2. Методы и этапы статистики
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Статистика, как и любая другая наука, обладает определенной совокупностью методов изучения своего предмета. Методы статистики выбираются в зави–симости от изучаемого явления и конкретного пред–мета исследования (связи, закономерности или разви–тия).
Методы в статистике образуются в совокупности из разработанных и применяемых специфических спосо–бов и приемов исследования общественных явлений. К ним имеют отношение наблюдение, сводка и группи–ровка данных, исчисление обобщающих показателей на основе специальных методов (метод средних ин–дексов и т. д.). В связи с этим различают три этапа ра–боты со статистическими данными:
1) сбор – это массовое научноорганизованное на–блюдение, посредством которого получают пер–вичную информацию об отдельных фактах (едини–цах) изучаемого явления. Данный статистический учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц является информа–ционной базой для статистических обобщений, для формулирования выводов об изучаемом явлении или процессе;
2) группировка и сводка. Под этими данными понима–ют распределение множества фактов (единиц) на однородные группы и подгруппы, итоговый под–счет по каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы;
3) обработка и анализ. Статистический анализ заклю–чает стадию статистического исследования. Он со–держит в себе обработку статистических данных, которые были получены при сводке, интерпрета–цию полученных результатов с целью получения объективных выводов о состоянии изучаемого явления и о закономерностях его развития. В проессе статистического анализа исследуются структура, динамика и взаимосвязь общественных явлений и процессов.
Основными этапами статистического анализа яв–ляются:
1) утверждение фактов и установление их оценки;
2) выявление характерных особенностей и причин яв–ления;
3) сравнение явления с нормативными, плановыми и другими явлениями, которые приняты за базу сравнения;
4) формулирование выводов, прогнозов, предполо–жений и гипотез;
5) статистическая проверка выдвинутых предположе–ний (гипотез).
Статистика, как и любая другая наука, обладает определенной совокупностью методов изучения своего предмета. Методы статистики выбираются в зави–симости от изучаемого явления и конкретного пред–мета исследования (связи, закономерности или разви–тия).
Методы в статистике образуются в совокупности из разработанных и применяемых специфических спосо–бов и приемов исследования общественных явлений. К ним имеют отношение наблюдение, сводка и группи–ровка данных, исчисление обобщающих показателей на основе специальных методов (метод средних ин–дексов и т. д.). В связи с этим различают три этапа ра–боты со статистическими данными:
1) сбор – это массовое научноорганизованное на–блюдение, посредством которого получают пер–вичную информацию об отдельных фактах (едини–цах) изучаемого явления. Данный статистический учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц является информа–ционной базой для статистических обобщений, для формулирования выводов об изучаемом явлении или процессе;
2) группировка и сводка. Под этими данными понима–ют распределение множества фактов (единиц) на однородные группы и подгруппы, итоговый под–счет по каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы;
3) обработка и анализ. Статистический анализ заклю–чает стадию статистического исследования. Он со–держит в себе обработку статистических данных, которые были получены при сводке, интерпрета–цию полученных результатов с целью получения объективных выводов о состоянии изучаемого явления и о закономерностях его развития. В проессе статистического анализа исследуются структура, динамика и взаимосвязь общественных явлений и процессов.
Основными этапами статистического анализа яв–ляются:
1) утверждение фактов и установление их оценки;
2) выявление характерных особенностей и причин яв–ления;
3) сравнение явления с нормативными, плановыми и другими явлениями, которые приняты за базу сравнения;
4) формулирование выводов, прогнозов, предполо–жений и гипотез;
5) статистическая проверка выдвинутых предположе–ний (гипотез).