2. Что требуется от семьи; семья многих поколений как тип семьи, лежащий в основе бескризисного развития общества
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18
Главная функция семьи в жизни общества как процесса смены поколений — рождение и воспита-
ние людей. Всё остальное в жизни семьи — вторично по отношению к этому.
Воспитание человека — это многолетний процесс, в котором изначально предопределяющую и оп-
ределяющую роль играет семья. Поэтому воспитание должно быть подчинено определённой целесооб-
разности, которая должна осознаваться взрослыми членами семьи. В частности, бескризисное разви-
тие общества требует, чтобы новые поколения вступали во взрослую жизнь, свободными от тех нрав-
ственно-этических пороков, от тех мировоззренческих ошибок, заблуждений и неадекватного миропо-
нимания1, которые были свойственны прежним поколениям.
Это, в свою очередь, требует от взрослых членов семьи разумного отношения к жизни общества как
«социального организма» (т.е. «системной целостности») в процессе исторического развития. Если
этого нет, то семья в большей или меньшей мере не справляется со своей социальной функцией, хотя
биологическую функцию воспроизводства (в том числе и «расширенного» воспроизводства) «биомас-
сы» новых поколений вида «Человек разумный» может при этом выполнять более или менее успешно.
Если роль семьи как средства воспроизводства новых поколений общества более или менее осозна-
ётся всеми, то потребности взрослого человека в семейной жизни в исторически сложившейся культуре
либо не осознаются, либо вытеснены, подавлены или извращены разнородным личностным своекоры-
стием: семья как система требует, чтобы все её участники непрестанно и щедро отдавали в неё что-то
своё, а личностное своекорыстие требует только одного — брать из среды обитания, как можно
больше, отдавая окружающим, как можно меньше.
Вследствие этого своекорыстие близоруко и не видит перспектив: ни чужих, ни своих собственных.
Поэтому, если отстроиться от текущего сиюминутного своекорыстия (хочу прямо сейчас поиметь всё,
ничего не отдав от себя), то семья нескольких взрослых поколений — не только средство воспроиз-
водства новых поколений, но и первейшее средство поддержки личности в старости или в случае
утраты человеком здоровья и работоспособности в более раннем возрасте.
Поскольку человеку свойственны не только физиологические и бытовые потребности (с которыми
в перспективе сможет управиться бытовая техника с искусственным интеллектом), но ему ещё не-
обходимо и общение, — и в особенности, с близкими ему по духу (мыслям) людьми, — то в каче-
стве средства поддержки стариков и утративших трудоспособность по иным причинам семью не-
скольких взрослых поколений, живущую в ладу, не могут заменить ни дома престарелых, ни одино-
кая старость в редком общении с соседями по подъезду, ни дома инвалидов, ни пансионаты и цен-
тры временного пребывания пенсионеров.
Но для того, чтобы семья многих поколений могла осуществлять эту личностно значимую и
социально значимую функцию, её жилище должно быть достаточно просторным, чтобы каж-
дому её члену (по крайней мере нескольким поколениям одной ветви семьи, живущей в одном
месте) не было тесно в их общем доме и чтобы дом был уютен.
Соответственно, дома престарелых и т.п. — вспомогательные социальные институты, средства ока-
зания поддержки тех, кто в силу разных причин, — не типичных для нормальной жизни людей и
общества в целом, — остался без семьи в старости или по инвалидности.
1 Мировоззрение — это совокупность субъективно-образных представлений человека о Жизни.
Понятие — явление субъективное и представляет собой определённость взаимного соответствия субъектив-
ного образа и слов того или иного языка в алгоритмике психики субъекта. Соответственно миропонимание —
совокупность понятий, сформированных личностью на основе мировоззрения и с помощью освоенных лично-
стью языковых средств.
Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых
средств, а мировоззрение может существовать и без языковых средств. Одно и то же мировоззрение может выра-
жать себя в разных языковых средствах как одной национальной культуры, так и в языковых средствах разных
народов, обладающих языковым своеобразием их культур.
Более обстоятельно об этом см. на сайтах www.dotu.ru, www.kpe.ru, www.mera.com.ru, www.vodaspb.ru в рабо-
те “Язык наш: как объективная данность и как культура речи”: раздел 2.3. “О понятиях, миропонимании, взаимо-
понимании” и раздел 2.4. “О наилучшем миропонимании”.
Общество: государственность и семья
Если такого рода институты претендуют на то, чтобы стать главными средствами поддержки
стариков и инвалидов, то это означает, что общество разрушается, тем более, если этому сопутст-
вует так называемое «социальное сиротство» — одинокие дети (одиночество в семье ребёнка осо-
бенно удручающе1) и беспризорники, от воспитания которых их биологические родители и другие
родственники уклонились.
Второе обстоятельство, требующее поддержки государством и государственного культа именно
здоровой семьи нескольких взрослых поколений, состоит в том, что личностно-психологическое раз-
витие ребёнка наилучшим образом протекает именно в такой семье, поскольку именно в ней ребё-
нок в неформальной обстановке — в обычной повседневной жизни — видит все предстоящие ему
возрасты жизни и взаимоотношения разнополых и разновозрастных людей. И живя в такой семье,
он перенимает бессознательно и осмысленно-критически нравственность, этику и навыки поведе-
ния __________взрослых в разнородных житейских ситуациях. И в этом качестве семью нескольких поколений
не может полноценно заменить ни одно назидательно-образовательное учреждение (школа, церкви
и т.п.).
Семья нескольких взрослых поколений, в жизни которой царит разлад, тирания кого-то одного из
взрослых или война за установление такого рода тирании, может показать ребёнку только пример того,
как не надо жить, — если он сможет это понять; а если не сможет, — то он обречён с высокой веро-
ятностью бессознательно «автоматически» воспроизвести в своей жизни пороки и ошибки прошлых
поколений своей семьи. Но в современных условиях, когда кланово-родовой образ деревенской жизни
семьи многих поколений на одном хозяйстве ушёл в прошлое, такие внутренне конфликтные семьи
многих поколений, как правило, не могут возникнуть потому, что молодые поколения в условиях кон-
фликтов со старшими поколениями предпочитают начать обособленную от них жизнь, или потому, что
молодые семьи разрушаются (в том числе и при активном соучастии старших родственников).
Семья, в которой только одно поколение взрослых, не может дать в личностном становлении ре-
бёнку многое из того, что ему жизненно необходимо, даже, если в ней царит лад.
Тем более «неполные семьи», в которых мать одна (чаще) или отец один (реже) воспитывают детей
в одиночку (особенно, если ребёнок один), ещё более ущербна в этом отношении: поскольку психоло-
гия полов отличается одна от другой, то в подавляющем большинстве случаев ни мать-одиночка, ни
отец-одиночка не могут явить в своём повседневном поведении ребёнку всего, что ему следует пере-
нять от них для полноценной взрослой жизни; и кроме того, ребёнок не в силах защититься от психо-
логического давления кого-то одного из взрослых (если оно имеет место), а защитить его некому. Если
одинокий родитель живёт со своими родителями (или родителями второго супруга, ушедшего «на сто-
рону» или в мир иной), то поколение дедушек-бабушек отчасти может компенсировать отсутствие вто-
рого родителя.
Но в подавляющем большинстве случаев «неполная семья» (в которой только кто-то один из роди-
телей и дети, а в особенности, если в ней один ребёнок) не может дать ребёнку всего необходимого
ему в личностном нравственно-психологическом становлении. Не может дать в том числе и потому,
что семья распадается и становится «неполной» большей частью в результате того, что родители
оказались не способны выявить и разрешить свои собственные нравственно-психологические про-
блемы так, чтобы жить в ладу и в согласии, воспитывая детей. А после распада «полной семьи»
(или отказа от вступления в брак при наличии беременности) эти нравственно-психологические
проблемы передаются ребёнку на основе биополевой общности членов обоих родoв его предков.
Это означает, что по отношению к таким семьям государственная помощь должна оказываться в каких-то её аспектах не «неполной семье», т.е. по существу не «главе семьи», а ребёнку непосредственно.
Одной из форм такого рода помощи ребёнку непосредственно могут быть специализированные
детские сады и школы для детей матерей-одиночек, в которых штат воспитателей и учителей
должен быть большей частью мужским, а особая программа «продлённого дня» (в таких спец-
школах) должна быть тщательно проработана психологами и педагогами для того, чтобы дети
могли обрести то, чего им не может дать «неполная семья».
1 Может иметь место в двух полярных вариантах:
когда родителям вообще нет дела до смысла жизни ребёнка и они попросту уклоняются от общения с ним,
возможно, что так или иначе откупаясь от него;
когда ребёнок находится под непрестанной мелочной опёкой и назиданиями обо всём, от которых он уходит в
жёсткую самоизоляцию.
С этой же целью — воспитания детей, растущих в «неполных семьях», и улучшения возможностей
вступления в брак для одиноких женщин в обществе, в котором есть нехватка настоящих мужчин
(мужей и отцов в одном лице), — целесообразно законодательно разрешить многожёнство1.
Соответственно сказанному, сложившийся к настоящему времени кризис семьи обществу придётся
преодолевать на протяжении не одного десятка лет, поскольку только за такие — весьма продолжи-
тельные — сроки времени здоровые семьи нескольких поколений могут сложиться и занять поло-
жение основного типа семьи2 в обществе.
Это потребует государственной стратегии развития и поддержки здоровой семьи, что исключает
экономическую политику, в которой подавляющее большинство населения непрестанно кочует по
стране и миру в поисках лучшего заработка: такое кочевье «рабочей силы» — один из наиболее дейст-
венных факторов разрушения семьи и передачи функции воспитания от родителей — «улице» (либо
того хуже — телевизору и интернету, что является залогом более или менее ярко выраженной нравст-
венно-психической дефективности всех, кто получит такое нечеловеческое воспитание); кроме того,
кочевье «рабочей силы», быт которой либо неблагоустроен в принципе, либо извращён продолжитель-
ной жизнью без семьи, — один из источников преступности вообще и мафиозно организованной пре-
ступности, в частности.
Также есть ещё одно значимое обстоятельство, о котором биологи знают, но которое социологи об-
ходят стороной: современный город — мощнейший мутагенный фактор, изменяющий генетику чело-
века большей частью не в лучшую сторону. И государство должно учитывать это обстоятельство в сво-
ей демографической политике в интересах обеспечения здоровья будущих поколений и стабильности
общества.3 Это означает, что при сложившихся биологически неблагоприятных условиях городской
жизни, при рассмотрении жизни общества в целом в преемственности поколений, поддержание чис-
ленности населения городов должно обеспечиваться только отчасти за счёт воспроизводства новых по-
колений самими горожанами. Т.е. биологический прирост населения в городах (за счёт рождения детей
самими горожанами) должен быть отрицательный, но должен быть постоянный приток в города моло-
дёжи из регионов, где мутагенное воздействие менее интенсивно, нежели в городах. Особенно это ка-
сается городов с населением более, чем примерно 200 — 250 тыс. человек, в которых преобладает
плотная застройка многоквартирными многоэтажными домами, что практически полностью вырывает
людей из естественных биоценозов4.
1 Если в обществе дефицит мужчин, способных быть отцами-воспитателями, то в целях защиты будущего это-
го общества надо поддерживать тех, кто стремится к семейной жизни, пусть даже и в такой форме. Но при этом
надо понимать, что:
Нехватка в жизни общества (в мирное время) настоящих мужчин — мужей и отцов — знак, показывающий
всему обществу и, прежде всего, — женщинам, что общество и, прежде всего, матери не умеют воспитывать
детей так, как дoлжно.
Многожёнство — это не идеал жизни общества, и не узаконенный способ ублажения похоти и рабовладения
мужчин в отношении женщин, а средство защиты от одиночества некоторой части женщин и средство воспи-
тания детей, которые в иных условиях были бы лишены воспитательного воздействия мужского начала. Мно-
гожёнство — может быть одним из средств преодоления кризиса (в том числе и затяжного), в котором оказа-
лось общество.
2 Однако надо понимать, что становление семьи многих поколений в качестве основного типа семьи не может
означать, что она станет преобладающей в социальной статистике когда-либо. Как при прогрессивном росте чис-
ленности населения, так и при поддержании численности населения на каком-то определённом уровне (этому
соответствуют значения статистического показателя «количество детей в семье» несколько больше двух)
дедушек и бабушек на все семьи без исключения не хватит. Это означает, что доля таких семей в статистике бу-
дет достаточно высокой, а они будут порождать в новых поколениях новые семьи, некоторая часть которых со
временем тоже станет семьями нескольких взрослых поколений. При этом жизнь семьи многих поколений в од-
ном доме будет осознаваться обществом не как вынужденность для молодых семей жить вместе с родителями (по
бедности или иным причинам), а как основа жизни общества в преемственности поколений.
3 Но ещё на заре урбанизации СССР в какой-то мере понимание существа этой проблемы уже было в общест-
ве в первой половине ХХ века, о чём говорит острота полемики по данному вопросу на июньском пленуме ЦК
ВКП(б) 1931 года: «Болтовня об отмирании, разукрупнении и самоликвидации городов — нелепость. Больше то-
го — она политически вредна», — из доклада Л.М.Кагановича на июньском Пленуме ЦК, газета “Рабочая Моск-
ва”, 4 июля 1931 г.
Ошибался Л.М.Каганович либо нет — определяется тем, что он подразумевал под идеалом советского города:
«город-сад», подобный застройке ВДНХ, либо город типа «каменные джунгли».
4 Со временем города типа «каменные джунгли» должны уйти в прошлое: город должен быть садом, вклю-
чённым в естественные биоценозы. Соответственно: всё градостроение и архитектура микрорайонов и зданий
должны быть подчинены ландшафтно-биосферной архитектуре.
Для осуществления этого необходима стратегия сокращения численности населения мегаполисов и их архи-
тектурно-инфраструктурной реконструкции, рассчитанная на несколько десятилетий и имеющая целью проложить пути, по которым биоценозы соответствующих регионов могли бы войти в городскую среду обитания
человека; а город, соответственно, перестал бы оказывать мощнейшее мутагенное воздействие на живущих в нём
людей. Пока это качество жизни городского населения не будет обеспечено, до тех пор прирост населения в го-
родах за счёт рождения детей горожанами должен быть отрицательным, прежде всего в целях поддержания гене-
тического здоровья населения городов.
Вторая причина, требующая именно такой демографической политики в городах (прежде всего, — в тех, в ко-
торых сосредоточены научные и культурные учреждения общероссийской и общемировой значимости) состоит в
том, что поддержание качественного уровня такого рода учреждений де-факто, а не де-юре требует притока та-
лантов со всей России (а в перспективе и со всего мира).
Если такого притока нет, то научные, инженерно-конструкторские, художественные и прочие творческие
школы вырождаются в течение жизни одного — двух поколений. Одна из причин заторможенности научно-
технического развития СССР — невозможность трудоустройства для иногородних — не раскрывшихся пока ещё
— потенциальных талантов в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик, где были сосредоточены веду-
щие научные, инженерно-конструкторские, художественные учреждения, призванные быть творческими:
М.В.Ломоносов в хрущёвско-брежневские времена был невозможен — он не получил бы распределения ни в
один из ведущих научных институтов в этих городах, а в других городах просто не было материально-
технической и информационной базы соответствующего профиля и качества. Но предусмотренные штатным
расписанием места не пустовали, поскольку их занимали «аборигены больших городов» — обученные, исполни-
тельные, но бесталанные в большинстве своём — не генераторы идей, открывающих новые горизонты.
дачу телевидения и образовательных порталов интернета. Этой же задаче также должна быть подчине-
на и деятельность системы воспитания и образования подрастающих поколений: детские сады, школы,
библиотеки. При этом все названные и не названные воспитательно-учебные заведения должны не про-
граммировать психику детей нормами культуры и знаниями, а должны указывать им пути взросления
личности и становления человеком, предоставляя средства, с помощью которых эти пути можно лучше
понять, освоить и пройти ими во взрослость.
3. Социальные критерии воспитанности человека
Семья должна обеспечивать человеческое воспитание детей.
По существу это означает:
Для того, чтобы определиться в том, какие семьи и в какой именно определённой помощи со
стороны государства нуждаются, надо определиться в социальных критериях достаточно ус-
пешного воспитания детей в семьях и общественно приемлемой воспитанности молодёжи и
взрослых в целом.
Термин «социальные критерии воспитанности человека» по отношению к проблематике вывода
России из затяжного кризиса подразумевает, что речь должна идти именно об определённости ха-
рактеристик личности, благодаря которым множество личностей образуют собой общественный
организм: т.е. благодаря которым общество консолидируется, сохраняя (или обретая) при этом
способность к дальнейшему бескризисному развитию культуры и поддержке личностного разви-
тия всех.
Выделенное курсивом в предыдущей фразе — важная оговорка, указывающая на то, что тре-
буется не консолидация общества вообще, которая может сопровождаться закрепощением
личности и омертвением культуры (как это имеет место в тиранических режимах); а, что
требуется единение людей в здоровом образе жизни и трудовой деятельности, обеспечиваю-
щее свободу личностного развития каждого из них и соответственно — дальнейшее развитие
культуры общества, человечества в целом.
В настоящее время в публичной социологии размыты критерии воспитанности человека как члена
общества: это одно из следствий культа индивидуализма-либерализма, а также открытой и скрытой
пропаганды изолированно-обособленного от других характера существования индивида как нормы
жизни всех членов общества. По этой причине могут высказываться мнения о том, что выдвижение
каких-либо определённых критериев воспитанности человека — посягательство на свободу личности;
что это — тоталитаризм, претендующий на то, чтобы унифицировать всех людей, лишив их своеобра-
зия и т.п.
В действительности это не так.
Во всех обществах реально существуют разного рода системы социальных критериев оценки лично-
сти, на основе которых людям предоставляются те или иные права и на них возлагаются те или иные
обязанности: аттестаты об образовании, квалификационные дипломы, справки о состоянии здоровья,
положения конституций и нормы законов, в соответствии с которыми одни люди в праве претендо-
вать на занятие тех или иных должностей, а другие не в праве, — всё это разного рода социальные
критерии состоятельности личности вообще или же состоятельности по отношению к каким-то
определённым видам деятельности или образу жизни.
Это — именно социальные критерии, а не единоличные критерии оценки теми или иными индиви-
дами других людей, их возможностей, способностей, прав и обязанностей. В жизни общества едино-
личные критерии тоже существуют, но они в большинстве случаев не формализованы, поскольку их
носителями являются те или иные субъекты. Но поскольку личности составляют общество, то едино-
личные критерии, образуя достаточно устойчивую статистику, выражаются в субкультуре государ-
ственности и в политике как разного рода формализованные нормы и процедуры, которые позволяют
выявить соответствие и несоответствие людей этим нормам — в своей первоначальной основе субъ-
ективно-единоличным.
Эта культура «сертификации людей», существующая де-факто и де-юре в наши дни во всех разви-
тых странах, уходит корнями в глубокое прошлое.
В первобытных культурах и древних цивилизациях переход во взрослость осуществлялся на основе
инициаций (системы испытаний, оформленной в ритуальные традиции), в которых, с одной стороны,
— подростки доказывали свою состоятельность в качестве полноправных членов взрослого общества, а
с другой стороны, — их родители подтверждали свою состоятельность именно в качестве достойных
уважения членов общества, продолживших в своих детях и внуках жизнь этого общества1. В смысле
1 В связи с этим укажем, что в арабской культуре дополнение к имени взрослого мужчины «абу» имеет про-
должением имя его сына, и всё вместе означает: Имярек — отец такого-то. Для того, чтобы эта конструкция име-
нования личности была уважительной, этот самый «абу» должен был воспитать сына так, чтобы не краснеть вся-
кий раз от стыда, когда его сына упоминают другие, в том числе и в неотъемлемой связи с именем его самого.
Главная функция семьи в жизни общества как процесса смены поколений — рождение и воспита-
ние людей. Всё остальное в жизни семьи — вторично по отношению к этому.
Воспитание человека — это многолетний процесс, в котором изначально предопределяющую и оп-
ределяющую роль играет семья. Поэтому воспитание должно быть подчинено определённой целесооб-
разности, которая должна осознаваться взрослыми членами семьи. В частности, бескризисное разви-
тие общества требует, чтобы новые поколения вступали во взрослую жизнь, свободными от тех нрав-
ственно-этических пороков, от тех мировоззренческих ошибок, заблуждений и неадекватного миропо-
нимания1, которые были свойственны прежним поколениям.
Это, в свою очередь, требует от взрослых членов семьи разумного отношения к жизни общества как
«социального организма» (т.е. «системной целостности») в процессе исторического развития. Если
этого нет, то семья в большей или меньшей мере не справляется со своей социальной функцией, хотя
биологическую функцию воспроизводства (в том числе и «расширенного» воспроизводства) «биомас-
сы» новых поколений вида «Человек разумный» может при этом выполнять более или менее успешно.
Если роль семьи как средства воспроизводства новых поколений общества более или менее осозна-
ётся всеми, то потребности взрослого человека в семейной жизни в исторически сложившейся культуре
либо не осознаются, либо вытеснены, подавлены или извращены разнородным личностным своекоры-
стием: семья как система требует, чтобы все её участники непрестанно и щедро отдавали в неё что-то
своё, а личностное своекорыстие требует только одного — брать из среды обитания, как можно
больше, отдавая окружающим, как можно меньше.
Вследствие этого своекорыстие близоруко и не видит перспектив: ни чужих, ни своих собственных.
Поэтому, если отстроиться от текущего сиюминутного своекорыстия (хочу прямо сейчас поиметь всё,
ничего не отдав от себя), то семья нескольких взрослых поколений — не только средство воспроиз-
водства новых поколений, но и первейшее средство поддержки личности в старости или в случае
утраты человеком здоровья и работоспособности в более раннем возрасте.
Поскольку человеку свойственны не только физиологические и бытовые потребности (с которыми
в перспективе сможет управиться бытовая техника с искусственным интеллектом), но ему ещё не-
обходимо и общение, — и в особенности, с близкими ему по духу (мыслям) людьми, — то в каче-
стве средства поддержки стариков и утративших трудоспособность по иным причинам семью не-
скольких взрослых поколений, живущую в ладу, не могут заменить ни дома престарелых, ни одино-
кая старость в редком общении с соседями по подъезду, ни дома инвалидов, ни пансионаты и цен-
тры временного пребывания пенсионеров.
Но для того, чтобы семья многих поколений могла осуществлять эту личностно значимую и
социально значимую функцию, её жилище должно быть достаточно просторным, чтобы каж-
дому её члену (по крайней мере нескольким поколениям одной ветви семьи, живущей в одном
месте) не было тесно в их общем доме и чтобы дом был уютен.
Соответственно, дома престарелых и т.п. — вспомогательные социальные институты, средства ока-
зания поддержки тех, кто в силу разных причин, — не типичных для нормальной жизни людей и
общества в целом, — остался без семьи в старости или по инвалидности.
1 Мировоззрение — это совокупность субъективно-образных представлений человека о Жизни.
Понятие — явление субъективное и представляет собой определённость взаимного соответствия субъектив-
ного образа и слов того или иного языка в алгоритмике психики субъекта. Соответственно миропонимание —
совокупность понятий, сформированных личностью на основе мировоззрения и с помощью освоенных лично-
стью языковых средств.
Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых
средств, а мировоззрение может существовать и без языковых средств. Одно и то же мировоззрение может выра-
жать себя в разных языковых средствах как одной национальной культуры, так и в языковых средствах разных
народов, обладающих языковым своеобразием их культур.
Более обстоятельно об этом см. на сайтах www.dotu.ru, www.kpe.ru, www.mera.com.ru, www.vodaspb.ru в рабо-
те “Язык наш: как объективная данность и как культура речи”: раздел 2.3. “О понятиях, миропонимании, взаимо-
понимании” и раздел 2.4. “О наилучшем миропонимании”.
Общество: государственность и семья
Если такого рода институты претендуют на то, чтобы стать главными средствами поддержки
стариков и инвалидов, то это означает, что общество разрушается, тем более, если этому сопутст-
вует так называемое «социальное сиротство» — одинокие дети (одиночество в семье ребёнка осо-
бенно удручающе1) и беспризорники, от воспитания которых их биологические родители и другие
родственники уклонились.
Второе обстоятельство, требующее поддержки государством и государственного культа именно
здоровой семьи нескольких взрослых поколений, состоит в том, что личностно-психологическое раз-
витие ребёнка наилучшим образом протекает именно в такой семье, поскольку именно в ней ребё-
нок в неформальной обстановке — в обычной повседневной жизни — видит все предстоящие ему
возрасты жизни и взаимоотношения разнополых и разновозрастных людей. И живя в такой семье,
он перенимает бессознательно и осмысленно-критически нравственность, этику и навыки поведе-
ния __________взрослых в разнородных житейских ситуациях. И в этом качестве семью нескольких поколений
не может полноценно заменить ни одно назидательно-образовательное учреждение (школа, церкви
и т.п.).
Семья нескольких взрослых поколений, в жизни которой царит разлад, тирания кого-то одного из
взрослых или война за установление такого рода тирании, может показать ребёнку только пример того,
как не надо жить, — если он сможет это понять; а если не сможет, — то он обречён с высокой веро-
ятностью бессознательно «автоматически» воспроизвести в своей жизни пороки и ошибки прошлых
поколений своей семьи. Но в современных условиях, когда кланово-родовой образ деревенской жизни
семьи многих поколений на одном хозяйстве ушёл в прошлое, такие внутренне конфликтные семьи
многих поколений, как правило, не могут возникнуть потому, что молодые поколения в условиях кон-
фликтов со старшими поколениями предпочитают начать обособленную от них жизнь, или потому, что
молодые семьи разрушаются (в том числе и при активном соучастии старших родственников).
Семья, в которой только одно поколение взрослых, не может дать в личностном становлении ре-
бёнку многое из того, что ему жизненно необходимо, даже, если в ней царит лад.
Тем более «неполные семьи», в которых мать одна (чаще) или отец один (реже) воспитывают детей
в одиночку (особенно, если ребёнок один), ещё более ущербна в этом отношении: поскольку психоло-
гия полов отличается одна от другой, то в подавляющем большинстве случаев ни мать-одиночка, ни
отец-одиночка не могут явить в своём повседневном поведении ребёнку всего, что ему следует пере-
нять от них для полноценной взрослой жизни; и кроме того, ребёнок не в силах защититься от психо-
логического давления кого-то одного из взрослых (если оно имеет место), а защитить его некому. Если
одинокий родитель живёт со своими родителями (или родителями второго супруга, ушедшего «на сто-
рону» или в мир иной), то поколение дедушек-бабушек отчасти может компенсировать отсутствие вто-
рого родителя.
Но в подавляющем большинстве случаев «неполная семья» (в которой только кто-то один из роди-
телей и дети, а в особенности, если в ней один ребёнок) не может дать ребёнку всего необходимого
ему в личностном нравственно-психологическом становлении. Не может дать в том числе и потому,
что семья распадается и становится «неполной» большей частью в результате того, что родители
оказались не способны выявить и разрешить свои собственные нравственно-психологические про-
блемы так, чтобы жить в ладу и в согласии, воспитывая детей. А после распада «полной семьи»
(или отказа от вступления в брак при наличии беременности) эти нравственно-психологические
проблемы передаются ребёнку на основе биополевой общности членов обоих родoв его предков.
Это означает, что по отношению к таким семьям государственная помощь должна оказываться в каких-то её аспектах не «неполной семье», т.е. по существу не «главе семьи», а ребёнку непосредственно.
Одной из форм такого рода помощи ребёнку непосредственно могут быть специализированные
детские сады и школы для детей матерей-одиночек, в которых штат воспитателей и учителей
должен быть большей частью мужским, а особая программа «продлённого дня» (в таких спец-
школах) должна быть тщательно проработана психологами и педагогами для того, чтобы дети
могли обрести то, чего им не может дать «неполная семья».
1 Может иметь место в двух полярных вариантах:
когда родителям вообще нет дела до смысла жизни ребёнка и они попросту уклоняются от общения с ним,
возможно, что так или иначе откупаясь от него;
когда ребёнок находится под непрестанной мелочной опёкой и назиданиями обо всём, от которых он уходит в
жёсткую самоизоляцию.
С этой же целью — воспитания детей, растущих в «неполных семьях», и улучшения возможностей
вступления в брак для одиноких женщин в обществе, в котором есть нехватка настоящих мужчин
(мужей и отцов в одном лице), — целесообразно законодательно разрешить многожёнство1.
Соответственно сказанному, сложившийся к настоящему времени кризис семьи обществу придётся
преодолевать на протяжении не одного десятка лет, поскольку только за такие — весьма продолжи-
тельные — сроки времени здоровые семьи нескольких поколений могут сложиться и занять поло-
жение основного типа семьи2 в обществе.
Это потребует государственной стратегии развития и поддержки здоровой семьи, что исключает
экономическую политику, в которой подавляющее большинство населения непрестанно кочует по
стране и миру в поисках лучшего заработка: такое кочевье «рабочей силы» — один из наиболее дейст-
венных факторов разрушения семьи и передачи функции воспитания от родителей — «улице» (либо
того хуже — телевизору и интернету, что является залогом более или менее ярко выраженной нравст-
венно-психической дефективности всех, кто получит такое нечеловеческое воспитание); кроме того,
кочевье «рабочей силы», быт которой либо неблагоустроен в принципе, либо извращён продолжитель-
ной жизнью без семьи, — один из источников преступности вообще и мафиозно организованной пре-
ступности, в частности.
Также есть ещё одно значимое обстоятельство, о котором биологи знают, но которое социологи об-
ходят стороной: современный город — мощнейший мутагенный фактор, изменяющий генетику чело-
века большей частью не в лучшую сторону. И государство должно учитывать это обстоятельство в сво-
ей демографической политике в интересах обеспечения здоровья будущих поколений и стабильности
общества.3 Это означает, что при сложившихся биологически неблагоприятных условиях городской
жизни, при рассмотрении жизни общества в целом в преемственности поколений, поддержание чис-
ленности населения городов должно обеспечиваться только отчасти за счёт воспроизводства новых по-
колений самими горожанами. Т.е. биологический прирост населения в городах (за счёт рождения детей
самими горожанами) должен быть отрицательный, но должен быть постоянный приток в города моло-
дёжи из регионов, где мутагенное воздействие менее интенсивно, нежели в городах. Особенно это ка-
сается городов с населением более, чем примерно 200 — 250 тыс. человек, в которых преобладает
плотная застройка многоквартирными многоэтажными домами, что практически полностью вырывает
людей из естественных биоценозов4.
1 Если в обществе дефицит мужчин, способных быть отцами-воспитателями, то в целях защиты будущего это-
го общества надо поддерживать тех, кто стремится к семейной жизни, пусть даже и в такой форме. Но при этом
надо понимать, что:
Нехватка в жизни общества (в мирное время) настоящих мужчин — мужей и отцов — знак, показывающий
всему обществу и, прежде всего, — женщинам, что общество и, прежде всего, матери не умеют воспитывать
детей так, как дoлжно.
Многожёнство — это не идеал жизни общества, и не узаконенный способ ублажения похоти и рабовладения
мужчин в отношении женщин, а средство защиты от одиночества некоторой части женщин и средство воспи-
тания детей, которые в иных условиях были бы лишены воспитательного воздействия мужского начала. Мно-
гожёнство — может быть одним из средств преодоления кризиса (в том числе и затяжного), в котором оказа-
лось общество.
2 Однако надо понимать, что становление семьи многих поколений в качестве основного типа семьи не может
означать, что она станет преобладающей в социальной статистике когда-либо. Как при прогрессивном росте чис-
ленности населения, так и при поддержании численности населения на каком-то определённом уровне (этому
соответствуют значения статистического показателя «количество детей в семье» несколько больше двух)
дедушек и бабушек на все семьи без исключения не хватит. Это означает, что доля таких семей в статистике бу-
дет достаточно высокой, а они будут порождать в новых поколениях новые семьи, некоторая часть которых со
временем тоже станет семьями нескольких взрослых поколений. При этом жизнь семьи многих поколений в од-
ном доме будет осознаваться обществом не как вынужденность для молодых семей жить вместе с родителями (по
бедности или иным причинам), а как основа жизни общества в преемственности поколений.
3 Но ещё на заре урбанизации СССР в какой-то мере понимание существа этой проблемы уже было в общест-
ве в первой половине ХХ века, о чём говорит острота полемики по данному вопросу на июньском пленуме ЦК
ВКП(б) 1931 года: «Болтовня об отмирании, разукрупнении и самоликвидации городов — нелепость. Больше то-
го — она политически вредна», — из доклада Л.М.Кагановича на июньском Пленуме ЦК, газета “Рабочая Моск-
ва”, 4 июля 1931 г.
Ошибался Л.М.Каганович либо нет — определяется тем, что он подразумевал под идеалом советского города:
«город-сад», подобный застройке ВДНХ, либо город типа «каменные джунгли».
4 Со временем города типа «каменные джунгли» должны уйти в прошлое: город должен быть садом, вклю-
чённым в естественные биоценозы. Соответственно: всё градостроение и архитектура микрорайонов и зданий
должны быть подчинены ландшафтно-биосферной архитектуре.
Для осуществления этого необходима стратегия сокращения численности населения мегаполисов и их архи-
тектурно-инфраструктурной реконструкции, рассчитанная на несколько десятилетий и имеющая целью проложить пути, по которым биоценозы соответствующих регионов могли бы войти в городскую среду обитания
человека; а город, соответственно, перестал бы оказывать мощнейшее мутагенное воздействие на живущих в нём
людей. Пока это качество жизни городского населения не будет обеспечено, до тех пор прирост населения в го-
родах за счёт рождения детей горожанами должен быть отрицательным, прежде всего в целях поддержания гене-
тического здоровья населения городов.
Вторая причина, требующая именно такой демографической политики в городах (прежде всего, — в тех, в ко-
торых сосредоточены научные и культурные учреждения общероссийской и общемировой значимости) состоит в
том, что поддержание качественного уровня такого рода учреждений де-факто, а не де-юре требует притока та-
лантов со всей России (а в перспективе и со всего мира).
Если такого притока нет, то научные, инженерно-конструкторские, художественные и прочие творческие
школы вырождаются в течение жизни одного — двух поколений. Одна из причин заторможенности научно-
технического развития СССР — невозможность трудоустройства для иногородних — не раскрывшихся пока ещё
— потенциальных талантов в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик, где были сосредоточены веду-
щие научные, инженерно-конструкторские, художественные учреждения, призванные быть творческими:
М.В.Ломоносов в хрущёвско-брежневские времена был невозможен — он не получил бы распределения ни в
один из ведущих научных институтов в этих городах, а в других городах просто не было материально-
технической и информационной базы соответствующего профиля и качества. Но предусмотренные штатным
расписанием места не пустовали, поскольку их занимали «аборигены больших городов» — обученные, исполни-
тельные, но бесталанные в большинстве своём — не генераторы идей, открывающих новые горизонты.
дачу телевидения и образовательных порталов интернета. Этой же задаче также должна быть подчине-
на и деятельность системы воспитания и образования подрастающих поколений: детские сады, школы,
библиотеки. При этом все названные и не названные воспитательно-учебные заведения должны не про-
граммировать психику детей нормами культуры и знаниями, а должны указывать им пути взросления
личности и становления человеком, предоставляя средства, с помощью которых эти пути можно лучше
понять, освоить и пройти ими во взрослость.
3. Социальные критерии воспитанности человека
Семья должна обеспечивать человеческое воспитание детей.
По существу это означает:
Для того, чтобы определиться в том, какие семьи и в какой именно определённой помощи со
стороны государства нуждаются, надо определиться в социальных критериях достаточно ус-
пешного воспитания детей в семьях и общественно приемлемой воспитанности молодёжи и
взрослых в целом.
Термин «социальные критерии воспитанности человека» по отношению к проблематике вывода
России из затяжного кризиса подразумевает, что речь должна идти именно об определённости ха-
рактеристик личности, благодаря которым множество личностей образуют собой общественный
организм: т.е. благодаря которым общество консолидируется, сохраняя (или обретая) при этом
способность к дальнейшему бескризисному развитию культуры и поддержке личностного разви-
тия всех.
Выделенное курсивом в предыдущей фразе — важная оговорка, указывающая на то, что тре-
буется не консолидация общества вообще, которая может сопровождаться закрепощением
личности и омертвением культуры (как это имеет место в тиранических режимах); а, что
требуется единение людей в здоровом образе жизни и трудовой деятельности, обеспечиваю-
щее свободу личностного развития каждого из них и соответственно — дальнейшее развитие
культуры общества, человечества в целом.
В настоящее время в публичной социологии размыты критерии воспитанности человека как члена
общества: это одно из следствий культа индивидуализма-либерализма, а также открытой и скрытой
пропаганды изолированно-обособленного от других характера существования индивида как нормы
жизни всех членов общества. По этой причине могут высказываться мнения о том, что выдвижение
каких-либо определённых критериев воспитанности человека — посягательство на свободу личности;
что это — тоталитаризм, претендующий на то, чтобы унифицировать всех людей, лишив их своеобра-
зия и т.п.
В действительности это не так.
Во всех обществах реально существуют разного рода системы социальных критериев оценки лично-
сти, на основе которых людям предоставляются те или иные права и на них возлагаются те или иные
обязанности: аттестаты об образовании, квалификационные дипломы, справки о состоянии здоровья,
положения конституций и нормы законов, в соответствии с которыми одни люди в праве претендо-
вать на занятие тех или иных должностей, а другие не в праве, — всё это разного рода социальные
критерии состоятельности личности вообще или же состоятельности по отношению к каким-то
определённым видам деятельности или образу жизни.
Это — именно социальные критерии, а не единоличные критерии оценки теми или иными индиви-
дами других людей, их возможностей, способностей, прав и обязанностей. В жизни общества едино-
личные критерии тоже существуют, но они в большинстве случаев не формализованы, поскольку их
носителями являются те или иные субъекты. Но поскольку личности составляют общество, то едино-
личные критерии, образуя достаточно устойчивую статистику, выражаются в субкультуре государ-
ственности и в политике как разного рода формализованные нормы и процедуры, которые позволяют
выявить соответствие и несоответствие людей этим нормам — в своей первоначальной основе субъ-
ективно-единоличным.
Эта культура «сертификации людей», существующая де-факто и де-юре в наши дни во всех разви-
тых странах, уходит корнями в глубокое прошлое.
В первобытных культурах и древних цивилизациях переход во взрослость осуществлялся на основе
инициаций (системы испытаний, оформленной в ритуальные традиции), в которых, с одной стороны,
— подростки доказывали свою состоятельность в качестве полноправных членов взрослого общества, а
с другой стороны, — их родители подтверждали свою состоятельность именно в качестве достойных
уважения членов общества, продолживших в своих детях и внуках жизнь этого общества1. В смысле
1 В связи с этим укажем, что в арабской культуре дополнение к имени взрослого мужчины «абу» имеет про-
должением имя его сына, и всё вместе означает: Имярек — отец такого-то. Для того, чтобы эта конструкция име-
нования личности была уважительной, этот самый «абу» должен был воспитать сына так, чтобы не краснеть вся-
кий раз от стыда, когда его сына упоминают другие, в том числе и в неотъемлемой связи с именем его самого.