5.2. Отражение ценностно-мотивационной структуры трудовых коллективов в функциях организационной культуры
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73
Исследования показали, что три модели организации характеризуются различными мотивационно-ценностными структурами личности. Это дает основание утверждать, что каждой из трех типов организации соответствует своя система ценностей, или, другими словами, свой особый характер и функции организационной культуры.
Для выявления функциональных направленностей организационных культур, соответствующих типам организаций, следует понять сущность организационной культуры в каждой из них.
Чтобы облегчить читателю процесс определения основного направления функций организационной культуры, соотносимого с их типом внутреннего организационного устройства, автором на основе проведенных исследований была предложена готовая типология и представлены разъясняющие материалы. Методом исключения читатель может самостоятельно сделать выбор в пользу какой-либо альтернативы. Сделанный выбор следует зафиксировать в письменном виде, по мере возможности указав причины, побудившие сделать данный выбор.
Мерой воспитания и мерой оценки развития любого человека в обыденной жизни является общий уровень культуры того места и времени, в котором он существует. XXI век является веком технического прогресса, информационно-компьютерных технологий. Следовательно, если человек не владеет в полной мере информацией, соответствующей данному уровню развития общества, то его потенциал и ценность для общества будут минимальны. Именно уровень культуры и способность человека правильно использовать культурные ресурсы является критерием оценки потенциала развития человека в обществе. В то же время именно повышение потенциала человека в процессе обучения и постижения культурных достижений человечества станет ключом к его развитию.
Проводя аналогию, можно утверждать, что организационная культура, с одной стороны, является мерой и критерием оценки процессов, происходящих внутри организации, а с другой – инструментом управления этими процессами (рис. 5.3). Данное утверждение ложится в основу анализа типов организаций.
В малодоходной организации деятельность людей задана двумя ориентирами: необходимостью участия работников в производственном процессе и их стремлением к расширению социальных отношений. В результате недостатка экономических стимулов важным для работников данной организации становится ориентир на ценности социальных отношений.
Рис. 5.3.Системная модель взаимодействия работников организации и организационной культуры
Эти два элемента и составляют основу культуры малодоходной организации, находясь «внутри организационной культуры» компании, и управляются ею же на основании рассматриваемого нами утверждения о функциях и сущности организационной культуры.
Настоящее утверждение обосновано данными о низком уровне доходов работников и о высоких индексах личностной значимости материального положения и активных социальных контактов. При этом, если социальные процессы приобретут приоритет над производственными, то понятие организации как экономического объекта теряет смысл.
Если приоритетными в такой организации станут производственные отношения, то стимулирующего фактора для работников будет явно недостаточно, чтобы поддерживать функционирование предприятия.
Таким образом, соотношение производственных и социальных долей должно быть приблизительно равным. Поскольку и производственные, и социальные процессы встроены в организационную культуру так, что она является «инструментом» в управлении этими процессами, следовательно, организационная культура должна регулировать это соотношение, постоянно поддерживая необходимое равновесие (рис. 5.4).
«В рыночных условиях социально-экономические, трудовые отношения носят обменный характер: взаимодействия между субъектами деятельности в различных социальных структурах выступают как сложная система обменов, обусловленных способами уравнивания вознаграждений (права, прибыль) и затрат (обязанности, плата)» [4]. Когда одна из взаимодействующих сторон «в чем-то нуждается, но не может предложить в обмен ничего эквивалентного, то возможны четыре альтернативы:
• принуждение другой стороны;
• поиск иного источника нужных благ;
• попытка получить их бесплатно;
• подчинение другой стороне» [4].
Таким образом, ввиду недостатка материальной заинтересованности работников вступает в силу принцип поиска нового источника нужных благ, результатом которого становится увеличение социальной доли на фоне производственных процессов. Данный принцип основан на предположении, что в такой ситуации непреходящее чувство неудовлетворенности найдет выход только в социальной сфере. Следствием данного утверждения становится тот факт, что оценка профессиональной деятельности сотрудника не может строиться на процессуальном регламенте и четком следовании должностным инструкциям. В данной организации у работников отсутствует страх потери работы. Заработная плата намного ниже трудового вклада работников. Поэтому на качество труда влияет не зарплата, а эффективность функционирования организационной культуры.
Рис. 5.4. Функции организационной культуры в различных типах организаций
Проблематику социального обмена, разрабатываемую в рамках бихевиоризма, освещали Б. Скиннер («Вознаграждение и издерж ки»), Дж. Хоманс («Социальное поведение»), П. Блау («Обмен и власть»), Р. Эмерсон («Сети обмена»).
При этом регулирование организационной культуры социальной и производственной составляющими организационных процессов вызвано и другой тенденцией.
Стремление работников данной группы к расширению социальных отношений, с одной стороны, имеет объективные посылки и носит положительный характер, так как поддерживает производственные процессы. Однако обнаруживается и негативное влияние тенденции «высокой социальной активности», проявляющейся в вопросах оценки и распределения различных видов ресурсов организации среди коллектива.
В условиях дефицита материальных ресурсов в организации остро встает вопрос о справедливости их распределения, первоочередности получения, количестве и форме распределения.
Определенные закономерности такого поведения можно найти в теории трудовой мотивации, разработанной психологом Стейси Адамсом, которую он назвал «теорией справедливости». Ее основой является утверждение, что «человек рассматривает получаемое вознаграждение не изолированно, а в соотношении с вознаграждением, получаемым другими, зависит от личного восприятия человеком своих усилий и субъективной оценки им усилий других людей. При этом человек оценивает не только сам вклад, но и некоторые переменные: возраст, пол, образование, социальный статус, положение и стаж работы в организации, квалификацию. Если сотрудник, сравнивая свои показатели с показателями других людей, считает, что отношение его вклада в общий результат труда к вознаграждению, которое он получает за сделанную работу, соответствует отношению вклада к вознаграждению других работников, он оценивает такую ситуацию как справедливую. Если соотношение нарушено, наиболее вероятными реакциями при этом будут недовольство, разочарование и, как следствие, – снижение трудовой активности работника» [35].
Именно организационная культура должна направлять и регулировать социальную активность работников, подверженных такой тенденции, и смягчить возможное падение стимула к работе. Иными словами, функциональная направленность организационной культуры – это регуляция социальной активности в производственной деятельности.
В малодоходных организациях организационная культура является гарантом эффективности организации и должна со вмещать в себе определенные элементы, имеющие мотивирующее и стимулирующее действие для каждого конкретного коллектива (см. рис. 5.4).
В крупнодоходной организации деятельность людей задана необходимостью участия работников в производственном процессе. В результате наличия экономического стимула важным для работников данной организации становится ориентир на эффективный производственный процесс.
Это утверждение обосновано данными о высоком уровне доходов работников и отсутствии высоких индексов личностной значимости материального положения, что может говорить об удовлетворенности данной потребности.
Таким образом, побудительным фактором деятельности является страх потери зарплаты.
На таком предприятии взаимодействия внутри коллектива жестко регламентированы посредством действующих должностных инструкций, формализованных правил и традиций, которые являются значимыми элементами и ценностями организационной культуры. Персоналу четко предписываются нормы и модели поведения, внешний вид, соответствие которым становится критерием оценки работы персонала. Одно из обоснований данного утверждения находится в факте присвоения работниками высоких индексов личностной значимости ценности духовного удовлетворения и ориентации на духовно-нравственные или гуманистические ценности. Данная тенденция вызвана высоким уровнем формализации и жесткой регламентацией производственных и коммуникационных процессов внутри организации. Деятельность сотрудников основана на принципе: «Качественно выполнено – хорошо оплачено».
Характерной особенностью крупнодоходных организаций могут стать недостаток сплоченности коллектива и размежевание на социальные группы. Предметное внутриорганизационное окружение состоит из множества символичных атрибутов власти, которыми зачастую наделены работники высшей организационной иерархии. К ним можно отнести следующие атрибуты власти: наличие персонального (находящегося на балансе компании) автомобиля, отдельного кабинета, дорогостоящей мебели и канцелярских принадлежностей, свободного графика работы, возможности самостоятельного делегирования своих полномочий, распределения организационных ресурсов и многое другое. Перспектива обладания данными атрибутами власти служит основным критерием для объединения в обособленные малочисленные группы и становится выражением социально-экономического статуса работников в организационной иерархии. При этом недостаток сплоченности трудового коллектива объясняется и высоким уровнем конкуренции, о чем говорят высокие индексы личностной значимости ценности саморазвития.
В соответствии с законом конкуренции, «ареной становится все общественное производство (в данном случае коммерческие организации); источником саморазвития – постоянное возникновение и разрешение противоречия между необходимостью максимальной самореализации человека во имя выживания и сопротивлением общественной среды этому естественному проявлению. …Конкурен-тоспособность субъекта рабочей силы на рынке труда определяет его способность выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное, при этом уровень этой способности у разных людей различный. Конкурентоспособность проявляется во взаимодействии конкурирующих сторон, результатом которого является победа одного и поражение другого конкурента» [30].
Для работников данного типа организаций к критериям определения собственной конкурентоспособности можно отнести факторы первой и второй группы (рис. 5.5).
Рис. 5.5.Конкурентоспособность работника на рынке труда и ее составные элементы
«К факторам первой группы относятся ситуационные кумулятивные факторы, имеющие тенденцию к накоплению во времени, определенные экономической ситуацией, формированием рыночных отношений и связанных с реальным спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. <…> Ко второй группе относятся такие характеристики, как пол, возраст, квалификация, семейное положение, состояние здоровья, психологические особенности личности работника, однако эти факторы влияют на конкурентоспособность опосредованно – через трудовую мобильность, определяемую как изменение индивидом или социально-демографической группой профессионального и карьерного статуса, занимаемого ими в общественной организации труда и, соответственно, социальной структуре общества» [30].
Осознание факторов первой и, в меньшей степени, второй группы работниками такого типа организаций влияет на их организационное поведение (см. рис. 5.5).
По мере продвижения работников по службе, на фоне расширения или сокращения производства, возрастающей конкуренции, увеличения требования к квалификации работников повышается и психологическое напряжение в организации.
Способом снятия напряжения в конкурентной среде может являться строгое следование этическим нормам, а отсюда – по требность в благополучном морально-психологическом климате. По этим причинам и оказывается высока потребность работников в духовном удовлетворении от трудовой деятельности.
Данные проблемы в коллективе могут иметь различные решения, лежащие зачастую именно в социальной плоскости.
Таким образом, организационная культура должна не только поддерживать организационные ценности, направленные на оптимизацию производственных процессов, но в большей степени ре гламентировать и поддерживать социальную составляющую в производственной (см. рис. 5.5).
Среднедоходная организация являет собой некий синтез двух описываемых выше типов организаций, поскольку обладает некоторыми характеристиками из них обеих.
Так, например, отсутствие низких зарплат вовсе не означает наличие высоких зарплат. Однако для работников становится важным определить перспективу карьерного роста в данной организации, возможные сроки и средства достижения этой перспективы.
Это утверждение обосновано данными о среднем уровне доходов работников и высокими индексами личностной значимости ценности сохранения собственной индивидуальности, потребности в достижениях, связанных с процессом самоактуализации работников. Риск потери занимаемого социально-экономического положения в данной организации вынуждает работника анализировать ситуацию, определяя возможные перспективы карьерного роста и потенциальные возможности смены сферы деятельности.
Последствиями этой тенденции становятся высокая деловая активность в поведении работников, акцентуация внимания лидеров на своих достижениях, способностях и личных качествах. При этом процесс оценки руководителями результатов своей деятельности происходит через призму оценки деятельности всего трудового коллектива и познается в сравнении, что в значительной мере соответствует процессуальной теории ожидания В. Врума и Портера-Лоуела [9].
Установление соответствия своего уровня профессиональной подготовленности и уровня подготовленности остальных работников требованиям и критериям, принятым в данной организации позволяет работнику охарактеризовать конкурентную среду, перспективы сотрудничества с данной организацией, выбрать цели, пути и средства их достижения.
Таким образом, акцентирование внимания работника на перспективах карьерного роста непосредственно сопряжено с оценкой уровня своей конкурентоспособности. Однако, в отличие от крупнодоходных организаций, в среднедоходных организациях наибольшее влияние на организационное поведение работников оказывают факторы конкурентоспособности третьей группы (см. рис. 5.5).
Критерием выделения третьего фактора является соотнесение объективной (роль в общественной организации труда) и субъективной позиции индивида (социальной группы) в оценке их конкурентоспособности. «Субъективную позицию работника можно определить как “Я-конкурентоспособность”. Соотнесение этих позиций, их взаимодействие и взаимовлияние отражают реальное движение индивида (группы) в направлении повышения или снижения конкурентоспособности» [30], а следовательно, повышают или понижают активность работника.
Неопределенность перспективы сотрудничества с организацией препятствует выбору работником повседневных формы и норм поведения. Отсутствие же определенной позиции по данному вопросу формирует скорее негативное отношение руководства к данному работнику с приписыванием ему таких качеств, как непредсказуемость, непостоянство и ненадежность.
Таким образом, функциональной направленностью организационной культуры являются трансляция (разъяснение, научение и демонстрация) и привитие персоналу требуемой формы поведения, организационных ценностей не только на производственном, но и на социальном уровне (см. рис. 5.4).
Предложенные функции организационных культур для крупнодоходных, среднедоходных и малодоходных организаций полностью соответствуют предложенным моделям мотивационных структур работников данных типов организаций, природе их возникновения и потребностям в процессе управления персоналом.
Данные функции :
• оказывают поддерживающее воздействие бытующей ценностно-мотивационной структуры трудовых коллективов;
• не противоречат условиям возникновения таких моделей мотивационной структуры, давая дополнительные обоснования их существованию, обеспечивают механизмы двух основных процессов становления и развития организации: адаптации к изменениям окружающей среды и внутренней интеграции;
• выполняют свое основное предназначение – оказывают поддерживающее и направляющее воздействие на деятельность персонала и организации в целом.
Исследования показали, что три модели организации характеризуются различными мотивационно-ценностными структурами личности. Это дает основание утверждать, что каждой из трех типов организации соответствует своя система ценностей, или, другими словами, свой особый характер и функции организационной культуры.
Для выявления функциональных направленностей организационных культур, соответствующих типам организаций, следует понять сущность организационной культуры в каждой из них.
Чтобы облегчить читателю процесс определения основного направления функций организационной культуры, соотносимого с их типом внутреннего организационного устройства, автором на основе проведенных исследований была предложена готовая типология и представлены разъясняющие материалы. Методом исключения читатель может самостоятельно сделать выбор в пользу какой-либо альтернативы. Сделанный выбор следует зафиксировать в письменном виде, по мере возможности указав причины, побудившие сделать данный выбор.
Мерой воспитания и мерой оценки развития любого человека в обыденной жизни является общий уровень культуры того места и времени, в котором он существует. XXI век является веком технического прогресса, информационно-компьютерных технологий. Следовательно, если человек не владеет в полной мере информацией, соответствующей данному уровню развития общества, то его потенциал и ценность для общества будут минимальны. Именно уровень культуры и способность человека правильно использовать культурные ресурсы является критерием оценки потенциала развития человека в обществе. В то же время именно повышение потенциала человека в процессе обучения и постижения культурных достижений человечества станет ключом к его развитию.
Проводя аналогию, можно утверждать, что организационная культура, с одной стороны, является мерой и критерием оценки процессов, происходящих внутри организации, а с другой – инструментом управления этими процессами (рис. 5.3). Данное утверждение ложится в основу анализа типов организаций.
В малодоходной организации деятельность людей задана двумя ориентирами: необходимостью участия работников в производственном процессе и их стремлением к расширению социальных отношений. В результате недостатка экономических стимулов важным для работников данной организации становится ориентир на ценности социальных отношений.
Рис. 5.3.Системная модель взаимодействия работников организации и организационной культуры
Эти два элемента и составляют основу культуры малодоходной организации, находясь «внутри организационной культуры» компании, и управляются ею же на основании рассматриваемого нами утверждения о функциях и сущности организационной культуры.
Настоящее утверждение обосновано данными о низком уровне доходов работников и о высоких индексах личностной значимости материального положения и активных социальных контактов. При этом, если социальные процессы приобретут приоритет над производственными, то понятие организации как экономического объекта теряет смысл.
Если приоритетными в такой организации станут производственные отношения, то стимулирующего фактора для работников будет явно недостаточно, чтобы поддерживать функционирование предприятия.
Таким образом, соотношение производственных и социальных долей должно быть приблизительно равным. Поскольку и производственные, и социальные процессы встроены в организационную культуру так, что она является «инструментом» в управлении этими процессами, следовательно, организационная культура должна регулировать это соотношение, постоянно поддерживая необходимое равновесие (рис. 5.4).
«В рыночных условиях социально-экономические, трудовые отношения носят обменный характер: взаимодействия между субъектами деятельности в различных социальных структурах выступают как сложная система обменов, обусловленных способами уравнивания вознаграждений (права, прибыль) и затрат (обязанности, плата)» [4]. Когда одна из взаимодействующих сторон «в чем-то нуждается, но не может предложить в обмен ничего эквивалентного, то возможны четыре альтернативы:
• принуждение другой стороны;
• поиск иного источника нужных благ;
• попытка получить их бесплатно;
• подчинение другой стороне» [4].
Таким образом, ввиду недостатка материальной заинтересованности работников вступает в силу принцип поиска нового источника нужных благ, результатом которого становится увеличение социальной доли на фоне производственных процессов. Данный принцип основан на предположении, что в такой ситуации непреходящее чувство неудовлетворенности найдет выход только в социальной сфере. Следствием данного утверждения становится тот факт, что оценка профессиональной деятельности сотрудника не может строиться на процессуальном регламенте и четком следовании должностным инструкциям. В данной организации у работников отсутствует страх потери работы. Заработная плата намного ниже трудового вклада работников. Поэтому на качество труда влияет не зарплата, а эффективность функционирования организационной культуры.
Рис. 5.4. Функции организационной культуры в различных типах организаций
Проблематику социального обмена, разрабатываемую в рамках бихевиоризма, освещали Б. Скиннер («Вознаграждение и издерж ки»), Дж. Хоманс («Социальное поведение»), П. Блау («Обмен и власть»), Р. Эмерсон («Сети обмена»).
При этом регулирование организационной культуры социальной и производственной составляющими организационных процессов вызвано и другой тенденцией.
Стремление работников данной группы к расширению социальных отношений, с одной стороны, имеет объективные посылки и носит положительный характер, так как поддерживает производственные процессы. Однако обнаруживается и негативное влияние тенденции «высокой социальной активности», проявляющейся в вопросах оценки и распределения различных видов ресурсов организации среди коллектива.
В условиях дефицита материальных ресурсов в организации остро встает вопрос о справедливости их распределения, первоочередности получения, количестве и форме распределения.
Определенные закономерности такого поведения можно найти в теории трудовой мотивации, разработанной психологом Стейси Адамсом, которую он назвал «теорией справедливости». Ее основой является утверждение, что «человек рассматривает получаемое вознаграждение не изолированно, а в соотношении с вознаграждением, получаемым другими, зависит от личного восприятия человеком своих усилий и субъективной оценки им усилий других людей. При этом человек оценивает не только сам вклад, но и некоторые переменные: возраст, пол, образование, социальный статус, положение и стаж работы в организации, квалификацию. Если сотрудник, сравнивая свои показатели с показателями других людей, считает, что отношение его вклада в общий результат труда к вознаграждению, которое он получает за сделанную работу, соответствует отношению вклада к вознаграждению других работников, он оценивает такую ситуацию как справедливую. Если соотношение нарушено, наиболее вероятными реакциями при этом будут недовольство, разочарование и, как следствие, – снижение трудовой активности работника» [35].
Именно организационная культура должна направлять и регулировать социальную активность работников, подверженных такой тенденции, и смягчить возможное падение стимула к работе. Иными словами, функциональная направленность организационной культуры – это регуляция социальной активности в производственной деятельности.
В малодоходных организациях организационная культура является гарантом эффективности организации и должна со вмещать в себе определенные элементы, имеющие мотивирующее и стимулирующее действие для каждого конкретного коллектива (см. рис. 5.4).
В крупнодоходной организации деятельность людей задана необходимостью участия работников в производственном процессе. В результате наличия экономического стимула важным для работников данной организации становится ориентир на эффективный производственный процесс.
Это утверждение обосновано данными о высоком уровне доходов работников и отсутствии высоких индексов личностной значимости материального положения, что может говорить об удовлетворенности данной потребности.
Таким образом, побудительным фактором деятельности является страх потери зарплаты.
На таком предприятии взаимодействия внутри коллектива жестко регламентированы посредством действующих должностных инструкций, формализованных правил и традиций, которые являются значимыми элементами и ценностями организационной культуры. Персоналу четко предписываются нормы и модели поведения, внешний вид, соответствие которым становится критерием оценки работы персонала. Одно из обоснований данного утверждения находится в факте присвоения работниками высоких индексов личностной значимости ценности духовного удовлетворения и ориентации на духовно-нравственные или гуманистические ценности. Данная тенденция вызвана высоким уровнем формализации и жесткой регламентацией производственных и коммуникационных процессов внутри организации. Деятельность сотрудников основана на принципе: «Качественно выполнено – хорошо оплачено».
Характерной особенностью крупнодоходных организаций могут стать недостаток сплоченности коллектива и размежевание на социальные группы. Предметное внутриорганизационное окружение состоит из множества символичных атрибутов власти, которыми зачастую наделены работники высшей организационной иерархии. К ним можно отнести следующие атрибуты власти: наличие персонального (находящегося на балансе компании) автомобиля, отдельного кабинета, дорогостоящей мебели и канцелярских принадлежностей, свободного графика работы, возможности самостоятельного делегирования своих полномочий, распределения организационных ресурсов и многое другое. Перспектива обладания данными атрибутами власти служит основным критерием для объединения в обособленные малочисленные группы и становится выражением социально-экономического статуса работников в организационной иерархии. При этом недостаток сплоченности трудового коллектива объясняется и высоким уровнем конкуренции, о чем говорят высокие индексы личностной значимости ценности саморазвития.
В соответствии с законом конкуренции, «ареной становится все общественное производство (в данном случае коммерческие организации); источником саморазвития – постоянное возникновение и разрешение противоречия между необходимостью максимальной самореализации человека во имя выживания и сопротивлением общественной среды этому естественному проявлению. …Конкурен-тоспособность субъекта рабочей силы на рынке труда определяет его способность выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное, при этом уровень этой способности у разных людей различный. Конкурентоспособность проявляется во взаимодействии конкурирующих сторон, результатом которого является победа одного и поражение другого конкурента» [30].
Для работников данного типа организаций к критериям определения собственной конкурентоспособности можно отнести факторы первой и второй группы (рис. 5.5).
Рис. 5.5.Конкурентоспособность работника на рынке труда и ее составные элементы
«К факторам первой группы относятся ситуационные кумулятивные факторы, имеющие тенденцию к накоплению во времени, определенные экономической ситуацией, формированием рыночных отношений и связанных с реальным спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. <…> Ко второй группе относятся такие характеристики, как пол, возраст, квалификация, семейное положение, состояние здоровья, психологические особенности личности работника, однако эти факторы влияют на конкурентоспособность опосредованно – через трудовую мобильность, определяемую как изменение индивидом или социально-демографической группой профессионального и карьерного статуса, занимаемого ими в общественной организации труда и, соответственно, социальной структуре общества» [30].
Осознание факторов первой и, в меньшей степени, второй группы работниками такого типа организаций влияет на их организационное поведение (см. рис. 5.5).
По мере продвижения работников по службе, на фоне расширения или сокращения производства, возрастающей конкуренции, увеличения требования к квалификации работников повышается и психологическое напряжение в организации.
Способом снятия напряжения в конкурентной среде может являться строгое следование этическим нормам, а отсюда – по требность в благополучном морально-психологическом климате. По этим причинам и оказывается высока потребность работников в духовном удовлетворении от трудовой деятельности.
Данные проблемы в коллективе могут иметь различные решения, лежащие зачастую именно в социальной плоскости.
Таким образом, организационная культура должна не только поддерживать организационные ценности, направленные на оптимизацию производственных процессов, но в большей степени ре гламентировать и поддерживать социальную составляющую в производственной (см. рис. 5.5).
Среднедоходная организация являет собой некий синтез двух описываемых выше типов организаций, поскольку обладает некоторыми характеристиками из них обеих.
Так, например, отсутствие низких зарплат вовсе не означает наличие высоких зарплат. Однако для работников становится важным определить перспективу карьерного роста в данной организации, возможные сроки и средства достижения этой перспективы.
Это утверждение обосновано данными о среднем уровне доходов работников и высокими индексами личностной значимости ценности сохранения собственной индивидуальности, потребности в достижениях, связанных с процессом самоактуализации работников. Риск потери занимаемого социально-экономического положения в данной организации вынуждает работника анализировать ситуацию, определяя возможные перспективы карьерного роста и потенциальные возможности смены сферы деятельности.
Последствиями этой тенденции становятся высокая деловая активность в поведении работников, акцентуация внимания лидеров на своих достижениях, способностях и личных качествах. При этом процесс оценки руководителями результатов своей деятельности происходит через призму оценки деятельности всего трудового коллектива и познается в сравнении, что в значительной мере соответствует процессуальной теории ожидания В. Врума и Портера-Лоуела [9].
Установление соответствия своего уровня профессиональной подготовленности и уровня подготовленности остальных работников требованиям и критериям, принятым в данной организации позволяет работнику охарактеризовать конкурентную среду, перспективы сотрудничества с данной организацией, выбрать цели, пути и средства их достижения.
Таким образом, акцентирование внимания работника на перспективах карьерного роста непосредственно сопряжено с оценкой уровня своей конкурентоспособности. Однако, в отличие от крупнодоходных организаций, в среднедоходных организациях наибольшее влияние на организационное поведение работников оказывают факторы конкурентоспособности третьей группы (см. рис. 5.5).
Критерием выделения третьего фактора является соотнесение объективной (роль в общественной организации труда) и субъективной позиции индивида (социальной группы) в оценке их конкурентоспособности. «Субъективную позицию работника можно определить как “Я-конкурентоспособность”. Соотнесение этих позиций, их взаимодействие и взаимовлияние отражают реальное движение индивида (группы) в направлении повышения или снижения конкурентоспособности» [30], а следовательно, повышают или понижают активность работника.
Неопределенность перспективы сотрудничества с организацией препятствует выбору работником повседневных формы и норм поведения. Отсутствие же определенной позиции по данному вопросу формирует скорее негативное отношение руководства к данному работнику с приписыванием ему таких качеств, как непредсказуемость, непостоянство и ненадежность.
Таким образом, функциональной направленностью организационной культуры являются трансляция (разъяснение, научение и демонстрация) и привитие персоналу требуемой формы поведения, организационных ценностей не только на производственном, но и на социальном уровне (см. рис. 5.4).
Предложенные функции организационных культур для крупнодоходных, среднедоходных и малодоходных организаций полностью соответствуют предложенным моделям мотивационных структур работников данных типов организаций, природе их возникновения и потребностям в процессе управления персоналом.
Данные функции :
• оказывают поддерживающее воздействие бытующей ценностно-мотивационной структуры трудовых коллективов;
• не противоречат условиям возникновения таких моделей мотивационной структуры, давая дополнительные обоснования их существованию, обеспечивают механизмы двух основных процессов становления и развития организации: адаптации к изменениям окружающей среды и внутренней интеграции;
• выполняют свое основное предназначение – оказывают поддерживающее и направляющее воздействие на деятельность персонала и организации в целом.