Структура анкеты

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 

Уметь войти в беседу. Как уже говорилось, собранные вместе случайным образом вопросы еще не представляют собой анкеты в научном смысле. Только расположенные в определенном порядке они могут решить те задачи, которые поставлены.

Обычно говоря о структуре анкеты, о порядке расположения вопросов, исходят из принципа психологического восприятия респондентом анкеты. Безусловно, в этом есть большой смысл, и является одним из важнейших условий построения методики.

От того, насколько анкета будет привлекательна для респондентов, зависит активность их работы над ней. Поэтому анкета должна строиться так, чтобы поддерживать внимание респондента, заинтересовать его заочной беседой, вызвать приятное впечатление, желание работать над ней.

Одним из основных правил, которое следует строго соблюдать, является расположение в начале анкеты первыми вопросами наиболее простых и нейтральных. Кроме прямой познавательной задачи они обеспечивают "завязку" беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Они должны заинтересовать собеседника, ввести его в курс обсуждаемых проблем.

Первые вопросы обычно называют контактными. Насколько важно наладить контакт с респондентом видно, если проследить характер построения обыденного разговора. Прежде чем подойти к основной теме разговора, несколько минут почти всегда уделяется каким-то общим, нейтральным темам, которые интересны собеседнику. Это процесс взаимного узнавания, расположения, настроя на беседу. В зависимости от того, как пройдет первый подготовительный этап, во многом зависит и основная часть разговора.

На практике и в теории управления этот принцип хорошо известен и постоянно используется. Он применяется и тогда, когда готовится публицистический газетный или журнальный материал. Первые слова, первый абзац, как правило, посвящен описанию интересного факта, явления, разговор начинается с рассказа о захватывающем событии. Задача здесь та же: заинтересовать читателя, чтобы он прочитал весь предложенный материал. И если это не учитывается, то нередко хорошая идея проходит мимо читателя. Плохо оформленная, неправильно поданная, она не привлекает внимание читателя. В то же время огромное количество материалов, которые, может быть и не стоят того, оказываются в центре внимания благодаря удачной подаче.

В социологических анкетах эти правила довольно часто игнорируются, исследование из-за этого сильно проигрывает. Нередко анкеты начинаются с трудных, сложных программных вопросов. Можно подумать, что иной социолог специально поставил задачу отпугнуть опрашиваемых. Действительно, захочется ли отвечать на анкету, которая сразу начинается с вопросов о том, имеет ли респондент конфликт со своим непосредственным руководителем и как он оценивает его личные качества.

Так, в одной анкете, посвященной проблемам разводов, первый вопрос звучал так: "Как Вы считаете, почему, по каким причинам распалась Ваша семья?". Развод всегда связан с психологической травмой и открыть анкету с неприятного воспоминания - явно не лучшее начало. Таких примеров можно привести немало.

Вот каким вопросом начиналась анкета, изучавшая проблемы свободного времени:

Уметь войти в беседу. Как уже говорилось, собранные вместе случайным образом вопросы еще не представляют собой анкеты в научном смысле. Только расположенные в определенном порядке они могут решить те задачи, которые поставлены.

Обычно говоря о структуре анкеты, о порядке расположения вопросов, исходят из принципа психологического восприятия респондентом анкеты. Безусловно, в этом есть большой смысл, и является одним из важнейших условий построения методики.

От того, насколько анкета будет привлекательна для респондентов, зависит активность их работы над ней. Поэтому анкета должна строиться так, чтобы поддерживать внимание респондента, заинтересовать его заочной беседой, вызвать приятное впечатление, желание работать над ней.

Одним из основных правил, которое следует строго соблюдать, является расположение в начале анкеты первыми вопросами наиболее простых и нейтральных. Кроме прямой познавательной задачи они обеспечивают "завязку" беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Они должны заинтересовать собеседника, ввести его в курс обсуждаемых проблем.

Первые вопросы обычно называют контактными. Насколько важно наладить контакт с респондентом видно, если проследить характер построения обыденного разговора. Прежде чем подойти к основной теме разговора, несколько минут почти всегда уделяется каким-то общим, нейтральным темам, которые интересны собеседнику. Это процесс взаимного узнавания, расположения, настроя на беседу. В зависимости от того, как пройдет первый подготовительный этап, во многом зависит и основная часть разговора.

На практике и в теории управления этот принцип хорошо известен и постоянно используется. Он применяется и тогда, когда готовится публицистический газетный или журнальный материал. Первые слова, первый абзац, как правило, посвящен описанию интересного факта, явления, разговор начинается с рассказа о захватывающем событии. Задача здесь та же: заинтересовать читателя, чтобы он прочитал весь предложенный материал. И если это не учитывается, то нередко хорошая идея проходит мимо читателя. Плохо оформленная, неправильно поданная, она не привлекает внимание читателя. В то же время огромное количество материалов, которые, может быть и не стоят того, оказываются в центре внимания благодаря удачной подаче.

В социологических анкетах эти правила довольно часто игнорируются, исследование из-за этого сильно проигрывает. Нередко анкеты начинаются с трудных, сложных программных вопросов. Можно подумать, что иной социолог специально поставил задачу отпугнуть опрашиваемых. Действительно, захочется ли отвечать на анкету, которая сразу начинается с вопросов о том, имеет ли респондент конфликт со своим непосредственным руководителем и как он оценивает его личные качества.

Так, в одной анкете, посвященной проблемам разводов, первый вопрос звучал так: "Как Вы считаете, почему, по каким причинам распалась Ваша семья?". Развод всегда связан с психологической травмой и открыть анкету с неприятного воспоминания - явно не лучшее начало. Таких примеров можно привести немало.

Вот каким вопросом начиналась анкета, изучавшая проблемы свободного времени: