Речь убыстряется.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 

Появляется "агрессивность и виноватый" смех.

Спонтанное проявление глубоких личностных особенностей.

Изменяется манера поведения.

Читатель может увидеть, что произойдет, если вдруг вы перестанете каким-либо образом реагировать на речь собеседника. Через несколько минут своей речи собеседник остановится и в обязательном порядке задаст вопрос в той или иной форме, а правильно ли его понимают, почему нет реакции на его слова и пр. И обычно это выражается в негативной, даже агрессивной интонации.

В равной степени потребность в обратной связи касается и анкетного проса, особенность которого заключается в том, что респондент всегда находится в положении человека без обратной связи и тем самым лишен возможности по реакции исследователя контролировать свое поведение, в данном случае ответы. В результате у респондента в ходе работы над анкетой появляется неуверенность в себе, в правильности поиска и в нахождении ответа. Он начинает проявлять большую осторожность в ответах, у него чаще возникают неопределенные ситуации, острое желание спросить, проверить, проконтролировать себя, правильность своей работы, т.е. появляется острая потребность в обратной связи.

Насколько сильно это желание показывает практика социологического исследования и эксперименты. Так, например, большинство респондентов обращаются к анкетерам с вопросами при заполнении анкеты. Анализ показывает, что в этих вопросах, как правило, выражается потребность респондентов в контроле со стороны анкетера за своими действиями и правильно ли он делает. Правильно ли отмечает в анкете выбранные ответы. Так ли обводит кружком выбранный ответ, правильно ли отвечает на тот или иной вопрос.

Особенно это видно во время коллективного заполнения анкет, т.е. когда в одной комнате собраны несколько респондентов и каждый заполняет свою анкету. Как бы анкетер ни предупреждал их не советоваться, они всегда это делают, обращаются друг к другу с вопросами, за помощью по сути дела опять же только за тем, чтобы утвердиться в правильности своих действий, т.е. удовлетворяют потребность в обратной связи.

Такая же картина наблюдается и при эксперименте. В ряде исследований был задан вопрос: "При заполнении анкеты Вы к кому-нибудь обращались с вопросами по поводу правильности ответа на отдельные вопросы и пр.?"

Были получены следующие ответы:

К анкетеру......................................................     90%

К товарищу по работе....................................   72%

К тому, кто также заполнял анкету.............. 56%

К бригадиру, начальнику...........................……..   6%

К родственникам, знакомым пр.

(для тех, кто  брал анкету домой).................. 100%

 

Разницы в качестве заполнения анкеты и их содержании между теми, кто советовался, и теми, кто не советовался ни с кем, практически не было.

Исследователь при инструктаже анкетеров призывает их не вмешиваться в работу респондентов, не подсказывать им, как надо отвечать на тот или иной вопрос (кроме технической стороны дела), предлагает оставить респондента один на один с анкетой и тем самым исключить влияние анкетера и сохранить девственную чистоту процесса заполнения анкеты. Однако, учитывая вышеизложенное, такой подход, по всей видимоссти, не совсем правильный. При всем том, что анкетер безусловно не должен оказывать влияния на содержание ответа респондентов, нельзя строго изолировать их друг от друга. При инструктаже необходимо подчеркивать необходимость сохранения и поддержания обратной связи с респондентами, чтобы вселять в них уверенность в правильности их действий.

В тексте анкеты можно различными способами устанавливать обратную связь респондентов с исследователем. Например с помощь вводных слов: "Как хорошо Вы знаете..." или "Как Вам наверно известно...", или "Вы прекрасно понимаете...", или "Вы это хорошо знаете, умете, делаете" и пр.

 

Логика построения и психология

 восприятия анкеты

"Любите ли Вы чинить дверные ручки?"

     По некоторым прямым и косвенным высказываниям человека можно сделать заключение о его

привычках, характере, склонностях, ценностных ориентациях. Именно таким образом, как Вы замечали, мы строим представление о человеке, никогда не спрашивая его напрямую, ленив он или нет, интеллигентен, образован, склонен ли приврать или кристально честен. Врач спрашивает: "Курите ли Вы?" - "О да, конечно", сразу же отвечает пациент, и уже по интонации врач понимает, что имеет дело с заядлым курильщиком, курящим давно и с удовольствием.

"Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?", "Превысили ли бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать помощь тяжелобольному человеку?", "Преградили бы Вы путь убегающему опасному взломщику?", "Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?" - по этим и другим тестовым вопросам можно сделать некоторое общее заключение о том, насколько опрашиваемый склонен к риску.

На серии или, как иногда говорят, батарее вопросов, суждений, задач по построению фигур из кубиков, описаний картинок можно с определенной долей вероятности выявить, определить, измерить некоторые индивидуальные различия, устойчивые психологические качества. Например замкнутость или общительность, агрессивность или сдержанность. Респонденту предлагается рисунок, где изображено, как в вагоне поезда на голову пассажира с верхней полки падает чемодан. Просят ответить, как бы он отреагировал в этом случае, что сказал бы владелец чемодана и, в зависимости от ответа делают вывод об уровне его агрессивности (тест Розенцвейга). Даже самые глубокие мотивы отражаются, по мнению психологов, в поведении (суждении) человека. Надо только уметь расшифровать эти сигналы, идущие из космоса сознания.

Расшифровывая сигналы, определяют мотивы поведения, отношение человека к тем или иным событиям, его установки или личностные характеристики. "Гуляете ли Вы иногда в дождливую погоду?" (вопрос по изучению уровня замкнутости), "Любите ли рассказывать анекдоты и забавные истории?" (вопрос на общительность), "Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?" (любит ли человек себя приукрашивать) (вопросы из теста Айзенка). "Любите ли Вы чинить дверные ручки?" (вопрос, взятый из теста по изучению чувства юмора).

Психологические тесты привлекли внимание социологов прежде все тем, что они направлены на исследование личностных характеристик, необходимых в изучении различных социальных отношений. Социологи вслед за социальными психологами при изучении социальных процессов в пограничных между социологией и психологией областях, начали вводить в социологическую анкету элементы психологических тестов, иногда настолько активно, что социологическая анкета стала сильно напоминать психологическую. Многие вопросы стали вклиниваться в изучение психологических характеристик человека, т.е. в область несоциологическую.

Обращение социологов к психологическим методам изучения характеристик личности не было случайным. Хотя объектом социологического изучения являются наиболее общие (различные уровни общности) законы социального функционирования группы, однако, многие эмпирические данные можно получить только через индивида, анализируя и оценивая его поступки, мнения, черты характера, ценностные ориентации. "В отличие от психологии социологию интересуют массовые и притом безличные процессы, - писал В.А. Ядов. - И все же социолог не может игнорировать самую сердцевину общественной жизни - субъектов деятельности. В социологическом исследовании субъектом может быть лишь социальная группа, некоторая социальная общность, никак не индивид. Но очень часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах - их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления - оказываются хорошей характеристикой социального целого. Видимо, по всем этим причинам социологи довольно активно прибегают к сугубо психологическим процедурам, связанным с измерением личностных или групповых свойств".

Социологи взяли на вооружение психологические тесты. Правда, как уже говорилось, не столько сами психологические тесты, сколько их элементы, и этим значительно обеднили по глубине и достоверности психологическую информацию. Если психологические тесты конструируются как серия вопросов (суждений) по выявлению, как правило, одного свойства человека, интенсивности его проявления, то в социологических анкетах чаще всего ограничиваются двумя-тремя вопросами. Но социологи выиграли в другом: они подняли такой слой социально-психологических отношений, от которых во многом зависят образование и функционирование общих социальных законов определенной общности людей. И хотя, по меткому выражению В.А. Ядова, использование психологических тестов в социологии "незаконно", поскольку они не дают информации о социальном поведении индивида, а описывают только некоторые психологически устойчивые характеристики, но социальные особенности поведения человека невозможно познать, не изучая его психологических личностных характеристик. Поэтому применение психологических тестов или их элементов в социологии можно оправдать, если социолог хочет выяснить механизм взаимодействия психологических характеристик человека и некоторых общих особенностей его социального поведения в их взаимообусловленности и взаимовлиянии.

Психологические исследования позволяют понять, почему человек поступает так, а не иначе, почему он поступает иначе, а не так, как ему предписывается законом социального поведения, насколько конкретно психологические характеристики определяют его социальное поведение и насколько его социальное поведение обусловливает его специфические индивидуальные качества, психологические характеристики. Взаимодействие это очень сложно и, конечно, не прямолинейно, но понимание его возможно в ряде случаев только при одновременном изучении социального и психологического поведения индивида и больших групп людей.

 

Однако социальное поведение человека зависит не только от его психологических характеристик, личностных, индивидуальных свойств, оно определяется некоторыми общими законами и закономерностями, правилами функционирования данной социальной группы, например семьи.

Так, в  вопросе "Раздражаетесь ли Вы, если муж не вытирает ноги при входе в квартиру?" психолог снимет информацию об уровне раздражительности супруги, социолог - о характере ее поведения по отношению к мужу. Такое психологическое свойство, как раздражительность, может проявляться в различных ситуациях по-разному. Если жена относится к мужу с любовью, то не сделает ему замечания, а если и сделает, то в мягкой форме, чтобы его не обидеть, даже если его поведение ее раздражает. Нелюбовь к мужу проявляется в сильном раздражении по поводу его любого поступка, в том числе и тогда, когда он не вытер ноги при входе в квартиру, хотя как психологическое качество оно и не доминирует (если, конечно, не брать крайние случаи).

Зная общие законы функционирования группы, каждый из ее членов определяет свое поведение, которое называется социальным поведением. Если общий закон функционирования группы,  в данном случае семьи, не допускает грубости друг к другу, то как бы ни был раздражен каждый из ее членов, он не допустит грубости. Существуют семьи, в которых и взрослые, и дети очень грубо обращаются друг с другом, кричат, позволяют оскорбительные выражения. Но есть семьи, где вежливое отношение к каждому члену семьи, независимо от его семейного статуса и возраста, являются незыблемым правилом.

Общие законы социального поведения, т.е. поведения в группе, как правило, не нарушаются. Могут быть опоздания на работу, прогулы, если это допускается в данной организации, но никто из работников никогда не залезет в карман к другому, чтобы таким образом восполнить пробел в зарплате за прогул. Этот поступок карается группой. Нарушая законы группы, человек сознательно или неосознанно ставит себя вне ее.

 

Социологический тест. Психологические тесты, как уже говорилось, не дают ответа на многие вопросы социального поведения. Поэтому социологи стали конструировать социологические тесты. Выстраивая серию высказываний или вопросов по примеру психологических тестов, они снимают информацию о социальном поведении респондента и выявляют, таким образом, некоторые его социальные характеристики, а также законы его социального поведения. Особенностью социологических тестов является то, что они снимают какую-то одну социальную характеристику респондента, реже - несколько, но с высокой степенью надежности измерения данного социального признака.

Вот пример социологического теста, взятого из книги В.С. Аванесова "Тесты в социологическом исследовании".

 

Тест для оценки стабильности брака

 

Высказывание

Ключ

1.

Мое настроение чаще всего портится дома

Неверно

2.

Любая мелочь приводит в нашей семье к ссоре

Неверно

3.

Когда у меня случается неприятность, я ощущаю себя одиноким(ой)

Неверно

4.

Отдыхать во время отпуска гораздо приятнее с женой (мужем), чем  одному  (одной)

Верно

5.

Не люблю делиться своими производственными и общественными делами с женой (мужем)

Неверно

6.

Когда мне плохо, жена (муж) становится особенно чуткой(им) и внимательной  (ым)

Верно

7.

Я ни разу не слыхал(а) от жены (мужа) грубого слова

Верно

8.

Мне доставляет удовольствие проявлять заботу о жене (муже)

Верно

9.

Уверен, что после брака любовь супругов затухает

Неверно

10.

Жена (муж) обычно нежна и ласкова со мной

Верно

11.

Все наши ссоры быстро кончаются примирением

Верно

12.

Мы всегда отмечаем годовщину нашего брака

Верно

13.

Жена (муж) всегда готовы поддержать меня во всех трудностях

Верно

14.

Почти все подруги (друзья) жены (мужа) мне нравятся

Верно

15.

Мои заботы жена (муж) близко к сердцу не принимают

Неверно

16.

Предпочитают встречаться со своими друзьями без жены (мужа)

Неверно

17.

Жена (муж) говорит о моей работе пренебрежительно

Неверно

18.

Мы с женой (мужем) почти всегда одинаково расцениваем поступки людей

Верно

19.

У нас с женой (мужем) много общих интересов и увлечений

Верно

20.

Не собираюсь менять свои привычки, даже если они не нравятся жене (мужу)

Неверно

21.

По-моему, у меня в семье больше обязанностей, чем прав

Неверно

22.

Брак ограничил мою свободу значительно больше, чем я ожидал(а)

Неверно

23.

Нельзя уступать жене (мужу), это приводит к подчинению и неравенству

Неверно

24.

Меня раздражает, что все житейские проблемы мне приходится решать самому(ой)

Неверно

25.

Не ожидал(а), что семейный быт отнимет столько времени и сил

Неверно

26.

Интимные отношения всегда способствуют нашему примирению

Верно

27.

Нельзя не считаться с настроением жены (мужа)

Верно

28.

Я редко проявляю свое плохое настроение дома

Верно

29.

Если семейная жизнь не сложилась, лучше сразу разойтись

Неверно

30.

Жена (муж) умеют понять меня, как никто другой

Верно

 

Данный тест посвящен изучению одной социальной характеристики во взаимоотношениях между супругами - уровню удовлетворенности браком. Предлагаемая респонденту серия высказываний описывает различные стороны семейных взаимоотношений, конечно, важнейших и соответствующим образом интерпретируемых, в данном случае с позиции степени ориентации друг на друга. Социолог снимает информацию, позволяющую довольно точно отразить реальное отношение супругов друг к другу, что является очень важным при решении ряда проблем супружеской жизни.

Социологический тест интересен тем, что он позволяет глубоко изучить некоторые ценностные ориентации человека, установки, мотивы поведения и на основе этого делать точные и достоверные (в пределах возможного) выводы о состоянии и уровне развития изучаемых свойств. Каждый социолог стремится создать социологический тест, который "по качеству и эффективности измерения соответствовал бы самым строгим критериям, разработанным в теории психологических тестов".

Если психологические тесты снимают психологические характеристики человека, то социологические тесты фиксируют особенности его социального поведения. Социологическая анкета направлена на изучение общих законов функционирования группы. Этим отличается социологическое анкетирование от работы с психологическими и социологическими тестами. Несмотря на специфичность решаемых задач каждого из этих методов изучения объективной реальности, они могут быть между собой связаны для решения некоторых общих задач изучения социального поведения человека и социальной группы, общих социальных законов, использование психологических и социологических тестов в социологических исследованиях правомерно.

Элементы социологического тестирования могут с успехом применяться в социологических анкетах в случаях, когда необходимо четко фиксировать какое-либо основное качество, характеристику человека. В дальнейшем в социологической анкете, в серии вопросов можно зафиксировать не только уровень развития этого качества, но и его направленность, определить факторы, влияющие на него положительно или отрицательно, т.е. исследовать данное качество в развитии. Социологические тесты имеют ряд особенностей и преимуществ и с успехом применяются в анкетах.

Особенностью социологических тестов является то, что они в некоторых случаях позволяют прогнозировать поведение человека на ближайшее будущее. Такое прогнозирование основывается на детальном изучении устойчивых моментов в его поведении, с одной стороны, и с другой - на изменении под влиянием изменившейся ситуации установок и ценностных ориентаций, пришедших в противоречие с его основными социальными потребностями.

Это хорошо можно продемонстрировать на изменении установок и поведения работника в связи с принятием решения уволиться из организации. Известно, что решение уволиться не принимается необдуманно, сразу, спонтанно (может быть, за редким исключением). Оно вызревает в течение длительного времени, может быть год, полтора и опосредуется ростом неудовлетворенности своей работой. В то время, когда растет неудовлетворенность, изменяются установки человека, меняется его отношение к работе, отражаясь сначала слабо, а потом все сильнее в его социальном поведении, например, в снижении активности, ухудшении отношений с руководством и товарищами по работе и т.д. Как показывают социологические исследования, у тех, кто решил уволиться с предприятия, возрастает уровень неудовлетворенности трудом, падает производительность труда. Но это относится в определенной мере ко всем, решившим уволиться, а не к конкретному человеку. Проведя опрос работников по социологическому тесту на текучесть кадров и выявив сигналы неудовлетворенности работой, можно с большой долей вероятности утверждать, что тот или другой работник уволится в ближайшее время, даже если он сам еще в полной мере не осознал изменений, произошедших в его установках.

В анкетах обычно в таких случаях обходились двумя-тремя вопросами типа: "Удовлетворены ли Вы своей работой?", "Собираетесь ли Вы уволиться в ближайшее время?". Но данные вопросы фиксируют уже свершившийся факт, т.е. сформировавшееся намерение уволиться. При всей важности и необходимости такой информации, показывающей уровень потенциальной текучести кадров на предприятии, она практически не помогает принятию каких-либо эффективных управленческих решений по сокращению текучести кадров. Практика показывает, что работа с твердо решившими уволиться является мало эффективной. Необходим другой подход, а именно, выявление элементов неудовлетворенности работой каждого отдельного человека и желательно на самых первых этапах проявления этой неудовлетворенности. Это довольно трудно сделать без специальных методов. Таким методом выступает, вернее, может выступать социологический тест по прогнозированию текучести.

Тест, построенный на основе теста В.С. Аванесова "Тест удовлетворенности строительных рабочих для прогнозирования текучести кадров", был разработан автором настоящей работы для прогнозирования текучести среди мастеров одного московского завода. Была поставлена задача определить число мастеров, которые были неудовлетворенны работой и могли уволиться. Это важно было выяснить с точки зрения вероятности возникновения аварийной ситуации из-за неудовлетворенности работой и, как следствие, снижения требовательности, вероятнее всего неосознанного, к соблюдению техники безопасности рабочих. Результаты исследования были следующие: из 98 опрошенных мастеров 9 человек, по нашим данным, проявили высокий уровень неудовлетворенности работой и должны были в ближайшее время уволиться. Примерно так и получилось: семь человек из девяти в течение года покинули предприятие, а двое были переведены на другие работы, не связанные с непосредственным руководством людьми. Уровень активности у этих мастеров оказался довольно низким. Как видим, тест оказался надежным.

Особенностью социологических тестов, как впрочем и других социальных методик, является то, что, используя одни и те же показатели, близкие по значению, можно снимать различные социальные характеристики человека. Так, тест по текучести, по ориентации на увольнение позволяет снимать информацию и по уровню удовлетворенности (неудовлетворенности) работой. Снять эту информацию можно с помощью метода приписывания значимых критериев, или весов каждого используемого показателя.

Обычно при построении социологических тестов или социологических анкет для выявлений той или иной социальной характеристики выстраивается своя система показателей по каждой из них. При большом количестве изучаемых характеристик, как в социологических анкетах, довольно сложно выписать каждую систему показателей, которых набирается довольно много. В результате получается сложная и громоздкая анкета. Но этого можно избежать, если строить некоторую общую систему показателей для описания различных, но близких социальных характеристик, с различными значениями. В жизни при описании тех или иных явлений мы пользуемся сравнительно ограниченным количеством показателей, но из-за того, что каждый раз мы используем их в различных значениях, можно описывать практически безграничное множество всевозможных ситуаций. Относительное, конечно, множество, поскольку любое безграничное множество в конечном итоге сводится к ограниченному множеству, благодаря массе ограничений.

Как уже говорилось, неудовлетворенность трудом и установка человека на увольнение описывается практически одними и теми же показателями, но с различными весовыми значениями. В самом деле, не все, кто не удовлетворен своей работой, обязательно уволятся, как не все увольняющиеся бывают полностью не удовлетворены своей работой. И все это отражается в одном и том же социологическом тесте или анкете, с одними и теми же показателями, причем единственное различие - это разные ключи к каждой снимаемой социальной характеристике.

Недостатком социологического теста является то, что он не объясняет, чем обусловлено то или иное социальное явление, например, удовлетворенность или неудовлетворенность браком, что повлияло на изменение социальной установки человека, в какой взаимосвязи находятся изучаемые явления. Тест только констатирует положение, дает моментальный срез состояния. Но большего и нельзя требовать от социологических тестов. Каждый метод исследования имеет свое поле применения и границы использования, за пределами которых его достоинства превращаются в недостатки. Как говорится, каждый метод хорош своими недостатками.

В отличие от социологических тестов социологическая анкета позволяет показать явления в их динамике, выявить факторы, влияющие на них, определить основные тенденции их развития. Так, анкета не только снимает информацию об ориентации на увольнение, но и определяет факторы, влияющие на эту установку, т.е. строит динамическую модель взаимосвязей факторов по отношению к ориентации на увольнение изучаемой группы респондентов.

 

Анкета без вопросов. Мы уже говорили, что любой или почти любой вопрос раскрывается альтернативами, что ответ на тот или иной вопрос можно найти в контексте альтернатив за исключением открытых вопросов.

Вы спрашиваете у товарища, которого не видели длительное время, "Как дела?" или "Как поживаешь?". Ответ будет таким же неопределенным, как и вопрос "Ничего". Почему? Потому что отвечающий не знает контекста Вашего вопроса, не знает, в каком аспекте ему отвечать. Это может быть и вопрос о здоровье, и об отношениях в семье или на службе, и о работе и еще десятки вариантов возможных вопросов. И если Вы желаете узнать, что Вас действительно интересует, то задаете дополнительные и уточняющие вопросы. Так же и в анкетных вопросах: "Как Вы занимаетесь в процессе учебы?" Можно ответить: "Занимаюсь дома, в библиотеке, в транспорте". Возможен и такой вариант: "Занимаюсь в основном днем, в группе, занимаюсь один, занимаюсь с другом". Может быть и так: "Занимаюсь хорошо, средне, плохо". Или же: "Занимаюсь систематически, время от времени, только во время сессии".

Вопросительное слово "как" подразумевает множество аспектов, и нужный аспект устанавливается альтернативами вопроса. Получается, что респондент отвечает фактически не на вопрос анкеты, а на его альтернативы. Тогда, может быть, вовсе отказаться от формулирования вопроса, оставив только альтернативы?

 Например таким образом:

"Я обычно занимаюсь в процессе учебы систематически".

"Я, как правило, занимаюсь время от времени, не постоянно".

"Я занимаюсь в основном только во время сессии".

Вопрос имплицитно присутствует в альтернативах, представленных в форме суждений, высказываний.

 Ниже приводится образец так называемой тестовой анкеты по изучению стабильности производственного коллектива (1984 г.).

 

Тестовая анкета по изучению проблем стабилизации

производственного коллектива угольной шахты

 

Шифр

Шифр

Суждения

Ответы

1

2

3

4

5

001

012

До поступления на шахту я сменил 3 и более мест работы

да

нет

002

051

Руководители шахты проявляют мало заботы о рабочих

да

нет

003

020

Я пришел на шахту, что хорошо заработать

да

нет

004

015

Я полностью удовлетворен своей работой

да

нет

005

024

Я плохо знаком с коллективным договором на шахте

да

нет

006

027

Я имею почетные звания

да

нет

007

008

Поступая на шахту, я очень мало знал о ней

да

нет

008

048

У меня бывали случаи опоздания на работу

да

нет

009

004

До поступления на шахту я работал в другой отрасли

да

нет

010

057

У нас в коллективе в основном хорошие отношения

да

нет

011

021

Я пришел на шахту, чтобы получить различные льготы

да

нет

012

041

Премиальная система оказывает большое влияние на повышение трудовой активности

да

нет

013

039

У меня бывали случаи невыполнения плана

да

нет

014

002

Я пришел на шахту по совету знакомых, родных

да

нет

Шифр

Шифр

Суждение

Ключ

1

2

3

4

5

015

025

Я много раз награждался денежной премией

да

нет

016

014

Я мало удовлетворен своей работой

да

нет

017

022

Я хорошо знаком с коллективным договором на шахте

да

нет

018

016

Практически я не удовлетворен своей работой

да

нет

019

056

У нас в коллективе не очень хорошие отношения

да

нет

020

005

До поступления на шахту я работал в сельском хозяйстве

да

нет

021

040

Полностью план я выполняю редко

да

нет

022

023

Я слабо знаком с коллективным договором на шахте

да

нет

023

047

У нас на шахте низкий уровень трудовой активности

да

нет

024

058

Я имею много друзей в бригаде

да

нет

025

042

Зарплата  оказывает слабое влияние на повышение трудовой активности

да

нет

026

037

Я не имеют возможности уйти с шахты

да

нет

027

006

До поступления на шахту я учился в ПТУ

да

нет

028

049

Я выполняю план систематически

да

нет

 

Респондент, отвечая на предложенное суждение, выбирает "да", если он согласен, или "нет", если не согласен с ним. "Да" и "нет" не являются альтернативами в их традиционном виде, они только фиксируют, есть ли ответ на данную альтернативу, которая выступает в форме суждения, или нет.

Шифры слева обозначают: 1 шифр - порядковый номер суждений тестовой анкеты и служит для занесения на перфокарты и обработки на ЭВМ; 2 шифр - порядковый номер альтернатив ключевой анкеты, где каждая альтернатива (суждение) соотнесены с соответствующим вопросом. Техническое задание для оператора ЭВМ и программа анализа первичной социологической информации составляются по второму шифру.

В чем преимущество тестовой анкеты?

Респондент, привыкнув к форме вопроса (суждения), далее уже не задумывается над ней и все внимание сосредоточивает на содержании вопроса (суждения) в отличие от традиционной анкеты, где респонденту нередко предлагают различные по форме вопросы, что значительно затрудняет восприятие содержания вопроса. Кроме того, форма вопроса, принятая в тестовых анкетах, очень проста и доходчива и ее восприятие не вызывает у респондентов какой-либо трудности. Такая форма подачи вопроса (суждения) обычно используется в психологических и социологических тестах.

Справочный материал нередко представлен в форме суждений, а не вопроса. Это весьма выгодно отличает тестовую анкету от традиционной, составленной почти из одних вопросов, что иногда раздражает опрашиваемых и снижает степень их доверия.

Простота и легкость формы подачи суждений, и соответственно - легкость их восприятия, а значит - и ответа, способствуют снижению количества уклонившихся от ответов на анкету в целом и на отдельные вопросы. Если в традиционной анкете в заочном опросе количество не ответивших достигает 30%, в зависимости от типа вопроса, то в тестовой анкете количество не ответивших колеблется как в целом по анкете, так и по отдельным вопросам в пределах 3-5%. Поскольку не ответившие, которые представляют собой специфическую группу (они чаще всех болеют, чаще отлучаются с работы, социально неактивны и пр.), оказывают влияние на репрезентативность, то сокращение количества не ответивших свидетельствует о существенном преимуществе тестовой анкеты по сравнению с традиционной.

Тестовая анкета, как правило, бывает примерно на одну треть короче, чем обычная анкета аналогичного содержания. Соответственно она требует меньше времени для заполнения, что также является аргументом в ее пользу.

В тестовой анкете практически снята возможность влияния ответов предыдущих вопросов на последующие, которая постоянно присутствует в традиционной анкете, поскольку все вопросы (суждения) в тестовой анкете выступают как независимые друг от друга и полностью самостоятельные.

Есть и другие преимущества тестовой анкеты, которые постепенно выявляются в практике их применения.

Однако, как и любая другая методика, тестовая анкета имеет свои недостатки. Прежде всего, это опасность возникновения монотонности от однотипных по форме вопросов (суждений), последовательно выстроенных по всему полю анкеты. Если таких вопросов (суждений) десять-двадцать, это не страшно, но если их двести, триста, четыреста, то это вызывает сильную усталость. Поэтому лучше всего тестовую анкету составлять небольшого объема, содержащую не более 100-150 вопросов (суждений). Форма тестовой анкеты не разрешает вводить образные вопросы, строить ситуации, применять игровые приемы, использовать вопросы по оживлению внимания, пробуждению интереса, т.е. не позволяет использовать многие преимущества обычной анкеты.

Одна из существенных сложностей тестовой анкеты заключается в том, что, составляя ее, необходимо строго следить за тем, чтобы понятийные содержания суждений как альтернатив вопроса не пересекались и чтобы объемы их не совпадали, как это иногда случается в вопросах традиционной анкеты. В последней вопросе раскрывается серией ответов как подпонятий, которые могут пересекаться, и объем одного понятия может частично входить в объем другого (иногда это допускается правилами построения вопросов, поскольку респонденты всегда соотносят предлагаемые понятия между собой и выбирают только один ответ, полностью или частично соответствующий содержанию вопроса). В тестовой анкете каждое такое подпонятие (как альтернатива вопроса) выступает как самостоятельное, не связанное с другим, и при ответах из-за разбросанности альтернатив по полю анкеты респондент не может соотносить их между собой и выбирать наиболее приемлемый ответ.

На практике в процессе ответа может получиться так, что респондент отвечает дважды на один вопрос или вопрос содержит два ответа, когда требуется только один. Это происходит тогда, когда предлагаемые суждения, являющиеся выражением альтернатив исследуемого вопроса, имеют пересекающиеся объемы понятий. Например в вопросе "Бывают ли у Вас случаи опоздания на работу?" с альтернативами (бывают часто, бывают редко, не бывает), последние представлены в тестовой анкете в виде суждений:

У меня бывают довольно часто опоздания

 на работу..........................................................     да        нет

У меня бывают довольно редко опоздания

на работу...........................................................    да        нет

У меня не бывает опозданий на работу.........   да        нет

Представленные в различных частях анкеты данные суждения воспринимаются респондентами как самостоятельные, не связанные одним вопросом. Лишенные возможности логического выбора, опрашиваемые нередко воспринимают их как однопорядковые - опоздания бывают и отвечают положительно на первую и на вторую альтернативы (в тестовой анкете - суждение). Особенно это касается альтернатив с трудно различимым объемом понятий. При ответах на суждения тестовой анкеты респондент, как правило, забывает, где и как он отвечал, какую альтернативу выбрал, и отвечает на следующую альтернативу как на совершенно самостоятельную. Не надо говорить, насколько сильно это искажает результаты опроса.

Для преодоления этих недостатков в тестовой анкете необходимо применять альтернативы со строго разделяющимися понятиями, как, например, в дихотомических вопросах с альтернативами "да" или "нет". Нельзя включать в вопрос альтернативы с промежуточными понятиями. Так, в вышеприведенном примере следует ограничиться только двумя альтернативами "опоздания бывают" и "опозданий не бывает", исключив третью - "опоздания бывают редко". Только в этом случае можно добиться четкого разделения понятийного содержания суждений тестовой анкеты в ответах респондентов. Тестовая анкета может быть использована только как одна из возможных методик (инструментария) снятия социологической информации. Учитывая ее преимущества и недостатки, можно применять ее для решения тех или иных специфических задач социологического исследования. Правда, можно соединять обычную, традиционную и тестовую анкеты, используя преимущества той и другой. Но в каждом конкретном случае, в каждом конкретном исследовании социолог должен выбирать соответствующую поставленным задачам и целям исследования методику.

В принципе как традиционная, так и тестовая анкеты представляют собой лишь одну из возможных методик (инструментов) для снятия социальной информации. Их может быть много, и они весьма разнообразны по форме и по содержанию. Увеличивать количество методик и инструментария, конечно, не является самоцелью. Каждая методика призвана решать специфические задачи, но учитывая, что этих задач весьма много и некоторые из них требуют специальных инструментов, можно понять необходимость изобретения новых методик исследования.

 

Появляется "агрессивность и виноватый" смех.

Спонтанное проявление глубоких личностных особенностей.

Изменяется манера поведения.

Читатель может увидеть, что произойдет, если вдруг вы перестанете каким-либо образом реагировать на речь собеседника. Через несколько минут своей речи собеседник остановится и в обязательном порядке задаст вопрос в той или иной форме, а правильно ли его понимают, почему нет реакции на его слова и пр. И обычно это выражается в негативной, даже агрессивной интонации.

В равной степени потребность в обратной связи касается и анкетного проса, особенность которого заключается в том, что респондент всегда находится в положении человека без обратной связи и тем самым лишен возможности по реакции исследователя контролировать свое поведение, в данном случае ответы. В результате у респондента в ходе работы над анкетой появляется неуверенность в себе, в правильности поиска и в нахождении ответа. Он начинает проявлять большую осторожность в ответах, у него чаще возникают неопределенные ситуации, острое желание спросить, проверить, проконтролировать себя, правильность своей работы, т.е. появляется острая потребность в обратной связи.

Насколько сильно это желание показывает практика социологического исследования и эксперименты. Так, например, большинство респондентов обращаются к анкетерам с вопросами при заполнении анкеты. Анализ показывает, что в этих вопросах, как правило, выражается потребность респондентов в контроле со стороны анкетера за своими действиями и правильно ли он делает. Правильно ли отмечает в анкете выбранные ответы. Так ли обводит кружком выбранный ответ, правильно ли отвечает на тот или иной вопрос.

Особенно это видно во время коллективного заполнения анкет, т.е. когда в одной комнате собраны несколько респондентов и каждый заполняет свою анкету. Как бы анкетер ни предупреждал их не советоваться, они всегда это делают, обращаются друг к другу с вопросами, за помощью по сути дела опять же только за тем, чтобы утвердиться в правильности своих действий, т.е. удовлетворяют потребность в обратной связи.

Такая же картина наблюдается и при эксперименте. В ряде исследований был задан вопрос: "При заполнении анкеты Вы к кому-нибудь обращались с вопросами по поводу правильности ответа на отдельные вопросы и пр.?"

Были получены следующие ответы:

К анкетеру......................................................     90%

К товарищу по работе....................................   72%

К тому, кто также заполнял анкету.............. 56%

К бригадиру, начальнику...........................……..   6%

К родственникам, знакомым пр.

(для тех, кто  брал анкету домой).................. 100%

 

Разницы в качестве заполнения анкеты и их содержании между теми, кто советовался, и теми, кто не советовался ни с кем, практически не было.

Исследователь при инструктаже анкетеров призывает их не вмешиваться в работу респондентов, не подсказывать им, как надо отвечать на тот или иной вопрос (кроме технической стороны дела), предлагает оставить респондента один на один с анкетой и тем самым исключить влияние анкетера и сохранить девственную чистоту процесса заполнения анкеты. Однако, учитывая вышеизложенное, такой подход, по всей видимоссти, не совсем правильный. При всем том, что анкетер безусловно не должен оказывать влияния на содержание ответа респондентов, нельзя строго изолировать их друг от друга. При инструктаже необходимо подчеркивать необходимость сохранения и поддержания обратной связи с респондентами, чтобы вселять в них уверенность в правильности их действий.

В тексте анкеты можно различными способами устанавливать обратную связь респондентов с исследователем. Например с помощь вводных слов: "Как хорошо Вы знаете..." или "Как Вам наверно известно...", или "Вы прекрасно понимаете...", или "Вы это хорошо знаете, умете, делаете" и пр.

 

Логика построения и психология

 восприятия анкеты

"Любите ли Вы чинить дверные ручки?"

     По некоторым прямым и косвенным высказываниям человека можно сделать заключение о его

привычках, характере, склонностях, ценностных ориентациях. Именно таким образом, как Вы замечали, мы строим представление о человеке, никогда не спрашивая его напрямую, ленив он или нет, интеллигентен, образован, склонен ли приврать или кристально честен. Врач спрашивает: "Курите ли Вы?" - "О да, конечно", сразу же отвечает пациент, и уже по интонации врач понимает, что имеет дело с заядлым курильщиком, курящим давно и с удовольствием.

"Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?", "Превысили ли бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать помощь тяжелобольному человеку?", "Преградили бы Вы путь убегающему опасному взломщику?", "Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?" - по этим и другим тестовым вопросам можно сделать некоторое общее заключение о том, насколько опрашиваемый склонен к риску.

На серии или, как иногда говорят, батарее вопросов, суждений, задач по построению фигур из кубиков, описаний картинок можно с определенной долей вероятности выявить, определить, измерить некоторые индивидуальные различия, устойчивые психологические качества. Например замкнутость или общительность, агрессивность или сдержанность. Респонденту предлагается рисунок, где изображено, как в вагоне поезда на голову пассажира с верхней полки падает чемодан. Просят ответить, как бы он отреагировал в этом случае, что сказал бы владелец чемодана и, в зависимости от ответа делают вывод об уровне его агрессивности (тест Розенцвейга). Даже самые глубокие мотивы отражаются, по мнению психологов, в поведении (суждении) человека. Надо только уметь расшифровать эти сигналы, идущие из космоса сознания.

Расшифровывая сигналы, определяют мотивы поведения, отношение человека к тем или иным событиям, его установки или личностные характеристики. "Гуляете ли Вы иногда в дождливую погоду?" (вопрос по изучению уровня замкнутости), "Любите ли рассказывать анекдоты и забавные истории?" (вопрос на общительность), "Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?" (любит ли человек себя приукрашивать) (вопросы из теста Айзенка). "Любите ли Вы чинить дверные ручки?" (вопрос, взятый из теста по изучению чувства юмора).

Психологические тесты привлекли внимание социологов прежде все тем, что они направлены на исследование личностных характеристик, необходимых в изучении различных социальных отношений. Социологи вслед за социальными психологами при изучении социальных процессов в пограничных между социологией и психологией областях, начали вводить в социологическую анкету элементы психологических тестов, иногда настолько активно, что социологическая анкета стала сильно напоминать психологическую. Многие вопросы стали вклиниваться в изучение психологических характеристик человека, т.е. в область несоциологическую.

Обращение социологов к психологическим методам изучения характеристик личности не было случайным. Хотя объектом социологического изучения являются наиболее общие (различные уровни общности) законы социального функционирования группы, однако, многие эмпирические данные можно получить только через индивида, анализируя и оценивая его поступки, мнения, черты характера, ценностные ориентации. "В отличие от психологии социологию интересуют массовые и притом безличные процессы, - писал В.А. Ядов. - И все же социолог не может игнорировать самую сердцевину общественной жизни - субъектов деятельности. В социологическом исследовании субъектом может быть лишь социальная группа, некоторая социальная общность, никак не индивид. Но очень часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах - их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления - оказываются хорошей характеристикой социального целого. Видимо, по всем этим причинам социологи довольно активно прибегают к сугубо психологическим процедурам, связанным с измерением личностных или групповых свойств".

Социологи взяли на вооружение психологические тесты. Правда, как уже говорилось, не столько сами психологические тесты, сколько их элементы, и этим значительно обеднили по глубине и достоверности психологическую информацию. Если психологические тесты конструируются как серия вопросов (суждений) по выявлению, как правило, одного свойства человека, интенсивности его проявления, то в социологических анкетах чаще всего ограничиваются двумя-тремя вопросами. Но социологи выиграли в другом: они подняли такой слой социально-психологических отношений, от которых во многом зависят образование и функционирование общих социальных законов определенной общности людей. И хотя, по меткому выражению В.А. Ядова, использование психологических тестов в социологии "незаконно", поскольку они не дают информации о социальном поведении индивида, а описывают только некоторые психологически устойчивые характеристики, но социальные особенности поведения человека невозможно познать, не изучая его психологических личностных характеристик. Поэтому применение психологических тестов или их элементов в социологии можно оправдать, если социолог хочет выяснить механизм взаимодействия психологических характеристик человека и некоторых общих особенностей его социального поведения в их взаимообусловленности и взаимовлиянии.

Психологические исследования позволяют понять, почему человек поступает так, а не иначе, почему он поступает иначе, а не так, как ему предписывается законом социального поведения, насколько конкретно психологические характеристики определяют его социальное поведение и насколько его социальное поведение обусловливает его специфические индивидуальные качества, психологические характеристики. Взаимодействие это очень сложно и, конечно, не прямолинейно, но понимание его возможно в ряде случаев только при одновременном изучении социального и психологического поведения индивида и больших групп людей.

 

Однако социальное поведение человека зависит не только от его психологических характеристик, личностных, индивидуальных свойств, оно определяется некоторыми общими законами и закономерностями, правилами функционирования данной социальной группы, например семьи.

Так, в  вопросе "Раздражаетесь ли Вы, если муж не вытирает ноги при входе в квартиру?" психолог снимет информацию об уровне раздражительности супруги, социолог - о характере ее поведения по отношению к мужу. Такое психологическое свойство, как раздражительность, может проявляться в различных ситуациях по-разному. Если жена относится к мужу с любовью, то не сделает ему замечания, а если и сделает, то в мягкой форме, чтобы его не обидеть, даже если его поведение ее раздражает. Нелюбовь к мужу проявляется в сильном раздражении по поводу его любого поступка, в том числе и тогда, когда он не вытер ноги при входе в квартиру, хотя как психологическое качество оно и не доминирует (если, конечно, не брать крайние случаи).

Зная общие законы функционирования группы, каждый из ее членов определяет свое поведение, которое называется социальным поведением. Если общий закон функционирования группы,  в данном случае семьи, не допускает грубости друг к другу, то как бы ни был раздражен каждый из ее членов, он не допустит грубости. Существуют семьи, в которых и взрослые, и дети очень грубо обращаются друг с другом, кричат, позволяют оскорбительные выражения. Но есть семьи, где вежливое отношение к каждому члену семьи, независимо от его семейного статуса и возраста, являются незыблемым правилом.

Общие законы социального поведения, т.е. поведения в группе, как правило, не нарушаются. Могут быть опоздания на работу, прогулы, если это допускается в данной организации, но никто из работников никогда не залезет в карман к другому, чтобы таким образом восполнить пробел в зарплате за прогул. Этот поступок карается группой. Нарушая законы группы, человек сознательно или неосознанно ставит себя вне ее.

 

Социологический тест. Психологические тесты, как уже говорилось, не дают ответа на многие вопросы социального поведения. Поэтому социологи стали конструировать социологические тесты. Выстраивая серию высказываний или вопросов по примеру психологических тестов, они снимают информацию о социальном поведении респондента и выявляют, таким образом, некоторые его социальные характеристики, а также законы его социального поведения. Особенностью социологических тестов является то, что они снимают какую-то одну социальную характеристику респондента, реже - несколько, но с высокой степенью надежности измерения данного социального признака.

Вот пример социологического теста, взятого из книги В.С. Аванесова "Тесты в социологическом исследовании".

 

Тест для оценки стабильности брака

 

Высказывание

Ключ

1.

Мое настроение чаще всего портится дома

Неверно

2.

Любая мелочь приводит в нашей семье к ссоре

Неверно

3.

Когда у меня случается неприятность, я ощущаю себя одиноким(ой)

Неверно

4.

Отдыхать во время отпуска гораздо приятнее с женой (мужем), чем  одному  (одной)

Верно

5.

Не люблю делиться своими производственными и общественными делами с женой (мужем)

Неверно

6.

Когда мне плохо, жена (муж) становится особенно чуткой(им) и внимательной  (ым)

Верно

7.

Я ни разу не слыхал(а) от жены (мужа) грубого слова

Верно

8.

Мне доставляет удовольствие проявлять заботу о жене (муже)

Верно

9.

Уверен, что после брака любовь супругов затухает

Неверно

10.

Жена (муж) обычно нежна и ласкова со мной

Верно

11.

Все наши ссоры быстро кончаются примирением

Верно

12.

Мы всегда отмечаем годовщину нашего брака

Верно

13.

Жена (муж) всегда готовы поддержать меня во всех трудностях

Верно

14.

Почти все подруги (друзья) жены (мужа) мне нравятся

Верно

15.

Мои заботы жена (муж) близко к сердцу не принимают

Неверно

16.

Предпочитают встречаться со своими друзьями без жены (мужа)

Неверно

17.

Жена (муж) говорит о моей работе пренебрежительно

Неверно

18.

Мы с женой (мужем) почти всегда одинаково расцениваем поступки людей

Верно

19.

У нас с женой (мужем) много общих интересов и увлечений

Верно

20.

Не собираюсь менять свои привычки, даже если они не нравятся жене (мужу)

Неверно

21.

По-моему, у меня в семье больше обязанностей, чем прав

Неверно

22.

Брак ограничил мою свободу значительно больше, чем я ожидал(а)

Неверно

23.

Нельзя уступать жене (мужу), это приводит к подчинению и неравенству

Неверно

24.

Меня раздражает, что все житейские проблемы мне приходится решать самому(ой)

Неверно

25.

Не ожидал(а), что семейный быт отнимет столько времени и сил

Неверно

26.

Интимные отношения всегда способствуют нашему примирению

Верно

27.

Нельзя не считаться с настроением жены (мужа)

Верно

28.

Я редко проявляю свое плохое настроение дома

Верно

29.

Если семейная жизнь не сложилась, лучше сразу разойтись

Неверно

30.

Жена (муж) умеют понять меня, как никто другой

Верно

 

Данный тест посвящен изучению одной социальной характеристики во взаимоотношениях между супругами - уровню удовлетворенности браком. Предлагаемая респонденту серия высказываний описывает различные стороны семейных взаимоотношений, конечно, важнейших и соответствующим образом интерпретируемых, в данном случае с позиции степени ориентации друг на друга. Социолог снимает информацию, позволяющую довольно точно отразить реальное отношение супругов друг к другу, что является очень важным при решении ряда проблем супружеской жизни.

Социологический тест интересен тем, что он позволяет глубоко изучить некоторые ценностные ориентации человека, установки, мотивы поведения и на основе этого делать точные и достоверные (в пределах возможного) выводы о состоянии и уровне развития изучаемых свойств. Каждый социолог стремится создать социологический тест, который "по качеству и эффективности измерения соответствовал бы самым строгим критериям, разработанным в теории психологических тестов".

Если психологические тесты снимают психологические характеристики человека, то социологические тесты фиксируют особенности его социального поведения. Социологическая анкета направлена на изучение общих законов функционирования группы. Этим отличается социологическое анкетирование от работы с психологическими и социологическими тестами. Несмотря на специфичность решаемых задач каждого из этих методов изучения объективной реальности, они могут быть между собой связаны для решения некоторых общих задач изучения социального поведения человека и социальной группы, общих социальных законов, использование психологических и социологических тестов в социологических исследованиях правомерно.

Элементы социологического тестирования могут с успехом применяться в социологических анкетах в случаях, когда необходимо четко фиксировать какое-либо основное качество, характеристику человека. В дальнейшем в социологической анкете, в серии вопросов можно зафиксировать не только уровень развития этого качества, но и его направленность, определить факторы, влияющие на него положительно или отрицательно, т.е. исследовать данное качество в развитии. Социологические тесты имеют ряд особенностей и преимуществ и с успехом применяются в анкетах.

Особенностью социологических тестов является то, что они в некоторых случаях позволяют прогнозировать поведение человека на ближайшее будущее. Такое прогнозирование основывается на детальном изучении устойчивых моментов в его поведении, с одной стороны, и с другой - на изменении под влиянием изменившейся ситуации установок и ценностных ориентаций, пришедших в противоречие с его основными социальными потребностями.

Это хорошо можно продемонстрировать на изменении установок и поведения работника в связи с принятием решения уволиться из организации. Известно, что решение уволиться не принимается необдуманно, сразу, спонтанно (может быть, за редким исключением). Оно вызревает в течение длительного времени, может быть год, полтора и опосредуется ростом неудовлетворенности своей работой. В то время, когда растет неудовлетворенность, изменяются установки человека, меняется его отношение к работе, отражаясь сначала слабо, а потом все сильнее в его социальном поведении, например, в снижении активности, ухудшении отношений с руководством и товарищами по работе и т.д. Как показывают социологические исследования, у тех, кто решил уволиться с предприятия, возрастает уровень неудовлетворенности трудом, падает производительность труда. Но это относится в определенной мере ко всем, решившим уволиться, а не к конкретному человеку. Проведя опрос работников по социологическому тесту на текучесть кадров и выявив сигналы неудовлетворенности работой, можно с большой долей вероятности утверждать, что тот или другой работник уволится в ближайшее время, даже если он сам еще в полной мере не осознал изменений, произошедших в его установках.

В анкетах обычно в таких случаях обходились двумя-тремя вопросами типа: "Удовлетворены ли Вы своей работой?", "Собираетесь ли Вы уволиться в ближайшее время?". Но данные вопросы фиксируют уже свершившийся факт, т.е. сформировавшееся намерение уволиться. При всей важности и необходимости такой информации, показывающей уровень потенциальной текучести кадров на предприятии, она практически не помогает принятию каких-либо эффективных управленческих решений по сокращению текучести кадров. Практика показывает, что работа с твердо решившими уволиться является мало эффективной. Необходим другой подход, а именно, выявление элементов неудовлетворенности работой каждого отдельного человека и желательно на самых первых этапах проявления этой неудовлетворенности. Это довольно трудно сделать без специальных методов. Таким методом выступает, вернее, может выступать социологический тест по прогнозированию текучести.

Тест, построенный на основе теста В.С. Аванесова "Тест удовлетворенности строительных рабочих для прогнозирования текучести кадров", был разработан автором настоящей работы для прогнозирования текучести среди мастеров одного московского завода. Была поставлена задача определить число мастеров, которые были неудовлетворенны работой и могли уволиться. Это важно было выяснить с точки зрения вероятности возникновения аварийной ситуации из-за неудовлетворенности работой и, как следствие, снижения требовательности, вероятнее всего неосознанного, к соблюдению техники безопасности рабочих. Результаты исследования были следующие: из 98 опрошенных мастеров 9 человек, по нашим данным, проявили высокий уровень неудовлетворенности работой и должны были в ближайшее время уволиться. Примерно так и получилось: семь человек из девяти в течение года покинули предприятие, а двое были переведены на другие работы, не связанные с непосредственным руководством людьми. Уровень активности у этих мастеров оказался довольно низким. Как видим, тест оказался надежным.

Особенностью социологических тестов, как впрочем и других социальных методик, является то, что, используя одни и те же показатели, близкие по значению, можно снимать различные социальные характеристики человека. Так, тест по текучести, по ориентации на увольнение позволяет снимать информацию и по уровню удовлетворенности (неудовлетворенности) работой. Снять эту информацию можно с помощью метода приписывания значимых критериев, или весов каждого используемого показателя.

Обычно при построении социологических тестов или социологических анкет для выявлений той или иной социальной характеристики выстраивается своя система показателей по каждой из них. При большом количестве изучаемых характеристик, как в социологических анкетах, довольно сложно выписать каждую систему показателей, которых набирается довольно много. В результате получается сложная и громоздкая анкета. Но этого можно избежать, если строить некоторую общую систему показателей для описания различных, но близких социальных характеристик, с различными значениями. В жизни при описании тех или иных явлений мы пользуемся сравнительно ограниченным количеством показателей, но из-за того, что каждый раз мы используем их в различных значениях, можно описывать практически безграничное множество всевозможных ситуаций. Относительное, конечно, множество, поскольку любое безграничное множество в конечном итоге сводится к ограниченному множеству, благодаря массе ограничений.

Как уже говорилось, неудовлетворенность трудом и установка человека на увольнение описывается практически одними и теми же показателями, но с различными весовыми значениями. В самом деле, не все, кто не удовлетворен своей работой, обязательно уволятся, как не все увольняющиеся бывают полностью не удовлетворены своей работой. И все это отражается в одном и том же социологическом тесте или анкете, с одними и теми же показателями, причем единственное различие - это разные ключи к каждой снимаемой социальной характеристике.

Недостатком социологического теста является то, что он не объясняет, чем обусловлено то или иное социальное явление, например, удовлетворенность или неудовлетворенность браком, что повлияло на изменение социальной установки человека, в какой взаимосвязи находятся изучаемые явления. Тест только констатирует положение, дает моментальный срез состояния. Но большего и нельзя требовать от социологических тестов. Каждый метод исследования имеет свое поле применения и границы использования, за пределами которых его достоинства превращаются в недостатки. Как говорится, каждый метод хорош своими недостатками.

В отличие от социологических тестов социологическая анкета позволяет показать явления в их динамике, выявить факторы, влияющие на них, определить основные тенденции их развития. Так, анкета не только снимает информацию об ориентации на увольнение, но и определяет факторы, влияющие на эту установку, т.е. строит динамическую модель взаимосвязей факторов по отношению к ориентации на увольнение изучаемой группы респондентов.

 

Анкета без вопросов. Мы уже говорили, что любой или почти любой вопрос раскрывается альтернативами, что ответ на тот или иной вопрос можно найти в контексте альтернатив за исключением открытых вопросов.

Вы спрашиваете у товарища, которого не видели длительное время, "Как дела?" или "Как поживаешь?". Ответ будет таким же неопределенным, как и вопрос "Ничего". Почему? Потому что отвечающий не знает контекста Вашего вопроса, не знает, в каком аспекте ему отвечать. Это может быть и вопрос о здоровье, и об отношениях в семье или на службе, и о работе и еще десятки вариантов возможных вопросов. И если Вы желаете узнать, что Вас действительно интересует, то задаете дополнительные и уточняющие вопросы. Так же и в анкетных вопросах: "Как Вы занимаетесь в процессе учебы?" Можно ответить: "Занимаюсь дома, в библиотеке, в транспорте". Возможен и такой вариант: "Занимаюсь в основном днем, в группе, занимаюсь один, занимаюсь с другом". Может быть и так: "Занимаюсь хорошо, средне, плохо". Или же: "Занимаюсь систематически, время от времени, только во время сессии".

Вопросительное слово "как" подразумевает множество аспектов, и нужный аспект устанавливается альтернативами вопроса. Получается, что респондент отвечает фактически не на вопрос анкеты, а на его альтернативы. Тогда, может быть, вовсе отказаться от формулирования вопроса, оставив только альтернативы?

 Например таким образом:

"Я обычно занимаюсь в процессе учебы систематически".

"Я, как правило, занимаюсь время от времени, не постоянно".

"Я занимаюсь в основном только во время сессии".

Вопрос имплицитно присутствует в альтернативах, представленных в форме суждений, высказываний.

 Ниже приводится образец так называемой тестовой анкеты по изучению стабильности производственного коллектива (1984 г.).

 

Тестовая анкета по изучению проблем стабилизации

производственного коллектива угольной шахты

 

Шифр

Шифр

Суждения

Ответы

1

2

3

4

5

001

012

До поступления на шахту я сменил 3 и более мест работы

да

нет

002

051

Руководители шахты проявляют мало заботы о рабочих

да

нет

003

020

Я пришел на шахту, что хорошо заработать

да

нет

004

015

Я полностью удовлетворен своей работой

да

нет

005

024

Я плохо знаком с коллективным договором на шахте

да

нет

006

027

Я имею почетные звания

да

нет

007

008

Поступая на шахту, я очень мало знал о ней

да

нет

008

048

У меня бывали случаи опоздания на работу

да

нет

009

004

До поступления на шахту я работал в другой отрасли

да

нет

010

057

У нас в коллективе в основном хорошие отношения

да

нет

011

021

Я пришел на шахту, чтобы получить различные льготы

да

нет

012

041

Премиальная система оказывает большое влияние на повышение трудовой активности

да

нет

013

039

У меня бывали случаи невыполнения плана

да

нет

014

002

Я пришел на шахту по совету знакомых, родных

да

нет

Шифр

Шифр

Суждение

Ключ

1

2

3

4

5

015

025

Я много раз награждался денежной премией

да

нет

016

014

Я мало удовлетворен своей работой

да

нет

017

022

Я хорошо знаком с коллективным договором на шахте

да

нет

018

016

Практически я не удовлетворен своей работой

да

нет

019

056

У нас в коллективе не очень хорошие отношения

да

нет

020

005

До поступления на шахту я работал в сельском хозяйстве

да

нет

021

040

Полностью план я выполняю редко

да

нет

022

023

Я слабо знаком с коллективным договором на шахте

да

нет

023

047

У нас на шахте низкий уровень трудовой активности

да

нет

024

058

Я имею много друзей в бригаде

да

нет

025

042

Зарплата  оказывает слабое влияние на повышение трудовой активности

да

нет

026

037

Я не имеют возможности уйти с шахты

да

нет

027

006

До поступления на шахту я учился в ПТУ

да

нет

028

049

Я выполняю план систематически

да

нет

 

Респондент, отвечая на предложенное суждение, выбирает "да", если он согласен, или "нет", если не согласен с ним. "Да" и "нет" не являются альтернативами в их традиционном виде, они только фиксируют, есть ли ответ на данную альтернативу, которая выступает в форме суждения, или нет.

Шифры слева обозначают: 1 шифр - порядковый номер суждений тестовой анкеты и служит для занесения на перфокарты и обработки на ЭВМ; 2 шифр - порядковый номер альтернатив ключевой анкеты, где каждая альтернатива (суждение) соотнесены с соответствующим вопросом. Техническое задание для оператора ЭВМ и программа анализа первичной социологической информации составляются по второму шифру.

В чем преимущество тестовой анкеты?

Респондент, привыкнув к форме вопроса (суждения), далее уже не задумывается над ней и все внимание сосредоточивает на содержании вопроса (суждения) в отличие от традиционной анкеты, где респонденту нередко предлагают различные по форме вопросы, что значительно затрудняет восприятие содержания вопроса. Кроме того, форма вопроса, принятая в тестовых анкетах, очень проста и доходчива и ее восприятие не вызывает у респондентов какой-либо трудности. Такая форма подачи вопроса (суждения) обычно используется в психологических и социологических тестах.

Справочный материал нередко представлен в форме суждений, а не вопроса. Это весьма выгодно отличает тестовую анкету от традиционной, составленной почти из одних вопросов, что иногда раздражает опрашиваемых и снижает степень их доверия.

Простота и легкость формы подачи суждений, и соответственно - легкость их восприятия, а значит - и ответа, способствуют снижению количества уклонившихся от ответов на анкету в целом и на отдельные вопросы. Если в традиционной анкете в заочном опросе количество не ответивших достигает 30%, в зависимости от типа вопроса, то в тестовой анкете количество не ответивших колеблется как в целом по анкете, так и по отдельным вопросам в пределах 3-5%. Поскольку не ответившие, которые представляют собой специфическую группу (они чаще всех болеют, чаще отлучаются с работы, социально неактивны и пр.), оказывают влияние на репрезентативность, то сокращение количества не ответивших свидетельствует о существенном преимуществе тестовой анкеты по сравнению с традиционной.

Тестовая анкета, как правило, бывает примерно на одну треть короче, чем обычная анкета аналогичного содержания. Соответственно она требует меньше времени для заполнения, что также является аргументом в ее пользу.

В тестовой анкете практически снята возможность влияния ответов предыдущих вопросов на последующие, которая постоянно присутствует в традиционной анкете, поскольку все вопросы (суждения) в тестовой анкете выступают как независимые друг от друга и полностью самостоятельные.

Есть и другие преимущества тестовой анкеты, которые постепенно выявляются в практике их применения.

Однако, как и любая другая методика, тестовая анкета имеет свои недостатки. Прежде всего, это опасность возникновения монотонности от однотипных по форме вопросов (суждений), последовательно выстроенных по всему полю анкеты. Если таких вопросов (суждений) десять-двадцать, это не страшно, но если их двести, триста, четыреста, то это вызывает сильную усталость. Поэтому лучше всего тестовую анкету составлять небольшого объема, содержащую не более 100-150 вопросов (суждений). Форма тестовой анкеты не разрешает вводить образные вопросы, строить ситуации, применять игровые приемы, использовать вопросы по оживлению внимания, пробуждению интереса, т.е. не позволяет использовать многие преимущества обычной анкеты.

Одна из существенных сложностей тестовой анкеты заключается в том, что, составляя ее, необходимо строго следить за тем, чтобы понятийные содержания суждений как альтернатив вопроса не пересекались и чтобы объемы их не совпадали, как это иногда случается в вопросах традиционной анкеты. В последней вопросе раскрывается серией ответов как подпонятий, которые могут пересекаться, и объем одного понятия может частично входить в объем другого (иногда это допускается правилами построения вопросов, поскольку респонденты всегда соотносят предлагаемые понятия между собой и выбирают только один ответ, полностью или частично соответствующий содержанию вопроса). В тестовой анкете каждое такое подпонятие (как альтернатива вопроса) выступает как самостоятельное, не связанное с другим, и при ответах из-за разбросанности альтернатив по полю анкеты респондент не может соотносить их между собой и выбирать наиболее приемлемый ответ.

На практике в процессе ответа может получиться так, что респондент отвечает дважды на один вопрос или вопрос содержит два ответа, когда требуется только один. Это происходит тогда, когда предлагаемые суждения, являющиеся выражением альтернатив исследуемого вопроса, имеют пересекающиеся объемы понятий. Например в вопросе "Бывают ли у Вас случаи опоздания на работу?" с альтернативами (бывают часто, бывают редко, не бывает), последние представлены в тестовой анкете в виде суждений:

У меня бывают довольно часто опоздания

 на работу..........................................................     да        нет

У меня бывают довольно редко опоздания

на работу...........................................................    да        нет

У меня не бывает опозданий на работу.........   да        нет

Представленные в различных частях анкеты данные суждения воспринимаются респондентами как самостоятельные, не связанные одним вопросом. Лишенные возможности логического выбора, опрашиваемые нередко воспринимают их как однопорядковые - опоздания бывают и отвечают положительно на первую и на вторую альтернативы (в тестовой анкете - суждение). Особенно это касается альтернатив с трудно различимым объемом понятий. При ответах на суждения тестовой анкеты респондент, как правило, забывает, где и как он отвечал, какую альтернативу выбрал, и отвечает на следующую альтернативу как на совершенно самостоятельную. Не надо говорить, насколько сильно это искажает результаты опроса.

Для преодоления этих недостатков в тестовой анкете необходимо применять альтернативы со строго разделяющимися понятиями, как, например, в дихотомических вопросах с альтернативами "да" или "нет". Нельзя включать в вопрос альтернативы с промежуточными понятиями. Так, в вышеприведенном примере следует ограничиться только двумя альтернативами "опоздания бывают" и "опозданий не бывает", исключив третью - "опоздания бывают редко". Только в этом случае можно добиться четкого разделения понятийного содержания суждений тестовой анкеты в ответах респондентов. Тестовая анкета может быть использована только как одна из возможных методик (инструментария) снятия социологической информации. Учитывая ее преимущества и недостатки, можно применять ее для решения тех или иных специфических задач социологического исследования. Правда, можно соединять обычную, традиционную и тестовую анкеты, используя преимущества той и другой. Но в каждом конкретном случае, в каждом конкретном исследовании социолог должен выбирать соответствующую поставленным задачам и целям исследования методику.

В принципе как традиционная, так и тестовая анкеты представляют собой лишь одну из возможных методик (инструментов) для снятия социальной информации. Их может быть много, и они весьма разнообразны по форме и по содержанию. Увеличивать количество методик и инструментария, конечно, не является самоцелью. Каждая методика призвана решать специфические задачи, но учитывая, что этих задач весьма много и некоторые из них требуют специальных инструментов, можно понять необходимость изобретения новых методик исследования.