7. Внутренние источники разлада в семьях 1
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18
Поскольку в нормальной семье взрослые люди — представители разных полов; а в семье несколь-
ких поколений к тому же — и представители разных возрастных групп, то для того, чтобы государст-
венная политика поддержки семьи и защиты детства была эффективной в смысле обеспечения челове-
ческого воспитания новых поколений, необходимо понимать особенности психологии каждого из по-
лов, в том числе и в проявлениях психологических особенностей мужчин и женщин в тех ролях, кото-
рые принимает на себя человек в семейной жизни.
В последние годы регулярно приходится слышать, что нынешняя глобальная цивилизация — циви-
лизация, в которой якобы доминирует «мужское начало», что выражается в её жизни как множество
жестокостей, грубость и т.п.; а вот если бы ведущая роль принадлежала женщинам, то женщины,
благодаря особенностям женской психологии (развитой интуиции, своей хозяйственности, мате-
ринской заботливости и т.п.) якобы придали бы образу жизни цивилизации совершенно иное каче-
ство, и жизнь стала бы спокойнее, благоустроеннее и лучше. Но вот, дескать, настаёт эпоха Водо-
лея, и в ней роль женщины в жизни цивилизации будет решающей. Т.е. в ближайшей перспективе
человечеству якобы предстоит переход от «патриархата» к «матриархату». В действительности
всё и в прошлом, и в настоящем, и в перспективах обстоит качественно иначе.
Начнём с того, что слово «матриархат» включает в себя как латинскую (mater (matris) — мать), так
греческую (arche — начало, власть) составляющие: т.е. это слово — мешанина из разных языков, и это
обстоятельство является одним из оснований для того, чтобы рассмотреть те явления в жизни обществ,
которые принято именовать этим словом.
Традиционно подразумевается, что «матриархат» — такое течение жизни общества, в котором муж-
чины подчинены женщинам. Матриархат может быть явным, но может носить и скрытый характер. Ес-
ли с явным матриархатом всё ясно — женщина открыто главенствует в обществе, — то в случае скры-
того матриархата в обществе по всему зримому главенствуют в большинстве случаев мужчины. Одна-
ко при более углублённом рассмотрении вопроса о роли каждого из полов в жизни такого скрыто-
матриархального общества выясняется, что мужчина — исполнитель желаний женщины; а женщина в
мягком варианте — берёт на себя роль «вдохновительницы мужчин на подвиги», в результате чего
мужчина всё делает «как бы сам», но в интересах, которые сформированы женщиной; а в жёстком ва-
рианте — женщина берёт на себя роль «заградотряда», под психологическим давлением которого муж-
чина вынужденно совершает (даже вопреки его собственному разумению и мнению) то, чего хочется
женщине, дабы мужчине не быть отвергнутым или растерзанным ею.
Но это приводит к вопросу:
А будучи в такого рода обстоятельствах «неформальным лидером» в семье, диктатором (или да-
же тираном), свободна ли сама женщина психологически?
— Нет. В основе так называемого «матриархата» как в явной, так и в скрытой формах лежит рас-
кладка всего комплекса инстинктивных поведенческих программ биологического вида «Человек ра-
зумный» по психике представителей каждого из полов, в соответствии с которой мужчина в процессе
воспроизводства биологического вида должен обслуживать женщину — родительницу и первичную
воспитательницу будущих поколений. Чтобы эта миссия мужчины осуществлялась в автоматическом
режиме, инстинктивно он подчинён психологически женщине. Это находит выражение в совсем не шу-
точной поговорке «никто не герой перед своей женой».
Однако и женщина является носительницей инстинктов. При этом инстинктивные программы пове-
дения женщины отличаются от мужских и запрограммированы на то:
чтобы вовлечь мужчину в секс с собой (для этого, прежде всего прочего, надо выделиться на фоне
других женщин и обратить на себя внимание2);
а потом подчинить женщину миссии обслуживания ребёнка в начальный период его жизни
(вследствие чего дети «вьют верёвки» из своих матерей, а те этому только умиляются);
кроме того, именно в инстинктах женщины запрограммирована внутривидовая конкуренция в
притязании на исключительные права её самoй и её потомства на наилучшую территорию обита-
ния (наилучшие условия жизни).
Соответственно инстинктивно подчинённый женщине — мужчина должен обеспечить за-
хват и защиту «лучшего места под солнцем» (это инстинктивно обусловленный источник подав-
ляющего большинства конфликтов невесток и свекровей, проистекающих из того, что в воззрении
обоих, на территории обитания семьи может быть только одна хозяйка-вожак; вторая должна либо
искренне подчиниться, либо лицемерно имитировать покорность, либо уйти (возможно, что и в
мир иной); а если обе женщины энергичны и обуреваемы инстинктами, то — война между ними
будет протекать «до победы» одной из них в указанном смысле; либо до распада семьи в целом
или только до распада младшей семьи; либо до перехода одной или обеих женщин к человечному
типу строя психики).
Из этой инстинктивной подоплёки действий как мужчин, так и женщин, скрытой под множеством
разнообразных культурных оболочек (традиций, ритуалов, этикета), и проистекает множество анекдо-
тов о взаимоотношениях мужчин с жёнами и с любовницами, с тёщами; сказки рассказывают о печаль-
ной жизни беззащитных детей с мачехами при живом отце; а взаимоотношения невесток со свекровями
заходят подчас настолько далеко, что про них нет даже анекдотов, а в жизни есть только слёзы жён и
матерей, изливаемые обильными потоками на плечи одного и того же мужчины (по внутрисемейному
положению: мужа — для одной и сына — для другой), переходящие в упрёки или грубость со стороны
обеих в его же адрес.
Т.е. явный и скрытый «матриархат» во взаимоотношениях полов своей психологической основой
одинаково имеет подчинённость личностной психики как мужчин, так и женщин животным инстинк-
там биологического вида «Человек разумный». И поэтому сами слова «матриархат» и «патриархат»
как характеристика качества жизни общества при подчинённости психики составляющих его
личностей их инстинктам — поверхностны, и по сути — ошибочны.1
Это означает, что такое общество живёт не в «матриархате», не в «патриархате», а в человекообра-
зии, поскольку и мужчины, и женщины при подчинённости психики большинства из них животным
инстинктам в качестве человеков не состоялись. Поэтому характеристики нынешней цивилизации как
цивилизации, в которой якобы доминирует «мужское начало», — безосновательны, но точно также
(если допустить сохранение и впредь доминирования инстинктивного в психике людей, т.е. их «живот-
ного начала») безосновательны и упования на то, что в эпоху Водолея сложится цивилизация, в кото-
рой будет доминировать «женское начало».
Для того, чтобы качество жизни земной цивилизации изменилось, необходим переход от домини-
рования «животного начала» к доминированию Божеского начала в человеке: как в мужчинах, так и
в женщинах.
Но этот переход люди должны осуществить сами, своею волей, которая должна возобладать над ин-
стинктами, однако не став при этом волей демонической, и на этой основе преобразить культуру обще-
ства.
А для выработки и проявления волевой целесообразности необходимо понимать конфликтологию
семейной жизни. Однако для обретения такого понимания бесполезно читать произведения З.Фрейда,
К.Юнга и прочих психологов, которые не различают типов строя психики2, а лучше перечитать сказки
и собрания анекдотов, памятуя о том, что при нечеловечных типах строя психики весь разлад, все уни-
жения и конфликты в семьях проистекают из взаимной несовместимости различных программ пове-
дения людей (как инстинктивных, так и культурно и интеллектуально обусловленных) в складываю-
щихся житейских ситуациях.
Этой несовместимости программ поведения не было бы, если бы организация психики каждого из
людей была генетически запрограммирована однозначно по животному типу — всё и всегда у всех
ется последствий инфильтрации в организм в процессе потоотделения продуктов распада синтетических тканей и
красок, многие из которых в организме принимают на себя роль канцерогенов.
Т.е. повседневная косметика и синтетика в одежде — ещё одна тема для государственной пропаганды, на-
правленной против рекламы косметики и некоторых сложившихся бытовых традиций.подчинено инстинктам и соответственно взаимно дополняюще согласовано. Однако люди изменяются
по типу строя психики:
как в процессе личностного развития на протяжении всей жизни,
так и переходя от одного типа строя психики к другим (подчас по нескольку раз на день), большей
частью непроизвольно — под воздействием обстоятельств, одним из которых является включение
психики субъекта в коллективную психику (эгрегор1, коллективный дух), порождаемую на биопо-
левой основе всяким персонально определённым множеством людей, имеющих нечто общее в на-
стройке их биополей вследствие той или иной общности нравственности, мировоззрения, миропо-
нимания, культурных навыков; эгрегоры порождаются на этой основе и в прямом общении, вклю-
чая и семейную жизнь как одну из разновидностей систематического общения.
В жизни людей прослеживается определённое соответствие типу строя психики физиологии орга-
низма, мироощущения, мировоззрения и способа миропонимания личности.
Одной из особенностей нечеловечных типов строя психики является Я-центризм мироощущения,
мировоззрения и миропонимания2, который может носить как единоличный, так и коалиционно-
корпоративный (кратковременный или продолжительный) характер: в том числе и в жизни человека
в семье3. В очищенном от разнородных наслоений виде Я-центризм, сложившийся на основе алгорит-
мики инстинктивного поведения, выражается в притязании: «Весь Мир — лишь для меня (для нас4): все
и всё должны служить мне (нам)!» (либо в более краткой форме рекламного слогана “Пепси”: «Бери
от жизни всё!»), — что сдерживается и ограничивается в Жизни аналогичными по существу притяза-
ниями других носителей такого же мироощущения, мировоззрения и миропонимания, а также и не
подвластными ни тем ни другим объективными и субъективными обстоятельствами.
При всех нечеловечных типах строя психики у женщин такого рода притязания выражаются более
или менее единохарaктерно (если по сути, то «я на свете всех милее, всех прекрасней и умнее… я дос-
тойна лучшего»5), хотя и не единообразно (т.е. формы выражения могут быть разными: одна в распу-
щенности тела и духа размалёвана яркой косметикой и обвешана блестящими «бубенчиками», шумна и
во многом похожа на пожарную машину начала ХХ века, — другая, претендуя быть «богиней», строга
в изощрённости и отточенности своего стиля, начиная от повсеместной эпиляции, которая не распро-
страняется только на ресницы и причёску, и кончая бриллиантовым гарнитуром и претензиями на «ин-
теллектуальный изыск»).
При нечеловечных типах строя психики у мужчин (в зависимости от обстоятельств) такого рода
притязания либо подавляются, либо усиливаются инстинктивно обусловленной психологической зави-
симостью мужчины от женщины6. Но при демоническом типе строя психики у мужчин могут домини-
ровать и какие-то их собственные притязания, не совместимые с притязаниями оказавшейся рядом с
ним женщины, которые женщина не может подавить или канализировать приемлемым для себя обра-
зом, взывая к мужским инстинктам, поскольку в этих притязаниях выражается личностная воля мужчины-демона; также и при типе строя психики «зомби» инстинктивно-психологическая подчинённость
мужчины женщине в каких-то аспектах или обстоятельствах может блокироваться каким-то програм-
мами поведения, внедрёнными извне в психику мужчины-«зомби» (то же касается и случаев половой
извращённости потому, что у извращенцев нормальная инстинктивная алгоритмика поведения не рабо-
тает: это может быть обусловлено как причинами чисто биологического характера — дефекты в хро-
мосомах или сбои под воздействием внешних обстоятельств в отработке генетической программы раз-
вития организма, в общем-то не имеющей дефектов; так и по причинам чисто психологическим —
нравственно и культурно обусловленным внедрением в психику индивида навыков извращённого по-
ведения).
Поскольку психика человека представляет собой обширную и сложную по организации (составу и
упорядоченности) информационно-алгоритмическую систему, то конфликтность в неблагополучных
семьях обладает исключительно формальным разнообразием, что и дало основание Л.Н.Толстому на-
чать роман “Анна Каренина” словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчаст-
ливая семья несчастлива по-своему».
Хотя лад в семьях тоже обладает своеобразием в каждой из них, но своеобразие лада не доступно
восприятию большинства посторонних, а при взгляде извне лад проявляется как отсутствие конфликта
или потенциала конфликта.
Однако при всём разнообразии форм разлада в семьях (от «одиночества вдвоём» до нескончаемых
войны и измен себе и друг другу) в его основе лежит несовместимость в паре «мужчина — женщина»
(прежде всего в психике супругов как ядра семьи):
общекультурно обусловленных,
и лично произведённых каждым из них
надстроечных и оболочечных информационно-алгоритмических модулей, которые в жизни семьи со-
путствуют инстинктивно обусловленной взаимно-дополняюще согласованной алгоритмике поведения
представителей каждого из полов, но над которой люди при нечеловечных типах строя психики не
властны — либо полностью, либо отчасти.
Однако во всём множестве неблагополучных семей можно выделить один класс, который представ-
ляет собой социальную проблему не только в России. Это конфликты в семье на фоне пьянства и алко-
голизма, прежде всего мужского пьянства и алкоголизма.
Поскольку в нормальной семье взрослые люди — представители разных полов; а в семье несколь-
ких поколений к тому же — и представители разных возрастных групп, то для того, чтобы государст-
венная политика поддержки семьи и защиты детства была эффективной в смысле обеспечения челове-
ческого воспитания новых поколений, необходимо понимать особенности психологии каждого из по-
лов, в том числе и в проявлениях психологических особенностей мужчин и женщин в тех ролях, кото-
рые принимает на себя человек в семейной жизни.
В последние годы регулярно приходится слышать, что нынешняя глобальная цивилизация — циви-
лизация, в которой якобы доминирует «мужское начало», что выражается в её жизни как множество
жестокостей, грубость и т.п.; а вот если бы ведущая роль принадлежала женщинам, то женщины,
благодаря особенностям женской психологии (развитой интуиции, своей хозяйственности, мате-
ринской заботливости и т.п.) якобы придали бы образу жизни цивилизации совершенно иное каче-
ство, и жизнь стала бы спокойнее, благоустроеннее и лучше. Но вот, дескать, настаёт эпоха Водо-
лея, и в ней роль женщины в жизни цивилизации будет решающей. Т.е. в ближайшей перспективе
человечеству якобы предстоит переход от «патриархата» к «матриархату». В действительности
всё и в прошлом, и в настоящем, и в перспективах обстоит качественно иначе.
Начнём с того, что слово «матриархат» включает в себя как латинскую (mater (matris) — мать), так
греческую (arche — начало, власть) составляющие: т.е. это слово — мешанина из разных языков, и это
обстоятельство является одним из оснований для того, чтобы рассмотреть те явления в жизни обществ,
которые принято именовать этим словом.
Традиционно подразумевается, что «матриархат» — такое течение жизни общества, в котором муж-
чины подчинены женщинам. Матриархат может быть явным, но может носить и скрытый характер. Ес-
ли с явным матриархатом всё ясно — женщина открыто главенствует в обществе, — то в случае скры-
того матриархата в обществе по всему зримому главенствуют в большинстве случаев мужчины. Одна-
ко при более углублённом рассмотрении вопроса о роли каждого из полов в жизни такого скрыто-
матриархального общества выясняется, что мужчина — исполнитель желаний женщины; а женщина в
мягком варианте — берёт на себя роль «вдохновительницы мужчин на подвиги», в результате чего
мужчина всё делает «как бы сам», но в интересах, которые сформированы женщиной; а в жёстком ва-
рианте — женщина берёт на себя роль «заградотряда», под психологическим давлением которого муж-
чина вынужденно совершает (даже вопреки его собственному разумению и мнению) то, чего хочется
женщине, дабы мужчине не быть отвергнутым или растерзанным ею.
Но это приводит к вопросу:
А будучи в такого рода обстоятельствах «неформальным лидером» в семье, диктатором (или да-
же тираном), свободна ли сама женщина психологически?
— Нет. В основе так называемого «матриархата» как в явной, так и в скрытой формах лежит рас-
кладка всего комплекса инстинктивных поведенческих программ биологического вида «Человек ра-
зумный» по психике представителей каждого из полов, в соответствии с которой мужчина в процессе
воспроизводства биологического вида должен обслуживать женщину — родительницу и первичную
воспитательницу будущих поколений. Чтобы эта миссия мужчины осуществлялась в автоматическом
режиме, инстинктивно он подчинён психологически женщине. Это находит выражение в совсем не шу-
точной поговорке «никто не герой перед своей женой».
Однако и женщина является носительницей инстинктов. При этом инстинктивные программы пове-
дения женщины отличаются от мужских и запрограммированы на то:
чтобы вовлечь мужчину в секс с собой (для этого, прежде всего прочего, надо выделиться на фоне
других женщин и обратить на себя внимание2);
а потом подчинить женщину миссии обслуживания ребёнка в начальный период его жизни
(вследствие чего дети «вьют верёвки» из своих матерей, а те этому только умиляются);
кроме того, именно в инстинктах женщины запрограммирована внутривидовая конкуренция в
притязании на исключительные права её самoй и её потомства на наилучшую территорию обита-
ния (наилучшие условия жизни).
Соответственно инстинктивно подчинённый женщине — мужчина должен обеспечить за-
хват и защиту «лучшего места под солнцем» (это инстинктивно обусловленный источник подав-
ляющего большинства конфликтов невесток и свекровей, проистекающих из того, что в воззрении
обоих, на территории обитания семьи может быть только одна хозяйка-вожак; вторая должна либо
искренне подчиниться, либо лицемерно имитировать покорность, либо уйти (возможно, что и в
мир иной); а если обе женщины энергичны и обуреваемы инстинктами, то — война между ними
будет протекать «до победы» одной из них в указанном смысле; либо до распада семьи в целом
или только до распада младшей семьи; либо до перехода одной или обеих женщин к человечному
типу строя психики).
Из этой инстинктивной подоплёки действий как мужчин, так и женщин, скрытой под множеством
разнообразных культурных оболочек (традиций, ритуалов, этикета), и проистекает множество анекдо-
тов о взаимоотношениях мужчин с жёнами и с любовницами, с тёщами; сказки рассказывают о печаль-
ной жизни беззащитных детей с мачехами при живом отце; а взаимоотношения невесток со свекровями
заходят подчас настолько далеко, что про них нет даже анекдотов, а в жизни есть только слёзы жён и
матерей, изливаемые обильными потоками на плечи одного и того же мужчины (по внутрисемейному
положению: мужа — для одной и сына — для другой), переходящие в упрёки или грубость со стороны
обеих в его же адрес.
Т.е. явный и скрытый «матриархат» во взаимоотношениях полов своей психологической основой
одинаково имеет подчинённость личностной психики как мужчин, так и женщин животным инстинк-
там биологического вида «Человек разумный». И поэтому сами слова «матриархат» и «патриархат»
как характеристика качества жизни общества при подчинённости психики составляющих его
личностей их инстинктам — поверхностны, и по сути — ошибочны.1
Это означает, что такое общество живёт не в «матриархате», не в «патриархате», а в человекообра-
зии, поскольку и мужчины, и женщины при подчинённости психики большинства из них животным
инстинктам в качестве человеков не состоялись. Поэтому характеристики нынешней цивилизации как
цивилизации, в которой якобы доминирует «мужское начало», — безосновательны, но точно также
(если допустить сохранение и впредь доминирования инстинктивного в психике людей, т.е. их «живот-
ного начала») безосновательны и упования на то, что в эпоху Водолея сложится цивилизация, в кото-
рой будет доминировать «женское начало».
Для того, чтобы качество жизни земной цивилизации изменилось, необходим переход от домини-
рования «животного начала» к доминированию Божеского начала в человеке: как в мужчинах, так и
в женщинах.
Но этот переход люди должны осуществить сами, своею волей, которая должна возобладать над ин-
стинктами, однако не став при этом волей демонической, и на этой основе преобразить культуру обще-
ства.
А для выработки и проявления волевой целесообразности необходимо понимать конфликтологию
семейной жизни. Однако для обретения такого понимания бесполезно читать произведения З.Фрейда,
К.Юнга и прочих психологов, которые не различают типов строя психики2, а лучше перечитать сказки
и собрания анекдотов, памятуя о том, что при нечеловечных типах строя психики весь разлад, все уни-
жения и конфликты в семьях проистекают из взаимной несовместимости различных программ пове-
дения людей (как инстинктивных, так и культурно и интеллектуально обусловленных) в складываю-
щихся житейских ситуациях.
Этой несовместимости программ поведения не было бы, если бы организация психики каждого из
людей была генетически запрограммирована однозначно по животному типу — всё и всегда у всех
ется последствий инфильтрации в организм в процессе потоотделения продуктов распада синтетических тканей и
красок, многие из которых в организме принимают на себя роль канцерогенов.
Т.е. повседневная косметика и синтетика в одежде — ещё одна тема для государственной пропаганды, на-
правленной против рекламы косметики и некоторых сложившихся бытовых традиций.подчинено инстинктам и соответственно взаимно дополняюще согласовано. Однако люди изменяются
по типу строя психики:
как в процессе личностного развития на протяжении всей жизни,
так и переходя от одного типа строя психики к другим (подчас по нескольку раз на день), большей
частью непроизвольно — под воздействием обстоятельств, одним из которых является включение
психики субъекта в коллективную психику (эгрегор1, коллективный дух), порождаемую на биопо-
левой основе всяким персонально определённым множеством людей, имеющих нечто общее в на-
стройке их биополей вследствие той или иной общности нравственности, мировоззрения, миропо-
нимания, культурных навыков; эгрегоры порождаются на этой основе и в прямом общении, вклю-
чая и семейную жизнь как одну из разновидностей систематического общения.
В жизни людей прослеживается определённое соответствие типу строя психики физиологии орга-
низма, мироощущения, мировоззрения и способа миропонимания личности.
Одной из особенностей нечеловечных типов строя психики является Я-центризм мироощущения,
мировоззрения и миропонимания2, который может носить как единоличный, так и коалиционно-
корпоративный (кратковременный или продолжительный) характер: в том числе и в жизни человека
в семье3. В очищенном от разнородных наслоений виде Я-центризм, сложившийся на основе алгорит-
мики инстинктивного поведения, выражается в притязании: «Весь Мир — лишь для меня (для нас4): все
и всё должны служить мне (нам)!» (либо в более краткой форме рекламного слогана “Пепси”: «Бери
от жизни всё!»), — что сдерживается и ограничивается в Жизни аналогичными по существу притяза-
ниями других носителей такого же мироощущения, мировоззрения и миропонимания, а также и не
подвластными ни тем ни другим объективными и субъективными обстоятельствами.
При всех нечеловечных типах строя психики у женщин такого рода притязания выражаются более
или менее единохарaктерно (если по сути, то «я на свете всех милее, всех прекрасней и умнее… я дос-
тойна лучшего»5), хотя и не единообразно (т.е. формы выражения могут быть разными: одна в распу-
щенности тела и духа размалёвана яркой косметикой и обвешана блестящими «бубенчиками», шумна и
во многом похожа на пожарную машину начала ХХ века, — другая, претендуя быть «богиней», строга
в изощрённости и отточенности своего стиля, начиная от повсеместной эпиляции, которая не распро-
страняется только на ресницы и причёску, и кончая бриллиантовым гарнитуром и претензиями на «ин-
теллектуальный изыск»).
При нечеловечных типах строя психики у мужчин (в зависимости от обстоятельств) такого рода
притязания либо подавляются, либо усиливаются инстинктивно обусловленной психологической зави-
симостью мужчины от женщины6. Но при демоническом типе строя психики у мужчин могут домини-
ровать и какие-то их собственные притязания, не совместимые с притязаниями оказавшейся рядом с
ним женщины, которые женщина не может подавить или канализировать приемлемым для себя обра-
зом, взывая к мужским инстинктам, поскольку в этих притязаниях выражается личностная воля мужчины-демона; также и при типе строя психики «зомби» инстинктивно-психологическая подчинённость
мужчины женщине в каких-то аспектах или обстоятельствах может блокироваться каким-то програм-
мами поведения, внедрёнными извне в психику мужчины-«зомби» (то же касается и случаев половой
извращённости потому, что у извращенцев нормальная инстинктивная алгоритмика поведения не рабо-
тает: это может быть обусловлено как причинами чисто биологического характера — дефекты в хро-
мосомах или сбои под воздействием внешних обстоятельств в отработке генетической программы раз-
вития организма, в общем-то не имеющей дефектов; так и по причинам чисто психологическим —
нравственно и культурно обусловленным внедрением в психику индивида навыков извращённого по-
ведения).
Поскольку психика человека представляет собой обширную и сложную по организации (составу и
упорядоченности) информационно-алгоритмическую систему, то конфликтность в неблагополучных
семьях обладает исключительно формальным разнообразием, что и дало основание Л.Н.Толстому на-
чать роман “Анна Каренина” словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчаст-
ливая семья несчастлива по-своему».
Хотя лад в семьях тоже обладает своеобразием в каждой из них, но своеобразие лада не доступно
восприятию большинства посторонних, а при взгляде извне лад проявляется как отсутствие конфликта
или потенциала конфликта.
Однако при всём разнообразии форм разлада в семьях (от «одиночества вдвоём» до нескончаемых
войны и измен себе и друг другу) в его основе лежит несовместимость в паре «мужчина — женщина»
(прежде всего в психике супругов как ядра семьи):
общекультурно обусловленных,
и лично произведённых каждым из них
надстроечных и оболочечных информационно-алгоритмических модулей, которые в жизни семьи со-
путствуют инстинктивно обусловленной взаимно-дополняюще согласованной алгоритмике поведения
представителей каждого из полов, но над которой люди при нечеловечных типах строя психики не
властны — либо полностью, либо отчасти.
Однако во всём множестве неблагополучных семей можно выделить один класс, который представ-
ляет собой социальную проблему не только в России. Это конфликты в семье на фоне пьянства и алко-
голизма, прежде всего мужского пьянства и алкоголизма.