2. Война и некоторые аспекты ее международно-правового регулирования

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 

III Гаагская конференция об открытии военных действий 1907 г.

устанавливает, что началу боевых действий должно предшествовать

предварительное предупреждение. Это может быть мотивированное

объявление или ультиматум.

Объявление войны влечет за собой определенные юридические

последствия:

- прекращение мирных отношений между воюющими государства-

ми;

- представление интересов воюющих поручается третьему, обычно

нейтральному государству, с которым они поддерживают диплома-

тические отношения;

- договоры мирного времени прекращают свое действие и заменяют-

ся Гаагскими и Женевскими конвенциями;

- на граждан неприятельской стороны, находящихся на территории

государства, налагаются ограничения (выборместа жительства, пе-

ремещение, проживание в специально отведенных местах);

- имущество вражеского государства конфискуется.

Военные действия разворачиваются в национальных и междуна-

родных пространственных пределах, именуемых театром войны. Из

него на основании МД исключаются: территории нейтральных госу-

дарств, международные проливы и каналы, отдельные континенты (Ан-

тарктика), космос, санитарные зоны и т.д.

Правовое положение нейтральных государств регламентируется

V и XIII Гаагскими конвенциями 1907 г. Под нейтралитетом понимает-

ся правовое положение государства, при котором оно не участвует в

войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.

В соответствии с ними территория нейтральных государств не

может быть использована воюющими в военных целях, на нельзя со-

здавать учреждения по формированию и вербовке военных отрядов,

воюющие не должны допускать ввода своих войск на территорию ней-

тралов, любое посягательство на территорию нейтрального государ-

ства может быть отражено с помощью военной силы, причем такие

действия не считаются враждебными.

Нейтральные страны не имеют права предоставлять воюющим

боевую технику, вооружение, боеприпасы и предметы, служащие во-

енным целям.

В вооруженном конфликте международного характера противо-

борствующие государства представлены своими вооруженными си-

лами (п. 1 ст. 43 I Дополнительного протокола 1977 г.).

Их можно разделить на две категории:

1. Комбатанты (сражающиеся) – непосредственно участвуют в бое-

вых действиях, применяют военную силу

2. Некомбатанты (не сражающиеся) – личный состав, обслуживаю-

щий и обеспечивающий боевую деятельность вооруженных сил, но

в боях не участвующий (медики, интенданты, юристы, журналисты,

духовенство и т.д.).

На практике зачастую возникает необходимость в разграничении

таких понятий, как военныйшпион и военный разведчик, доброволец

и наемник.

IV Гаагская конвенция 1907 г. установила норму, согласно кото-

рой ォ…воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе

средств нанесения вреда противникуサ.

С точки зрения МП все средства и методы войны делятся на пра-

вомерные и незаконные.

К противоправным относятся оружие массового уничтожения,

оружие, способное причинять излишние страдания и повреждения, и

средства, наносящие обширный, долговременный, серьезный ущерб

природной среде.

Некоторые из них прямо запрещены международными договора-

ми (например, яд и отравленное оружие – IV Гаагская конвенция 1907

г.; удушливые и ядовитые газы – Женевский протокол 1925 г.; хими-

ческое оружие – Конвенция о запрещении производства, хранения и

накопления запасов химического оружия и его уничтожении 1993 г. и

др.).

Значительная группа недозволенных средств ведения войны не

являются объектом прямого запрета в конкретных международных

соглашениях. Это – ядерное, нейтронное, геофизическое, радиологи-

ческое, инфразвуковое, генетическое, этническое оружие, а также

психотропные средства.

МП ограничивает или запрещает некоторые методы ведения вой-

ны: убийство сдающихся в плен или лиц, принадлежащих к населе-

нию неприятеля, незаконное использование символики

противоположной стороны или международных организаций, симуля-

ция, пытки, взятие заложников и т.д.

К жертвам войны МПотносит раненных и больных, военноплен-

ных и гражданское население. Каждая из этих категорий находится

под защитой одной из четырех Женевских конвенций о защите жертв

войны 1949 г.

Окончание войны в юридическом смысле означает прекращение

состояния войны, т.е. восстановление между воюющими государствами

мирных отношений с вытекающими отсюда международно-правовы-

ми последствиями.

Прекращению состояния войны обычно предшествует прекраще-

ние военных действий. Наиболее распространенными формами пре-

кращения военных действий являются:

- перемирие (местное или общее, срочное или бессрочное);

- капитуляция (местная, общая, почетная, безоговорочная).

Основным международно-правовым средством прекращения со-

стояния войны между государствами является заключение ими мир-

ного договора, в котором урегулируются политические, экономические,

территориальные проблемы, вопросы обмена военнопленными и от-

ветственности военных преступников, восстановление договоров мир-

ного времени и официальных отношений, вопросы репараций и

реституции и т.д.

Окончание первой и второй мировых войн получило свое между-

народно-правовое оформление через мирные договоры 1919-1920 гг.

и 1947 г.

ВпрактикеМПиМОсостояние войны может быть прекращено на

основании односторонней декларации, как инициативногошага одной

из воюющих сторон (в январе 1955 г. именно так прекратил состояние

войны с Германией СССР).

Это может быть и двусторонняя декларация, являющаяся согла-

шением сторон (Декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г.).

Виды ответственности за нарушение законов и обычаев войны:

1. Политическая, выступающая в двух формах:

- санкции– принудительные меры военного или иного характера, при-

меняемые против агрессора в случае угрозы миру и безопасности.

Решение о санкциях принимает СБ ООН на основании ст. 39, 41 и

42 Устава ООН;

- ресторации – восстановление государством правонарушителем пре-

жнего состояния и несение связанных с этим неблагоприятных по-

следствий политического и материального характера.

2. Материальная, которая реализуется через:

- репарации– возмещение причиненного войной материального ущер-

ба денежными средствами, ценностями, услугами;

- реституции – возвращение, восстановление или замена в натуре не-

правомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных ценностей.

Политическая и материальная ответственность распространяется на

государства.

3. Уголовная ответственность индивидов наступает на основании ре-

шений, принимаемых:

- судами национальных государств за преступления международного

характера, не связанные с деятельностью государства (жестокое

обращение с военнопленными, ранеными, гражданским населени-

ем);

- специальными судебными органами, созданными на основании МД,

за международные преступления, связанные с деятельностью госу-

дарства (преступления против мира и человечности, военные пре-

ступления).

Вопросы:

1. Назовите предмет регулирования международного права вооружен-

ных конфликтов.

2. Дайте краткую характеристику универсальным международным

договором, заключенным в сфере права вооруженных конфликтов.

3. Назовите правовые последствия начала войны.

4. Перечислите существующие способы прекращения военных дей-

ствий и состояния войны.

5. Укажите средства и методы ведения войны запрещены правом воо-

руженных конфликтов.

Литература:

№ 3, 6, 7, 8, 9, 10, 32, 33, 35, 46, 53, 55, 60, 63, 64, 68.

III Гаагская конференция об открытии военных действий 1907 г.

устанавливает, что началу боевых действий должно предшествовать

предварительное предупреждение. Это может быть мотивированное

объявление или ультиматум.

Объявление войны влечет за собой определенные юридические

последствия:

- прекращение мирных отношений между воюющими государства-

ми;

- представление интересов воюющих поручается третьему, обычно

нейтральному государству, с которым они поддерживают диплома-

тические отношения;

- договоры мирного времени прекращают свое действие и заменяют-

ся Гаагскими и Женевскими конвенциями;

- на граждан неприятельской стороны, находящихся на территории

государства, налагаются ограничения (выборместа жительства, пе-

ремещение, проживание в специально отведенных местах);

- имущество вражеского государства конфискуется.

Военные действия разворачиваются в национальных и междуна-

родных пространственных пределах, именуемых театром войны. Из

него на основании МД исключаются: территории нейтральных госу-

дарств, международные проливы и каналы, отдельные континенты (Ан-

тарктика), космос, санитарные зоны и т.д.

Правовое положение нейтральных государств регламентируется

V и XIII Гаагскими конвенциями 1907 г. Под нейтралитетом понимает-

ся правовое положение государства, при котором оно не участвует в

войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.

В соответствии с ними территория нейтральных государств не

может быть использована воюющими в военных целях, на нельзя со-

здавать учреждения по формированию и вербовке военных отрядов,

воюющие не должны допускать ввода своих войск на территорию ней-

тралов, любое посягательство на территорию нейтрального государ-

ства может быть отражено с помощью военной силы, причем такие

действия не считаются враждебными.

Нейтральные страны не имеют права предоставлять воюющим

боевую технику, вооружение, боеприпасы и предметы, служащие во-

енным целям.

В вооруженном конфликте международного характера противо-

борствующие государства представлены своими вооруженными си-

лами (п. 1 ст. 43 I Дополнительного протокола 1977 г.).

Их можно разделить на две категории:

1. Комбатанты (сражающиеся) – непосредственно участвуют в бое-

вых действиях, применяют военную силу

2. Некомбатанты (не сражающиеся) – личный состав, обслуживаю-

щий и обеспечивающий боевую деятельность вооруженных сил, но

в боях не участвующий (медики, интенданты, юристы, журналисты,

духовенство и т.д.).

На практике зачастую возникает необходимость в разграничении

таких понятий, как военныйшпион и военный разведчик, доброволец

и наемник.

IV Гаагская конвенция 1907 г. установила норму, согласно кото-

рой ォ…воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе

средств нанесения вреда противникуサ.

С точки зрения МП все средства и методы войны делятся на пра-

вомерные и незаконные.

К противоправным относятся оружие массового уничтожения,

оружие, способное причинять излишние страдания и повреждения, и

средства, наносящие обширный, долговременный, серьезный ущерб

природной среде.

Некоторые из них прямо запрещены международными договора-

ми (например, яд и отравленное оружие – IV Гаагская конвенция 1907

г.; удушливые и ядовитые газы – Женевский протокол 1925 г.; хими-

ческое оружие – Конвенция о запрещении производства, хранения и

накопления запасов химического оружия и его уничтожении 1993 г. и

др.).

Значительная группа недозволенных средств ведения войны не

являются объектом прямого запрета в конкретных международных

соглашениях. Это – ядерное, нейтронное, геофизическое, радиологи-

ческое, инфразвуковое, генетическое, этническое оружие, а также

психотропные средства.

МП ограничивает или запрещает некоторые методы ведения вой-

ны: убийство сдающихся в плен или лиц, принадлежащих к населе-

нию неприятеля, незаконное использование символики

противоположной стороны или международных организаций, симуля-

ция, пытки, взятие заложников и т.д.

К жертвам войны МПотносит раненных и больных, военноплен-

ных и гражданское население. Каждая из этих категорий находится

под защитой одной из четырех Женевских конвенций о защите жертв

войны 1949 г.

Окончание войны в юридическом смысле означает прекращение

состояния войны, т.е. восстановление между воюющими государствами

мирных отношений с вытекающими отсюда международно-правовы-

ми последствиями.

Прекращению состояния войны обычно предшествует прекраще-

ние военных действий. Наиболее распространенными формами пре-

кращения военных действий являются:

- перемирие (местное или общее, срочное или бессрочное);

- капитуляция (местная, общая, почетная, безоговорочная).

Основным международно-правовым средством прекращения со-

стояния войны между государствами является заключение ими мир-

ного договора, в котором урегулируются политические, экономические,

территориальные проблемы, вопросы обмена военнопленными и от-

ветственности военных преступников, восстановление договоров мир-

ного времени и официальных отношений, вопросы репараций и

реституции и т.д.

Окончание первой и второй мировых войн получило свое между-

народно-правовое оформление через мирные договоры 1919-1920 гг.

и 1947 г.

ВпрактикеМПиМОсостояние войны может быть прекращено на

основании односторонней декларации, как инициативногошага одной

из воюющих сторон (в январе 1955 г. именно так прекратил состояние

войны с Германией СССР).

Это может быть и двусторонняя декларация, являющаяся согла-

шением сторон (Декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г.).

Виды ответственности за нарушение законов и обычаев войны:

1. Политическая, выступающая в двух формах:

- санкции– принудительные меры военного или иного характера, при-

меняемые против агрессора в случае угрозы миру и безопасности.

Решение о санкциях принимает СБ ООН на основании ст. 39, 41 и

42 Устава ООН;

- ресторации – восстановление государством правонарушителем пре-

жнего состояния и несение связанных с этим неблагоприятных по-

следствий политического и материального характера.

2. Материальная, которая реализуется через:

- репарации– возмещение причиненного войной материального ущер-

ба денежными средствами, ценностями, услугами;

- реституции – возвращение, восстановление или замена в натуре не-

правомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных ценностей.

Политическая и материальная ответственность распространяется на

государства.

3. Уголовная ответственность индивидов наступает на основании ре-

шений, принимаемых:

- судами национальных государств за преступления международного

характера, не связанные с деятельностью государства (жестокое

обращение с военнопленными, ранеными, гражданским населени-

ем);

- специальными судебными органами, созданными на основании МД,

за международные преступления, связанные с деятельностью госу-

дарства (преступления против мира и человечности, военные пре-

ступления).

Вопросы:

1. Назовите предмет регулирования международного права вооружен-

ных конфликтов.

2. Дайте краткую характеристику универсальным международным

договором, заключенным в сфере права вооруженных конфликтов.

3. Назовите правовые последствия начала войны.

4. Перечислите существующие способы прекращения военных дей-

ствий и состояния войны.

5. Укажите средства и методы ведения войны запрещены правом воо-

руженных конфликтов.

Литература:

№ 3, 6, 7, 8, 9, 10, 32, 33, 35, 46, 53, 55, 60, 63, 64, 68.