Кодировка вопросов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
В принципе можно разработать множество разнообразных систем кодировки вопросов в зависимости от целей и задач исследования и от системы обработки и анализа первичной социологической информации. Но в практике социологических исследований, согласно имеющимся программам обработки информации на ЭВМ, применяются две системы кодировки. В первой системе кодировки используется сплошная нумерация вопросов и нумерация альтернатив внутри каждого вопроса, например номер вопроса 35, номера альтернатив 1, 2, 3, 4, 5. Вторая система предусматривает также сплошную нумерацию вопросов, но наряду с этим и независимо от нумерации вопроса сплошную нумерацию всех альтернатив, допустим, номер вопроса 35, номера альтернатив 131, 132, 133, 134, 135.
И та, и другая системы кодировки имеют свои достоинства и недостатки. Достоинство первой системы заключается в том, что порядковая нумерация альтернатив в вопросе лучше воспринимается респондентами, чем сплошная нумерация всех альтернатив. При второй системе кодировки, когда против каждой альтернативы стоит батарея не всегда понятных цифр (например, 0321, 0322 и т.д.), может появиться недоверие со стороны опрашиваемых, могут возникнуть вопросы по поводу цифр, о том, что они значат и т.д. Все новое и непонятное настораживает и, не получив обстоятельного разъяснения и не поняв значения этих цифр, респондент неосознанно начинает с недоверием относиться и ко всей анкете, что, естественно, снижает общую чистоту исследования.
Есть и еще один недостаток в сплошной нумерации альтернатив. Эту систему кодировки сложно использовать в так называемых табличных, или комбинированных, вопросах.
Посмотрите на такой комбинированный вопрос из анкеты по исследованию социально-профессиональной ориентации молодежи при сплошной нумерации альтернатив.
ЧТО И КАК ЧАСТО ВЫ ОБСУЖДАЕТЕ В ВАШИХ РАЗГОВОРАХ С РОДИТЕЛЯМИ?
|
|
часто |
не часто |
редко |
никогда |
32. |
Выбор профессии |
0352 |
0353 |
0354 |
0355 |
33. |
Выбор друзей, подруг |
0356 |
0357 |
0358 |
0359 |
34. |
События в мире, в нашей стране |
0360 |
0361 |
0362 |
0363 |
35. |
Вопросы семейного бюджета |
0364 |
0365 |
0366 |
0367 |
Согласитесь, что обилие кодировочных цифр сильно затрудняет ответ на вопрос. Это одна из причин, почему такого типа вопросы меньше всего нравятся респондентам, и именно они набирают наибольшее количество отказов от ответа.
Преимущество второй системы сплошной нумерации альтернатив заключается в том, что она позволяет во время обработки массива данных на ЭВМ комбинировать альтернативы и таким образом образовывать новые, так называемые искусственные, вопросы. Это значительно увеличивает общий объем информации, дает возможность полнее использовать полученные в результате опроса данные.
Код вопроса, порядковый номер всегда ставится слева перед наименованием вопроса. Код альтернативы, ее порядковый номер желательно ставить справа после наименования альтернативы и обязательно на этой же строке, продолженной после последнего слова точками, а не сплошной линией, например:
ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДОЙ?
Да, постоянно интересуюсь................................. 01
Интересуюсь, но мало.......................................... 02
Нет, не интересуюсь............................................. 03
Если код расположен слева, перед альтернативой, возникает вероятность ошибки в результате смещения кода, когда респондент после прочтения альтернативы возвращается обратно к коду, чтобы его отметить. Такие случаи бывали. Кодом, расположенным справа, после альтернативы удобнее пользоваться и здесь меньше вероятность ошибки.
Альтернативы и, соответственно, их коды могут располагаться как вертикально - сверху вниз, так и горизонтально - слева направо в зависимости от построения вопроса. Это не имеет принципиального значения кроме специально оговоренных случаев, когда того требует методика исследования. Во всяком случае респондентам удобнее пользоваться цифрами, если они располагаются слева направо, как это обычно принято, или сверху вниз. Но иногда социологи, думая только о своих задачах, забывают об этом общепринятом правиле, не учитывают, как удобнее работать респондентам, и располагают нумерацию альтернатив, как удобнее им самим, т.е. справа налево, снизу вверх или без какой-либо системы, например, в случае приписывания показателям, альтернативам и их кодам еще и каких-либо весомых значений. В этом случае сами альтернативы могут располагаться согласно порядковой нумерации, а их коды принимают весовые значения, одновременно сохраняя и кодовое обозначение. Согласно логике анализа и для удобства обработки материала сделано все правильно, но зато для респондента эта система предстает как нарушение нумерации альтернатив, что не всегда нравится опрашиваемым из-за непривычности, а привычка - большая сила.
При кодировке, конечно, нельзя смешивать коды альтернатив, обозначать разные вопросы и альтернативы одним и тем же кодом, пропускать порядковые номера (за исключением особых случаев). В этом случае отдельные вопросы и даже вся анкета могут быть забракованы или же их придется перекодировать вручную, что при большом массиве анкет оказывается весьма трудоемким делом.
Кодировка вопросов и анкеты в целом не представляет большой трудоемкости, но требует аккуратности и внимательности. От правильной кодировки зависит надежность работы инструментария, а значит и достоверность информации. Маленькая, незамеченная вовремя ошибка, допущенная при кодировке, может привести к срыву всего исследования.
В принципе можно разработать множество разнообразных систем кодировки вопросов в зависимости от целей и задач исследования и от системы обработки и анализа первичной социологической информации. Но в практике социологических исследований, согласно имеющимся программам обработки информации на ЭВМ, применяются две системы кодировки. В первой системе кодировки используется сплошная нумерация вопросов и нумерация альтернатив внутри каждого вопроса, например номер вопроса 35, номера альтернатив 1, 2, 3, 4, 5. Вторая система предусматривает также сплошную нумерацию вопросов, но наряду с этим и независимо от нумерации вопроса сплошную нумерацию всех альтернатив, допустим, номер вопроса 35, номера альтернатив 131, 132, 133, 134, 135.
И та, и другая системы кодировки имеют свои достоинства и недостатки. Достоинство первой системы заключается в том, что порядковая нумерация альтернатив в вопросе лучше воспринимается респондентами, чем сплошная нумерация всех альтернатив. При второй системе кодировки, когда против каждой альтернативы стоит батарея не всегда понятных цифр (например, 0321, 0322 и т.д.), может появиться недоверие со стороны опрашиваемых, могут возникнуть вопросы по поводу цифр, о том, что они значат и т.д. Все новое и непонятное настораживает и, не получив обстоятельного разъяснения и не поняв значения этих цифр, респондент неосознанно начинает с недоверием относиться и ко всей анкете, что, естественно, снижает общую чистоту исследования.
Есть и еще один недостаток в сплошной нумерации альтернатив. Эту систему кодировки сложно использовать в так называемых табличных, или комбинированных, вопросах.
Посмотрите на такой комбинированный вопрос из анкеты по исследованию социально-профессиональной ориентации молодежи при сплошной нумерации альтернатив.
ЧТО И КАК ЧАСТО ВЫ ОБСУЖДАЕТЕ В ВАШИХ РАЗГОВОРАХ С РОДИТЕЛЯМИ?
|
|
часто |
не часто |
редко |
никогда |
32. |
Выбор профессии |
0352 |
0353 |
0354 |
0355 |
33. |
Выбор друзей, подруг |
0356 |
0357 |
0358 |
0359 |
34. |
События в мире, в нашей стране |
0360 |
0361 |
0362 |
0363 |
35. |
Вопросы семейного бюджета |
0364 |
0365 |
0366 |
0367 |
Согласитесь, что обилие кодировочных цифр сильно затрудняет ответ на вопрос. Это одна из причин, почему такого типа вопросы меньше всего нравятся респондентам, и именно они набирают наибольшее количество отказов от ответа.
Преимущество второй системы сплошной нумерации альтернатив заключается в том, что она позволяет во время обработки массива данных на ЭВМ комбинировать альтернативы и таким образом образовывать новые, так называемые искусственные, вопросы. Это значительно увеличивает общий объем информации, дает возможность полнее использовать полученные в результате опроса данные.
Код вопроса, порядковый номер всегда ставится слева перед наименованием вопроса. Код альтернативы, ее порядковый номер желательно ставить справа после наименования альтернативы и обязательно на этой же строке, продолженной после последнего слова точками, а не сплошной линией, например:
ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДОЙ?
Да, постоянно интересуюсь................................. 01
Интересуюсь, но мало.......................................... 02
Нет, не интересуюсь............................................. 03
Если код расположен слева, перед альтернативой, возникает вероятность ошибки в результате смещения кода, когда респондент после прочтения альтернативы возвращается обратно к коду, чтобы его отметить. Такие случаи бывали. Кодом, расположенным справа, после альтернативы удобнее пользоваться и здесь меньше вероятность ошибки.
Альтернативы и, соответственно, их коды могут располагаться как вертикально - сверху вниз, так и горизонтально - слева направо в зависимости от построения вопроса. Это не имеет принципиального значения кроме специально оговоренных случаев, когда того требует методика исследования. Во всяком случае респондентам удобнее пользоваться цифрами, если они располагаются слева направо, как это обычно принято, или сверху вниз. Но иногда социологи, думая только о своих задачах, забывают об этом общепринятом правиле, не учитывают, как удобнее работать респондентам, и располагают нумерацию альтернатив, как удобнее им самим, т.е. справа налево, снизу вверх или без какой-либо системы, например, в случае приписывания показателям, альтернативам и их кодам еще и каких-либо весомых значений. В этом случае сами альтернативы могут располагаться согласно порядковой нумерации, а их коды принимают весовые значения, одновременно сохраняя и кодовое обозначение. Согласно логике анализа и для удобства обработки материала сделано все правильно, но зато для респондента эта система предстает как нарушение нумерации альтернатив, что не всегда нравится опрашиваемым из-за непривычности, а привычка - большая сила.
При кодировке, конечно, нельзя смешивать коды альтернатив, обозначать разные вопросы и альтернативы одним и тем же кодом, пропускать порядковые номера (за исключением особых случаев). В этом случае отдельные вопросы и даже вся анкета могут быть забракованы или же их придется перекодировать вручную, что при большом массиве анкет оказывается весьма трудоемким делом.
Кодировка вопросов и анкеты в целом не представляет большой трудоемкости, но требует аккуратности и внимательности. От правильной кодировки зависит надежность работы инструментария, а значит и достоверность информации. Маленькая, незамеченная вовремя ошибка, допущенная при кодировке, может привести к срыву всего исследования.