Дайте и мне заполнить анкету!
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
Конечно, не надо чрезмерно преувеличивать роль анонимности и боязнь респондентов отвечать на вопросы, даже самого интимного плана. В большинстве случаев респонденты нам доверяют и понимают, что их ответы будут использованы в научных целях. Чаще бывает, что респонденты с удовольствием берут анкеты и с большой ответственностью отвечают на вопросы. Такое отношение к опросу объясняется тем, что нередко анкета воспринимается респондентами, как некий официальный документ, социолог - как официальное лицо, а сам опрос понимается как способ влияния на производственные отношения, улучшение условий и организации труда. Именно поэтому в анкетах иногда встречаются пространные записи на полях в открытых вопросах по поводу положения дел на предприятии, деловые, конструктивные предложения, направленные на улучшение работы. Все они впоследствии входят в отчетный документ.
Нередко анкета становится своеобразной трибуной выражения негативного отношения к тем или иным порядкам, существующим на предприятии. В ней высказываются критические замечания и предложения по устранению недостатков. Анкета представляется формой доведения до вышестоящих организаций критических замечаний и своей неудовлетворенности. В связи с этим бывают и устные заявления и просьбы: "Вы им там скажите в министерстве...".
Если анкетный опрос хорошо подготовлен, если до сведения рабочих. служащих, инженерно-технических работников доведены основные цели и задачи исследований, если местные газеты, радио сообщили о назначении социологических исследований, если работающие поняли, на что направлено проводимое исследование, то анкетный опрос сам вызывает такой подъем общественной активности и желания помочь исследователям, которого трудно добиться самыми изощренными методическими приемами.
При правильной организации исследования создается благоприятная общественная ситуация, когда каждый респондент не только охотно и с удовольствием отвечает на вопросы анкеты, но видит в этом свой долг и один из возможных способов улучшения работы своего предприятия. Когда складывается такое общественное мнение, возникает благоприятная обстановка, исследование проходит четко и организованно. Они видят, что их работой, жизнью, их мнение интересуются и сами становятся активными помощниками и сторонниками социологов. Как-то об одном таком хорошо организованном исследовании директор предприятия с большой теплотой и искренностью сказал: "Не знаю, какие Вы получите научные данные, но уже сам по себе опрос дал неплохой практический результат. В этом месяце мы хорошо поработали". Они хорошо поработали, вероятно, не только из-за опроса, но, возможно, помог и опрос, судя по тому воодушевлению, с каким он проходил.
О заинтересованности в проводимом исследовании говорит и тот факт, что респонденты, как правило, просят сообщить им об его результатах. Не всегда, конечно, получается после исследования собрать всех респондентов и отчитаться перед ними, но стремиться к этому надо. Респонденты должны знать, какие мероприятия намечаются после социологического исследования. Конечно, не всегда от социолога зависит их практическая реализация. И, тем не менее, стремиться к этому необходимо, поскольку респондентов интересует не само по себе социологическое исследование, а его практические результаты. Особенно это касается практических социологов, которые работают постоянно на одном и том же предприятии или организации и которые имеют дело с одними и теми же респондентами.
Социолог должен знать силу общественного мнения и силу массового опроса как генератора общественного мнения и резонанс, который получает даже самое маленькое социологическое обследование. Необходимо помнить об этом, тогда легче будет работать, иметь в лице респондентов союзников и активных помощников в исследовании.
Конечно, не надо чрезмерно преувеличивать роль анонимности и боязнь респондентов отвечать на вопросы, даже самого интимного плана. В большинстве случаев респонденты нам доверяют и понимают, что их ответы будут использованы в научных целях. Чаще бывает, что респонденты с удовольствием берут анкеты и с большой ответственностью отвечают на вопросы. Такое отношение к опросу объясняется тем, что нередко анкета воспринимается респондентами, как некий официальный документ, социолог - как официальное лицо, а сам опрос понимается как способ влияния на производственные отношения, улучшение условий и организации труда. Именно поэтому в анкетах иногда встречаются пространные записи на полях в открытых вопросах по поводу положения дел на предприятии, деловые, конструктивные предложения, направленные на улучшение работы. Все они впоследствии входят в отчетный документ.
Нередко анкета становится своеобразной трибуной выражения негативного отношения к тем или иным порядкам, существующим на предприятии. В ней высказываются критические замечания и предложения по устранению недостатков. Анкета представляется формой доведения до вышестоящих организаций критических замечаний и своей неудовлетворенности. В связи с этим бывают и устные заявления и просьбы: "Вы им там скажите в министерстве...".
Если анкетный опрос хорошо подготовлен, если до сведения рабочих. служащих, инженерно-технических работников доведены основные цели и задачи исследований, если местные газеты, радио сообщили о назначении социологических исследований, если работающие поняли, на что направлено проводимое исследование, то анкетный опрос сам вызывает такой подъем общественной активности и желания помочь исследователям, которого трудно добиться самыми изощренными методическими приемами.
При правильной организации исследования создается благоприятная общественная ситуация, когда каждый респондент не только охотно и с удовольствием отвечает на вопросы анкеты, но видит в этом свой долг и один из возможных способов улучшения работы своего предприятия. Когда складывается такое общественное мнение, возникает благоприятная обстановка, исследование проходит четко и организованно. Они видят, что их работой, жизнью, их мнение интересуются и сами становятся активными помощниками и сторонниками социологов. Как-то об одном таком хорошо организованном исследовании директор предприятия с большой теплотой и искренностью сказал: "Не знаю, какие Вы получите научные данные, но уже сам по себе опрос дал неплохой практический результат. В этом месяце мы хорошо поработали". Они хорошо поработали, вероятно, не только из-за опроса, но, возможно, помог и опрос, судя по тому воодушевлению, с каким он проходил.
О заинтересованности в проводимом исследовании говорит и тот факт, что респонденты, как правило, просят сообщить им об его результатах. Не всегда, конечно, получается после исследования собрать всех респондентов и отчитаться перед ними, но стремиться к этому надо. Респонденты должны знать, какие мероприятия намечаются после социологического исследования. Конечно, не всегда от социолога зависит их практическая реализация. И, тем не менее, стремиться к этому необходимо, поскольку респондентов интересует не само по себе социологическое исследование, а его практические результаты. Особенно это касается практических социологов, которые работают постоянно на одном и том же предприятии или организации и которые имеют дело с одними и теми же респондентами.
Социолог должен знать силу общественного мнения и силу массового опроса как генератора общественного мнения и резонанс, который получает даже самое маленькое социологическое обследование. Необходимо помнить об этом, тогда легче будет работать, иметь в лице респондентов союзников и активных помощников в исследовании.