7. Внутренние источники разлада в семьях 1

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 

Поскольку в нормальной семье взрослые люди — представители разных полов; а в семье несколь-

ких поколений к тому же — и представители разных возрастных групп, то для того, чтобы государст-

венная политика поддержки семьи и защиты детства была эффективной в смысле обеспечения челове-

ческого воспитания новых поколений, необходимо понимать особенности психологии каждого из по-

лов, в том числе и в проявлениях психологических особенностей мужчин и женщин в тех ролях, кото-

рые принимает на себя человек в семейной жизни.

В последние годы регулярно приходится слышать, что нынешняя глобальная цивилизация — циви-

лизация, в которой якобы доминирует «мужское начало», что выражается в её жизни как множество

жестокостей, грубость и т.п.; а вот если бы ведущая роль принадлежала женщинам, то женщины,

благодаря особенностям женской психологии (развитой интуиции, своей хозяйственности, мате-

ринской заботливости и т.п.) якобы придали бы образу жизни цивилизации совершенно иное каче-

ство, и жизнь стала бы спокойнее, благоустроеннее и лучше. Но вот, дескать, настаёт эпоха Водо-

лея, и в ней роль женщины в жизни цивилизации будет решающей. Т.е. в ближайшей перспективе

человечеству якобы предстоит переход от «патриархата» к «матриархату». В действительности

всё и в прошлом, и в настоящем, и в перспективах обстоит качественно иначе.

Начнём с того, что слово «матриархат» включает в себя как латинскую (mater (matris) — мать), так

греческую (arche — начало, власть) составляющие: т.е. это слово — мешанина из разных языков, и это

обстоятельство является одним из оснований для того, чтобы рассмотреть те явления в жизни обществ,

которые принято именовать этим словом.

Традиционно подразумевается, что «матриархат» — такое течение жизни общества, в котором муж-

чины подчинены женщинам. Матриархат может быть явным, но может носить и скрытый характер. Ес-

ли с явным матриархатом всё ясно — женщина открыто главенствует в обществе, — то в случае скры-

того матриархата в обществе по всему зримому главенствуют в большинстве случаев мужчины. Одна-

ко при более углублённом рассмотрении вопроса о роли каждого из полов в жизни такого скрыто-

матриархального общества выясняется, что мужчина — исполнитель желаний женщины; а женщина в

мягком варианте — берёт на себя роль «вдохновительницы мужчин на подвиги», в результате чего

мужчина всё делает «как бы сам», но в интересах, которые сформированы женщиной; а в жёстком ва-

рианте — женщина берёт на себя роль «заградотряда», под психологическим давлением которого муж-

чина вынужденно совершает (даже вопреки его собственному разумению и мнению) то, чего хочется

женщине, дабы мужчине не быть отвергнутым или растерзанным ею.

Но это приводит к вопросу:

А будучи в такого рода обстоятельствах «неформальным лидером» в семье, диктатором (или да-

же тираном), свободна ли сама женщина психологически?

— Нет. В основе так называемого «матриархата» как в явной, так и в скрытой формах лежит рас-

кладка всего комплекса инстинктивных поведенческих программ биологического вида «Человек ра-

зумный» по психике представителей каждого из полов, в соответствии с которой мужчина в процессе

воспроизводства биологического вида должен обслуживать женщину — родительницу и первичную

воспитательницу будущих поколений. Чтобы эта миссия мужчины осуществлялась в автоматическом

режиме, инстинктивно он подчинён психологически женщине. Это находит выражение в совсем не шу-

точной поговорке «никто не герой перед своей женой».

Однако и женщина является носительницей инстинктов. При этом инстинктивные программы пове-

дения женщины отличаются от мужских и запрограммированы на то:

чтобы вовлечь мужчину в секс с собой (для этого, прежде всего прочего, надо выделиться на фоне

других женщин и обратить на себя внимание2);

а потом подчинить женщину миссии обслуживания ребёнка в начальный период его жизни

(вследствие чего дети «вьют верёвки» из своих матерей, а те этому только умиляются);

кроме того, именно в инстинктах женщины запрограммирована внутривидовая конкуренция в

притязании на исключительные права её самoй и её потомства на наилучшую территорию обита-

ния (наилучшие условия жизни).

Соответственно инстинктивно подчинённый женщине — мужчина должен обеспечить за-

хват и защиту «лучшего места под солнцем» (это инстинктивно обусловленный источник подав-

ляющего большинства конфликтов невесток и свекровей, проистекающих из того, что в воззрении

обоих, на территории обитания семьи может быть только одна хозяйка-вожак; вторая должна либо

искренне подчиниться, либо лицемерно имитировать покорность, либо уйти (возможно, что и в

мир иной); а если обе женщины энергичны и обуреваемы инстинктами, то — война между ними

будет протекать «до победы» одной из них в указанном смысле; либо до распада семьи в целом

или только до распада младшей семьи; либо до перехода одной или обеих женщин к человечному

типу строя психики).

Из этой инстинктивной подоплёки действий как мужчин, так и женщин, скрытой под множеством

разнообразных культурных оболочек (традиций, ритуалов, этикета), и проистекает множество анекдо-

тов о взаимоотношениях мужчин с жёнами и с любовницами, с тёщами; сказки рассказывают о печаль-

ной жизни беззащитных детей с мачехами при живом отце; а взаимоотношения невесток со свекровями

заходят подчас настолько далеко, что про них нет даже анекдотов, а в жизни есть только слёзы жён и

матерей, изливаемые обильными потоками на плечи одного и того же мужчины (по внутрисемейному

положению: мужа — для одной и сына — для другой), переходящие в упрёки или грубость со стороны

обеих в его же адрес.

Т.е. явный и скрытый «матриархат» во взаимоотношениях полов своей психологической основой

одинаково имеет подчинённость личностной психики как мужчин, так и женщин животным инстинк-

там биологического вида «Человек разумный». И поэтому сами слова «матриархат» и «патриархат»

как характеристика качества жизни общества при подчинённости психики составляющих его

личностей их инстинктам — поверхностны, и по сути — ошибочны.1

Это означает, что такое общество живёт не в «матриархате», не в «патриархате», а в человекообра-

зии, поскольку и мужчины, и женщины при подчинённости психики большинства из них животным

инстинктам в качестве человеков не состоялись. Поэтому характеристики нынешней цивилизации как

цивилизации, в которой якобы доминирует «мужское начало», — безосновательны, но точно также

(если допустить сохранение и впредь доминирования инстинктивного в психике людей, т.е. их «живот-

ного начала») безосновательны и упования на то, что в эпоху Водолея сложится цивилизация, в кото-

рой будет доминировать «женское начало».

Для того, чтобы качество жизни земной цивилизации изменилось, необходим переход от домини-

рования «животного начала» к доминированию Божеского начала в человеке: как в мужчинах, так и

в женщинах.

Но этот переход люди должны осуществить сами, своею волей, которая должна возобладать над ин-

стинктами, однако не став при этом волей демонической, и на этой основе преобразить культуру обще-

ства.

А для выработки и проявления волевой целесообразности необходимо понимать конфликтологию

семейной жизни. Однако для обретения такого понимания бесполезно читать произведения З.Фрейда,

К.Юнга и прочих психологов, которые не различают типов строя психики2, а лучше перечитать сказки

и собрания анекдотов, памятуя о том, что при нечеловечных типах строя психики весь разлад, все уни-

жения и конфликты в семьях проистекают из взаимной несовместимости различных программ пове-

дения людей (как инстинктивных, так и культурно и интеллектуально обусловленных) в складываю-

щихся житейских ситуациях.

Этой несовместимости программ поведения не было бы, если бы организация психики каждого из

людей была генетически запрограммирована однозначно по животному типу — всё и всегда у всех

ется последствий инфильтрации в организм в процессе потоотделения продуктов распада синтетических тканей и

красок, многие из которых в организме принимают на себя роль канцерогенов.

Т.е. повседневная косметика и синтетика в одежде — ещё одна тема для государственной пропаганды, на-

правленной против рекламы косметики и некоторых сложившихся бытовых традиций.подчинено инстинктам и соответственно взаимно дополняюще согласовано. Однако люди изменяются

по типу строя психики:

как в процессе личностного развития на протяжении всей жизни,

так и переходя от одного типа строя психики к другим (подчас по нескольку раз на день), большей

частью непроизвольно — под воздействием обстоятельств, одним из которых является включение

психики субъекта в коллективную психику (эгрегор1, коллективный дух), порождаемую на биопо-

левой основе всяким персонально определённым множеством людей, имеющих нечто общее в на-

стройке их биополей вследствие той или иной общности нравственности, мировоззрения, миропо-

нимания, культурных навыков; эгрегоры порождаются на этой основе и в прямом общении, вклю-

чая и семейную жизнь как одну из разновидностей систематического общения.

В жизни людей прослеживается определённое соответствие типу строя психики физиологии орга-

низма, мироощущения, мировоззрения и способа миропонимания личности.

Одной из особенностей нечеловечных типов строя психики является Я-центризм мироощущения,

мировоззрения и миропонимания2, который может носить как единоличный, так и коалиционно-

корпоративный (кратковременный или продолжительный) характер: в том числе и в жизни человека

в семье3. В очищенном от разнородных наслоений виде Я-центризм, сложившийся на основе алгорит-

мики инстинктивного поведения, выражается в притязании: «Весь Мир — лишь для меня (для нас4): все

и всё должны служить мне (нам)!» (либо в более краткой форме рекламного слогана “Пепси”: «Бери

от жизни всё!»), — что сдерживается и ограничивается в Жизни аналогичными по существу притяза-

ниями других носителей такого же мироощущения, мировоззрения и миропонимания, а также и не

подвластными ни тем ни другим объективными и субъективными обстоятельствами.

При всех нечеловечных типах строя психики у женщин такого рода притязания выражаются более

или менее единохарaктерно (если по сути, то «я на свете всех милее, всех прекрасней и умнее… я дос-

тойна лучшего»5), хотя и не единообразно (т.е. формы выражения могут быть разными: одна в распу-

щенности тела и духа размалёвана яркой косметикой и обвешана блестящими «бубенчиками», шумна и

во многом похожа на пожарную машину начала ХХ века, — другая, претендуя быть «богиней», строга

в изощрённости и отточенности своего стиля, начиная от повсеместной эпиляции, которая не распро-

страняется только на ресницы и причёску, и кончая бриллиантовым гарнитуром и претензиями на «ин-

теллектуальный изыск»).

При нечеловечных типах строя психики у мужчин (в зависимости от обстоятельств) такого рода

притязания либо подавляются, либо усиливаются инстинктивно обусловленной психологической зави-

симостью мужчины от женщины6. Но при демоническом типе строя психики у мужчин могут домини-

ровать и какие-то их собственные притязания, не совместимые с притязаниями оказавшейся рядом с

ним женщины, которые женщина не может подавить или канализировать приемлемым для себя обра-

зом, взывая к мужским инстинктам, поскольку в этих притязаниях выражается личностная воля мужчины-демона; также и при типе строя психики «зомби» инстинктивно-психологическая подчинённость

мужчины женщине в каких-то аспектах или обстоятельствах может блокироваться каким-то програм-

мами поведения, внедрёнными извне в психику мужчины-«зомби» (то же касается и случаев половой

извращённости потому, что у извращенцев нормальная инстинктивная алгоритмика поведения не рабо-

тает: это может быть обусловлено как причинами чисто биологического характера — дефекты в хро-

мосомах или сбои под воздействием внешних обстоятельств в отработке генетической программы раз-

вития организма, в общем-то не имеющей дефектов; так и по причинам чисто психологическим —

нравственно и культурно обусловленным внедрением в психику индивида навыков извращённого по-

ведения).

Поскольку психика человека представляет собой обширную и сложную по организации (составу и

упорядоченности) информационно-алгоритмическую систему, то конфликтность в неблагополучных

семьях обладает исключительно формальным разнообразием, что и дало основание Л.Н.Толстому на-

чать роман “Анна Каренина” словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчаст-

ливая семья несчастлива по-своему».

Хотя лад в семьях тоже обладает своеобразием в каждой из них, но своеобразие лада не доступно

восприятию большинства посторонних, а при взгляде извне лад проявляется как отсутствие конфликта

или потенциала конфликта.

Однако при всём разнообразии форм разлада в семьях (от «одиночества вдвоём» до нескончаемых

войны и измен себе и друг другу) в его основе лежит несовместимость в паре «мужчина — женщина»

(прежде всего в психике супругов как ядра семьи):

общекультурно обусловленных,

и лично произведённых каждым из них

надстроечных и оболочечных информационно-алгоритмических модулей, которые в жизни семьи со-

путствуют инстинктивно обусловленной взаимно-дополняюще согласованной алгоритмике поведения

представителей каждого из полов, но над которой люди при нечеловечных типах строя психики не

властны — либо полностью, либо отчасти.

Однако во всём множестве неблагополучных семей можно выделить один класс, который представ-

ляет собой социальную проблему не только в России. Это конфликты в семье на фоне пьянства и алко-

голизма, прежде всего мужского пьянства и алкоголизма.

Поскольку в нормальной семье взрослые люди — представители разных полов; а в семье несколь-

ких поколений к тому же — и представители разных возрастных групп, то для того, чтобы государст-

венная политика поддержки семьи и защиты детства была эффективной в смысле обеспечения челове-

ческого воспитания новых поколений, необходимо понимать особенности психологии каждого из по-

лов, в том числе и в проявлениях психологических особенностей мужчин и женщин в тех ролях, кото-

рые принимает на себя человек в семейной жизни.

В последние годы регулярно приходится слышать, что нынешняя глобальная цивилизация — циви-

лизация, в которой якобы доминирует «мужское начало», что выражается в её жизни как множество

жестокостей, грубость и т.п.; а вот если бы ведущая роль принадлежала женщинам, то женщины,

благодаря особенностям женской психологии (развитой интуиции, своей хозяйственности, мате-

ринской заботливости и т.п.) якобы придали бы образу жизни цивилизации совершенно иное каче-

ство, и жизнь стала бы спокойнее, благоустроеннее и лучше. Но вот, дескать, настаёт эпоха Водо-

лея, и в ней роль женщины в жизни цивилизации будет решающей. Т.е. в ближайшей перспективе

человечеству якобы предстоит переход от «патриархата» к «матриархату». В действительности

всё и в прошлом, и в настоящем, и в перспективах обстоит качественно иначе.

Начнём с того, что слово «матриархат» включает в себя как латинскую (mater (matris) — мать), так

греческую (arche — начало, власть) составляющие: т.е. это слово — мешанина из разных языков, и это

обстоятельство является одним из оснований для того, чтобы рассмотреть те явления в жизни обществ,

которые принято именовать этим словом.

Традиционно подразумевается, что «матриархат» — такое течение жизни общества, в котором муж-

чины подчинены женщинам. Матриархат может быть явным, но может носить и скрытый характер. Ес-

ли с явным матриархатом всё ясно — женщина открыто главенствует в обществе, — то в случае скры-

того матриархата в обществе по всему зримому главенствуют в большинстве случаев мужчины. Одна-

ко при более углублённом рассмотрении вопроса о роли каждого из полов в жизни такого скрыто-

матриархального общества выясняется, что мужчина — исполнитель желаний женщины; а женщина в

мягком варианте — берёт на себя роль «вдохновительницы мужчин на подвиги», в результате чего

мужчина всё делает «как бы сам», но в интересах, которые сформированы женщиной; а в жёстком ва-

рианте — женщина берёт на себя роль «заградотряда», под психологическим давлением которого муж-

чина вынужденно совершает (даже вопреки его собственному разумению и мнению) то, чего хочется

женщине, дабы мужчине не быть отвергнутым или растерзанным ею.

Но это приводит к вопросу:

А будучи в такого рода обстоятельствах «неформальным лидером» в семье, диктатором (или да-

же тираном), свободна ли сама женщина психологически?

— Нет. В основе так называемого «матриархата» как в явной, так и в скрытой формах лежит рас-

кладка всего комплекса инстинктивных поведенческих программ биологического вида «Человек ра-

зумный» по психике представителей каждого из полов, в соответствии с которой мужчина в процессе

воспроизводства биологического вида должен обслуживать женщину — родительницу и первичную

воспитательницу будущих поколений. Чтобы эта миссия мужчины осуществлялась в автоматическом

режиме, инстинктивно он подчинён психологически женщине. Это находит выражение в совсем не шу-

точной поговорке «никто не герой перед своей женой».

Однако и женщина является носительницей инстинктов. При этом инстинктивные программы пове-

дения женщины отличаются от мужских и запрограммированы на то:

чтобы вовлечь мужчину в секс с собой (для этого, прежде всего прочего, надо выделиться на фоне

других женщин и обратить на себя внимание2);

а потом подчинить женщину миссии обслуживания ребёнка в начальный период его жизни

(вследствие чего дети «вьют верёвки» из своих матерей, а те этому только умиляются);

кроме того, именно в инстинктах женщины запрограммирована внутривидовая конкуренция в

притязании на исключительные права её самoй и её потомства на наилучшую территорию обита-

ния (наилучшие условия жизни).

Соответственно инстинктивно подчинённый женщине — мужчина должен обеспечить за-

хват и защиту «лучшего места под солнцем» (это инстинктивно обусловленный источник подав-

ляющего большинства конфликтов невесток и свекровей, проистекающих из того, что в воззрении

обоих, на территории обитания семьи может быть только одна хозяйка-вожак; вторая должна либо

искренне подчиниться, либо лицемерно имитировать покорность, либо уйти (возможно, что и в

мир иной); а если обе женщины энергичны и обуреваемы инстинктами, то — война между ними

будет протекать «до победы» одной из них в указанном смысле; либо до распада семьи в целом

или только до распада младшей семьи; либо до перехода одной или обеих женщин к человечному

типу строя психики).

Из этой инстинктивной подоплёки действий как мужчин, так и женщин, скрытой под множеством

разнообразных культурных оболочек (традиций, ритуалов, этикета), и проистекает множество анекдо-

тов о взаимоотношениях мужчин с жёнами и с любовницами, с тёщами; сказки рассказывают о печаль-

ной жизни беззащитных детей с мачехами при живом отце; а взаимоотношения невесток со свекровями

заходят подчас настолько далеко, что про них нет даже анекдотов, а в жизни есть только слёзы жён и

матерей, изливаемые обильными потоками на плечи одного и того же мужчины (по внутрисемейному

положению: мужа — для одной и сына — для другой), переходящие в упрёки или грубость со стороны

обеих в его же адрес.

Т.е. явный и скрытый «матриархат» во взаимоотношениях полов своей психологической основой

одинаково имеет подчинённость личностной психики как мужчин, так и женщин животным инстинк-

там биологического вида «Человек разумный». И поэтому сами слова «матриархат» и «патриархат»

как характеристика качества жизни общества при подчинённости психики составляющих его

личностей их инстинктам — поверхностны, и по сути — ошибочны.1

Это означает, что такое общество живёт не в «матриархате», не в «патриархате», а в человекообра-

зии, поскольку и мужчины, и женщины при подчинённости психики большинства из них животным

инстинктам в качестве человеков не состоялись. Поэтому характеристики нынешней цивилизации как

цивилизации, в которой якобы доминирует «мужское начало», — безосновательны, но точно также

(если допустить сохранение и впредь доминирования инстинктивного в психике людей, т.е. их «живот-

ного начала») безосновательны и упования на то, что в эпоху Водолея сложится цивилизация, в кото-

рой будет доминировать «женское начало».

Для того, чтобы качество жизни земной цивилизации изменилось, необходим переход от домини-

рования «животного начала» к доминированию Божеского начала в человеке: как в мужчинах, так и

в женщинах.

Но этот переход люди должны осуществить сами, своею волей, которая должна возобладать над ин-

стинктами, однако не став при этом волей демонической, и на этой основе преобразить культуру обще-

ства.

А для выработки и проявления волевой целесообразности необходимо понимать конфликтологию

семейной жизни. Однако для обретения такого понимания бесполезно читать произведения З.Фрейда,

К.Юнга и прочих психологов, которые не различают типов строя психики2, а лучше перечитать сказки

и собрания анекдотов, памятуя о том, что при нечеловечных типах строя психики весь разлад, все уни-

жения и конфликты в семьях проистекают из взаимной несовместимости различных программ пове-

дения людей (как инстинктивных, так и культурно и интеллектуально обусловленных) в складываю-

щихся житейских ситуациях.

Этой несовместимости программ поведения не было бы, если бы организация психики каждого из

людей была генетически запрограммирована однозначно по животному типу — всё и всегда у всех

ется последствий инфильтрации в организм в процессе потоотделения продуктов распада синтетических тканей и

красок, многие из которых в организме принимают на себя роль канцерогенов.

Т.е. повседневная косметика и синтетика в одежде — ещё одна тема для государственной пропаганды, на-

правленной против рекламы косметики и некоторых сложившихся бытовых традиций.подчинено инстинктам и соответственно взаимно дополняюще согласовано. Однако люди изменяются

по типу строя психики:

как в процессе личностного развития на протяжении всей жизни,

так и переходя от одного типа строя психики к другим (подчас по нескольку раз на день), большей

частью непроизвольно — под воздействием обстоятельств, одним из которых является включение

психики субъекта в коллективную психику (эгрегор1, коллективный дух), порождаемую на биопо-

левой основе всяким персонально определённым множеством людей, имеющих нечто общее в на-

стройке их биополей вследствие той или иной общности нравственности, мировоззрения, миропо-

нимания, культурных навыков; эгрегоры порождаются на этой основе и в прямом общении, вклю-

чая и семейную жизнь как одну из разновидностей систематического общения.

В жизни людей прослеживается определённое соответствие типу строя психики физиологии орга-

низма, мироощущения, мировоззрения и способа миропонимания личности.

Одной из особенностей нечеловечных типов строя психики является Я-центризм мироощущения,

мировоззрения и миропонимания2, который может носить как единоличный, так и коалиционно-

корпоративный (кратковременный или продолжительный) характер: в том числе и в жизни человека

в семье3. В очищенном от разнородных наслоений виде Я-центризм, сложившийся на основе алгорит-

мики инстинктивного поведения, выражается в притязании: «Весь Мир — лишь для меня (для нас4): все

и всё должны служить мне (нам)!» (либо в более краткой форме рекламного слогана “Пепси”: «Бери

от жизни всё!»), — что сдерживается и ограничивается в Жизни аналогичными по существу притяза-

ниями других носителей такого же мироощущения, мировоззрения и миропонимания, а также и не

подвластными ни тем ни другим объективными и субъективными обстоятельствами.

При всех нечеловечных типах строя психики у женщин такого рода притязания выражаются более

или менее единохарaктерно (если по сути, то «я на свете всех милее, всех прекрасней и умнее… я дос-

тойна лучшего»5), хотя и не единообразно (т.е. формы выражения могут быть разными: одна в распу-

щенности тела и духа размалёвана яркой косметикой и обвешана блестящими «бубенчиками», шумна и

во многом похожа на пожарную машину начала ХХ века, — другая, претендуя быть «богиней», строга

в изощрённости и отточенности своего стиля, начиная от повсеместной эпиляции, которая не распро-

страняется только на ресницы и причёску, и кончая бриллиантовым гарнитуром и претензиями на «ин-

теллектуальный изыск»).

При нечеловечных типах строя психики у мужчин (в зависимости от обстоятельств) такого рода

притязания либо подавляются, либо усиливаются инстинктивно обусловленной психологической зави-

симостью мужчины от женщины6. Но при демоническом типе строя психики у мужчин могут домини-

ровать и какие-то их собственные притязания, не совместимые с притязаниями оказавшейся рядом с

ним женщины, которые женщина не может подавить или канализировать приемлемым для себя обра-

зом, взывая к мужским инстинктам, поскольку в этих притязаниях выражается личностная воля мужчины-демона; также и при типе строя психики «зомби» инстинктивно-психологическая подчинённость

мужчины женщине в каких-то аспектах или обстоятельствах может блокироваться каким-то програм-

мами поведения, внедрёнными извне в психику мужчины-«зомби» (то же касается и случаев половой

извращённости потому, что у извращенцев нормальная инстинктивная алгоритмика поведения не рабо-

тает: это может быть обусловлено как причинами чисто биологического характера — дефекты в хро-

мосомах или сбои под воздействием внешних обстоятельств в отработке генетической программы раз-

вития организма, в общем-то не имеющей дефектов; так и по причинам чисто психологическим —

нравственно и культурно обусловленным внедрением в психику индивида навыков извращённого по-

ведения).

Поскольку психика человека представляет собой обширную и сложную по организации (составу и

упорядоченности) информационно-алгоритмическую систему, то конфликтность в неблагополучных

семьях обладает исключительно формальным разнообразием, что и дало основание Л.Н.Толстому на-

чать роман “Анна Каренина” словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчаст-

ливая семья несчастлива по-своему».

Хотя лад в семьях тоже обладает своеобразием в каждой из них, но своеобразие лада не доступно

восприятию большинства посторонних, а при взгляде извне лад проявляется как отсутствие конфликта

или потенциала конфликта.

Однако при всём разнообразии форм разлада в семьях (от «одиночества вдвоём» до нескончаемых

войны и измен себе и друг другу) в его основе лежит несовместимость в паре «мужчина — женщина»

(прежде всего в психике супругов как ядра семьи):

общекультурно обусловленных,

и лично произведённых каждым из них

надстроечных и оболочечных информационно-алгоритмических модулей, которые в жизни семьи со-

путствуют инстинктивно обусловленной взаимно-дополняюще согласованной алгоритмике поведения

представителей каждого из полов, но над которой люди при нечеловечных типах строя психики не

властны — либо полностью, либо отчасти.

Однако во всём множестве неблагополучных семей можно выделить один класс, который представ-

ляет собой социальную проблему не только в России. Это конфликты в семье на фоне пьянства и алко-

голизма, прежде всего мужского пьянства и алкоголизма.