Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран

Политические партии Германии

Правовое положение политических партий регулируется Конституцией Германии более детально, чем во Франции. Кроме того, в Германии есть специальный закон о политических партиях 1967 г., неоднократно пересматривавшийся (последняя редакция – в 1994 г.).

Согласно ст. 21 Конституции ФРГ партии могут создаваться свободно (явочным порядком), для этого не требуется разрешения или уведомления; их назначение – содействовать формированию политической воли народа; внутренняя организация партий определяется ими самими, но должна соответствовать демократическим принципам; партии должны представлять публичный отчет (публиковать данные) о своем имуществе, фондах и источниках средств; партии являются антиконституционными, если стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя, поставить под угрозу существование ФРГ (по решению Федерального конституционного суда).

Партия (согласно определению в Законе о политических партиях) – это объединение граждан, длительное время оказывающее влияние на формирование политической воли народа, выдвигающее кандидатов в представительные органы Федерации или земли. Партии рассматриваются как необходимая составная часть основ свободного демократического строя; они могут использовать разные способы для формирования политической воли народа.

Партия утрачивает права партии, если в течение 6 лет не выдвигает кандидатов в Бундестаг или местные ландтаги. Для финансирования партий в Германии существует особый налог – 5 марок в год.

В Германии действуют десятки партий, в том числе на уровне отдельных земель (на выборах в Бун

дестаг в 1998 г. участвовали 40 партий). Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5–6 партиям (в 1998 г. пятипроцентный заградительный барьер преодолели 6).

На правом фланге – национально-демократическая партия (15 тыс. членов), возникшая на базе запрещенной в 1952 г. националистической партии, Германский народный союз (около 20 тыс. членов), республиканская партия (23 тыс. членов). Эти партии не оказывают заметного влияния в обществе, не имеют представительства в Бундестаге, так как не преодолевают пятипроцентного барьера.

Партия правого центра – Христианско-демократический союз (ХДС) – около 670 тыс. членов. Идеология этой партии исходит из религиозных заповедей, толкуемых, с одной стороны, с позиций ответственности человека перед Богом, а с другой – с социальных позиций христианского учения.

Центристская партия – свободная демократическая партия (СвДП) – до 1998 г. часто играла основную роль при создании правительства.

Партия левого центра – социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – за социальную справедливость в условиях рыночной экономики, за экологическую перестройку индустриального общества, за методы эволюционных шагов к социализму, против революционных изменений.

На левом фланге находится партия демократического социализма, которая считает себя наследницей социалистической единой партии Германии (коммунистической партии).

Интересы части сельского населения выражает крестьянская партия, не представленная в парламенте.


Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина | Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран | Понятие и сущность конституции, виды конституции | Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах | Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды | Институт прав и свобод граждан: общая характеристика | Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан | Понятие гражданства | Форма правления в зарубежных странах | Форма государственного (территориально-политического) устройства | Государственный режим | Понятие политических партий, их сущность, организация и функции | Классификация политических партий | Правовой статус и порядок деятельности партий | Понятие и сущность избирательного права, принципы | Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования | Референдум | Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства | Понятие парламента и его структура | Компетенция парламента | Правовое положение члена парламента | Порядок работы парламента, законодательный процесс | Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах | Полномочия правительства в зарубежных странах | Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления | Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления | Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия | Конституционный статус судей | Конституция США | Избирательная система в США | Конгресс, президентская власть, судебная власть в США | Государственное устройство США | Местное самоуправление в США | Общая характеристика конституции Великобритании | Конституционно-правовое положение личности в Великобритании | Политические партии и партийная система Великобритании | Система государственных органов Великобритании | Политико-территориальное устройство Великобритании | Конституция и конституционное развитие Французской республики | Конституционные права и свободы | Политические партии и партийная система Франции | Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система | Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции | Конституция и конституционное развитие ФРГ | Конституционные права и свободы Германии | Политические партии Германии | Законодательная, исполнительная и судебная власть в Германии | Германский федерализм, местное самоуправление и управление | Конституция Италии | Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Италии | Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии | Государственные органы Италии | Политико-территориальное устройство Италии | Конституция Японии | Права, свободы и обязанности граждан Японии | Партийная система Японии | Система государственных органов Японии | Административно-территориальное деление, местное самоуправление в Японии | Конституция Испании | Основные права и обязанности граждан Испании | Высшие органы государственной власти и управления Испании | Региональная автономия Испании | Конституция КНР | Политические партии, общественные («народные») организации КНР | Основы конституционного статуса граждан КНР | Система высших органов государственной власти и управления | Административно-территориальное устройство и национальная автономия | Конституция Индии | Правовой статус гражданина Индии | Политические партии Индии | Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии | Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии | Общие положения конституций стран СНГ | Система государственных органов стран СНГ | Особенности латино-американских конституций | Партийные системы стран латинской Америки | Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки | Местное самоуправление латинской Америки | Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран | Формы правления в арабских странах. Монархия | Республиканская форма правления арабских стран | Конституционное право Израиля | Конституция Египта | Основы правового статуса личности Египта | Законодательная, исполнительная и судебная власть Египта | Местное самоуправление и управление в Египте | Конституция Бразилии | Основы правового статуса личности в Бразилии | Законодательная, исполнительная, судебная власть в Бразилии | Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран