| Система государственных органов Японии
Законодательная власть. Японский Парламент: Палата представителей (нижняя) – 500 депутатов и Палата советников (верхняя) – 252 советника. Депутаты и 
советники имеют 
свободный мандат, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом. Внутренняя структура палат аналогична, она определяется законом о 
Парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полномочий 
председателя, вице-председателя, временного председателя (он ведет 
заседания в случае невозможности выполнения своих обязанностей первыми двумя должностными лицами), председателей постоянных комитетов (комиссий) и 
генерального секретаря палаты (последний избирается не из числа депутатов и занимается организационными вопросами). В палатах создаются 
партийные 
фракции, играющие решающую роль при распределении руководящих постов в палатах и других должностей, а также при распределении депутатов по постоянным 
комиссиям. В Палате представителей имеется 18 постоянных специализированных 
комиссий, в Палате советников – 16. В каждой палате имеются 
законодательные бюро – особый внутренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроектами, контролирует прохождение правительственных 
законопроектов. Главной задачей японского Парламента, как и парламентов других демократических стран, является законодательство, в частности определяющее 
государственные доходы и расходы – государственный бюджет. Конституция устанавливает, что Парламент является 
единственным законодательным органом, 
глава государства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отношении принятых законов не имеет. 
Исполнительная власть. 
Император. Действует 
салическая система престолонаследия: трон передается старшему сыну, женщины наследовать престол не могут. Император – лицо 
неприкосновенное и 
не несущее какой-либо ответственности. Как по Конституции, так и фактически император не обладает личной властью. Он является 
символом единства государства и единства народа, лицом, обязанным своим положением народу (ст. 1 Конституции). 
Кабинет министров. Состоит из 
премьер-министра, министров (12) и государственных министров (8). Кабинет выполняет общие функции управления, ведет государственные дела, руководит внешней 
политикой и др. Решающее положение в Кабинете занимает 
премьер-министр.  
Судебная власть. Возглавляет Верховный суд (3 отделения (по пять 
судей). Верховный суд осуществляет 
конституционный контроль, а также является 
последней инстанцией для рассмотрения других дел. 
Высшие 
суды – суды первой инстанции по делам о государственных преступлениях, а также апелляционной инстанции по уголовным и гражданским делам, рассмотренным 
нижестоящими судами. 
Окружные суды – рассматривают уголовные и гражданские дела. 
Дисциплинарные суды– рассматривают мелкие уголовные и 
гражданские дела. Особую систему составляют 
суды по семейным делам – действуют при окружных судах и рассматривают споры о наследстве, связанные с 
семейным правом, выполняют посреднические функции, главным образом по семейным делам.
 Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина | 
Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран | 
Понятие и сущность конституции, виды конституции | 
Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах | 
Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды | 
Институт прав и свобод граждан: общая характеристика | 
Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан | 
Понятие гражданства | 
Форма правления в зарубежных странах | 
Форма государственного (территориально-политического) устройства | 
Государственный режим | 
Понятие политических партий, их сущность, организация и функции | 
Классификация политических партий | 
Правовой статус и порядок деятельности партий | 
Понятие и сущность избирательного права, принципы | 
Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования | 
Референдум | 
Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства | 
Понятие парламента и его структура | 
Компетенция парламента | 
Правовое положение члена парламента | 
Порядок работы парламента, законодательный процесс | 
Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах | 
Полномочия правительства в зарубежных странах | 
Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления | 
Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления | 
Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия | 
Конституционный статус судей | 
Конституция США | 
Избирательная система в США | 
Конгресс, президентская власть, судебная власть в США | 
Государственное устройство США | 
Местное самоуправление в США | 
Общая характеристика конституции Великобритании | 
Конституционно-правовое положение личности в Великобритании | 
Политические партии и партийная система Великобритании | 
Система государственных органов Великобритании | 
Политико-территориальное устройство Великобритании | 
Конституция и конституционное развитие Французской республики | 
Конституционные права и свободы | 
Политические партии и партийная система Франции | 
Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система | 
Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции | 
Конституция и конституционное развитие ФРГ | 
Конституционные права и свободы Германии | 
Политические партии Германии | 
Законодательная, исполнительная и судебная власть в Германии | 
Германский федерализм, местное самоуправление и управление | 
Конституция Италии | 
Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Италии | 
Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии | 
Государственные органы Италии | 
Политико-территориальное устройство Италии | 
Конституция Японии | 
Права, свободы и обязанности граждан Японии | 
Партийная система Японии | 
Система государственных органов Японии | 
Административно-территориальное деление, местное самоуправление в Японии | 
Конституция Испании | 
Основные права и обязанности граждан Испании | 
Высшие органы государственной власти и управления Испании | 
Региональная автономия Испании | 
Конституция КНР | 
Политические партии, общественные («народные») организации КНР | 
Основы конституционного статуса граждан КНР | 
Система высших органов государственной власти и управления | 
Административно-территориальное устройство и национальная автономия | 
Конституция Индии | 
Правовой статус гражданина Индии | 
Политические партии Индии | 
Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии | 
Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии | 
Общие положения конституций стран СНГ | 
Система государственных органов стран СНГ | 
Особенности латино-американских конституций | 
Партийные системы стран латинской Америки | 
Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки | 
Местное самоуправление латинской Америки | 
Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран | 
Формы правления в арабских странах. Монархия | 
Республиканская форма правления арабских стран | 
Конституционное право Израиля | 
Конституция Египта | 
Основы правового статуса личности Египта | 
Законодательная, исполнительная и судебная власть Египта | 
Местное самоуправление и управление в Египте | 
Конституция Бразилии | 
Основы правового статуса личности в Бразилии | 
Законодательная, исполнительная, судебная власть в Бразилии | 
Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление
 Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран
 |