1. Понятие населения и гражданства в международном праве

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 

Под населением в МПи различных правовых системах понимает-

ся совокупность людей, проживающих на территории и подчиненных

его юрисдикции. Население любого государства состоит из:

- граждан своего государства,

- иностранцев,

- лиц с двойным гражданством (бипатриды),

- лиц без гражданства (апатриды).

В соответствии с принципом государственного суверенитета ре-

гулирование правового положения населения относится к компетен-

ции данного государства.

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь ФЛ с

государством, которая выражается в наличии установленных законом

взаимных прав и обязанностей ФЛ и государства по отношению друг

к другу, но при этом должны быть приведены в соответствии с МП.

Гражданство может быть получено:

1) по рождению,

2) путем натурализации,

3) реинтеграции (восстановление в гражданстве),

4) пожалования,

5) на основе международного договора.

При территориальных изменениях возможны:

- оптация – добровольный выбор гражданства путем подачи ин-

дивидуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории госу-

дарства, которому передается территория его проживания;

- трансферт– автоматическое изменение гражданства, когда вме-

сте с переходом территории изменяется и гражданство независимо от

согласия или несогласия населения переходящей территории.

Утрата гражданства (экспатриация) может иметьместо: при выхо-

де из гражданства по добровольному заявлению индивида; при нату-

рализации; при лишении гражданства.

Двойное гражданство – пребывание лица одновременно в граж-

данстве двух и более государств.

Безгражданство – положение лица, которое не состоит в граж-

данстве никакого государства.

Иностранцы – лица, которые находятся на территории какого-либо

государства, но не являются его гражданами и имеют гражданство

другого государства.

Совокупность правовых норм, определяющих права и обязанно-

сти иностранца, составляют его правовой режим. Наиболее распрост-

раненными режимами иностранцев являются:

- национальный режим;

- режим наибольшего благоприятствования;

- специальный режим.

В настоящее время для МО в целом и для отдельных государств

особую остроту приобрела проблема беженцев.

Понятие и правовой статус беженцев определяется Конвенцией о

статусе беженцев 1951г. и Протоколом, касающимся статуса бежен-

цев 1966г. РФ присоединилась к этим документам в 1992 г.

Под беженцами понимаются лица, покинувшие страну по следу-

ющим причинам:

- в силу обоснованной опасности стать жертвой преследования по

признаку расы, национальности, принадлежности к определенной

социальной группе, политических или религиозных убеждений;

- в силу внешней агрессии, оккупации иностранного государства или

событий, серьезно расстроивших публичный порядок в стране или

ее части;

- в силу явлений природного характера.

На основании Конвенции 1951 г. беженцам предоставляются рав-

ные с иностранцами права, но они могут быть поставлены в более бла-

гоприятное положение.

В некоторых правах они уравниваются с собственными гражда-

нами (труд, начальное образование).

Участники Конвенции взяли на себя обязательство по возможно-

сти облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев.

Международное сотрудничество по решению проблемы бежен-

цев осуществляется в рамках международных организаций. В ООН

действует Управление Верховного комиссара ООН по делам бежен-

цев. Деятельность Верховного комиссара аполитична, носит гумани-

тарный и социальный характер и регулируется Уставом Управления

Верховного комиссара ООН по делам беженцев, принятым ГА ООН в

1954 г.

Право убежища означает, с одной стороны, право каждого чело-

века искать убежища от преследования в других странах и пользо-

ваться этим убежищем, а с другой – суверенное право государства

разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемо-

му по политическим мотивам в другом государстве.

Международной практике государств известны две формы убе-

жища:

- территориальное,

- дипломатическое.

Право убежища было провозглашено во Всемирной декларации

прав человека 1948 г. (ст. 14) и закреплено в ст. 1 Декларации о терри-

ториальном убежище 1967 г.

Под населением в МПи различных правовых системах понимает-

ся совокупность людей, проживающих на территории и подчиненных

его юрисдикции. Население любого государства состоит из:

- граждан своего государства,

- иностранцев,

- лиц с двойным гражданством (бипатриды),

- лиц без гражданства (апатриды).

В соответствии с принципом государственного суверенитета ре-

гулирование правового положения населения относится к компетен-

ции данного государства.

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь ФЛ с

государством, которая выражается в наличии установленных законом

взаимных прав и обязанностей ФЛ и государства по отношению друг

к другу, но при этом должны быть приведены в соответствии с МП.

Гражданство может быть получено:

1) по рождению,

2) путем натурализации,

3) реинтеграции (восстановление в гражданстве),

4) пожалования,

5) на основе международного договора.

При территориальных изменениях возможны:

- оптация – добровольный выбор гражданства путем подачи ин-

дивидуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории госу-

дарства, которому передается территория его проживания;

- трансферт– автоматическое изменение гражданства, когда вме-

сте с переходом территории изменяется и гражданство независимо от

согласия или несогласия населения переходящей территории.

Утрата гражданства (экспатриация) может иметьместо: при выхо-

де из гражданства по добровольному заявлению индивида; при нату-

рализации; при лишении гражданства.

Двойное гражданство – пребывание лица одновременно в граж-

данстве двух и более государств.

Безгражданство – положение лица, которое не состоит в граж-

данстве никакого государства.

Иностранцы – лица, которые находятся на территории какого-либо

государства, но не являются его гражданами и имеют гражданство

другого государства.

Совокупность правовых норм, определяющих права и обязанно-

сти иностранца, составляют его правовой режим. Наиболее распрост-

раненными режимами иностранцев являются:

- национальный режим;

- режим наибольшего благоприятствования;

- специальный режим.

В настоящее время для МО в целом и для отдельных государств

особую остроту приобрела проблема беженцев.

Понятие и правовой статус беженцев определяется Конвенцией о

статусе беженцев 1951г. и Протоколом, касающимся статуса бежен-

цев 1966г. РФ присоединилась к этим документам в 1992 г.

Под беженцами понимаются лица, покинувшие страну по следу-

ющим причинам:

- в силу обоснованной опасности стать жертвой преследования по

признаку расы, национальности, принадлежности к определенной

социальной группе, политических или религиозных убеждений;

- в силу внешней агрессии, оккупации иностранного государства или

событий, серьезно расстроивших публичный порядок в стране или

ее части;

- в силу явлений природного характера.

На основании Конвенции 1951 г. беженцам предоставляются рав-

ные с иностранцами права, но они могут быть поставлены в более бла-

гоприятное положение.

В некоторых правах они уравниваются с собственными гражда-

нами (труд, начальное образование).

Участники Конвенции взяли на себя обязательство по возможно-

сти облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев.

Международное сотрудничество по решению проблемы бежен-

цев осуществляется в рамках международных организаций. В ООН

действует Управление Верховного комиссара ООН по делам бежен-

цев. Деятельность Верховного комиссара аполитична, носит гумани-

тарный и социальный характер и регулируется Уставом Управления

Верховного комиссара ООН по делам беженцев, принятым ГА ООН в

1954 г.

Право убежища означает, с одной стороны, право каждого чело-

века искать убежища от преследования в других странах и пользо-

ваться этим убежищем, а с другой – суверенное право государства

разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемо-

му по политическим мотивам в другом государстве.

Международной практике государств известны две формы убе-

жища:

- территориальное,

- дипломатическое.

Право убежища было провозглашено во Всемирной декларации

прав человека 1948 г. (ст. 14) и закреплено в ст. 1 Декларации о терри-

ториальном убежище 1967 г.