Вспомогательные фразы в анкете
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
Вспомогательные фразы играют в анкете большую роль, нередко ту же, что и вспомогательные вопросы. Преимущество первых заключается в том, что, используя их, мы снимаем монотонность, возникающую от самих вопросов. Как бы ни были разнообразны вопросы, но только отвечать на них надоедает.
Вспомогательные предложения выполняют различные функции в анкете. Они служат для переключения внимания респондента на новый блок вопросов: "А сейчас мы переходим к другим вопросам. Давайте поговорим немного о Ваших интересах в области кино". Без вспомогательных, вводных фраз переход может оказаться резким и непонятным. Иногда такие вводные предложения называются связующими.
Вспомогательные предложения используются и как разъединяющие, для нейтрализации влияния одного блока вопросов на другой или одного вопроса на другой. Как уже говорилось, для этого нередко применяются вспомогательные вопросы, но иногда бывает лучше использовать повествовательное предложение:
"Мы с Вами закончили блок вопросов о Ваших интересах в области кино. А сейчас давайте поговорим о других проблемах. Возможно бывает так, что Вам не удается поехать отдыхать вместе с семьей: то не совпадает отпуск, то нет денег, то неожиданно возникают еще какие-нибудь трудности, когда наступает лето. И каждый раз приходится решать эти проблемы по-разному.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ЧАСТО ОТДЫХАЕТЕ ВМЕСТЕ С СЕМЬЕЙ?"
Это предложение построено довольно длинно и пространно. Сделано это специально, чтобы респондент имел достаточно информации и времени включиться в новую тему.
Вспомогательные предложения используются и для снятия конвенциальных ограничений, влияния общепринятых норм или соображений престижа на ответ респондента. Отвечая на тот или иной вопрос, особенно личного характера, респондент может, ориентируясь на общественное мнение, отвечать не так, как он на самом деле думает и как на самом деле поступит в том или ином случае, а так, как это общепринято или из-за стремления выставить себя в лучшем свете.
Элизабет Ноэль приводит такой пример из анализа опроса на средства мытья головы:
"Ответьте, пожалуйста, еще на несколько вопросов о Ваших привычках, связанных с мытьем волос. Многие говорят, что для волос и для кожи головы вредно слишком частое мытье. Не могли бы Вы мне сказать, когда Вы в последний раз мыли голову?"
Комментарий: пример того, как в вопросе устранить влияние конвенциальных норм, как противодействовать ответам, на которые могли бы повлиять соображения престижа".
Снятие конвенциальных норм является очень важным моментом в разработке анкеты и формулировании вопросов, но, к сожалению, оно редко используется в социологической практике. Чаще всего (намного чаще, чем мы предполагаем) из-за престижных соображений респонденты отвечают не так, как думают, или поступают на самом деле. Поэтому, учитывая суждения людей, необходимо тщательно готовить формулировку каждого вопроса, где есть опасность такого влияния, и по возможности снимать его.
Фрагмент анкеты:
"Иногда случается так, что работа выполнена не качественно, допускает брак в работе. Этому бывают разные причины: не подготовлен фронт работы, задержки с документацией, поломка машин и механизмов и пр. И часто это зависит не от самого рабочего, а от ряда объективных причин.
СКАЖИТЕ, А У ВАС БЫВАЕТ БРАК В РАБОТЕ?"
Отвечая на вопрос, допускает ли он брак в работе, респондент может при ответе слегка покривить душой из-за боязни, что его могут посчитать нерадивым, неквалифицированным работником, обвинить в нежелании и неумении трудиться. Вводная фраза, которая говорит о том, что существуют объективные причины некачественной работы, независящие от конкретного работника, снимает опасения на этот счет, и мы получаем большую вероятность добиться искреннего ответа.
Вводные предложения применяются и для усиления внимания, помогают вспомнить "давно прошедшие минуты и пролетевшие года", способствуют работе воображения.
"Представьте себе, что у Вас появилась машина времени, которая легко может перенести Вас в прошлое. Какое историческое лицо Вы хотели бы увидеть и поговорить с ним?"
Эти предложения играют большую роль в повышении заинтересованности респондента, его уверенности. В интервью для укрепления уверенности респондента в своих силах, заинтересованности, понимания необходимости и важности его работы используются высказывания интервьюера типа: "Это очень интересно", "Да, да, Вы правы" или "Вы очень хорошо сказали, что...", "Вы отлично себе представляете..." и т.д. Чаще всего этого бывает достаточно, чтобы респондент не сомневался в том, что его ответы нужны и интересны исследователю.
В заочной беседе, в анкете применяются свои приемы. Обычно для этого в анкету включаются вводные предложения типа: "Как Вы себе прекрасно представляете..." или "Вы наверняка хорошо помните", или "А сейчас нам было бы важно узнать..." и т.д. Этими и другими фразами мы как бы укрепляем уверенность респондента в том, что он все хорошо помнить, четко себе представляет, и что нам интересно его мнение и важны его ответы.
Сохранение внимания опрашиваемых всегда необходимо. Во-первых, респондент к середине анкеты начинает уставать, у него притупляется внимание, снижается желание работать над анкетой, отвечать на вопросы. Во-вторых, бывают моменты, особенно в заочной беседе, когда респондент начинает сомневаться в правильности своих ответов и их нужности. Такое состояние возникает, когда человек делает какую-нибудь новую работу и ему не с кем посоветоваться. Даже покупая галстук или костюм, мы стараемся узнать мнение хотя бы у продавца по поводу нашего выбора. Что же говорить о более сложных вещах!
Особенно незаменимы вводные предложения, когда необходимо разгрузить вопрос или описать ситуацию.
Фрагмент анкеты:
"Современная молодежь стремится быть в курсе наиболее важных событий политической жизни страны. При этом используются различные источники информации: газеты, журналы, радио, телевидение и другие. Не все эти источники равноценны для получения той или иной информации".
Далее идет серия вопросов по источникам информированности молодежи. Вот еще вопрос из анкеты для молодежи.
Фрагмент анкеты:
"Иногда высказывается мнение, что требования к нормам поведения в нашем обществе слишком мягкие, как это необходимо. Но есть и другое мнение, утверждают, что они у нас чересчур строги.
А КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?"
Если представить всю информацию, заложенную в вводном предложении в виде вопроса, то он окажется длинным, тяжеловесным и будет с трудом восприниматься респондентом. Выделяя повествовательную часть, где объясняется суть вопроса, мы тем самым разгружаем сам вопрос, сделав его более простым и легким для понимания, а значит и для ответа. В этом варианте возможность получить достоверный ответ, без сомнения, достаточно высока.
Вспомогательные предложения, как и вспомогательные вопросы, облегчают анкету, делают ее более доступной для восприятия, создают благоприятный фон для взаимопонимания респондента и исследователя.
В конце анкеты хорошо смотрится такое заключительное предложение:
"Наша анкета закончена. Вы проделали большую работу. Ваши ответы очень помогли нам в научных исследованиях.
ЕЩЕ РАЗ БОЛЬШОЕ СПАСИБО".
Не правда ли, благодарность в такой форме более выразительна, чем короткое и сухое "спасибо за ответы". Не стесняйтесь лишний раз поблагодарить и похвалить респондента. Он ведь и в самом деле заслужил благодарность, проделав большую работу как участник социологического исследования.
Вспомогательные фразы играют в анкете большую роль, нередко ту же, что и вспомогательные вопросы. Преимущество первых заключается в том, что, используя их, мы снимаем монотонность, возникающую от самих вопросов. Как бы ни были разнообразны вопросы, но только отвечать на них надоедает.
Вспомогательные предложения выполняют различные функции в анкете. Они служат для переключения внимания респондента на новый блок вопросов: "А сейчас мы переходим к другим вопросам. Давайте поговорим немного о Ваших интересах в области кино". Без вспомогательных, вводных фраз переход может оказаться резким и непонятным. Иногда такие вводные предложения называются связующими.
Вспомогательные предложения используются и как разъединяющие, для нейтрализации влияния одного блока вопросов на другой или одного вопроса на другой. Как уже говорилось, для этого нередко применяются вспомогательные вопросы, но иногда бывает лучше использовать повествовательное предложение:
"Мы с Вами закончили блок вопросов о Ваших интересах в области кино. А сейчас давайте поговорим о других проблемах. Возможно бывает так, что Вам не удается поехать отдыхать вместе с семьей: то не совпадает отпуск, то нет денег, то неожиданно возникают еще какие-нибудь трудности, когда наступает лето. И каждый раз приходится решать эти проблемы по-разному.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ЧАСТО ОТДЫХАЕТЕ ВМЕСТЕ С СЕМЬЕЙ?"
Это предложение построено довольно длинно и пространно. Сделано это специально, чтобы респондент имел достаточно информации и времени включиться в новую тему.
Вспомогательные предложения используются и для снятия конвенциальных ограничений, влияния общепринятых норм или соображений престижа на ответ респондента. Отвечая на тот или иной вопрос, особенно личного характера, респондент может, ориентируясь на общественное мнение, отвечать не так, как он на самом деле думает и как на самом деле поступит в том или ином случае, а так, как это общепринято или из-за стремления выставить себя в лучшем свете.
Элизабет Ноэль приводит такой пример из анализа опроса на средства мытья головы:
"Ответьте, пожалуйста, еще на несколько вопросов о Ваших привычках, связанных с мытьем волос. Многие говорят, что для волос и для кожи головы вредно слишком частое мытье. Не могли бы Вы мне сказать, когда Вы в последний раз мыли голову?"
Комментарий: пример того, как в вопросе устранить влияние конвенциальных норм, как противодействовать ответам, на которые могли бы повлиять соображения престижа".
Снятие конвенциальных норм является очень важным моментом в разработке анкеты и формулировании вопросов, но, к сожалению, оно редко используется в социологической практике. Чаще всего (намного чаще, чем мы предполагаем) из-за престижных соображений респонденты отвечают не так, как думают, или поступают на самом деле. Поэтому, учитывая суждения людей, необходимо тщательно готовить формулировку каждого вопроса, где есть опасность такого влияния, и по возможности снимать его.
Фрагмент анкеты:
"Иногда случается так, что работа выполнена не качественно, допускает брак в работе. Этому бывают разные причины: не подготовлен фронт работы, задержки с документацией, поломка машин и механизмов и пр. И часто это зависит не от самого рабочего, а от ряда объективных причин.
СКАЖИТЕ, А У ВАС БЫВАЕТ БРАК В РАБОТЕ?"
Отвечая на вопрос, допускает ли он брак в работе, респондент может при ответе слегка покривить душой из-за боязни, что его могут посчитать нерадивым, неквалифицированным работником, обвинить в нежелании и неумении трудиться. Вводная фраза, которая говорит о том, что существуют объективные причины некачественной работы, независящие от конкретного работника, снимает опасения на этот счет, и мы получаем большую вероятность добиться искреннего ответа.
Вводные предложения применяются и для усиления внимания, помогают вспомнить "давно прошедшие минуты и пролетевшие года", способствуют работе воображения.
"Представьте себе, что у Вас появилась машина времени, которая легко может перенести Вас в прошлое. Какое историческое лицо Вы хотели бы увидеть и поговорить с ним?"
Эти предложения играют большую роль в повышении заинтересованности респондента, его уверенности. В интервью для укрепления уверенности респондента в своих силах, заинтересованности, понимания необходимости и важности его работы используются высказывания интервьюера типа: "Это очень интересно", "Да, да, Вы правы" или "Вы очень хорошо сказали, что...", "Вы отлично себе представляете..." и т.д. Чаще всего этого бывает достаточно, чтобы респондент не сомневался в том, что его ответы нужны и интересны исследователю.
В заочной беседе, в анкете применяются свои приемы. Обычно для этого в анкету включаются вводные предложения типа: "Как Вы себе прекрасно представляете..." или "Вы наверняка хорошо помните", или "А сейчас нам было бы важно узнать..." и т.д. Этими и другими фразами мы как бы укрепляем уверенность респондента в том, что он все хорошо помнить, четко себе представляет, и что нам интересно его мнение и важны его ответы.
Сохранение внимания опрашиваемых всегда необходимо. Во-первых, респондент к середине анкеты начинает уставать, у него притупляется внимание, снижается желание работать над анкетой, отвечать на вопросы. Во-вторых, бывают моменты, особенно в заочной беседе, когда респондент начинает сомневаться в правильности своих ответов и их нужности. Такое состояние возникает, когда человек делает какую-нибудь новую работу и ему не с кем посоветоваться. Даже покупая галстук или костюм, мы стараемся узнать мнение хотя бы у продавца по поводу нашего выбора. Что же говорить о более сложных вещах!
Особенно незаменимы вводные предложения, когда необходимо разгрузить вопрос или описать ситуацию.
Фрагмент анкеты:
"Современная молодежь стремится быть в курсе наиболее важных событий политической жизни страны. При этом используются различные источники информации: газеты, журналы, радио, телевидение и другие. Не все эти источники равноценны для получения той или иной информации".
Далее идет серия вопросов по источникам информированности молодежи. Вот еще вопрос из анкеты для молодежи.
Фрагмент анкеты:
"Иногда высказывается мнение, что требования к нормам поведения в нашем обществе слишком мягкие, как это необходимо. Но есть и другое мнение, утверждают, что они у нас чересчур строги.
А КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?"
Если представить всю информацию, заложенную в вводном предложении в виде вопроса, то он окажется длинным, тяжеловесным и будет с трудом восприниматься респондентом. Выделяя повествовательную часть, где объясняется суть вопроса, мы тем самым разгружаем сам вопрос, сделав его более простым и легким для понимания, а значит и для ответа. В этом варианте возможность получить достоверный ответ, без сомнения, достаточно высока.
Вспомогательные предложения, как и вспомогательные вопросы, облегчают анкету, делают ее более доступной для восприятия, создают благоприятный фон для взаимопонимания респондента и исследователя.
В конце анкеты хорошо смотрится такое заключительное предложение:
"Наша анкета закончена. Вы проделали большую работу. Ваши ответы очень помогли нам в научных исследованиях.
ЕЩЕ РАЗ БОЛЬШОЕ СПАСИБО".
Не правда ли, благодарность в такой форме более выразительна, чем короткое и сухое "спасибо за ответы". Не стесняйтесь лишний раз поблагодарить и похвалить респондента. Он ведь и в самом деле заслужил благодарность, проделав большую работу как участник социологического исследования.