15.1. Концепция эффективности организаций
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
В любой деятельности можно выделить определенный результат, последствия которого человек всегда стремился оценить. В отечественной науке управления развитие понятия «эффективность» исторически начинается с эффективности производства организации и несколько позже – с эффективности управления производством.
Вопросы эффективности в нашей стране широко освещались в научной литературе и детально рассматривались в нормативно-методических и инструктивных материалах соответствующих органов управления. Однако в условиях государственной собственности и отсутствия рынка ресурсов, продукции, капитала практически все решения по использованию ресурсов принимали централизованные органы управления. Сложный динамический процесс принятия экономических решений осуществлялся в форме централизованного экономического планирования. Деятельность организаций в основном ограничивалась производством. Соответственно все усилия были сосредоточены на анализе, контроле и планировании, как правило, текущей результативности (эффективности) производства организации.
В новом XXI столетии перспективные проблемы развития управления имеют особое значение для России, где происходят крупномасштабные и глубинные процессы преодоления экономического и управленческого кризисов, перехода к системе рыночных отношений. С учетом новых условий хозяйствования в Российской Федерации можно говорить о новой роли организации хозяйственной сферы (этапы эволюции произошедших изменений представлены в табл. 15.1.1), которая становится открытой системой, отвечающей и контролирующей все сферы своей деятельности.
Развитие предпринимательства вызвало появление концепции эффективности организаций. В настоящее время используются различные термины, по-своему характеризующие соотношение результата с определенными целевыми установками: «результативность», «целесообразность», «экономичность», «производительность», «действенность» и т. д.
Таблица 15.1.1
Причины изменения условий деятельности организаций
Эффективность организаций в общем виде определяют как отношение результата ее деятельности к затратам, направленным на его достижение. Эффективность есть характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого типа, отражающая прежде всего степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.
Под эффективностью понимают:
• определенный конкретный результат (эффективность действия чего-либо);
• соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому;
• функциональное разнообразие систем;
• числовую характеристику удовлетворительности функционирования;
• вероятность выполнения целевых установок и функций;
• отношение реального эффекта к требуемому (нормативному) эффекту.
В отечественной науке и практике можно выделить материал, посвященный эффективности производства трех видов:
• апробированный, содержащийся в нормативных актах (методиках, инструкциях и т. п.);
• освещающий дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе;
• касающийся вопросов, до конца пока не решенных, среди которых – комплексная оценка деятельности организаций хозяйственной сферы.
Можно выделить, по крайней мере, два результата теоретических разработок проблем эффективности организации, выполненных еще до начала реформирования экономики, но активно используемых и в настоящее время:
• определение содержания основных видов эффективности:
– экономическая, социальная и социально-экономическая;
– народнохозяйственная и хозрасчетная;
– обобщающая (воспроизводства, хозяйства в целом), локальная (отдельных регионов и хозяйственных звеньев), частная (отдельных факторов производства) и отдельных фаз (сфер) воспроизводства;
• обоснование критериев и показателей эффективности. Критерии отражают сущность эффективности, показатели служат средством измерения и сопоставления эффективности в соответствии с ее критериями.
В процессе эволюции менеджмента как науки и практики произошло изменение содержания критериев эффективности, отражающее новую роль организаций в обществе (табл. 15.1.2).
Оперативное управление организацией хотя и было направлено на гарантированное выполнение текущих заданий в области производства, снабжения, маркетинга, управления персоналом и финансами, но в основном сосредоточивалось на производственных аспектах. Политика как функция управления рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение продуктивного взаимодействия с внешними и внутренними группами заинтересованных лиц таким образом, чтобы их интересы соответствовали возможностям организации и не лишали его жизненно важных ресурсов.
На современном этапе широко используются все четыре подхода к определению критерия эффективности.
Таблица 15.1.2 Эволюция содержания критериев эффективности
Эффективность организаций в дореформенный период рассматривалась в двух аспектах как макроэкономическая категория (в политэкономии) и как расчетная единица (состоящая из множества показателей) в плановой и бухгалтерской отчетности предприятий, отраслей (рис. 15.1.1).
В настоящее время организационное управление вступает в фазу перехода от командно-контрольной организации, разделенной на департаменты и отделения, к информационно-базирующейся организации, организации специалистов, глубоко владеющих знаниями. Сегодня мы можем только предполагать, как будет выглядеть эта организация, какими будут ее основные характеристики, черты и требования, что из себя будут представлять ее ценности, структура и поведение. Ориентировочно можно утверждать, что такая организация будет иметь примерно в два раза меньше уровней, чем в настоящее время. Численность менеджеров должна сокращаться по сравнению с сегодняшним уровнем. Конструирование и управление подобной организации становится задачей ближайшего будущего. Пример одного из современных подходов к управлению представлен в табл. 15.1.3.
Рис. 15.1.1. Аспекты разработок оценок эффективности
Опираясь на понимание составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей. Составляющие такую организацию лица стремятся удовлетворить свои индивидуальные мотивации, опираясь на нее, а цель менеджера – повышение эффективности их совместной деятельности. При этом организация представляет собой взаимодействие ее членов по преобразованию полученных ресурсов в требуемый продукт.
Эффективность характеризует в широком смысле качественную сторону развития общества. Ее специфика состоит в том, что она показывает, при помощи комбинации каких ресурсов получен конечный результат.
Таблица 15.1.3 Результативный подход к управлению в сопоставлении с обычно применяемым (действенным)
Применительно к проблеме измерения эффективности хозяйствования любой организации ее полезно рассматривать по составляющим оценки:
• критерию эффективности хозяйствования;
• ключевому принципу оценки эффективности;
• показателю (системе показателей) эффективности;
• методике расчета эффективности хозяйствования;
• организационно-экологическим мероприятиям по введению новой системы оценки в практику.
Затраты (3) и результаты (Р) могут сопоставляться между собой различными способами, при этом получаемые показатели имеют разный смысл, акцентируя ту или иную сторону категории «эффективность»:
• показатель вида характеризует результат, получаемый с единицы затрат;
• отношение означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигаемого результата;
• разница Р – 3 характеризует абсолютную величину превышения результатов над затратами;
• показатель вида дает оптимальную величину эффекта;
• показатель отражает удельную величину эффекта, приходящуюся на единицу получаемого результата.
В общем виде эффективность выражается через соотношение между результатами, полученными в процессе деятельности организации, и затратами труда, связанными с достижением этих результатов. Эффективность является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений формирования материально-ресурсной, функциональной и системной характеристик хозяйственной деятельности.
В любой деятельности можно выделить определенный результат, последствия которого человек всегда стремился оценить. В отечественной науке управления развитие понятия «эффективность» исторически начинается с эффективности производства организации и несколько позже – с эффективности управления производством.
Вопросы эффективности в нашей стране широко освещались в научной литературе и детально рассматривались в нормативно-методических и инструктивных материалах соответствующих органов управления. Однако в условиях государственной собственности и отсутствия рынка ресурсов, продукции, капитала практически все решения по использованию ресурсов принимали централизованные органы управления. Сложный динамический процесс принятия экономических решений осуществлялся в форме централизованного экономического планирования. Деятельность организаций в основном ограничивалась производством. Соответственно все усилия были сосредоточены на анализе, контроле и планировании, как правило, текущей результативности (эффективности) производства организации.
В новом XXI столетии перспективные проблемы развития управления имеют особое значение для России, где происходят крупномасштабные и глубинные процессы преодоления экономического и управленческого кризисов, перехода к системе рыночных отношений. С учетом новых условий хозяйствования в Российской Федерации можно говорить о новой роли организации хозяйственной сферы (этапы эволюции произошедших изменений представлены в табл. 15.1.1), которая становится открытой системой, отвечающей и контролирующей все сферы своей деятельности.
Развитие предпринимательства вызвало появление концепции эффективности организаций. В настоящее время используются различные термины, по-своему характеризующие соотношение результата с определенными целевыми установками: «результативность», «целесообразность», «экономичность», «производительность», «действенность» и т. д.
Таблица 15.1.1
Причины изменения условий деятельности организаций
Эффективность организаций в общем виде определяют как отношение результата ее деятельности к затратам, направленным на его достижение. Эффективность есть характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого типа, отражающая прежде всего степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.
Под эффективностью понимают:
• определенный конкретный результат (эффективность действия чего-либо);
• соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому;
• функциональное разнообразие систем;
• числовую характеристику удовлетворительности функционирования;
• вероятность выполнения целевых установок и функций;
• отношение реального эффекта к требуемому (нормативному) эффекту.
В отечественной науке и практике можно выделить материал, посвященный эффективности производства трех видов:
• апробированный, содержащийся в нормативных актах (методиках, инструкциях и т. п.);
• освещающий дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе;
• касающийся вопросов, до конца пока не решенных, среди которых – комплексная оценка деятельности организаций хозяйственной сферы.
Можно выделить, по крайней мере, два результата теоретических разработок проблем эффективности организации, выполненных еще до начала реформирования экономики, но активно используемых и в настоящее время:
• определение содержания основных видов эффективности:
– экономическая, социальная и социально-экономическая;
– народнохозяйственная и хозрасчетная;
– обобщающая (воспроизводства, хозяйства в целом), локальная (отдельных регионов и хозяйственных звеньев), частная (отдельных факторов производства) и отдельных фаз (сфер) воспроизводства;
• обоснование критериев и показателей эффективности. Критерии отражают сущность эффективности, показатели служат средством измерения и сопоставления эффективности в соответствии с ее критериями.
В процессе эволюции менеджмента как науки и практики произошло изменение содержания критериев эффективности, отражающее новую роль организаций в обществе (табл. 15.1.2).
Оперативное управление организацией хотя и было направлено на гарантированное выполнение текущих заданий в области производства, снабжения, маркетинга, управления персоналом и финансами, но в основном сосредоточивалось на производственных аспектах. Политика как функция управления рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение продуктивного взаимодействия с внешними и внутренними группами заинтересованных лиц таким образом, чтобы их интересы соответствовали возможностям организации и не лишали его жизненно важных ресурсов.
На современном этапе широко используются все четыре подхода к определению критерия эффективности.
Таблица 15.1.2 Эволюция содержания критериев эффективности
Эффективность организаций в дореформенный период рассматривалась в двух аспектах как макроэкономическая категория (в политэкономии) и как расчетная единица (состоящая из множества показателей) в плановой и бухгалтерской отчетности предприятий, отраслей (рис. 15.1.1).
В настоящее время организационное управление вступает в фазу перехода от командно-контрольной организации, разделенной на департаменты и отделения, к информационно-базирующейся организации, организации специалистов, глубоко владеющих знаниями. Сегодня мы можем только предполагать, как будет выглядеть эта организация, какими будут ее основные характеристики, черты и требования, что из себя будут представлять ее ценности, структура и поведение. Ориентировочно можно утверждать, что такая организация будет иметь примерно в два раза меньше уровней, чем в настоящее время. Численность менеджеров должна сокращаться по сравнению с сегодняшним уровнем. Конструирование и управление подобной организации становится задачей ближайшего будущего. Пример одного из современных подходов к управлению представлен в табл. 15.1.3.
Рис. 15.1.1. Аспекты разработок оценок эффективности
Опираясь на понимание составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей. Составляющие такую организацию лица стремятся удовлетворить свои индивидуальные мотивации, опираясь на нее, а цель менеджера – повышение эффективности их совместной деятельности. При этом организация представляет собой взаимодействие ее членов по преобразованию полученных ресурсов в требуемый продукт.
Эффективность характеризует в широком смысле качественную сторону развития общества. Ее специфика состоит в том, что она показывает, при помощи комбинации каких ресурсов получен конечный результат.
Таблица 15.1.3 Результативный подход к управлению в сопоставлении с обычно применяемым (действенным)
Применительно к проблеме измерения эффективности хозяйствования любой организации ее полезно рассматривать по составляющим оценки:
• критерию эффективности хозяйствования;
• ключевому принципу оценки эффективности;
• показателю (системе показателей) эффективности;
• методике расчета эффективности хозяйствования;
• организационно-экологическим мероприятиям по введению новой системы оценки в практику.
Затраты (3) и результаты (Р) могут сопоставляться между собой различными способами, при этом получаемые показатели имеют разный смысл, акцентируя ту или иную сторону категории «эффективность»:
• показатель вида характеризует результат, получаемый с единицы затрат;
• отношение означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигаемого результата;
• разница Р – 3 характеризует абсолютную величину превышения результатов над затратами;
• показатель вида дает оптимальную величину эффекта;
• показатель отражает удельную величину эффекта, приходящуюся на единицу получаемого результата.
В общем виде эффективность выражается через соотношение между результатами, полученными в процессе деятельности организации, и затратами труда, связанными с достижением этих результатов. Эффективность является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений формирования материально-ресурсной, функциональной и системной характеристик хозяйственной деятельности.