Ложные альтернативы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40  42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 

До сих пор говорилось об истинных альтернативах, в том смысле, что каждая из них может быть ответом на поставленный вопрос. Независимо от того, выбрали респонденты предложенную альтернативу или нет, она остается истинной, т.е. несет в себе содержательный ответ на поставленный вопрос. В самом деле, в вопросе "Где Вы познакомились со своей женой?" все предложенные альтернативы (вместе работали, на курорте, встретились случайно на улице, в метро, познакомили родственники, друзья и т.д.) являются истинными, поскольку каждая из них может быть ответом на поставленный вопрос. Даже  такое самое невероятное место знакомства, как космический корабль (познакомились во время полета на космическом корабле), может быть истинным если не сегодня, то в ближайшем будущем, во всяком случае полностью не исключено. Данная альтернатива истинна потому, что несет в себе какую-то часть информации, заложенной в вопросе, независимо от того, будет ли она востребована или нет.

Но есть альтернативы, которые ни при каких условиях не могут быть истинными, т.е. не могут быть ответом на поставленный вопрос. Так, все ответы на вопрос "При какой температуре закипает вода?" являются ложными кроме одного - при 1000. Или вопрос "Куда впадает Волга?". Варианты ответа: в Черное море, в Азовское море, в Тихий океан являются ложными, т.е. ни один из них не может быть ответом на поставленный вопрос ни при каких условиях.

Но это ложные альтернативы в явной форме. Однако существуют ложные альтернативы в неявной форме, которые с первого взгляда трудно отличить от истинных. Они могут образоваться в результате или незнания социологом области действия данного вопроса, или неумения составить вопрос, или же по каким-либо другим причинам.

Естественно, что вопрос с ложными альтернативами не имеет смысла. Какую бы альтернативу не выбрал респондент, она не будет ответом на поставленный вопрос. Вопрос имеет смысл только в том случае, если хотя бы одна альтернатива из предложенного ряда является истинной. т.е. ответом на поставленный вопрос. Примером может служить сдача экзаменов на водительские права, где экзаменуемому предлагают вопрос с набором ответов, в котором только один верный. Выбранный ответ говорит о знании или незнании правил дорожного движения. Если все предложенные варианты ответа будут ложными, то вопрос по правилам дорожного движения теряет смысл.

Но было бы неправильно говорить, что задавать ложные альтернативы не имеет смысла. В некоторых случаях ложные альтернативы необходимы, поскольку они позволяют решить определенные специфические задачи исследования. Так, в примере с вопросами по дорожному движению формулирование только истинных альтернатив приводит к тому, что вопрос так же теряет смысл, и только включение ложных альтернатив восстанавливает его.

В социологических исследованиях может возникнуть задача проверки знания респондента, его информированности, стремления приукрасить себя, выявить его склонность к неискренности и пр. (обычно это бывают контрольные вопросы). Тогда исследователь может построить вопрос с одной истинной альтернативной или с двумя-тремя ложными. Те, кто выбрал истинную альтернативу, попадают в группу информированных, знающих и пр., а те, кто выбрал ложную, попадают в группу не информированных, не знающих и пр.

Другое дело, что исследователь не всегда сам может предложить истинную альтернативу, которая будет ответом на поставленный вопрос. В данном случае социолог только предполагает, что предложенная альтернатива истинна. Так, в вопросе о том, почему люди увольняются с предприятия, может быть предложено большое количество альтернатив, которые, с точки зрения исследователя, могут быть истинными, и по которым ему необходимо только определить распределение респондентов. Но социолог может поставить и такую альтернативу, которая ни при каких условиях не будет истинной. т.е. не будет отвечать содержанию вопроса. Правда, если ни один респондент не выбрал ту или иную альтернативу, это еще не значит, что она не истинная. Для данной группы респондентов она может быть  не истинная.

К сожалению проблема истинности и ложности альтернатив (в том смысле, как это было указано выше) не разработана в социологической литературе, хотя она без сомнения заслуживает большего внимания социологов, поскольку правильное использование данного типа альтернатив, их возможности могут способствовать успешному решению тех или иных специфических задач социологического исследования.

 

Ситуативные и образные вопросы

 

     Прямой вопрос - не всегда лучший путь к решению

 исследовательской задачи

   Как уже говорилось, особенностью мотивационного вопроса является то, что содержащиеся в нем понятия не всегда могут быть однозначно интерпретированы  иссле-

дователем и респондентом. И в самом деле, что это такое "сплоченная группа". В одном случае "сплоченная"  означает группа, в которой все члены связаны дружбой, в другом, где имеется дружное, крепкое ядро, в третьем случае - члены группы хотя и не дружат, но не допускают никаких конфликтов. Понимание респондентами данного понятия может отличаться от той интерпретации "сплоченности", которую предполагает социолог. У исследователя никогда не может быть полной уверенности в том, что он и респондент говорят на одном языке, об одном и том же, одинаково понимая предложенные понятия.

Для того чтобы говорить на одном языке, социолог должен соотнести свое понимание явления с пониманием его респондентом. Здесь большую помощью могут оказать ситуационные вопросы. Это означает, что социолог, вместо того чтобы задать прямой вопрос типа "Скажите, пожалуйста, Ваша группа сплоченная?", описывает некоторую ситуацию, приводит конкретные примеры из жизни группы и поведения его членов, которые показывают, согласно пониманию исследователя, что такое сплоченный, мало сплоченный и не сплоченный. Опрашиваемый выбирает ту или иную ситуацию, тем самым соглашаясь или не соглашаясь с предложенным исследователем пониманием. Определяя, насколько сплочена или не сплочена изучаемая группа, социолог вообще может не употреблять понятие "сплоченная". Респондентам оно в данном случае не нужно, поскольку они оперируют уже не понятиями, а конкретными примерами из жизни группы.

Ниже приводится пример ситуационного вопроса по изучению уровня сплоченности коллектива.

Обращение к респонденту:

 

"Ниже мы предлагаем Вам три ситуации, которые могут сложиться или бывали в Вашем коллективе. Выберите ту из них, которая больше всего соответствует Вашему коллективу, чаще всего проявляется или может проявиться в нем:

Ситуация № 1

Молодой рабочий Иванов А.А. обратился с просьбой к старшему товарищу, чтобы он помог ему в работе, которая у него не получается или которую он не успевает сделать вовремя. Тот охотно ему помог, более того, привлек к этому и других членов бригады. Вместе работа была быстро и хорошо выполнена............ ....... ………….………….…….

Ситуация № 2

В конце квартала рабочим выдали премию, все остались довольны премией, за исключением некоторых, которые посчитали, что их вознаградили меньше всех, хотя они работали, по их мнению, наравне со всеми. После этого они стали выяснять, кому и за что выдали премию..................…   

Ситуация № 3

В конце года, как говорится, план "горел" и требовалось поработать сверх положенного, чтобы его дотянуть. Обращение начальника участка поработать во вторую смену большинство членов бригады не приняло, ссылаясь на то, много дел дома и что они и так много работают...….. "

 

 

 

 

 

…01

 

…02

 

…03

 

Социолог предложил три ситуации, которые, по его мнению, соответствуют тому или иному уровню сплоченности коллектива. Респондент, выбирая одну из них, показывает тем самым каков уровень сплоченности его коллектива.

Приведем еще пример использования образных ситуационных вопросов-суждений, взятые из анкеты А. Гречина (ИСИ АН СССР, 1975 г.) по исследованию правосознания и его роли в развитии трудовой и общественно-политической активности рабочих.

 

 

В данном коллективе возникло несколько конфликтных ситуаций. Ознакомьтесь с каждой из них и укажите наиболее правильное решение.

Ситуация № 1

В весьма грубой форме мастер приказал Кириллову выполнить определенную работу. Последний отказался, ссылаясь на грубость, хотя работа входила в его обязанности. При обсуждении этого случая в коллективе, поскольку отказ привел к срыву плана, было высказано несколько мнений. С каким из них Вы согласны?

 

Кириллов обязан был выполнить задание, но после этого поставить вопрос перед администрацией о грубости мастера …………………………………………………...

Работу выполнить он был обязан, но после того, как мастер извинился бы ..................................... ……………

Выполнять работу Кириллов не должен был, так как никому не позволено грубить .................…………………

Какое-либо другое мнение (какое именно)  _______

___________________________________________

      Затрудняюсь ответить.......................................… ……

 

Ситуация № 2

Бригада рабочих, в которой состоит Гаврилов, на протяжении рабочего дня простояла из-за недоставки необходимого материала. Прибывший в бригаду руководитель предприятия на вопрос об обеспечения работой на следующий день дал неопределенный ответ. Гаврилов на следующий день на работу не явился. Поступок Гаврилова обсуждался в бригаде, и был высказан ряд суждений. С каким из них Вы бы согласились?

 

Прогульщика надо строго осудить, так как в любом случае он должен был явиться на работу...............…………

Поскольку не было точно известно, будет ли бригада обеспечена работой на завтра, Гаврилову надо было все-таки выйти на работу……………………………………

Гаврилов, подвел товарищей, но работы все-таки не было……………………………………………………………..

Прав он или нет - неважно. Главное, администрация должна заботиться о том, чтобы у всех была работа. Тогда и прогулов не будет …………………………………....

Бессмысленно выходить на работу, когда нечего делать. Можно заняться другим полезным делом.............……

Какое-либо другое мнение (напишите______

______________________________________   

Затрудняюсь ответить..................................………...

 

Ситуация № 3

В цехе, где работает Зайцев, из-за бесхозяйственности руководства несколько месяцев стояли под открытым небом и ржавели очень ценные приборы. Зайцев видел, что они все-таки пропадут, придут в негодность, и, так как эти приборы были ему очень нужны для его любительских увлечений, один из них он унес домой тайком. Как бы Вы оценили поступок Зайцева?

 

Зайцев должен был обратиться к администрации и общественным организациям для принятия мер по сохранности прибора и ни в коем случае не уносить его с предприятия...............……………………………………………….

Может быть, шума поднимать и не надо, так как все видели, что приборы пропадают, но уносить прибор все-таки не стоило, он же не принадлежит Зайцеву………

Если бы Зайцев прибор не взял, то он все равно бы пропал, а так он принес ему большую пользу……………….

Какое-либо другое мнение ______________________

_____________________________________________

Затрудняюсь ответить……………………………….

 

 

 

 

 

…01

 

…02

 

…03

 

….04

 

 

 

…01

 

…02

 

…03

 

…04

 

…05

 

…06

 

 

 

 

 

…01

 

…02

 

…03

 

…04

 

 

Прямой вопрос - не всегда самый лучший и короткий путь к решению поставленной исследователем задачи, хотя он привлекателен своей лаконичностью. Преимущество ситуационных вопросов по сравнению с так называемыми прямыми вопросами заключается в том, что они представляют явление или процесс в некоторой конкретной, образной, можно сказать, осязаемой форме. Выбирая ту или иную ситуацию, предложенную исследователем, респондент высказывает свое отношение к изучаемому объекту. В ряде случаев, когда используется сложное понятие или когда респонденту предлагается решить ряд сложных исследовательских задач, это облегчает работу опрашиваемых и способствует получению более точных результатов. Ситуативные вопросы, как правило, легко воспринимаются и не представляют большого труда для понимания смысла вопроса и ответа на него. Однако у ситуативных вопросов есть свои недостатки, именно:

1. Их многословность. Если в прямом вопросе можно обойтись двумя-тремя словами, то в ситуативных приходится строить не одно предложение. Это усложняет анкету, делает ее многословной и тяжеловесной, притупляет внимание опрашиваемых. Указанный недостаток преодолевается, если ситуативные вопросы интересны, впечатляющи и увлекательны.

2. Не известная ситуация. Та или иная ситуация, построенная исследователем, может оказаться незнакомой респондентам или нетипичной для изучаемого коллектива, группы. Так, выясняя уровень сплоченности коллектива, можно построить ситуацию, в которой показывается, как члены коллектива совместно проводят свободное время, скажем, на рыбалке. Однако такая ситуация может быть совершенно нетипичной для изучаемого коллектива, и респонденты ее не выберут, хотя это совсем не значит, что коллектив не сплочен. Поэтому необходимо показывать типичные, повторяющиеся ситуации или хотя бы возможные в повседневной жизни изучаемой группы.

3. Вероятность случайного выбора той или иной предлагаемой ситуации. Дело в том, что, выбирая ту или иную ситуацию, респондент может предпочесть ее под влиянием случайного, сиюминутного фактора, особенно в случаях, где проявляются эмоции, определяемые настроением и положением, в котором в данный момент находится опрашиваемый. Если мы спрашиваем об отношениях респондента со своим непосредственным руководителем и соответственно строим ряд ситуаций, то выбор одной из них может быть продиктован конфликтной ситуацией, сложившейся, например, час назад и вовсе не характерной в целом для их отношений. Имеющиеся в данный момент отношения в той или иной степени могут оказать влияние на ответ респондента, сколько бы он ни старался быть объективным. Так, в одном из исследований анкета содержала такой вопрос: "Скажите, пожалуйста, были ли у Вас в день заполнения настоящей анкеты какие-либо неприятности на работе, например, испортились отношения с начальником, поругался с товарищами по работе и пр.?" (с альтернативой "да", "нет"). Параллельно были сформулированы еще два вопроса: по ориентации на увольнение и о мотивах увольнения.

Как показал результат опроса, в группе опрошенных, имевших в день опроса конфликтные ситуации, резко возросло количество ориентированных на увольнение по причине не сложившихся отношений в коллективе. Это позволяет сделать вывод, полностью подтвердивший нашу гипотезу о том, что конкретная ситуация оказывает большее или меньшее влияние на ответы респондентов. Полностью нивелировать воздействие сиюминутной ситуации, случайных отклонений нельзя, но снизить их влияние на результаты исследования путем введения двух-трех контрольных вопросов можно.

Ситуативные вопросы используются в анкетах сравнительно редко, как уже отмечалось, из-за их многословности и сложности построения. Такие вопросы требуют от исследователя немалой выдумки, фантазии, владения образной формой. Разработка ситуативных вопросов весьма сложна, но затраченные усилия окупаются получением более точной информации.

Вопросы в картинках. Самый емкий канал передачи и получения информации - изобразительный. Если вы хотите быстро, в полном объеме и впечатляюще донести информацию до человека, то лучше всего представить ее в наглядной форме. Ребенок тычет пальчиком в книжку и спрашивает: "Это кто?" - "Жираф", - отвечают ему. И он уже не спутает его с другими животными. В иллюстрированном журнале на развороте фотография: маленькая симпатичная девочка с бантиками вставляет цветок в ствол автомата солдата. И через одну эту фотографию мы воспринимаем такой объем информации, такой заряд эмоционального воздействия, что если бы все это изложить словами, то не хватило бы и тысячи страниц.

Вы, наверное, замечали, как при обсуждении какого-либо вопроса невольно тянется "рука к перу, перо к бумаге", чтобы наглядно изобразить свою мысль, сделать ее более понятной собеседнику. Наглядность - самый универсальный язык во все времена и для всех народов.

Почему бы не использовать этот прием и в социологической анкете при построении того или иного вопроса?

Мы показываем респонденту картинку, на которой изображено, как муж, препираясь с женой, в пылу гнева размахивая руками, в виде спирали взвивается к потолку. Под рисунком вопрос: "Бывает ли так, что муж приходит домой "взвинченным"?" Шуточная картинка несет в себе необходимый объем информации. И, очевидно, ни у одного респондента не возникнет сомнения в понимании слова и состояния "взвинченный".

К сожалению, в отечественной практике социологических исследований почти не используется метод изобразительного представления. По-видимому, на то есть свои причины. Для того чтобы исполнить замысел, необходимы хороший художник и хорошая полиграфическая база. Если уж применять метод наглядности, то делать это следует на высоком художественном уровне. Не каждая социологическая лаборатория может позволить себе такое дорогое удовольствие. Другая причина заключается в том, что начинающие социологи не всегда представляют себе содержательное значение и функции рисунка в социологическом опросе.

До сих пор говорилось об истинных альтернативах, в том смысле, что каждая из них может быть ответом на поставленный вопрос. Независимо от того, выбрали респонденты предложенную альтернативу или нет, она остается истинной, т.е. несет в себе содержательный ответ на поставленный вопрос. В самом деле, в вопросе "Где Вы познакомились со своей женой?" все предложенные альтернативы (вместе работали, на курорте, встретились случайно на улице, в метро, познакомили родственники, друзья и т.д.) являются истинными, поскольку каждая из них может быть ответом на поставленный вопрос. Даже  такое самое невероятное место знакомства, как космический корабль (познакомились во время полета на космическом корабле), может быть истинным если не сегодня, то в ближайшем будущем, во всяком случае полностью не исключено. Данная альтернатива истинна потому, что несет в себе какую-то часть информации, заложенной в вопросе, независимо от того, будет ли она востребована или нет.

Но есть альтернативы, которые ни при каких условиях не могут быть истинными, т.е. не могут быть ответом на поставленный вопрос. Так, все ответы на вопрос "При какой температуре закипает вода?" являются ложными кроме одного - при 1000. Или вопрос "Куда впадает Волга?". Варианты ответа: в Черное море, в Азовское море, в Тихий океан являются ложными, т.е. ни один из них не может быть ответом на поставленный вопрос ни при каких условиях.

Но это ложные альтернативы в явной форме. Однако существуют ложные альтернативы в неявной форме, которые с первого взгляда трудно отличить от истинных. Они могут образоваться в результате или незнания социологом области действия данного вопроса, или неумения составить вопрос, или же по каким-либо другим причинам.

Естественно, что вопрос с ложными альтернативами не имеет смысла. Какую бы альтернативу не выбрал респондент, она не будет ответом на поставленный вопрос. Вопрос имеет смысл только в том случае, если хотя бы одна альтернатива из предложенного ряда является истинной. т.е. ответом на поставленный вопрос. Примером может служить сдача экзаменов на водительские права, где экзаменуемому предлагают вопрос с набором ответов, в котором только один верный. Выбранный ответ говорит о знании или незнании правил дорожного движения. Если все предложенные варианты ответа будут ложными, то вопрос по правилам дорожного движения теряет смысл.

Но было бы неправильно говорить, что задавать ложные альтернативы не имеет смысла. В некоторых случаях ложные альтернативы необходимы, поскольку они позволяют решить определенные специфические задачи исследования. Так, в примере с вопросами по дорожному движению формулирование только истинных альтернатив приводит к тому, что вопрос так же теряет смысл, и только включение ложных альтернатив восстанавливает его.

В социологических исследованиях может возникнуть задача проверки знания респондента, его информированности, стремления приукрасить себя, выявить его склонность к неискренности и пр. (обычно это бывают контрольные вопросы). Тогда исследователь может построить вопрос с одной истинной альтернативной или с двумя-тремя ложными. Те, кто выбрал истинную альтернативу, попадают в группу информированных, знающих и пр., а те, кто выбрал ложную, попадают в группу не информированных, не знающих и пр.

Другое дело, что исследователь не всегда сам может предложить истинную альтернативу, которая будет ответом на поставленный вопрос. В данном случае социолог только предполагает, что предложенная альтернатива истинна. Так, в вопросе о том, почему люди увольняются с предприятия, может быть предложено большое количество альтернатив, которые, с точки зрения исследователя, могут быть истинными, и по которым ему необходимо только определить распределение респондентов. Но социолог может поставить и такую альтернативу, которая ни при каких условиях не будет истинной. т.е. не будет отвечать содержанию вопроса. Правда, если ни один респондент не выбрал ту или иную альтернативу, это еще не значит, что она не истинная. Для данной группы респондентов она может быть  не истинная.

К сожалению проблема истинности и ложности альтернатив (в том смысле, как это было указано выше) не разработана в социологической литературе, хотя она без сомнения заслуживает большего внимания социологов, поскольку правильное использование данного типа альтернатив, их возможности могут способствовать успешному решению тех или иных специфических задач социологического исследования.

 

Ситуативные и образные вопросы

 

     Прямой вопрос - не всегда лучший путь к решению

 исследовательской задачи

   Как уже говорилось, особенностью мотивационного вопроса является то, что содержащиеся в нем понятия не всегда могут быть однозначно интерпретированы  иссле-

дователем и респондентом. И в самом деле, что это такое "сплоченная группа". В одном случае "сплоченная"  означает группа, в которой все члены связаны дружбой, в другом, где имеется дружное, крепкое ядро, в третьем случае - члены группы хотя и не дружат, но не допускают никаких конфликтов. Понимание респондентами данного понятия может отличаться от той интерпретации "сплоченности", которую предполагает социолог. У исследователя никогда не может быть полной уверенности в том, что он и респондент говорят на одном языке, об одном и том же, одинаково понимая предложенные понятия.

Для того чтобы говорить на одном языке, социолог должен соотнести свое понимание явления с пониманием его респондентом. Здесь большую помощью могут оказать ситуационные вопросы. Это означает, что социолог, вместо того чтобы задать прямой вопрос типа "Скажите, пожалуйста, Ваша группа сплоченная?", описывает некоторую ситуацию, приводит конкретные примеры из жизни группы и поведения его членов, которые показывают, согласно пониманию исследователя, что такое сплоченный, мало сплоченный и не сплоченный. Опрашиваемый выбирает ту или иную ситуацию, тем самым соглашаясь или не соглашаясь с предложенным исследователем пониманием. Определяя, насколько сплочена или не сплочена изучаемая группа, социолог вообще может не употреблять понятие "сплоченная". Респондентам оно в данном случае не нужно, поскольку они оперируют уже не понятиями, а конкретными примерами из жизни группы.

Ниже приводится пример ситуационного вопроса по изучению уровня сплоченности коллектива.

Обращение к респонденту:

 

"Ниже мы предлагаем Вам три ситуации, которые могут сложиться или бывали в Вашем коллективе. Выберите ту из них, которая больше всего соответствует Вашему коллективу, чаще всего проявляется или может проявиться в нем:

Ситуация № 1

Молодой рабочий Иванов А.А. обратился с просьбой к старшему товарищу, чтобы он помог ему в работе, которая у него не получается или которую он не успевает сделать вовремя. Тот охотно ему помог, более того, привлек к этому и других членов бригады. Вместе работа была быстро и хорошо выполнена............ ....... ………….………….…….

Ситуация № 2

В конце квартала рабочим выдали премию, все остались довольны премией, за исключением некоторых, которые посчитали, что их вознаградили меньше всех, хотя они работали, по их мнению, наравне со всеми. После этого они стали выяснять, кому и за что выдали премию..................…   

Ситуация № 3

В конце года, как говорится, план "горел" и требовалось поработать сверх положенного, чтобы его дотянуть. Обращение начальника участка поработать во вторую смену большинство членов бригады не приняло, ссылаясь на то, много дел дома и что они и так много работают...….. "

 

 

 

 

 

…01

 

…02

 

…03

 

Социолог предложил три ситуации, которые, по его мнению, соответствуют тому или иному уровню сплоченности коллектива. Респондент, выбирая одну из них, показывает тем самым каков уровень сплоченности его коллектива.

Приведем еще пример использования образных ситуационных вопросов-суждений, взятые из анкеты А. Гречина (ИСИ АН СССР, 1975 г.) по исследованию правосознания и его роли в развитии трудовой и общественно-политической активности рабочих.

 

 

В данном коллективе возникло несколько конфликтных ситуаций. Ознакомьтесь с каждой из них и укажите наиболее правильное решение.

Ситуация № 1

В весьма грубой форме мастер приказал Кириллову выполнить определенную работу. Последний отказался, ссылаясь на грубость, хотя работа входила в его обязанности. При обсуждении этого случая в коллективе, поскольку отказ привел к срыву плана, было высказано несколько мнений. С каким из них Вы согласны?

 

Кириллов обязан был выполнить задание, но после этого поставить вопрос перед администрацией о грубости мастера …………………………………………………...

Работу выполнить он был обязан, но после того, как мастер извинился бы ..................................... ……………

Выполнять работу Кириллов не должен был, так как никому не позволено грубить .................…………………

Какое-либо другое мнение (какое именно)  _______

___________________________________________

      Затрудняюсь ответить.......................................… ……

 

Ситуация № 2

Бригада рабочих, в которой состоит Гаврилов, на протяжении рабочего дня простояла из-за недоставки необходимого материала. Прибывший в бригаду руководитель предприятия на вопрос об обеспечения работой на следующий день дал неопределенный ответ. Гаврилов на следующий день на работу не явился. Поступок Гаврилова обсуждался в бригаде, и был высказан ряд суждений. С каким из них Вы бы согласились?

 

Прогульщика надо строго осудить, так как в любом случае он должен был явиться на работу...............…………

Поскольку не было точно известно, будет ли бригада обеспечена работой на завтра, Гаврилову надо было все-таки выйти на работу……………………………………

Гаврилов, подвел товарищей, но работы все-таки не было……………………………………………………………..

Прав он или нет - неважно. Главное, администрация должна заботиться о том, чтобы у всех была работа. Тогда и прогулов не будет …………………………………....

Бессмысленно выходить на работу, когда нечего делать. Можно заняться другим полезным делом.............……

Какое-либо другое мнение (напишите______

______________________________________   

Затрудняюсь ответить..................................………...

 

Ситуация № 3

В цехе, где работает Зайцев, из-за бесхозяйственности руководства несколько месяцев стояли под открытым небом и ржавели очень ценные приборы. Зайцев видел, что они все-таки пропадут, придут в негодность, и, так как эти приборы были ему очень нужны для его любительских увлечений, один из них он унес домой тайком. Как бы Вы оценили поступок Зайцева?

 

Зайцев должен был обратиться к администрации и общественным организациям для принятия мер по сохранности прибора и ни в коем случае не уносить его с предприятия...............……………………………………………….

Может быть, шума поднимать и не надо, так как все видели, что приборы пропадают, но уносить прибор все-таки не стоило, он же не принадлежит Зайцеву………

Если бы Зайцев прибор не взял, то он все равно бы пропал, а так он принес ему большую пользу……………….

Какое-либо другое мнение ______________________

_____________________________________________

Затрудняюсь ответить……………………………….

 

 

 

 

 

…01

 

…02

 

…03

 

….04

 

 

 

…01

 

…02

 

…03

 

…04

 

…05

 

…06

 

 

 

 

 

…01

 

…02

 

…03

 

…04

 

 

Прямой вопрос - не всегда самый лучший и короткий путь к решению поставленной исследователем задачи, хотя он привлекателен своей лаконичностью. Преимущество ситуационных вопросов по сравнению с так называемыми прямыми вопросами заключается в том, что они представляют явление или процесс в некоторой конкретной, образной, можно сказать, осязаемой форме. Выбирая ту или иную ситуацию, предложенную исследователем, респондент высказывает свое отношение к изучаемому объекту. В ряде случаев, когда используется сложное понятие или когда респонденту предлагается решить ряд сложных исследовательских задач, это облегчает работу опрашиваемых и способствует получению более точных результатов. Ситуативные вопросы, как правило, легко воспринимаются и не представляют большого труда для понимания смысла вопроса и ответа на него. Однако у ситуативных вопросов есть свои недостатки, именно:

1. Их многословность. Если в прямом вопросе можно обойтись двумя-тремя словами, то в ситуативных приходится строить не одно предложение. Это усложняет анкету, делает ее многословной и тяжеловесной, притупляет внимание опрашиваемых. Указанный недостаток преодолевается, если ситуативные вопросы интересны, впечатляющи и увлекательны.

2. Не известная ситуация. Та или иная ситуация, построенная исследователем, может оказаться незнакомой респондентам или нетипичной для изучаемого коллектива, группы. Так, выясняя уровень сплоченности коллектива, можно построить ситуацию, в которой показывается, как члены коллектива совместно проводят свободное время, скажем, на рыбалке. Однако такая ситуация может быть совершенно нетипичной для изучаемого коллектива, и респонденты ее не выберут, хотя это совсем не значит, что коллектив не сплочен. Поэтому необходимо показывать типичные, повторяющиеся ситуации или хотя бы возможные в повседневной жизни изучаемой группы.

3. Вероятность случайного выбора той или иной предлагаемой ситуации. Дело в том, что, выбирая ту или иную ситуацию, респондент может предпочесть ее под влиянием случайного, сиюминутного фактора, особенно в случаях, где проявляются эмоции, определяемые настроением и положением, в котором в данный момент находится опрашиваемый. Если мы спрашиваем об отношениях респондента со своим непосредственным руководителем и соответственно строим ряд ситуаций, то выбор одной из них может быть продиктован конфликтной ситуацией, сложившейся, например, час назад и вовсе не характерной в целом для их отношений. Имеющиеся в данный момент отношения в той или иной степени могут оказать влияние на ответ респондента, сколько бы он ни старался быть объективным. Так, в одном из исследований анкета содержала такой вопрос: "Скажите, пожалуйста, были ли у Вас в день заполнения настоящей анкеты какие-либо неприятности на работе, например, испортились отношения с начальником, поругался с товарищами по работе и пр.?" (с альтернативой "да", "нет"). Параллельно были сформулированы еще два вопроса: по ориентации на увольнение и о мотивах увольнения.

Как показал результат опроса, в группе опрошенных, имевших в день опроса конфликтные ситуации, резко возросло количество ориентированных на увольнение по причине не сложившихся отношений в коллективе. Это позволяет сделать вывод, полностью подтвердивший нашу гипотезу о том, что конкретная ситуация оказывает большее или меньшее влияние на ответы респондентов. Полностью нивелировать воздействие сиюминутной ситуации, случайных отклонений нельзя, но снизить их влияние на результаты исследования путем введения двух-трех контрольных вопросов можно.

Ситуативные вопросы используются в анкетах сравнительно редко, как уже отмечалось, из-за их многословности и сложности построения. Такие вопросы требуют от исследователя немалой выдумки, фантазии, владения образной формой. Разработка ситуативных вопросов весьма сложна, но затраченные усилия окупаются получением более точной информации.

Вопросы в картинках. Самый емкий канал передачи и получения информации - изобразительный. Если вы хотите быстро, в полном объеме и впечатляюще донести информацию до человека, то лучше всего представить ее в наглядной форме. Ребенок тычет пальчиком в книжку и спрашивает: "Это кто?" - "Жираф", - отвечают ему. И он уже не спутает его с другими животными. В иллюстрированном журнале на развороте фотография: маленькая симпатичная девочка с бантиками вставляет цветок в ствол автомата солдата. И через одну эту фотографию мы воспринимаем такой объем информации, такой заряд эмоционального воздействия, что если бы все это изложить словами, то не хватило бы и тысячи страниц.

Вы, наверное, замечали, как при обсуждении какого-либо вопроса невольно тянется "рука к перу, перо к бумаге", чтобы наглядно изобразить свою мысль, сделать ее более понятной собеседнику. Наглядность - самый универсальный язык во все времена и для всех народов.

Почему бы не использовать этот прием и в социологической анкете при построении того или иного вопроса?

Мы показываем респонденту картинку, на которой изображено, как муж, препираясь с женой, в пылу гнева размахивая руками, в виде спирали взвивается к потолку. Под рисунком вопрос: "Бывает ли так, что муж приходит домой "взвинченным"?" Шуточная картинка несет в себе необходимый объем информации. И, очевидно, ни у одного респондента не возникнет сомнения в понимании слова и состояния "взвинченный".

К сожалению, в отечественной практике социологических исследований почти не используется метод изобразительного представления. По-видимому, на то есть свои причины. Для того чтобы исполнить замысел, необходимы хороший художник и хорошая полиграфическая база. Если уж применять метод наглядности, то делать это следует на высоком художественном уровне. Не каждая социологическая лаборатория может позволить себе такое дорогое удовольствие. Другая причина заключается в том, что начинающие социологи не всегда представляют себе содержательное значение и функции рисунка в социологическом опросе.