ИНТЕГРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ П.А.СОРОКИНА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 

 

С

оциологическая теория Сорокина характеризуется принципиально новым взглядом на природу социальных явлений и институтов, суть своей социологической концепции сам Сорокин определил как интегрализм. Гипотезы о социокультурном интегрализме были выстраданы Сорокиным под воздействием противоречивого единства российской и американской культур, взаимоотношения между которыми наложили отпечаток на всю историю человечества в ХХ столетии. Жизнь показала, что между социализмом и капитализмом как диалектически противоречивыми общественно-экономическими формациями существует много общего. Действительно, если в годы т.н. “холодной войны” успехи и достижения противоборствующих сторон совершенно отрицались их оппонентами, то история взаимодействия, мирного сосуществования социальных систем капитализма и социализма знает примеры положительного влияния друг на друга и в конечном итоге на всю интегральную природу человечества. Теория и практика американского менеджмента (Тейлора, Форда и др.) нашла применение в плановой экономике социализма, позволила всесторонне осмыслить вопросы повышения производительности труда, материального стимулирования работников в условиях командно-административной экономики СССР; в свою очередь, теория социального партнерства Ф.Рузвельта была успешно интерпретирована в условиях глубокого социально-экономического кризиса в годы Великой депрессии в США под воздействием некоторого улучшения положения рабочего класса в СССР и базировалась на необходимости социальной заботы о положении малообеспеченных слоев общества, обеспечения права на труд, отдых, образование, жилье.

Практически все обширное творчество Сорокина может быть адекватно интерпретировано с точки зрения регулирования кризисных ситуаций на планетарном уровне. Впитав в себя сущностные основы древней российской и модернистской американской культур, Сорокин пришел к историческому выводу о возможности и необходимости интегрального общежития различных социокультурных реальностей. Пожалуй, в недавнем прошлом взгляды на коррекционно-упреждающее регулирование социально-политических кризисов и конфликтов Сорокина можно было отнести к апологетике доктрины о мирном сосуществовании разных общественно-политических формаций. Сегодня, на пороге ХХI века, можно смело говорить о необходимости создания т.н. многополярного мира в интересах охранения этнической и социокультурной уникальности различных общественных систем. Под многополярным миром понимается достижение международного консенсуса, право на самобытность и уникальность, поиск компромисса в спорных вопросах, устранение из мировой практики т.н. права сильного, когда некоторые государства по своему усмотрению могут возлагать на себя миссию по наведению мирового порядка, роль международного жандарма. История человечества в ХХ веке, как и в предыдущие века, наглядно доказала, что право сильного, когда сильнейший всегда прав, а слабейший виновен, ущербно, антисоциально. Хочется надеяться, что человечество уже исчерпало лимит на мировые войны. Весь ход мирового прогресса наглядно демонстрирует интегративную сущность международных отношений, востребованность права на многополярность мира, самобытность и консенсус.

                В этом аспекте социология Сорокина представляется актуальным взглядом на человека настоящего и будущего времени, попыткой конгруэнтной интеграции противоречивых тенденций развития мирового сообщества, когда долгие тысячелетия представители различных социумов через тернии локальных и глобальных конфликтов шли к осознанию необходимости мировой интеграции.

                Что же такое сегодня интеграция? Данное понятие происходит от латинского integratio ( восполнение, восстановление). В данном значении имеется в виду сущностная причинно-следственная зависимость социокультурной динамики как общемирового процесса, когда часть зависит от целого, а целое комбинируется из частей, когда события в одной, пусть даже самой маленькой стране могут всколыхнуть весь мир. Интеграция подразумевает возможность восполнения общего из особенного, рекреацию (восстановление) утраченного мирового спокойствия, преемственности традиций и поколений, сотрудничество, взаимовыгодное динамичное развитие. Интеграция подразумевает объединение частей социокультурной реальности в одно целое, упорядочивание элементов функциональной структуры, которые ранее были рассогласованы, насильственно расчленены, неупорядочены. Интегрализм в социальной, политической, экономической, культурной сферах помогает избежать хаотически агрессивного существования государств, явлений, институтов, индивидуумов. История знает примеры, когда под давлением общественного мнения мирового сообщества торжествует здравый смысл, восстанавливается хрупкое равновесие, продолжается прерванный процесс мировой интеграции, о котором сегодня можно вести речь как о факторе выживаемости мирового сообщества, да и жизни на Земле. В то же время имеется много примеров саморазрушения социокультурных систем в силу дезинтеграции, социально-политической и экономической раздробленности.

В социологии понятие интегрализма применяется в аспекте изучения микро- и макроуровней социальной реальности, структурной целостности и характера взаимодействия. Понятие интегрализма имеет в социологии давнюю традицию, что подчеркивает адекватность социальных знаний для отображения социальной динамики.

                Э.Дюркгейм под органической солидарностью понимал интегрализм как приоритетный социологический показатель, ресурс оздоровления общественных отношений и залог процветания социума, когда людей объединяет их имманентная интегральная сущность. Интегрализм выражает основные условия социальной солидарности и ставит все общество перед необходимостью считаться с мнением всех представителей гражданского общества. Человечество на бытовом уровне воспринимает интегрализм, органическую солидарность как оптимистический принцип “один за всех и все за одного”.

                Определенное внимание концепции интегрализма уделил М.Вебер. Вебер зафиксировал наличие интеграции между социальными системами на базе некоторых общих норм, ценностей, потребностей. Интегральная потребность человечества заключается, по Веберу, во всеобщей тенденции к рациональности. Именно в ракурсе рационализации многообразного веера социальных страстей и ценностей человечество сможет прийти к некоторому порядку на политическом, экономическом, культурном уровнях и гармонии на уровне межличностного общения, интеграции социальных систем.

                Большое внимание изучению проблем социальной интеграции отводится в творчестве Т.Парсонса. По Парсонсу, мировой прогресс приводит к усложнению общественно-политической реальности, дифференциации систем и институтов, что чревато системными противоречиями, непониманием, размежеванием. Это вынуждает общество искать пути для глобальной интеграции. Т.Парсонс ввел понятие нормативной и ценностной интеграции в своей структурно-функциональной сетке AGIL, структурировав таким образом процесс социологической систематизации понятия интеграция. Консенсус в отношении норм и ценностей является для Т.Парсонса фундаментальным интегрирующим фактором в обществе. В вопросах о причинах и следствиях социальных изменений взгляды Т.Парсонса и П. Сорокина в большой степени конгруэнтны. Так, Т.Парсонс отмечает, что ни одна из социальных систем в реальности не находится в состоянии стабильности и равновесия. Однако поиск социального равновесия необходим для поддержания жизнеспособности системы. Процесс социальной динамики Т.Парсонс представлял как “подвижное равновесие”. Данная идея перекликается с воззрениями П.Сорокина на социальные флуктуации, маятниковые социокультурные колебания с инстинктивным поиском “золотой середины”.

                Таким образом, социология интегрализма П.Сорокина впитала в себя широкую палитру социологических взглядов и воззрений.

                В рамках изучения кризисных состояний в социуме П.Сорокин предложил изучать общество, его институты, явления с позиции объективности социокультурных систем. Большое внимание в данном контексте П.Сорокин уделил изучению диалектики объект-субъектных отношений. Динамика социокультурных систем двояка и противоречива.

Социальная реальность объективных систем находится в сложном движении флуктуаций (маятниковых социальных колебаний) с поиском оптимальной величины отклонения — по горизонтали и вертикали.

Социальная реальность — сложная интегральная сущность самого человека, мира ценностей, где происходят флуктуации человеческой природы между добром и злом, правым и левым в политике, мужским и женским, физикой и лирикой.

                П. Сорокин ввел в употребление понятие социальных флуктуаций, что позволяет адекватно интерпретировать причины и следствия социальных и политических, экономических и культурных, семейных и бытовых конфликтов. Фиксация маятниковых колебаний с перманентным поиском оптимальной величины отклонения позволяет социальным технологам выработать некоторые критерии индикации экстремальных и оптимальных отклонений в тех или иных социальных ситуациях, определить объективные или субъективные причины раскачивания социальной лодки, прогнозировать моменты переворачивания. Знание интегральной сущности человека позволяет находить оптимальные значения между полюсами социальных взаимодействий в среде политической жизни, экономических отношениях и т.п.

                Конкретный тип социокультурной динамики определяет мотивацию деятельности человека. Исторический процесс — социальные, политические, экономические, колебания общественного сознания, электоральной статистики, гражданской ситуации и т.д.

                Большое значение для изучения коррекционно-упреждающих социологических характеристик интегративного метода П.Сорокина имеет его работа “Моя философия — интегрализм”, которая представляет собой глубокое осмысление интегральной сущности человека, социума, политики, экономики, каузальную способность социума отражать, анализировать и вследствие научного осмысления (например, социологического) изменять мир с помощью использования каналов познания. Социальная реальность, по Сорокину, принципиально познаваема, человек способен изучить свое бытие с помощью чувств, разума, сверхрациональной интуиции. “При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют.” [1. C.134].

                Интегральная сущность человека как личности представляет собой возможность быть активным участником создания творческого начала во Вселенной. Действительно, ход истории показывает, что прогресс человека — реальная составляющая социального мира, позволившая социальным индивидуумам выйти из первобытных пещер, изобрести чудеса техники, покорить просторы Космоса и достигнуть огромного множества других поразительных успехов. Окружающую действительность П. Сорокин подразделял на следующие подсистемы:

Неорганические явления.

Органический мир, биосистемы, существовавшие до появления человека.

Суперорганическая реальность, которую создал человек или культурный мир.

                Таким образом подчеркивается значимость человека как субъекта объективной реальности, являющегося венцом творения и одновременно несущего персональную ответственность за разрешение не только социально-эконономических, но и не менее важных природно-экологических конфликтов. Данные воззрения П.Сорокина перекликаются с концепцией Вернадского о ноосфере как многоступенчатой системе жизни.

                Наиболее важной жизненной системой представляется значимость культурного мира — единство Истины, Красоты, Добра. Сами по себе эти триединые понятия представляют собой гуманитарный идеал человечества и как бы подчеркивают, по мысли великого русского писателя А.Чехова, что в человеке все должно быть прекрасно. Но кроме общечеловеческой ценности, данная триада имеет прикладное методологическое значение.

 

                Со времен Платона известно, что для оптимального достижения целей государственного и социального управления, лица, осуществляющие властные функции, должны сочетать в себе высокие профессиональные качества с нравственностью и личной культурой. По мнению Сорокина, и с этим спустя несколько десятилетий нельзя не согласиться, творчество в области Добра отстало от успехов в деле Истины и Красоты. Действительно, все развитые страны мира, достигнув больших научно-технических успехов, способных преобразить быт социума, сталкиваются со все более возрастающей бездуховностью. В аспекте конкретных коррекционно-упреждающих специфических социологических технологий можно обратить внимание на крайне низкий уровень политической культуры самых широких общественных масс, аномию, безнравственность в принятии властных решений на самых разных уровнях, от мнения простого избирателя и до самых вершин.

                П.Сорокин предлагает рассматривать три наиболее важных модуса бытия.

Эмпирически-чувственный.

Рационально-умственный.

Сверхчувственно-сверхрациональный.

                В первом модусе реальность постигается с помощью органов и дополнительных инструментов. Если для познания в области точных и естественных наук все обстоит достаточно просто и на помощь человеку приходят микроскоп, телескоп, вычислительная машина и т.д., то в области социокультурной реальности все намного сложнее. Именно на основе эмпирически-чувственного опыта в социальной среде осуществляется большинство действий. Так, по мнению социологов, около 40 % избирателей принимают решение о голосовании спонтанно, не имея устойчиво продуманных политических взглядов и твердого мнения о том, кто же из многочисленного списка претендентов способен реально отстаивать интересы данного конкретного избирателя и целых сегментов электорального спектра. Именно на этом спекулируют многие недобросовестные политики, а в целом все более усугубляется отчуждение власти и народа, или как сказал бы П.Сорокин — дезинтеграция.

                В следующем модусе реальность постигается с помощью рассудка, высших форм логики, например, формальной, математической, философской. К избирателям с данной формой принятия электорального решения относятся лица, составляющие электорат системообразующих партий, позволяющие властной системе любого общества избегать слишком сильных шараханий от одной крайности к другой. Данная форма познания реальности доступна, по мысли П.Сорокина, подавляющему большинству индивидуумов и по мере овладения данной формой гносеологии большинством индивидуумов способна оказать благоприятное влияние на процесс интегрального регулирования кризисных ситуаций — от политики и финансов до бытовой сфер применения.

                Третий, высший модус познания — сверхчувственно-сверхрациональный — доступен для одаренных личностей, присутствует в минуты “высшего озарения”. Именно к лицам с данным типом познания можно отнести т.н. харизматиков, лидеров, вожаков, если рассматривать мир социально-политической реальности. Дискуссионным остается вопрос о роли личности в истории. Спасут ли мир исключительно выдающиеся люди, аккумулирующие в себе социальной энергии гораздо больше, чем другие, т.н. пассионарии, как это предположил Л.Н.Гумилев в работе “Этногенез и биосфера земли”, и если пик пассионарной активности для данной нации уже прошел, то горе этой нации, или все-таки будущее за рациональным, компромиссным, интеграционным центризмом самых широких народных масс, например избирателей, “сделавших правильный выбор” ?

                В рамках изучения возможностей для интегративного разрешения социальных противоречий и конфликтов П.Сорокин предлагает рассматривать новое царство реальности. Данное царство составляют элементы социокультурной динамики — идеи, ценности, моральные нормы. Действительно, реальная жизненная практика наглядно демонстрирует тот факт, на который обратил внимание П.Сорокин, что идеи способны изменять физический и социальный мир.

                Все мы знаем, что словом можно убить и словом можно спасти. Поэтому человек, тщательно продумывающий свои слова и поступки, анализирующий концепцию своего поведения, с точки зрения окружающих, имеет гораздо больше шансов на успешную самопрезентацию, чем человек, поступающий обратным образом. Особенно возрастает значение данного понятия, если речь идет о разрешении политических, экономических, этнических и др. конфликтов.

                Большая роль в передаче смысловых значений в области политики лежит на рекламе, пропаганде, агитации, других способах формирования и коррекции общественного мнения. П.Сорокин обращает внимание на тот факт, что государственный флаг — обычный кусок дешевой материи может принимать значение национальной гордости и выступать символом государственной интеграции.

                В аспекте изучения и возможности оказания коррекционно-упреждающего воздействия П.Сорокин сформулировал “этажи культурного мира”:

 

Неисчерпаемая вселенная смыслов, объединенных в системы языка, науки, техники, религии, литературы, живописи, музыки и проч. Данный уровень демонстрирует для социального технолога задачу учета в своих рекомендациях самого широко спектра социальных корреляций, когда одно случайное действие того или иного властного лица или органа может поставить под вопрос его прежние достижения.

Конгломерация элементов материальной культуры, воплощения и олицетворения идей от простых орудий древнего человека до космической ракеты. Данный уровень демонстрирует для социального технолога задачу выработки рекомендаций по созданию банка данных идей и продуктов (от объединительной идеи до высококачественных достижений в области науки и техники ), которые наилучшим образом способны сами себя рекламировать.

Мир индивидуумов как личностей, носителей идей и воплощений смыслов (короли, преступники, должники, капиталисты, социалисты и т.д.). Данный уровень демонстрирует необходимость выработки конкретных способов социально-технологического воздействия на конкретные сегменты населения, учета чаяний и запросов конкретных людей и их неисчерпаемого творческого потенциала.

Системы социальных действий, церемоний, ритуалов, поступков, где индивидуумы воплощают идеи. Данный уровень подчеркивает значимость социальной среды, установленных способов самовыражения и волеизъявления для адекватной интеграции творческих идей в реальную жизненную практику.

                Особо хочется остановиться на теории творческой неэгоистической любви и ее значении для гуманизации общественных отношений. П.Сорокин созданием данной теории подчеркнул, что люди в массе своей забывают простую истину, что человек создан для любви. С любовью нужно относиться к ближнему, к родине, природе, своему делу и т.д. Без данного имманентного чувства не приходится вести речь ни о какой подлинной интеграции.    Данная теория подкрепляется некоторыми социологическими наблюдениями, иллюстрирующими необходимость творческой неэгоистической любви для прогресса человечества. Любовь:

может положить конец агрессивным нападениям индивидов друг на друга;

может преобразовать враждебные отношения в дружеские;

может оказать реальное воздействие на международную политику, умиротворить конфликты;

это животворящая сила, необходимая для здоровья и процветания.

                Более того, установлено, что люди — альтруисты живут дольше и более счастливо, чем эгоисты. Дети, лишенные любви, имеют тенденцию к моральному и социальному уродству.

                Данная теория при всей своей идеалистичности четко высвечивает скрытые резервы и возможности интегральной концепции социального регулирования кризисных ситуаций.

                Большое внимание П.Сорокин уделил социологическому анализу феномена, причин и следствий революций, путям реформирования, гармонизации и интеграции общества в условиях кризиса. П.Сорокин написал ряд работ, в которых исследуется проблематика интегрального регулирования общественно-политических кризисов. Системообразующая работа П.Сорокина в данной области — “Человек и общество в условиях кризиса” опубликована в России отдельными фрагментами [2]. Сорокин призывал в ходе общественно-политического реформирования избегать крайностей, резких колебаний, предупреждал, что если маятник слишком сильно качнется в одну сторону, то общество обречено испытать на себе обратное движение “колеса истории”. В то же время для реформаторов всех времен и народов существует верный ориентир — интегральная сущность человека. Любое противоестественное или противоправное, т.н. антисоциальное действие, когда реформы переходят “порог терпения”, а отношение к реформаторам выходит за рамки “порога доверия”, вынуждает маятник истории качнуться в обратную сторону, и народные массы пойдут свергать с пьедестала “героев вчерашних дней”.

                Способы разрешения экономических конфликтов представлялись П.Сорокину следующим образом. Интегральная сущность человека должна соответствовать формам и способам материального и духовного производства и распределения благ. Функции государства, например, такая как налогообложение, должны стимулировать творческую активность человека. Необходимо создание правового государства, утверждение единого морально-правового порядка как для власти, так и для населения. В качестве основы для интегрального сосуществования разных форм собственности в производство должна быть заложена постоянно действующая пружина, именуемая “личным интересом”. Сорокин предложил ряд мер, которые не потеряли свою актуальность в России и на пороге ХХI века. “...Ясное и категорическое признание права собственности... налоги должны быть таковы, чтобы сохранялась уверенность лица в прочности своих прав на результаты своей хозяйственной деятельности” (налог по принципу “чем больше — тем лучше” ущемляет стимул “личного интереса” и его положительных эффектов) ... имущественная дифференциация не должна быть безмерной, что толкает нищие массы на разгром существующего порядка, порождает преступления, бунты, ведущие к разгрому производительных сил страны (обе крайности — уравнительность и безмерное имущественное неравенство — ведут к печальным результатам)” [3].

                По мнению П.Сорокина, революции и войны усиливают дезинтеграцию общества, под лозунгом улучшения жизни, “всеобщего равенства и братства” власть в социуме переходит от одной социальной группы к другой. Революции и войны вызывают негативные изменения в численности и качественном составе народонаселения, увеличивается смертность, рождаемость уменьшается, погибают цвет нации, молодежь, высококвалифицированные работники, интеллигенция и т.д. [4].

                Представляет большой интерес анализ П.Сорокиным ценностей и идеалов революции. В данном ракурсе П.Сорокиным была проведена эмпирическая работа по обобщению изменения значимости ряда лозунгов, выдвинутых февральской и октябрьской революциями 1917г. по истечении 2-3 лет. Выводы, к которым пришел автор, подтвердили созданный им закон социального иллюзионизма. Так, например, революционерами провозглашались задачи: свобода совести, слова, печати, собраний — в реальности новая власть стала еще более жестко контролировать поведение людей. Вместо диктатуры пролетариата — власть бюрократического партийного аппарата. Расхождения между словами и делами, по мнению П.Сорокина, были не случайными и не являлись злым умыслом большевиков. Все дело заключалось в отсутствии интегративных моментов в целях и задачах революционеров, отторжении инакомыслия, принуждении к подчинению.

                Возможность конструктивного выхода общества из кризиса П.Сорокин видел в интегративной конвергенции (схождении признаков) правых и левых взглядов, возрождении интегральной сущности человека.

                В условиях перманентного кризиса в России наблюдается тенденция к политической эволюции, постепенному дрейфованию электорального процесса от жесткой идеологизированности, выражавшейся в экстремальных флуктуациях (демократы-коммунисты, красные, белые, коричневые и т.д.), к прагматикам, хозяйственникам у власти (пример — региональные губернаторские выборы) и от них к профессионалам своего дела, в данном случае политики. Часто в обществе звучит мнение, что Россия исчерпала лимит на революции. Именно сегодня в России формируется хрупкое общественно-политическое равновесие, возникают символы новых выборов. Чтобы отвечать потребностям неограниченного круга избирателей и самых широких народных масс, что необходимо сегодня для победы на выборах, по данным социологических опросов [5], должно присутствовать сочетание следующих приоритетов:

сочетание личной свободы и сильного государства;

развитая экономика, но без личных тягот и страданий.

 

                В целом интегральная концепция в социологии, основоположником которой по праву считается П.Сорокин, способна оказать благотворное влияние на пути и методы разрешения конфликтов в самом широком спектре социальных отношений. Актуальность интегрализма как формы мышления в условиях новых мировых общественно-политических реальностей возрастает.

 

ЛИТЕРАТУРА

Сорокин П. Моя философия — интегрализм. Социс, 1992, № 10. С.134.

Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги). Вопросы социологии, 1993, № 3.

Сорокин П. Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства.  Социс, 1994, № 2. С.4-6.

Сорокин П. Современное состояние России. Новый мир, 1992, № 4.

@ “Социальный мониторинг”(МГПУ).

 

 

 

Рыбина Н.В.,

аспирантка социол. ф-та МГУ

 

 

С

оциологическая теория Сорокина характеризуется принципиально новым взглядом на природу социальных явлений и институтов, суть своей социологической концепции сам Сорокин определил как интегрализм. Гипотезы о социокультурном интегрализме были выстраданы Сорокиным под воздействием противоречивого единства российской и американской культур, взаимоотношения между которыми наложили отпечаток на всю историю человечества в ХХ столетии. Жизнь показала, что между социализмом и капитализмом как диалектически противоречивыми общественно-экономическими формациями существует много общего. Действительно, если в годы т.н. “холодной войны” успехи и достижения противоборствующих сторон совершенно отрицались их оппонентами, то история взаимодействия, мирного сосуществования социальных систем капитализма и социализма знает примеры положительного влияния друг на друга и в конечном итоге на всю интегральную природу человечества. Теория и практика американского менеджмента (Тейлора, Форда и др.) нашла применение в плановой экономике социализма, позволила всесторонне осмыслить вопросы повышения производительности труда, материального стимулирования работников в условиях командно-административной экономики СССР; в свою очередь, теория социального партнерства Ф.Рузвельта была успешно интерпретирована в условиях глубокого социально-экономического кризиса в годы Великой депрессии в США под воздействием некоторого улучшения положения рабочего класса в СССР и базировалась на необходимости социальной заботы о положении малообеспеченных слоев общества, обеспечения права на труд, отдых, образование, жилье.

Практически все обширное творчество Сорокина может быть адекватно интерпретировано с точки зрения регулирования кризисных ситуаций на планетарном уровне. Впитав в себя сущностные основы древней российской и модернистской американской культур, Сорокин пришел к историческому выводу о возможности и необходимости интегрального общежития различных социокультурных реальностей. Пожалуй, в недавнем прошлом взгляды на коррекционно-упреждающее регулирование социально-политических кризисов и конфликтов Сорокина можно было отнести к апологетике доктрины о мирном сосуществовании разных общественно-политических формаций. Сегодня, на пороге ХХI века, можно смело говорить о необходимости создания т.н. многополярного мира в интересах охранения этнической и социокультурной уникальности различных общественных систем. Под многополярным миром понимается достижение международного консенсуса, право на самобытность и уникальность, поиск компромисса в спорных вопросах, устранение из мировой практики т.н. права сильного, когда некоторые государства по своему усмотрению могут возлагать на себя миссию по наведению мирового порядка, роль международного жандарма. История человечества в ХХ веке, как и в предыдущие века, наглядно доказала, что право сильного, когда сильнейший всегда прав, а слабейший виновен, ущербно, антисоциально. Хочется надеяться, что человечество уже исчерпало лимит на мировые войны. Весь ход мирового прогресса наглядно демонстрирует интегративную сущность международных отношений, востребованность права на многополярность мира, самобытность и консенсус.

                В этом аспекте социология Сорокина представляется актуальным взглядом на человека настоящего и будущего времени, попыткой конгруэнтной интеграции противоречивых тенденций развития мирового сообщества, когда долгие тысячелетия представители различных социумов через тернии локальных и глобальных конфликтов шли к осознанию необходимости мировой интеграции.

                Что же такое сегодня интеграция? Данное понятие происходит от латинского integratio ( восполнение, восстановление). В данном значении имеется в виду сущностная причинно-следственная зависимость социокультурной динамики как общемирового процесса, когда часть зависит от целого, а целое комбинируется из частей, когда события в одной, пусть даже самой маленькой стране могут всколыхнуть весь мир. Интеграция подразумевает возможность восполнения общего из особенного, рекреацию (восстановление) утраченного мирового спокойствия, преемственности традиций и поколений, сотрудничество, взаимовыгодное динамичное развитие. Интеграция подразумевает объединение частей социокультурной реальности в одно целое, упорядочивание элементов функциональной структуры, которые ранее были рассогласованы, насильственно расчленены, неупорядочены. Интегрализм в социальной, политической, экономической, культурной сферах помогает избежать хаотически агрессивного существования государств, явлений, институтов, индивидуумов. История знает примеры, когда под давлением общественного мнения мирового сообщества торжествует здравый смысл, восстанавливается хрупкое равновесие, продолжается прерванный процесс мировой интеграции, о котором сегодня можно вести речь как о факторе выживаемости мирового сообщества, да и жизни на Земле. В то же время имеется много примеров саморазрушения социокультурных систем в силу дезинтеграции, социально-политической и экономической раздробленности.

В социологии понятие интегрализма применяется в аспекте изучения микро- и макроуровней социальной реальности, структурной целостности и характера взаимодействия. Понятие интегрализма имеет в социологии давнюю традицию, что подчеркивает адекватность социальных знаний для отображения социальной динамики.

                Э.Дюркгейм под органической солидарностью понимал интегрализм как приоритетный социологический показатель, ресурс оздоровления общественных отношений и залог процветания социума, когда людей объединяет их имманентная интегральная сущность. Интегрализм выражает основные условия социальной солидарности и ставит все общество перед необходимостью считаться с мнением всех представителей гражданского общества. Человечество на бытовом уровне воспринимает интегрализм, органическую солидарность как оптимистический принцип “один за всех и все за одного”.

                Определенное внимание концепции интегрализма уделил М.Вебер. Вебер зафиксировал наличие интеграции между социальными системами на базе некоторых общих норм, ценностей, потребностей. Интегральная потребность человечества заключается, по Веберу, во всеобщей тенденции к рациональности. Именно в ракурсе рационализации многообразного веера социальных страстей и ценностей человечество сможет прийти к некоторому порядку на политическом, экономическом, культурном уровнях и гармонии на уровне межличностного общения, интеграции социальных систем.

                Большое внимание изучению проблем социальной интеграции отводится в творчестве Т.Парсонса. По Парсонсу, мировой прогресс приводит к усложнению общественно-политической реальности, дифференциации систем и институтов, что чревато системными противоречиями, непониманием, размежеванием. Это вынуждает общество искать пути для глобальной интеграции. Т.Парсонс ввел понятие нормативной и ценностной интеграции в своей структурно-функциональной сетке AGIL, структурировав таким образом процесс социологической систематизации понятия интеграция. Консенсус в отношении норм и ценностей является для Т.Парсонса фундаментальным интегрирующим фактором в обществе. В вопросах о причинах и следствиях социальных изменений взгляды Т.Парсонса и П. Сорокина в большой степени конгруэнтны. Так, Т.Парсонс отмечает, что ни одна из социальных систем в реальности не находится в состоянии стабильности и равновесия. Однако поиск социального равновесия необходим для поддержания жизнеспособности системы. Процесс социальной динамики Т.Парсонс представлял как “подвижное равновесие”. Данная идея перекликается с воззрениями П.Сорокина на социальные флуктуации, маятниковые социокультурные колебания с инстинктивным поиском “золотой середины”.

                Таким образом, социология интегрализма П.Сорокина впитала в себя широкую палитру социологических взглядов и воззрений.

                В рамках изучения кризисных состояний в социуме П.Сорокин предложил изучать общество, его институты, явления с позиции объективности социокультурных систем. Большое внимание в данном контексте П.Сорокин уделил изучению диалектики объект-субъектных отношений. Динамика социокультурных систем двояка и противоречива.

Социальная реальность объективных систем находится в сложном движении флуктуаций (маятниковых социальных колебаний) с поиском оптимальной величины отклонения — по горизонтали и вертикали.

Социальная реальность — сложная интегральная сущность самого человека, мира ценностей, где происходят флуктуации человеческой природы между добром и злом, правым и левым в политике, мужским и женским, физикой и лирикой.

                П. Сорокин ввел в употребление понятие социальных флуктуаций, что позволяет адекватно интерпретировать причины и следствия социальных и политических, экономических и культурных, семейных и бытовых конфликтов. Фиксация маятниковых колебаний с перманентным поиском оптимальной величины отклонения позволяет социальным технологам выработать некоторые критерии индикации экстремальных и оптимальных отклонений в тех или иных социальных ситуациях, определить объективные или субъективные причины раскачивания социальной лодки, прогнозировать моменты переворачивания. Знание интегральной сущности человека позволяет находить оптимальные значения между полюсами социальных взаимодействий в среде политической жизни, экономических отношениях и т.п.

                Конкретный тип социокультурной динамики определяет мотивацию деятельности человека. Исторический процесс — социальные, политические, экономические, колебания общественного сознания, электоральной статистики, гражданской ситуации и т.д.

                Большое значение для изучения коррекционно-упреждающих социологических характеристик интегративного метода П.Сорокина имеет его работа “Моя философия — интегрализм”, которая представляет собой глубокое осмысление интегральной сущности человека, социума, политики, экономики, каузальную способность социума отражать, анализировать и вследствие научного осмысления (например, социологического) изменять мир с помощью использования каналов познания. Социальная реальность, по Сорокину, принципиально познаваема, человек способен изучить свое бытие с помощью чувств, разума, сверхрациональной интуиции. “При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют.” [1. C.134].

                Интегральная сущность человека как личности представляет собой возможность быть активным участником создания творческого начала во Вселенной. Действительно, ход истории показывает, что прогресс человека — реальная составляющая социального мира, позволившая социальным индивидуумам выйти из первобытных пещер, изобрести чудеса техники, покорить просторы Космоса и достигнуть огромного множества других поразительных успехов. Окружающую действительность П. Сорокин подразделял на следующие подсистемы:

Неорганические явления.

Органический мир, биосистемы, существовавшие до появления человека.

Суперорганическая реальность, которую создал человек или культурный мир.

                Таким образом подчеркивается значимость человека как субъекта объективной реальности, являющегося венцом творения и одновременно несущего персональную ответственность за разрешение не только социально-эконономических, но и не менее важных природно-экологических конфликтов. Данные воззрения П.Сорокина перекликаются с концепцией Вернадского о ноосфере как многоступенчатой системе жизни.

                Наиболее важной жизненной системой представляется значимость культурного мира — единство Истины, Красоты, Добра. Сами по себе эти триединые понятия представляют собой гуманитарный идеал человечества и как бы подчеркивают, по мысли великого русского писателя А.Чехова, что в человеке все должно быть прекрасно. Но кроме общечеловеческой ценности, данная триада имеет прикладное методологическое значение.

 

                Со времен Платона известно, что для оптимального достижения целей государственного и социального управления, лица, осуществляющие властные функции, должны сочетать в себе высокие профессиональные качества с нравственностью и личной культурой. По мнению Сорокина, и с этим спустя несколько десятилетий нельзя не согласиться, творчество в области Добра отстало от успехов в деле Истины и Красоты. Действительно, все развитые страны мира, достигнув больших научно-технических успехов, способных преобразить быт социума, сталкиваются со все более возрастающей бездуховностью. В аспекте конкретных коррекционно-упреждающих специфических социологических технологий можно обратить внимание на крайне низкий уровень политической культуры самых широких общественных масс, аномию, безнравственность в принятии властных решений на самых разных уровнях, от мнения простого избирателя и до самых вершин.

                П.Сорокин предлагает рассматривать три наиболее важных модуса бытия.

Эмпирически-чувственный.

Рационально-умственный.

Сверхчувственно-сверхрациональный.

                В первом модусе реальность постигается с помощью органов и дополнительных инструментов. Если для познания в области точных и естественных наук все обстоит достаточно просто и на помощь человеку приходят микроскоп, телескоп, вычислительная машина и т.д., то в области социокультурной реальности все намного сложнее. Именно на основе эмпирически-чувственного опыта в социальной среде осуществляется большинство действий. Так, по мнению социологов, около 40 % избирателей принимают решение о голосовании спонтанно, не имея устойчиво продуманных политических взглядов и твердого мнения о том, кто же из многочисленного списка претендентов способен реально отстаивать интересы данного конкретного избирателя и целых сегментов электорального спектра. Именно на этом спекулируют многие недобросовестные политики, а в целом все более усугубляется отчуждение власти и народа, или как сказал бы П.Сорокин — дезинтеграция.

                В следующем модусе реальность постигается с помощью рассудка, высших форм логики, например, формальной, математической, философской. К избирателям с данной формой принятия электорального решения относятся лица, составляющие электорат системообразующих партий, позволяющие властной системе любого общества избегать слишком сильных шараханий от одной крайности к другой. Данная форма познания реальности доступна, по мысли П.Сорокина, подавляющему большинству индивидуумов и по мере овладения данной формой гносеологии большинством индивидуумов способна оказать благоприятное влияние на процесс интегрального регулирования кризисных ситуаций — от политики и финансов до бытовой сфер применения.

                Третий, высший модус познания — сверхчувственно-сверхрациональный — доступен для одаренных личностей, присутствует в минуты “высшего озарения”. Именно к лицам с данным типом познания можно отнести т.н. харизматиков, лидеров, вожаков, если рассматривать мир социально-политической реальности. Дискуссионным остается вопрос о роли личности в истории. Спасут ли мир исключительно выдающиеся люди, аккумулирующие в себе социальной энергии гораздо больше, чем другие, т.н. пассионарии, как это предположил Л.Н.Гумилев в работе “Этногенез и биосфера земли”, и если пик пассионарной активности для данной нации уже прошел, то горе этой нации, или все-таки будущее за рациональным, компромиссным, интеграционным центризмом самых широких народных масс, например избирателей, “сделавших правильный выбор” ?

                В рамках изучения возможностей для интегративного разрешения социальных противоречий и конфликтов П.Сорокин предлагает рассматривать новое царство реальности. Данное царство составляют элементы социокультурной динамики — идеи, ценности, моральные нормы. Действительно, реальная жизненная практика наглядно демонстрирует тот факт, на который обратил внимание П.Сорокин, что идеи способны изменять физический и социальный мир.

                Все мы знаем, что словом можно убить и словом можно спасти. Поэтому человек, тщательно продумывающий свои слова и поступки, анализирующий концепцию своего поведения, с точки зрения окружающих, имеет гораздо больше шансов на успешную самопрезентацию, чем человек, поступающий обратным образом. Особенно возрастает значение данного понятия, если речь идет о разрешении политических, экономических, этнических и др. конфликтов.

                Большая роль в передаче смысловых значений в области политики лежит на рекламе, пропаганде, агитации, других способах формирования и коррекции общественного мнения. П.Сорокин обращает внимание на тот факт, что государственный флаг — обычный кусок дешевой материи может принимать значение национальной гордости и выступать символом государственной интеграции.

                В аспекте изучения и возможности оказания коррекционно-упреждающего воздействия П.Сорокин сформулировал “этажи культурного мира”:

 

Неисчерпаемая вселенная смыслов, объединенных в системы языка, науки, техники, религии, литературы, живописи, музыки и проч. Данный уровень демонстрирует для социального технолога задачу учета в своих рекомендациях самого широко спектра социальных корреляций, когда одно случайное действие того или иного властного лица или органа может поставить под вопрос его прежние достижения.

Конгломерация элементов материальной культуры, воплощения и олицетворения идей от простых орудий древнего человека до космической ракеты. Данный уровень демонстрирует для социального технолога задачу выработки рекомендаций по созданию банка данных идей и продуктов (от объединительной идеи до высококачественных достижений в области науки и техники ), которые наилучшим образом способны сами себя рекламировать.

Мир индивидуумов как личностей, носителей идей и воплощений смыслов (короли, преступники, должники, капиталисты, социалисты и т.д.). Данный уровень демонстрирует необходимость выработки конкретных способов социально-технологического воздействия на конкретные сегменты населения, учета чаяний и запросов конкретных людей и их неисчерпаемого творческого потенциала.

Системы социальных действий, церемоний, ритуалов, поступков, где индивидуумы воплощают идеи. Данный уровень подчеркивает значимость социальной среды, установленных способов самовыражения и волеизъявления для адекватной интеграции творческих идей в реальную жизненную практику.

                Особо хочется остановиться на теории творческой неэгоистической любви и ее значении для гуманизации общественных отношений. П.Сорокин созданием данной теории подчеркнул, что люди в массе своей забывают простую истину, что человек создан для любви. С любовью нужно относиться к ближнему, к родине, природе, своему делу и т.д. Без данного имманентного чувства не приходится вести речь ни о какой подлинной интеграции.    Данная теория подкрепляется некоторыми социологическими наблюдениями, иллюстрирующими необходимость творческой неэгоистической любви для прогресса человечества. Любовь:

может положить конец агрессивным нападениям индивидов друг на друга;

может преобразовать враждебные отношения в дружеские;

может оказать реальное воздействие на международную политику, умиротворить конфликты;

это животворящая сила, необходимая для здоровья и процветания.

                Более того, установлено, что люди — альтруисты живут дольше и более счастливо, чем эгоисты. Дети, лишенные любви, имеют тенденцию к моральному и социальному уродству.

                Данная теория при всей своей идеалистичности четко высвечивает скрытые резервы и возможности интегральной концепции социального регулирования кризисных ситуаций.

                Большое внимание П.Сорокин уделил социологическому анализу феномена, причин и следствий революций, путям реформирования, гармонизации и интеграции общества в условиях кризиса. П.Сорокин написал ряд работ, в которых исследуется проблематика интегрального регулирования общественно-политических кризисов. Системообразующая работа П.Сорокина в данной области — “Человек и общество в условиях кризиса” опубликована в России отдельными фрагментами [2]. Сорокин призывал в ходе общественно-политического реформирования избегать крайностей, резких колебаний, предупреждал, что если маятник слишком сильно качнется в одну сторону, то общество обречено испытать на себе обратное движение “колеса истории”. В то же время для реформаторов всех времен и народов существует верный ориентир — интегральная сущность человека. Любое противоестественное или противоправное, т.н. антисоциальное действие, когда реформы переходят “порог терпения”, а отношение к реформаторам выходит за рамки “порога доверия”, вынуждает маятник истории качнуться в обратную сторону, и народные массы пойдут свергать с пьедестала “героев вчерашних дней”.

                Способы разрешения экономических конфликтов представлялись П.Сорокину следующим образом. Интегральная сущность человека должна соответствовать формам и способам материального и духовного производства и распределения благ. Функции государства, например, такая как налогообложение, должны стимулировать творческую активность человека. Необходимо создание правового государства, утверждение единого морально-правового порядка как для власти, так и для населения. В качестве основы для интегрального сосуществования разных форм собственности в производство должна быть заложена постоянно действующая пружина, именуемая “личным интересом”. Сорокин предложил ряд мер, которые не потеряли свою актуальность в России и на пороге ХХI века. “...Ясное и категорическое признание права собственности... налоги должны быть таковы, чтобы сохранялась уверенность лица в прочности своих прав на результаты своей хозяйственной деятельности” (налог по принципу “чем больше — тем лучше” ущемляет стимул “личного интереса” и его положительных эффектов) ... имущественная дифференциация не должна быть безмерной, что толкает нищие массы на разгром существующего порядка, порождает преступления, бунты, ведущие к разгрому производительных сил страны (обе крайности — уравнительность и безмерное имущественное неравенство — ведут к печальным результатам)” [3].

                По мнению П.Сорокина, революции и войны усиливают дезинтеграцию общества, под лозунгом улучшения жизни, “всеобщего равенства и братства” власть в социуме переходит от одной социальной группы к другой. Революции и войны вызывают негативные изменения в численности и качественном составе народонаселения, увеличивается смертность, рождаемость уменьшается, погибают цвет нации, молодежь, высококвалифицированные работники, интеллигенция и т.д. [4].

                Представляет большой интерес анализ П.Сорокиным ценностей и идеалов революции. В данном ракурсе П.Сорокиным была проведена эмпирическая работа по обобщению изменения значимости ряда лозунгов, выдвинутых февральской и октябрьской революциями 1917г. по истечении 2-3 лет. Выводы, к которым пришел автор, подтвердили созданный им закон социального иллюзионизма. Так, например, революционерами провозглашались задачи: свобода совести, слова, печати, собраний — в реальности новая власть стала еще более жестко контролировать поведение людей. Вместо диктатуры пролетариата — власть бюрократического партийного аппарата. Расхождения между словами и делами, по мнению П.Сорокина, были не случайными и не являлись злым умыслом большевиков. Все дело заключалось в отсутствии интегративных моментов в целях и задачах революционеров, отторжении инакомыслия, принуждении к подчинению.

                Возможность конструктивного выхода общества из кризиса П.Сорокин видел в интегративной конвергенции (схождении признаков) правых и левых взглядов, возрождении интегральной сущности человека.

                В условиях перманентного кризиса в России наблюдается тенденция к политической эволюции, постепенному дрейфованию электорального процесса от жесткой идеологизированности, выражавшейся в экстремальных флуктуациях (демократы-коммунисты, красные, белые, коричневые и т.д.), к прагматикам, хозяйственникам у власти (пример — региональные губернаторские выборы) и от них к профессионалам своего дела, в данном случае политики. Часто в обществе звучит мнение, что Россия исчерпала лимит на революции. Именно сегодня в России формируется хрупкое общественно-политическое равновесие, возникают символы новых выборов. Чтобы отвечать потребностям неограниченного круга избирателей и самых широких народных масс, что необходимо сегодня для победы на выборах, по данным социологических опросов [5], должно присутствовать сочетание следующих приоритетов:

сочетание личной свободы и сильного государства;

развитая экономика, но без личных тягот и страданий.

 

                В целом интегральная концепция в социологии, основоположником которой по праву считается П.Сорокин, способна оказать благотворное влияние на пути и методы разрешения конфликтов в самом широком спектре социальных отношений. Актуальность интегрализма как формы мышления в условиях новых мировых общественно-политических реальностей возрастает.

 

ЛИТЕРАТУРА

Сорокин П. Моя философия — интегрализм. Социс, 1992, № 10. С.134.

Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги). Вопросы социологии, 1993, № 3.

Сорокин П. Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства.  Социс, 1994, № 2. С.4-6.

Сорокин П. Современное состояние России. Новый мир, 1992, № 4.

@ “Социальный мониторинг”(МГПУ).

 

 

 

Рыбина Н.В.,

аспирантка социол. ф-та МГУ