ПИТИРИМ СОРОКИН: ВОПРОСЫ ВОЙНЫ И МИРА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 

 

В

 социологическом творчестве Питирима Сорокина война занимает достойное место. Он довольно рано занялся этими вопросами. Уже после революции пятого года, после русско-японской войны, естественно, его заинтересовали проблемы войны. Его интегральная философия была связана с представлениями о том, что нужно рационально, интуитивно и экспериментально, практически подходить к изучению явлений. И он изучает эти вопросы, будучи студентом. События российской революции его втянули. Здесь мало говорилось о том, что он был революционером определенного толка, эсером. И в этом отношении он был социалистом. Я приведу одно маленькое высказывание, которым он заканчивает одну из своих статьей в 1917 году: “Мы идем с теми, кто освобождает народы и до тех пор, пока они это делают, пока они его освобождают.”

Надо еще одну вещь сказать, о которой здесь как-то робко и умолчали, о взаимоотношениях и о диспуте между Питиримом Сорокиным и Лениным. Ленин был на 19 лет старше Питирима Сорокина, и, естественно, это не могло не сказаться. Он знал его и понимал, что происходит. И когда с Питиримом Сорокиным случилось вот такое несчастье, когда его арестовали, а Питирим Сорокин был русским патриотом, потому что он был оборонцем, а Ленин был пораженцем. Газета “Правда” попала в руки Владимира Ильича Ленина. Это было осенью 1918 года, когда уже шла девальвация самого Брестского мира, а вы знаете, что Ленин был в одиночестве в этом отношении, и он пишет статью, будучи больным и раненным, “Ценные признания Питирима Сорокина”. В этой статье он, прежде всего, хвалит Сорокина. Вы вдумайтесь только в одно положение о том, что часто мелкая буржуазия и крестьянство более патриотичны, чем буржуазия и пролетариат. Это Ленин пишет в 1918 году, когда революцию признавали только как пролетарскую революцию. Это было не случайно, потому что Питирим Сорокин по своему происхождению был рабоче-крестьянский ребенок, который на своих плечах перенес тяжесть тех событий, которые были тогда. В три года потерял мать, в 11 лет покинул семью. Сумел поучиться и в Вычуге, и в других местах получить образование. Экстерном сдал на аттестат зрелости и получил высокое и глубокое образование в университете. Это же надо видеть, это надо осязать, это надо понимать.

Сорокин глубоко занимается исследованием войны. Сначала он выявляет ее природу. Не требует доказательства, что война — это зло. Но что это за явление? Почему на протяжении веков связь времен осуществляется через военные действия? Этим вопросом задался Питирим Сорокин. Но будучи эмпириком, будучи исследователем, близким к естествоиспытателям (не случайна его дружба с Бехтеревым и с Павловым), генетическое понимание этих вопросов заставляет его задуматься. И он начинает анализировать все войны. Он проанализировал 967 войн, причем с Древней Греции до наших дней, до его кончины. В том числе 151 войну, которую вела Россия. Не меньше войн вели Англия, Италия и другие страны. Он всю европейскую цивилизацию посмотрел через войну и пришел к выводу, что война не только проклятие, а она имеет и положительные явления, и что люди в это время раскалываются, одни становятся более альтруистичны и более уважительны, и более героические, и более совестливые, а другие становятся более безнравственными, более аморальными и так далее. И это он проследил на протяжении тысячелетий. Это же подвиг, это научный подвиг. Причем Сорокин это сделал на основе социологического анализа, огромного количества фактов. В частности, говоря о нашей Родине, он пишет: почему великороссы выдержали киевский этнос, суздальский и московский выдержали только потому, что это были суперэтносы, что они сражались. Он говорит: войны, войны и войны. И действительно, посмотрите на ХХ век, самый кровавый век. Это подтверждение его теории о том, что войны становятся более разрушительными, что они более жестоки. Если в средние века, пишет Сорокин, были рыцарские бои, были какие-то определенные правила ведения войны, то возьмите душегубки, возьмите современные средства убийства людей, они стали мощными, более того, они стали непримиримыми. А война стала омерзительной, и в лице народов она проклинается, как бедствие для человечества. И те скандальные события, которые происходят сейчас, они есть не что иное, как реакция инстинкта и сознания масс на те безобразия, которые имеют место, проявляются ли они в Афганистане, или в районе Африки, или в Чечне, или где угодно. И вот этот сорокинский анализ, честный и открытый, основанный на множестве фактов, говорит о том, что это явление надо изучать. И дальше он приходит к вопросу — а как же быть? Он говорит: я не проповедник, я ученый. Есть две альтернативы: или войны будут продолжаться, если не изменить ситуацию, они будут идти, если будет эксплуатация, если будет социальная несправедливость, если будут жестокость, насилие и так далее. Для того чтобы они перестали быть, надо изменить социокультурную среду, преодолеть насилие. Он выдвигает идею дружбы, быстрейшего изменения социальных условий жизни. И если мы всмотримся сейчас в то, что происходит на наших глазах, мы увидим, что это так и есть. И не случайно И.А.Ильин пишет, что одним из лучших оппонентов у марксистов был Питирим Сорокин. Он не был враждебно настроен, он был в колебаниях, был в исканиях, в наступлении и отступлении в понимании этих процессов. Но он был революционером и он шел в нужном направлении. Поэтому встает вопрос, что мы должны изучать это идейное научное наследие. Я должен сказать, что у нас очень мало переведено. Всего две главы «Социальной и культурной динамики» Питирима Сорокина сейчас переведены. Я очень благодарен военным, которые предоставили мне две главы из третьей книги, связанных с проблемами войны и мира из его четырехтомника, связанные с социодинамикой, это 9 и 11 главы, где описано то, о чем я здесь кратко говорил. Нам надо изучать и развивать тенденции, связанные с войной и миром, с решением вопроса. Питирим Сорокин прямо говорит, что если народы возьмут в руки это дело и будут сами сознательно бороться в этом отношении, то альтернатива безвоенного решения спорных вопросов на планете будет иметь место.

Конструктивная идея, которую нам надо усвоить и понять, — это смена лидерства. Сорокин прямо говорил в конце своей жизни, в последних своих работах, что центр творческого лидерства переместился или перемещается на Восток, в частности, в Китай, Индию, Россию и другие страны Востока. Сейчас поднимается арабский мир, возникает новая цивилизация. В перспективе будет единство многообразных цивилизационных центров, возникнет несколько центров притяжения. Я только что был в Китае. И я должен сказать, что это ведь не агитация о том, что в ближайшие десятилетия Китай выйдет на первое место в мире по объему ВВП. Это реальность, живая реальность. И так, как они работают сейчас, работают в три смены, похоже, что они это выполнят. Хотя у них проблем очень много. Наша же с вами задача в освоении теоретического наследия, которое оставил наш великий соотечественник.

Я призываю особенно молодежь заняться освоением научного наследия Питирима Сорокина по целому ряду направлений. Это очень серьезно. Это большая наука.

 

 

Панкова Л.Н.,

доктор философских наук,

профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

 

 

В

 социологическом творчестве Питирима Сорокина война занимает достойное место. Он довольно рано занялся этими вопросами. Уже после революции пятого года, после русско-японской войны, естественно, его заинтересовали проблемы войны. Его интегральная философия была связана с представлениями о том, что нужно рационально, интуитивно и экспериментально, практически подходить к изучению явлений. И он изучает эти вопросы, будучи студентом. События российской революции его втянули. Здесь мало говорилось о том, что он был революционером определенного толка, эсером. И в этом отношении он был социалистом. Я приведу одно маленькое высказывание, которым он заканчивает одну из своих статьей в 1917 году: “Мы идем с теми, кто освобождает народы и до тех пор, пока они это делают, пока они его освобождают.”

Надо еще одну вещь сказать, о которой здесь как-то робко и умолчали, о взаимоотношениях и о диспуте между Питиримом Сорокиным и Лениным. Ленин был на 19 лет старше Питирима Сорокина, и, естественно, это не могло не сказаться. Он знал его и понимал, что происходит. И когда с Питиримом Сорокиным случилось вот такое несчастье, когда его арестовали, а Питирим Сорокин был русским патриотом, потому что он был оборонцем, а Ленин был пораженцем. Газета “Правда” попала в руки Владимира Ильича Ленина. Это было осенью 1918 года, когда уже шла девальвация самого Брестского мира, а вы знаете, что Ленин был в одиночестве в этом отношении, и он пишет статью, будучи больным и раненным, “Ценные признания Питирима Сорокина”. В этой статье он, прежде всего, хвалит Сорокина. Вы вдумайтесь только в одно положение о том, что часто мелкая буржуазия и крестьянство более патриотичны, чем буржуазия и пролетариат. Это Ленин пишет в 1918 году, когда революцию признавали только как пролетарскую революцию. Это было не случайно, потому что Питирим Сорокин по своему происхождению был рабоче-крестьянский ребенок, который на своих плечах перенес тяжесть тех событий, которые были тогда. В три года потерял мать, в 11 лет покинул семью. Сумел поучиться и в Вычуге, и в других местах получить образование. Экстерном сдал на аттестат зрелости и получил высокое и глубокое образование в университете. Это же надо видеть, это надо осязать, это надо понимать.

Сорокин глубоко занимается исследованием войны. Сначала он выявляет ее природу. Не требует доказательства, что война — это зло. Но что это за явление? Почему на протяжении веков связь времен осуществляется через военные действия? Этим вопросом задался Питирим Сорокин. Но будучи эмпириком, будучи исследователем, близким к естествоиспытателям (не случайна его дружба с Бехтеревым и с Павловым), генетическое понимание этих вопросов заставляет его задуматься. И он начинает анализировать все войны. Он проанализировал 967 войн, причем с Древней Греции до наших дней, до его кончины. В том числе 151 войну, которую вела Россия. Не меньше войн вели Англия, Италия и другие страны. Он всю европейскую цивилизацию посмотрел через войну и пришел к выводу, что война не только проклятие, а она имеет и положительные явления, и что люди в это время раскалываются, одни становятся более альтруистичны и более уважительны, и более героические, и более совестливые, а другие становятся более безнравственными, более аморальными и так далее. И это он проследил на протяжении тысячелетий. Это же подвиг, это научный подвиг. Причем Сорокин это сделал на основе социологического анализа, огромного количества фактов. В частности, говоря о нашей Родине, он пишет: почему великороссы выдержали киевский этнос, суздальский и московский выдержали только потому, что это были суперэтносы, что они сражались. Он говорит: войны, войны и войны. И действительно, посмотрите на ХХ век, самый кровавый век. Это подтверждение его теории о том, что войны становятся более разрушительными, что они более жестоки. Если в средние века, пишет Сорокин, были рыцарские бои, были какие-то определенные правила ведения войны, то возьмите душегубки, возьмите современные средства убийства людей, они стали мощными, более того, они стали непримиримыми. А война стала омерзительной, и в лице народов она проклинается, как бедствие для человечества. И те скандальные события, которые происходят сейчас, они есть не что иное, как реакция инстинкта и сознания масс на те безобразия, которые имеют место, проявляются ли они в Афганистане, или в районе Африки, или в Чечне, или где угодно. И вот этот сорокинский анализ, честный и открытый, основанный на множестве фактов, говорит о том, что это явление надо изучать. И дальше он приходит к вопросу — а как же быть? Он говорит: я не проповедник, я ученый. Есть две альтернативы: или войны будут продолжаться, если не изменить ситуацию, они будут идти, если будет эксплуатация, если будет социальная несправедливость, если будут жестокость, насилие и так далее. Для того чтобы они перестали быть, надо изменить социокультурную среду, преодолеть насилие. Он выдвигает идею дружбы, быстрейшего изменения социальных условий жизни. И если мы всмотримся сейчас в то, что происходит на наших глазах, мы увидим, что это так и есть. И не случайно И.А.Ильин пишет, что одним из лучших оппонентов у марксистов был Питирим Сорокин. Он не был враждебно настроен, он был в колебаниях, был в исканиях, в наступлении и отступлении в понимании этих процессов. Но он был революционером и он шел в нужном направлении. Поэтому встает вопрос, что мы должны изучать это идейное научное наследие. Я должен сказать, что у нас очень мало переведено. Всего две главы «Социальной и культурной динамики» Питирима Сорокина сейчас переведены. Я очень благодарен военным, которые предоставили мне две главы из третьей книги, связанных с проблемами войны и мира из его четырехтомника, связанные с социодинамикой, это 9 и 11 главы, где описано то, о чем я здесь кратко говорил. Нам надо изучать и развивать тенденции, связанные с войной и миром, с решением вопроса. Питирим Сорокин прямо говорит, что если народы возьмут в руки это дело и будут сами сознательно бороться в этом отношении, то альтернатива безвоенного решения спорных вопросов на планете будет иметь место.

Конструктивная идея, которую нам надо усвоить и понять, — это смена лидерства. Сорокин прямо говорил в конце своей жизни, в последних своих работах, что центр творческого лидерства переместился или перемещается на Восток, в частности, в Китай, Индию, Россию и другие страны Востока. Сейчас поднимается арабский мир, возникает новая цивилизация. В перспективе будет единство многообразных цивилизационных центров, возникнет несколько центров притяжения. Я только что был в Китае. И я должен сказать, что это ведь не агитация о том, что в ближайшие десятилетия Китай выйдет на первое место в мире по объему ВВП. Это реальность, живая реальность. И так, как они работают сейчас, работают в три смены, похоже, что они это выполнят. Хотя у них проблем очень много. Наша же с вами задача в освоении теоретического наследия, которое оставил наш великий соотечественник.

Я призываю особенно молодежь заняться освоением научного наследия Питирима Сорокина по целому ряду направлений. Это очень серьезно. Это большая наука.

 

 

Панкова Л.Н.,

доктор философских наук,

профессор МГУ им. М.В. Ломоносова