8.5. Стратегические проблемы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Цель этого аналитического этапа состоит в разработке полного перечня вопросов, решение которых необходимо для создания стратегии. Этот перечень составляется на основе результатов анализа состояния компании, и также отрасли и конкурентов. Основной акцент делается на выводы о слабых и сильных сторонах компании и на те соображения, которые должны быть учтены менеджерами при оценке действующей и разработке новой стратегии. Определить, на чем сосредоточить внимание, помогают ответы на вопросы:
• приемлема ли сегодняшняя стратегия фирмы для данной отрасли, если учесть влияние движущих сил;
• насколько действующая стратегия фирмы соответствует ключевым факторам успеха отрасли в будущем;
• хорошую ли защиту против пяти конкурентных сил предлагает существующая стратегия (особенно против тех, влияние которых может усилиться);
• в каких ситуациях сегодняшняя стратегия не может соответствующим образом защитить компанию от внешних угроз и внутренних слабостей;
• может ли наступление одного или нескольких конкурентов повредить компании (где и как);
• имеет ли компания конкурентное преимущество или она должна работать, чтобы преодолеть конкурентные недостатки;
• каковы сильные и слабые стороны сегодняшней стратегии;
• необходимы ли дополнительные действия, чтобы снизить издержки, извлечь выгоду из существующих возможностей, усилить конкурентное положение компании.
Ответы на эти вопросы должны показать, может ли компания продолжать реализацию своей базовой стратегии или необходимы коррективы, разработка новой стратегии.
Чисто социологические методы выявления проблем позволяют получить сравнительно надежную и часто единственно возможную информацию о проблемах организации и базируются на опросе экспертов, среди которых наибольшее значение имеет опрос руководителя организации и его первых заместителей. Опрос экспертов проводится методом как анкетирования, так и интервью (формализованного и неформализованного).
Выявленный список проблем необходимо упорядочить и структурировать.
При выявлении стратегических проблем целесообразно определить приемлемость действующей стратегии организации для данной отрасли, принимая во внимание влияние движущих сил отрасли. Здесь же целесообразно определить: хорошую ли защиту против пяти конкурентных сил предлагает стратегия.
Выявлению стратегических проблем способствует исследование вопросов соответствия стратегии организации ключевым факторам успеха отрасли (в том числе и в будущем).
Самостоятельным направлением исследования проблем стратегии организации является оценка положения компании по сравнению с конкурентами (влияние конкурентов; наличие конкурентных преимуществ, необходимых для преодоления конкурентных недостатков и т. д.), а также проблемы по снижению издержек организации. Достаточно подробный перечень исследуемых вопросов на этапе формирования проблемного поля приведен в приложениях 4 и 5.
Контрольные вопросы
1. Какие виды стратегических проблем можно выделить для анализа?
2. Что следует относить к ключевым факторам успеха организации?
3. По каким параметрам дается качественная оценка действующей стратегии организации?
4. Нужна ли количественная оценка эффективности действующей стратегии?
5. Назовите аспекты анализа действующей стратегии организации.
6. Что является внешней средой организации?
7. В чем проявляется сила и слабость организации?
8. Приведите примеры возможностей и угроз организации.
9. В чем заключается выбор стратегии для достижения конкурентоспособности по издержкам?
10. Чем могут быть вызваны различия в издержках организаций?
11. Прокомментируйте «цепочку ценностей» как параметр оценки конкурентоспособности организации.
12. Дайте сравнительную оценку затрат организации и ее конкурентов.
13. Назовите возможные пути снижения издержек организации.
14. В чем состоит прочность конкурентной позиции организации?
15. Каковы элементы оценки конкурентной силы и конкурентной позиции?
16. На чем сосредоточить внимание при выявлении стратегических проблем?
17. Какие методы выявления проблем используются?
18. Каким образом из всего перечня проблем определить главную?
Цель этого аналитического этапа состоит в разработке полного перечня вопросов, решение которых необходимо для создания стратегии. Этот перечень составляется на основе результатов анализа состояния компании, и также отрасли и конкурентов. Основной акцент делается на выводы о слабых и сильных сторонах компании и на те соображения, которые должны быть учтены менеджерами при оценке действующей и разработке новой стратегии. Определить, на чем сосредоточить внимание, помогают ответы на вопросы:
• приемлема ли сегодняшняя стратегия фирмы для данной отрасли, если учесть влияние движущих сил;
• насколько действующая стратегия фирмы соответствует ключевым факторам успеха отрасли в будущем;
• хорошую ли защиту против пяти конкурентных сил предлагает существующая стратегия (особенно против тех, влияние которых может усилиться);
• в каких ситуациях сегодняшняя стратегия не может соответствующим образом защитить компанию от внешних угроз и внутренних слабостей;
• может ли наступление одного или нескольких конкурентов повредить компании (где и как);
• имеет ли компания конкурентное преимущество или она должна работать, чтобы преодолеть конкурентные недостатки;
• каковы сильные и слабые стороны сегодняшней стратегии;
• необходимы ли дополнительные действия, чтобы снизить издержки, извлечь выгоду из существующих возможностей, усилить конкурентное положение компании.
Ответы на эти вопросы должны показать, может ли компания продолжать реализацию своей базовой стратегии или необходимы коррективы, разработка новой стратегии.
Чисто социологические методы выявления проблем позволяют получить сравнительно надежную и часто единственно возможную информацию о проблемах организации и базируются на опросе экспертов, среди которых наибольшее значение имеет опрос руководителя организации и его первых заместителей. Опрос экспертов проводится методом как анкетирования, так и интервью (формализованного и неформализованного).
Выявленный список проблем необходимо упорядочить и структурировать.
При выявлении стратегических проблем целесообразно определить приемлемость действующей стратегии организации для данной отрасли, принимая во внимание влияние движущих сил отрасли. Здесь же целесообразно определить: хорошую ли защиту против пяти конкурентных сил предлагает стратегия.
Выявлению стратегических проблем способствует исследование вопросов соответствия стратегии организации ключевым факторам успеха отрасли (в том числе и в будущем).
Самостоятельным направлением исследования проблем стратегии организации является оценка положения компании по сравнению с конкурентами (влияние конкурентов; наличие конкурентных преимуществ, необходимых для преодоления конкурентных недостатков и т. д.), а также проблемы по снижению издержек организации. Достаточно подробный перечень исследуемых вопросов на этапе формирования проблемного поля приведен в приложениях 4 и 5.
Контрольные вопросы
1. Какие виды стратегических проблем можно выделить для анализа?
2. Что следует относить к ключевым факторам успеха организации?
3. По каким параметрам дается качественная оценка действующей стратегии организации?
4. Нужна ли количественная оценка эффективности действующей стратегии?
5. Назовите аспекты анализа действующей стратегии организации.
6. Что является внешней средой организации?
7. В чем проявляется сила и слабость организации?
8. Приведите примеры возможностей и угроз организации.
9. В чем заключается выбор стратегии для достижения конкурентоспособности по издержкам?
10. Чем могут быть вызваны различия в издержках организаций?
11. Прокомментируйте «цепочку ценностей» как параметр оценки конкурентоспособности организации.
12. Дайте сравнительную оценку затрат организации и ее конкурентов.
13. Назовите возможные пути снижения издержек организации.
14. В чем состоит прочность конкурентной позиции организации?
15. Каковы элементы оценки конкурентной силы и конкурентной позиции?
16. На чем сосредоточить внимание при выявлении стратегических проблем?
17. Какие методы выявления проблем используются?
18. Каким образом из всего перечня проблем определить главную?