2.Органы внешних сношений государства и их статус

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 

Для осуществления официальных отношений с другими субъек-

тамиМПкаждое государствоимеет специальные органы внешних сно-

шений в виде особых государственных учреждений и определенных

лиц, уполномоченных государством представлять его в международ-

ных отношениях с другими государствами, выражать его волю и за-

щищать интересы как государства, так и его граждан.

Поместу расположения и по характеру деятельности органы вне-

шних сношений подразделяются:

1. Внутригосударственные или центральные.

2. Зарубежные.

Внутригосударственные органы бывают:

а) органы, представляющие государство по всем аспектам его

международных связей и выполняющие общеполитические функции

в международных отношениях. Они действуют на основе конституции

государства.

К ним относятся: глава государства, правительство и его глава,

ведомство иностранных дел.

б) органы, представляющие государство в одной из областей его

международных связей.

Зарубежные органы внешних сношений делятся:

1) постоянные:

- дипломатические представительства (посольства и миссии);

- консульские представительства;

- торговые представительства;

- постоянные представительства при международных организациях.

2) временные:

- официальные представители, участвующие в мероприятиях полити-

ко-дипломатического характера;

- миссии, направленные в другие государства;

- делегации, участвующие в международных переговорах, конгрес-

сах, конференциях.

Для поддержания, развития и укрепления политических, эконо-

мических и культурных отношений, защиты интересов своего госу-

дарства и его граждан, информирования правительства,

аккредитующего государства об условиях и событиях в стране, пре-

бывания одними государствами на территории других, согласия пос-

ледних учреждаются дипломатические представительства.

Обязательнымусловием обмена дипломатическими представитель-

ствами являются:

1. признание одного государства другим;

2. установление дипломатических отношений между ними.

В состав персонала дипломатического представительства входят:

- дипломатический персонал– сотрудники, имеющие дипломатичес-

кие ранги;

- административно-технический персонал;

- обслуживающий персонал.

Функции дипломатического представительства:

а) представительства своего государства в стране пребывания;

б) защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующе-

го государства и его граждан;

в) ведение переговоров с правительством принимающего государства;

г) поощрение дружественных отношений между аккредитующим го-

сударством и страной пребывания;

д) осуществление консульских функций.

На основании международных договоров дипломатическое пред-

ставительство и его персонал пользуются в стране пребывания при-

вилегиями и иммунитетами.

Объектами дипломатических привилегий и иммунитетов являют-

ся дипломатические представительства, главы государств и прави-

тельств, дипломаты, делегаты международных конференций.

Дипломатические привилегии и иммунитеты:

1. Представительства:

- неприкосновенность помещений;

- фискальныйиммунитет;

- неприкосновенность средств связи, почты, архивов, документов

представительства;

- свобода сношений представительства с аккредитующим государ-

ством;

- право пользования эмблемой и флагом.

2. Персонала:

- неприкосновенность личности и жилища;

- иммунитетюрисдикции;

- фискальныйиммунитет;

- таможенные привилегии;

- освобождение от личных повинностей.

Прекращение деятельности дипломатическогопредставительства

происходит в следующих случаях:

1) прекращение или временное приостановление дипломатических от-

ношений;

2) война;

3) когда одно из поддерживающих отношения государств прекращает

свое самостоятельное существование в качества субъекта МП;

4) если в аккредитующем государстве или стране пребывания проис-

ходит коренное изменение государственного строя и не последова-

ло подтверждения о готовности поддерживать отношения с новым

субъектом МП.

Консульские отношения представляют собой международные ад-

министративно-правовыеотношения, предназначенные для защиты прав

и интересов Ф и ЮЛ одного государства на территории другого.

Консульские отношения устанавливаются и консульства учреж-

дают по соглашению государств.

Консульское учреждение – это государственный орган внешних

сношений, находящийся на территории другого государства в силу

международного договора и выполняющий консульские функции по

защите интересов своего государства, его граждан и организаций в

пределах консульского округа.

В настоящее время в мировой практике различают следующие

классы консульских учреждений:

- генеральные консульства;

- консульства;

- вице-консульства;

- консульские агентства.

Соответственноим имеются и главы консульских учреждений, явля-

ющиеся должностными лицами государства. Практике известны также

внештатныепочетныеконсулы. Почетныеконсулымогут быть негражда-

нами назначающего государства и не состоят у него на службе, они полу-

чают вознаграждения только за исполнение консульских функций.

Консульские учреждения выполняют три основных функции:

1. Защита интересов своего государства, его физических и юридичес-

ких лиц.

2. Содействие развитию дружественных отношений.

3. Информация в области консульской деятельности, в том числе и

сведений, заинтересованным гражданам и организациям.

Функции консулов:

- сообщают находящимся в консульском округе соотечественни-

кам сведения о законах страны пребывания;

- выдают документы своим гражданам и визы иностранцам, же-

лающим посетить представляемое консулом государство;

- совершают акты бесспорной юрисдикции и консульскую лега-

лизацию;

- охраняют интересы несовершеннолетних и иных не обладающих

полной дееспособностью граждан своего государства, а также инте-

ресы граждан в случае смерти;

- представляют или обеспечивают представительство граждан сво-

его государства в официальных учреждениях страны пребывания;

- выполняют поручения следственных и судебных органов свое-

го государства;

- осуществляют надзор и инспекцию в отношении судов и само-

летов своего государства и их экипажей, оказывает им разного рода

помощь и содействие;

- расследует любые происшествия на судне или самолете своего

государства, имеющие место в пути, разрешает споры между капита-

ном и экипажем.

Объем консульских привилегий и иммунитетов в целом аналоги-

чен дипломатическим, но имеет также свою специфику:

1. Консульское должностное лицо может быть лишено свободы,

но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления.

2. В отношении консульского работника государство пребывания

вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компетент-

ные органы.

3. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в

качестве свидетеля. Отказ консулов от дачи показаний недопустим.

4. Предъявление иска консульским должностным лицам лишает

его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему

встречного иска.

5. Государство может отказаться от иммунитета консульских ра-

ботников.

Консульские отношения прекращаются только в исключительных

случаях.

Вопросы:

1. Назовите предмет регулирования права внешних сношений.

2. Дайте характеристику источников права внешних сношений.

3. Назовите основные виды дипломатических и консульских пред

ставительств.

4. Укажите привилегии и иммунитеты, которыми обладают посоль

ства и консульства.

5. Покажите специфику деятельности специальных миссий как

временных зарубежных органов внешних сношений государства.

Литература:

№ 1, 27, 34, 49, 55, 60, 78, 82

Для осуществления официальных отношений с другими субъек-

тамиМПкаждое государствоимеет специальные органы внешних сно-

шений в виде особых государственных учреждений и определенных

лиц, уполномоченных государством представлять его в международ-

ных отношениях с другими государствами, выражать его волю и за-

щищать интересы как государства, так и его граждан.

Поместу расположения и по характеру деятельности органы вне-

шних сношений подразделяются:

1. Внутригосударственные или центральные.

2. Зарубежные.

Внутригосударственные органы бывают:

а) органы, представляющие государство по всем аспектам его

международных связей и выполняющие общеполитические функции

в международных отношениях. Они действуют на основе конституции

государства.

К ним относятся: глава государства, правительство и его глава,

ведомство иностранных дел.

б) органы, представляющие государство в одной из областей его

международных связей.

Зарубежные органы внешних сношений делятся:

1) постоянные:

- дипломатические представительства (посольства и миссии);

- консульские представительства;

- торговые представительства;

- постоянные представительства при международных организациях.

2) временные:

- официальные представители, участвующие в мероприятиях полити-

ко-дипломатического характера;

- миссии, направленные в другие государства;

- делегации, участвующие в международных переговорах, конгрес-

сах, конференциях.

Для поддержания, развития и укрепления политических, эконо-

мических и культурных отношений, защиты интересов своего госу-

дарства и его граждан, информирования правительства,

аккредитующего государства об условиях и событиях в стране, пре-

бывания одними государствами на территории других, согласия пос-

ледних учреждаются дипломатические представительства.

Обязательнымусловием обмена дипломатическими представитель-

ствами являются:

1. признание одного государства другим;

2. установление дипломатических отношений между ними.

В состав персонала дипломатического представительства входят:

- дипломатический персонал– сотрудники, имеющие дипломатичес-

кие ранги;

- административно-технический персонал;

- обслуживающий персонал.

Функции дипломатического представительства:

а) представительства своего государства в стране пребывания;

б) защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующе-

го государства и его граждан;

в) ведение переговоров с правительством принимающего государства;

г) поощрение дружественных отношений между аккредитующим го-

сударством и страной пребывания;

д) осуществление консульских функций.

На основании международных договоров дипломатическое пред-

ставительство и его персонал пользуются в стране пребывания при-

вилегиями и иммунитетами.

Объектами дипломатических привилегий и иммунитетов являют-

ся дипломатические представительства, главы государств и прави-

тельств, дипломаты, делегаты международных конференций.

Дипломатические привилегии и иммунитеты:

1. Представительства:

- неприкосновенность помещений;

- фискальныйиммунитет;

- неприкосновенность средств связи, почты, архивов, документов

представительства;

- свобода сношений представительства с аккредитующим государ-

ством;

- право пользования эмблемой и флагом.

2. Персонала:

- неприкосновенность личности и жилища;

- иммунитетюрисдикции;

- фискальныйиммунитет;

- таможенные привилегии;

- освобождение от личных повинностей.

Прекращение деятельности дипломатическогопредставительства

происходит в следующих случаях:

1) прекращение или временное приостановление дипломатических от-

ношений;

2) война;

3) когда одно из поддерживающих отношения государств прекращает

свое самостоятельное существование в качества субъекта МП;

4) если в аккредитующем государстве или стране пребывания проис-

ходит коренное изменение государственного строя и не последова-

ло подтверждения о готовности поддерживать отношения с новым

субъектом МП.

Консульские отношения представляют собой международные ад-

министративно-правовыеотношения, предназначенные для защиты прав

и интересов Ф и ЮЛ одного государства на территории другого.

Консульские отношения устанавливаются и консульства учреж-

дают по соглашению государств.

Консульское учреждение – это государственный орган внешних

сношений, находящийся на территории другого государства в силу

международного договора и выполняющий консульские функции по

защите интересов своего государства, его граждан и организаций в

пределах консульского округа.

В настоящее время в мировой практике различают следующие

классы консульских учреждений:

- генеральные консульства;

- консульства;

- вице-консульства;

- консульские агентства.

Соответственноим имеются и главы консульских учреждений, явля-

ющиеся должностными лицами государства. Практике известны также

внештатныепочетныеконсулы. Почетныеконсулымогут быть негражда-

нами назначающего государства и не состоят у него на службе, они полу-

чают вознаграждения только за исполнение консульских функций.

Консульские учреждения выполняют три основных функции:

1. Защита интересов своего государства, его физических и юридичес-

ких лиц.

2. Содействие развитию дружественных отношений.

3. Информация в области консульской деятельности, в том числе и

сведений, заинтересованным гражданам и организациям.

Функции консулов:

- сообщают находящимся в консульском округе соотечественни-

кам сведения о законах страны пребывания;

- выдают документы своим гражданам и визы иностранцам, же-

лающим посетить представляемое консулом государство;

- совершают акты бесспорной юрисдикции и консульскую лега-

лизацию;

- охраняют интересы несовершеннолетних и иных не обладающих

полной дееспособностью граждан своего государства, а также инте-

ресы граждан в случае смерти;

- представляют или обеспечивают представительство граждан сво-

его государства в официальных учреждениях страны пребывания;

- выполняют поручения следственных и судебных органов свое-

го государства;

- осуществляют надзор и инспекцию в отношении судов и само-

летов своего государства и их экипажей, оказывает им разного рода

помощь и содействие;

- расследует любые происшествия на судне или самолете своего

государства, имеющие место в пути, разрешает споры между капита-

ном и экипажем.

Объем консульских привилегий и иммунитетов в целом аналоги-

чен дипломатическим, но имеет также свою специфику:

1. Консульское должностное лицо может быть лишено свободы,

но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления.

2. В отношении консульского работника государство пребывания

вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компетент-

ные органы.

3. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в

качестве свидетеля. Отказ консулов от дачи показаний недопустим.

4. Предъявление иска консульским должностным лицам лишает

его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему

встречного иска.

5. Государство может отказаться от иммунитета консульских ра-

ботников.

Консульские отношения прекращаются только в исключительных

случаях.

Вопросы:

1. Назовите предмет регулирования права внешних сношений.

2. Дайте характеристику источников права внешних сношений.

3. Назовите основные виды дипломатических и консульских пред

ставительств.

4. Укажите привилегии и иммунитеты, которыми обладают посоль

ства и консульства.

5. Покажите специфику деятельности специальных миссий как

временных зарубежных органов внешних сношений государства.

Литература:

№ 1, 27, 34, 49, 55, 60, 78, 82