ПИТИРИМ СОРОКИН И ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 

 

Я

 обозначил эту тему так, чтобы попытаться рассмотреть наследие Питирима Сорокина и связанных с ним деятелей на фоне традиций и преемственности российской школы как экономической мысли, так и обществоведения. Хочу начать с того, что, размышляя о далеком прошлом России и о сегодняшних проблемах, с которыми мы сталкиваемся, мы постоянно возвращаемся к памяти своих предков. Видимо, таковы судьбы смутного времени, периодически переживаемого Россией, глубоко драматических или даже трагических поворотов в ее исторической судьбе. Когда России грозит опасность, то мы вспоминаем великих деятелей науки, культуры, пытаясь мобилизовать память о них для защиты своих национальных и государственных идеалов. Так было и в прошлом, так повторяется и сегодня.

Периоды подъема национального самосознания, обращения к памяти великих предков — Кондратьева, Сорокина и других, — это попытка восстановить национальное сознание, сохранить его преемственность, что принимает разные формы — не только интеллектуально прогрессивные формы, но и совершенно другие формы своего проявления. Плохо предвидит тот, кто предполагает, что Россия, поставленная на колени, будет ждать, когда ее будут доброжелательно хлопать по плечу. Такого не было ни в прошлом, ни в настоящем, и никогда не будет в будущем.

Но я хотел говорить об интеллектуальной среде этого национального возрождения, о том, что нас двигает в этих делах. Хотя я понимаю, что, может быть, мое обращение к таким великим событиям в нашей истории может быть частично воспринято и как ностальгия по прошлому, свойственная людям, приближающимся к 70-летнему возрасту.

Сейчас этот интерес проявляется в том, как мы возвращаемся к прошлому нашей экономической, социальной, духовной жизни прошлого, вспоминаем фамилии. Мы выпустили в Институте экономики РАН труд, показывающий, как формировалась российская школа экономической мысли, восстановив великие имена ученых России Х1Х — начала ХХ столетия. На этом материале уже началось преподавание ряда курсов. Стали появляться и специальные работы. Семь лет назад, когда праздновалось 100-летие Николая Кондратьева, был создан Фонд его имени, и он участвовал в подготовке нынешнего Симпозиума. Это тоже его заслуга.

Сейчас мы говорим о Питириме Сорокине, его воззрении, о его эпохе. Я хотел сказать, что тут многое наслаивается.

Мы отмечаем сейчас один юбилей, в июне мы будем отмечать 150 лет со дня рождения Сергея Витте, вспомним его вклад, вспомним людей, которые писали в то время.

Я хотел бы для начала процитировать одного из современников Витте, тех, кто работал с ним над проблемами преобразований и формировал модель российского мышления начала ХХ века. В годы, когда Питирим Сорокин учился в университете, Александр Миклашевский написал следующее: “Когда наступает полный распад прежних социальных отношений, начинают торжествовать не альтруистические, а эгоистические тенденции. Поэтому я всегда буду стоять за социальную реформу, а не за социальную революцию. Я стою на почве социальной реформы вполне сознательно и советую моим согражданам держаться твердо этой дороги, ибо только таким путем можно достигнуть наибольшей справедливости в социальных отношениях”. И когда мы вспоминаем последующие обращения Питирима Сорокина к торжеству истины, справедливости в новом интегральном обществе, когда мы ищем пути осознания его эволюционных идей, нужно понимать, что они возникли не на пустом месте. Человек родился в России, здесь формировались его идеи, концепции, которые он позднее умножал, развивал, добивался успехов, но это было в определенной социальной среде.

Что лежало у этих истоков? Мы пытаемся сейчас восстановить и понять своеобразие российской школы экономической мысли. Это очень трудно сделать. Она не вписывается ни в одну модель.

Что объединяет Кондратьева, Сорокина, Василия Леонтьева — Нобелевского лауреата, откуда их идеи и выход на современную цивилизацию?

Я хочу процитировать одного современного российского автора, который написал: “Если вся страна равна городу, то вопрос о посадке деревьев вдоль улицы может стать стержнем общественной жизни. Если страна расположена вдоль большой реки, то уже неизбежен интерес к более широким проблемам. А если в сферу проживания нации попадает целая система рек и несколько морей, в которые они впадают, то естественной и для мышления народа, и для его действий становится, к примеру, концепция путей из варяг в греки». Масштабы России веками учили думать глобально, перспективно. Это заложено в корнях российской мысли. Посмотрите работы Кондратьева, Сорокина, Леонтьева, и вы узнаете этот макровзгляд. Здесь отложилось и то, что было уникально присуще России и, пожалуй, только ей, которая была и остается единственной великой евразийской страной, которая сочетает ценности восточной культуры и западного рационализма, сочетает в противоречии, постоянно шарахаясь от почвенников к западникам, так никогда и не выбравшись из решения этой проблемы. Это ее судьба, ее мир и ее школа.

Когда мы смотрим и в дальнейших работах, то мы узнаем эту общность взглядов. Я начал готовиться к 150-летию со дня рождения Витте и уже написал рукопись, в которой четко показываю, что в своих ранних работах, посвященных Фридриху Листу, он написал, что в противоположность космополитической политэкономии, которая высшей ценностью считает индивидуальную выгоду или барыш, национальная или реалистическая политэкономия во главу угла ставит подъем общественных производительных сил нации. Так он попытался сформулировать начало своих подходов. Когда вы идете от этого, то легко узнать, как идеально, теоретически это связано с представлениями Питирима Сорокина, поисками высшей любви, счастья, объедняющего народы, как чего-то более ценного, чем материальные блага. Кстати, для всей российской школы общественной мысли, и экономической в частности, всегда сочетались материальные факторы с факторами духовной ценности, нравственности и поддержки слабых слоев населения как системы ценностей, присущие ей органично, а не навязанные какими-либо устремлениями.

То же самое касается и идей этого сближения, общности Запада и Востока, теории конвергенции. Но ведь ее создали, наряду с такими выдающимися мыслителями современности, как Гэлбрейт, Тинберген, Питирим Сорокин и Андрей Сахаров, люди с разной судьбой, с разной биографией.

Я утверждаю и готов доказать, что если бы Николай Кондратьев дожил до 60-х годов, то со своими идеями единства телеологического и генетического подхода, с единством предвидения и рынка, стихийного рынка, он бы тоже был соавтором этой концепции. Он мировоззренчески шел к этому. Люди разные, биографии разные, школа одна. Она их объединяет и возвышает.

Остается пожелать, чтобы на рубеже ХХ и ХХI веков появились такие же великие люди, которые бы передали наследство, память и преемственность нашей науки последующим поколениям русских ученых.

 

 

 

Яковец Ю.В.,

проф. РАГС, д.э.н.,

президент Международного института

Питирима Сорокина — Николая Кондратьева

 

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ПИТИРИМА СОРОКИНА – ФУНДАМЕНТ ПАРАДИГМЫ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ ХХI ВЕКА

 

Н

а изломе эпох в новом свете представляется истинная значимость течений научной мысли ХХ века. Становится отчетливо видно, что преходящее и уходящее, а что станет фундаментом мировоззрения поколений наступающего столетия. Можно с полной уверенностью утверждать, что краеугольным камнем этого мировоззрения будет научное наследие Питирима Сорокина – одного из величайших мыслителей уходящего века. На чем строится это утверждение? В чем непреходящая ценность, все возрастающее значение его идей и прозрений?

1. Питирим Сорокин – крупнейший социолог ХХ века, предтеча социологии XXI века. Он понимал и развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в обществе, на всех его уровнях – от отдельного индивида до человечества как единого, многослойного и разнообразного целого. В его понимании макросоциология выступает как вершина обществоведения, обогащает все частные общественные науки и обогащает ими, позволяя проникать в глубинные тонкие механизмы пульсации общества.

Трудно найти область общественных наук, которую не затронул и не выдвинул новые смелые идеи Питирим Сорокин. Философия и история, политология и право, экономика и психология, этика и религия – всюду мы находим в его трудах импульсы для изменения взгляда на ту или иную сторону общественной жизни, ее динамику, — импульсы, которые сперва поражают своей парадоксальностью, но со временем осваиваются и становятся частью научного мировоззрения.

XIX и XX века прошли под знаком лидерства естественных и технических наук. В наступающем веке лидерство, вероятно, перейдет к наукам общественным, гуманитарным, экологическим. Общество начинает понимать, что без овладения и умелого использования закономерностей своей собственной динамики высшие достижения физики и химии, кибернетики и информатики, биологии и технических наук могут обернуться непоправимым злом для человечества, привести его к гибели. Обществоведение находится сейчас в состоянии кризиса, переживает период мучительной трансформации, переоценки ценностей, сбрасывания устаревших парадигм, оно во многом потеряло былой авторитет и прогностическую силу. Но это болезнь роста, кризис как предшественник нового возрождения, нового витка спирали познания. Возьму на себя смелость предвидеть, что если в большей части ХХ века приоритеты в обществоведении отдавались марксизму и его разновидностям, то в XXI веке, – по крайней мере его начале, – первенство будет принадлежать идеям Питирима Сорокина, Николая Кондратьева, сторонников и продолжателей их идей, их учения как одного из краеугольных камней формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения.

2. Великий научный подвиг Питирима Сорокина, сердцевина его научного наследия – теория и история социокультурной динамики. Главная идея этой теории – первенство в развитии человечества не материальных условий производства, а духовной жизни, социокультурной сферы – культуры и искусства, науки и технических изобретений, нравственности и права, идеологии и религии. Периодически происходит смена исторических эпох, социокультурных типов – чувственного, идеационального, идеалистического (для последнего в 60-е годы Питирим Сорокин нашел более удачный термин – интегральный социокультурный строй, синтезирующий материальное и духовное, чувственное и сверхчувственное начала в мировоззрении и деятельности человека и общества). Сорокин предсказал неизбежность замены господствовавшего в течение пяти веков на Западе чувственного строя интегральным. В середине ХХ века мало кто понимал и принимал эту теорию и основанный на ней прогноз. Только теперь становятся все более очевидными признаки этой великой трансформации, в корне меняются наши взгляды на общество и его будущее. Подтверждается вывод Сорокина, что «пока продолжается человеческая история, будет продолжаться и творческий «вечный цикл» культуры» [1. С. 488].

3. Творчество Питирима Сорокина развивалось в условиях глобального противостояния двух общественных систем – капитализма и социализма, их великого противоборства, которое угрожало человечеству самоуничтожением, как не раз повторял Сорокин – самокремацией в пламени ядерного столкновения. В разгар этого противостояния Питирим Сорокин выдвинул и отстаивал идею конвергенции двух общественных систем и их лидеров – США и России, формирования в будущем интегрального строя (который ныне все более получает признание как постиндустриальное общество). Эта идея и сейчас многим представляется неприемлемой, особенно после того, как произошло крушение мировой системы социализма и, казалось бы, торжество капитализма. Но рождающееся ныне общество, как и предсказывал Питирим Сорокин, это уже не классический капитализм, он впитал в себя многие элементы социализма под флагом социально-рыночного хозяйства. Постиндустриальный общественный строй, время торжества которого придет в наступающем веке, не будет ни капитализмом, ни социализмом; он станет принципиально новым, интегральным строем, впитавшим в себя все лучшее, ценное, что накоплено историческим опытом человечества, вошло в его постоянно обогащаемый наследственный генотип. Не сомневаюсь, что будущее подтвердит истинность великого прозрения Питирима Сорокина.

4. Анализируя историю цивилизаций и тенденции их эволюции в настоящем и будущем, Питирим Сорокин раскрыл закономерность их цикличной флуктуации, перемещения лидерства. Важнейшей тенденцией нашего времени он считал сдвиг творческого лидерства с Запада на Восток: «В дальнейшем, в великих «спектаклях» истории будет не просто одна евроамериканская «звезда», но несколько звезд Индии, Китая, Японии, России, арабских стран и других культур и народов» [2. С. 94].

Это предсказание звучит предостережением тем, кто мечтает о моноцентрическом будущем, господстве одной локальной цивилизации. Будущее – в полицентризме, в многоцветье культур, в партнерстве равноправных локальных цивилизаций (хотя наблюдается и противоположная тенденция – усиления противостояния и нарастание угрозы столкновения цивилизаций).

5. Однако Питирим Сорокин не смотрел на настоящее и будущее человечества сквозь розовые очки. Пройдя сквозь тернии русской революции, в которой едва не оборвалась его жизнь, Сорокин уделил огромное внимание социологии революции, вызывающим ее причинам, роли голода в исторических потрясениях. Опираясь на собственный жизненный опыт, он отрицательно оценивает этот социальный феномен, вызванные им страдания, последствия, которые противоречат деяниям и обещаниям ее зачинателей. Но как ученый он тщательно анализирует побудительные мотивы революционного взрыва, его предпосылки и этапы. Следует отметить, что здесь речь идет о катаклизме в социально-политической сфере. Что касается качественных скачков в социокультурной динамике, то Сорокин отмечал их плодотворность для обогащения духовного мира человечества.

Весьма актуален для разработки антикризисных программ, оценки роли государства в кризисных ситуациях обоснованный Сорокиным социальный закон флуктуации тоталитаризма и свободы, показывающий, что в условиях кризисов и революций усиливается государственная регламентация основных сторон жизни общества, а когда сильный кризис позади, «масштабы и суровость правительственной регламентации уменьшается, идеологические и культурные системы общества конвертируются к мирным детоталитарным, менее регламентированным, более свободным образам жизни» [Там же. С. 124].

6. Одно из центральных мест в наследии Питирима Сорокина занимает исследование социальной стратификации и мобильности, флуктуаций (цикличных изменений) в этой сфере общества (правда, он признавал эти флуктуации бесцельными, отрицая общеисторические тренды, с чем можно поспорить).

Тенденции экономической, политической и профессиональной стратификации, вертикальной и горизонтальной социальной и культурной мобильности усиливаются в переходные эпохи, когда нарушается устойчивость и возрастает подвижность населения, нарастает чувство неуверенности, зыбкости жизни.

В переломные эпохи ярко проявляется действие обоснованного Питиримом Сорокиным закона социальной поляризации [2. С.198-199]. На первом этапе кризиса, революции нарастает негативная поляризация, что усиливает их разрушительные последствия. На втором этапе позитивная поляризация становится основой нарастания активности творческих, созидательных сил. Именно она приведет человечество к новой эре созидательной истории. Глобальный прогноз Сорокина отличается столь редким для нашего времени оптимизмом: «Истина, добро и красота вновь объединятся в высшую триаду ценностей – раскрывающую все полнее тайны Высшей Реальности и преданно служащую человечеству в его творческой миссии на этой планете и за ее пределами. Наше время благоприятно для этой великолепной возможности» [Там же. С. 241-242].

7. Историю делают люди. В их руках будущее человечество. Что же толкает их к созиданию, к трудным преобразованиям? В годы разгара холодной войны, межгосударственной и классовой ненависти наивным и утопичным представлялось упорно разрабатываемое Питиримом Сорокиным в последние десятилетия его жизни учение о великой преобразующей силе творческого альтруизма, бескорыстной любви. Однако величайший социолог не был моралистом-утопистом. Его выводы основаны на добросовестном научном изучении возникновения, распространения и силы влияния мировых религий, житий христианских святых, жизни сотен добропорядочных американцев. Ненависть служит разрушительной силой. Энергия творчества рождается силой любви. Эти идеи, значение которых еще до конца не осознано, становятся особенно актуальными в современную переломную эпоху, вспыхивающую очагами межнациональных, межгосударственных, межконфессиональных, межцивилизационных конфликтов. На идеях творческого альтруизма может быть построена этическая парадигма наступающего постиндустриального общества, которое строится на принципах гуманизма, равноправного сотрудничества и партнерства.

Выше названы только некоторые основные идеи, образующие каркас научного наследия великого российско-американского ученого. Можно сказать, что его идеи переживают сейчас начало третьей фазы своего жизненного цикла. Первая фаза включает российский период его жизни, когда он сформировался как ученый, впитав и творчески переработав огромное наследие российского и мирового обществоведения. Вторая фаза относится к американскому периоду его творчества, когда в полном виде сформировался, прошел проверку и признание основной костяк его наследия, переданного нескольким поколениям учеников. Сейчас приходит время третьего этапа, когда его идеи в переломную эпоху активно впитываются широким кругом ученых, политической и деловой элиты, ищущим выхода из кризисных ситуаций подрастающим поколением, когда они становятся органической частью формирующейся постиндустриальной парадигмы, нового мировоззрения, руководством к действию при решении множества проблем и противоречий.

Что же предстоит сделать, чтобы ускорить этот процесс и повысить отдачу от него?

Во-первых, заново открыть Сорокина. Эта задача прежде всего ученых, интеллектуалов России и других постсоциалистических государств, которые прежде не знали его наследия и открывают для себя новый мир. Этому способствовал международный научный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения Питирима Сорокина. Важно, чтобы его эхо не заглохло, чтобы такие встречи — Сорокинские чтения, конференции, симпозиумы — проводились регулярно. Не менее важно от перевода и издания на русском языке отдельных его работ перейти к изданию собрания сочинений Питирима Сорокина, систематизировав основные его труды. Это дело долгое и нелегкое. Нужно объединить усилия ученых и переводчиков, издателей и тех, кто будет финансировать эти дорогостоящие работы.

2. Необходимо не только изучить и вновь открыть наследие Сорокина; первейшая задача – продолжение и развитие его идей при решении стратегической глобальной задачи – формировании постиндустриальной парадигмы обществоведения, которая во многом зиждется на идеях Питирима Сорокина, Николая Кондратьева, их сподвижников и продолжателей. Предстоит преодолеть разобщенность и растерянность разных ветвей обществоведческой мысли перед лицом противоречий и потрясений глобальной переходной эпохи, ориентируясь на лидерство обществоведения в постиндустриальном обществе. Это должны осознать и правительственные круги и научные фонды при распределении ассигнований на науку: смешно и трагично выглядит доля общественных наук в общих затратах на науку в России в 2,1% в 1997 г. против 73% на технические науки и 18,5 на естественные [3. С.53]. Намечена программа междисциплинарных исследований по взаимодействию локальных цивилизаций в прошлом и будущем на основе глобальных макромоделей.

3. Следует осуществлять конвергенцию обществоведения разных стран. Это продолжит идею Питирима Сорокина о конвергенции США и России в области науки. Сейчас предпосылки для такой конвергенции созданы: разрушены идеологические барьеры, облегчены взаимные контакты, российский книжный рынок насыщен переводами научной литературы. Однако пока в России эта улица с односторонним движением: зарубежным ученым, молодежи практически неизвестны, за небольшим исключением, труды видных российских обществоведов. Между тем, именно здесь, в эпицентре социальных потрясений, возникла первая и начинается вторая волна формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения. Нужно обеспечить свободный обмен и взаимное обогащение духовными ценностями.

В январе 1999 г. Отделение исследования циклов и прогнозирования РАЕН и Международный фонд Н.Д. Кондратьева заключили соглашение с американским издательством Эдвин Меллен Пресс об издании в США на русском и английском языках цикла основных работ российских ученых-обществоведов ХХ века по проблемам цикличной динамики и предвидения будущего. Уже вышли первые тома.

4. Чтобы идеи Питирима Сорокина, новая парадигма обществоведения возможно быстрее вошли в мировоззрение нынешнего и будущих поколений и помогли в решении трудных проблем трансформации общества, необходимо активно включить их в систему непрерывного образования, формирования новых поколений, представить в средствах массовой информации. Самая опасная тенденция для будущего – потеря ориентиров, веры в будущее десятков миллионов людей, особенно молодежи. Существующая система образования, устремленные на сенсации телекоммуникационные каналы, пресса и даже Интернет способствуют этой тенденции, нередко становятся школой ненависти и насилия. Административные запреты мало действительны для преодоления этой грязной волны. Нужно противопоставить ей конструктивное, созидательное, оптимистическое начало, заложенное Питиримом Сорокиным, Николаем Кондратьевым, Владимиром Вернадским, Йозефом Шумпетером, Арнольдом Тойнби, Фернаном Броделем и другими зачинателями новой парадигмы. Но в наш век мозаичной культуры их идеи могут овладеть массами, помочь в становлении нового общества только при опоре на систему образования и средства массовой информации. Нужны десятки учебных курсов и учебников, циклов телепередач и статей, необходим яркий, образный рассказ о сути нового учения, его основоположниках и современных продолжателях, главных идеях и их практическом применении, альтернативах на будущее.

5. Сторонников и адептов новой парадигмы обществоведения не много. Но и не мало. Результаты их усилий умножатся, если удастся объединить силы. Такой процесс наблюдается в России, где активно функционируют Международный фонд Н.Д. Кондратьева, Ассоциация «Прогнозы и циклы», Отделение исследования циклов и прогнозирования РАЕН, Академия прогнозирования, Философско-экономическое ученое собрание МГУ, несколько социологических обществ и ассоциаций. В США более полувека существует фонд по изучению циклов, регулярно издается журнал «Циклы», активно действует Американская социологическая ассоциация, создан Фонд Фернана Броделя. Аналогичные организации существуют и в других странах. Функционирует Международный социологический институт. Для объединения усилий обществоведов разных стран по изучению и развития идей основоположников новой парадигмы обществоведения создан Международный институт Сорокина –Кондратьева.

Человечество на рубеже нового столетия и тысячелетия оказалось перед роковом выбором своего будущего: идти к смертоносному, самоубийственному столкновению государств и цивилизаций, самоуничтожению тысячелетиями накопленной культуры – или к созданию нового, креативно-гуманистического общества, основанного на единстве науки (истины), красоты (культуры) и добра (этики), на сотрудничестве, партнерстве и творческом альтруизме. Какой выбрать путь – ответ для абсолютного большинства однозначен. Но как его осуществить, не скатившись к худшему сценарию, — это вопрос многократно сложнее, он требует нового знания, пассионарного порыва, упорного труда. Выбрать и осуществить оптимистическую альтернативу возможно, восприняв, освоив, развив и положив в основу практических решений и действий огромное научное наследие Питирима Сорокина и его сподвижников, его великие прозрения, которые имеют реальный шанс осуществиться в наступающем столетии, — разумеется, при нашем активном действии и самоотверженном порыве.

 

ЛИТЕРАТУРА

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1991.

Он же. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.

Наука России в цифрах. 1998. Краткий стат. сборник. М.: ЦИСН, 1998.

 

 

 

Барри В. Джонстон,

Северо-Западный университет штата Индиана,

кафедра социологии и социальной антропологии

 

 

Я

 обозначил эту тему так, чтобы попытаться рассмотреть наследие Питирима Сорокина и связанных с ним деятелей на фоне традиций и преемственности российской школы как экономической мысли, так и обществоведения. Хочу начать с того, что, размышляя о далеком прошлом России и о сегодняшних проблемах, с которыми мы сталкиваемся, мы постоянно возвращаемся к памяти своих предков. Видимо, таковы судьбы смутного времени, периодически переживаемого Россией, глубоко драматических или даже трагических поворотов в ее исторической судьбе. Когда России грозит опасность, то мы вспоминаем великих деятелей науки, культуры, пытаясь мобилизовать память о них для защиты своих национальных и государственных идеалов. Так было и в прошлом, так повторяется и сегодня.

Периоды подъема национального самосознания, обращения к памяти великих предков — Кондратьева, Сорокина и других, — это попытка восстановить национальное сознание, сохранить его преемственность, что принимает разные формы — не только интеллектуально прогрессивные формы, но и совершенно другие формы своего проявления. Плохо предвидит тот, кто предполагает, что Россия, поставленная на колени, будет ждать, когда ее будут доброжелательно хлопать по плечу. Такого не было ни в прошлом, ни в настоящем, и никогда не будет в будущем.

Но я хотел говорить об интеллектуальной среде этого национального возрождения, о том, что нас двигает в этих делах. Хотя я понимаю, что, может быть, мое обращение к таким великим событиям в нашей истории может быть частично воспринято и как ностальгия по прошлому, свойственная людям, приближающимся к 70-летнему возрасту.

Сейчас этот интерес проявляется в том, как мы возвращаемся к прошлому нашей экономической, социальной, духовной жизни прошлого, вспоминаем фамилии. Мы выпустили в Институте экономики РАН труд, показывающий, как формировалась российская школа экономической мысли, восстановив великие имена ученых России Х1Х — начала ХХ столетия. На этом материале уже началось преподавание ряда курсов. Стали появляться и специальные работы. Семь лет назад, когда праздновалось 100-летие Николая Кондратьева, был создан Фонд его имени, и он участвовал в подготовке нынешнего Симпозиума. Это тоже его заслуга.

Сейчас мы говорим о Питириме Сорокине, его воззрении, о его эпохе. Я хотел сказать, что тут многое наслаивается.

Мы отмечаем сейчас один юбилей, в июне мы будем отмечать 150 лет со дня рождения Сергея Витте, вспомним его вклад, вспомним людей, которые писали в то время.

Я хотел бы для начала процитировать одного из современников Витте, тех, кто работал с ним над проблемами преобразований и формировал модель российского мышления начала ХХ века. В годы, когда Питирим Сорокин учился в университете, Александр Миклашевский написал следующее: “Когда наступает полный распад прежних социальных отношений, начинают торжествовать не альтруистические, а эгоистические тенденции. Поэтому я всегда буду стоять за социальную реформу, а не за социальную революцию. Я стою на почве социальной реформы вполне сознательно и советую моим согражданам держаться твердо этой дороги, ибо только таким путем можно достигнуть наибольшей справедливости в социальных отношениях”. И когда мы вспоминаем последующие обращения Питирима Сорокина к торжеству истины, справедливости в новом интегральном обществе, когда мы ищем пути осознания его эволюционных идей, нужно понимать, что они возникли не на пустом месте. Человек родился в России, здесь формировались его идеи, концепции, которые он позднее умножал, развивал, добивался успехов, но это было в определенной социальной среде.

Что лежало у этих истоков? Мы пытаемся сейчас восстановить и понять своеобразие российской школы экономической мысли. Это очень трудно сделать. Она не вписывается ни в одну модель.

Что объединяет Кондратьева, Сорокина, Василия Леонтьева — Нобелевского лауреата, откуда их идеи и выход на современную цивилизацию?

Я хочу процитировать одного современного российского автора, который написал: “Если вся страна равна городу, то вопрос о посадке деревьев вдоль улицы может стать стержнем общественной жизни. Если страна расположена вдоль большой реки, то уже неизбежен интерес к более широким проблемам. А если в сферу проживания нации попадает целая система рек и несколько морей, в которые они впадают, то естественной и для мышления народа, и для его действий становится, к примеру, концепция путей из варяг в греки». Масштабы России веками учили думать глобально, перспективно. Это заложено в корнях российской мысли. Посмотрите работы Кондратьева, Сорокина, Леонтьева, и вы узнаете этот макровзгляд. Здесь отложилось и то, что было уникально присуще России и, пожалуй, только ей, которая была и остается единственной великой евразийской страной, которая сочетает ценности восточной культуры и западного рационализма, сочетает в противоречии, постоянно шарахаясь от почвенников к западникам, так никогда и не выбравшись из решения этой проблемы. Это ее судьба, ее мир и ее школа.

Когда мы смотрим и в дальнейших работах, то мы узнаем эту общность взглядов. Я начал готовиться к 150-летию со дня рождения Витте и уже написал рукопись, в которой четко показываю, что в своих ранних работах, посвященных Фридриху Листу, он написал, что в противоположность космополитической политэкономии, которая высшей ценностью считает индивидуальную выгоду или барыш, национальная или реалистическая политэкономия во главу угла ставит подъем общественных производительных сил нации. Так он попытался сформулировать начало своих подходов. Когда вы идете от этого, то легко узнать, как идеально, теоретически это связано с представлениями Питирима Сорокина, поисками высшей любви, счастья, объедняющего народы, как чего-то более ценного, чем материальные блага. Кстати, для всей российской школы общественной мысли, и экономической в частности, всегда сочетались материальные факторы с факторами духовной ценности, нравственности и поддержки слабых слоев населения как системы ценностей, присущие ей органично, а не навязанные какими-либо устремлениями.

То же самое касается и идей этого сближения, общности Запада и Востока, теории конвергенции. Но ведь ее создали, наряду с такими выдающимися мыслителями современности, как Гэлбрейт, Тинберген, Питирим Сорокин и Андрей Сахаров, люди с разной судьбой, с разной биографией.

Я утверждаю и готов доказать, что если бы Николай Кондратьев дожил до 60-х годов, то со своими идеями единства телеологического и генетического подхода, с единством предвидения и рынка, стихийного рынка, он бы тоже был соавтором этой концепции. Он мировоззренчески шел к этому. Люди разные, биографии разные, школа одна. Она их объединяет и возвышает.

Остается пожелать, чтобы на рубеже ХХ и ХХI веков появились такие же великие люди, которые бы передали наследство, память и преемственность нашей науки последующим поколениям русских ученых.

 

 

 

Яковец Ю.В.,

проф. РАГС, д.э.н.,

президент Международного института

Питирима Сорокина — Николая Кондратьева

 

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ПИТИРИМА СОРОКИНА – ФУНДАМЕНТ ПАРАДИГМЫ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ ХХI ВЕКА

 

Н

а изломе эпох в новом свете представляется истинная значимость течений научной мысли ХХ века. Становится отчетливо видно, что преходящее и уходящее, а что станет фундаментом мировоззрения поколений наступающего столетия. Можно с полной уверенностью утверждать, что краеугольным камнем этого мировоззрения будет научное наследие Питирима Сорокина – одного из величайших мыслителей уходящего века. На чем строится это утверждение? В чем непреходящая ценность, все возрастающее значение его идей и прозрений?

1. Питирим Сорокин – крупнейший социолог ХХ века, предтеча социологии XXI века. Он понимал и развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в обществе, на всех его уровнях – от отдельного индивида до человечества как единого, многослойного и разнообразного целого. В его понимании макросоциология выступает как вершина обществоведения, обогащает все частные общественные науки и обогащает ими, позволяя проникать в глубинные тонкие механизмы пульсации общества.

Трудно найти область общественных наук, которую не затронул и не выдвинул новые смелые идеи Питирим Сорокин. Философия и история, политология и право, экономика и психология, этика и религия – всюду мы находим в его трудах импульсы для изменения взгляда на ту или иную сторону общественной жизни, ее динамику, — импульсы, которые сперва поражают своей парадоксальностью, но со временем осваиваются и становятся частью научного мировоззрения.

XIX и XX века прошли под знаком лидерства естественных и технических наук. В наступающем веке лидерство, вероятно, перейдет к наукам общественным, гуманитарным, экологическим. Общество начинает понимать, что без овладения и умелого использования закономерностей своей собственной динамики высшие достижения физики и химии, кибернетики и информатики, биологии и технических наук могут обернуться непоправимым злом для человечества, привести его к гибели. Обществоведение находится сейчас в состоянии кризиса, переживает период мучительной трансформации, переоценки ценностей, сбрасывания устаревших парадигм, оно во многом потеряло былой авторитет и прогностическую силу. Но это болезнь роста, кризис как предшественник нового возрождения, нового витка спирали познания. Возьму на себя смелость предвидеть, что если в большей части ХХ века приоритеты в обществоведении отдавались марксизму и его разновидностям, то в XXI веке, – по крайней мере его начале, – первенство будет принадлежать идеям Питирима Сорокина, Николая Кондратьева, сторонников и продолжателей их идей, их учения как одного из краеугольных камней формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения.

2. Великий научный подвиг Питирима Сорокина, сердцевина его научного наследия – теория и история социокультурной динамики. Главная идея этой теории – первенство в развитии человечества не материальных условий производства, а духовной жизни, социокультурной сферы – культуры и искусства, науки и технических изобретений, нравственности и права, идеологии и религии. Периодически происходит смена исторических эпох, социокультурных типов – чувственного, идеационального, идеалистического (для последнего в 60-е годы Питирим Сорокин нашел более удачный термин – интегральный социокультурный строй, синтезирующий материальное и духовное, чувственное и сверхчувственное начала в мировоззрении и деятельности человека и общества). Сорокин предсказал неизбежность замены господствовавшего в течение пяти веков на Западе чувственного строя интегральным. В середине ХХ века мало кто понимал и принимал эту теорию и основанный на ней прогноз. Только теперь становятся все более очевидными признаки этой великой трансформации, в корне меняются наши взгляды на общество и его будущее. Подтверждается вывод Сорокина, что «пока продолжается человеческая история, будет продолжаться и творческий «вечный цикл» культуры» [1. С. 488].

3. Творчество Питирима Сорокина развивалось в условиях глобального противостояния двух общественных систем – капитализма и социализма, их великого противоборства, которое угрожало человечеству самоуничтожением, как не раз повторял Сорокин – самокремацией в пламени ядерного столкновения. В разгар этого противостояния Питирим Сорокин выдвинул и отстаивал идею конвергенции двух общественных систем и их лидеров – США и России, формирования в будущем интегрального строя (который ныне все более получает признание как постиндустриальное общество). Эта идея и сейчас многим представляется неприемлемой, особенно после того, как произошло крушение мировой системы социализма и, казалось бы, торжество капитализма. Но рождающееся ныне общество, как и предсказывал Питирим Сорокин, это уже не классический капитализм, он впитал в себя многие элементы социализма под флагом социально-рыночного хозяйства. Постиндустриальный общественный строй, время торжества которого придет в наступающем веке, не будет ни капитализмом, ни социализмом; он станет принципиально новым, интегральным строем, впитавшим в себя все лучшее, ценное, что накоплено историческим опытом человечества, вошло в его постоянно обогащаемый наследственный генотип. Не сомневаюсь, что будущее подтвердит истинность великого прозрения Питирима Сорокина.

4. Анализируя историю цивилизаций и тенденции их эволюции в настоящем и будущем, Питирим Сорокин раскрыл закономерность их цикличной флуктуации, перемещения лидерства. Важнейшей тенденцией нашего времени он считал сдвиг творческого лидерства с Запада на Восток: «В дальнейшем, в великих «спектаклях» истории будет не просто одна евроамериканская «звезда», но несколько звезд Индии, Китая, Японии, России, арабских стран и других культур и народов» [2. С. 94].

Это предсказание звучит предостережением тем, кто мечтает о моноцентрическом будущем, господстве одной локальной цивилизации. Будущее – в полицентризме, в многоцветье культур, в партнерстве равноправных локальных цивилизаций (хотя наблюдается и противоположная тенденция – усиления противостояния и нарастание угрозы столкновения цивилизаций).

5. Однако Питирим Сорокин не смотрел на настоящее и будущее человечества сквозь розовые очки. Пройдя сквозь тернии русской революции, в которой едва не оборвалась его жизнь, Сорокин уделил огромное внимание социологии революции, вызывающим ее причинам, роли голода в исторических потрясениях. Опираясь на собственный жизненный опыт, он отрицательно оценивает этот социальный феномен, вызванные им страдания, последствия, которые противоречат деяниям и обещаниям ее зачинателей. Но как ученый он тщательно анализирует побудительные мотивы революционного взрыва, его предпосылки и этапы. Следует отметить, что здесь речь идет о катаклизме в социально-политической сфере. Что касается качественных скачков в социокультурной динамике, то Сорокин отмечал их плодотворность для обогащения духовного мира человечества.

Весьма актуален для разработки антикризисных программ, оценки роли государства в кризисных ситуациях обоснованный Сорокиным социальный закон флуктуации тоталитаризма и свободы, показывающий, что в условиях кризисов и революций усиливается государственная регламентация основных сторон жизни общества, а когда сильный кризис позади, «масштабы и суровость правительственной регламентации уменьшается, идеологические и культурные системы общества конвертируются к мирным детоталитарным, менее регламентированным, более свободным образам жизни» [Там же. С. 124].

6. Одно из центральных мест в наследии Питирима Сорокина занимает исследование социальной стратификации и мобильности, флуктуаций (цикличных изменений) в этой сфере общества (правда, он признавал эти флуктуации бесцельными, отрицая общеисторические тренды, с чем можно поспорить).

Тенденции экономической, политической и профессиональной стратификации, вертикальной и горизонтальной социальной и культурной мобильности усиливаются в переходные эпохи, когда нарушается устойчивость и возрастает подвижность населения, нарастает чувство неуверенности, зыбкости жизни.

В переломные эпохи ярко проявляется действие обоснованного Питиримом Сорокиным закона социальной поляризации [2. С.198-199]. На первом этапе кризиса, революции нарастает негативная поляризация, что усиливает их разрушительные последствия. На втором этапе позитивная поляризация становится основой нарастания активности творческих, созидательных сил. Именно она приведет человечество к новой эре созидательной истории. Глобальный прогноз Сорокина отличается столь редким для нашего времени оптимизмом: «Истина, добро и красота вновь объединятся в высшую триаду ценностей – раскрывающую все полнее тайны Высшей Реальности и преданно служащую человечеству в его творческой миссии на этой планете и за ее пределами. Наше время благоприятно для этой великолепной возможности» [Там же. С. 241-242].

7. Историю делают люди. В их руках будущее человечество. Что же толкает их к созиданию, к трудным преобразованиям? В годы разгара холодной войны, межгосударственной и классовой ненависти наивным и утопичным представлялось упорно разрабатываемое Питиримом Сорокиным в последние десятилетия его жизни учение о великой преобразующей силе творческого альтруизма, бескорыстной любви. Однако величайший социолог не был моралистом-утопистом. Его выводы основаны на добросовестном научном изучении возникновения, распространения и силы влияния мировых религий, житий христианских святых, жизни сотен добропорядочных американцев. Ненависть служит разрушительной силой. Энергия творчества рождается силой любви. Эти идеи, значение которых еще до конца не осознано, становятся особенно актуальными в современную переломную эпоху, вспыхивающую очагами межнациональных, межгосударственных, межконфессиональных, межцивилизационных конфликтов. На идеях творческого альтруизма может быть построена этическая парадигма наступающего постиндустриального общества, которое строится на принципах гуманизма, равноправного сотрудничества и партнерства.

Выше названы только некоторые основные идеи, образующие каркас научного наследия великого российско-американского ученого. Можно сказать, что его идеи переживают сейчас начало третьей фазы своего жизненного цикла. Первая фаза включает российский период его жизни, когда он сформировался как ученый, впитав и творчески переработав огромное наследие российского и мирового обществоведения. Вторая фаза относится к американскому периоду его творчества, когда в полном виде сформировался, прошел проверку и признание основной костяк его наследия, переданного нескольким поколениям учеников. Сейчас приходит время третьего этапа, когда его идеи в переломную эпоху активно впитываются широким кругом ученых, политической и деловой элиты, ищущим выхода из кризисных ситуаций подрастающим поколением, когда они становятся органической частью формирующейся постиндустриальной парадигмы, нового мировоззрения, руководством к действию при решении множества проблем и противоречий.

Что же предстоит сделать, чтобы ускорить этот процесс и повысить отдачу от него?

Во-первых, заново открыть Сорокина. Эта задача прежде всего ученых, интеллектуалов России и других постсоциалистических государств, которые прежде не знали его наследия и открывают для себя новый мир. Этому способствовал международный научный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения Питирима Сорокина. Важно, чтобы его эхо не заглохло, чтобы такие встречи — Сорокинские чтения, конференции, симпозиумы — проводились регулярно. Не менее важно от перевода и издания на русском языке отдельных его работ перейти к изданию собрания сочинений Питирима Сорокина, систематизировав основные его труды. Это дело долгое и нелегкое. Нужно объединить усилия ученых и переводчиков, издателей и тех, кто будет финансировать эти дорогостоящие работы.

2. Необходимо не только изучить и вновь открыть наследие Сорокина; первейшая задача – продолжение и развитие его идей при решении стратегической глобальной задачи – формировании постиндустриальной парадигмы обществоведения, которая во многом зиждется на идеях Питирима Сорокина, Николая Кондратьева, их сподвижников и продолжателей. Предстоит преодолеть разобщенность и растерянность разных ветвей обществоведческой мысли перед лицом противоречий и потрясений глобальной переходной эпохи, ориентируясь на лидерство обществоведения в постиндустриальном обществе. Это должны осознать и правительственные круги и научные фонды при распределении ассигнований на науку: смешно и трагично выглядит доля общественных наук в общих затратах на науку в России в 2,1% в 1997 г. против 73% на технические науки и 18,5 на естественные [3. С.53]. Намечена программа междисциплинарных исследований по взаимодействию локальных цивилизаций в прошлом и будущем на основе глобальных макромоделей.

3. Следует осуществлять конвергенцию обществоведения разных стран. Это продолжит идею Питирима Сорокина о конвергенции США и России в области науки. Сейчас предпосылки для такой конвергенции созданы: разрушены идеологические барьеры, облегчены взаимные контакты, российский книжный рынок насыщен переводами научной литературы. Однако пока в России эта улица с односторонним движением: зарубежным ученым, молодежи практически неизвестны, за небольшим исключением, труды видных российских обществоведов. Между тем, именно здесь, в эпицентре социальных потрясений, возникла первая и начинается вторая волна формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения. Нужно обеспечить свободный обмен и взаимное обогащение духовными ценностями.

В январе 1999 г. Отделение исследования циклов и прогнозирования РАЕН и Международный фонд Н.Д. Кондратьева заключили соглашение с американским издательством Эдвин Меллен Пресс об издании в США на русском и английском языках цикла основных работ российских ученых-обществоведов ХХ века по проблемам цикличной динамики и предвидения будущего. Уже вышли первые тома.

4. Чтобы идеи Питирима Сорокина, новая парадигма обществоведения возможно быстрее вошли в мировоззрение нынешнего и будущих поколений и помогли в решении трудных проблем трансформации общества, необходимо активно включить их в систему непрерывного образования, формирования новых поколений, представить в средствах массовой информации. Самая опасная тенденция для будущего – потеря ориентиров, веры в будущее десятков миллионов людей, особенно молодежи. Существующая система образования, устремленные на сенсации телекоммуникационные каналы, пресса и даже Интернет способствуют этой тенденции, нередко становятся школой ненависти и насилия. Административные запреты мало действительны для преодоления этой грязной волны. Нужно противопоставить ей конструктивное, созидательное, оптимистическое начало, заложенное Питиримом Сорокиным, Николаем Кондратьевым, Владимиром Вернадским, Йозефом Шумпетером, Арнольдом Тойнби, Фернаном Броделем и другими зачинателями новой парадигмы. Но в наш век мозаичной культуры их идеи могут овладеть массами, помочь в становлении нового общества только при опоре на систему образования и средства массовой информации. Нужны десятки учебных курсов и учебников, циклов телепередач и статей, необходим яркий, образный рассказ о сути нового учения, его основоположниках и современных продолжателях, главных идеях и их практическом применении, альтернативах на будущее.

5. Сторонников и адептов новой парадигмы обществоведения не много. Но и не мало. Результаты их усилий умножатся, если удастся объединить силы. Такой процесс наблюдается в России, где активно функционируют Международный фонд Н.Д. Кондратьева, Ассоциация «Прогнозы и циклы», Отделение исследования циклов и прогнозирования РАЕН, Академия прогнозирования, Философско-экономическое ученое собрание МГУ, несколько социологических обществ и ассоциаций. В США более полувека существует фонд по изучению циклов, регулярно издается журнал «Циклы», активно действует Американская социологическая ассоциация, создан Фонд Фернана Броделя. Аналогичные организации существуют и в других странах. Функционирует Международный социологический институт. Для объединения усилий обществоведов разных стран по изучению и развития идей основоположников новой парадигмы обществоведения создан Международный институт Сорокина –Кондратьева.

Человечество на рубеже нового столетия и тысячелетия оказалось перед роковом выбором своего будущего: идти к смертоносному, самоубийственному столкновению государств и цивилизаций, самоуничтожению тысячелетиями накопленной культуры – или к созданию нового, креативно-гуманистического общества, основанного на единстве науки (истины), красоты (культуры) и добра (этики), на сотрудничестве, партнерстве и творческом альтруизме. Какой выбрать путь – ответ для абсолютного большинства однозначен. Но как его осуществить, не скатившись к худшему сценарию, — это вопрос многократно сложнее, он требует нового знания, пассионарного порыва, упорного труда. Выбрать и осуществить оптимистическую альтернативу возможно, восприняв, освоив, развив и положив в основу практических решений и действий огромное научное наследие Питирима Сорокина и его сподвижников, его великие прозрения, которые имеют реальный шанс осуществиться в наступающем столетии, — разумеется, при нашем активном действии и самоотверженном порыве.

 

ЛИТЕРАТУРА

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1991.

Он же. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.

Наука России в цифрах. 1998. Краткий стат. сборник. М.: ЦИСН, 1998.

 

 

 

Барри В. Джонстон,

Северо-Западный университет штата Индиана,

кафедра социологии и социальной антропологии