2. Проблема признания и правопреемства в международном праве

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 

Изменения, непрерывно происходящие в мире воздействуют на

состав субъектов международных отношений, в т.ч. субъектов меж-

дународного права, а это вызывает, по крайней мере, два юридичес-

ких вопроса:

- о признании новых субъектов международного права;

- о правопреемстве.

Международно-правовое признание – это акт государства, кото-

рым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения

с признаваемой стороной.

Такой стороной может быть:

- вновь возникшее государство;

- новое правительство;

- нация или НОД, борющиеся за независимость;

- восставшая или воюющая сторона;

- международная организация.

Можно говорить о двух доктринах признания:

- конституитивная– признание рассматривается как конституиро-

вание нового субъекта МП;

- декларативная – признание есть констатация факта появления

нового субъекта международного права.

Российское международное право всегда стояло и стоит на пози-

циях декларативной доктрины признания.

Формы признания:

1. Юридическое, которое выступает в двух видах:

- Де-юре – признание в полном объеме, когда устанавливаются

официальные отношения, признается право государства распоряжать-

ся своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящи-

мися за границей, иммунитет отюрисдикции иностранных судов.

- Де-факто– когда по соглашению устанавливаются отношения в

одной из областей международных связей государств (консульские,

торгово-экономические). Носит временный, переходный характер.

2. Фактическое, или признание a d hoc – признание в каждом

конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает

юридической базы для будущих отношений.

Способы признания:

1. Явно выраженное.

2. Молчаливое (подразумеваемое).

Юридические последствия признания:

- создание правовых условий для сотрудничества;

- возможность установления дипломатических отношений и зак-

лючения международных договоров;

- признание национального законодательства друг друга;

- наступление судебного иммунитета;

- решение вопросов правопреемства.

Межгосударственным правопреемством называется переходмеж-

дународных прав и обязанностей одного государства к другому. Это

может затрагивать и других субъектов МП, в частности, международ-

ные организации.

Вопросы преемства урегулированы в двух международных дого-

ворах:

1) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении

международных договоров 1978 г.

2) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении

государственной собственности, государственных архивов и государ-

ственных долгов 1983 г.

Объектом правопреемства выступают:

- международные договоры;

- государственная собственность, долг, архивы;

- границы;

- членство в международных организациях.

Вопрос о правопреемстве возникает:

1. при появлении нового государства в результате социальной рево-

люции;

2. при деколонизации;

3. при разделении или отделении частей государства;

4. при объединении нескольких государств в единое;

5. при частичных территориальных изменениях государства.

Вопросы:

1. Дайте характеристику государству как основному субъекту

международного права.

2. Покажите особенности международной правосубъектности

международных организаций.

3. Международно-правовое признание и его формы.

4. Правопреемство и его специфика.

Литература:

№ 1, 3, 34, 42, 47, 55, 60, 73, 82, 84.

Изменения, непрерывно происходящие в мире воздействуют на

состав субъектов международных отношений, в т.ч. субъектов меж-

дународного права, а это вызывает, по крайней мере, два юридичес-

ких вопроса:

- о признании новых субъектов международного права;

- о правопреемстве.

Международно-правовое признание – это акт государства, кото-

рым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения

с признаваемой стороной.

Такой стороной может быть:

- вновь возникшее государство;

- новое правительство;

- нация или НОД, борющиеся за независимость;

- восставшая или воюющая сторона;

- международная организация.

Можно говорить о двух доктринах признания:

- конституитивная– признание рассматривается как конституиро-

вание нового субъекта МП;

- декларативная – признание есть констатация факта появления

нового субъекта международного права.

Российское международное право всегда стояло и стоит на пози-

циях декларативной доктрины признания.

Формы признания:

1. Юридическое, которое выступает в двух видах:

- Де-юре – признание в полном объеме, когда устанавливаются

официальные отношения, признается право государства распоряжать-

ся своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящи-

мися за границей, иммунитет отюрисдикции иностранных судов.

- Де-факто– когда по соглашению устанавливаются отношения в

одной из областей международных связей государств (консульские,

торгово-экономические). Носит временный, переходный характер.

2. Фактическое, или признание a d hoc – признание в каждом

конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает

юридической базы для будущих отношений.

Способы признания:

1. Явно выраженное.

2. Молчаливое (подразумеваемое).

Юридические последствия признания:

- создание правовых условий для сотрудничества;

- возможность установления дипломатических отношений и зак-

лючения международных договоров;

- признание национального законодательства друг друга;

- наступление судебного иммунитета;

- решение вопросов правопреемства.

Межгосударственным правопреемством называется переходмеж-

дународных прав и обязанностей одного государства к другому. Это

может затрагивать и других субъектов МП, в частности, международ-

ные организации.

Вопросы преемства урегулированы в двух международных дого-

ворах:

1) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении

международных договоров 1978 г.

2) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении

государственной собственности, государственных архивов и государ-

ственных долгов 1983 г.

Объектом правопреемства выступают:

- международные договоры;

- государственная собственность, долг, архивы;

- границы;

- членство в международных организациях.

Вопрос о правопреемстве возникает:

1. при появлении нового государства в результате социальной рево-

люции;

2. при деколонизации;

3. при разделении или отделении частей государства;

4. при объединении нескольких государств в единое;

5. при частичных территориальных изменениях государства.

Вопросы:

1. Дайте характеристику государству как основному субъекту

международного права.

2. Покажите особенности международной правосубъектности

международных организаций.

3. Международно-правовое признание и его формы.

4. Правопреемство и его специфика.

Литература:

№ 1, 3, 34, 42, 47, 55, 60, 73, 82, 84.