1. Понятие населения и гражданства в международном праве
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58
Под населением в МПи различных правовых системах понимает-
ся совокупность людей, проживающих на территории и подчиненных
его юрисдикции. Население любого государства состоит из:
- граждан своего государства,
- иностранцев,
- лиц с двойным гражданством (бипатриды),
- лиц без гражданства (апатриды).
В соответствии с принципом государственного суверенитета ре-
гулирование правового положения населения относится к компетен-
ции данного государства.
Под гражданством понимается устойчивая правовая связь ФЛ с
государством, которая выражается в наличии установленных законом
взаимных прав и обязанностей ФЛ и государства по отношению друг
к другу, но при этом должны быть приведены в соответствии с МП.
Гражданство может быть получено:
1) по рождению,
2) путем натурализации,
3) реинтеграции (восстановление в гражданстве),
4) пожалования,
5) на основе международного договора.
При территориальных изменениях возможны:
- оптация – добровольный выбор гражданства путем подачи ин-
дивидуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории госу-
дарства, которому передается территория его проживания;
- трансферт– автоматическое изменение гражданства, когда вме-
сте с переходом территории изменяется и гражданство независимо от
согласия или несогласия населения переходящей территории.
Утрата гражданства (экспатриация) может иметьместо: при выхо-
де из гражданства по добровольному заявлению индивида; при нату-
рализации; при лишении гражданства.
Двойное гражданство – пребывание лица одновременно в граж-
данстве двух и более государств.
Безгражданство – положение лица, которое не состоит в граж-
данстве никакого государства.
Иностранцы – лица, которые находятся на территории какого-либо
государства, но не являются его гражданами и имеют гражданство
другого государства.
Совокупность правовых норм, определяющих права и обязанно-
сти иностранца, составляют его правовой режим. Наиболее распрост-
раненными режимами иностранцев являются:
- национальный режим;
- режим наибольшего благоприятствования;
- специальный режим.
В настоящее время для МО в целом и для отдельных государств
особую остроту приобрела проблема беженцев.
Понятие и правовой статус беженцев определяется Конвенцией о
статусе беженцев 1951г. и Протоколом, касающимся статуса бежен-
цев 1966г. РФ присоединилась к этим документам в 1992 г.
Под беженцами понимаются лица, покинувшие страну по следу-
ющим причинам:
- в силу обоснованной опасности стать жертвой преследования по
признаку расы, национальности, принадлежности к определенной
социальной группе, политических или религиозных убеждений;
- в силу внешней агрессии, оккупации иностранного государства или
событий, серьезно расстроивших публичный порядок в стране или
ее части;
- в силу явлений природного характера.
На основании Конвенции 1951 г. беженцам предоставляются рав-
ные с иностранцами права, но они могут быть поставлены в более бла-
гоприятное положение.
В некоторых правах они уравниваются с собственными гражда-
нами (труд, начальное образование).
Участники Конвенции взяли на себя обязательство по возможно-
сти облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев.
Международное сотрудничество по решению проблемы бежен-
цев осуществляется в рамках международных организаций. В ООН
действует Управление Верховного комиссара ООН по делам бежен-
цев. Деятельность Верховного комиссара аполитична, носит гумани-
тарный и социальный характер и регулируется Уставом Управления
Верховного комиссара ООН по делам беженцев, принятым ГА ООН в
1954 г.
Право убежища означает, с одной стороны, право каждого чело-
века искать убежища от преследования в других странах и пользо-
ваться этим убежищем, а с другой – суверенное право государства
разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемо-
му по политическим мотивам в другом государстве.
Международной практике государств известны две формы убе-
жища:
- территориальное,
- дипломатическое.
Право убежища было провозглашено во Всемирной декларации
прав человека 1948 г. (ст. 14) и закреплено в ст. 1 Декларации о терри-
ториальном убежище 1967 г.
Под населением в МПи различных правовых системах понимает-
ся совокупность людей, проживающих на территории и подчиненных
его юрисдикции. Население любого государства состоит из:
- граждан своего государства,
- иностранцев,
- лиц с двойным гражданством (бипатриды),
- лиц без гражданства (апатриды).
В соответствии с принципом государственного суверенитета ре-
гулирование правового положения населения относится к компетен-
ции данного государства.
Под гражданством понимается устойчивая правовая связь ФЛ с
государством, которая выражается в наличии установленных законом
взаимных прав и обязанностей ФЛ и государства по отношению друг
к другу, но при этом должны быть приведены в соответствии с МП.
Гражданство может быть получено:
1) по рождению,
2) путем натурализации,
3) реинтеграции (восстановление в гражданстве),
4) пожалования,
5) на основе международного договора.
При территориальных изменениях возможны:
- оптация – добровольный выбор гражданства путем подачи ин-
дивидуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории госу-
дарства, которому передается территория его проживания;
- трансферт– автоматическое изменение гражданства, когда вме-
сте с переходом территории изменяется и гражданство независимо от
согласия или несогласия населения переходящей территории.
Утрата гражданства (экспатриация) может иметьместо: при выхо-
де из гражданства по добровольному заявлению индивида; при нату-
рализации; при лишении гражданства.
Двойное гражданство – пребывание лица одновременно в граж-
данстве двух и более государств.
Безгражданство – положение лица, которое не состоит в граж-
данстве никакого государства.
Иностранцы – лица, которые находятся на территории какого-либо
государства, но не являются его гражданами и имеют гражданство
другого государства.
Совокупность правовых норм, определяющих права и обязанно-
сти иностранца, составляют его правовой режим. Наиболее распрост-
раненными режимами иностранцев являются:
- национальный режим;
- режим наибольшего благоприятствования;
- специальный режим.
В настоящее время для МО в целом и для отдельных государств
особую остроту приобрела проблема беженцев.
Понятие и правовой статус беженцев определяется Конвенцией о
статусе беженцев 1951г. и Протоколом, касающимся статуса бежен-
цев 1966г. РФ присоединилась к этим документам в 1992 г.
Под беженцами понимаются лица, покинувшие страну по следу-
ющим причинам:
- в силу обоснованной опасности стать жертвой преследования по
признаку расы, национальности, принадлежности к определенной
социальной группе, политических или религиозных убеждений;
- в силу внешней агрессии, оккупации иностранного государства или
событий, серьезно расстроивших публичный порядок в стране или
ее части;
- в силу явлений природного характера.
На основании Конвенции 1951 г. беженцам предоставляются рав-
ные с иностранцами права, но они могут быть поставлены в более бла-
гоприятное положение.
В некоторых правах они уравниваются с собственными гражда-
нами (труд, начальное образование).
Участники Конвенции взяли на себя обязательство по возможно-
сти облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев.
Международное сотрудничество по решению проблемы бежен-
цев осуществляется в рамках международных организаций. В ООН
действует Управление Верховного комиссара ООН по делам бежен-
цев. Деятельность Верховного комиссара аполитична, носит гумани-
тарный и социальный характер и регулируется Уставом Управления
Верховного комиссара ООН по делам беженцев, принятым ГА ООН в
1954 г.
Право убежища означает, с одной стороны, право каждого чело-
века искать убежища от преследования в других странах и пользо-
ваться этим убежищем, а с другой – суверенное право государства
разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемо-
му по политическим мотивам в другом государстве.
Международной практике государств известны две формы убе-
жища:
- территориальное,
- дипломатическое.
Право убежища было провозглашено во Всемирной декларации
прав человека 1948 г. (ст. 14) и закреплено в ст. 1 Декларации о терри-
ториальном убежище 1967 г.