1. Международное морское право (ММП)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 

Международное морское право – представляет собой совокуп-

ность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим

морских пространств, регулирующих отношения между субъектами

МП в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Субъектами международного морского права являются:

1. государства;

2. международные организации и органы наделенные государства-

ми определенными правомочиями в сфере действия международного

морского права.

Основными источниками международного морского права выс-

тупают:

- международный договор;

- международный обычай.

Принципы международного морского права:

а) свободы открытого моря (ст.2 Конвенции об открытом море 1958г.,

ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982г.);

б) сохранения и рационального использования морских живых ресур-

сов;

в) свободы морских научных исследований (ст.87, 239, 246, 255 Кон-

венции ООН 1982г.);

г) охраны морской среды (ст.192, 194 Конвенции ООН 1982г.);

д) использование Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст.

19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982г.).

Основным источником международного морского права являет-

ся Конвенция ООН по морскому праву 1982г,

Она внесла новые элементы в регулирование деятельности госу-

дарств в Мировом океане:

- определен статус Международного района морского дна за предела-

ми континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;

- зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны

и архипелажных вод;

- введен институт транзитного прохода судов через международные

проливы, перекрытые территориальными водами;

- усилена защита морской среды и исследований в различных по пра-

вовому режиму частях Мирового океана;

- разработана система мирного урегулирования международных спо-

ров.

По своему правовому статусу и режиму морские пространства

подразделяются:

1. внутренние морские воды – являются частью территории госу-

дарства, имеющего морское побережье, подчинены его суверенитету

и определяются его законодательством.

К ним относятся:

- воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исход-

ными линиями (линия наибольшего отлива от берега), от которых

ведется отсчетширины территориальногоморя;

- воды морских портов;

- воды заливов, берега которых принадлежат одному государству(до

линии, гдеширина естественного входа в залив достигает 24 миль);

- воды “исторических заливов” (Петра Великого на Дальнем Востоке

РФ, Гудзонов у берегов Канады);

2. Территориальное море – это примыкающий к берегу или внут-

ренним морским водам морской поясшириной до 12 миль на который

распространяется суверенитет государства и которое устанавливает и

определяет его правовой режим.

3. Открытое море – морское пространство за пределами границ

территориальногоморя государств не подчиненное суверенитету како-

го-либо государства. Правовой статус и режим открытого моря опре-

деляется международным морским правом, и в, первую очередь,

Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.

4. Прилежащая зона – район открытого моря (до 24 миль от ис-

ходных линий), прилегающей к внешней границе территориального

моря, устанавливаемый для осуществления контроля за соблюдением

иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных,

санитарных правил во внутренних морских водах и территориальном

море (ст.32,33 Конвенции ООН 1982г.).

5. Исключительная экономическая зона – район открытого моря,

находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к

нему, шириной до 200 миль от исходных линий (ст.57 Конвенции ООН

1982г.)

6. Континентальный шельф – морское дно и недра подводных рай-

онов, простирающихся за пределы территориального моря государ-

ства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на

200 миль от исходных линий, когда эта граница не простирается на это

расстояние (п.1 ст. 76 Конвенции ООН 1982г.)

Правовой статус и режимшельфа регулируется Конвенцией о кон-

тинентальном шельфе 1958г. И Конвенцией ООН по морскому праву

1982г.Прибрежное государство осуществляется на континентальном

шельфе суверенные права в отношении разведки и разработки при-

родных ресурсов,

Которыеявляются исключительными (ст.77 КонвенцииООН1982г.)

Разграничениешельфа производится по соглашению заинтересо-

ванных государств.

7. Международный район морского дна – морское дно за преде-

лами континентального шельфа, являющееся общим наследием чело-

вечества.

Правовой статус и режим Района определен Конвенцией ООн по

морскому праву 1982г.

- ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суве-

ренные права и осуществлять их в отношении Района или же его

части, а также его ресурсов;

- ни одно государство, Ф и ЮЛ не могут присваивать часть Района

или его ресурсов;

- Район открыт для использования в мирных целях всеми государ-

ствами.

Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству,

от имени которого действуют специально созданныеМеждународный

орган по морскому дну и международное предприятие.

8. Международные проливы – узкие водные пространства, со-

единяющие два моря, море с океаном, части одного моря или океана.

Они открыты для свободного мореплавания и пролетов судами и

самолетами всех стран, которые пользуются правом беспрепятствен-

ного, непрерывного и быстрого транзитного прохода (ст.37,38,39 Кон-

венции ООН 1982г.)

9. Архипелажные воды – это воды, находящиеся внутри государ-

ства – архипелага.

Эти воды отграничиваются от других частей моря вокруг госу-

дарства – архипелага прямыми архипелажными линиями (до 100 миль

длиной) Проведенные таким образом исходные линии вокруг всего

архипелага образуют границу архипелажных вод.

Эти воды находятся под суверенитетом государства – архипелага,

но при условии нормального осуществления международного судо-

ходства, что означает право мирного прохода судов всех государств

через архипелажные воды.

Государство– архипелаг может устанавливать морские и воздуш-

ные коридоры для непрерывного, быстрого прохода и пролета через

архипелажные воды, территориальное море и воздушное пространство

на ними (п.1,ст.53 Конвенции ООН 1982г.)

Международное морское право – представляет собой совокуп-

ность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим

морских пространств, регулирующих отношения между субъектами

МП в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Субъектами международного морского права являются:

1. государства;

2. международные организации и органы наделенные государства-

ми определенными правомочиями в сфере действия международного

морского права.

Основными источниками международного морского права выс-

тупают:

- международный договор;

- международный обычай.

Принципы международного морского права:

а) свободы открытого моря (ст.2 Конвенции об открытом море 1958г.,

ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982г.);

б) сохранения и рационального использования морских живых ресур-

сов;

в) свободы морских научных исследований (ст.87, 239, 246, 255 Кон-

венции ООН 1982г.);

г) охраны морской среды (ст.192, 194 Конвенции ООН 1982г.);

д) использование Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст.

19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982г.).

Основным источником международного морского права являет-

ся Конвенция ООН по морскому праву 1982г,

Она внесла новые элементы в регулирование деятельности госу-

дарств в Мировом океане:

- определен статус Международного района морского дна за предела-

ми континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;

- зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны

и архипелажных вод;

- введен институт транзитного прохода судов через международные

проливы, перекрытые территориальными водами;

- усилена защита морской среды и исследований в различных по пра-

вовому режиму частях Мирового океана;

- разработана система мирного урегулирования международных спо-

ров.

По своему правовому статусу и режиму морские пространства

подразделяются:

1. внутренние морские воды – являются частью территории госу-

дарства, имеющего морское побережье, подчинены его суверенитету

и определяются его законодательством.

К ним относятся:

- воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исход-

ными линиями (линия наибольшего отлива от берега), от которых

ведется отсчетширины территориальногоморя;

- воды морских портов;

- воды заливов, берега которых принадлежат одному государству(до

линии, гдеширина естественного входа в залив достигает 24 миль);

- воды “исторических заливов” (Петра Великого на Дальнем Востоке

РФ, Гудзонов у берегов Канады);

2. Территориальное море – это примыкающий к берегу или внут-

ренним морским водам морской поясшириной до 12 миль на который

распространяется суверенитет государства и которое устанавливает и

определяет его правовой режим.

3. Открытое море – морское пространство за пределами границ

территориальногоморя государств не подчиненное суверенитету како-

го-либо государства. Правовой статус и режим открытого моря опре-

деляется международным морским правом, и в, первую очередь,

Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.

4. Прилежащая зона – район открытого моря (до 24 миль от ис-

ходных линий), прилегающей к внешней границе территориального

моря, устанавливаемый для осуществления контроля за соблюдением

иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных,

санитарных правил во внутренних морских водах и территориальном

море (ст.32,33 Конвенции ООН 1982г.).

5. Исключительная экономическая зона – район открытого моря,

находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к

нему, шириной до 200 миль от исходных линий (ст.57 Конвенции ООН

1982г.)

6. Континентальный шельф – морское дно и недра подводных рай-

онов, простирающихся за пределы территориального моря государ-

ства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на

200 миль от исходных линий, когда эта граница не простирается на это

расстояние (п.1 ст. 76 Конвенции ООН 1982г.)

Правовой статус и режимшельфа регулируется Конвенцией о кон-

тинентальном шельфе 1958г. И Конвенцией ООН по морскому праву

1982г.Прибрежное государство осуществляется на континентальном

шельфе суверенные права в отношении разведки и разработки при-

родных ресурсов,

Которыеявляются исключительными (ст.77 КонвенцииООН1982г.)

Разграничениешельфа производится по соглашению заинтересо-

ванных государств.

7. Международный район морского дна – морское дно за преде-

лами континентального шельфа, являющееся общим наследием чело-

вечества.

Правовой статус и режим Района определен Конвенцией ООн по

морскому праву 1982г.

- ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суве-

ренные права и осуществлять их в отношении Района или же его

части, а также его ресурсов;

- ни одно государство, Ф и ЮЛ не могут присваивать часть Района

или его ресурсов;

- Район открыт для использования в мирных целях всеми государ-

ствами.

Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству,

от имени которого действуют специально созданныеМеждународный

орган по морскому дну и международное предприятие.

8. Международные проливы – узкие водные пространства, со-

единяющие два моря, море с океаном, части одного моря или океана.

Они открыты для свободного мореплавания и пролетов судами и

самолетами всех стран, которые пользуются правом беспрепятствен-

ного, непрерывного и быстрого транзитного прохода (ст.37,38,39 Кон-

венции ООН 1982г.)

9. Архипелажные воды – это воды, находящиеся внутри государ-

ства – архипелага.

Эти воды отграничиваются от других частей моря вокруг госу-

дарства – архипелага прямыми архипелажными линиями (до 100 миль

длиной) Проведенные таким образом исходные линии вокруг всего

архипелага образуют границу архипелажных вод.

Эти воды находятся под суверенитетом государства – архипелага,

но при условии нормального осуществления международного судо-

ходства, что означает право мирного прохода судов всех государств

через архипелажные воды.

Государство– архипелаг может устанавливать морские и воздуш-

ные коридоры для непрерывного, быстрого прохода и пролета через

архипелажные воды, территориальное море и воздушное пространство

на ними (п.1,ст.53 Конвенции ООН 1982г.)