6.3. Методические основы формирования стратегии организации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Большинство организаций при формировании своей структуры применяют один и тот же организационный принцип – обеспечение эффективного использования имеющегося потенциала, однако меньше внимания уделяют наращиванию указанного потенциала.
Управляющая подсистема организации должна сочетать в себе подсистему, обеспечивающую оперативное управление, а также подсистему стратегического управления, ориентированную на приращение потенциала.
В данном случае структура может состоять из стабильной подсистемы, обеспечивающей оперативное управление, и гибкой, мобильной подсистемы стратегического управления.
Таким образом, системный и одновременно ситуационный подход к управлению организацией позволяет рассматривать ее как открытую систему, адаптирующуюся к изменениям внешней среды и реализующую свою стратегию.
Цели определяются исходя из видения и миссии организации в процессе формирования самоорганизуемой системы, состоящей из подсистемы, участвующей непосредственно в процессе оказания услуг (или производства продукции), и подсистемы, обслуживающей указанный процесс.
Из теории систем известно, что самоуправляемые системы, к которым относятся системы самоорганизуемые, или, как их еще называют, системы со структурной адаптацией, для достижения стоящей перед ними цели изменяют во времени свои параметры (в первую очередь свою структуру) не столько под воздействием извне, сколько генерируя и реализуя решения внутренними подсистемами и элементами самой системы[14]. По сути, перебираются все новые и новые модели систем до тех пор, пока не будет найдена модель системы, обеспечивающая попадание системы в целевую область.
Очевидно, что специфические параметры каждой организации не позволяют предложить конкретной универсальной модели. Именно поэтому стратегия, как модель достижения цели, разрабатывается для каждой организации отдельно.
Философия бизнеса включает в себя видение образа будущего, формирование миссии организации, структуры ее целей, разработку стратегии поведения и направлений развития.
Первый шаг – это составление перечня возможных целей организации. Например, перечень, сформированный без ранжирования (в порядке перечисления), может включать следующие пункты: выживание; финансовое благополучие; благосостояние работников; развитие; бесперебойную работу; насыщение рынка продукцией; доходность, прибыльность; уверенность в завтрашнем дне.
Второй шаг – анализ структуры субъектов целеполагания. Например: собственники; менеджеры; персонал; потребители; организационная структура.
Третий шаг – разработка структуры целей, обусловленной структурой субъектов целеполагания. В табл. 6.3.1 приведены итоговые результаты.
Таблица 6.3.1
Содержание и структура целей
Контрольные вопросы
1. В чем существо стратегии с позиций школы предпринимательства?
2. Определите особенности подхода предпринимателей к созданию стратегии.
3. Что важнее для предпринимателя: умение «крутиться» или тщательно планировать свой бизнес?
4. Видение в глазах предпринимателя – это конкретный образ или меняющаяся цель?
5. Что больше воодушевляет менеджера в управлении: счастливый случай или собственный опыт?
6. Стратегия – это предвидение или план?
7. Стратегия просчитывается в цифрах или основана на интуитивном восприятии действительности?
8. Стратегия – это жесткий план или она корректируется?
9. Назовите положительные стороны подхода школы предпринимательства.
10. Каковы отрицательные стороны подхода школы предпринимательства?
11. Какие отрицательные последствия может вызвать чрезмерное увлечение подходами школы предпринимательства?
12. Приведите общую схему разработки стратегии.
13. Приведите факторы, определяющие стратегию организации.
14. Опишите схему формирования стратегии организации.
15. Существуют ли универсальные стратегии развития любой организации?
16. Назовите основные группы субъектов целеполагания в организации.
17. Что представляет собой философия бизнеса организации?
Большинство организаций при формировании своей структуры применяют один и тот же организационный принцип – обеспечение эффективного использования имеющегося потенциала, однако меньше внимания уделяют наращиванию указанного потенциала.
Управляющая подсистема организации должна сочетать в себе подсистему, обеспечивающую оперативное управление, а также подсистему стратегического управления, ориентированную на приращение потенциала.
В данном случае структура может состоять из стабильной подсистемы, обеспечивающей оперативное управление, и гибкой, мобильной подсистемы стратегического управления.
Таким образом, системный и одновременно ситуационный подход к управлению организацией позволяет рассматривать ее как открытую систему, адаптирующуюся к изменениям внешней среды и реализующую свою стратегию.
Цели определяются исходя из видения и миссии организации в процессе формирования самоорганизуемой системы, состоящей из подсистемы, участвующей непосредственно в процессе оказания услуг (или производства продукции), и подсистемы, обслуживающей указанный процесс.
Из теории систем известно, что самоуправляемые системы, к которым относятся системы самоорганизуемые, или, как их еще называют, системы со структурной адаптацией, для достижения стоящей перед ними цели изменяют во времени свои параметры (в первую очередь свою структуру) не столько под воздействием извне, сколько генерируя и реализуя решения внутренними подсистемами и элементами самой системы[14]. По сути, перебираются все новые и новые модели систем до тех пор, пока не будет найдена модель системы, обеспечивающая попадание системы в целевую область.
Очевидно, что специфические параметры каждой организации не позволяют предложить конкретной универсальной модели. Именно поэтому стратегия, как модель достижения цели, разрабатывается для каждой организации отдельно.
Философия бизнеса включает в себя видение образа будущего, формирование миссии организации, структуры ее целей, разработку стратегии поведения и направлений развития.
Первый шаг – это составление перечня возможных целей организации. Например, перечень, сформированный без ранжирования (в порядке перечисления), может включать следующие пункты: выживание; финансовое благополучие; благосостояние работников; развитие; бесперебойную работу; насыщение рынка продукцией; доходность, прибыльность; уверенность в завтрашнем дне.
Второй шаг – анализ структуры субъектов целеполагания. Например: собственники; менеджеры; персонал; потребители; организационная структура.
Третий шаг – разработка структуры целей, обусловленной структурой субъектов целеполагания. В табл. 6.3.1 приведены итоговые результаты.
Таблица 6.3.1
Содержание и структура целей
Контрольные вопросы
1. В чем существо стратегии с позиций школы предпринимательства?
2. Определите особенности подхода предпринимателей к созданию стратегии.
3. Что важнее для предпринимателя: умение «крутиться» или тщательно планировать свой бизнес?
4. Видение в глазах предпринимателя – это конкретный образ или меняющаяся цель?
5. Что больше воодушевляет менеджера в управлении: счастливый случай или собственный опыт?
6. Стратегия – это предвидение или план?
7. Стратегия просчитывается в цифрах или основана на интуитивном восприятии действительности?
8. Стратегия – это жесткий план или она корректируется?
9. Назовите положительные стороны подхода школы предпринимательства.
10. Каковы отрицательные стороны подхода школы предпринимательства?
11. Какие отрицательные последствия может вызвать чрезмерное увлечение подходами школы предпринимательства?
12. Приведите общую схему разработки стратегии.
13. Приведите факторы, определяющие стратегию организации.
14. Опишите схему формирования стратегии организации.
15. Существуют ли универсальные стратегии развития любой организации?
16. Назовите основные группы субъектов целеполагания в организации.
17. Что представляет собой философия бизнеса организации?