Государственный режим
В теории государства и права государственный режим рассматривается как синоним политического режима, при этом обычно выделяются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. В науке конституционного права
государственный режим – понятие, раскрывающее фактическое распределение «центров концентрации власти» в ее верхнем эшелоне. В этом смысле для абсолютной монархии определен абсолютистский режим, для дуалистической монархии, президентской и смешанной республик – дуалистический режим, для парламентарной монархии и парламентарной республики – парламентарный и министериальный режимы, для республики советского типа – партократический.
Государственный режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.
Демократический государственный режим характеризуется:
1) признанием политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики; 2) политическим плюрализмом; 3) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.); 4) обязательным и реальным участием в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа; 5) свободой пропаганды любой политической идеологии. В некоторых странах те или иные из указанных признаков нарушаются, возникают разные формы полудемократических, ограниченно демократических, относительно либеральных режимов (Шри-Ланка, Египет, Турция и др.).
Авторитарный (властный) режим характеризуется:
1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме; 2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма; 3) вооруженные силы часто играют политическую роль (концепция «двойной роли армии» и др.) (Латинская Америка, Индонезия, Пакистан).
Тоталитарный режим характеризуется следующим:
1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима; 2) существует одна легальная партия; 3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; 4) разделение властей отвергается; 5) единая обязательная политическая идеология (марксизм-ленинизм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 1960-1980-х гг. и т. д.). Тоталитарный режим имеет свои разновидности. Беспартийный военный режим, где безраздельная власть принадлежит лидеру, существенно отличается от фашистского или коммунистического режима, где в механизме власти огромную роль играет партия. Фашистский режим принципиально отличается от коммунистического по идеологическим установкам, формам организации власти, методам принуждения. Тоталитарный социализм нельзя отождествлять с фашизмом.
Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина |
Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран |
Понятие и сущность конституции, виды конституции |
Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах |
Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды |
Институт прав и свобод граждан: общая характеристика |
Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан |
Понятие гражданства |
Форма правления в зарубежных странах |
Форма государственного (территориально-политического) устройства |
Государственный режим |
Понятие политических партий, их сущность, организация и функции |
Классификация политических партий |
Правовой статус и порядок деятельности партий |
Понятие и сущность избирательного права, принципы |
Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования |
Референдум |
Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства |
Понятие парламента и его структура |
Компетенция парламента |
Правовое положение члена парламента |
Порядок работы парламента, законодательный процесс |
Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах |
Полномочия правительства в зарубежных странах |
Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления |
Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления |
Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия |
Конституционный статус судей |
Конституция США |
Избирательная система в США |
Конгресс, президентская власть, судебная власть в США |
Государственное устройство США |
Местное самоуправление в США |
Общая характеристика конституции Великобритании |
Конституционно-правовое положение личности в Великобритании |
Политические партии и партийная система Великобритании |
Система государственных органов Великобритании |
Политико-территориальное устройство Великобритании |
Конституция и конституционное развитие Французской республики |
Конституционные права и свободы |
Политические партии и партийная система Франции |
Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система |
Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции |
Конституция и конституционное развитие ФРГ |
Конституционные права и свободы Германии |
Политические партии Германии |
Законодательная, исполнительная и судебная власть в Германии |
Германский федерализм, местное самоуправление и управление |
Конституция Италии |
Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Италии |
Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии |
Государственные органы Италии |
Политико-территориальное устройство Италии |
Конституция Японии |
Права, свободы и обязанности граждан Японии |
Партийная система Японии |
Система государственных органов Японии |
Административно-территориальное деление, местное самоуправление в Японии |
Конституция Испании |
Основные права и обязанности граждан Испании |
Высшие органы государственной власти и управления Испании |
Региональная автономия Испании |
Конституция КНР |
Политические партии, общественные («народные») организации КНР |
Основы конституционного статуса граждан КНР |
Система высших органов государственной власти и управления |
Административно-территориальное устройство и национальная автономия |
Конституция Индии |
Правовой статус гражданина Индии |
Политические партии Индии |
Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии |
Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии |
Общие положения конституций стран СНГ |
Система государственных органов стран СНГ |
Особенности латино-американских конституций |
Партийные системы стран латинской Америки |
Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки |
Местное самоуправление латинской Америки |
Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран |
Формы правления в арабских странах. Монархия |
Республиканская форма правления арабских стран |
Конституционное право Израиля |
Конституция Египта |
Основы правового статуса личности Египта |
Законодательная, исполнительная и судебная власть Египта |
Местное самоуправление и управление в Египте |
Конституция Бразилии |
Основы правового статуса личности в Бразилии |
Законодательная, исполнительная, судебная власть в Бразилии |
Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран
|