2. Что требуется от семьи; семья многих поколений как тип семьи, лежащий в основе бескризисного развития общества

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 

Главная функция семьи в жизни общества как процесса смены поколений — рождение и воспита-

ние людей. Всё остальное в жизни семьи — вторично по отношению к этому.

Воспитание человека — это многолетний процесс, в котором изначально предопределяющую и оп-

ределяющую роль играет семья. Поэтому воспитание должно быть подчинено определённой целесооб-

разности, которая должна осознаваться взрослыми членами семьи. В частности, бескризисное разви-

тие общества требует, чтобы новые поколения вступали во взрослую жизнь, свободными от тех нрав-

ственно-этических пороков, от тех мировоззренческих ошибок, заблуждений и неадекватного миропо-

нимания1, которые были свойственны прежним поколениям.

Это, в свою очередь, требует от взрослых членов семьи разумного отношения к жизни общества как

«социального организма» (т.е. «системной целостности») в процессе исторического развития. Если

этого нет, то семья в большей или меньшей мере не справляется со своей социальной функцией, хотя

биологическую функцию воспроизводства (в том числе и «расширенного» воспроизводства) «биомас-

сы» новых поколений вида «Человек разумный» может при этом выполнять более или менее успешно.

Если роль семьи как средства воспроизводства новых поколений общества более или менее осозна-

ётся всеми, то потребности взрослого человека в семейной жизни в исторически сложившейся культуре

либо не осознаются, либо вытеснены, подавлены или извращены разнородным личностным своекоры-

стием: семья как система требует, чтобы все её участники непрестанно и щедро отдавали в неё что-то

своё, а личностное своекорыстие требует только одного — брать из среды обитания, как можно

больше, отдавая окружающим, как можно меньше.

Вследствие этого своекорыстие близоруко и не видит перспектив: ни чужих, ни своих собственных.

Поэтому, если отстроиться от текущего сиюминутного своекорыстия (хочу прямо сейчас поиметь всё,

ничего не отдав от себя), то семья нескольких взрослых поколений — не только средство воспроиз-

водства новых поколений, но и первейшее средство поддержки личности в старости или в случае

утраты человеком здоровья и работоспособности в более раннем возрасте.

Поскольку человеку свойственны не только физиологические и бытовые потребности (с которыми

в перспективе сможет управиться бытовая техника с искусственным интеллектом), но ему ещё не-

обходимо и общение, — и в особенности, с близкими ему по духу (мыслям) людьми, — то в каче-

стве средства поддержки стариков и утративших трудоспособность по иным причинам семью не-

скольких взрослых поколений, живущую в ладу, не могут заменить ни дома престарелых, ни одино-

кая старость в редком общении с соседями по подъезду, ни дома инвалидов, ни пансионаты и цен-

тры временного пребывания пенсионеров.

Но для того, чтобы семья многих поколений могла осуществлять эту личностно значимую и

социально значимую функцию, её жилище должно быть достаточно просторным, чтобы каж-

дому её члену (по крайней мере нескольким поколениям одной ветви семьи, живущей в одном

месте) не было тесно в их общем доме и чтобы дом был уютен.

Соответственно, дома престарелых и т.п. — вспомогательные социальные институты, средства ока-

зания поддержки тех, кто в силу разных причин, — не типичных для нормальной жизни людей и

общества в целом, — остался без семьи в старости или по инвалидности.

1 Мировоззрение — это совокупность субъективно-образных представлений человека о Жизни.

Понятие — явление субъективное и представляет собой определённость взаимного соответствия субъектив-

ного образа и слов того или иного языка в алгоритмике психики субъекта. Соответственно миропонимание —

совокупность понятий, сформированных личностью на основе мировоззрения и с помощью освоенных лично-

стью языковых средств.

Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых

средств, а мировоззрение может существовать и без языковых средств. Одно и то же мировоззрение может выра-

жать себя в разных языковых средствах как одной национальной культуры, так и в языковых средствах разных

народов, обладающих языковым своеобразием их культур.

Более обстоятельно об этом см. на сайтах www.dotu.ru, www.kpe.ru, www.mera.com.ru, www.vodaspb.ru в рабо-

те “Язык наш: как объективная данность и как культура речи”: раздел 2.3. “О понятиях, миропонимании, взаимо-

понимании” и раздел 2.4. “О наилучшем миропонимании”.

Общество: государственность и семья

Если такого рода институты претендуют на то, чтобы стать главными средствами поддержки

стариков и инвалидов, то это означает, что общество разрушается, тем более, если этому сопутст-

вует так называемое «социальное сиротство» — одинокие дети (одиночество в семье ребёнка осо-

бенно удручающе1) и беспризорники, от воспитания которых их биологические родители и другие

родственники уклонились.

Второе обстоятельство, требующее поддержки государством и государственного культа именно

здоровой семьи нескольких взрослых поколений, состоит в том, что личностно-психологическое раз-

витие ребёнка наилучшим образом протекает именно в такой семье, поскольку именно в ней ребё-

нок в неформальной обстановке — в обычной повседневной жизни — видит все предстоящие ему

возрасты жизни и взаимоотношения разнополых и разновозрастных людей. И живя в такой семье,

он перенимает бессознательно и осмысленно-критически нравственность, этику и навыки поведе-

ния __________взрослых в разнородных житейских ситуациях. И в этом качестве семью нескольких поколений

не может полноценно заменить ни одно назидательно-образовательное учреждение (школа, церкви

и т.п.).

Семья нескольких взрослых поколений, в жизни которой царит разлад, тирания кого-то одного из

взрослых или война за установление такого рода тирании, может показать ребёнку только пример того,

как не надо жить, — если он сможет это понять; а если не сможет, — то он обречён с высокой веро-

ятностью бессознательно «автоматически» воспроизвести в своей жизни пороки и ошибки прошлых

поколений своей семьи. Но в современных условиях, когда кланово-родовой образ деревенской жизни

семьи многих поколений на одном хозяйстве ушёл в прошлое, такие внутренне конфликтные семьи

многих поколений, как правило, не могут возникнуть потому, что молодые поколения в условиях кон-

фликтов со старшими поколениями предпочитают начать обособленную от них жизнь, или потому, что

молодые семьи разрушаются (в том числе и при активном соучастии старших родственников).

Семья, в которой только одно поколение взрослых, не может дать в личностном становлении ре-

бёнку многое из того, что ему жизненно необходимо, даже, если в ней царит лад.

Тем более «неполные семьи», в которых мать одна (чаще) или отец один (реже) воспитывают детей

в одиночку (особенно, если ребёнок один), ещё более ущербна в этом отношении: поскольку психоло-

гия полов отличается одна от другой, то в подавляющем большинстве случаев ни мать-одиночка, ни

отец-одиночка не могут явить в своём повседневном поведении ребёнку всего, что ему следует пере-

нять от них для полноценной взрослой жизни; и кроме того, ребёнок не в силах защититься от психо-

логического давления кого-то одного из взрослых (если оно имеет место), а защитить его некому. Если

одинокий родитель живёт со своими родителями (или родителями второго супруга, ушедшего «на сто-

рону» или в мир иной), то поколение дедушек-бабушек отчасти может компенсировать отсутствие вто-

рого родителя.

Но в подавляющем большинстве случаев «неполная семья» (в которой только кто-то один из роди-

телей и дети, а в особенности, если в ней один ребёнок) не может дать ребёнку всего необходимого

ему в личностном нравственно-психологическом становлении. Не может дать в том числе и потому,

что семья распадается и становится «неполной» большей частью в результате того, что родители

оказались не способны выявить и разрешить свои собственные нравственно-психологические про-

блемы так, чтобы жить в ладу и в согласии, воспитывая детей. А после распада «полной семьи»

(или отказа от вступления в брак при наличии беременности) эти нравственно-психологические

проблемы передаются ребёнку на основе биополевой общности членов обоих родoв его предков.

Это означает, что по отношению к таким семьям государственная помощь должна оказываться в каких-то её аспектах не «неполной семье», т.е. по существу не «главе семьи», а ребёнку непосредственно.

Одной из форм такого рода помощи ребёнку непосредственно могут быть специализированные

детские сады и школы для детей матерей-одиночек, в которых штат воспитателей и учителей

должен быть большей частью мужским, а особая программа «продлённого дня» (в таких спец-

школах) должна быть тщательно проработана психологами и педагогами для того, чтобы дети

могли обрести то, чего им не может дать «неполная семья».

1 Может иметь место в двух полярных вариантах:

когда родителям вообще нет дела до смысла жизни ребёнка и они попросту уклоняются от общения с ним,

возможно, что так или иначе откупаясь от него;

когда ребёнок находится под непрестанной мелочной опёкой и назиданиями обо всём, от которых он уходит в

жёсткую самоизоляцию.

С этой же целью — воспитания детей, растущих в «неполных семьях», и улучшения возможностей

вступления в брак для одиноких женщин в обществе, в котором есть нехватка настоящих мужчин

(мужей и отцов в одном лице), — целесообразно законодательно разрешить многожёнство1.

Соответственно сказанному, сложившийся к настоящему времени кризис семьи обществу придётся

преодолевать на протяжении не одного десятка лет, поскольку только за такие — весьма продолжи-

тельные — сроки времени здоровые семьи нескольких поколений могут сложиться и занять поло-

жение основного типа семьи2 в обществе.

Это потребует государственной стратегии развития и поддержки здоровой семьи, что исключает

экономическую политику, в которой подавляющее большинство населения непрестанно кочует по

стране и миру в поисках лучшего заработка: такое кочевье «рабочей силы» — один из наиболее дейст-

венных факторов разрушения семьи и передачи функции воспитания от родителей — «улице» (либо

того хуже — телевизору и интернету, что является залогом более или менее ярко выраженной нравст-

венно-психической дефективности всех, кто получит такое нечеловеческое воспитание); кроме того,

кочевье «рабочей силы», быт которой либо неблагоустроен в принципе, либо извращён продолжитель-

ной жизнью без семьи, — один из источников преступности вообще и мафиозно организованной пре-

ступности, в частности.

Также есть ещё одно значимое обстоятельство, о котором биологи знают, но которое социологи об-

ходят стороной: современный город — мощнейший мутагенный фактор, изменяющий генетику чело-

века большей частью не в лучшую сторону. И государство должно учитывать это обстоятельство в сво-

ей демографической политике в интересах обеспечения здоровья будущих поколений и стабильности

общества.3 Это означает, что при сложившихся биологически неблагоприятных условиях городской

жизни, при рассмотрении жизни общества в целом в преемственности поколений, поддержание чис-

ленности населения городов должно обеспечиваться только отчасти за счёт воспроизводства новых по-

колений самими горожанами. Т.е. биологический прирост населения в городах (за счёт рождения детей

самими горожанами) должен быть отрицательный, но должен быть постоянный приток в города моло-

дёжи из регионов, где мутагенное воздействие менее интенсивно, нежели в городах. Особенно это ка-

сается городов с населением более, чем примерно 200 — 250 тыс. человек, в которых преобладает

плотная застройка многоквартирными многоэтажными домами, что практически полностью вырывает

людей из естественных биоценозов4.

1 Если в обществе дефицит мужчин, способных быть отцами-воспитателями, то в целях защиты будущего это-

го общества надо поддерживать тех, кто стремится к семейной жизни, пусть даже и в такой форме. Но при этом

надо понимать, что:

Нехватка в жизни общества (в мирное время) настоящих мужчин — мужей и отцов — знак, показывающий

всему обществу и, прежде всего, — женщинам, что общество и, прежде всего, матери не умеют воспитывать

детей так, как дoлжно.

Многожёнство — это не идеал жизни общества, и не узаконенный способ ублажения похоти и рабовладения

мужчин в отношении женщин, а средство защиты от одиночества некоторой части женщин и средство воспи-

тания детей, которые в иных условиях были бы лишены воспитательного воздействия мужского начала. Мно-

гожёнство — может быть одним из средств преодоления кризиса (в том числе и затяжного), в котором оказа-

лось общество.

2 Однако надо понимать, что становление семьи многих поколений в качестве основного типа семьи не может

означать, что она станет преобладающей в социальной статистике когда-либо. Как при прогрессивном росте чис-

ленности населения, так и при поддержании численности населения на каком-то определённом уровне (этому

соответствуют значения статистического показателя «количество детей в семье» несколько больше двух)

дедушек и бабушек на все семьи без исключения не хватит. Это означает, что доля таких семей в статистике бу-

дет достаточно высокой, а они будут порождать в новых поколениях новые семьи, некоторая часть которых со

временем тоже станет семьями нескольких взрослых поколений. При этом жизнь семьи многих поколений в од-

ном доме будет осознаваться обществом не как вынужденность для молодых семей жить вместе с родителями (по

бедности или иным причинам), а как основа жизни общества в преемственности поколений.

3 Но ещё на заре урбанизации СССР в какой-то мере понимание существа этой проблемы уже было в общест-

ве в первой половине ХХ века, о чём говорит острота полемики по данному вопросу на июньском пленуме ЦК

ВКП(б) 1931 года: «Болтовня об отмирании, разукрупнении и самоликвидации городов — нелепость. Больше то-

го — она политически вредна», — из доклада Л.М.Кагановича на июньском Пленуме ЦК, газета “Рабочая Моск-

ва”, 4 июля 1931 г.

Ошибался Л.М.Каганович либо нет — определяется тем, что он подразумевал под идеалом советского города:

«город-сад», подобный застройке ВДНХ, либо город типа «каменные джунгли».

4 Со временем города типа «каменные джунгли» должны уйти в прошлое: город должен быть садом, вклю-

чённым в естественные биоценозы. Соответственно: всё градостроение и архитектура микрорайонов и зданий

должны быть подчинены ландшафтно-биосферной архитектуре.

Для осуществления этого необходима стратегия сокращения численности населения мегаполисов и их архи-

тектурно-инфраструктурной реконструкции, рассчитанная на несколько десятилетий и имеющая целью проложить пути, по которым биоценозы соответствующих регионов могли бы войти в городскую среду обитания

человека; а город, соответственно, перестал бы оказывать мощнейшее мутагенное воздействие на живущих в нём

людей. Пока это качество жизни городского населения не будет обеспечено, до тех пор прирост населения в го-

родах за счёт рождения детей горожанами должен быть отрицательным, прежде всего в целях поддержания гене-

тического здоровья населения городов.

Вторая причина, требующая именно такой демографической политики в городах (прежде всего, — в тех, в ко-

торых сосредоточены научные и культурные учреждения общероссийской и общемировой значимости) состоит в

том, что поддержание качественного уровня такого рода учреждений де-факто, а не де-юре требует притока та-

лантов со всей России (а в перспективе и со всего мира).

Если такого притока нет, то научные, инженерно-конструкторские, художественные и прочие творческие

школы вырождаются в течение жизни одного — двух поколений. Одна из причин заторможенности научно-

технического развития СССР — невозможность трудоустройства для иногородних — не раскрывшихся пока ещё

— потенциальных талантов в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик, где были сосредоточены веду-

щие научные, инженерно-конструкторские, художественные учреждения, призванные быть творческими:

М.В.Ломоносов в хрущёвско-брежневские времена был невозможен — он не получил бы распределения ни в

один из ведущих научных институтов в этих городах, а в других городах просто не было материально-

технической и информационной базы соответствующего профиля и качества. Но предусмотренные штатным

расписанием места не пустовали, поскольку их занимали «аборигены больших городов» — обученные, исполни-

тельные, но бесталанные в большинстве своём — не генераторы идей, открывающих новые горизонты.

дачу телевидения и образовательных порталов интернета. Этой же задаче также должна быть подчине-

на и деятельность системы воспитания и образования подрастающих поколений: детские сады, школы,

библиотеки. При этом все названные и не названные воспитательно-учебные заведения должны не про-

граммировать психику детей нормами культуры и знаниями, а должны указывать им пути взросления

личности и становления человеком, предоставляя средства, с помощью которых эти пути можно лучше

понять, освоить и пройти ими во взрослость.

3. Социальные критерии воспитанности человека

Семья должна обеспечивать человеческое воспитание детей.

По существу это означает:

Для того, чтобы определиться в том, какие семьи и в какой именно определённой помощи со

стороны государства нуждаются, надо определиться в социальных критериях достаточно ус-

пешного воспитания детей в семьях и общественно приемлемой воспитанности молодёжи и

взрослых в целом.

Термин «социальные критерии воспитанности человека» по отношению к проблематике вывода

России из затяжного кризиса подразумевает, что речь должна идти именно об определённости ха-

рактеристик личности, благодаря которым множество личностей образуют собой общественный

организм: т.е. благодаря которым общество консолидируется, сохраняя (или обретая) при этом

способность к дальнейшему бескризисному развитию культуры и поддержке личностного разви-

тия всех.

Выделенное курсивом в предыдущей фразе — важная оговорка, указывающая на то, что тре-

буется не консолидация общества вообще, которая может сопровождаться закрепощением

личности и омертвением культуры (как это имеет место в тиранических режимах); а, что

требуется единение людей в здоровом образе жизни и трудовой деятельности, обеспечиваю-

щее свободу личностного развития каждого из них и соответственно — дальнейшее развитие

культуры общества, человечества в целом.

В настоящее время в публичной социологии размыты критерии воспитанности человека как члена

общества: это одно из следствий культа индивидуализма-либерализма, а также открытой и скрытой

пропаганды изолированно-обособленного от других характера существования индивида как нормы

жизни всех членов общества. По этой причине могут высказываться мнения о том, что выдвижение

каких-либо определённых критериев воспитанности человека — посягательство на свободу личности;

что это — тоталитаризм, претендующий на то, чтобы унифицировать всех людей, лишив их своеобра-

зия и т.п.

В действительности это не так.

Во всех обществах реально существуют разного рода системы социальных критериев оценки лично-

сти, на основе которых людям предоставляются те или иные права и на них возлагаются те или иные

обязанности: аттестаты об образовании, квалификационные дипломы, справки о состоянии здоровья,

положения конституций и нормы законов, в соответствии с которыми одни люди в праве претендо-

вать на занятие тех или иных должностей, а другие не в праве, — всё это разного рода социальные

критерии состоятельности личности вообще или же состоятельности по отношению к каким-то

определённым видам деятельности или образу жизни.

Это — именно социальные критерии, а не единоличные критерии оценки теми или иными индиви-

дами других людей, их возможностей, способностей, прав и обязанностей. В жизни общества едино-

личные критерии тоже существуют, но они в большинстве случаев не формализованы, поскольку их

носителями являются те или иные субъекты. Но поскольку личности составляют общество, то едино-

личные критерии, образуя достаточно устойчивую статистику, выражаются в субкультуре государ-

ственности и в политике как разного рода формализованные нормы и процедуры, которые позволяют

выявить соответствие и несоответствие людей этим нормам — в своей первоначальной основе субъ-

ективно-единоличным.

Эта культура «сертификации людей», существующая де-факто и де-юре в наши дни во всех разви-

тых странах, уходит корнями в глубокое прошлое.

В первобытных культурах и древних цивилизациях переход во взрослость осуществлялся на основе

инициаций (системы испытаний, оформленной в ритуальные традиции), в которых, с одной стороны,

— подростки доказывали свою состоятельность в качестве полноправных членов взрослого общества, а

с другой стороны, — их родители подтверждали свою состоятельность именно в качестве достойных

уважения членов общества, продолживших в своих детях и внуках жизнь этого общества1. В смысле

1 В связи с этим укажем, что в арабской культуре дополнение к имени взрослого мужчины «абу» имеет про-

должением имя его сына, и всё вместе означает: Имярек — отец такого-то. Для того, чтобы эта конструкция име-

нования личности была уважительной, этот самый «абу» должен был воспитать сына так, чтобы не краснеть вся-

кий раз от стыда, когда его сына упоминают другие, в том числе и в неотъемлемой связи с именем его самого.

Главная функция семьи в жизни общества как процесса смены поколений — рождение и воспита-

ние людей. Всё остальное в жизни семьи — вторично по отношению к этому.

Воспитание человека — это многолетний процесс, в котором изначально предопределяющую и оп-

ределяющую роль играет семья. Поэтому воспитание должно быть подчинено определённой целесооб-

разности, которая должна осознаваться взрослыми членами семьи. В частности, бескризисное разви-

тие общества требует, чтобы новые поколения вступали во взрослую жизнь, свободными от тех нрав-

ственно-этических пороков, от тех мировоззренческих ошибок, заблуждений и неадекватного миропо-

нимания1, которые были свойственны прежним поколениям.

Это, в свою очередь, требует от взрослых членов семьи разумного отношения к жизни общества как

«социального организма» (т.е. «системной целостности») в процессе исторического развития. Если

этого нет, то семья в большей или меньшей мере не справляется со своей социальной функцией, хотя

биологическую функцию воспроизводства (в том числе и «расширенного» воспроизводства) «биомас-

сы» новых поколений вида «Человек разумный» может при этом выполнять более или менее успешно.

Если роль семьи как средства воспроизводства новых поколений общества более или менее осозна-

ётся всеми, то потребности взрослого человека в семейной жизни в исторически сложившейся культуре

либо не осознаются, либо вытеснены, подавлены или извращены разнородным личностным своекоры-

стием: семья как система требует, чтобы все её участники непрестанно и щедро отдавали в неё что-то

своё, а личностное своекорыстие требует только одного — брать из среды обитания, как можно

больше, отдавая окружающим, как можно меньше.

Вследствие этого своекорыстие близоруко и не видит перспектив: ни чужих, ни своих собственных.

Поэтому, если отстроиться от текущего сиюминутного своекорыстия (хочу прямо сейчас поиметь всё,

ничего не отдав от себя), то семья нескольких взрослых поколений — не только средство воспроиз-

водства новых поколений, но и первейшее средство поддержки личности в старости или в случае

утраты человеком здоровья и работоспособности в более раннем возрасте.

Поскольку человеку свойственны не только физиологические и бытовые потребности (с которыми

в перспективе сможет управиться бытовая техника с искусственным интеллектом), но ему ещё не-

обходимо и общение, — и в особенности, с близкими ему по духу (мыслям) людьми, — то в каче-

стве средства поддержки стариков и утративших трудоспособность по иным причинам семью не-

скольких взрослых поколений, живущую в ладу, не могут заменить ни дома престарелых, ни одино-

кая старость в редком общении с соседями по подъезду, ни дома инвалидов, ни пансионаты и цен-

тры временного пребывания пенсионеров.

Но для того, чтобы семья многих поколений могла осуществлять эту личностно значимую и

социально значимую функцию, её жилище должно быть достаточно просторным, чтобы каж-

дому её члену (по крайней мере нескольким поколениям одной ветви семьи, живущей в одном

месте) не было тесно в их общем доме и чтобы дом был уютен.

Соответственно, дома престарелых и т.п. — вспомогательные социальные институты, средства ока-

зания поддержки тех, кто в силу разных причин, — не типичных для нормальной жизни людей и

общества в целом, — остался без семьи в старости или по инвалидности.

1 Мировоззрение — это совокупность субъективно-образных представлений человека о Жизни.

Понятие — явление субъективное и представляет собой определённость взаимного соответствия субъектив-

ного образа и слов того или иного языка в алгоритмике психики субъекта. Соответственно миропонимание —

совокупность понятий, сформированных личностью на основе мировоззрения и с помощью освоенных лично-

стью языковых средств.

Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых

средств, а мировоззрение может существовать и без языковых средств. Одно и то же мировоззрение может выра-

жать себя в разных языковых средствах как одной национальной культуры, так и в языковых средствах разных

народов, обладающих языковым своеобразием их культур.

Более обстоятельно об этом см. на сайтах www.dotu.ru, www.kpe.ru, www.mera.com.ru, www.vodaspb.ru в рабо-

те “Язык наш: как объективная данность и как культура речи”: раздел 2.3. “О понятиях, миропонимании, взаимо-

понимании” и раздел 2.4. “О наилучшем миропонимании”.

Общество: государственность и семья

Если такого рода институты претендуют на то, чтобы стать главными средствами поддержки

стариков и инвалидов, то это означает, что общество разрушается, тем более, если этому сопутст-

вует так называемое «социальное сиротство» — одинокие дети (одиночество в семье ребёнка осо-

бенно удручающе1) и беспризорники, от воспитания которых их биологические родители и другие

родственники уклонились.

Второе обстоятельство, требующее поддержки государством и государственного культа именно

здоровой семьи нескольких взрослых поколений, состоит в том, что личностно-психологическое раз-

витие ребёнка наилучшим образом протекает именно в такой семье, поскольку именно в ней ребё-

нок в неформальной обстановке — в обычной повседневной жизни — видит все предстоящие ему

возрасты жизни и взаимоотношения разнополых и разновозрастных людей. И живя в такой семье,

он перенимает бессознательно и осмысленно-критически нравственность, этику и навыки поведе-

ния __________взрослых в разнородных житейских ситуациях. И в этом качестве семью нескольких поколений

не может полноценно заменить ни одно назидательно-образовательное учреждение (школа, церкви

и т.п.).

Семья нескольких взрослых поколений, в жизни которой царит разлад, тирания кого-то одного из

взрослых или война за установление такого рода тирании, может показать ребёнку только пример того,

как не надо жить, — если он сможет это понять; а если не сможет, — то он обречён с высокой веро-

ятностью бессознательно «автоматически» воспроизвести в своей жизни пороки и ошибки прошлых

поколений своей семьи. Но в современных условиях, когда кланово-родовой образ деревенской жизни

семьи многих поколений на одном хозяйстве ушёл в прошлое, такие внутренне конфликтные семьи

многих поколений, как правило, не могут возникнуть потому, что молодые поколения в условиях кон-

фликтов со старшими поколениями предпочитают начать обособленную от них жизнь, или потому, что

молодые семьи разрушаются (в том числе и при активном соучастии старших родственников).

Семья, в которой только одно поколение взрослых, не может дать в личностном становлении ре-

бёнку многое из того, что ему жизненно необходимо, даже, если в ней царит лад.

Тем более «неполные семьи», в которых мать одна (чаще) или отец один (реже) воспитывают детей

в одиночку (особенно, если ребёнок один), ещё более ущербна в этом отношении: поскольку психоло-

гия полов отличается одна от другой, то в подавляющем большинстве случаев ни мать-одиночка, ни

отец-одиночка не могут явить в своём повседневном поведении ребёнку всего, что ему следует пере-

нять от них для полноценной взрослой жизни; и кроме того, ребёнок не в силах защититься от психо-

логического давления кого-то одного из взрослых (если оно имеет место), а защитить его некому. Если

одинокий родитель живёт со своими родителями (или родителями второго супруга, ушедшего «на сто-

рону» или в мир иной), то поколение дедушек-бабушек отчасти может компенсировать отсутствие вто-

рого родителя.

Но в подавляющем большинстве случаев «неполная семья» (в которой только кто-то один из роди-

телей и дети, а в особенности, если в ней один ребёнок) не может дать ребёнку всего необходимого

ему в личностном нравственно-психологическом становлении. Не может дать в том числе и потому,

что семья распадается и становится «неполной» большей частью в результате того, что родители

оказались не способны выявить и разрешить свои собственные нравственно-психологические про-

блемы так, чтобы жить в ладу и в согласии, воспитывая детей. А после распада «полной семьи»

(или отказа от вступления в брак при наличии беременности) эти нравственно-психологические

проблемы передаются ребёнку на основе биополевой общности членов обоих родoв его предков.

Это означает, что по отношению к таким семьям государственная помощь должна оказываться в каких-то её аспектах не «неполной семье», т.е. по существу не «главе семьи», а ребёнку непосредственно.

Одной из форм такого рода помощи ребёнку непосредственно могут быть специализированные

детские сады и школы для детей матерей-одиночек, в которых штат воспитателей и учителей

должен быть большей частью мужским, а особая программа «продлённого дня» (в таких спец-

школах) должна быть тщательно проработана психологами и педагогами для того, чтобы дети

могли обрести то, чего им не может дать «неполная семья».

1 Может иметь место в двух полярных вариантах:

когда родителям вообще нет дела до смысла жизни ребёнка и они попросту уклоняются от общения с ним,

возможно, что так или иначе откупаясь от него;

когда ребёнок находится под непрестанной мелочной опёкой и назиданиями обо всём, от которых он уходит в

жёсткую самоизоляцию.

С этой же целью — воспитания детей, растущих в «неполных семьях», и улучшения возможностей

вступления в брак для одиноких женщин в обществе, в котором есть нехватка настоящих мужчин

(мужей и отцов в одном лице), — целесообразно законодательно разрешить многожёнство1.

Соответственно сказанному, сложившийся к настоящему времени кризис семьи обществу придётся

преодолевать на протяжении не одного десятка лет, поскольку только за такие — весьма продолжи-

тельные — сроки времени здоровые семьи нескольких поколений могут сложиться и занять поло-

жение основного типа семьи2 в обществе.

Это потребует государственной стратегии развития и поддержки здоровой семьи, что исключает

экономическую политику, в которой подавляющее большинство населения непрестанно кочует по

стране и миру в поисках лучшего заработка: такое кочевье «рабочей силы» — один из наиболее дейст-

венных факторов разрушения семьи и передачи функции воспитания от родителей — «улице» (либо

того хуже — телевизору и интернету, что является залогом более или менее ярко выраженной нравст-

венно-психической дефективности всех, кто получит такое нечеловеческое воспитание); кроме того,

кочевье «рабочей силы», быт которой либо неблагоустроен в принципе, либо извращён продолжитель-

ной жизнью без семьи, — один из источников преступности вообще и мафиозно организованной пре-

ступности, в частности.

Также есть ещё одно значимое обстоятельство, о котором биологи знают, но которое социологи об-

ходят стороной: современный город — мощнейший мутагенный фактор, изменяющий генетику чело-

века большей частью не в лучшую сторону. И государство должно учитывать это обстоятельство в сво-

ей демографической политике в интересах обеспечения здоровья будущих поколений и стабильности

общества.3 Это означает, что при сложившихся биологически неблагоприятных условиях городской

жизни, при рассмотрении жизни общества в целом в преемственности поколений, поддержание чис-

ленности населения городов должно обеспечиваться только отчасти за счёт воспроизводства новых по-

колений самими горожанами. Т.е. биологический прирост населения в городах (за счёт рождения детей

самими горожанами) должен быть отрицательный, но должен быть постоянный приток в города моло-

дёжи из регионов, где мутагенное воздействие менее интенсивно, нежели в городах. Особенно это ка-

сается городов с населением более, чем примерно 200 — 250 тыс. человек, в которых преобладает

плотная застройка многоквартирными многоэтажными домами, что практически полностью вырывает

людей из естественных биоценозов4.

1 Если в обществе дефицит мужчин, способных быть отцами-воспитателями, то в целях защиты будущего это-

го общества надо поддерживать тех, кто стремится к семейной жизни, пусть даже и в такой форме. Но при этом

надо понимать, что:

Нехватка в жизни общества (в мирное время) настоящих мужчин — мужей и отцов — знак, показывающий

всему обществу и, прежде всего, — женщинам, что общество и, прежде всего, матери не умеют воспитывать

детей так, как дoлжно.

Многожёнство — это не идеал жизни общества, и не узаконенный способ ублажения похоти и рабовладения

мужчин в отношении женщин, а средство защиты от одиночества некоторой части женщин и средство воспи-

тания детей, которые в иных условиях были бы лишены воспитательного воздействия мужского начала. Мно-

гожёнство — может быть одним из средств преодоления кризиса (в том числе и затяжного), в котором оказа-

лось общество.

2 Однако надо понимать, что становление семьи многих поколений в качестве основного типа семьи не может

означать, что она станет преобладающей в социальной статистике когда-либо. Как при прогрессивном росте чис-

ленности населения, так и при поддержании численности населения на каком-то определённом уровне (этому

соответствуют значения статистического показателя «количество детей в семье» несколько больше двух)

дедушек и бабушек на все семьи без исключения не хватит. Это означает, что доля таких семей в статистике бу-

дет достаточно высокой, а они будут порождать в новых поколениях новые семьи, некоторая часть которых со

временем тоже станет семьями нескольких взрослых поколений. При этом жизнь семьи многих поколений в од-

ном доме будет осознаваться обществом не как вынужденность для молодых семей жить вместе с родителями (по

бедности или иным причинам), а как основа жизни общества в преемственности поколений.

3 Но ещё на заре урбанизации СССР в какой-то мере понимание существа этой проблемы уже было в общест-

ве в первой половине ХХ века, о чём говорит острота полемики по данному вопросу на июньском пленуме ЦК

ВКП(б) 1931 года: «Болтовня об отмирании, разукрупнении и самоликвидации городов — нелепость. Больше то-

го — она политически вредна», — из доклада Л.М.Кагановича на июньском Пленуме ЦК, газета “Рабочая Моск-

ва”, 4 июля 1931 г.

Ошибался Л.М.Каганович либо нет — определяется тем, что он подразумевал под идеалом советского города:

«город-сад», подобный застройке ВДНХ, либо город типа «каменные джунгли».

4 Со временем города типа «каменные джунгли» должны уйти в прошлое: город должен быть садом, вклю-

чённым в естественные биоценозы. Соответственно: всё градостроение и архитектура микрорайонов и зданий

должны быть подчинены ландшафтно-биосферной архитектуре.

Для осуществления этого необходима стратегия сокращения численности населения мегаполисов и их архи-

тектурно-инфраструктурной реконструкции, рассчитанная на несколько десятилетий и имеющая целью проложить пути, по которым биоценозы соответствующих регионов могли бы войти в городскую среду обитания

человека; а город, соответственно, перестал бы оказывать мощнейшее мутагенное воздействие на живущих в нём

людей. Пока это качество жизни городского населения не будет обеспечено, до тех пор прирост населения в го-

родах за счёт рождения детей горожанами должен быть отрицательным, прежде всего в целях поддержания гене-

тического здоровья населения городов.

Вторая причина, требующая именно такой демографической политики в городах (прежде всего, — в тех, в ко-

торых сосредоточены научные и культурные учреждения общероссийской и общемировой значимости) состоит в

том, что поддержание качественного уровня такого рода учреждений де-факто, а не де-юре требует притока та-

лантов со всей России (а в перспективе и со всего мира).

Если такого притока нет, то научные, инженерно-конструкторские, художественные и прочие творческие

школы вырождаются в течение жизни одного — двух поколений. Одна из причин заторможенности научно-

технического развития СССР — невозможность трудоустройства для иногородних — не раскрывшихся пока ещё

— потенциальных талантов в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик, где были сосредоточены веду-

щие научные, инженерно-конструкторские, художественные учреждения, призванные быть творческими:

М.В.Ломоносов в хрущёвско-брежневские времена был невозможен — он не получил бы распределения ни в

один из ведущих научных институтов в этих городах, а в других городах просто не было материально-

технической и информационной базы соответствующего профиля и качества. Но предусмотренные штатным

расписанием места не пустовали, поскольку их занимали «аборигены больших городов» — обученные, исполни-

тельные, но бесталанные в большинстве своём — не генераторы идей, открывающих новые горизонты.

дачу телевидения и образовательных порталов интернета. Этой же задаче также должна быть подчине-

на и деятельность системы воспитания и образования подрастающих поколений: детские сады, школы,

библиотеки. При этом все названные и не названные воспитательно-учебные заведения должны не про-

граммировать психику детей нормами культуры и знаниями, а должны указывать им пути взросления

личности и становления человеком, предоставляя средства, с помощью которых эти пути можно лучше

понять, освоить и пройти ими во взрослость.

3. Социальные критерии воспитанности человека

Семья должна обеспечивать человеческое воспитание детей.

По существу это означает:

Для того, чтобы определиться в том, какие семьи и в какой именно определённой помощи со

стороны государства нуждаются, надо определиться в социальных критериях достаточно ус-

пешного воспитания детей в семьях и общественно приемлемой воспитанности молодёжи и

взрослых в целом.

Термин «социальные критерии воспитанности человека» по отношению к проблематике вывода

России из затяжного кризиса подразумевает, что речь должна идти именно об определённости ха-

рактеристик личности, благодаря которым множество личностей образуют собой общественный

организм: т.е. благодаря которым общество консолидируется, сохраняя (или обретая) при этом

способность к дальнейшему бескризисному развитию культуры и поддержке личностного разви-

тия всех.

Выделенное курсивом в предыдущей фразе — важная оговорка, указывающая на то, что тре-

буется не консолидация общества вообще, которая может сопровождаться закрепощением

личности и омертвением культуры (как это имеет место в тиранических режимах); а, что

требуется единение людей в здоровом образе жизни и трудовой деятельности, обеспечиваю-

щее свободу личностного развития каждого из них и соответственно — дальнейшее развитие

культуры общества, человечества в целом.

В настоящее время в публичной социологии размыты критерии воспитанности человека как члена

общества: это одно из следствий культа индивидуализма-либерализма, а также открытой и скрытой

пропаганды изолированно-обособленного от других характера существования индивида как нормы

жизни всех членов общества. По этой причине могут высказываться мнения о том, что выдвижение

каких-либо определённых критериев воспитанности человека — посягательство на свободу личности;

что это — тоталитаризм, претендующий на то, чтобы унифицировать всех людей, лишив их своеобра-

зия и т.п.

В действительности это не так.

Во всех обществах реально существуют разного рода системы социальных критериев оценки лично-

сти, на основе которых людям предоставляются те или иные права и на них возлагаются те или иные

обязанности: аттестаты об образовании, квалификационные дипломы, справки о состоянии здоровья,

положения конституций и нормы законов, в соответствии с которыми одни люди в праве претендо-

вать на занятие тех или иных должностей, а другие не в праве, — всё это разного рода социальные

критерии состоятельности личности вообще или же состоятельности по отношению к каким-то

определённым видам деятельности или образу жизни.

Это — именно социальные критерии, а не единоличные критерии оценки теми или иными индиви-

дами других людей, их возможностей, способностей, прав и обязанностей. В жизни общества едино-

личные критерии тоже существуют, но они в большинстве случаев не формализованы, поскольку их

носителями являются те или иные субъекты. Но поскольку личности составляют общество, то едино-

личные критерии, образуя достаточно устойчивую статистику, выражаются в субкультуре государ-

ственности и в политике как разного рода формализованные нормы и процедуры, которые позволяют

выявить соответствие и несоответствие людей этим нормам — в своей первоначальной основе субъ-

ективно-единоличным.

Эта культура «сертификации людей», существующая де-факто и де-юре в наши дни во всех разви-

тых странах, уходит корнями в глубокое прошлое.

В первобытных культурах и древних цивилизациях переход во взрослость осуществлялся на основе

инициаций (системы испытаний, оформленной в ритуальные традиции), в которых, с одной стороны,

— подростки доказывали свою состоятельность в качестве полноправных членов взрослого общества, а

с другой стороны, — их родители подтверждали свою состоятельность именно в качестве достойных

уважения членов общества, продолживших в своих детях и внуках жизнь этого общества1. В смысле

1 В связи с этим укажем, что в арабской культуре дополнение к имени взрослого мужчины «абу» имеет про-

должением имя его сына, и всё вместе означает: Имярек — отец такого-то. Для того, чтобы эта конструкция име-

нования личности была уважительной, этот самый «абу» должен был воспитать сына так, чтобы не краснеть вся-

кий раз от стыда, когда его сына упоминают другие, в том числе и в неотъемлемой связи с именем его самого.