5.1. Исследование ценностно-мотивационной структуры личности трудовых коллективов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 

Для формирования эффективной организационной культуры можно считать идеальной ситуацию, при которой потребности персонала, отраженные в мотивационно-ценностной структуре личности, будут удовлетворены. Это становится возможным при условии, что личные ценности сотрудников совпадут с ценностями организационной культуры, предопределяющими оптимальные нормы и формы поведения трудового коллектива для данной компании.

Как было указано в предыдущих главах, «системообразующим» параметром эффективности организации является ситуация, при которой структура системы ценностей организационной культуры идентична ценностной модели структуры личности трудового коллектива. При этом основным методом определения уровня эффективности организации и деятельности трудового коллектива становится сравнительный анализ ценностных систем организационной и личностной культуры.

Соответственно, ценностно-мотивационные ориентации являются не только определяющим, но и стимулирующим фактором эффективности организации и всех сфер деятельности трудового коллектива. Особенности каждой организации задают определенные параметры для установления ценностей организационной культуры, функционирование которой будет оказывать на трудовой коллектив стимулирующее воздействие. При этом удовлетворение личностных потребностей сотрудников, сформированных на основании мотивационно-ценностной иерархии работников, будет оказывать мотивирующее воздействие. Следовательно, в ситуации совпадения личностных ценностей и ценностей организационной культуры суммарный эффект воздействия на трудовой коллектив будет носить одновременно и стимулирующий, и мотивирующий характер.

Таким образом, на данном этапе исследования требуется определить и рассмотреть ценностно-мотивационную структуру личности работников различных организаций. Какие практические действия должен предпринять менеджер организации, чтобы получить достоверную информацию такого рода?

Для этого требуется провести системный анализ, включающий морфологическое и функционально-параметрическое описание организаций и внутриорганизационных процессов, которое позволит рассмотреть всю совокупность компонентов и взаимосвязей ценностно-мотивационной системы индивида с множеством факторов внешней (социокультурной) и внутренней (организационной) средой.

Автором была разработана методика исследования «ценностно-мотивационной структуры трудового коллектива», основанная на разработанном В. Ф. Соповым и Л. В. Карпушиным «Морфологическом тесте жизненных ценностей» (МТЖЦ). В процессе исследования рассматриваемых ранее организаций был проведен анкетный опрос среди их трудовых коллективов.

Опрос проводился в январе – феврале 2005 года. В процессе проведения интервью респонденту предлагалось заполнить анкету, состоящую из 112 утверждений, каждое из которых необходимо было оценить по 5-балльной системе. Перед началом тестирования испытуемому была предложена следующая инструкция.

«Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:

• если утверждение не имеет никакого значения, поставьте в бланке цифру “1”;

• если утверждение имеет небольшое значение, поставьте цифру “2”;

• если утверждение имеет определенное значение, поставьте цифру “3”;

• если утверждение важно, поставьте цифру “4”;

• если утверждение очень важно, поставьте цифру “5”.

Просим Вас помнить, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру “3”.

Просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 5-балльной шкале, проговаривая фразу: “Для меня сейчас (Ваша оценка)…”»

Ответы, данные респондентами на каждый вопрос анкеты, то есть присвоенные баллы, вносятся в бланк ответов. Затем с помощью ключа к тесту подсчитываются общие баллы.

Это даст возможность построить иерархию личностной значимости жизненных ценностей и жизненных сфер на основе присвоения респондентом каждой из ее составных элементов балла, являющегося индексом личностной значимости.

В дальнейшем методом сравнительного анализа выявляются общие закономерности группирования индексов значимости ценностей и сфер в различных организациях.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности.

Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает следующее.

1. Развитие себя – познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение – руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность – реализация творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты – установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж — завоевание признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение — обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение — постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности — преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.

Предложенные ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные и эгоистически-престижные (прагматические) ценности. Это концептуально важно для определения направленности деятельности личности или группы. К духовно-нравственным ценностям относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответ ственно, к эгоистически-престижным (прагматическим) ценностям относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они, в свою очередь, отражают эгоистически-престижную направленность личности.

Обозначения:

• духовно-нравственные ценности обозначаются как 1-я группа;

• эгоистически-престижные ценности – как 2-я группа.

При всех низких баллах направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей 1-й группы направленность личности является гуманистической, 2-й группы – прагматической.

При суммировании цифровых значений в выделенных зонах получаются общие показатели по основному перечню ценностей мотивационно-ценностной структуры каждого члена трудового коллектива в исследуемых организациях. На следующем этапе нужно вычислить средние значения, характеризующие общую ценностно-мотивационную структуру каждого трудового коллектива в целом.

Данная мера позволит впоследствии произвести сравнительный анализ результатов исследуемых организаций на предмет выявления закономерностей группирования ценностей в различных организациях.

Для формирования эффективной организационной культуры можно считать идеальной ситуацию, при которой потребности персонала, отраженные в мотивационно-ценностной структуре личности, будут удовлетворены. Это становится возможным при условии, что личные ценности сотрудников совпадут с ценностями организационной культуры, предопределяющими оптимальные нормы и формы поведения трудового коллектива для данной компании.

Как было указано в предыдущих главах, «системообразующим» параметром эффективности организации является ситуация, при которой структура системы ценностей организационной культуры идентична ценностной модели структуры личности трудового коллектива. При этом основным методом определения уровня эффективности организации и деятельности трудового коллектива становится сравнительный анализ ценностных систем организационной и личностной культуры.

Соответственно, ценностно-мотивационные ориентации являются не только определяющим, но и стимулирующим фактором эффективности организации и всех сфер деятельности трудового коллектива. Особенности каждой организации задают определенные параметры для установления ценностей организационной культуры, функционирование которой будет оказывать на трудовой коллектив стимулирующее воздействие. При этом удовлетворение личностных потребностей сотрудников, сформированных на основании мотивационно-ценностной иерархии работников, будет оказывать мотивирующее воздействие. Следовательно, в ситуации совпадения личностных ценностей и ценностей организационной культуры суммарный эффект воздействия на трудовой коллектив будет носить одновременно и стимулирующий, и мотивирующий характер.

Таким образом, на данном этапе исследования требуется определить и рассмотреть ценностно-мотивационную структуру личности работников различных организаций. Какие практические действия должен предпринять менеджер организации, чтобы получить достоверную информацию такого рода?

Для этого требуется провести системный анализ, включающий морфологическое и функционально-параметрическое описание организаций и внутриорганизационных процессов, которое позволит рассмотреть всю совокупность компонентов и взаимосвязей ценностно-мотивационной системы индивида с множеством факторов внешней (социокультурной) и внутренней (организационной) средой.

Автором была разработана методика исследования «ценностно-мотивационной структуры трудового коллектива», основанная на разработанном В. Ф. Соповым и Л. В. Карпушиным «Морфологическом тесте жизненных ценностей» (МТЖЦ). В процессе исследования рассматриваемых ранее организаций был проведен анкетный опрос среди их трудовых коллективов.

Опрос проводился в январе – феврале 2005 года. В процессе проведения интервью респонденту предлагалось заполнить анкету, состоящую из 112 утверждений, каждое из которых необходимо было оценить по 5-балльной системе. Перед началом тестирования испытуемому была предложена следующая инструкция.

«Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:

• если утверждение не имеет никакого значения, поставьте в бланке цифру “1”;

• если утверждение имеет небольшое значение, поставьте цифру “2”;

• если утверждение имеет определенное значение, поставьте цифру “3”;

• если утверждение важно, поставьте цифру “4”;

• если утверждение очень важно, поставьте цифру “5”.

Просим Вас помнить, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру “3”.

Просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 5-балльной шкале, проговаривая фразу: “Для меня сейчас (Ваша оценка)…”»

Ответы, данные респондентами на каждый вопрос анкеты, то есть присвоенные баллы, вносятся в бланк ответов. Затем с помощью ключа к тесту подсчитываются общие баллы.

Это даст возможность построить иерархию личностной значимости жизненных ценностей и жизненных сфер на основе присвоения респондентом каждой из ее составных элементов балла, являющегося индексом личностной значимости.

В дальнейшем методом сравнительного анализа выявляются общие закономерности группирования индексов значимости ценностей и сфер в различных организациях.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности.

Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает следующее.

1. Развитие себя – познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение – руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность – реализация творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты – установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж — завоевание признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение — обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение — постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности — преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.

Предложенные ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные и эгоистически-престижные (прагматические) ценности. Это концептуально важно для определения направленности деятельности личности или группы. К духовно-нравственным ценностям относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответ ственно, к эгоистически-престижным (прагматическим) ценностям относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они, в свою очередь, отражают эгоистически-престижную направленность личности.

Обозначения:

• духовно-нравственные ценности обозначаются как 1-я группа;

• эгоистически-престижные ценности – как 2-я группа.

При всех низких баллах направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей 1-й группы направленность личности является гуманистической, 2-й группы – прагматической.

При суммировании цифровых значений в выделенных зонах получаются общие показатели по основному перечню ценностей мотивационно-ценностной структуры каждого члена трудового коллектива в исследуемых организациях. На следующем этапе нужно вычислить средние значения, характеризующие общую ценностно-мотивационную структуру каждого трудового коллектива в целом.

Данная мера позволит впоследствии произвести сравнительный анализ результатов исследуемых организаций на предмет выявления закономерностей группирования ценностей в различных организациях.