2.Трансграничное движение ресурсов и его регулирование средствами международного экономического права
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58
Одной из главных групп отношений, находящихся в сфере регу-
лирования международного экономического права, являются отноше-
ния публичных лиц по поводу трансграничного движения ресурсов на
двух и многостороннем уровне.
Государства сами устанавливают правила поведения в этой сфере
по поводу ресурсов и выступают продавцами и покупателями.
В международных экономических отношениях постоянно цирку-
лируют:
- финансы,
- инвестиции,
- трудовые ресурсы,
- экономическая помощь.
В международных экономических отношениях в качестве товара
выступает все, что предназначено для обмена за возмещение для удов-
летворения потребностей. Услуги и права также являются товаром.
Движение товаров образует товаропотоки, в отношении принци-
пов управления которыми договариваются государства. Часть их осу-
ществляется непосредственно публичными лицами, отправителями и
получателями товаров.
В соглашениях друг с другом государства устанавливают прин-
ципы, на которых будут перемещаться ресурсы, либо условия их пере-
мещения, приема-передачи, купли-продажи.
Трансграничное движение финансовых ресурсов:
- в международной финансовой системе движутся, конвертируются,
обращаются валюты, ценные бумаги, кредиты;
- складываются валютные, кредитные, платежно-расчетные отноше-
ния;
- существуют национальные, двусторонние, многосторонниемеханиз-
мы международной финансовой системы, где есть микро и макро-
уровень отношений, регулируемый в той или иной степени
государствами;
- государства как отправители и получатели финансовых ресурсов в
двустороннем и многостороннем порядке разрешают проблему дол-
гов, устанавливают принципы взаимоотношений, нормы поведения,
порядок операций и процедур в международной финансовой систе-
ме.
На макроуровне это регулирование активно ведется в рамкахМВФ,
МБРР и других финансовых организаций.
Трансграничное движение инвестиционных ресурсов
Для производства товара необходимы ресурсы, или могут быть
запасы различных средств, выступающие в товарной, денежной или
иной формах. Это называется инвестициями, движение которых явля-
ется одним из объектов международного регулирования.
В международной инвестиционной системе есть свои рынки, по-
купатели и продавцы капитала, его экспорт и импорт.
Государства, регулируя движение частного капитала, определяют
принципы сотрудничества в инвестиционной сфере. Происходит пере-
ход к многостороннему регулированию в международной инвестици-
онной системе. Идет разработка Многостороннего соглашения по
инвестициям в рамках Организации экономического сотрудничества и
развития.
Трансграничное движение рабочей силы
В мировой экономике перемещаются как продукты труда, так и
сам труд, который принимает форму переселения трудоспособного
населения по экономическим причинам, т.е. миграция рабочей силы.
Миграция рабочей силы порождает массу вопросов и проблем,
требующих регулирования на международном публично-правовом
уровне в двустороннем и многостороннем плане:
- защита национального рынка труда;
- утечка мозгов;
- правила поселения (статус резидента);
- денежные переводы и т.д.
Государства заключают соглашения, призванные регулировать
вопросы миграции, сокращать иммиграцию, стимулировать реиммиг-
рацию.
Международное разделение труда своим результатом имеет нера-
венство в экономическом развитии государств и регионов.
Развитые государства помогали и помогаютслаборазвитым странам.
Эта помощь фактически выражается в перемещении тех же ре-
сурсов – товаров, финансов, инвестиций, только без встречного воз-
мещения.
Отсутствие встречного возмещения – есть отличительная черта, ко-
торая служит выделением данного ресурсопотока в особый вид, который
регулируется нормами права международной экономической помощи,
входящего в систему международного экономического права.
Здесь сложился свой рынок, где есть экспортеры (государства-
доноры) и импортеры (государства-рецепиенты) помощи, предостав-
ляемой как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
В международной экономической системе все ее элементы – тор-
говля, финансы, инвестиции – взаимосвязаны и сбалансированы.
Если управляемость системы нарушается, происходят кризисы,
касающиеся отдельных стран, регионов, подсистем или всей эконо-
мической системы в целом.
Взаимозависимость прослеживается в глобальном, региональном,
межрегиональном, двустороннем и секторальном разрезе.
Вопросы:
1. Назовите отношения, являющиеся предметом регулирования
МЭП.
2. Дайте характеристику источникамМЭП.
3. Перечислите основные международные организации, действу-
ющие в сфере МЭП.
Литература:
№ 3, 12, 29, 37, 40 55, 66, 80, 83
Одной из главных групп отношений, находящихся в сфере регу-
лирования международного экономического права, являются отноше-
ния публичных лиц по поводу трансграничного движения ресурсов на
двух и многостороннем уровне.
Государства сами устанавливают правила поведения в этой сфере
по поводу ресурсов и выступают продавцами и покупателями.
В международных экономических отношениях постоянно цирку-
лируют:
- финансы,
- инвестиции,
- трудовые ресурсы,
- экономическая помощь.
В международных экономических отношениях в качестве товара
выступает все, что предназначено для обмена за возмещение для удов-
летворения потребностей. Услуги и права также являются товаром.
Движение товаров образует товаропотоки, в отношении принци-
пов управления которыми договариваются государства. Часть их осу-
ществляется непосредственно публичными лицами, отправителями и
получателями товаров.
В соглашениях друг с другом государства устанавливают прин-
ципы, на которых будут перемещаться ресурсы, либо условия их пере-
мещения, приема-передачи, купли-продажи.
Трансграничное движение финансовых ресурсов:
- в международной финансовой системе движутся, конвертируются,
обращаются валюты, ценные бумаги, кредиты;
- складываются валютные, кредитные, платежно-расчетные отноше-
ния;
- существуют национальные, двусторонние, многосторонниемеханиз-
мы международной финансовой системы, где есть микро и макро-
уровень отношений, регулируемый в той или иной степени
государствами;
- государства как отправители и получатели финансовых ресурсов в
двустороннем и многостороннем порядке разрешают проблему дол-
гов, устанавливают принципы взаимоотношений, нормы поведения,
порядок операций и процедур в международной финансовой систе-
ме.
На макроуровне это регулирование активно ведется в рамкахМВФ,
МБРР и других финансовых организаций.
Трансграничное движение инвестиционных ресурсов
Для производства товара необходимы ресурсы, или могут быть
запасы различных средств, выступающие в товарной, денежной или
иной формах. Это называется инвестициями, движение которых явля-
ется одним из объектов международного регулирования.
В международной инвестиционной системе есть свои рынки, по-
купатели и продавцы капитала, его экспорт и импорт.
Государства, регулируя движение частного капитала, определяют
принципы сотрудничества в инвестиционной сфере. Происходит пере-
ход к многостороннему регулированию в международной инвестици-
онной системе. Идет разработка Многостороннего соглашения по
инвестициям в рамках Организации экономического сотрудничества и
развития.
Трансграничное движение рабочей силы
В мировой экономике перемещаются как продукты труда, так и
сам труд, который принимает форму переселения трудоспособного
населения по экономическим причинам, т.е. миграция рабочей силы.
Миграция рабочей силы порождает массу вопросов и проблем,
требующих регулирования на международном публично-правовом
уровне в двустороннем и многостороннем плане:
- защита национального рынка труда;
- утечка мозгов;
- правила поселения (статус резидента);
- денежные переводы и т.д.
Государства заключают соглашения, призванные регулировать
вопросы миграции, сокращать иммиграцию, стимулировать реиммиг-
рацию.
Международное разделение труда своим результатом имеет нера-
венство в экономическом развитии государств и регионов.
Развитые государства помогали и помогаютслаборазвитым странам.
Эта помощь фактически выражается в перемещении тех же ре-
сурсов – товаров, финансов, инвестиций, только без встречного воз-
мещения.
Отсутствие встречного возмещения – есть отличительная черта, ко-
торая служит выделением данного ресурсопотока в особый вид, который
регулируется нормами права международной экономической помощи,
входящего в систему международного экономического права.
Здесь сложился свой рынок, где есть экспортеры (государства-
доноры) и импортеры (государства-рецепиенты) помощи, предостав-
ляемой как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
В международной экономической системе все ее элементы – тор-
говля, финансы, инвестиции – взаимосвязаны и сбалансированы.
Если управляемость системы нарушается, происходят кризисы,
касающиеся отдельных стран, регионов, подсистем или всей эконо-
мической системы в целом.
Взаимозависимость прослеживается в глобальном, региональном,
межрегиональном, двустороннем и секторальном разрезе.
Вопросы:
1. Назовите отношения, являющиеся предметом регулирования
МЭП.
2. Дайте характеристику источникамМЭП.
3. Перечислите основные международные организации, действу-
ющие в сфере МЭП.
Литература:
№ 3, 12, 29, 37, 40 55, 66, 80, 83