Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран

Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

Законодательная власть принадлежит Парламенту. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 – от заморских территорий) и Сената (321 член).

Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель палаты (он является представителем наиболее крупной партийной фракции в палате), вице-председатели, секретари и квесторы (последние поддерживают порядок в палате и занимаются административно-хозяйственными вопросами). В палатах французского Парламента существуют постоянные комиссии, которые предварительно обсуждают законопроекты и в определенной мере контролируют деятельность правительства (последнее, однако, обязано представлять документы только финансовым комиссиям). Каждый парламентарий обязан входить в постоянную комиссию.

Наряду с постоянными образуются специальные комиссии.

Депутатские объединения (во Франции их называют политическими группами) образуются в том случае, если в них входят в нижней палате не менее 20 парламентариев, в верхней – не менее 14.

Во Франции существует дуализм исполнительной власти: Президент республики и правительство (Совет министров).

Президент республики занимает главное место в системе органов государства.

В осуществлении полномочий Президенту помогает его собственный аппарат – несколько сотен личных сотрудников: кабинет Президента и президентский генеральный штаб (Президент сосредоточивает в своих руках руководящие военные полномочия), Лдругие являются советниками Президента.

Правительство Франции – Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Вице-премьера во Франции нет.

Во Франции существует множество контрольных и консультативных органов, оказывающих помощь Парламенту и правительству: Конституционный совет, Государственный совет, Счетная палата (счетный суд), Высший совет магистратуры, который ведает судебным управлением – назначением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и др. (его председатель – Президент, но фактический руководитель – министр юстиции).

Во Франции 5 различных ветвей осуществления правосудия:

  1. общественные суды, рассмотрение дел осуществляется непрофессиональными судьями – медиаторами (посредниками);
  2. иерархическая система судов общей юрисдикции, рассматривающих уголовные и гражданские дела;
  3. различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.);
  4. иерархическая система административных судов;
  5. особое звено судов присяжных.

Кроме того, действуют некоторые квазисудебные органы (при Счетной палате – суд бюджетной и финансовой дисциплины).

Во Франции нет права досрочного отзыва депутата (в том числе и в местных советах), не используется народная законодательная инициатива. Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум.

Во Франции действует избирательный кодекс, инкорпорировавший, а затем кодифицировавший различные акты о выборах с 1852 г.


Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина | Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран | Понятие и сущность конституции, виды конституции | Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах | Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды | Институт прав и свобод граждан: общая характеристика | Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан | Понятие гражданства | Форма правления в зарубежных странах | Форма государственного (территориально-политического) устройства | Государственный режим | Понятие политических партий, их сущность, организация и функции | Классификация политических партий | Правовой статус и порядок деятельности партий | Понятие и сущность избирательного права, принципы | Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования | Референдум | Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства | Понятие парламента и его структура | Компетенция парламента | Правовое положение члена парламента | Порядок работы парламента, законодательный процесс | Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах | Полномочия правительства в зарубежных странах | Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления | Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления | Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия | Конституционный статус судей | Конституция США | Избирательная система в США | Конгресс, президентская власть, судебная власть в США | Государственное устройство США | Местное самоуправление в США | Общая характеристика конституции Великобритании | Конституционно-правовое положение личности в Великобритании | Политические партии и партийная система Великобритании | Система государственных органов Великобритании | Политико-территориальное устройство Великобритании | Конституция и конституционное развитие Французской республики | Конституционные права и свободы | Политические партии и партийная система Франции | Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система | Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции | Конституция и конституционное развитие ФРГ | Конституционные права и свободы Германии | Политические партии Германии | Законодательная, исполнительная и судебная власть в Германии | Германский федерализм, местное самоуправление и управление | Конституция Италии | Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Италии | Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии | Государственные органы Италии | Политико-территориальное устройство Италии | Конституция Японии | Права, свободы и обязанности граждан Японии | Партийная система Японии | Система государственных органов Японии | Административно-территориальное деление, местное самоуправление в Японии | Конституция Испании | Основные права и обязанности граждан Испании | Высшие органы государственной власти и управления Испании | Региональная автономия Испании | Конституция КНР | Политические партии, общественные («народные») организации КНР | Основы конституционного статуса граждан КНР | Система высших органов государственной власти и управления | Административно-территориальное устройство и национальная автономия | Конституция Индии | Правовой статус гражданина Индии | Политические партии Индии | Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии | Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии | Общие положения конституций стран СНГ | Система государственных органов стран СНГ | Особенности латино-американских конституций | Партийные системы стран латинской Америки | Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки | Местное самоуправление латинской Америки | Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран | Формы правления в арабских странах. Монархия | Республиканская форма правления арабских стран | Конституционное право Израиля | Конституция Египта | Основы правового статуса личности Египта | Законодательная, исполнительная и судебная власть Египта | Местное самоуправление и управление в Египте | Конституция Бразилии | Основы правового статуса личности в Бразилии | Законодательная, исполнительная, судебная власть в Бразилии | Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран