1. Современные международные отношения и право международной безопасности (ПМБ)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58
Реальности современного мира свидетельствуют о том, что:
- международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлю-
щий характер;
- безопасность одного государства связана с безопасностью мирово-
го сообщества в целом.
Роль МП в создании системы международной безопасности сво-
дится к решению следующих задач:
а) обеспечение функционирования тогомеханизма обеспечения мира,
который уже есть у мирового сообщества, и укрепление существу-
ющего международного правопорядка;
б) создание новых международно-правовых норм, отвечающих со-
временным реалиям обеспечения безопасности.
Выполнение этих задач связано как с процессом правопримене-
ния, так и нормотворчества.
Право международной безопасности – это совокупность об-
щепризнанныхи специальных принципов и норм, направленных на под-
держание мира и международной безопасности, пресечение актов
агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, про-
довольственной, экологической, информационной безопасности госу-
дарств и стабильности международных отношений.
Юридическую основу права международной безопасности со-
ставляют такие принципы как:
1) Основные принципыМП:
- неприменение силы или угрозы силой;
- мирное разрешение международных споров;
- невмешательство во внутренние дела;
- разоружение;
- сотрудничество государств.
2) Специальные принципы права международной безопасности:
- равная безопасность;
- ненанесение ущерба;
- равенство и одинаковая безопасность;
- неделимость международной безопасности.
2. Международно-правовые средства обеспечения безопасности
Международно-правовое обеспечение мира и безопасности пред-
ставляет собой совокупность урегулированных международно-право-
вых мер, направленных на мирное разрешение международных споров,
создание систем коллективной безопасности, предотвращение возник-
новения войны, пресечение актов агрессии, сокращение ВС и воору-
жений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения
войны, укрепление мер доверия и установление эффективногомежду-
народного контроля за деятельностью государств в военной области.
Система международной безопасности состоит из целого рода
компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитиемеж-
дународных отношений. Она предусматривает:
1. Коллективные меры, предполагающиеширокое международное со-
трудничество.
2. Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвраще-
нии возникающих угроз миру и мирном урегулировании междуна-
родных споров.
Международное право располагает набором средств обеспечения
международной безопасности:
а) коллективная безопасность (универсальная и региональная);
б) мирные средства разрешения споров;
в) меры по ослаблению международной напряженности, прекраще-
нию гонок вооружений и разоружению;
г) меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы
мира;
д) неприсоединение и нейтралитет;
е) меры по укреплению доверия между государствами и др.
Среди названных средств обеспечения международной безопас-
ности особое место отводится:
I. Коллективная безопасность – означает систему совместных
мероприятий государств всего мира или определенного географичес-
кого района, предпринимаемых для предотвращения и устранения уг-
розы миру, подавления актов агрессии.
Система коллективной безопасности юридически оформляется
договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники
закрепляют три положения:
- не прибегать к силе и угрозе силой;
- разрешать споры исключительно мирными способами;
- активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру,
оздоровления международной обстановки.
Различают два вида системы коллективной безопасности:
1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безо-
пасности являетсяООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит
в поддержании международного мира и безопасности, принятии для
этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).
Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом
ООН, охватывает:
- меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношени-
ях между государствами (п. 4 ст. 2);
- меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);
- меры разоружения (ст. 11, 26, 47);
- меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);
- меры по использованию региональных организаций безопасности
(гл. VIII);
- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);
- принудительные меры безопасности без использования вооружен-
ных сил (ст. 41);
- принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);
2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допуская
существование региональных соглашений и органов безопасности,
Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:
- участие только государств одного политико-географического райо-
на;
- действие соглашений не должно выходить за пределы данного рай-
она;
- акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопас-
ности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть со-
вместимы с целями и принципами Устава ООН;
- СБООН должен быть информирован опредпринимаемых или наме-
чаемых действиях по поддержанию международного мира и безо-
пасности.
Главным в системе коллективных мероприятий региональных
организаций безопасности (по смыслу ст. 52 Устава ООН) являются:
а) мирные средства предотвращения войны;
б) принудительныемеры с применением вооруженной силы могут пред-
приниматься только для отражения уже совершенного нападения на
одного из участников системы коллективной безопасности (т.е. на
основе ст. 51 Устава ООН – коллективная самооборона);
в) принудительные меры в рамках региональной организации безопас-
ности могут применяться под руководством СБ ООН.
В настоящее время региональными системами коллективной бе-
зопасности являются: Организация Американских государств (ОАГ),
Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств
(ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Орга-
низация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система
коллективной безопасности в рамках СНГ.
II. Мирные средства разрешениямеждународных споров.Мир-
ное разрешение международных споров является одним из основных
принципов МП, который нашел свое закрепление в Уставе ООН (ст.
1), Декларации о принципах МП 1970 г., Декларации принципов ЗА
СБСЕ 1975 г. и др.
Средства мирного разрешения международных споров определе-
ны в ст. 33 Устава ООН:
- непосредственные переговоры;
- добрые услуги и посредничество;
- смешанные комиссии – следственные и согласительные;
- международная арбитражная и судебная процедура;
- разрешение споров в международных организациях.
Первые три средства предполагают определенное участие споря-
щих сторон в процедуре урегулирования их разногласий.
Международная арбитражная и судебная процедура исключает
заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и тре-
бует обязательного выполнения решения, принятого международным
судом или арбитражем.
Разрешение спора в международных организациях предусматри-
вает политическое урегулирование спора.
III. Разоружение – это комплекс мер, направленных на прекра-
щение наращивания материальных средств ведения войны, их ограни-
чение, сокращение и ликвидацию.
Общая международно-правовая основа разоружения заложена в
УставеООН:
- ГА ООН рассматривает принципы разоружения и регулирования
вооружений и выносит рекомендации в этой области СБООН и чле-
нами организации (ст. 11);
- СБООН несет ответственность за формулирование планов создания
системы регулирования разоружения (ст. 26);
- Военно-штабной комитет дает рекомендации и оказывает помощь СБ
ООН по вопросам, относящимся к регулированию вооружений и
возможному разоружению (ст. 47).
Основными источниками норм в области права международной
безопасности являются международные договоры:
1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968
г.);
2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинс-
кой Америке 1967 г.);
3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении сис-
тем противоракетной обороны 1972 г.).
МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу и
букве основных международно-правовых актов они должны стремиться
к перспективе всеобщего и полного разоружения под международ-
ным контролем.
В международных отношениях активно используются частичные
меры по разоружению:
- запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производ-
ства, накопления, развертывания и применения;
- ограничения некоторых видов вооружений в количественном и ка-
чественном отношении;
- сужение возможности качественного совершенствования оружия;
- сокращение сферы или районов размещения различных видов воо-
ружений.
Разоружение предусматривает существование института между-
народного контроля, который наблюдает за выполнением государства-
ми договорных обязательств в области разоружения, анализирует
полученные данные и доводит их до соответствующих международ-
ных органов. Он осуществляется:
а) национальный уровень (спутники, сейсмические станции и др. тех-
нические средства);
б) международный уровень (наблюдатели, инспекции и т.п.)
В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограничения
ядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения и
находится под особым вниманиемМП.
Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не су-
ществует, приняты международно-правовые акты, вводящие ограни-
чения в ядерную проблематику:
Запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и
под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в ат-
мосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.).
Запрещение испытаний ядерного оружия и его размещения в Ан-
тарктике (Договор об Антарктике1959 г.); в Латинской Америке (До-
говор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); в
южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной
части Тихого океана 1985 г.); на морском дне и в его недрах (Договор
о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядер-
ного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.);
на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности госу-
дарств на Луне и других небесных телах 1984 г.).
Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить
распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его
какими-либо государствами, кроме тех, которые официально призна-
ны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобрита-
ния, Франция). Но здесь есть проблемы.
Актуальным является вопрос регулирования ядерных стратегичес-
ких вооружений. К ним относятся:
- межконтинентальные баллистические ракеты;
- тяжелые бомбардировщики;
- атомный подводный флот.
Регулированием ядерных стратегических вооружений в основном
занимаютсяРФ и США (Временное соглашение о некоторых мерах в об-
ласти ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г.;
Договоробограничении наступательныхстратегическихвооружений1979
г., не вступивший в силу; Договор о сокращении и ограничении наступа-
тельных стратегических вооружений 1991 г. и Договор о дальнейшем
сокращении и ограничении наступательныхстратегических вооружений
1993 г., который воспринимается весьма неоднозначно).
К оружию массового уничтожения относятся также химическое и
бактериологическое оружие.
Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим зап-
ретом:
- запрещено не только его применение в военных целях, но и разра-
ботка, производство и накопление;
- запасы бактериологического оружия подлежат уничтожению или
переработке в мирных целях (Конвенция о запрещении разработки,
производства и накопления запасов бактериологического (биологи-
ческого) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.).
Конвенция 1972 г. обязала каждого участника не разрабатывать,
не производить, не накапливать:
- микробиологические и другие биологические агенты или токсины,
независимо от их происхождения и производства, таких видов и в
таких количествах, которые не предназначены для профилактичес-
ких, защитных и других мирных целей;
- оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для
использования таких агентов или токсинов во враждебных целях
или в вооруженных конфликтах.
Государства обязались уничтожить или переключить на мирные
цели не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все
агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которы-
ми оно обладает или которое находится под егоюрисдикцией или кон-
тролем.
Конвенция вступила в силу в марте 1975 г., официально считает-
ся, что с начала 1976 г. все бактериологическое оружие и средства его
доставки уничтожены или переключены на мирные цели.
Химическое оружие как средство ведения войны является проти-
возаконнымна основанииПротокола о запрещении применения на войне
удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологичес-
ких средств 1925 г.
После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о зап-
рещении разработок производства, накопления и применения хими-
ческого оружия и о его уничтожении этот вид оружия массового
уничтожения также оказался под полным запретом.
Для содействия скорейшему введению такого запрета РФ и США
приняли решение о прекращении производства химического оружия,
сокращении имеющихся у них его запасов и принятии других мер,
способствующих переходу к многостороннему сотрудничеству в этой
области (Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического
оружия и о мерах по содействию многосторонней конвенции о запре-
щении химического оружия 1990 г.).
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и
применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала
каждого участника:
- не разрабатывать, не производить и не накапливать химического
оружия;
- не позднее 2-х лет после вступления Конвенции в силу (1997 г.)
начать работу по уничтожению этого оружия и завершить не по-
зднее 10 лет после вступления Конвенции в силу;
- процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самым
последним достижениям науки и производиться на специально обо-
рудованных объектах.
Вопросы:
1. Назовите предмет регулирования права международной безопасно-
сти и правовые институты, существующие в данной отрасли.
2. Дайте характеристику источников права международной безопас-
ности.
3. Перечислите международные организации, действующие в сфере
обеспечения международной безопасности.
4. Назовите полномочия СБ ООН, которые могут быть реализованы в
случае угрозы международному миру и безопасности.
5. Перечислите подходы международного права и мирового сообще-
ства к проблеме запрещения оружия массового уничтожения.
Литература:
№ 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 30, 31, 32, 33, 39, 54, 55, 60.
Реальности современного мира свидетельствуют о том, что:
- международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлю-
щий характер;
- безопасность одного государства связана с безопасностью мирово-
го сообщества в целом.
Роль МП в создании системы международной безопасности сво-
дится к решению следующих задач:
а) обеспечение функционирования тогомеханизма обеспечения мира,
который уже есть у мирового сообщества, и укрепление существу-
ющего международного правопорядка;
б) создание новых международно-правовых норм, отвечающих со-
временным реалиям обеспечения безопасности.
Выполнение этих задач связано как с процессом правопримене-
ния, так и нормотворчества.
Право международной безопасности – это совокупность об-
щепризнанныхи специальных принципов и норм, направленных на под-
держание мира и международной безопасности, пресечение актов
агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, про-
довольственной, экологической, информационной безопасности госу-
дарств и стабильности международных отношений.
Юридическую основу права международной безопасности со-
ставляют такие принципы как:
1) Основные принципыМП:
- неприменение силы или угрозы силой;
- мирное разрешение международных споров;
- невмешательство во внутренние дела;
- разоружение;
- сотрудничество государств.
2) Специальные принципы права международной безопасности:
- равная безопасность;
- ненанесение ущерба;
- равенство и одинаковая безопасность;
- неделимость международной безопасности.
2. Международно-правовые средства обеспечения безопасности
Международно-правовое обеспечение мира и безопасности пред-
ставляет собой совокупность урегулированных международно-право-
вых мер, направленных на мирное разрешение международных споров,
создание систем коллективной безопасности, предотвращение возник-
новения войны, пресечение актов агрессии, сокращение ВС и воору-
жений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения
войны, укрепление мер доверия и установление эффективногомежду-
народного контроля за деятельностью государств в военной области.
Система международной безопасности состоит из целого рода
компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитиемеж-
дународных отношений. Она предусматривает:
1. Коллективные меры, предполагающиеширокое международное со-
трудничество.
2. Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвраще-
нии возникающих угроз миру и мирном урегулировании междуна-
родных споров.
Международное право располагает набором средств обеспечения
международной безопасности:
а) коллективная безопасность (универсальная и региональная);
б) мирные средства разрешения споров;
в) меры по ослаблению международной напряженности, прекраще-
нию гонок вооружений и разоружению;
г) меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы
мира;
д) неприсоединение и нейтралитет;
е) меры по укреплению доверия между государствами и др.
Среди названных средств обеспечения международной безопас-
ности особое место отводится:
I. Коллективная безопасность – означает систему совместных
мероприятий государств всего мира или определенного географичес-
кого района, предпринимаемых для предотвращения и устранения уг-
розы миру, подавления актов агрессии.
Система коллективной безопасности юридически оформляется
договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники
закрепляют три положения:
- не прибегать к силе и угрозе силой;
- разрешать споры исключительно мирными способами;
- активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру,
оздоровления международной обстановки.
Различают два вида системы коллективной безопасности:
1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безо-
пасности являетсяООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит
в поддержании международного мира и безопасности, принятии для
этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).
Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом
ООН, охватывает:
- меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношени-
ях между государствами (п. 4 ст. 2);
- меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);
- меры разоружения (ст. 11, 26, 47);
- меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);
- меры по использованию региональных организаций безопасности
(гл. VIII);
- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);
- принудительные меры безопасности без использования вооружен-
ных сил (ст. 41);
- принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);
2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допуская
существование региональных соглашений и органов безопасности,
Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:
- участие только государств одного политико-географического райо-
на;
- действие соглашений не должно выходить за пределы данного рай-
она;
- акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопас-
ности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть со-
вместимы с целями и принципами Устава ООН;
- СБООН должен быть информирован опредпринимаемых или наме-
чаемых действиях по поддержанию международного мира и безо-
пасности.
Главным в системе коллективных мероприятий региональных
организаций безопасности (по смыслу ст. 52 Устава ООН) являются:
а) мирные средства предотвращения войны;
б) принудительныемеры с применением вооруженной силы могут пред-
приниматься только для отражения уже совершенного нападения на
одного из участников системы коллективной безопасности (т.е. на
основе ст. 51 Устава ООН – коллективная самооборона);
в) принудительные меры в рамках региональной организации безопас-
ности могут применяться под руководством СБ ООН.
В настоящее время региональными системами коллективной бе-
зопасности являются: Организация Американских государств (ОАГ),
Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств
(ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Орга-
низация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система
коллективной безопасности в рамках СНГ.
II. Мирные средства разрешениямеждународных споров.Мир-
ное разрешение международных споров является одним из основных
принципов МП, который нашел свое закрепление в Уставе ООН (ст.
1), Декларации о принципах МП 1970 г., Декларации принципов ЗА
СБСЕ 1975 г. и др.
Средства мирного разрешения международных споров определе-
ны в ст. 33 Устава ООН:
- непосредственные переговоры;
- добрые услуги и посредничество;
- смешанные комиссии – следственные и согласительные;
- международная арбитражная и судебная процедура;
- разрешение споров в международных организациях.
Первые три средства предполагают определенное участие споря-
щих сторон в процедуре урегулирования их разногласий.
Международная арбитражная и судебная процедура исключает
заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и тре-
бует обязательного выполнения решения, принятого международным
судом или арбитражем.
Разрешение спора в международных организациях предусматри-
вает политическое урегулирование спора.
III. Разоружение – это комплекс мер, направленных на прекра-
щение наращивания материальных средств ведения войны, их ограни-
чение, сокращение и ликвидацию.
Общая международно-правовая основа разоружения заложена в
УставеООН:
- ГА ООН рассматривает принципы разоружения и регулирования
вооружений и выносит рекомендации в этой области СБООН и чле-
нами организации (ст. 11);
- СБООН несет ответственность за формулирование планов создания
системы регулирования разоружения (ст. 26);
- Военно-штабной комитет дает рекомендации и оказывает помощь СБ
ООН по вопросам, относящимся к регулированию вооружений и
возможному разоружению (ст. 47).
Основными источниками норм в области права международной
безопасности являются международные договоры:
1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968
г.);
2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинс-
кой Америке 1967 г.);
3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении сис-
тем противоракетной обороны 1972 г.).
МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу и
букве основных международно-правовых актов они должны стремиться
к перспективе всеобщего и полного разоружения под международ-
ным контролем.
В международных отношениях активно используются частичные
меры по разоружению:
- запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производ-
ства, накопления, развертывания и применения;
- ограничения некоторых видов вооружений в количественном и ка-
чественном отношении;
- сужение возможности качественного совершенствования оружия;
- сокращение сферы или районов размещения различных видов воо-
ружений.
Разоружение предусматривает существование института между-
народного контроля, который наблюдает за выполнением государства-
ми договорных обязательств в области разоружения, анализирует
полученные данные и доводит их до соответствующих международ-
ных органов. Он осуществляется:
а) национальный уровень (спутники, сейсмические станции и др. тех-
нические средства);
б) международный уровень (наблюдатели, инспекции и т.п.)
В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограничения
ядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения и
находится под особым вниманиемМП.
Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не су-
ществует, приняты международно-правовые акты, вводящие ограни-
чения в ядерную проблематику:
Запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и
под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в ат-
мосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.).
Запрещение испытаний ядерного оружия и его размещения в Ан-
тарктике (Договор об Антарктике1959 г.); в Латинской Америке (До-
говор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); в
южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной
части Тихого океана 1985 г.); на морском дне и в его недрах (Договор
о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядер-
ного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.);
на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности госу-
дарств на Луне и других небесных телах 1984 г.).
Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить
распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его
какими-либо государствами, кроме тех, которые официально призна-
ны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобрита-
ния, Франция). Но здесь есть проблемы.
Актуальным является вопрос регулирования ядерных стратегичес-
ких вооружений. К ним относятся:
- межконтинентальные баллистические ракеты;
- тяжелые бомбардировщики;
- атомный подводный флот.
Регулированием ядерных стратегических вооружений в основном
занимаютсяРФ и США (Временное соглашение о некоторых мерах в об-
ласти ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г.;
Договоробограничении наступательныхстратегическихвооружений1979
г., не вступивший в силу; Договор о сокращении и ограничении наступа-
тельных стратегических вооружений 1991 г. и Договор о дальнейшем
сокращении и ограничении наступательныхстратегических вооружений
1993 г., который воспринимается весьма неоднозначно).
К оружию массового уничтожения относятся также химическое и
бактериологическое оружие.
Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим зап-
ретом:
- запрещено не только его применение в военных целях, но и разра-
ботка, производство и накопление;
- запасы бактериологического оружия подлежат уничтожению или
переработке в мирных целях (Конвенция о запрещении разработки,
производства и накопления запасов бактериологического (биологи-
ческого) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.).
Конвенция 1972 г. обязала каждого участника не разрабатывать,
не производить, не накапливать:
- микробиологические и другие биологические агенты или токсины,
независимо от их происхождения и производства, таких видов и в
таких количествах, которые не предназначены для профилактичес-
ких, защитных и других мирных целей;
- оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для
использования таких агентов или токсинов во враждебных целях
или в вооруженных конфликтах.
Государства обязались уничтожить или переключить на мирные
цели не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все
агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которы-
ми оно обладает или которое находится под егоюрисдикцией или кон-
тролем.
Конвенция вступила в силу в марте 1975 г., официально считает-
ся, что с начала 1976 г. все бактериологическое оружие и средства его
доставки уничтожены или переключены на мирные цели.
Химическое оружие как средство ведения войны является проти-
возаконнымна основанииПротокола о запрещении применения на войне
удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологичес-
ких средств 1925 г.
После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о зап-
рещении разработок производства, накопления и применения хими-
ческого оружия и о его уничтожении этот вид оружия массового
уничтожения также оказался под полным запретом.
Для содействия скорейшему введению такого запрета РФ и США
приняли решение о прекращении производства химического оружия,
сокращении имеющихся у них его запасов и принятии других мер,
способствующих переходу к многостороннему сотрудничеству в этой
области (Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического
оружия и о мерах по содействию многосторонней конвенции о запре-
щении химического оружия 1990 г.).
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и
применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала
каждого участника:
- не разрабатывать, не производить и не накапливать химического
оружия;
- не позднее 2-х лет после вступления Конвенции в силу (1997 г.)
начать работу по уничтожению этого оружия и завершить не по-
зднее 10 лет после вступления Конвенции в силу;
- процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самым
последним достижениям науки и производиться на специально обо-
рудованных объектах.
Вопросы:
1. Назовите предмет регулирования права международной безопасно-
сти и правовые институты, существующие в данной отрасли.
2. Дайте характеристику источников права международной безопас-
ности.
3. Перечислите международные организации, действующие в сфере
обеспечения международной безопасности.
4. Назовите полномочия СБ ООН, которые могут быть реализованы в
случае угрозы международному миру и безопасности.
5. Перечислите подходы международного права и мирового сообще-
ства к проблеме запрещения оружия массового уничтожения.
Литература:
№ 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 30, 31, 32, 33, 39, 54, 55, 60.