Политические партии Германии
Правовое положение политических партий регулируется Конституцией Германии более детально, чем во Франции. Кроме того, в Германии есть специальный закон о политических партиях 1967 г., неоднократно пересматривавшийся (последняя редакция – в 1994 г.). Согласно ст. 21 Конституции ФРГ партии могут создаваться свободно (явочным порядком), для этого не требуется разрешения или уведомления; их назначение – содействовать формированию политической воли народа; внутренняя организация партий определяется ими самими, но должна соответствовать демократическим принципам; партии должны представлять публичный отчет (публиковать данные) о своем имуществе, фондах и источниках средств; партии являются антиконституционными, если стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя, поставить под угрозу существование ФРГ (по решению Федерального конституционного суда). Партия (согласно определению в Законе о политических партиях) – это объединение граждан, длительное время оказывающее влияние на формирование политической воли народа, выдвигающее кандидатов в представительные органы Федерации или земли. Партии рассматриваются как необходимая составная часть основ свободного демократического строя; они могут использовать разные способы для формирования политической воли народа. Партия утрачивает права партии, если в течение 6 лет не выдвигает кандидатов в Бундестаг или местные ландтаги. Для финансирования партий в Германии существует особый налог – 5 марок в год. В Германии действуют десятки партий, в том числе на уровне отдельных земель (на выборах в Бун дестаг в 1998 г. участвовали 40 партий). Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5–6 партиям (в 1998 г. пятипроцентный заградительный барьер преодолели 6). На правом фланге –
национально-демократическая партия (15 тыс. членов), возникшая на базе запрещенной в 1952 г. националистической партии,
Германский народный союз (около 20 тыс. членов), республиканская партия (23 тыс. членов). Эти партии не оказывают заметного влияния в обществе, не имеют представительства в Бундестаге, так как не преодолевают пятипроцентного барьера. Партия правого центра –
Христианско-демократический союз (ХДС) – около 670 тыс. членов. Идеология этой партии исходит из религиозных заповедей, толкуемых, с одной стороны, с позиций ответственности человека перед Богом, а с другой – с социальных позиций христианского учения. Центристская партия –
свободная демократическая партия (СвДП) – до 1998 г. часто играла основную роль при создании правительства. Партия левого центра –
социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – за социальную справедливость в условиях рыночной экономики, за экологическую перестройку индустриального общества, за методы эволюционных шагов к социализму, против революционных изменений. На левом фланге находится
партия демократического социализма, которая считает себя наследницей социалистической единой партии Германии (коммунистической партии). Интересы части сельского населения выражает
крестьянская партия, не представленная в парламенте.
Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина |
Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран |
Понятие и сущность конституции, виды конституции |
Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах |
Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды |
Институт прав и свобод граждан: общая характеристика |
Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан |
Понятие гражданства |
Форма правления в зарубежных странах |
Форма государственного (территориально-политического) устройства |
Государственный режим |
Понятие политических партий, их сущность, организация и функции |
Классификация политических партий |
Правовой статус и порядок деятельности партий |
Понятие и сущность избирательного права, принципы |
Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования |
Референдум |
Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства |
Понятие парламента и его структура |
Компетенция парламента |
Правовое положение члена парламента |
Порядок работы парламента, законодательный процесс |
Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах |
Полномочия правительства в зарубежных странах |
Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления |
Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления |
Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия |
Конституционный статус судей |
Конституция США |
Избирательная система в США |
Конгресс, президентская власть, судебная власть в США |
Государственное устройство США |
Местное самоуправление в США |
Общая характеристика конституции Великобритании |
Конституционно-правовое положение личности в Великобритании |
Политические партии и партийная система Великобритании |
Система государственных органов Великобритании |
Политико-территориальное устройство Великобритании |
Конституция и конституционное развитие Французской республики |
Конституционные права и свободы |
Политические партии и партийная система Франции |
Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система |
Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции |
Конституция и конституционное развитие ФРГ |
Конституционные права и свободы Германии |
Политические партии Германии |
Законодательная, исполнительная и судебная власть в Германии |
Германский федерализм, местное самоуправление и управление |
Конституция Италии |
Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Италии |
Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии |
Государственные органы Италии |
Политико-территориальное устройство Италии |
Конституция Японии |
Права, свободы и обязанности граждан Японии |
Партийная система Японии |
Система государственных органов Японии |
Административно-территориальное деление, местное самоуправление в Японии |
Конституция Испании |
Основные права и обязанности граждан Испании |
Высшие органы государственной власти и управления Испании |
Региональная автономия Испании |
Конституция КНР |
Политические партии, общественные («народные») организации КНР |
Основы конституционного статуса граждан КНР |
Система высших органов государственной власти и управления |
Административно-территориальное устройство и национальная автономия |
Конституция Индии |
Правовой статус гражданина Индии |
Политические партии Индии |
Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии |
Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии |
Общие положения конституций стран СНГ |
Система государственных органов стран СНГ |
Особенности латино-американских конституций |
Партийные системы стран латинской Америки |
Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки |
Местное самоуправление латинской Америки |
Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран |
Формы правления в арабских странах. Монархия |
Республиканская форма правления арабских стран |
Конституционное право Израиля |
Конституция Египта |
Основы правового статуса личности Египта |
Законодательная, исполнительная и судебная власть Египта |
Местное самоуправление и управление в Египте |
Конституция Бразилии |
Основы правового статуса личности в Бразилии |
Законодательная, исполнительная, судебная власть в Бразилии |
Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран
|