2. Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 

К ним относятся:

1) Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвен-

ции об открытом море, 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву,

1982 г. (ст. 100-107).

Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратс-

кого судна, могут определять наказание пиратам.

2) Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними

действуют Конвенция относительно рабства, 1926 г., Протокол 1953 о

внесении изменений в Конвенцию1926 г. и Дополнительная конвенция

об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сход-

ных с рабством, 1956 г.

В них дано определение рабства, работорговли, названы институ-

ты, сходные с рабством.

Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом воп-

росе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие

подобные деяния.

3) Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борь-

бе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами,

1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания

организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости.

Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие ре-

гистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу

специального документа, и установить контроль за разного рода кон-

торами по найму на работу, дабы избежать их использования в целях

проституции.

Предусмотрено создание специального международногомеханиз-

ма для координации и обобщения результатов деятельности государств

в этой области.

4) Терроризм. Борьба с ним ведется на основе:

- Межамериканская конвенция о предупреждении и наказании за со-

вершение актов терроризма, 1971 г.;

- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц,

пользующихся международной защитой, в том числе, дипломати-

ческих агентов, 1973 г.;

- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1976 г. выделила

две категории правонарушений:

а) преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;

б) деяния признание преступными которых отдано на усмотрение го-

сударств.

В системе ООН создан специальный комитет по международному

терроризму, занимающийся подготовкой международный договор о

борьбе с терроризмом, предоставляющий рекомендации ГА ООН по

данной проблеме.

На региональном уровне проблема терроризма находится в зоне

внимания ОБСЕ, ОАГ, СНГ и др.

Нормы международного права обязывают государства выдавать

террористов тем государствам, на территории которого совершены

террористические акты или судить их по своим законам.

5) Захват заложников. В 1979 г. принята Конвенция по борьбе с

захватом заложников, которая создала правовую основу для сотруд-

ничества государств по пресечению действий, направленных на захват

заложников.

6) Безопасность гражданской авиации и морского судоходства.

Борьба с преступлениями в этой области ведется на основе:

- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершае-

мых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаа-

га, 1970 г.);

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против

безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.) и Прото-

кол, касающийся незаконных актов в международных аэропортах,

1988 г.

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против

безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.) и Протокол о

борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности

стационарных платформ, расположенных на континентальномшель-

фе, 1988 г.

Эти Конвенции предусматривают:

а) универсальную юрисдикцию– если предполагаемый преступник

находится на территории одного из государств-участников,

б) юрисдикцию государства регистрации воздушного судна или

государства флага морского судна,

в) территориальнуююрисдикцию,

г) юрисдикцию государства гражданства,

д) юрисдикцию государства, на территории которого совершило

посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится

на его борту.

Выдача регулируется на основе принципа – выдавай или наказы-

вай.

В двусторонних договорах о воздушном сообщении также со-

держатся нормы по вопросам борьбы с актами незаконного вмеша-

тельства в деятельность гражданской авиации.

7) Незаконный оборот наркотиков. В настоящее время действуют:

- Единая конвенция о наркотических средствах, 1961 г. Ст. 36 Кон-

венции называет 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с не-

законным оборотом наркотиков. Государствами-участниками был

утвержденМеждународный комитет по контролю над наркотиками;

- Конвенция о психотропных веществах, 1971 г.;

- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотичес-

ких средств и психотропных веществ, 1988 г., которая установила

меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а

также конфискацию доходов и имущества виновных.

В системе ООН функционируют:

- Комиссия ООН по наркотическим средствам;

- Международный совет по контролю за наркотическими средства-

ми;

- Программа ООН по контролю за наркотическими средствами;

- Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками.

Борьба с незаконным оборотом наркотиков ведется также на дву-

стороннем и региональном уровне.

8) Фальшивомонетничество. Действующая в этой области Кон-

венция о борьбе с подделкой денежных знаков была принята вЖеневе

в 1929 г. Ее участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальши-

вомонетничеством не делать различия между подделкой собственных

и иностранных денег и ценных бумаг и с одинаковой строгостью нака-

зывать преступников.

В настоящее время ряд статей конвенции устарел и требует допол-

нений. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и на-

циональным законодательством.

9) Вербовка наемников. Борьба с наемничеством получила свое

правовое закрепление в Конвенции о борьбе с вербовкой, использова-

нием, финансированием и обучением наемников, 1989 г., где содер-

жится формула определения юрисдикции: территориальный принцип,

принцип гражданства, универсальный принцип.

Международная борьба с преступностьюкоординируется Генераль-

ной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным

Советом, Секретариатом ООН, специализированными учреждениями

ООН. Непосредственнопротивостоят преступным проявлениям:

- Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с

правонарушителями. Они собираются один раз в пять лет, и коорди-

нируют усилия мирового сообщества в борьбе с преступностью и

унификацией международного уголовного права.

- Комиссия по предупреждению преступности и уголовному право-

судию в составе 40 человек, избираемых ЭКОСОС на 3 года.

- Интерпол (Международная организация уголовной полиции), зада-

чей которой является предупреждение уголовных преступлений меж-

дународного характера и борьба с преступностью путем широкого

сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была созда-

на в 1923 г., действующий УставИнтерпола вступил в силу в 1956 г.

Основными направлениями деятельности Интерпола являются:

- уголовная регистрация;

- международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести;

- поиск похищенных ценностей;

- оказание технической помощи странам-участникам;

- статистика и научно-исследовательская деятельность.

На региональном уровне борьба с преступностью осуществляет-

ся ОАГ, ЛАГ, Советом Европы, Европейским Союзом и др.

С 1993 г. в СНГ действует на постоянной основе Бюро по коорди-

нации борьбы с организованной преступностью и иными опасными

видами преступлений на территории СНГ.

Вопросы:

1. Назовите существующие основания экстрадиции.

2. Перечислите международные организации, действующие в сфере

международного уголовного права.

3. Раскройте роль ООН в борьбе с международной преступностью.

Литература:

№ 1, 3, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 25, 26, 30, 31, 55, 60

К ним относятся:

1) Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвен-

ции об открытом море, 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву,

1982 г. (ст. 100-107).

Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратс-

кого судна, могут определять наказание пиратам.

2) Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними

действуют Конвенция относительно рабства, 1926 г., Протокол 1953 о

внесении изменений в Конвенцию1926 г. и Дополнительная конвенция

об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сход-

ных с рабством, 1956 г.

В них дано определение рабства, работорговли, названы институ-

ты, сходные с рабством.

Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом воп-

росе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие

подобные деяния.

3) Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борь-

бе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами,

1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания

организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости.

Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие ре-

гистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу

специального документа, и установить контроль за разного рода кон-

торами по найму на работу, дабы избежать их использования в целях

проституции.

Предусмотрено создание специального международногомеханиз-

ма для координации и обобщения результатов деятельности государств

в этой области.

4) Терроризм. Борьба с ним ведется на основе:

- Межамериканская конвенция о предупреждении и наказании за со-

вершение актов терроризма, 1971 г.;

- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц,

пользующихся международной защитой, в том числе, дипломати-

ческих агентов, 1973 г.;

- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1976 г. выделила

две категории правонарушений:

а) преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;

б) деяния признание преступными которых отдано на усмотрение го-

сударств.

В системе ООН создан специальный комитет по международному

терроризму, занимающийся подготовкой международный договор о

борьбе с терроризмом, предоставляющий рекомендации ГА ООН по

данной проблеме.

На региональном уровне проблема терроризма находится в зоне

внимания ОБСЕ, ОАГ, СНГ и др.

Нормы международного права обязывают государства выдавать

террористов тем государствам, на территории которого совершены

террористические акты или судить их по своим законам.

5) Захват заложников. В 1979 г. принята Конвенция по борьбе с

захватом заложников, которая создала правовую основу для сотруд-

ничества государств по пресечению действий, направленных на захват

заложников.

6) Безопасность гражданской авиации и морского судоходства.

Борьба с преступлениями в этой области ведется на основе:

- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершае-

мых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаа-

га, 1970 г.);

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против

безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.) и Прото-

кол, касающийся незаконных актов в международных аэропортах,

1988 г.

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против

безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.) и Протокол о

борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности

стационарных платформ, расположенных на континентальномшель-

фе, 1988 г.

Эти Конвенции предусматривают:

а) универсальную юрисдикцию– если предполагаемый преступник

находится на территории одного из государств-участников,

б) юрисдикцию государства регистрации воздушного судна или

государства флага морского судна,

в) территориальнуююрисдикцию,

г) юрисдикцию государства гражданства,

д) юрисдикцию государства, на территории которого совершило

посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится

на его борту.

Выдача регулируется на основе принципа – выдавай или наказы-

вай.

В двусторонних договорах о воздушном сообщении также со-

держатся нормы по вопросам борьбы с актами незаконного вмеша-

тельства в деятельность гражданской авиации.

7) Незаконный оборот наркотиков. В настоящее время действуют:

- Единая конвенция о наркотических средствах, 1961 г. Ст. 36 Кон-

венции называет 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с не-

законным оборотом наркотиков. Государствами-участниками был

утвержденМеждународный комитет по контролю над наркотиками;

- Конвенция о психотропных веществах, 1971 г.;

- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотичес-

ких средств и психотропных веществ, 1988 г., которая установила

меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а

также конфискацию доходов и имущества виновных.

В системе ООН функционируют:

- Комиссия ООН по наркотическим средствам;

- Международный совет по контролю за наркотическими средства-

ми;

- Программа ООН по контролю за наркотическими средствами;

- Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками.

Борьба с незаконным оборотом наркотиков ведется также на дву-

стороннем и региональном уровне.

8) Фальшивомонетничество. Действующая в этой области Кон-

венция о борьбе с подделкой денежных знаков была принята вЖеневе

в 1929 г. Ее участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальши-

вомонетничеством не делать различия между подделкой собственных

и иностранных денег и ценных бумаг и с одинаковой строгостью нака-

зывать преступников.

В настоящее время ряд статей конвенции устарел и требует допол-

нений. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и на-

циональным законодательством.

9) Вербовка наемников. Борьба с наемничеством получила свое

правовое закрепление в Конвенции о борьбе с вербовкой, использова-

нием, финансированием и обучением наемников, 1989 г., где содер-

жится формула определения юрисдикции: территориальный принцип,

принцип гражданства, универсальный принцип.

Международная борьба с преступностьюкоординируется Генераль-

ной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным

Советом, Секретариатом ООН, специализированными учреждениями

ООН. Непосредственнопротивостоят преступным проявлениям:

- Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с

правонарушителями. Они собираются один раз в пять лет, и коорди-

нируют усилия мирового сообщества в борьбе с преступностью и

унификацией международного уголовного права.

- Комиссия по предупреждению преступности и уголовному право-

судию в составе 40 человек, избираемых ЭКОСОС на 3 года.

- Интерпол (Международная организация уголовной полиции), зада-

чей которой является предупреждение уголовных преступлений меж-

дународного характера и борьба с преступностью путем широкого

сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была созда-

на в 1923 г., действующий УставИнтерпола вступил в силу в 1956 г.

Основными направлениями деятельности Интерпола являются:

- уголовная регистрация;

- международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести;

- поиск похищенных ценностей;

- оказание технической помощи странам-участникам;

- статистика и научно-исследовательская деятельность.

На региональном уровне борьба с преступностью осуществляет-

ся ОАГ, ЛАГ, Советом Европы, Европейским Союзом и др.

С 1993 г. в СНГ действует на постоянной основе Бюро по коорди-

нации борьбы с организованной преступностью и иными опасными

видами преступлений на территории СНГ.

Вопросы:

1. Назовите существующие основания экстрадиции.

2. Перечислите международные организации, действующие в сфере

международного уголовного права.

3. Раскройте роль ООН в борьбе с международной преступностью.

Литература:

№ 1, 3, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 25, 26, 30, 31, 55, 60