9.3. Стратегические цели организации

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение конкретных целей организации. Под целями здесь понимаются конкретные результаты видения. И используются цели в качестве критерия для оценки возможных успехов в реализации той или иной стратегии.

Обычно речь идет о целеполагании, под которым понимается выбор цели как образа будущего результата деятельности организации.

Из теории организаций известно, что каждая организация – это целевая общность людей, однако цель не должна пониматься упрощенно. На деле речь идет о целевой структуре, состоящей как минимум из трех групп целей, которые представляют собой органическое единство, и эффективность достижения этих групп целей различна в условиях разных структур.

Не все цели, которые можно сформулировать, достижимы для организации в принципе. Кроме того, цели могут быть достигнуты только в том случае, если существует обратная связь управляющей системы с управляемой. Если же обратиться к теории А. Маслоу, то станет ясно, что люди не могут полностью достичь своих целей, поэтому целеполагание есть процесс непрерывный и итеративный.

Основными группами лиц, целеполагание которых влияет на деятельность организации, являются собственники организации, работники организации, потребители (покупатели) продукта организации, партнеры организации, местное сообщество, общество в целом. Формулировки целей в какой-то мере должны отражать взаимодействие с каждым из шести названных субъектов. Наибольшее влияние на содержание целей оказывают интересы собственников, наемных работников и потребителей продукции организации.

Попытки исследователей классифицировать цели организации приводят к тому, что в одном случае рассматривается целевая картина в четырех измерениях: экономическом, количественном, качественном и с точки зрения развития. Во втором случае цели организации представляются в виде перечня целей: неэкономических (социальных); экономических (качественных и количественных показателей деятельности); временных (краткосрочных и долгосрочных, в большей степени связанных с миссией). В третьем – выделяются ключевые пространства, в пределах которых определяются цели:

• положение на рынке (позиция по отношению к конкурентам);

• инновации в технологии, методах организации труда;

• производительность при меньших затратах ресурсов;

• ресурсы, будущая потребность в них;

• доходность – количественный уровень необходимой доходности;

• управленческие аспекты – персональные достижения менеджеров организации;

• персонал в части выполнения трудовых функций и отношения к работе (цели должны отражать мотивационную направленность – высокую зарплату, лучшие условия труда, общение и т. д.);

• социальная ответственность – обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества, обеспечивать его качественными товарами и услугами, формировать благоприятную экологическую среду, участвовать в решении острых социальных проблем.

Как критерии качества целей обычно используются такие показатели:

• конкретность (чем конкретнее, тем легче оценить достижение цели);

• напряженность и достижимость (повышает мотивацию);

• измеримость;

• сопоставимость (цели конфигураторов и иерархическая сопоставимость);

• гибкость возможной корректировки стратегии.

При стратегическом управлении важно помнить о так называемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на более низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработанная для организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделениям организации. На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии (политики) структурных подразделений, которые в свою очередь являются целями отдельных более мелких подразделений организации или отдельных работников.

В недавние годы преподаватели школ делового администрирования призывали менеджеров к постановке ясных целей для себя и тем более для своих подчиненных. И хотя идея управления по целям утратила часть своей привлекательности в качестве философии менеджмента, но продолжает оказывать влияние на управленческую практику менеджеров и по сей день.

Исследователи констатируют тот факт, что постановка цели приводит к значительному увеличению производительности: это было установлено в 90 из 100 публикаций. Ни один из известных в настоящее время способов мотивации даже приближенно не может повторить этот результат. Тем не менее западные исследователи не смогли определить самую глубокую причину, стабильно приводящую к росту производительности труда персонала при постановке цели.

Факторы, определяющие цели организации, представлены на рис. 9.3.1.

Рис. 9.3.1. Факторы, определяющие цели организации

Процедура разработки целей организации заключается в том, что, отталкиваясь от формулировки миссии и учитывая целевые установки основных субъектов целеполагания, цели формулируются с учетом базовых и стратегических критериев (рис. 9.3.2).

Рис. 9.3.2. Схема разработки стратегических целей организации

Контрольные вопросы

1. В чем заключается управление организациями на основе видения?

2. Каково назначение видения?

3. Каково требование к содержанию видения?

4. Дайте определение такой категории, как «видение».

5. Опишите процедуру разработки видения.

6. Дайте определение миссии организации.

7. Каково назначение миссии?

8. В чем основное содержание миссии организации?

9. Каково требование к содержанию миссии?

10. Опишите процедуру разработки миссии.

11. Дайте определение цели организации.

12. Каково назначение цели организации?

13. В чем основное содержание целей организации?

14. Каково требование к содержанию целей?

15. Опишите процедуру разработки целей.

16. Что можно отнести к базовым критериям целей организации?

17. В чем заключаются цели организации как системы?

18. Каково назначение стратегии организации?

19. В чем основное содержание стратегии?

20. Каково требование к содержанию стратегии организации?

21. Из чего вытекает миссия организации?

22. Что включает в себя философия бизнеса?

23. Что влияет на разработку стратегии?

Раздел III

методические аспекты детализации стратегии организации

Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение конкретных целей организации. Под целями здесь понимаются конкретные результаты видения. И используются цели в качестве критерия для оценки возможных успехов в реализации той или иной стратегии.

Обычно речь идет о целеполагании, под которым понимается выбор цели как образа будущего результата деятельности организации.

Из теории организаций известно, что каждая организация – это целевая общность людей, однако цель не должна пониматься упрощенно. На деле речь идет о целевой структуре, состоящей как минимум из трех групп целей, которые представляют собой органическое единство, и эффективность достижения этих групп целей различна в условиях разных структур.

Не все цели, которые можно сформулировать, достижимы для организации в принципе. Кроме того, цели могут быть достигнуты только в том случае, если существует обратная связь управляющей системы с управляемой. Если же обратиться к теории А. Маслоу, то станет ясно, что люди не могут полностью достичь своих целей, поэтому целеполагание есть процесс непрерывный и итеративный.

Основными группами лиц, целеполагание которых влияет на деятельность организации, являются собственники организации, работники организации, потребители (покупатели) продукта организации, партнеры организации, местное сообщество, общество в целом. Формулировки целей в какой-то мере должны отражать взаимодействие с каждым из шести названных субъектов. Наибольшее влияние на содержание целей оказывают интересы собственников, наемных работников и потребителей продукции организации.

Попытки исследователей классифицировать цели организации приводят к тому, что в одном случае рассматривается целевая картина в четырех измерениях: экономическом, количественном, качественном и с точки зрения развития. Во втором случае цели организации представляются в виде перечня целей: неэкономических (социальных); экономических (качественных и количественных показателей деятельности); временных (краткосрочных и долгосрочных, в большей степени связанных с миссией). В третьем – выделяются ключевые пространства, в пределах которых определяются цели:

• положение на рынке (позиция по отношению к конкурентам);

• инновации в технологии, методах организации труда;

• производительность при меньших затратах ресурсов;

• ресурсы, будущая потребность в них;

• доходность – количественный уровень необходимой доходности;

• управленческие аспекты – персональные достижения менеджеров организации;

• персонал в части выполнения трудовых функций и отношения к работе (цели должны отражать мотивационную направленность – высокую зарплату, лучшие условия труда, общение и т. д.);

• социальная ответственность – обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества, обеспечивать его качественными товарами и услугами, формировать благоприятную экологическую среду, участвовать в решении острых социальных проблем.

Как критерии качества целей обычно используются такие показатели:

• конкретность (чем конкретнее, тем легче оценить достижение цели);

• напряженность и достижимость (повышает мотивацию);

• измеримость;

• сопоставимость (цели конфигураторов и иерархическая сопоставимость);

• гибкость возможной корректировки стратегии.

При стратегическом управлении важно помнить о так называемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на более низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработанная для организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделениям организации. На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии (политики) структурных подразделений, которые в свою очередь являются целями отдельных более мелких подразделений организации или отдельных работников.

В недавние годы преподаватели школ делового администрирования призывали менеджеров к постановке ясных целей для себя и тем более для своих подчиненных. И хотя идея управления по целям утратила часть своей привлекательности в качестве философии менеджмента, но продолжает оказывать влияние на управленческую практику менеджеров и по сей день.

Исследователи констатируют тот факт, что постановка цели приводит к значительному увеличению производительности: это было установлено в 90 из 100 публикаций. Ни один из известных в настоящее время способов мотивации даже приближенно не может повторить этот результат. Тем не менее западные исследователи не смогли определить самую глубокую причину, стабильно приводящую к росту производительности труда персонала при постановке цели.

Факторы, определяющие цели организации, представлены на рис. 9.3.1.

Рис. 9.3.1. Факторы, определяющие цели организации

Процедура разработки целей организации заключается в том, что, отталкиваясь от формулировки миссии и учитывая целевые установки основных субъектов целеполагания, цели формулируются с учетом базовых и стратегических критериев (рис. 9.3.2).

Рис. 9.3.2. Схема разработки стратегических целей организации

Контрольные вопросы

1. В чем заключается управление организациями на основе видения?

2. Каково назначение видения?

3. Каково требование к содержанию видения?

4. Дайте определение такой категории, как «видение».

5. Опишите процедуру разработки видения.

6. Дайте определение миссии организации.

7. Каково назначение миссии?

8. В чем основное содержание миссии организации?

9. Каково требование к содержанию миссии?

10. Опишите процедуру разработки миссии.

11. Дайте определение цели организации.

12. Каково назначение цели организации?

13. В чем основное содержание целей организации?

14. Каково требование к содержанию целей?

15. Опишите процедуру разработки целей.

16. Что можно отнести к базовым критериям целей организации?

17. В чем заключаются цели организации как системы?

18. Каково назначение стратегии организации?

19. В чем основное содержание стратегии?

20. Каково требование к содержанию стратегии организации?

21. Из чего вытекает миссия организации?

22. Что включает в себя философия бизнеса?

23. Что влияет на разработку стратегии?

Раздел III

методические аспекты детализации стратегии организации