Стилистика, грамматика и язык вопроса

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 

Хорошая анкета требует хорошего языка, грамотно построенных предложений и вопросов, соблюдения правил грамматики. Такая анкета оставляет хорошее впечатление и желание работать над ней. Неряшливая анкета, написанная со стилистическими и грамматическими ошибками, тяжелым языком, вызывает чувство неловкости и недоверия.

Вопрос грамотности анкет настолько актуален, что журнал "Социологические исследования" посвящал смысловым и стилистическим несуразицам специальный раздел под названием "Парасоциологические изыскания". Редакция писала: "Долгое время этот стихийно сложившийся жанр не признавался, а парасоциологические изыскания направлялись с редакторского стола прямо в корзину. Однако возникает резонный вопрос: почему бы не выставить на всеобщее обозрение продукцию псевдосоциологов? Ведь сорняков, расцветающих на благодатной почве общественных наук, к сожалению, меньше не становится". Такую публикацию можно только приветствовать, во всяком случае без сомнения она заставит социологов более внимательно и строго относиться к своим сочинениям. Приведем несколько примеров "парасоциологических" изысканий, взятых из журнала.

Специфика сельского досуга

"Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от работы время?"

01...............................

02...............................

...................................

17 - лежание на печи, сидение на завалинке и другие виды

сельского ничегонеделания

Захотелось...

Если Вы хотели иметь ребенка, то почему именно?

- мужу хотелось стать отцом

- жене хотелось стать матерью

- .....

Социально-демографические особенности старшего поколения.

Просим Вас указать некоторые социально-демографические характеристики Ваших родственников.

                                            мужчина          женщина

дедушка                                  341                    342

бабушка                                  343                    344

Эти примеры можно дополнить еще многими. Их во всяком случае намного больше, чем хотелось бы.

Фрагмент анкеты:

         "Считаете ли Вы, что необходимо постоянно следить за своим здоровьем, периодически обращаться к врачам?"

- ...........................

- За моим здоровьем обязаны наблюдать медработники

и местный комитет...

 

К сожалению, не всегда начинающие социологи уделяют должное внимание стилистике, грамотности, языку анкеты. Почему-то считается, что как бы ни был написан вопрос, респонденты все равно его поймут, и что анкета не требует особых стилистических ухищрений. В действительности стилистика вопроса, язык анкеты самым непосредственным образом могут повлиять на достоверность ответа и соответственно на надежность данных социологического опроса. Например, из-за неточного использования слов, понятий, терминов подчас искажается смысл вопроса. В одной из анкет вопрос был задан в такой формулировке:

"ПРИМЕНЯЕТЕ ЛИ ВЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ, ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЯ В РАБОТЕ, КОТОРЫМ ВАС ОБУЧАЛИ?"

Работаю как меня обучали........................................       (     )

Иногда в работе использую и свои приемы труда...      (     )

В основном работаю по-своему.................................       (     )

Никогда не использовал приемы, которым меня

обучали.......................................................................          (     )

 

Стилистически неверно построенное предложение вопроса привело к искажению его смысла. Из текста вопроса следует, что социолога интересует, применяет ли рабочий последовательность операций при той или иной работе. Это - первое понятийное содержание, которое фиксирует опрашиваемый при первом прочтении. Из контекста альтернатив видно, что исследователя интересует совсем другое, использует ли рабочий именно ту последовательность операций, приемы и методы работы, которым его обучали. Этот смысл заложен и в тексте вопроса, но имплицитно, в неявной форме, только во втором эшелоне понятийного содержания вопроса. Вопрос в такой формулировке вызвал трудности у опрашиваемых и требовал постоянного разъяснения, особенно последней альтернативы, содержание которой "никогда не использовал..." сразу связывалось с представлением об отсутствии "последовательности операций", что, конечно, приводило респондента к логической несуразице: работа, как бы плохо она ни выполнялась, всегда состоит из какой-то последовательности операций, даже если она и не рациональная.

Не всегда стилистические недостатки имеют столь явный характер, чаще это бывают мелкие стилистические погрешности, но именно они создают неблагоприятный фон, оставляют впечатление неряшливости, неаккуратности. Все это может иногда даже подсознательно раздражать респондентов.

Стилистика вопроса, язык анкеты является одним из важнейших моментов процесса разработки методики. Прежде чем отдавать анкету на размножение, внимательно ее прочтите, проанализируйте каждое предложение и, только убедившись в полной стилистической правильности, можете считать ее готовой. Не каждый социолог может стать хорошим редактором, поэтому лучше, если этим займется профессиональный редактор, а еще лучше, если анкета пройдет весь цикл редакторской и корректорской подготовки. Тогда Вы можете быть уверены, что анкета сделана грамотно и не вызовет недоразумений.

Хорошая анкета требует хорошего языка, грамотно построенных предложений и вопросов, соблюдения правил грамматики. Такая анкета оставляет хорошее впечатление и желание работать над ней. Неряшливая анкета, написанная со стилистическими и грамматическими ошибками, тяжелым языком, вызывает чувство неловкости и недоверия.

Вопрос грамотности анкет настолько актуален, что журнал "Социологические исследования" посвящал смысловым и стилистическим несуразицам специальный раздел под названием "Парасоциологические изыскания". Редакция писала: "Долгое время этот стихийно сложившийся жанр не признавался, а парасоциологические изыскания направлялись с редакторского стола прямо в корзину. Однако возникает резонный вопрос: почему бы не выставить на всеобщее обозрение продукцию псевдосоциологов? Ведь сорняков, расцветающих на благодатной почве общественных наук, к сожалению, меньше не становится". Такую публикацию можно только приветствовать, во всяком случае без сомнения она заставит социологов более внимательно и строго относиться к своим сочинениям. Приведем несколько примеров "парасоциологических" изысканий, взятых из журнала.

Специфика сельского досуга

"Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от работы время?"

01...............................

02...............................

...................................

17 - лежание на печи, сидение на завалинке и другие виды

сельского ничегонеделания

Захотелось...

Если Вы хотели иметь ребенка, то почему именно?

- мужу хотелось стать отцом

- жене хотелось стать матерью

- .....

Социально-демографические особенности старшего поколения.

Просим Вас указать некоторые социально-демографические характеристики Ваших родственников.

                                            мужчина          женщина

дедушка                                  341                    342

бабушка                                  343                    344

Эти примеры можно дополнить еще многими. Их во всяком случае намного больше, чем хотелось бы.

Фрагмент анкеты:

         "Считаете ли Вы, что необходимо постоянно следить за своим здоровьем, периодически обращаться к врачам?"

- ...........................

- За моим здоровьем обязаны наблюдать медработники

и местный комитет...

 

К сожалению, не всегда начинающие социологи уделяют должное внимание стилистике, грамотности, языку анкеты. Почему-то считается, что как бы ни был написан вопрос, респонденты все равно его поймут, и что анкета не требует особых стилистических ухищрений. В действительности стилистика вопроса, язык анкеты самым непосредственным образом могут повлиять на достоверность ответа и соответственно на надежность данных социологического опроса. Например, из-за неточного использования слов, понятий, терминов подчас искажается смысл вопроса. В одной из анкет вопрос был задан в такой формулировке:

"ПРИМЕНЯЕТЕ ЛИ ВЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ, ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЯ В РАБОТЕ, КОТОРЫМ ВАС ОБУЧАЛИ?"

Работаю как меня обучали........................................       (     )

Иногда в работе использую и свои приемы труда...      (     )

В основном работаю по-своему.................................       (     )

Никогда не использовал приемы, которым меня

обучали.......................................................................          (     )

 

Стилистически неверно построенное предложение вопроса привело к искажению его смысла. Из текста вопроса следует, что социолога интересует, применяет ли рабочий последовательность операций при той или иной работе. Это - первое понятийное содержание, которое фиксирует опрашиваемый при первом прочтении. Из контекста альтернатив видно, что исследователя интересует совсем другое, использует ли рабочий именно ту последовательность операций, приемы и методы работы, которым его обучали. Этот смысл заложен и в тексте вопроса, но имплицитно, в неявной форме, только во втором эшелоне понятийного содержания вопроса. Вопрос в такой формулировке вызвал трудности у опрашиваемых и требовал постоянного разъяснения, особенно последней альтернативы, содержание которой "никогда не использовал..." сразу связывалось с представлением об отсутствии "последовательности операций", что, конечно, приводило респондента к логической несуразице: работа, как бы плохо она ни выполнялась, всегда состоит из какой-то последовательности операций, даже если она и не рациональная.

Не всегда стилистические недостатки имеют столь явный характер, чаще это бывают мелкие стилистические погрешности, но именно они создают неблагоприятный фон, оставляют впечатление неряшливости, неаккуратности. Все это может иногда даже подсознательно раздражать респондентов.

Стилистика вопроса, язык анкеты является одним из важнейших моментов процесса разработки методики. Прежде чем отдавать анкету на размножение, внимательно ее прочтите, проанализируйте каждое предложение и, только убедившись в полной стилистической правильности, можете считать ее готовой. Не каждый социолог может стать хорошим редактором, поэтому лучше, если этим займется профессиональный редактор, а еще лучше, если анкета пройдет весь цикл редакторской и корректорской подготовки. Тогда Вы можете быть уверены, что анкета сделана грамотно и не вызовет недоразумений.