Порядок работы парламента, законодательный процесс
Парламент осуществляет свою деятельность в различных
формах: на раздельных и совместных заседаниях палат, путем работы постоянных комиссий, деятельности депутатов в избирательных округах, через органы, состоящие при парламенте, и т. д.
Сессия – промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комиссии.
Очередные сессии созываются главой государства либо один раз в год, либо два раза в год. Лишь в отдельных странах ранее конституции предусматривали три сессии в год (Болгария).
Внеочередная сессия может быть созвана президентом по требованию части депутатов (в одних странах – 1/3 депутатов, в других – 1/2, в отдельных развивающихся странах – 2/3), по требованию правительства во Франции. На внеочередной сессии могут обсуждаться только те вопросы, для которых она созвана. Повестку дня должны указать инициаторы созыва. Для работы парламента и принятия им решений необходим
кворум. Это понятие имеет два значения: кворум для заседаний (обсуждения) и кворум для голосования. Для пленарного заседания палат в большинстве стран необходимо определенное количество присутствующих депутатов (50 % плюс один депутат в Италии, на Украине), но иногда кворум для заседания гораздо меньше: в Индии – 1/10 часть членов парламента в нижней палате, в Японии – 1/3, в Великобритании – 40 членов палаты общин (из 659) и 3 пэра Палаты лордов (из более 1200). Заседания парламента (палат) бывают открытыми (может присутствовать публика, но в специально отведенных для этого местах (обычно не в зале заседания, а наверху, на галерее)) и закрытыми.
Стадии законодательного процесса:
1)
внесение законопроекта. Правом законодательной инициативы обладают глава государства (не всегда), палаты парламента, их постоянные комиссии (редко), правительство, группы депутатов определенной численности (в некоторых странах – несколько десятков человек), отдельные депутаты (в Египте и Польше – один депутат), некоторые органы государства, но только по предметам их ведения; 2)
обсуждение законопроекта. Обычно бывают три чтения, но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных законов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть заменена заседанием комитета всей палаты, т. е. пленарным заседанием, но проходящим по иной процедуре. В Болгарии, Польше, Швеции применяются два чтения. В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. В этой стадии возможны только редакционные поправки; 3)
принятие закона осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства; 4)
промульгация и издание закона – удостоверение того факта, что закон принят по должной процедуре, подписание закона, санкционирование закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении.
Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина |
Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран |
Понятие и сущность конституции, виды конституции |
Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах |
Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды |
Институт прав и свобод граждан: общая характеристика |
Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан |
Понятие гражданства |
Форма правления в зарубежных странах |
Форма государственного (территориально-политического) устройства |
Государственный режим |
Понятие политических партий, их сущность, организация и функции |
Классификация политических партий |
Правовой статус и порядок деятельности партий |
Понятие и сущность избирательного права, принципы |
Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования |
Референдум |
Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства |
Понятие парламента и его структура |
Компетенция парламента |
Правовое положение члена парламента |
Порядок работы парламента, законодательный процесс |
Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах |
Полномочия правительства в зарубежных странах |
Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления |
Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления |
Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия |
Конституционный статус судей |
Конституция США |
Избирательная система в США |
Конгресс, президентская власть, судебная власть в США |
Государственное устройство США |
Местное самоуправление в США |
Общая характеристика конституции Великобритании |
Конституционно-правовое положение личности в Великобритании |
Политические партии и партийная система Великобритании |
Система государственных органов Великобритании |
Политико-территориальное устройство Великобритании |
Конституция и конституционное развитие Французской республики |
Конституционные права и свободы |
Политические партии и партийная система Франции |
Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система |
Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции |
Конституция и конституционное развитие ФРГ |
Конституционные права и свободы Германии |
Политические партии Германии |
Законодательная, исполнительная и судебная власть в Германии |
Германский федерализм, местное самоуправление и управление |
Конституция Италии |
Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Италии |
Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии |
Государственные органы Италии |
Политико-территориальное устройство Италии |
Конституция Японии |
Права, свободы и обязанности граждан Японии |
Партийная система Японии |
Система государственных органов Японии |
Административно-территориальное деление, местное самоуправление в Японии |
Конституция Испании |
Основные права и обязанности граждан Испании |
Высшие органы государственной власти и управления Испании |
Региональная автономия Испании |
Конституция КНР |
Политические партии, общественные («народные») организации КНР |
Основы конституционного статуса граждан КНР |
Система высших органов государственной власти и управления |
Административно-территориальное устройство и национальная автономия |
Конституция Индии |
Правовой статус гражданина Индии |
Политические партии Индии |
Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии |
Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии |
Общие положения конституций стран СНГ |
Система государственных органов стран СНГ |
Особенности латино-американских конституций |
Партийные системы стран латинской Америки |
Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки |
Местное самоуправление латинской Америки |
Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран |
Формы правления в арабских странах. Монархия |
Республиканская форма правления арабских стран |
Конституционное право Израиля |
Конституция Египта |
Основы правового статуса личности Египта |
Законодательная, исполнительная и судебная власть Египта |
Местное самоуправление и управление в Египте |
Конституция Бразилии |
Основы правового статуса личности в Бразилии |
Законодательная, исполнительная, судебная власть в Бразилии |
Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран
|