска в доме отдыха, а вторую - дома. В этих случаях респондент затрудняется с ответом и, как правило, выбирает две альтернативы, соответствующие действительным местам проведения им отпуска. Но поскольку данный тип вопроса допускает только один ответ, то при выборе двух альтернатив получаются искаженные данные. В примере с проведением отпусков при сдвоенных ответах в результате может оказаться, что количество отпусков больше, чем людей в организации, или что каждый из работников имел по полтора и даже два отпуска.
Социолог предлагает респондентам выбрать из набора альтернатив одну, наиболее значимую. Скажем, с кем он чаще всего проводит праздники (альтернативы: в основном, чаще всего в кругу семьи, с друзьями, с родственниками, один и пр.). Респондент может опустить словосочетание "чаще всего" или "в основном" и отметить, с кем он обычно проводит праздники. Опять же отмечает две альтернативы. В самом деле, один и тот же праздник он может провести до обеда с семьей, а после обеда с друзьями. Респондент не понял вопроса или не стал себя утруждать вычислением и анализом с кем в основном и чаще всего он проводит праздники, а написал так, как он обычно делает, т.е. проводит праздники и с теми, и с другими. Неточная формулировка вопроса приводит к искаженным ответам, в данном случае к сдвоенным ответам (увеличению количества праздников и празднующих).
Особенностью данного типа вопроса является то, что сумма ответов должна содержать не более 100%. Если мы получаем сдвоенные ответы, то в сумме получаем больше 100%, а это означает, что какая-то альтернатива набрала больше голосов, чем ей полагается на самом деле, т.е. мы получаем неверные данные. Поэтому при инструктаже анкетирующим должны быть указаны вопросы, на которые может быть дан только один ответ. При подготовке анкет к машинной обработке необходимо обязательно просматривать все вопросы с одним возможным ответом. В случае сдвоенных ответов вопрос выбраковывается или, если есть такая возможность, выправляется, т.е. оставляется один ответ. Но лучше всего так сформулировать вопрос, чтобы свести вероятность сдвоенных ответов к минимуму, т.е. построить его таким образом, чтобы у респондента не было никаких сомнений в том, что здесь возможен только один ответ.
Фрагмент анкеты.
"ЕСЛИ БЫ ВАМ ПРЕДЛОЖИЛИ В ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ЗАРАБОТОК, ТО ПЕРЕШЛИ БЫ ВЫ ТУДА РАБОТАТЬ?"
Да, перешел бы............................................( )
Возможно, перешел................................... ( )
Нет, не перешел бы.................................. ( )
Иногда, когда респонденту предлагается сложный вопрос, однозначно трудно интерпретируемый с точки зрения возможности выбора альтернатив, можно дать пояснение: "В данном вопросе возможен (или нужен) только один ответ, подумайте, пожалуйста".
"СКАЖИТЕ, ЧТО ВАС БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРИВЛЕАЕТ В ДАННОЙ ФИРМЕ?"
(Выберите только один ответ).
Хороший заработок...........................................( )
Можно получить различные льготы...............( )
Интересно работать.........................................( )
Престижно, почетно.........................................( )
Что еще, напишите _______________________
В данном вопросе, если не указать, что респонденту необходимо выбрать только один ответ, он может выбрать две или три альтернативы. И в самом деле работника может привлекать на фирме и высокий заработок, и различные льготы, и престижность профессии. Так часто и бывает на самом деле. Но здесь социолога интересует приоритетность той или иной альтернативы при ограниченном выборе. Согласитесь, что при другом варианте, когда можно выбрать два, три или неограниченное количество ответов, распределение ответов по альтернативам может быть совсем другим или по крайней мере более или менее отличаться от первого. Так и получилось при контрольных замерах в одном из экспериментов. Респондентам было предложено в различных анкетах три одинаковых по содержанию вопроса, но в первом их попросили выбрать только один ответ, во втором - не более двух, а в третьем - любое количество. (Объект исследования был один и тот же, исследования проводились параллельно).
"СКАЖИТЕ, ЧТО ВАС ПРИВЛЕКАЕТ В ДАННОЙ ФИРМЕ?"
( в процентах)
|
Возможен только один ответ |
Можно выбрать не более двух |
Можно выбрать любое количество |
Хороший заработок |
38 |
31 |
39 |
Можно получить различные льготы |
19 |
28 |
36 |
Интересно работать |
31 |
42 |
48 |
Престижно, почетно |
12 |
27 |
29 |
В первом варианте, когда можно было выбрать только одну альтернативу, наибольшую значимость получила первая альтернатива, во втором варианте - третья и в третьем - третья.
Оказывается, значимость той или иной альтернативы в некоторой степени определяется самим процессом выбора. В первом варианте при ограничении свободы выбора, респондент определяет значимость одной альтернативы среди всех предложенных (в данном примере среди четырех). Во втором варианте значимость выбираемых альтернатив определяется не только среди всех предлагаемых, но и между собой, когда есть возможность выбора двух или трех альтернатив. В приведенном примере во втором варианте, когда респонденту предложили выбрать две наиболее значимые для него альтернативы, третья альтернатива получила предпочтение не только среди других, но и по сравнению с первой, которая идет второй по значимости, т.е. заняла второе место по числу набранных голосов. Это естественно, так как, выбирая значимые альтернативы, респондент ранжирует их по значимости - сначала первую, затем - вторую, третью и т.д.
Несколько иначе происходит выбор значимых альтернатив в третьем варианте, когда респондентам предложен неограниченный выбор альтернатив. В этом случае респондент сначала выбирает две-три или четыре из всего списка как наиболее значимые по сравнению с другими, а затем ранжирует их и выбирает наиболее значимые уже среди них. Сколько бы альтернатив мы не предложили респонденту, значимых всегда бывает немного. Поэтому из любого количества предложенных вариантов ответа респонденты выбирают всегда не более двух-трех. В среднем, как показывает практика анкетирования, не более 1,6-1,7 выбора, независимо от количества предложенных альтернатив.
Разница в ответах по вариантам выбора альтернатив может объясняться еще и тем, что происходит чередование выбора значимых альтернатив. Например часть респондентов выбирает первую альтернативу, когда разрешается выбрать две или неограниченное количество альтернатив, другая часть - вторую или третью альтернативы. Подобное чередование количества выбранных альтернатив приводит к случайному распределению ответов респондентов по значимым альтернативам, что и дает различное процентное распределение по вариантам выбора альтернатив в предложенном вопросе. Немаловажное значение имеет и то, от какой суммы ответов берется процент - от общего количества опрошенных или от общего количества выборов. В зависимости от этого процентное распределение ответов может быть различным и по существу несопоставимым.
В связи с неодинаковым процентным распределением ответов респондентов по значимым альтернативам в зависимости от вариантов выбора альтернатив возникает закономерный вопрос, какие же процентные распределения оказываются верными, истинными, отвечающими в большей степени реальному положению дел. Например, чем же больше всего привлекает работников работа на фирме, какая альтернатива оказывается наиболее значимой: заработок, различные льготы, престижные моменты, интерес к работе? Ведь в зависимости от ответа на этот вопрос должна меняться и направленность различных мероприятий по привлечению работников и их закреплению.
Этот вопрос не вполне правомерен по отношению к принципу выбора в данном случае. И те, и другие цифры верны, но они отражают различную реальность или, вернее, несколько различных аспектов изучаемого явления. При строгом ограничении, когда респондент выбирает одну наиболее значимую альтернативу, тем самым определяется доминирующий фактор (отсутствие жилья в новых городах довольно часто выступает таким фактором при принятии решения об увольнении с предприятия и переезде в другой город). Свободный выбор или выбор слабо ограниченный позволяет респонденту более полно выразить ряд значимых явлений и тем самым расширить сферу изучаемого явления. В этих случаях, несмотря на разницу в ответах (как правило, она бывает невелика), логично брать эти альтернативы как равные по значимости, если задачи исследования не требуют определения более строгой зависимости альтернатив. Можно сказать, что при втором и третьем вариантах выбора происходит более мягкая, по сравнению с первым, интерпретация данных, что бывает более правомерно.
Все сказанное следует учитывать и при втором типе вопроса, когда респонденту предлагают выбрать не одну, а две или три (как это обычно делают) альтернативы.
"КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО БОЛЕЕ ВСЕГО СПОСОБСТВУЕТ
УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ?"
(Выберите не более 2-х ответов)
Любовь между супругами........................................( )
Взаимопонимание, уважение...................................( )
Совместная работа..................................................( )
Общие интересы.......................................................( )
Материальный достаток........................................( )
Рождение ребенка....................................................( )
Что еще, напишите____________________________
В данном вопросе респондент по просьбе исследователя может выбрать не более двух самых важных и значимых для него альтернатив, которые в наибольшей степени, по его мнению, способствуют укреплению семьи.
Можно выделить две типичные ошибки при построении такого типа вопроса.
1. Первая ошибка, которая часто допускается, когда при построении вопроса социолог формирует альтернативы настолько близкие друг другу, что респондент затрудняется отдать предпочтение какой-нибудь одной. Например, в вопросе по выявлению мотивов увольнения были сформулированы две пары альтернатив:
- отсутствие перспектив улучшения жилищных условий,
- увольняются потому, что нет хорошего жилья;
- отсутствие перспектив повысить зарплату,
- увольняются потому, что низкая зарплата.
Понятийное различие между этими альтернативами безусловно имеется. В первом случае человек увольняется потому, что нет перспектив улучшения жилищных условий и получения более высокой зарплаты (хотя он может иметь в настоящее время приличное жилье и неплохую зарплату). Во втором случае увольняется потому, что имеет плохие жилищные условия и низкую зарплату (хотя перспективы улучшения того и другого возможно и имеются). Однако эти различия для респондентов оказываются настолько незначительными, что воспринимаются как идентичные. Респондентам часто бывает трудно учесть все понятийные нюансы, и в результате получаются неверные данные.
2. Вторая ошибка, которая допускается при разработке данного типа вопроса, состоит в слишком большом наборе альтернатив. Вполне естественно стремление социолога снять в вопросе как можно больше информации, но он не учитывает двух моментов, а именно - выпадение части альтернатив из поля зрения респондента (как уже отмечалось, при большом наборе альтернатив респонденты фиксируют, как правило, первую и последнюю альтернативы) и снижение уровня значимости альтернатив при их большом наборе в зависимости от наполняемости альтернатив (а не объективной их значимости).
При большом наборе альтернатив меняется весовое значение каждой из них. Чем больше альтернатив, тем меньше весовое значение и, наоборот - чем меньше альтернатив, тем больше весовое значение каждой из них. И не только в процентном распределении вследствие небольшого наполнения при большом выборе альтернатив, но и в восприятии их содержательного знания. Читатель может убедиться в этом, приписав значимость каждой альтернативе в двух наборах, состоящих из 4 и 6 альтернатив, исходя из общей суммы ответов равной 100%.
В эксперименте (при опросе 670 человек) получились следующие распределения:
Вопрос: "СКАЖИТЕ, НАСКОЛЬКО ЗНАЧИМЫ ДЛЯ ВАС?":
( в процентах)
Зарплата 17 |
Зарплата 10 |
Жилищные условия 23 |
Жилищные условия 7 |
Работа 20 |
Работа 12 |
Семья 40 |
Семья 20 |
ИТОГО 100 |
Дети 15 |
|
Здоровье 36 |
|
ИТОГО 100 |
Как видно из приведенной таблицы, при увеличении количества альтернатив до шести изменяется процентное распределение. Интересно, что подобное распределение осуществляется не только в случае одного выбора, как в приведенном примере, когда разрешалось выбрать только одну из предложенных альтернатив. Такое же распределение наблюдается и при варианте независимого выбора, когда значимость каждой альтернативы определяется респондентами, исходя из 100% по каждой из них, т.е. при возможности неограниченного выбора значимых альтернатив. Это происходит потому, что и в этом случае респонденты невольно производят ранжировку каждой альтернативы относительно всех предлагаемых.
Среди вопросов с неограниченным выбором альтернатив из предложенного набора можно выделить два варианта. Первый, когда респондентам предлагают выбрать неограниченное количество значимых альтернатив, т.е. проранжировать все предлагаемые альтернативы и выбрать из них одну или несколько (по усмотрению респондента), которая или которые в наибольшей степени отвечают, или соответствуют, мнению респондента, как, например, в наборе по мотивам текучести кадров. Особенностью этого варианта является то, что независимо от количества альтернатив респонденты, как уже отмечалось, выбирают ограниченное их количество. К каким отрицательным последствиям это приводит, уже говорилось.
Второй вариант, когда респонденту предлагается выбрать любое количество альтернатив, но не с позиции их значимости, а по принципу наличия, нахождения, пребывания и пр.
В одной из анкет респондентам был предложен вопрос "Находится ли в Вашей личной собственности или же располагаете ли Вы следующими предметами?" с 28 альтернативами. Речь шла о предметах культурно-бытового назначения: холодильник, стиральная машина, пылесос, автомобиль, кухонный комбайн и т.д. Цель исследования состояла в том, чтобы определить, какие предметы культурно-бытового назначения имеются в семьях и какие им хотелось бы приобрести. Здесь респондент мог выбрать все альтернативы, если у него имелись все перечисленные предметы.
Такая задача может стоять перед исследователем, но решение ее здесь не самое лучшее прежде всего потому, что при таких вопросах возникает так называемая монотонность. Респондент быстро устает, ему становится неинтересно, снижается его внимание и в результате часть ответов можно недобрать или может снизиться их чистота.
Вопросы, где можно выбрать несколько ответов, используются реже, чем вопросы с одним или двумя возможными ответами. Они труднее для восприятия, более сложны и требуют определенных усилий, если от респондента требуется, скажем, усреднение каких-то данных или сравнение и определение наиболее важных альтернатив, особенно в мотивационных вопросах. Эти вопросы требуют навыков анализа и обобщения. Респонденты не особенно охотно отзываются на эти вопросы, выбирают мало альтернатив, чаще отвечают на первые по порядку, нередко предпочитают не отвечать совсем. По сравнению с вопросами, где возможен только один ответ, эти вопросы имеют больше отказов от ответа. Видимо, респондент лучше чувствует себя, если он поставлен в твердые рамки ограниченного выбора и не хочет пользоваться предоставленной ему свободой выбора. Это примерно так, как и в открытых вопросах, которые, как правило, набирают не больше 50% голосов. Свободой ведь тоже надо уметь пользоваться, она требует немалой активности и энергии.
Видимо, учитывая эти трудности и предполагая реакция респондентов, социологи не особенно часто используют этот тип вопроса, во всяком случае реже, чем следовало бы для успешного решения многих специфических исследований.
Понятийное содержание вопроса предполагает и принцип выбора ответа. Можно выделить три типа вопросов: вопросы, где возможен только один ответ; вопросы, где респонденты могут выбрать ограниченное количество (2-3) альтернатив; вопросы с неограниченным выбором альтернатив.
Пример вопроса первого типа: "Скажите, пожалуйста, Вы всегда выполняете распоряжения руководителя в срок?" Распоряжения руководителя можно выполнять всегда в срок, не всегда или никогда. Здесь возможен один вариант ответа, автоматически исключающий оба другие. "Имеете ли Вы стиральную машину?", "Собираетесь ли Вы увольняться с предприятия?", "Хорошая ли у Вас жена?" и т.д. - во всех этих вопросах возможен только один ответ. Как правило, такие вопросы не представляют большого труда для ответа, если, конечно, вопрос и его альтернативы построены правильно.
Какие могут быть ошибки при построении вопроса подобного типа?
1. Социолог включил в вопрос такое общее понятие, которое допускает неточность его интерпретации, двойственное понимание, что приводит к трудности в восприятии вопроса и неточности ответа.
"СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ГДЕ ВЫ ПРОВЕЛИ ОТПУСК
В ПРОШЛОМ ГОДУ?"
В доме отдыха..................................................( )
Отпуск провел дома.........................................( )
Отпуск провел в походе...................................( )
В туристической поездке................................( ).
Где еще, напишите_______________________
В данном вопросе неточно определена понятийная конструкция "Где Вы провели отпуск". Исследователь предполагал, формулируя данный вопрос, что весь отпуск респондент обязательно проводит в одном месте: или в доме отдыха, или в туристической поездке и т.д. На самом деле нередко люди проводят отпуск в двух местах, например, половину отпуска в доме отдыха, а вторую - дома. В этих случаях респондент затрудняется с ответом и, как правило, выбирает две альтернативы, соответствующие действительным местам проведения им отпуска. Но поскольку данный тип вопроса допускает только один ответ, то при выборе двух альтернатив получаются искаженные данные. В примере с проведением отпусков при сдвоенных ответах в результате может оказаться, что количество отпусков больше, чем людей в организации, или что каждый из работников имел по полтора и даже два отпуска.
Социолог предлагает респондентам выбрать из набора альтернатив одну, наиболее значимую. Скажем, с кем он чаще всего проводит праздники (альтернативы: в основном, чаще всего в кругу семьи, с друзьями, с родственниками, один и пр.). Респондент может опустить словосочетание "чаще всего" или "в основном" и отметить, с кем он обычно проводит праздники. Опять же отмечает две альтернативы. В самом деле, один и тот же праздник он может провести до обеда с семьей, а после обеда с друзьями. Респондент не понял вопроса или не стал себя утруждать вычислением и анализом с кем в основном и чаще всего он проводит праздники, а написал так, как он обычно делает, т.е. проводит праздники и с теми, и с другими. Неточная формулировка вопроса приводит к искаженным ответам, в данном случае к сдвоенным ответам (увеличению количества праздников и празднующих).
Особенностью данного типа вопроса является то, что сумма ответов должна содержать не более 100%. Если мы получаем сдвоенные ответы, то в сумме получаем больше 100%, а это означает, что какая-то альтернатива набрала больше голосов, чем ей полагается на самом деле, т.е. мы получаем неверные данные. Поэтому при инструктаже анкетирующим должны быть указаны вопросы, на которые может быть дан только один ответ. При подготовке анкет к машинной обработке необходимо обязательно просматривать все вопросы с одним возможным ответом. В случае сдвоенных ответов вопрос выбраковывается или, если есть такая возможность, выправляется, т.е. оставляется один ответ. Но лучше всего так сформулировать вопрос, чтобы свести вероятность сдвоенных ответов к минимуму, т.е. построить его таким образом, чтобы у респондента не было никаких сомнений в том, что здесь возможен только один ответ.
Фрагмент анкеты.
"ЕСЛИ БЫ ВАМ ПРЕДЛОЖИЛИ В ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ЗАРАБОТОК, ТО ПЕРЕШЛИ БЫ ВЫ ТУДА РАБОТАТЬ?"
Да, перешел бы............................................( )
Возможно, перешел................................... ( )
Нет, не перешел бы.................................. ( )
Иногда, когда респонденту предлагается сложный вопрос, однозначно трудно интерпретируемый с точки зрения возможности выбора альтернатив, можно дать пояснение: "В данном вопросе возможен (или нужен) только один ответ, подумайте, пожалуйста".
"СКАЖИТЕ, ЧТО ВАС БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРИВЛЕАЕТ В ДАННОЙ ФИРМЕ?"
(Выберите только один ответ).
Хороший заработок...........................................( )
Можно получить различные льготы...............( )
Интересно работать.........................................( )
Престижно, почетно.........................................( )
Что еще, напишите _______________________
В данном вопросе, если не указать, что респонденту необходимо выбрать только один ответ, он может выбрать две или три альтернативы. И в самом деле работника может привлекать на фирме и высокий заработок, и различные льготы, и престижность профессии. Так часто и бывает на самом деле. Но здесь социолога интересует приоритетность той или иной альтернативы при ограниченном выборе. Согласитесь, что при другом варианте, когда можно выбрать два, три или неограниченное количество ответов, распределение ответов по альтернативам может быть совсем другим или по крайней мере более или менее отличаться от первого. Так и получилось при контрольных замерах в одном из экспериментов. Респондентам было предложено в различных анкетах три одинаковых по содержанию вопроса, но в первом их попросили выбрать только один ответ, во втором - не более двух, а в третьем - любое количество. (Объект исследования был один и тот же, исследования проводились параллельно).
"СКАЖИТЕ, ЧТО ВАС ПРИВЛЕКАЕТ В ДАННОЙ ФИРМЕ?"
( в процентах)
|
Возможен только один ответ |
Можно выбрать не более двух |
Можно выбрать любое количество |
Хороший заработок |
38 |
31 |
39 |
Можно получить различные льготы |
19 |
28 |
36 |
Интересно работать |
31 |
42 |
48 |
Престижно, почетно |
12 |
27 |
29 |
В первом варианте, когда можно было выбрать только одну альтернативу, наибольшую значимость получила первая альтернатива, во втором варианте - третья и в третьем - третья.
Оказывается, значимость той или иной альтернативы в некоторой степени определяется самим процессом выбора. В первом варианте при ограничении свободы выбора, респондент определяет значимость одной альтернативы среди всех предложенных (в данном примере среди четырех). Во втором варианте значимость выбираемых альтернатив определяется не только среди всех предлагаемых, но и между собой, когда есть возможность выбора двух или трех альтернатив. В приведенном примере во втором варианте, когда респонденту предложили выбрать две наиболее значимые для него альтернативы, третья альтернатива получила предпочтение не только среди других, но и по сравнению с первой, которая идет второй по значимости, т.е. заняла второе место по числу набранных голосов. Это естественно, так как, выбирая значимые альтернативы, респондент ранжирует их по значимости - сначала первую, затем - вторую, третью и т.д.
Несколько иначе происходит выбор значимых альтернатив в третьем варианте, когда респондентам предложен неограниченный выбор альтернатив. В этом случае респондент сначала выбирает две-три или четыре из всего списка как наиболее значимые по сравнению с другими, а затем ранжирует их и выбирает наиболее значимые уже среди них. Сколько бы альтернатив мы не предложили респонденту, значимых всегда бывает немного. Поэтому из любого количества предложенных вариантов ответа респонденты выбирают всегда не более двух-трех. В среднем, как показывает практика анкетирования, не более 1,6-1,7 выбора, независимо от количества предложенных альтернатив.
Разница в ответах по вариантам выбора альтернатив может объясняться еще и тем, что происходит чередование выбора значимых альтернатив. Например часть респондентов выбирает первую альтернативу, когда разрешается выбрать две или неограниченное количество альтернатив, другая часть - вторую или третью альтернативы. Подобное чередование количества выбранных альтернатив приводит к случайному распределению ответов респондентов по значимым альтернативам, что и дает различное процентное распределение по вариантам выбора альтернатив в предложенном вопросе. Немаловажное значение имеет и то, от какой суммы ответов берется процент - от общего количества опрошенных или от общего количества выборов. В зависимости от этого процентное распределение ответов может быть различным и по существу несопоставимым.
В связи с неодинаковым процентным распределением ответов респондентов по значимым альтернативам в зависимости от вариантов выбора альтернатив возникает закономерный вопрос, какие же процентные распределения оказываются верными, истинными, отвечающими в большей степени реальному положению дел. Например, чем же больше всего привлекает работников работа на фирме, какая альтернатива оказывается наиболее значимой: заработок, различные льготы, престижные моменты, интерес к работе? Ведь в зависимости от ответа на этот вопрос должна меняться и направленность различных мероприятий по привлечению работников и их закреплению.
Этот вопрос не вполне правомерен по отношению к принципу выбора в данном случае. И те, и другие цифры верны, но они отражают различную реальность или, вернее, несколько различных аспектов изучаемого явления. При строгом ограничении, когда респондент выбирает одну наиболее значимую альтернативу, тем самым определяется доминирующий фактор (отсутствие жилья в новых городах довольно часто выступает таким фактором при принятии решения об увольнении с предприятия и переезде в другой город). Свободный выбор или выбор слабо ограниченный позволяет респонденту более полно выразить ряд значимых явлений и тем самым расширить сферу изучаемого явления. В этих случаях, несмотря на разницу в ответах (как правило, она бывает невелика), логично брать эти альтернативы как равные по значимости, если задачи исследования не требуют определения более строгой зависимости альтернатив. Можно сказать, что при втором и третьем вариантах выбора происходит более мягкая, по сравнению с первым, интерпретация данных, что бывает более правомерно.
Все сказанное следует учитывать и при втором типе вопроса, когда респонденту предлагают выбрать не одну, а две или три (как это обычно делают) альтернативы.
"КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО БОЛЕЕ ВСЕГО СПОСОБСТВУЕТ
УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ?"
(Выберите не более 2-х ответов)
Любовь между супругами........................................( )
Взаимопонимание, уважение...................................( )
Совместная работа..................................................( )
Общие интересы.......................................................( )
Материальный достаток........................................( )
Рождение ребенка....................................................( )
Что еще, напишите____________________________
В данном вопросе респондент по просьбе исследователя может выбрать не более двух самых важных и значимых для него альтернатив, которые в наибольшей степени, по его мнению, способствуют укреплению семьи.
Можно выделить две типичные ошибки при построении такого типа вопроса.
1. Первая ошибка, которая часто допускается, когда при построении вопроса социолог формирует альтернативы настолько близкие друг другу, что респондент затрудняется отдать предпочтение какой-нибудь одной. Например, в вопросе по выявлению мотивов увольнения были сформулированы две пары альтернатив:
- отсутствие перспектив улучшения жилищных условий,
- увольняются потому, что нет хорошего жилья;
- отсутствие перспектив повысить зарплату,
- увольняются потому, что низкая зарплата.
Понятийное различие между этими альтернативами безусловно имеется. В первом случае человек увольняется потому, что нет перспектив улучшения жилищных условий и получения более высокой зарплаты (хотя он может иметь в настоящее время приличное жилье и неплохую зарплату). Во втором случае увольняется потому, что имеет плохие жилищные условия и низкую зарплату (хотя перспективы улучшения того и другого возможно и имеются). Однако эти различия для респондентов оказываются настолько незначительными, что воспринимаются как идентичные. Респондентам часто бывает трудно учесть все понятийные нюансы, и в результате получаются неверные данные.
2. Вторая ошибка, которая допускается при разработке данного типа вопроса, состоит в слишком большом наборе альтернатив. Вполне естественно стремление социолога снять в вопросе как можно больше информации, но он не учитывает двух моментов, а именно - выпадение части альтернатив из поля зрения респондента (как уже отмечалось, при большом наборе альтернатив респонденты фиксируют, как правило, первую и последнюю альтернативы) и снижение уровня значимости альтернатив при их большом наборе в зависимости от наполняемости альтернатив (а не объективной их значимости).
При большом наборе альтернатив меняется весовое значение каждой из них. Чем больше альтернатив, тем меньше весовое значение и, наоборот - чем меньше альтернатив, тем больше весовое значение каждой из них. И не только в процентном распределении вследствие небольшого наполнения при большом выборе альтернатив, но и в восприятии их содержательного знания. Читатель может убедиться в этом, приписав значимость каждой альтернативе в двух наборах, состоящих из 4 и 6 альтернатив, исходя из общей суммы ответов равной 100%.
В эксперименте (при опросе 670 человек) получились следующие распределения:
Вопрос: "СКАЖИТЕ, НАСКОЛЬКО ЗНАЧИМЫ ДЛЯ ВАС?":
( в процентах)
Зарплата 17 |
Зарплата 10 |
Жилищные условия 23 |
Жилищные условия 7 |
Работа 20 |
Работа 12 |
Семья 40 |
Семья 20 |
ИТОГО 100 |
Дети 15 |
|
Здоровье 36 |
|
ИТОГО 100 |
Как видно из приведенной таблицы, при увеличении количества альтернатив до шести изменяется процентное распределение. Интересно, что подобное распределение осуществляется не только в случае одного выбора, как в приведенном примере, когда разрешалось выбрать только одну из предложенных альтернатив. Такое же распределение наблюдается и при варианте независимого выбора, когда значимость каждой альтернативы определяется респондентами, исходя из 100% по каждой из них, т.е. при возможности неограниченного выбора значимых альтернатив. Это происходит потому, что и в этом случае респонденты невольно производят ранжировку каждой альтернативы относительно всех предлагаемых.
Среди вопросов с неограниченным выбором альтернатив из предложенного набора можно выделить два варианта. Первый, когда респондентам предлагают выбрать неограниченное количество значимых альтернатив, т.е. проранжировать все предлагаемые альтернативы и выбрать из них одну или несколько (по усмотрению респондента), которая или которые в наибольшей степени отвечают, или соответствуют, мнению респондента, как, например, в наборе по мотивам текучести кадров. Особенностью этого варианта является то, что независимо от количества альтернатив респонденты, как уже отмечалось, выбирают ограниченное их количество. К каким отрицательным последствиям это приводит, уже говорилось.
Второй вариант, когда респонденту предлагается выбрать любое количество альтернатив, но не с позиции их значимости, а по принципу наличия, нахождения, пребывания и пр.
В одной из анкет респондентам был предложен вопрос "Находится ли в Вашей личной собственности или же располагаете ли Вы следующими предметами?" с 28 альтернативами. Речь шла о предметах культурно-бытового назначения: холодильник, стиральная машина, пылесос, автомобиль, кухонный комбайн и т.д. Цель исследования состояла в том, чтобы определить, какие предметы культурно-бытового назначения имеются в семьях и какие им хотелось бы приобрести. Здесь респондент мог выбрать все альтернативы, если у него имелись все перечисленные предметы.
Такая задача может стоять перед исследователем, но решение ее здесь не самое лучшее прежде всего потому, что при таких вопросах возникает так называемая монотонность. Респондент быстро устает, ему становится неинтересно, снижается его внимание и в результате часть ответов можно недобрать или может снизиться их чистота.
Вопросы, где можно выбрать несколько ответов, используются реже, чем вопросы с одним или двумя возможными ответами. Они труднее для восприятия, более сложны и требуют определенных усилий, если от респондента требуется, скажем, усреднение каких-то данных или сравнение и определение наиболее важных альтернатив, особенно в мотивационных вопросах. Эти вопросы требуют навыков анализа и обобщения. Респонденты не особенно охотно отзываются на эти вопросы, выбирают мало альтернатив, чаще отвечают на первые по порядку, нередко предпочитают не отвечать совсем. По сравнению с вопросами, где возможен только один ответ, эти вопросы имеют больше отказов от ответа. Видимо, респондент лучше чувствует себя, если он поставлен в твердые рамки ограниченного выбора и не хочет пользоваться предоставленной ему свободой выбора. Это примерно так, как и в открытых вопросах, которые, как правило, набирают не больше 50% голосов. Свободой ведь тоже надо уметь пользоваться, она требует немалой активности и энергии.
Видимо, учитывая эти трудности и предполагая реакция респондентов, социологи не особенно часто используют этот тип вопроса, во всяком случае реже, чем следовало бы для успешного решения многих специфических исследований.