| Региональная автономия ИспанииТерриториальная организация Испании состоит из муниципалитетов, провинций и 
региональных автономных объединений. Начальная территориальная единица Испании – 
муниципалитет, обладающий всей полнотой прав юридического лица и 
управляемый выборными 
муниципальными советами. Советники избираются жителями соответствующего муниципалитета путем всеобщего, равного, свободного и 
тайного голосования. Самим советом или жителями избирается 
алькальд – руководитель исполнительного органа муниципалитета. Несколько муниципалитетов 
объединяются в 
провинции, создаваемые по территориальному принципу. Провинции также пользуются правами юридического лица, и их границы могут 
изменяться только решением Генеральных кортесов. Представительный орган в каждой провинции – избираемое путем всеобщего голосования 
собрание 
представителей.  Конституция Испании предусматривает осуществление широкого права автономии специальными 
региональными автономными 
объединениями. Такие объединения могут быть образованы граничащими друг с другом провинциями, имеющими общие черты исторического, культурного и 
экономического развития, а также островными территориями и провинциями, представляющими единую историческую область. 
В Испании существует 2 вида 
автономии: 
 административная;национально-территориальная.
 Области с 
административной автономией образуются по инициативе 
провинциальных советов объединяющихся провинций и 2/3 советов муниципалитетов. Затем учредительная 
ассамблея, состоящая из депутатов провинциальных 
советов, депутатов и сенаторов, избранных в Кортесы, разрабатывает проект 
статута автономной области и вносит его в качестве законодательной 
инициативы в Кортесы. Проект статута одобряется обеими палатами парламента в виде органического закона об автономии. Одобренный таким образом статут является 
составной частью общеиспанского законодательства и основным правовым актом автономной области. Несколько отличается порядок организации автономного 
образования, населенного 
национальным меньшинством. С инициативой учреждения национального образования выступают советы провинций и 3/4 части 
муниципальных советов. Затем инициативу должно поддержать на референдуме абсолютное большинство населения объединяющихся в национальное сообщество провинций. 
Затем депутаты и сенаторы Кортесов, избранные от данных провинций, образуют учредительную ассамблею, которая вырабатывает и одобряет статут автономии. Затем 
в специальной комиссии Конгресса этот проект рассматривается и окончательно дорабатывается. Далее проект статута выносится на всеобщий референдум в 
провинциях будущей автономии. После одобрения проекта статута простым большинством голосов он передается на рассмотрение и утверждение в палаты Генеральных 
кортесов. 
Компетенция региональных автономных объединений: 
 создание своих органов самоуправления;изменение границ расположенных на их 
территории муниципалитетов; благоустройство территории и др.;экономическое развитие автономии и др.
 
Автономные области имеют свои органы власти и 
управления: 
 Парламент;Правительство или правительственный совет.
 Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина | 
Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран | 
Понятие и сущность конституции, виды конституции | 
Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах | 
Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды | 
Институт прав и свобод граждан: общая характеристика | 
Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан | 
Понятие гражданства | 
Форма правления в зарубежных странах | 
Форма государственного (территориально-политического) устройства | 
Государственный режим | 
Понятие политических партий, их сущность, организация и функции | 
Классификация политических партий | 
Правовой статус и порядок деятельности партий | 
Понятие и сущность избирательного права, принципы | 
Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования | 
Референдум | 
Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства | 
Понятие парламента и его структура | 
Компетенция парламента | 
Правовое положение члена парламента | 
Порядок работы парламента, законодательный процесс | 
Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах | 
Полномочия правительства в зарубежных странах | 
Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления | 
Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления | 
Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия | 
Конституционный статус судей | 
Конституция США | 
Избирательная система в США | 
Конгресс, президентская власть, судебная власть в США | 
Государственное устройство США | 
Местное самоуправление в США | 
Общая характеристика конституции Великобритании | 
Конституционно-правовое положение личности в Великобритании | 
Политические партии и партийная система Великобритании | 
Система государственных органов Великобритании | 
Политико-территориальное устройство Великобритании | 
Конституция и конституционное развитие Французской республики | 
Конституционные права и свободы | 
Политические партии и партийная система Франции | 
Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система | 
Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции | 
Конституция и конституционное развитие ФРГ | 
Конституционные права и свободы Германии | 
Политические партии Германии | 
Законодательная, исполнительная и судебная власть в Германии | 
Германский федерализм, местное самоуправление и управление | 
Конституция Италии | 
Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Италии | 
Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии | 
Государственные органы Италии | 
Политико-территориальное устройство Италии | 
Конституция Японии | 
Права, свободы и обязанности граждан Японии | 
Партийная система Японии | 
Система государственных органов Японии | 
Административно-территориальное деление, местное самоуправление в Японии | 
Конституция Испании | 
Основные права и обязанности граждан Испании | 
Высшие органы государственной власти и управления Испании | 
Региональная автономия Испании | 
Конституция КНР | 
Политические партии, общественные («народные») организации КНР | 
Основы конституционного статуса граждан КНР | 
Система высших органов государственной власти и управления | 
Административно-территориальное устройство и национальная автономия | 
Конституция Индии | 
Правовой статус гражданина Индии | 
Политические партии Индии | 
Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии | 
Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии | 
Общие положения конституций стран СНГ | 
Система государственных органов стран СНГ | 
Особенности латино-американских конституций | 
Партийные системы стран латинской Америки | 
Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки | 
Местное самоуправление латинской Америки | 
Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран | 
Формы правления в арабских странах. Монархия | 
Республиканская форма правления арабских стран | 
Конституционное право Израиля | 
Конституция Египта | 
Основы правового статуса личности Египта | 
Законодательная, исполнительная и судебная власть Египта | 
Местное самоуправление и управление в Египте | 
Конституция Бразилии | 
Основы правового статуса личности в Бразилии | 
Законодательная, исполнительная, судебная власть в Бразилии | 
Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление
 Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран
 |