Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран

Политические партии, общественные («народные») организации КНР

Согласно Конституции руководящей силой в обществе и государстве является Коммунистическая партия Китая. КПК по существу выполняет властные функции. Все важнейшие мероприятия осуществляются по директивам, указаниям партии. Это относится как к кардинальным событиям, преобразующим лицо страны (создание в свое время народных коммун, а затем отказ от них и переход к допущению частной собственности и рыночных отношений), так и к решению частных вопросов в масштабах административно-территориальных единиц или, например, предприятий (назначение на должности определенных лиц, кадровая политика). В результате в Китае тесно переплетаются партийные и государственные функции, деятельность органов правящей партии и государства.

КПК строится по территориально-производственному признаку. Ее органы создаются в общегосударственном масштабе, в административно-территориальных единицах, а также на предприятиях, в учреждениях, вооруженных силах и т. д. Систематически проводятся «чистки» КПК.

На основе конституционного права на объединение в Китае существуют 8 других политических партий, объединяющих представителей различных слоев общества, а иногда лиц определенных профессий:

  1. Рабоче-крестьянская демократическая партия;
  2. Революционный комитет Гоминьдана (это крыло, отколовшееся от правящей партии Гоминьдана);
  3. Ассоциация содействия развитию демократии;
  4. Демократическая лига;
  5. Партия стремления к справедливости (Чжигун-дан);
  6. Общество Цзюсань (Общество третьего сентября);
  7. Лига демократической автономии Тайваня;
  8. Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев.

Поправки к Конституции, принятые в 1993 г., предусматривают длительное многопартийное сотрудничество и демократические консультации между партиями и общественными организациями.

В Китае принята и осуществляется концепция единства общественных организаций и движений. Это означает прежде всего, что путем применения государственных мер и мероприятий правящей партией «сверху» созданы единые профсоюзные, женские, молодежные и иные общественные объединения. Это по существу «государственные» общественные объединения.

В Китае создана и действует особая общественно-политическая организация типа народного фронта – Единый фронт различных партий и общественных организаций. В Конституции говорится, что он сформировался в ходе длительной революции и социалистического строительства, руководит Фронтом КПК, а по своему характеру он является патриотической организацией. Единый фронт – наиболее широкое общественное объединение в Китае. В его состав входят все существующие в стране партии и более или менее массовые общественные объединения. В рамках Фронта, в его центральном органе – Народном политическом консультативном совете – вырабатывается общая позиция по принципиальным вопросам развития страны, но поскольку руководство Фронтом осуществляется КПК, то она через Фронт направляет деятельность всех организаций, входящих в его состав. В данном случае это делается не прямо, а опосредованно – через другую, более широкую организацию (движение).


Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина | Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран | Понятие и сущность конституции, виды конституции | Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах | Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды | Институт прав и свобод граждан: общая характеристика | Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан | Понятие гражданства | Форма правления в зарубежных странах | Форма государственного (территориально-политического) устройства | Государственный режим | Понятие политических партий, их сущность, организация и функции | Классификация политических партий | Правовой статус и порядок деятельности партий | Понятие и сущность избирательного права, принципы | Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования | Референдум | Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства | Понятие парламента и его структура | Компетенция парламента | Правовое положение члена парламента | Порядок работы парламента, законодательный процесс | Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах | Полномочия правительства в зарубежных странах | Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления | Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления | Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия | Конституционный статус судей | Конституция США | Избирательная система в США | Конгресс, президентская власть, судебная власть в США | Государственное устройство США | Местное самоуправление в США | Общая характеристика конституции Великобритании | Конституционно-правовое положение личности в Великобритании | Политические партии и партийная система Великобритании | Система государственных органов Великобритании | Политико-территориальное устройство Великобритании | Конституция и конституционное развитие Французской республики | Конституционные права и свободы | Политические партии и партийная система Франции | Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система | Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции | Конституция и конституционное развитие ФРГ | Конституционные права и свободы Германии | Политические партии Германии | Законодательная, исполнительная и судебная власть в Германии | Германский федерализм, местное самоуправление и управление | Конституция Италии | Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Италии | Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии | Государственные органы Италии | Политико-территориальное устройство Италии | Конституция Японии | Права, свободы и обязанности граждан Японии | Партийная система Японии | Система государственных органов Японии | Административно-территориальное деление, местное самоуправление в Японии | Конституция Испании | Основные права и обязанности граждан Испании | Высшие органы государственной власти и управления Испании | Региональная автономия Испании | Конституция КНР | Политические партии, общественные («народные») организации КНР | Основы конституционного статуса граждан КНР | Система высших органов государственной власти и управления | Административно-территориальное устройство и национальная автономия | Конституция Индии | Правовой статус гражданина Индии | Политические партии Индии | Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии | Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии | Общие положения конституций стран СНГ | Система государственных органов стран СНГ | Особенности латино-американских конституций | Партийные системы стран латинской Америки | Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки | Местное самоуправление латинской Америки | Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран | Формы правления в арабских странах. Монархия | Республиканская форма правления арабских стран | Конституционное право Израиля | Конституция Египта | Основы правового статуса личности Египта | Законодательная, исполнительная и судебная власть Египта | Местное самоуправление и управление в Египте | Конституция Бразилии | Основы правового статуса личности в Бразилии | Законодательная, исполнительная, судебная власть в Бразилии | Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран