2. Проблема признания и правопреемства в международном праве
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58
Изменения, непрерывно происходящие в мире воздействуют на
состав субъектов международных отношений, в т.ч. субъектов меж-
дународного права, а это вызывает, по крайней мере, два юридичес-
ких вопроса:
- о признании новых субъектов международного права;
- о правопреемстве.
Международно-правовое признание – это акт государства, кото-
рым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения
с признаваемой стороной.
Такой стороной может быть:
- вновь возникшее государство;
- новое правительство;
- нация или НОД, борющиеся за независимость;
- восставшая или воюющая сторона;
- международная организация.
Можно говорить о двух доктринах признания:
- конституитивная– признание рассматривается как конституиро-
вание нового субъекта МП;
- декларативная – признание есть констатация факта появления
нового субъекта международного права.
Российское международное право всегда стояло и стоит на пози-
циях декларативной доктрины признания.
Формы признания:
1. Юридическое, которое выступает в двух видах:
- Де-юре – признание в полном объеме, когда устанавливаются
официальные отношения, признается право государства распоряжать-
ся своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящи-
мися за границей, иммунитет отюрисдикции иностранных судов.
- Де-факто– когда по соглашению устанавливаются отношения в
одной из областей международных связей государств (консульские,
торгово-экономические). Носит временный, переходный характер.
2. Фактическое, или признание a d hoc – признание в каждом
конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает
юридической базы для будущих отношений.
Способы признания:
1. Явно выраженное.
2. Молчаливое (подразумеваемое).
Юридические последствия признания:
- создание правовых условий для сотрудничества;
- возможность установления дипломатических отношений и зак-
лючения международных договоров;
- признание национального законодательства друг друга;
- наступление судебного иммунитета;
- решение вопросов правопреемства.
Межгосударственным правопреемством называется переходмеж-
дународных прав и обязанностей одного государства к другому. Это
может затрагивать и других субъектов МП, в частности, международ-
ные организации.
Вопросы преемства урегулированы в двух международных дого-
ворах:
1) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении
международных договоров 1978 г.
2) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении
государственной собственности, государственных архивов и государ-
ственных долгов 1983 г.
Объектом правопреемства выступают:
- международные договоры;
- государственная собственность, долг, архивы;
- границы;
- членство в международных организациях.
Вопрос о правопреемстве возникает:
1. при появлении нового государства в результате социальной рево-
люции;
2. при деколонизации;
3. при разделении или отделении частей государства;
4. при объединении нескольких государств в единое;
5. при частичных территориальных изменениях государства.
Вопросы:
1. Дайте характеристику государству как основному субъекту
международного права.
2. Покажите особенности международной правосубъектности
международных организаций.
3. Международно-правовое признание и его формы.
4. Правопреемство и его специфика.
Литература:
№ 1, 3, 34, 42, 47, 55, 60, 73, 82, 84.
Изменения, непрерывно происходящие в мире воздействуют на
состав субъектов международных отношений, в т.ч. субъектов меж-
дународного права, а это вызывает, по крайней мере, два юридичес-
ких вопроса:
- о признании новых субъектов международного права;
- о правопреемстве.
Международно-правовое признание – это акт государства, кото-
рым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения
с признаваемой стороной.
Такой стороной может быть:
- вновь возникшее государство;
- новое правительство;
- нация или НОД, борющиеся за независимость;
- восставшая или воюющая сторона;
- международная организация.
Можно говорить о двух доктринах признания:
- конституитивная– признание рассматривается как конституиро-
вание нового субъекта МП;
- декларативная – признание есть констатация факта появления
нового субъекта международного права.
Российское международное право всегда стояло и стоит на пози-
циях декларативной доктрины признания.
Формы признания:
1. Юридическое, которое выступает в двух видах:
- Де-юре – признание в полном объеме, когда устанавливаются
официальные отношения, признается право государства распоряжать-
ся своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящи-
мися за границей, иммунитет отюрисдикции иностранных судов.
- Де-факто– когда по соглашению устанавливаются отношения в
одной из областей международных связей государств (консульские,
торгово-экономические). Носит временный, переходный характер.
2. Фактическое, или признание a d hoc – признание в каждом
конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает
юридической базы для будущих отношений.
Способы признания:
1. Явно выраженное.
2. Молчаливое (подразумеваемое).
Юридические последствия признания:
- создание правовых условий для сотрудничества;
- возможность установления дипломатических отношений и зак-
лючения международных договоров;
- признание национального законодательства друг друга;
- наступление судебного иммунитета;
- решение вопросов правопреемства.
Межгосударственным правопреемством называется переходмеж-
дународных прав и обязанностей одного государства к другому. Это
может затрагивать и других субъектов МП, в частности, международ-
ные организации.
Вопросы преемства урегулированы в двух международных дого-
ворах:
1) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении
международных договоров 1978 г.
2) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении
государственной собственности, государственных архивов и государ-
ственных долгов 1983 г.
Объектом правопреемства выступают:
- международные договоры;
- государственная собственность, долг, архивы;
- границы;
- членство в международных организациях.
Вопрос о правопреемстве возникает:
1. при появлении нового государства в результате социальной рево-
люции;
2. при деколонизации;
3. при разделении или отделении частей государства;
4. при объединении нескольких государств в единое;
5. при частичных территориальных изменениях государства.
Вопросы:
1. Дайте характеристику государству как основному субъекту
международного права.
2. Покажите особенности международной правосубъектности
международных организаций.
3. Международно-правовое признание и его формы.
4. Правопреемство и его специфика.
Литература:
№ 1, 3, 34, 42, 47, 55, 60, 73, 82, 84.