2. Методы и этапы статистики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 

Статистика, как и любая другая наука, обладает определенной совокупностью методов изучения своего предмета. Методы статистики выбираются в зави–симости от изучаемого явления и конкретного пред–мета исследования (связи, закономерности или разви–тия).

Методы в статистике образуются в совокупности из разработанных и применяемых специфических спосо–бов и приемов исследования общественных явлений. К ним имеют отношение наблюдение, сводка и группи–ровка данных, исчисление обобщающих показателей на основе специальных методов (метод средних ин–дексов и т. д.). В связи с этим различают три этапа ра–боты со статистическими данными:

1) сбор – это массовое научноорганизованное на–блюдение, посредством которого получают пер–вичную информацию об отдельных фактах (едини–цах) изучаемого явления. Данный статистический учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц является информа–ционной базой для статистических обобщений, для формулирования выводов об изучаемом явлении или процессе;

2) группировка и сводка. Под этими данными понима–ют распределение множества фактов (единиц) на однородные группы и подгруппы, итоговый под–счет по каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы;

3) обработка и анализ. Статистический анализ заклю–чает стадию статистического исследования. Он со–держит в себе обработку статистических данных, которые были получены при сводке, интерпрета–цию полученных результатов с целью получения объективных выводов о состоянии изучаемого явления и о закономерностях его развития. В проессе статистического анализа исследуются структура, динамика и взаимосвязь общественных явлений и процессов.

Основными этапами статистического анализа яв–ляются:

1) утверждение фактов и установление их оценки;

2) выявление характерных особенностей и причин яв–ления;

3) сравнение явления с нормативными, плановыми и другими явлениями, которые приняты за базу сравнения;

4) формулирование выводов, прогнозов, предполо–жений и гипотез;

5) статистическая проверка выдвинутых предположе–ний (гипотез).

Статистика, как и любая другая наука, обладает определенной совокупностью методов изучения своего предмета. Методы статистики выбираются в зави–симости от изучаемого явления и конкретного пред–мета исследования (связи, закономерности или разви–тия).

Методы в статистике образуются в совокупности из разработанных и применяемых специфических спосо–бов и приемов исследования общественных явлений. К ним имеют отношение наблюдение, сводка и группи–ровка данных, исчисление обобщающих показателей на основе специальных методов (метод средних ин–дексов и т. д.). В связи с этим различают три этапа ра–боты со статистическими данными:

1) сбор – это массовое научноорганизованное на–блюдение, посредством которого получают пер–вичную информацию об отдельных фактах (едини–цах) изучаемого явления. Данный статистический учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц является информа–ционной базой для статистических обобщений, для формулирования выводов об изучаемом явлении или процессе;

2) группировка и сводка. Под этими данными понима–ют распределение множества фактов (единиц) на однородные группы и подгруппы, итоговый под–счет по каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы;

3) обработка и анализ. Статистический анализ заклю–чает стадию статистического исследования. Он со–держит в себе обработку статистических данных, которые были получены при сводке, интерпрета–цию полученных результатов с целью получения объективных выводов о состоянии изучаемого явления и о закономерностях его развития. В проессе статистического анализа исследуются структура, динамика и взаимосвязь общественных явлений и процессов.

Основными этапами статистического анализа яв–ляются:

1) утверждение фактов и установление их оценки;

2) выявление характерных особенностей и причин яв–ления;

3) сравнение явления с нормативными, плановыми и другими явлениями, которые приняты за базу сравнения;

4) формулирование выводов, прогнозов, предполо–жений и гипотез;

5) статистическая проверка выдвинутых предположе–ний (гипотез).