2.1. Обзор школ стратегического управления
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Первые три школы имеют предписывающий характер (отвечают на вопрос: как должны формироваться стратегии):
• моделирование на базе осмысления и проработки (дизайна);
• относительно изолированный процесс формального планирования (школа планирования);
• выбор стратегических рыночных позиций организации – позиционирования (примеры типовых стратегий позиционирования приведены в приложении 1 и 2).
Следующие шесть школ основное внимание уделяют специфическим аспектам формирования стратегии (главное – описание реальных процессов разработки стратегии):
• проникновение в будущее через озарение менеджера (школа предпринимательства);
• с опорой на логику когнитивной психологии проникновение в сознание стратега (когнитивная школа);
• разработка стратегии шаг за шагом по мере обучения организации (школа обучения);
• стратегия – процесс переговоров конфликтующих сторон во вне организации и внутри (школа власти);
• принципы формирования стратегии определяются культурой (школа культуры);
• стратегия формируется под влиянием извне (школа внешней среды).
При разработке стратегий полезны знания различных областей:
• биологии (нарушение равновесия и приспособление видов);
• истории (стадии эволюции и революции);
• математики (теория хаоса);
• психологии (процесс познания и лидерство в организациях);
• антропологии (разнообразие культур);
• экономики (знания о промышленных организациях, процессах планирования);
• политики (принципы публичной политики);
• военной истории (стратегии в условиях конфликтов).
Первые три школы имеют предписывающий характер (отвечают на вопрос: как должны формироваться стратегии):
• моделирование на базе осмысления и проработки (дизайна);
• относительно изолированный процесс формального планирования (школа планирования);
• выбор стратегических рыночных позиций организации – позиционирования (примеры типовых стратегий позиционирования приведены в приложении 1 и 2).
Следующие шесть школ основное внимание уделяют специфическим аспектам формирования стратегии (главное – описание реальных процессов разработки стратегии):
• проникновение в будущее через озарение менеджера (школа предпринимательства);
• с опорой на логику когнитивной психологии проникновение в сознание стратега (когнитивная школа);
• разработка стратегии шаг за шагом по мере обучения организации (школа обучения);
• стратегия – процесс переговоров конфликтующих сторон во вне организации и внутри (школа власти);
• принципы формирования стратегии определяются культурой (школа культуры);
• стратегия формируется под влиянием извне (школа внешней среды).
При разработке стратегий полезны знания различных областей:
• биологии (нарушение равновесия и приспособление видов);
• истории (стадии эволюции и революции);
• математики (теория хаоса);
• психологии (процесс познания и лидерство в организациях);
• антропологии (разнообразие культур);
• экономики (знания о промышленных организациях, процессах планирования);
• политики (принципы публичной политики);
• военной истории (стратегии в условиях конфликтов).