Послесловие

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

писанное исследование трансформации свободы в меняющемся обществе, думается, дает основание для вывода о правомерности и продуктивности дальнейшего развития социологической перспективы изучения данного феномена.

Делая акцент на социологическом подходе к изучению свободы, я отнюдь не абсолютизирую его и, разумеется, далека от мысли, что именно он позволит решить "вечную проблему свободы". Не умаляется значение и других подходов к познанию этого многогранного и сложного феномена, ибо социологическая модель свободы, как было показано, базируется на достижениях философского, психологического, экономического и правового подходов. В то же время в поле зрения социологии свободы попадает такой спектр проблем, которые в науках, традиционно изучавших свободу, оставались без достаточного внимания, и без которых нельзя продвинуться к пониманию ее сущности, особенно в меняющемся обществе. В этом смысле социологическая перспектива анализа способна существенным образом обогатить научное знание о феномене свободы.

Кроме того, разработка и развитие социологической теории свободы открывает новые перспективы теоретического и эмпирического анализа в рамках самой социологии. Она расширяет возможности дальнейшего развития стратификационной теории, социологии адаптаций, социологии личности и др. Делая акцент на изучении взаимосвязи между социетальным и индивидуально-групповым уровнями свободы, социологическая модель может быть весьма продуктивной в осмыслении одной из главных проблем общественных наук - взаимосвязи между обществом с его социальными институтами и действующими на микроуровне социальными субъектами, имеющими ту или иную свободу выбора.

В меняющемся обществе особая значимость социологического изучения свободы видится в тех возможностях, которые оно открывает для познания механизмов формирования новых и сохранения старых социальных институтов.

Таким образом, у социологии свободы есть все основания стать в перспективе важным и самостоятельным направлением социологического знания.

 

писанное исследование трансформации свободы в меняющемся обществе, думается, дает основание для вывода о правомерности и продуктивности дальнейшего развития социологической перспективы изучения данного феномена.

Делая акцент на социологическом подходе к изучению свободы, я отнюдь не абсолютизирую его и, разумеется, далека от мысли, что именно он позволит решить "вечную проблему свободы". Не умаляется значение и других подходов к познанию этого многогранного и сложного феномена, ибо социологическая модель свободы, как было показано, базируется на достижениях философского, психологического, экономического и правового подходов. В то же время в поле зрения социологии свободы попадает такой спектр проблем, которые в науках, традиционно изучавших свободу, оставались без достаточного внимания, и без которых нельзя продвинуться к пониманию ее сущности, особенно в меняющемся обществе. В этом смысле социологическая перспектива анализа способна существенным образом обогатить научное знание о феномене свободы.

Кроме того, разработка и развитие социологической теории свободы открывает новые перспективы теоретического и эмпирического анализа в рамках самой социологии. Она расширяет возможности дальнейшего развития стратификационной теории, социологии адаптаций, социологии личности и др. Делая акцент на изучении взаимосвязи между социетальным и индивидуально-групповым уровнями свободы, социологическая модель может быть весьма продуктивной в осмыслении одной из главных проблем общественных наук - взаимосвязи между обществом с его социальными институтами и действующими на микроуровне социальными субъектами, имеющими ту или иную свободу выбора.

В меняющемся обществе особая значимость социологического изучения свободы видится в тех возможностях, которые оно открывает для познания механизмов формирования новых и сохранения старых социальных институтов.

Таким образом, у социологии свободы есть все основания стать в перспективе важным и самостоятельным направлением социологического знания.