2. Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58
К ним относятся:
1) Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвен-
ции об открытом море, 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву,
1982 г. (ст. 100-107).
Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратс-
кого судна, могут определять наказание пиратам.
2) Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними
действуют Конвенция относительно рабства, 1926 г., Протокол 1953 о
внесении изменений в Конвенцию1926 г. и Дополнительная конвенция
об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сход-
ных с рабством, 1956 г.
В них дано определение рабства, работорговли, названы институ-
ты, сходные с рабством.
Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом воп-
росе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие
подобные деяния.
3) Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борь-
бе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами,
1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания
организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости.
Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие ре-
гистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу
специального документа, и установить контроль за разного рода кон-
торами по найму на работу, дабы избежать их использования в целях
проституции.
Предусмотрено создание специального международногомеханиз-
ма для координации и обобщения результатов деятельности государств
в этой области.
4) Терроризм. Борьба с ним ведется на основе:
- Межамериканская конвенция о предупреждении и наказании за со-
вершение актов терроризма, 1971 г.;
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц,
пользующихся международной защитой, в том числе, дипломати-
ческих агентов, 1973 г.;
- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1976 г. выделила
две категории правонарушений:
а) преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;
б) деяния признание преступными которых отдано на усмотрение го-
сударств.
В системе ООН создан специальный комитет по международному
терроризму, занимающийся подготовкой международный договор о
борьбе с терроризмом, предоставляющий рекомендации ГА ООН по
данной проблеме.
На региональном уровне проблема терроризма находится в зоне
внимания ОБСЕ, ОАГ, СНГ и др.
Нормы международного права обязывают государства выдавать
террористов тем государствам, на территории которого совершены
террористические акты или судить их по своим законам.
5) Захват заложников. В 1979 г. принята Конвенция по борьбе с
захватом заложников, которая создала правовую основу для сотруд-
ничества государств по пресечению действий, направленных на захват
заложников.
6) Безопасность гражданской авиации и морского судоходства.
Борьба с преступлениями в этой области ведется на основе:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершае-
мых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаа-
га, 1970 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.) и Прото-
кол, касающийся незаконных актов в международных аэропортах,
1988 г.
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.) и Протокол о
борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности
стационарных платформ, расположенных на континентальномшель-
фе, 1988 г.
Эти Конвенции предусматривают:
а) универсальную юрисдикцию– если предполагаемый преступник
находится на территории одного из государств-участников,
б) юрисдикцию государства регистрации воздушного судна или
государства флага морского судна,
в) территориальнуююрисдикцию,
г) юрисдикцию государства гражданства,
д) юрисдикцию государства, на территории которого совершило
посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится
на его борту.
Выдача регулируется на основе принципа – выдавай или наказы-
вай.
В двусторонних договорах о воздушном сообщении также со-
держатся нормы по вопросам борьбы с актами незаконного вмеша-
тельства в деятельность гражданской авиации.
7) Незаконный оборот наркотиков. В настоящее время действуют:
- Единая конвенция о наркотических средствах, 1961 г. Ст. 36 Кон-
венции называет 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с не-
законным оборотом наркотиков. Государствами-участниками был
утвержденМеждународный комитет по контролю над наркотиками;
- Конвенция о психотропных веществах, 1971 г.;
- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотичес-
ких средств и психотропных веществ, 1988 г., которая установила
меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а
также конфискацию доходов и имущества виновных.
В системе ООН функционируют:
- Комиссия ООН по наркотическим средствам;
- Международный совет по контролю за наркотическими средства-
ми;
- Программа ООН по контролю за наркотическими средствами;
- Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками.
Борьба с незаконным оборотом наркотиков ведется также на дву-
стороннем и региональном уровне.
8) Фальшивомонетничество. Действующая в этой области Кон-
венция о борьбе с подделкой денежных знаков была принята вЖеневе
в 1929 г. Ее участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальши-
вомонетничеством не делать различия между подделкой собственных
и иностранных денег и ценных бумаг и с одинаковой строгостью нака-
зывать преступников.
В настоящее время ряд статей конвенции устарел и требует допол-
нений. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и на-
циональным законодательством.
9) Вербовка наемников. Борьба с наемничеством получила свое
правовое закрепление в Конвенции о борьбе с вербовкой, использова-
нием, финансированием и обучением наемников, 1989 г., где содер-
жится формула определения юрисдикции: территориальный принцип,
принцип гражданства, универсальный принцип.
Международная борьба с преступностьюкоординируется Генераль-
ной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным
Советом, Секретариатом ООН, специализированными учреждениями
ООН. Непосредственнопротивостоят преступным проявлениям:
- Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями. Они собираются один раз в пять лет, и коорди-
нируют усилия мирового сообщества в борьбе с преступностью и
унификацией международного уголовного права.
- Комиссия по предупреждению преступности и уголовному право-
судию в составе 40 человек, избираемых ЭКОСОС на 3 года.
- Интерпол (Международная организация уголовной полиции), зада-
чей которой является предупреждение уголовных преступлений меж-
дународного характера и борьба с преступностью путем широкого
сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была созда-
на в 1923 г., действующий УставИнтерпола вступил в силу в 1956 г.
Основными направлениями деятельности Интерпола являются:
- уголовная регистрация;
- международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести;
- поиск похищенных ценностей;
- оказание технической помощи странам-участникам;
- статистика и научно-исследовательская деятельность.
На региональном уровне борьба с преступностью осуществляет-
ся ОАГ, ЛАГ, Советом Европы, Европейским Союзом и др.
С 1993 г. в СНГ действует на постоянной основе Бюро по коорди-
нации борьбы с организованной преступностью и иными опасными
видами преступлений на территории СНГ.
Вопросы:
1. Назовите существующие основания экстрадиции.
2. Перечислите международные организации, действующие в сфере
международного уголовного права.
3. Раскройте роль ООН в борьбе с международной преступностью.
Литература:
№ 1, 3, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 25, 26, 30, 31, 55, 60
К ним относятся:
1) Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвен-
ции об открытом море, 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву,
1982 г. (ст. 100-107).
Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратс-
кого судна, могут определять наказание пиратам.
2) Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними
действуют Конвенция относительно рабства, 1926 г., Протокол 1953 о
внесении изменений в Конвенцию1926 г. и Дополнительная конвенция
об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сход-
ных с рабством, 1956 г.
В них дано определение рабства, работорговли, названы институ-
ты, сходные с рабством.
Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом воп-
росе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие
подобные деяния.
3) Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борь-
бе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами,
1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания
организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости.
Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие ре-
гистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу
специального документа, и установить контроль за разного рода кон-
торами по найму на работу, дабы избежать их использования в целях
проституции.
Предусмотрено создание специального международногомеханиз-
ма для координации и обобщения результатов деятельности государств
в этой области.
4) Терроризм. Борьба с ним ведется на основе:
- Межамериканская конвенция о предупреждении и наказании за со-
вершение актов терроризма, 1971 г.;
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц,
пользующихся международной защитой, в том числе, дипломати-
ческих агентов, 1973 г.;
- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1976 г. выделила
две категории правонарушений:
а) преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;
б) деяния признание преступными которых отдано на усмотрение го-
сударств.
В системе ООН создан специальный комитет по международному
терроризму, занимающийся подготовкой международный договор о
борьбе с терроризмом, предоставляющий рекомендации ГА ООН по
данной проблеме.
На региональном уровне проблема терроризма находится в зоне
внимания ОБСЕ, ОАГ, СНГ и др.
Нормы международного права обязывают государства выдавать
террористов тем государствам, на территории которого совершены
террористические акты или судить их по своим законам.
5) Захват заложников. В 1979 г. принята Конвенция по борьбе с
захватом заложников, которая создала правовую основу для сотруд-
ничества государств по пресечению действий, направленных на захват
заложников.
6) Безопасность гражданской авиации и морского судоходства.
Борьба с преступлениями в этой области ведется на основе:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершае-
мых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаа-
га, 1970 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.) и Прото-
кол, касающийся незаконных актов в международных аэропортах,
1988 г.
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.) и Протокол о
борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности
стационарных платформ, расположенных на континентальномшель-
фе, 1988 г.
Эти Конвенции предусматривают:
а) универсальную юрисдикцию– если предполагаемый преступник
находится на территории одного из государств-участников,
б) юрисдикцию государства регистрации воздушного судна или
государства флага морского судна,
в) территориальнуююрисдикцию,
г) юрисдикцию государства гражданства,
д) юрисдикцию государства, на территории которого совершило
посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится
на его борту.
Выдача регулируется на основе принципа – выдавай или наказы-
вай.
В двусторонних договорах о воздушном сообщении также со-
держатся нормы по вопросам борьбы с актами незаконного вмеша-
тельства в деятельность гражданской авиации.
7) Незаконный оборот наркотиков. В настоящее время действуют:
- Единая конвенция о наркотических средствах, 1961 г. Ст. 36 Кон-
венции называет 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с не-
законным оборотом наркотиков. Государствами-участниками был
утвержденМеждународный комитет по контролю над наркотиками;
- Конвенция о психотропных веществах, 1971 г.;
- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотичес-
ких средств и психотропных веществ, 1988 г., которая установила
меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а
также конфискацию доходов и имущества виновных.
В системе ООН функционируют:
- Комиссия ООН по наркотическим средствам;
- Международный совет по контролю за наркотическими средства-
ми;
- Программа ООН по контролю за наркотическими средствами;
- Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками.
Борьба с незаконным оборотом наркотиков ведется также на дву-
стороннем и региональном уровне.
8) Фальшивомонетничество. Действующая в этой области Кон-
венция о борьбе с подделкой денежных знаков была принята вЖеневе
в 1929 г. Ее участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальши-
вомонетничеством не делать различия между подделкой собственных
и иностранных денег и ценных бумаг и с одинаковой строгостью нака-
зывать преступников.
В настоящее время ряд статей конвенции устарел и требует допол-
нений. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и на-
циональным законодательством.
9) Вербовка наемников. Борьба с наемничеством получила свое
правовое закрепление в Конвенции о борьбе с вербовкой, использова-
нием, финансированием и обучением наемников, 1989 г., где содер-
жится формула определения юрисдикции: территориальный принцип,
принцип гражданства, универсальный принцип.
Международная борьба с преступностьюкоординируется Генераль-
ной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным
Советом, Секретариатом ООН, специализированными учреждениями
ООН. Непосредственнопротивостоят преступным проявлениям:
- Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями. Они собираются один раз в пять лет, и коорди-
нируют усилия мирового сообщества в борьбе с преступностью и
унификацией международного уголовного права.
- Комиссия по предупреждению преступности и уголовному право-
судию в составе 40 человек, избираемых ЭКОСОС на 3 года.
- Интерпол (Международная организация уголовной полиции), зада-
чей которой является предупреждение уголовных преступлений меж-
дународного характера и борьба с преступностью путем широкого
сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была созда-
на в 1923 г., действующий УставИнтерпола вступил в силу в 1956 г.
Основными направлениями деятельности Интерпола являются:
- уголовная регистрация;
- международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести;
- поиск похищенных ценностей;
- оказание технической помощи странам-участникам;
- статистика и научно-исследовательская деятельность.
На региональном уровне борьба с преступностью осуществляет-
ся ОАГ, ЛАГ, Советом Европы, Европейским Союзом и др.
С 1993 г. в СНГ действует на постоянной основе Бюро по коорди-
нации борьбы с организованной преступностью и иными опасными
видами преступлений на территории СНГ.
Вопросы:
1. Назовите существующие основания экстрадиции.
2. Перечислите международные организации, действующие в сфере
международного уголовного права.
3. Раскройте роль ООН в борьбе с международной преступностью.
Литература:
№ 1, 3, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 25, 26, 30, 31, 55, 60