Германский федерализм, местное самоуправление и управление
ФРГ – конституционная федерация, учрежденная на основе Конституции 1949 г. Систему отношений Федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как
кооперативный федерализм, поскольку существует законодательно оформленное их сотрудничество между собой. В состав ФРГ входят 16 земель, в том числе 3 города – Берлин, Гамбург и Бремен.
Основные принципы федеративного устройства ФРГ: 1) конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства; 2) на территории всей Федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; 3) все земли имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате; 4) земли осуществляют государственные полномочия постольку, поскольку Конституция не устанавливает иного порядка; 5) компетенция Федерации и земель разделена: исключительная компетенция Федерации (внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь и др.), конкурирующая компетенция и компетенция земель. В принципе, принята
презумпция компетенции земель: полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон не устанавливает иное; 6) Основной закон допускает возможность
федерального принуждения, если земля не выполняет своих обязанностей; 7) в соответствии с концепцией кооперативного федерализма все учреждения Федерации и земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь.
Местное самоуправление и управление. Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, имеющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В мелких землях округов нет. Положение и организация административно-территориальных единиц регулируются
конституциями земель.
4 модели организации местного самоуправления и управления в общинах:
1)
южногерманская модель (в Баварии). Представительный орган – совет общины и исполнительный орган – бургомистр. Ведущая роль принадлежит совету; 2)
северогерманская модель (в земле Нижняя Саксония). Представительный орган (совет и др.), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет. Решающая роль также принадлежит совету; 3) модель
совет – бургомистр (земли Пфальц, Саар). Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем. Бургомистр обладает значительными полномочиями; 4) модель
совет – магистратура (земля Гессен, земля-город Гамбург). Представительный орган избирается населением, а исполнительным органом является коллективная магистратура, избираемая советом. Важные вопросы решаются коллегиально, а бургомистр ведет в основном текущую работу по управлению. Правовой надзор за деятельностью муниципальных органов осуществляет министерство внутренних дел, а также вышестоящие по подчиненности органы – окружные и районные управления различных министерств. Есть и судебный контроль, осуществляемый административными судами.
Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина |
Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран |
Понятие и сущность конституции, виды конституции |
Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах |
Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды |
Институт прав и свобод граждан: общая характеристика |
Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан |
Понятие гражданства |
Форма правления в зарубежных странах |
Форма государственного (территориально-политического) устройства |
Государственный режим |
Понятие политических партий, их сущность, организация и функции |
Классификация политических партий |
Правовой статус и порядок деятельности партий |
Понятие и сущность избирательного права, принципы |
Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования |
Референдум |
Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства |
Понятие парламента и его структура |
Компетенция парламента |
Правовое положение члена парламента |
Порядок работы парламента, законодательный процесс |
Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах |
Полномочия правительства в зарубежных странах |
Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления |
Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления |
Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия |
Конституционный статус судей |
Конституция США |
Избирательная система в США |
Конгресс, президентская власть, судебная власть в США |
Государственное устройство США |
Местное самоуправление в США |
Общая характеристика конституции Великобритании |
Конституционно-правовое положение личности в Великобритании |
Политические партии и партийная система Великобритании |
Система государственных органов Великобритании |
Политико-территориальное устройство Великобритании |
Конституция и конституционное развитие Французской республики |
Конституционные права и свободы |
Политические партии и партийная система Франции |
Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система |
Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции |
Конституция и конституционное развитие ФРГ |
Конституционные права и свободы Германии |
Политические партии Германии |
Законодательная, исполнительная и судебная власть в Германии |
Германский федерализм, местное самоуправление и управление |
Конституция Италии |
Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Италии |
Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии |
Государственные органы Италии |
Политико-территориальное устройство Италии |
Конституция Японии |
Права, свободы и обязанности граждан Японии |
Партийная система Японии |
Система государственных органов Японии |
Административно-территориальное деление, местное самоуправление в Японии |
Конституция Испании |
Основные права и обязанности граждан Испании |
Высшие органы государственной власти и управления Испании |
Региональная автономия Испании |
Конституция КНР |
Политические партии, общественные («народные») организации КНР |
Основы конституционного статуса граждан КНР |
Система высших органов государственной власти и управления |
Административно-территориальное устройство и национальная автономия |
Конституция Индии |
Правовой статус гражданина Индии |
Политические партии Индии |
Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии |
Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии |
Общие положения конституций стран СНГ |
Система государственных органов стран СНГ |
Особенности латино-американских конституций |
Партийные системы стран латинской Америки |
Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки |
Местное самоуправление латинской Америки |
Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран |
Формы правления в арабских странах. Монархия |
Республиканская форма правления арабских стран |
Конституционное право Израиля |
Конституция Египта |
Основы правового статуса личности Египта |
Законодательная, исполнительная и судебная власть Египта |
Местное самоуправление и управление в Египте |
Конституция Бразилии |
Основы правового статуса личности в Бразилии |
Законодательная, исполнительная, судебная власть в Бразилии |
Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран
|