1. Современные международные отношения и право международной безопасности (ПМБ)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 

Реальности современного мира свидетельствуют о том, что:

- международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлю-

щий характер;

- безопасность одного государства связана с безопасностью мирово-

го сообщества в целом.

Роль МП в создании системы международной безопасности сво-

дится к решению следующих задач:

а) обеспечение функционирования тогомеханизма обеспечения мира,

который уже есть у мирового сообщества, и укрепление существу-

ющего международного правопорядка;

б) создание новых международно-правовых норм, отвечающих со-

временным реалиям обеспечения безопасности.

Выполнение этих задач связано как с процессом правопримене-

ния, так и нормотворчества.

Право международной безопасности – это совокупность об-

щепризнанныхи специальных принципов и норм, направленных на под-

держание мира и международной безопасности, пресечение актов

агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, про-

довольственной, экологической, информационной безопасности госу-

дарств и стабильности международных отношений.

Юридическую основу права международной безопасности со-

ставляют такие принципы как:

1) Основные принципыМП:

- неприменение силы или угрозы силой;

- мирное разрешение международных споров;

- невмешательство во внутренние дела;

- разоружение;

- сотрудничество государств.

2) Специальные принципы права международной безопасности:

- равная безопасность;

- ненанесение ущерба;

- равенство и одинаковая безопасность;

- неделимость международной безопасности.

2. Международно-правовые средства обеспечения безопасности

Международно-правовое обеспечение мира и безопасности пред-

ставляет собой совокупность урегулированных международно-право-

вых мер, направленных на мирное разрешение международных споров,

создание систем коллективной безопасности, предотвращение возник-

новения войны, пресечение актов агрессии, сокращение ВС и воору-

жений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения

войны, укрепление мер доверия и установление эффективногомежду-

народного контроля за деятельностью государств в военной области.

Система международной безопасности состоит из целого рода

компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитиемеж-

дународных отношений. Она предусматривает:

1. Коллективные меры, предполагающиеширокое международное со-

трудничество.

2. Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвраще-

нии возникающих угроз миру и мирном урегулировании междуна-

родных споров.

Международное право располагает набором средств обеспечения

международной безопасности:

а) коллективная безопасность (универсальная и региональная);

б) мирные средства разрешения споров;

в) меры по ослаблению международной напряженности, прекраще-

нию гонок вооружений и разоружению;

г) меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы

мира;

д) неприсоединение и нейтралитет;

е) меры по укреплению доверия между государствами и др.

Среди названных средств обеспечения международной безопас-

ности особое место отводится:

I. Коллективная безопасность – означает систему совместных

мероприятий государств всего мира или определенного географичес-

кого района, предпринимаемых для предотвращения и устранения уг-

розы миру, подавления актов агрессии.

Система коллективной безопасности юридически оформляется

договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники

закрепляют три положения:

- не прибегать к силе и угрозе силой;

- разрешать споры исключительно мирными способами;

- активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру,

оздоровления международной обстановки.

Различают два вида системы коллективной безопасности:

1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безо-

пасности являетсяООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит

в поддержании международного мира и безопасности, принятии для

этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).

Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом

ООН, охватывает:

- меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношени-

ях между государствами (п. 4 ст. 2);

- меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

- меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

- меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

- меры по использованию региональных организаций безопасности

(гл. VIII);

- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

- принудительные меры безопасности без использования вооружен-

ных сил (ст. 41);

- принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);

2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допуская

существование региональных соглашений и органов безопасности,

Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:

- участие только государств одного политико-географического райо-

на;

- действие соглашений не должно выходить за пределы данного рай-

она;

- акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопас-

ности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть со-

вместимы с целями и принципами Устава ООН;

- СБООН должен быть информирован опредпринимаемых или наме-

чаемых действиях по поддержанию международного мира и безо-

пасности.

Главным в системе коллективных мероприятий региональных

организаций безопасности (по смыслу ст. 52 Устава ООН) являются:

а) мирные средства предотвращения войны;

б) принудительныемеры с применением вооруженной силы могут пред-

приниматься только для отражения уже совершенного нападения на

одного из участников системы коллективной безопасности (т.е. на

основе ст. 51 Устава ООН – коллективная самооборона);

в) принудительные меры в рамках региональной организации безопас-

ности могут применяться под руководством СБ ООН.

В настоящее время региональными системами коллективной бе-

зопасности являются: Организация Американских государств (ОАГ),

Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств

(ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Орга-

низация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система

коллективной безопасности в рамках СНГ.

II. Мирные средства разрешениямеждународных споров.Мир-

ное разрешение международных споров является одним из основных

принципов МП, который нашел свое закрепление в Уставе ООН (ст.

1), Декларации о принципах МП 1970 г., Декларации принципов ЗА

СБСЕ 1975 г. и др.

Средства мирного разрешения международных споров определе-

ны в ст. 33 Устава ООН:

- непосредственные переговоры;

- добрые услуги и посредничество;

- смешанные комиссии – следственные и согласительные;

- международная арбитражная и судебная процедура;

- разрешение споров в международных организациях.

Первые три средства предполагают определенное участие споря-

щих сторон в процедуре урегулирования их разногласий.

Международная арбитражная и судебная процедура исключает

заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и тре-

бует обязательного выполнения решения, принятого международным

судом или арбитражем.

Разрешение спора в международных организациях предусматри-

вает политическое урегулирование спора.

III. Разоружение – это комплекс мер, направленных на прекра-

щение наращивания материальных средств ведения войны, их ограни-

чение, сокращение и ликвидацию.

Общая международно-правовая основа разоружения заложена в

УставеООН:

- ГА ООН рассматривает принципы разоружения и регулирования

вооружений и выносит рекомендации в этой области СБООН и чле-

нами организации (ст. 11);

- СБООН несет ответственность за формулирование планов создания

системы регулирования разоружения (ст. 26);

- Военно-штабной комитет дает рекомендации и оказывает помощь СБ

ООН по вопросам, относящимся к регулированию вооружений и

возможному разоружению (ст. 47).

Основными источниками норм в области права международной

безопасности являются международные договоры:

1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968

г.);

2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинс-

кой Америке 1967 г.);

3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении сис-

тем противоракетной обороны 1972 г.).

МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу и

букве основных международно-правовых актов они должны стремиться

к перспективе всеобщего и полного разоружения под международ-

ным контролем.

В международных отношениях активно используются частичные

меры по разоружению:

- запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производ-

ства, накопления, развертывания и применения;

- ограничения некоторых видов вооружений в количественном и ка-

чественном отношении;

- сужение возможности качественного совершенствования оружия;

- сокращение сферы или районов размещения различных видов воо-

ружений.

Разоружение предусматривает существование института между-

народного контроля, который наблюдает за выполнением государства-

ми договорных обязательств в области разоружения, анализирует

полученные данные и доводит их до соответствующих международ-

ных органов. Он осуществляется:

а) национальный уровень (спутники, сейсмические станции и др. тех-

нические средства);

б) международный уровень (наблюдатели, инспекции и т.п.)

В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограничения

ядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения и

находится под особым вниманиемМП.

Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не су-

ществует, приняты международно-правовые акты, вводящие ограни-

чения в ядерную проблематику:

Запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и

под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в ат-

мосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.).

Запрещение испытаний ядерного оружия и его размещения в Ан-

тарктике (Договор об Антарктике1959 г.); в Латинской Америке (До-

говор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); в

южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной

части Тихого океана 1985 г.); на морском дне и в его недрах (Договор

о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядер-

ного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.);

на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности госу-

дарств на Луне и других небесных телах 1984 г.).

Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить

распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его

какими-либо государствами, кроме тех, которые официально призна-

ны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобрита-

ния, Франция). Но здесь есть проблемы.

Актуальным является вопрос регулирования ядерных стратегичес-

ких вооружений. К ним относятся:

- межконтинентальные баллистические ракеты;

- тяжелые бомбардировщики;

- атомный подводный флот.

Регулированием ядерных стратегических вооружений в основном

занимаютсяРФ и США (Временное соглашение о некоторых мерах в об-

ласти ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г.;

Договоробограничении наступательныхстратегическихвооружений1979

г., не вступивший в силу; Договор о сокращении и ограничении наступа-

тельных стратегических вооружений 1991 г. и Договор о дальнейшем

сокращении и ограничении наступательныхстратегических вооружений

1993 г., который воспринимается весьма неоднозначно).

К оружию массового уничтожения относятся также химическое и

бактериологическое оружие.

Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим зап-

ретом:

- запрещено не только его применение в военных целях, но и разра-

ботка, производство и накопление;

- запасы бактериологического оружия подлежат уничтожению или

переработке в мирных целях (Конвенция о запрещении разработки,

производства и накопления запасов бактериологического (биологи-

ческого) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.).

Конвенция 1972 г. обязала каждого участника не разрабатывать,

не производить, не накапливать:

- микробиологические и другие биологические агенты или токсины,

независимо от их происхождения и производства, таких видов и в

таких количествах, которые не предназначены для профилактичес-

ких, защитных и других мирных целей;

- оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для

использования таких агентов или токсинов во враждебных целях

или в вооруженных конфликтах.

Государства обязались уничтожить или переключить на мирные

цели не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все

агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которы-

ми оно обладает или которое находится под егоюрисдикцией или кон-

тролем.

Конвенция вступила в силу в марте 1975 г., официально считает-

ся, что с начала 1976 г. все бактериологическое оружие и средства его

доставки уничтожены или переключены на мирные цели.

Химическое оружие как средство ведения войны является проти-

возаконнымна основанииПротокола о запрещении применения на войне

удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологичес-

ких средств 1925 г.

После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о зап-

рещении разработок производства, накопления и применения хими-

ческого оружия и о его уничтожении этот вид оружия массового

уничтожения также оказался под полным запретом.

Для содействия скорейшему введению такого запрета РФ и США

приняли решение о прекращении производства химического оружия,

сокращении имеющихся у них его запасов и принятии других мер,

способствующих переходу к многостороннему сотрудничеству в этой

области (Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического

оружия и о мерах по содействию многосторонней конвенции о запре-

щении химического оружия 1990 г.).

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и

применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала

каждого участника:

- не разрабатывать, не производить и не накапливать химического

оружия;

- не позднее 2-х лет после вступления Конвенции в силу (1997 г.)

начать работу по уничтожению этого оружия и завершить не по-

зднее 10 лет после вступления Конвенции в силу;

- процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самым

последним достижениям науки и производиться на специально обо-

рудованных объектах.

Вопросы:

1. Назовите предмет регулирования права международной безопасно-

сти и правовые институты, существующие в данной отрасли.

2. Дайте характеристику источников права международной безопас-

ности.

3. Перечислите международные организации, действующие в сфере

обеспечения международной безопасности.

4. Назовите полномочия СБ ООН, которые могут быть реализованы в

случае угрозы международному миру и безопасности.

5. Перечислите подходы международного права и мирового сообще-

ства к проблеме запрещения оружия массового уничтожения.

Литература:

№ 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 30, 31, 32, 33, 39, 54, 55, 60.

Реальности современного мира свидетельствуют о том, что:

- международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлю-

щий характер;

- безопасность одного государства связана с безопасностью мирово-

го сообщества в целом.

Роль МП в создании системы международной безопасности сво-

дится к решению следующих задач:

а) обеспечение функционирования тогомеханизма обеспечения мира,

который уже есть у мирового сообщества, и укрепление существу-

ющего международного правопорядка;

б) создание новых международно-правовых норм, отвечающих со-

временным реалиям обеспечения безопасности.

Выполнение этих задач связано как с процессом правопримене-

ния, так и нормотворчества.

Право международной безопасности – это совокупность об-

щепризнанныхи специальных принципов и норм, направленных на под-

держание мира и международной безопасности, пресечение актов

агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, про-

довольственной, экологической, информационной безопасности госу-

дарств и стабильности международных отношений.

Юридическую основу права международной безопасности со-

ставляют такие принципы как:

1) Основные принципыМП:

- неприменение силы или угрозы силой;

- мирное разрешение международных споров;

- невмешательство во внутренние дела;

- разоружение;

- сотрудничество государств.

2) Специальные принципы права международной безопасности:

- равная безопасность;

- ненанесение ущерба;

- равенство и одинаковая безопасность;

- неделимость международной безопасности.

2. Международно-правовые средства обеспечения безопасности

Международно-правовое обеспечение мира и безопасности пред-

ставляет собой совокупность урегулированных международно-право-

вых мер, направленных на мирное разрешение международных споров,

создание систем коллективной безопасности, предотвращение возник-

новения войны, пресечение актов агрессии, сокращение ВС и воору-

жений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения

войны, укрепление мер доверия и установление эффективногомежду-

народного контроля за деятельностью государств в военной области.

Система международной безопасности состоит из целого рода

компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитиемеж-

дународных отношений. Она предусматривает:

1. Коллективные меры, предполагающиеширокое международное со-

трудничество.

2. Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвраще-

нии возникающих угроз миру и мирном урегулировании междуна-

родных споров.

Международное право располагает набором средств обеспечения

международной безопасности:

а) коллективная безопасность (универсальная и региональная);

б) мирные средства разрешения споров;

в) меры по ослаблению международной напряженности, прекраще-

нию гонок вооружений и разоружению;

г) меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы

мира;

д) неприсоединение и нейтралитет;

е) меры по укреплению доверия между государствами и др.

Среди названных средств обеспечения международной безопас-

ности особое место отводится:

I. Коллективная безопасность – означает систему совместных

мероприятий государств всего мира или определенного географичес-

кого района, предпринимаемых для предотвращения и устранения уг-

розы миру, подавления актов агрессии.

Система коллективной безопасности юридически оформляется

договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники

закрепляют три положения:

- не прибегать к силе и угрозе силой;

- разрешать споры исключительно мирными способами;

- активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру,

оздоровления международной обстановки.

Различают два вида системы коллективной безопасности:

1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безо-

пасности являетсяООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит

в поддержании международного мира и безопасности, принятии для

этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).

Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом

ООН, охватывает:

- меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношени-

ях между государствами (п. 4 ст. 2);

- меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

- меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

- меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

- меры по использованию региональных организаций безопасности

(гл. VIII);

- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

- принудительные меры безопасности без использования вооружен-

ных сил (ст. 41);

- принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);

2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допуская

существование региональных соглашений и органов безопасности,

Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:

- участие только государств одного политико-географического райо-

на;

- действие соглашений не должно выходить за пределы данного рай-

она;

- акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопас-

ности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть со-

вместимы с целями и принципами Устава ООН;

- СБООН должен быть информирован опредпринимаемых или наме-

чаемых действиях по поддержанию международного мира и безо-

пасности.

Главным в системе коллективных мероприятий региональных

организаций безопасности (по смыслу ст. 52 Устава ООН) являются:

а) мирные средства предотвращения войны;

б) принудительныемеры с применением вооруженной силы могут пред-

приниматься только для отражения уже совершенного нападения на

одного из участников системы коллективной безопасности (т.е. на

основе ст. 51 Устава ООН – коллективная самооборона);

в) принудительные меры в рамках региональной организации безопас-

ности могут применяться под руководством СБ ООН.

В настоящее время региональными системами коллективной бе-

зопасности являются: Организация Американских государств (ОАГ),

Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств

(ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Орга-

низация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система

коллективной безопасности в рамках СНГ.

II. Мирные средства разрешениямеждународных споров.Мир-

ное разрешение международных споров является одним из основных

принципов МП, который нашел свое закрепление в Уставе ООН (ст.

1), Декларации о принципах МП 1970 г., Декларации принципов ЗА

СБСЕ 1975 г. и др.

Средства мирного разрешения международных споров определе-

ны в ст. 33 Устава ООН:

- непосредственные переговоры;

- добрые услуги и посредничество;

- смешанные комиссии – следственные и согласительные;

- международная арбитражная и судебная процедура;

- разрешение споров в международных организациях.

Первые три средства предполагают определенное участие споря-

щих сторон в процедуре урегулирования их разногласий.

Международная арбитражная и судебная процедура исключает

заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и тре-

бует обязательного выполнения решения, принятого международным

судом или арбитражем.

Разрешение спора в международных организациях предусматри-

вает политическое урегулирование спора.

III. Разоружение – это комплекс мер, направленных на прекра-

щение наращивания материальных средств ведения войны, их ограни-

чение, сокращение и ликвидацию.

Общая международно-правовая основа разоружения заложена в

УставеООН:

- ГА ООН рассматривает принципы разоружения и регулирования

вооружений и выносит рекомендации в этой области СБООН и чле-

нами организации (ст. 11);

- СБООН несет ответственность за формулирование планов создания

системы регулирования разоружения (ст. 26);

- Военно-штабной комитет дает рекомендации и оказывает помощь СБ

ООН по вопросам, относящимся к регулированию вооружений и

возможному разоружению (ст. 47).

Основными источниками норм в области права международной

безопасности являются международные договоры:

1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968

г.);

2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинс-

кой Америке 1967 г.);

3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении сис-

тем противоракетной обороны 1972 г.).

МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу и

букве основных международно-правовых актов они должны стремиться

к перспективе всеобщего и полного разоружения под международ-

ным контролем.

В международных отношениях активно используются частичные

меры по разоружению:

- запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производ-

ства, накопления, развертывания и применения;

- ограничения некоторых видов вооружений в количественном и ка-

чественном отношении;

- сужение возможности качественного совершенствования оружия;

- сокращение сферы или районов размещения различных видов воо-

ружений.

Разоружение предусматривает существование института между-

народного контроля, который наблюдает за выполнением государства-

ми договорных обязательств в области разоружения, анализирует

полученные данные и доводит их до соответствующих международ-

ных органов. Он осуществляется:

а) национальный уровень (спутники, сейсмические станции и др. тех-

нические средства);

б) международный уровень (наблюдатели, инспекции и т.п.)

В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограничения

ядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения и

находится под особым вниманиемМП.

Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не су-

ществует, приняты международно-правовые акты, вводящие ограни-

чения в ядерную проблематику:

Запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и

под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в ат-

мосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.).

Запрещение испытаний ядерного оружия и его размещения в Ан-

тарктике (Договор об Антарктике1959 г.); в Латинской Америке (До-

говор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); в

южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной

части Тихого океана 1985 г.); на морском дне и в его недрах (Договор

о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядер-

ного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.);

на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности госу-

дарств на Луне и других небесных телах 1984 г.).

Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить

распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его

какими-либо государствами, кроме тех, которые официально призна-

ны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобрита-

ния, Франция). Но здесь есть проблемы.

Актуальным является вопрос регулирования ядерных стратегичес-

ких вооружений. К ним относятся:

- межконтинентальные баллистические ракеты;

- тяжелые бомбардировщики;

- атомный подводный флот.

Регулированием ядерных стратегических вооружений в основном

занимаютсяРФ и США (Временное соглашение о некоторых мерах в об-

ласти ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г.;

Договоробограничении наступательныхстратегическихвооружений1979

г., не вступивший в силу; Договор о сокращении и ограничении наступа-

тельных стратегических вооружений 1991 г. и Договор о дальнейшем

сокращении и ограничении наступательныхстратегических вооружений

1993 г., который воспринимается весьма неоднозначно).

К оружию массового уничтожения относятся также химическое и

бактериологическое оружие.

Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим зап-

ретом:

- запрещено не только его применение в военных целях, но и разра-

ботка, производство и накопление;

- запасы бактериологического оружия подлежат уничтожению или

переработке в мирных целях (Конвенция о запрещении разработки,

производства и накопления запасов бактериологического (биологи-

ческого) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.).

Конвенция 1972 г. обязала каждого участника не разрабатывать,

не производить, не накапливать:

- микробиологические и другие биологические агенты или токсины,

независимо от их происхождения и производства, таких видов и в

таких количествах, которые не предназначены для профилактичес-

ких, защитных и других мирных целей;

- оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для

использования таких агентов или токсинов во враждебных целях

или в вооруженных конфликтах.

Государства обязались уничтожить или переключить на мирные

цели не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все

агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которы-

ми оно обладает или которое находится под егоюрисдикцией или кон-

тролем.

Конвенция вступила в силу в марте 1975 г., официально считает-

ся, что с начала 1976 г. все бактериологическое оружие и средства его

доставки уничтожены или переключены на мирные цели.

Химическое оружие как средство ведения войны является проти-

возаконнымна основанииПротокола о запрещении применения на войне

удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологичес-

ких средств 1925 г.

После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о зап-

рещении разработок производства, накопления и применения хими-

ческого оружия и о его уничтожении этот вид оружия массового

уничтожения также оказался под полным запретом.

Для содействия скорейшему введению такого запрета РФ и США

приняли решение о прекращении производства химического оружия,

сокращении имеющихся у них его запасов и принятии других мер,

способствующих переходу к многостороннему сотрудничеству в этой

области (Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического

оружия и о мерах по содействию многосторонней конвенции о запре-

щении химического оружия 1990 г.).

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и

применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала

каждого участника:

- не разрабатывать, не производить и не накапливать химического

оружия;

- не позднее 2-х лет после вступления Конвенции в силу (1997 г.)

начать работу по уничтожению этого оружия и завершить не по-

зднее 10 лет после вступления Конвенции в силу;

- процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самым

последним достижениям науки и производиться на специально обо-

рудованных объектах.

Вопросы:

1. Назовите предмет регулирования права международной безопасно-

сти и правовые институты, существующие в данной отрасли.

2. Дайте характеристику источников права международной безопас-

ности.

3. Перечислите международные организации, действующие в сфере

обеспечения международной безопасности.

4. Назовите полномочия СБ ООН, которые могут быть реализованы в

случае угрозы международному миру и безопасности.

5. Перечислите подходы международного права и мирового сообще-

ства к проблеме запрещения оружия массового уничтожения.

Литература:

№ 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 30, 31, 32, 33, 39, 54, 55, 60.