Политические партии и партийная система Франции
Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают
политические партии. Во Франции действует несколько десятков политических партий (на выборах в Парламент участвует обычно более 40, включая партии Корсики и заморских регионов). Они постоянно изменяются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и названия. Наиболее крупными из них являются: на левом фланге –
Французская социалистическая партия (около 900 тыс. членов), являющаяся одним из главных отрядов Социалистического интернационала, и
Французская коммунистическая партия (около 400 тыс. членов), которая в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы. Ближе к правому центру находится Объединение в поддержку республики, основанное в 1958 г. сторонниками генерала де Голля (около 900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность Франции на международной арене, а во внутренней политике – «ассоциацию труда и капитала». На правом фланге находится республиканская партия (около 160 тыс. членов). Крайне правые позиции занимает Национальный фронт (25 тыс. членов), выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний. На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на партии все чаще заменяется делением на левых и правых. С 1997 г. действует левое правительство блока социалистов и коммунистов (3 коммуниста из 32 членов правительства). Основы статуса партий в конституционном праве Франции впервые определены
Конституцией 1958 г. Она устанавливает: - принципы создания и деятельности партий (создаются и действуют свободно);
- направление деятельности партий (содействуют выражению мнения народа путем голосования);
- ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципы национального суверенитета и демократии – это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность должны соответствовать демократическим принципам).
Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье Конституции. Специального закона о политических партиях во Франции нет; их создание и деятельность регулируются законами об ассоциациях 1901 г. и 1971 г. Партии, как и другие ассоциации, создаются без какого-либо разрешения, путем подачи декларации (заявления) в органы министерства внутренних дел. Для получения прав юридического лица они должны быть зарегистрированы в этих же органах. Законы, принятые в 1990-х гг., регулируют финансирование политических партий со стороны граждан и государства. Для частных лиц установлен определенный предел финансовых пожертвований партиям.
Государство поддерживает политические партии по двум основаниям: - поддерживает партии и политические группировки, выдвигающие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента;
- осуществляет финансирование партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте.
Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.
Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина |
Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран |
Понятие и сущность конституции, виды конституции |
Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах |
Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды |
Институт прав и свобод граждан: общая характеристика |
Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан |
Понятие гражданства |
Форма правления в зарубежных странах |
Форма государственного (территориально-политического) устройства |
Государственный режим |
Понятие политических партий, их сущность, организация и функции |
Классификация политических партий |
Правовой статус и порядок деятельности партий |
Понятие и сущность избирательного права, принципы |
Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования |
Референдум |
Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства |
Понятие парламента и его структура |
Компетенция парламента |
Правовое положение члена парламента |
Порядок работы парламента, законодательный процесс |
Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах |
Полномочия правительства в зарубежных странах |
Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления |
Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления |
Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия |
Конституционный статус судей |
Конституция США |
Избирательная система в США |
Конгресс, президентская власть, судебная власть в США |
Государственное устройство США |
Местное самоуправление в США |
Общая характеристика конституции Великобритании |
Конституционно-правовое положение личности в Великобритании |
Политические партии и партийная система Великобритании |
Система государственных органов Великобритании |
Политико-территориальное устройство Великобритании |
Конституция и конституционное развитие Французской республики |
Конституционные права и свободы |
Политические партии и партийная система Франции |
Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система |
Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции |
Конституция и конституционное развитие ФРГ |
Конституционные права и свободы Германии |
Политические партии Германии |
Законодательная, исполнительная и судебная власть в Германии |
Германский федерализм, местное самоуправление и управление |
Конституция Италии |
Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Италии |
Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии |
Государственные органы Италии |
Политико-территориальное устройство Италии |
Конституция Японии |
Права, свободы и обязанности граждан Японии |
Партийная система Японии |
Система государственных органов Японии |
Административно-территориальное деление, местное самоуправление в Японии |
Конституция Испании |
Основные права и обязанности граждан Испании |
Высшие органы государственной власти и управления Испании |
Региональная автономия Испании |
Конституция КНР |
Политические партии, общественные («народные») организации КНР |
Основы конституционного статуса граждан КНР |
Система высших органов государственной власти и управления |
Административно-территориальное устройство и национальная автономия |
Конституция Индии |
Правовой статус гражданина Индии |
Политические партии Индии |
Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии |
Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии |
Общие положения конституций стран СНГ |
Система государственных органов стран СНГ |
Особенности латино-американских конституций |
Партийные системы стран латинской Америки |
Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки |
Местное самоуправление латинской Америки |
Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран |
Формы правления в арабских странах. Монархия |
Республиканская форма правления арабских стран |
Конституционное право Израиля |
Конституция Египта |
Основы правового статуса личности Египта |
Законодательная, исполнительная и судебная власть Египта |
Местное самоуправление и управление в Египте |
Конституция Бразилии |
Основы правового статуса личности в Бразилии |
Законодательная, исполнительная, судебная власть в Бразилии |
Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран
|