Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран

Государственный режим

В теории государства и права государственный режим рассматривается как синоним политического режима, при этом обычно выделяются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

В науке конституционного права государственный режим – понятие, раскрывающее фактическое распределение «центров концентрации власти» в ее верхнем эшелоне. В этом смысле для абсолютной монархии определен абсолютистский режим, для дуалистической монархии, президентской и смешанной республик – дуалистический режим, для парламентарной монархии и парламентарной республики – парламентарный и министериальный режимы, для республики советского типа – партократический.

Государственный режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.

Демократический государственный режим характеризуется:

1) признанием политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики;

2) политическим плюрализмом;

3) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.);

4) обязательным и реальным участием в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа;

5) свободой пропаганды любой политической идеологии.

В некоторых странах те или иные из указанных признаков нарушаются, возникают разные формы полудемократических, ограниченно демократических, относительно либеральных режимов (Шри-Ланка, Египет, Турция и др.).

Авторитарный (властный) режим характеризуется:

1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме;

2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма;

3) вооруженные силы часто играют политическую роль (концепция «двойной роли армии» и др.) (Латинская Америка, Индонезия, Пакистан).

Тоталитарный режим характеризуется следующим:

1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима;

2) существует одна легальная партия;

3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается;

4) разделение властей отвергается;

5) единая обязательная политическая идеология (марксизм-ленинизм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 1960-1980-х гг. и т. д.). Тоталитарный режим имеет свои разновидности.

Беспартийный военный режим, где безраздельная власть принадлежит лидеру, существенно отличается от фашистского или коммунистического режима, где в механизме власти огромную роль играет партия. Фашистский режим принципиально отличается от коммунистического по идеологическим установкам, формам организации власти, методам принуждения. Тоталитарный социализм нельзя отождествлять с фашизмом.


Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина | Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран | Понятие и сущность конституции, виды конституции | Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах | Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды | Институт прав и свобод граждан: общая характеристика | Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан | Понятие гражданства | Форма правления в зарубежных странах | Форма государственного (территориально-политического) устройства | Государственный режим | Понятие политических партий, их сущность, организация и функции | Классификация политических партий | Правовой статус и порядок деятельности партий | Понятие и сущность избирательного права, принципы | Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования | Референдум | Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства | Понятие парламента и его структура | Компетенция парламента | Правовое положение члена парламента | Порядок работы парламента, законодательный процесс | Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах | Полномочия правительства в зарубежных странах | Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления | Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления | Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия | Конституционный статус судей | Конституция США | Избирательная система в США | Конгресс, президентская власть, судебная власть в США | Государственное устройство США | Местное самоуправление в США | Общая характеристика конституции Великобритании | Конституционно-правовое положение личности в Великобритании | Политические партии и партийная система Великобритании | Система государственных органов Великобритании | Политико-территориальное устройство Великобритании | Конституция и конституционное развитие Французской республики | Конституционные права и свободы | Политические партии и партийная система Франции | Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система | Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции | Конституция и конституционное развитие ФРГ | Конституционные права и свободы Германии | Политические партии Германии | Законодательная, исполнительная и судебная власть в Германии | Германский федерализм, местное самоуправление и управление | Конституция Италии | Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Италии | Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии | Государственные органы Италии | Политико-территориальное устройство Италии | Конституция Японии | Права, свободы и обязанности граждан Японии | Партийная система Японии | Система государственных органов Японии | Административно-территориальное деление, местное самоуправление в Японии | Конституция Испании | Основные права и обязанности граждан Испании | Высшие органы государственной власти и управления Испании | Региональная автономия Испании | Конституция КНР | Политические партии, общественные («народные») организации КНР | Основы конституционного статуса граждан КНР | Система высших органов государственной власти и управления | Административно-территориальное устройство и национальная автономия | Конституция Индии | Правовой статус гражданина Индии | Политические партии Индии | Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии | Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии | Общие положения конституций стран СНГ | Система государственных органов стран СНГ | Особенности латино-американских конституций | Партийные системы стран латинской Америки | Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки | Местное самоуправление латинской Америки | Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран | Формы правления в арабских странах. Монархия | Республиканская форма правления арабских стран | Конституционное право Израиля | Конституция Египта | Основы правового статуса личности Египта | Законодательная, исполнительная и судебная власть Египта | Местное самоуправление и управление в Египте | Конституция Бразилии | Основы правового статуса личности в Бразилии | Законодательная, исполнительная, судебная власть в Бразилии | Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран