14.3. Лидерство в команде

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Бытует мнение, что определение стратегии и путей ее достижения выполняет директор, а его заместители и главные специалисты несут ответственность за разработку и осуществление стратегии и контролируют функциональные стратегии, направляют усилия по ее реализации. Иначе говоря, принятие стратегических решений требует лидерства менеджеров.

Вместе с тем решения стратегических проблем организаций в современных условиях не могут возникнуть исключительно в результате мыслительной деятельности суперлидеров. Оптимальным представляется формирование самоорганизуемых рабочих групп или автономных команд лидеров. В данном случае лица, входящие в группу, должны быть способными формировать и доносить до других новые системы приоритетов, а также ставить перед людьми значимые и привлекательные цели.

Лидер как слуга: служит людям организации и служит высшей цели – миссии организации. Последнее соображение опять же укладывается в классическую школу стратегий – школу дизайна.

Можно выделить три направления деятельности лидера: формирование общего видения будущего; выявление и анализ ментальных моделей; развитие в людях системного мышления.

Формирование общего видения будущего: соединение внешнего и внутреннего состояния организации; сочетание негативного и позитивного видения будущего; участие работников в формулировании образа будущего. Общее видение формируется под воздействием видения отдельных работников. Негативное видение выполняет роль прогнозирования неблагоприятных условий внешней среды. Однако формирование видения только под воздействием внешних факторов (например, под воздействием сил конкуренции) в конечном счете ослабляет организацию.

Выявление и анализ ментальных моделей. Хорошие идеи часто остаются нереализованными в силу того, что инициативы противоречат укоренившимся стереотипам мышления или ментальным моделям.

Выявление ментальных моделей осуществляется посредством:

• обнаружения скачков абстракции (подмена наблюдаемых фактов обобщениями);

• осознания различий между декларируемыми взглядами и проявляющимися на практике;

• достижения баланса мнений (совмещать искусство убеждения с искусством восприятия);

• разрушения защитных механизмов (вначале распознать защитный механизм, далее понять, как он действует, затем отключить его).

Развитие в людях системного мышления. Даже слабые, но системно нацеленные воздействия могут принести существенные и продолжительные улучшения. Навыки системного мышления заключаются в следующем:

• видение взаимосвязей (целостное видение) процессов – умение видеть взаимосвязи частей системы;

• отказ от обвинений (причины неудач искать не во внешней среде, а в первую очередь в себе самом);

• обозначение сложности динамических процессов (причина и следствие на практике часто разнесены во времени и пространстве);

• поиск мощного рычага (т. е. место приложения усилий, дающих наивысший результат);

• отказ от простых решений (не спешить начать бороться с проявлениями проблем, а вначале выявить причины их возникновения).

Лидер как человек, имеющий последователей, которые помогают ему достичь поставленной цели, тонко воздействует на отношения между людьми, поэтому люди готовы добровольно следовать за ним.

Лидерство – категория ситуационная. Эффективное лидерство может достигаться использованием различных типов лидерства, поэтому целесообразно назначать лидеров для ситуаций лидерства, которые соответствуют ее потребностям, или так перестраивать конкретную ситуацию, чтобы она соответствовала лидерским потребностям.

Сущность ситуационного подхода свидетельствует о том, что он применим в стратегическом управлении только на стадии реализации стратегии или при условии принятия одной из предписывающих стратегий. Руководитель должен:

• иметь знания по управлению организацией (знать эталонные стратегии);

• уметь предвидеть вероятные последствия применения методик;

• уметь адекватно интерпретировать ситуацию (владеть SWOT-анализом);

• уметь обеспечивать достижение цели организации самым эффективным способом в условиях конкретной ситуации.

Бытует мнение, что определение стратегии и путей ее достижения выполняет директор, а его заместители и главные специалисты несут ответственность за разработку и осуществление стратегии и контролируют функциональные стратегии, направляют усилия по ее реализации. Иначе говоря, принятие стратегических решений требует лидерства менеджеров.

Вместе с тем решения стратегических проблем организаций в современных условиях не могут возникнуть исключительно в результате мыслительной деятельности суперлидеров. Оптимальным представляется формирование самоорганизуемых рабочих групп или автономных команд лидеров. В данном случае лица, входящие в группу, должны быть способными формировать и доносить до других новые системы приоритетов, а также ставить перед людьми значимые и привлекательные цели.

Лидер как слуга: служит людям организации и служит высшей цели – миссии организации. Последнее соображение опять же укладывается в классическую школу стратегий – школу дизайна.

Можно выделить три направления деятельности лидера: формирование общего видения будущего; выявление и анализ ментальных моделей; развитие в людях системного мышления.

Формирование общего видения будущего: соединение внешнего и внутреннего состояния организации; сочетание негативного и позитивного видения будущего; участие работников в формулировании образа будущего. Общее видение формируется под воздействием видения отдельных работников. Негативное видение выполняет роль прогнозирования неблагоприятных условий внешней среды. Однако формирование видения только под воздействием внешних факторов (например, под воздействием сил конкуренции) в конечном счете ослабляет организацию.

Выявление и анализ ментальных моделей. Хорошие идеи часто остаются нереализованными в силу того, что инициативы противоречат укоренившимся стереотипам мышления или ментальным моделям.

Выявление ментальных моделей осуществляется посредством:

• обнаружения скачков абстракции (подмена наблюдаемых фактов обобщениями);

• осознания различий между декларируемыми взглядами и проявляющимися на практике;

• достижения баланса мнений (совмещать искусство убеждения с искусством восприятия);

• разрушения защитных механизмов (вначале распознать защитный механизм, далее понять, как он действует, затем отключить его).

Развитие в людях системного мышления. Даже слабые, но системно нацеленные воздействия могут принести существенные и продолжительные улучшения. Навыки системного мышления заключаются в следующем:

• видение взаимосвязей (целостное видение) процессов – умение видеть взаимосвязи частей системы;

• отказ от обвинений (причины неудач искать не во внешней среде, а в первую очередь в себе самом);

• обозначение сложности динамических процессов (причина и следствие на практике часто разнесены во времени и пространстве);

• поиск мощного рычага (т. е. место приложения усилий, дающих наивысший результат);

• отказ от простых решений (не спешить начать бороться с проявлениями проблем, а вначале выявить причины их возникновения).

Лидер как человек, имеющий последователей, которые помогают ему достичь поставленной цели, тонко воздействует на отношения между людьми, поэтому люди готовы добровольно следовать за ним.

Лидерство – категория ситуационная. Эффективное лидерство может достигаться использованием различных типов лидерства, поэтому целесообразно назначать лидеров для ситуаций лидерства, которые соответствуют ее потребностям, или так перестраивать конкретную ситуацию, чтобы она соответствовала лидерским потребностям.

Сущность ситуационного подхода свидетельствует о том, что он применим в стратегическом управлении только на стадии реализации стратегии или при условии принятия одной из предписывающих стратегий. Руководитель должен:

• иметь знания по управлению организацией (знать эталонные стратегии);

• уметь предвидеть вероятные последствия применения методик;

• уметь адекватно интерпретировать ситуацию (владеть SWOT-анализом);

• уметь обеспечивать достижение цели организации самым эффективным способом в условиях конкретной ситуации.