СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52
П
роблема глобализации является сегодня одной из самых актуальных проблем. Она характеризует стремление социальных наук способствовать бескризисному устойчивому развитию мира в целом, попытку расширить сотрудничество различных обществ.
Ситуация, складывающаяся в конце 80-х — 90-е годы нашего столетия, многими социологами описывается как неопределенная, имеющая противоположно направленные тенденции глобализации и локализации. По определению американского социолога Э.Тириакьяна, складывается “новый мир возникающих новых миров”, для изучения которого он считает необходимым прибегнуть к методологическому подходу, во многом вытекающему из интегралистской теории П.Сорокина. Э.Тириакьян утверждает, что методология П.Сорокина значима не только для исследования циклических изменений, но также для современного анализа цивилизаций, некоторые из которых обладают совершенно отличными от доминирующих на Западе культурными предпосылками.
Тема глобализации имеет ярко выраженный междисциплинарный характер. Социология заинтересовалась ею позже других дисциплин (экономики, политологии). Тем не менее идеи глобализации сегодня воздействует на социологическое знание даже в большей мере, чем на дисциплины, которые начали интересоваться глобализацией много раньше. Это влияние сказывается в появлении новой проблематики, а также в изменении парадигмы. Произошел переход от монистической идеи прогресса, модернизации, которой следовала американская социология, к идее плюрализма, многообразия как путей развития, так и исследовательских подходов в социологии.
Степень разработанности проблемы глобализации в социологии не является достаточной. Прежде всего, трудность состоит в том, что этим термином описываются разные процессы. Поэтому важнейшими источниками для нас являются те работы, в которых показано, где и когда началась глобализация и в какой форме она происходила. Ведущим среди этих трудов является книга социолога Р.Робертсона “Глобализация” (Лондон, 1992). Мы разделяем его точку зрения, что глобализация началась с момента возникновения капитализма и прошла несколько фаз.
Когда сегодня речь идет о глобализации, имеют в виду либо постмодернизационную глобализацию как признание единства многообразного мира либо особый самостоятельный тип социальной трансформации. Есть также попытка смягчить категоричность выделенных направлений, особенно противоречие между современной и постсовременной глобализацией. Ее предпринимает, например, Ж.Н. Питерс в своей концепции глобализации, называемой им гибридизацией.
Основные дискуссии в социологии идут по вопросу о том, что является социальной единицей, называемой “общество”. Социология оперирует как с абстрактным понятием “общество” — любым обществом, так и с конкретным обществом, под которым понимается нация-государство. В настоящее время на роль такой единицы претендует также цивилизация как группа родственных по культуре наций-государств. Центральный вопрос сегодняшней полемики — может ли существовать глобальное общество? Он ставится, прежде всего, английскими учеными, такими как Р.Робертсон и М.Фетерстоун. Они выясняют перспективы превращения международного сообщества в глобальное общество и вытеснения понятия «нация-государство» как тип общества на периферию социологического анализа.
Мы проанализируем четыре существующих сегодня трактовки глобализации и рассмотрим воздействие предлагаемых глобальных теорий на социологическое знание как в плане изменения его предмета, так и с точки зрения возможности новых социологических подходов и новых задач социологии.
1.Исторически первая трактовка глобализации осуществлялась в определенных концептуальных рамках, задаваемых теорией модернизации. Глобализация рассматривалась как аспект модернизационных процессов, как установление взаимосвязи мира через прогресс.
Результатом модернизации явилось превращение средневекового Запада как традиционного общества в современное. Глобализация этого типа — глобализация через модернизацию, путем общего стремления к прогрессу, как следствие попытки Запада подтянуть весь мир до своего уровня — изучалась Э.Гидденсом, А.Тойнби, П.Бергером и др.
Переход от традиционного общества к современному называется модернизацией. В его основе — вера в прогресс, который отождествлялся с опытом западных стран. Современность — эпоха становления и развития капитализма. Современность характеризуется формированием гражданского общества, светского государства, автономного (свободного и ответственного) индивида. Современность складывается на Западе в результате трех революций — Ренессанса, Реформации и Просвещения. Эти революции не пройдены незападным миром. Незападный мир остается прежним, традиционным, в то время, когда Запад радикально меняется. Перед другими странами возникает вопрос — согласиться на колонизацию или, сохраняя независимость, пытаться пойти по пути освоения западных достижений. Основная реакция — попытка догнать Запад, модернизироваться.
Глобализация периода модернизации и веры в прогресс имела эмпирически наблюдаемые черты: мир становился все более единым с помощью средств транспорта и связи, рынка, но главным фактором глобализации, объединения мира было всеобщее стремление к прогрессу. Модернизационные процессы в незападных странах осуществлялись как прямое заимствование западных черт (вестернизация) или как попытка догнать Запад.
Точка зрения Н.Стера интересна тем, что этот исследователь пытается поддержать идеи современной глобализации (глобализации на основе прогресса) сейчас, когда большинство ученых уже отказалось от нее. Он стремится защитить классическую парадигму перед очевидным наступлением новых исследовательских подходов. В переходный период, суть которого не совсем ясна ни в отношении Запада, ни в отношении остального мира, он тяготеет к сохранению прежнего понимания и прежних способов исследования, тогда как другие авторы подчеркивают фактор изменений. Он пытается дополнить классические концепции новыми характеристиками, чтобы сохранить их объясняющую силу.
Н.Стер ставит вопрос о способах познания глобализации. Он признает возможность разнообразия теоретических и исследовательских подходов к изучению глобальных процессов. При этом глобальная трансформация вносит изменения в парадигму социальных наук.
Под глобализацией Н.Стер понимает процесс вовлечения всего мира в гомогенное пространство. По словам Н.Стера, “глобализация — форма расширения или “процесс растягивания”, особенно в сферах экономической и политической деятельности”. Исследователь считает, что процессы глобализации являются необычными, если не сказать исключительными событиями. Вместе с тем Н.Стер полагает, что глобализация началась уже давно.
Центральными категориями для познания глобализации, по Н.Стеру, являются фрагментация и гомогенизация. Фрагментация и гомогенизация — две взаимосвязанные части одного процесса. Однако, как отмечает Н.Стер, внимание теоретиков никогда не было одинаковым в отношении этих понятий, скорее оно было асимметричным: “долгое время термин “фрагментация” передавал большую угрозу основаниям общества”. При этом главную опасность, связанную с использованием термина “глобализация”, Стер видит в преувеличении роли гомогенизирующих факторов: “глобус — разделенный мир”. Исследователь приводит примеры этой разделенности мира. В их числе подчеркивается то, что рост населения происходит неравномерно — в основном в беднейших регионах мира, а также обращается внимание на возрождение национализма как живой политической, культурной и экономической силы в большинстве стран.
“Глобализация и фрагментация — это одновременные тенденции глобальных сдвигов, хотя многие этого не видят”, делает вывод Стер. Результат глобализации не является “обобщенным набором изменений, действующих в одном направлении, а состоит во взаимно противоположных тенденциях”, — приводит Стер слова Гидденса.
Глобализация обязана своим возникновением многим факторам. Среди них решающее значение имеет экономический фактор.
Н.Стер ставит глобализацию в один ряд с модернизацией во всемирном масштабе, которая, на его взгляд, и связывает мир в единое целое: “хорошо укоренившийся взгляд на современное общество, на модернизацию в глобальном масштабе... кажется мне простым пониманием того, что мы являемся свидетелями все большей гомогенности (генерализации) фактически во всех важных аспектах социальной и культурной жизни”.
По мнению Стера, новое в экономических, социальных и культурных процессах, именуемых глобализацией или транснациональными институтами, заключается в том, что эти процессы “являются дальнейшей интенсификацией, растягиванием и расширением операций, координацией, взаимозависимостью и слиянием разного рода деятельности”.
Итак, концепция глобализации на основе прогресса признает многообразие мира, но вместе с тем его всеобщую устремленность к прогрессу. Именно в ней, а не в простом наличии живущего на земле человечества виделась глобализация. При этом признается, одновременно, наличие гомогенизации и фрагментации мира, локализации и глобализации. Гомогенизация и глобализация выступают как искомые тенденции, а фрагментация и локализация — как наличная реальность. Доминирующим фактором глобализации считается экономика. Отмечается увеличение универсальности, значение генерализаций в современной глобализации.
Все это позволяет сохранить классические парадигмы социологии — универсальность и объективность социологического знания, структурно-функциональные подходы, теорию социальной модернизации и др.
2. В настоящее время идея прогресса во многом потеряла свою притягательность. Обнаружена противоречивость прогресса и во многом его высокая цена. Имеются примеры попыток осуществить прогресс, закончившиеся неудачей. Вера Запада в прогресс и привитая другим странам надежда на прогресс стали исчезать. Сегодня под глобализацией понимают сосуществование мира в его многообразии, наличие единого взаимосвязанного мира. Иными словами, мир един потому, что он есть, он глобален, потому что многие черты поведения людей приняли глобальный (мировой) характер. Глобализация современности выражала веру Запада в прогресс всех народов. Глобализация сегодня выражает разочарованность Запада в этой вере и его стремление к статус-кво на западных же условиях.
Рассмотрим, что представляет собой концепция глобализации на этом этапе и какие задачи она ставит перед социологией. Наиболее разработанным этот вопрос предстает у Э.Тириакьяна и Б.Смарта.
Э.Тириакьян отрицает, что новая фаза развития Запада является постмодернизационной, он определяет ее как продолжение современности, которая проходит несколько этапов в своем развитии. Соответственно, социологическая парадигма представляется ему в определенной мере неизменной. Вместе с тем его позиция существенно отличается от взглядов Стера, ибо сегодняшнее состояние современности, по его описанию, качественно другое и, по существу, совпадает с тем, что другие исследователи называют постсовременностью.
Э.Тириакьян показывает, что в истории бывают такие времена, когда тип общества с привычным социальным порядком сменяется другим. Смерть одного социального мира обозначает рождение нового мира, который выходит на историческую сцену. История дает множество примеров переходных моментов.
Новая фаза, отличающаяся от предыдущих, началась, по Тириакьяну, после окончания холодной войны. Отличительной особенностью этой фазы Тириакьян называет то, что отмечается в качестве новой черты и другими исследователями — как не прибегающими к понятию постсовременности, постмодернизма (П.Бергер), так и вводящими этот концепт (Р.Инхельгард и др.).
Тириакьян не признает термина постсовременность, он пытается показать, что речь идет о последней фазе современности. Но ее черты и особенности в точности совпадают с тем, что другие называют постсовременностью.
Существует противоречие в объяснении способности социологического знания быть универсальным или локальным. Можно представить две точки зрения: “новые миры и социология”, “социология для одного мира”. Одни специалисты утверждают, что хотя классическая, “нормальная” социология возникла на Западе, для объяснения происходящих там процессов, она имеет универсальное значение и может быть применена всюду. Это происходит потому, что глобализация мира в период современности осуществлялась из одного — западного центра. Другие утверждают, что сегодня это уже не так. Суть смены парадигмы в социологии — она теряет универсальную форму и становится более локально или регионально обусловленной, более специфической для каждого региона. Так утверждают и Тириакьян, и Смарт. Грубо говоря, раньше ставился вопрос лишь о том, как применить западную социологию в России, Индии и пр. Сегодня — как создать социологию для России, Индии и других стран. Как видим, эта точка зрения противоположна позиции Стера, утверждающего универсальность социологии.
Б.Смарт показывает, что глобальные трансформации привели к дезорганизации, например, к переосмыслению отношений между Западом и Востоком из-за преобразований в Восточной Европе и бурного экономического роста Японии. Социологическое понятие общества, ограниченного геополитически пределами современного государства-нации, больше не работает, появление глобальных форм коммуникации и увеличение миграции населения — все это ставит вопрос о предмете социологии в новых условиях. “Существуя параллельно с социальными, культурными и политическими трансформациями, она (социология. — Н.Ф.) пытается интерпретировать и объяснить их, и сама социология сегодня кажется децентрализованной и плюралистической”, отмечает Б.Смарт. “Теория, предмет и метод социологии стали факторами различия и разногласий, поэтому угасла возможность консенсуса или такой парадигмы в социологии, которую разделяли бы все.”
“Новый мир новых миров” бросил вызов социологии, привыкшей к анализу современности, где многообразие миров — как их стадии развития, так и географическая локализация — устранялись идеей прогресса, вовлекающей (глобализирующей) мир по западному образцу. По определению Б.Смарта, социология была социологией для одного единственного мира, устроенного по образцу Запада. Глобализация современности имела имя “прогресс”, глобализация сегодняшнего дня — начинающейся постсовременности — рассматривается как единство мира, народов Земли, заключенное в его многообразии.
По мнению Б.Смарта, идея о том, что мы сейчас живем в одном мире, является социологически противоречивой. Такое можно предположить только в отношении экономических и геополитических процессов.
Поэтому, делает вывод Смарт, нужны как международные, так и локальные или региональные формы социологии для понимания “комплексного выражения глобальных процессов в локальных или региональных условиях”.
Таким образом, как те авторы, кто обозначают новую парадигму постмодернистской, так и те, кто не употребляют этого термина, но характеризуют принципиальные сдвиги в развитии Запада и мира в целом, выделяют следующие черты новой парадигмы социологии: плюрализм — отсутствие единой парадигмы; индигенизация науки (возможность появления региональных наук, решающих проблемы своих стран); неопределенность социальной ситуации и методологические трудности, вызванные этим; появление “нового мирового порядка” и увеличение роли социологии международных отношений в связи с задачей преодоления мирового хаоса; многообразие социальных миров — “новый мир возникающих новых миров” как характерная черта новой ситуации и новой методологии, признающей легитимность этих миров, появление в социологии проблемы соотношения локального и глобального; хаос, анархия и аномия в качестве важных объектов социологического анализа; отказ от идеи прогресса и от роли социологии в создании универсальных моделей развития, создание атмосферы диалога новых миров как главная задача социологии; противоречие между современным и постсовременным пониманием в социологии; неравномерность глобализации и перехода к постсовременности и возможности применения классической и неклассической парадигм к разным задачам; доминирующую роль в социологии начинают играть неклассические и непозитивистские методологии.
3.Сегодня кажется, что связь между первым и вторым типом глобализации потеряна, что новая концепция полностью отрицает старую. Действительно, теоретически, на уровне идеально-типических конструктов или моделей, такой разрыв можно констатировать. Однако фактически и практически между старой и новой теорией существуют отношения непрерывности, переходности и коммуникации. Существуют авторы, которые пытаются объединить две предыдущие концепции. К их числу относится Ж.Н. Питерс, предложивший концепцию глобализации как гибридизации.
По его мнению, глобальные процессы противоречивы: они могут вызвать как силы фрагментации, так и унификации. Он не согласен как с интерпретацией глобализации как процесса, в результате которого мир становится более унифицированным и стандартизированным посредством технологической, коммерческой и культурной синхронизаций, исходящих от Запада, так и с тем, что глобализацию связывают с современностью.
Для изучения глобализации исследователь предлагает новый подход, говоря, что надо рассматривать глобализацию как гибридизацию: структурную — возникновение новых, смешанных форм кооперации, и культурную — развитие транслокальных культур. Структурная и культурная гибридизации взаимозависимы, так как новые формы кооперации требуют новых культурных образований. При этом гибридизация понимается как “фактор реорганизации социальных пространств”. Гибридизационная перспектива позволяет переместить внимание исследователей с изучения происходящего в границах определенного общества, нации или класса на анализ собственно глобализационных моментов.
Таким образом, Питерс рассматривает глобализацию как процесс отделения культурных форм от существующих практик и их перекомбинацию с формами других культурных практик. Культурная гибридность является организационным феноменом. Глобализация понимается как новая историческая эпоха, противоположная эре господства нации-государства, то есть современности. Подлинно глобализационной теорией, по мнению Ж.Н. Питерса, может быть только постсовременное исследование гибридности.
4.Итак, если следовать первому модернистскому направлению (Н.Стер), глобализация в нем понимается как спутник прогресса или одна из его характеристик. Согласно второму — постмодернистскому направлению (Э.Тириакьян, Б.Смарт), глобализация — это состояние мира, признавшего неизбежность плюрализма и статус-кво. Согласно Ж.Н. Питерсу, более очевидным признаком глобальной связанности мира является наличие гибридных форм культуры. Ни в одной из вышеназванных концепций еще не ставится вопрос о превращении глобального сообщества в глобальное общество, хотя затрагиваются вопросы об изменении в законодательстве и управлении в международных взаимосвязях. Идея глобализации на основе прогресса не идет далее представлений о международном сообществе, идея глобализации на основе плюрализма не идет далее констатации того, что это международное сообщество становится теснее.
Во всех этих подходах глобализация — только часть каких-либо иных процессов — прогресса, плюрализации, но не самостоятельный процесс. Однако есть группа социологов как из США (Р.Робертсон, М.Олброу), так и из Великобритании (М.Фетерстоун), которые рассматривают глобализацию как самостоятельный тип социальной трансформации. Этот подход является преобладающе социологическим, поскольку в нем впервые ставится вопрос о возможности мирового общества, а не только о глобальной экономике или политике.
Р.Робертсон использует понятие “мировая система”, по существу тождественное глобальному обществу. Эта система не сводится к взаимодействию отдельных обществ, а также к представлению о человечестве. Это такая система, которая ставит вопрос о новой идентичности, то есть о новом самоопределении индивида и общества. О глобализации можно, по Робертсону, говорить и тогда, когда складывается “третья культура”, которая ориентирована не на индивида или нацию-государство, а на такую новую реальность, как глобальное общество. Робертсон воспринимает глобализацию как важнейшую социальную трансформацию, создающую принципиально новый мировой порядок.
Робертсон попытался связать идеи модернизации с международной системой государств. Глобализация понимается как “сжатие мира” и рост сознания мира как целого. Мир еще не стал, по Робертсону, интегрированным, но он все более и более объединяется. Глобализация, по его мнению, релятивизировала значение индивида и нации-государства и изменила связь между такими элементами, как индивид, национальное общество, международная система обществ и человечество в целом. Глобальное поле образуется вне этих элементов и именно оно играет решающую роль в характеристике глобализации. Глобализация для Робертсона — это социальная трансформация, которая является результатом длительного предварительного процесса. Глобализация выступает сложным процессом, не имеющим единого направления. Исходя из этого, нельзя уравнивать глобализацию с гомогенизацией, поскольку глобальное не исключает локального, а локальное — глобального. Современная форма глобализации лучше всего описывается как “глокализация”. Робертсон вводит этот термин, состоящий из соединения двух слов “глобализация” и “локализация”, для подчеркивания их взаимного осуществления в настоящее время. Глокализация — это своего рода метафора, указывающая, что глобальное не исключает локального, и наоборот. Он показывает, что существует много способов практической глокализации, т.е. комбинации локального и глобального.
По его мнению, глобализация является сначала условием, а затем собственно содержанием распространяющейся модернизации, т.е. такой модернизации, которая приняла разнообразные формы и распространилась на регионы, прежде незатронутые ею. Робертсон считает, что идеи современности получают новое направление в процессе такой формы социальной трансформации, как глобализация. По мнению Робертсона, речь продолжает идти не просто о глобальном обществе, а о глобальном современном обществе, то есть человечестве, перешедшем к капитализму, массовому производству, секулярному образу жизни, массовому образованию и прочим ценностям современности.
Оба исследователя — Робертсон и Фетерстоун раскрывают глобализацию сегодня как процесс, возникающий относительно независимо от внутренних культурных особенностей и деятельности наций-государств. Глобализацией они называют то международное пространство, где эта специфика обществ не играет особой роли. По их мнению, имеется некоторое интернационализированное пространство, которое и производит глобальную культуру.
В отличие от Р.Робертсона и М.Фетерстоуна, полагающих, что глобализация — тип социальной трансформации, продолжающий вхождение в современность всего мира, американский социолог М.Олброу считает ее абсолютно новым типом социальной трансформации, не имеющим отношения ни к современности, ни к постсовременности. Олброу отказывается от понятия “постсовременность” и вместо него вводит понятие “глобальная эпоха”.
Он разделяет понятия мирового и глобального общества. Мировое общество, по его мнению, уже существует и не является чем-то противоположным нации-государству, возникая из наций-государств. На примере миграции и бизнеса этот американский ученый показывает, что мировое общество существует, эмпирически наблюдаемо как наднациональное или интернациональное, международное, транснациональное образование.
В отличие от этого глобальное общество — вызов старому порядку. Оно еще не существует. Это общество с таким структурированием социальных отношений, которое бросало бы вызов определениям и теории нации-государства как типа общества, являющегося предметом социологии. Поэтому глобализация является социальной трансформацией, требующей новой теории общества.
Ключевым вопросом для социальной теории становится вопрос, станет ли мировое общество глобальным. Ответ на этот вопрос не является сегодня однозначно решенным.
По мнению Олброу, современная эпоха закончилась, но это не означает конца истории. Мы живем в глобальную эру, следующую за фазой современности. Начало переходного периода в глобальную эру положил взрыв атомной бомбы в Хиросиме, окончанием этого периода стал доклад ООН о глобальном потеплении.
Исследуя глобальную культуру, нельзя оперировать понятиями, относящимися к эпохе современности, такими как мировое правительство, мировой рынок, новый мировой порядок, глобальная культура, поздняя современность. Ни одно из этих понятий не является адекватным сегодня. Глобальная эпоха включает в себя вытеснение современности глобальностью. Это означает изменения в основе действий и социальной организации индивидов и групп.
Глобализация не действует в одном измерении, не является процессом, который изменяет абсолютно все прежде существовавшие тенденции как в культуре, так и в обществе. Поэтому в глобальную эпоху очень сложна культурная конфигурация: различные феномены могут быть направлены как в сторону глобализации, так и быть совершенно противоположны этому — антиглобальными.
Таким образом, Олброу не удается полностью отказаться от идеи преемственности с современностью, особенно в плане преемственности социологических теорий. Это происходит потому, что его построения отчасти преждевременны, отчасти наивны. Вспомним, однако, так называемую теорему Томаса, в которой утверждается, что “если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны в своих последствиях”. Исходя из нее все вышеперечисленные теоретические конструкции глобализации могут быть рассмотрены не только как фиксация некоторых тенденций, но и как проект будущего.
Последняя точка зрения — глобальное общество как социологический проект представляется наивной и преждевременной, но ее значение состоит в том, что она пытается найти новую универсалию после отказа от идеи прогресса. Если социология не имеет универсалий, она теряет статус универсальной науки и может распасться на множество не связанных друг с другом национальных школ.
БИБЛИОГРАФИЯ
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира//Общественные науки и современность. 1993, N1.
Покровский Н.Е. Вефлиемские звезды “глобализации”//Социол. исследования. 1995, N2.
Albrow M. The Global Age. State and Society Beyond Modernity. Stanford. 1997.
Berger P. Sociology: A Disinvitation? Society/V.30, N1. Nov/Dec.1992
Dewey J. Democracy and Education. New York. 1923.P.2. Приводится по статье: Покровский Н.Е. Непрерывность и стабильность социального опыта как ценность // Американское общество на пороге XXI века: Итоги, проблемы, перспективы. Материалы научной конференции, г.Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова 31 января — 3 февраля 1995 г. М., МГУ. 1996.
Featherstone M. (ed.) Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity. London: Sage. 1990.
Featherstone M. Introduction. — In: M.Featherstone (ed.). Global Culture. Nationalism, Globalization and Modernity. A Theory, Culture and Society. L. 1995.
Global Modernities. Ed. by M.Featherstone, S.Lash, R.Robertson. L:Sage. 1995.
Globalization, Knowledge and Society. Ed. by Albrow and King E. London:Sage. 1990.
Pieterse J.N. Globalization as Hibridization. — International Sociology. V9, N2. June 1994.
Robertson R. Globalization. Social Theory and Global Culture. L.1992.
Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity. In: Global Modernities. Ed. by M.Featherstone, S.Lash, R.Robertson. L:Sage. 1995.
Smart B. Sociology, Globalization and Postmodernity: Comments on the “Sociology for One World” Thesis. — International Sociology. V9, N2. June 1994.
Ster n. Fragmentation and homogenization of social life. — “Knowledge Societies”, London, New Deli, 1994.
Tiryakian E. Sociology’s Great Leap Forward: the Challenge of Internationalization.-In: Globalization, Knowledge and Society. Reading from International Society. Ed. by M.. Albrow and E.King.L. 1990.
Tiryakian E.The New Worlds and Sociology: An Overview. — International Sociology. V9, N2. June 1994.
Tiryakian E. The Wild Cards of Modernity // Dedalus. Spring 1997. Human Diversity.
Wallerstein I. Unthinking Social Science. The limits of Nineteenth-Century Paradigms. L. 1995.
Waters M. Globalization. L., N.Y. 1995.
Марсель Фурнье,
проф. Монреальского университета, Канада
П
роблема глобализации является сегодня одной из самых актуальных проблем. Она характеризует стремление социальных наук способствовать бескризисному устойчивому развитию мира в целом, попытку расширить сотрудничество различных обществ.
Ситуация, складывающаяся в конце 80-х — 90-е годы нашего столетия, многими социологами описывается как неопределенная, имеющая противоположно направленные тенденции глобализации и локализации. По определению американского социолога Э.Тириакьяна, складывается “новый мир возникающих новых миров”, для изучения которого он считает необходимым прибегнуть к методологическому подходу, во многом вытекающему из интегралистской теории П.Сорокина. Э.Тириакьян утверждает, что методология П.Сорокина значима не только для исследования циклических изменений, но также для современного анализа цивилизаций, некоторые из которых обладают совершенно отличными от доминирующих на Западе культурными предпосылками.
Тема глобализации имеет ярко выраженный междисциплинарный характер. Социология заинтересовалась ею позже других дисциплин (экономики, политологии). Тем не менее идеи глобализации сегодня воздействует на социологическое знание даже в большей мере, чем на дисциплины, которые начали интересоваться глобализацией много раньше. Это влияние сказывается в появлении новой проблематики, а также в изменении парадигмы. Произошел переход от монистической идеи прогресса, модернизации, которой следовала американская социология, к идее плюрализма, многообразия как путей развития, так и исследовательских подходов в социологии.
Степень разработанности проблемы глобализации в социологии не является достаточной. Прежде всего, трудность состоит в том, что этим термином описываются разные процессы. Поэтому важнейшими источниками для нас являются те работы, в которых показано, где и когда началась глобализация и в какой форме она происходила. Ведущим среди этих трудов является книга социолога Р.Робертсона “Глобализация” (Лондон, 1992). Мы разделяем его точку зрения, что глобализация началась с момента возникновения капитализма и прошла несколько фаз.
Когда сегодня речь идет о глобализации, имеют в виду либо постмодернизационную глобализацию как признание единства многообразного мира либо особый самостоятельный тип социальной трансформации. Есть также попытка смягчить категоричность выделенных направлений, особенно противоречие между современной и постсовременной глобализацией. Ее предпринимает, например, Ж.Н. Питерс в своей концепции глобализации, называемой им гибридизацией.
Основные дискуссии в социологии идут по вопросу о том, что является социальной единицей, называемой “общество”. Социология оперирует как с абстрактным понятием “общество” — любым обществом, так и с конкретным обществом, под которым понимается нация-государство. В настоящее время на роль такой единицы претендует также цивилизация как группа родственных по культуре наций-государств. Центральный вопрос сегодняшней полемики — может ли существовать глобальное общество? Он ставится, прежде всего, английскими учеными, такими как Р.Робертсон и М.Фетерстоун. Они выясняют перспективы превращения международного сообщества в глобальное общество и вытеснения понятия «нация-государство» как тип общества на периферию социологического анализа.
Мы проанализируем четыре существующих сегодня трактовки глобализации и рассмотрим воздействие предлагаемых глобальных теорий на социологическое знание как в плане изменения его предмета, так и с точки зрения возможности новых социологических подходов и новых задач социологии.
1.Исторически первая трактовка глобализации осуществлялась в определенных концептуальных рамках, задаваемых теорией модернизации. Глобализация рассматривалась как аспект модернизационных процессов, как установление взаимосвязи мира через прогресс.
Результатом модернизации явилось превращение средневекового Запада как традиционного общества в современное. Глобализация этого типа — глобализация через модернизацию, путем общего стремления к прогрессу, как следствие попытки Запада подтянуть весь мир до своего уровня — изучалась Э.Гидденсом, А.Тойнби, П.Бергером и др.
Переход от традиционного общества к современному называется модернизацией. В его основе — вера в прогресс, который отождествлялся с опытом западных стран. Современность — эпоха становления и развития капитализма. Современность характеризуется формированием гражданского общества, светского государства, автономного (свободного и ответственного) индивида. Современность складывается на Западе в результате трех революций — Ренессанса, Реформации и Просвещения. Эти революции не пройдены незападным миром. Незападный мир остается прежним, традиционным, в то время, когда Запад радикально меняется. Перед другими странами возникает вопрос — согласиться на колонизацию или, сохраняя независимость, пытаться пойти по пути освоения западных достижений. Основная реакция — попытка догнать Запад, модернизироваться.
Глобализация периода модернизации и веры в прогресс имела эмпирически наблюдаемые черты: мир становился все более единым с помощью средств транспорта и связи, рынка, но главным фактором глобализации, объединения мира было всеобщее стремление к прогрессу. Модернизационные процессы в незападных странах осуществлялись как прямое заимствование западных черт (вестернизация) или как попытка догнать Запад.
Точка зрения Н.Стера интересна тем, что этот исследователь пытается поддержать идеи современной глобализации (глобализации на основе прогресса) сейчас, когда большинство ученых уже отказалось от нее. Он стремится защитить классическую парадигму перед очевидным наступлением новых исследовательских подходов. В переходный период, суть которого не совсем ясна ни в отношении Запада, ни в отношении остального мира, он тяготеет к сохранению прежнего понимания и прежних способов исследования, тогда как другие авторы подчеркивают фактор изменений. Он пытается дополнить классические концепции новыми характеристиками, чтобы сохранить их объясняющую силу.
Н.Стер ставит вопрос о способах познания глобализации. Он признает возможность разнообразия теоретических и исследовательских подходов к изучению глобальных процессов. При этом глобальная трансформация вносит изменения в парадигму социальных наук.
Под глобализацией Н.Стер понимает процесс вовлечения всего мира в гомогенное пространство. По словам Н.Стера, “глобализация — форма расширения или “процесс растягивания”, особенно в сферах экономической и политической деятельности”. Исследователь считает, что процессы глобализации являются необычными, если не сказать исключительными событиями. Вместе с тем Н.Стер полагает, что глобализация началась уже давно.
Центральными категориями для познания глобализации, по Н.Стеру, являются фрагментация и гомогенизация. Фрагментация и гомогенизация — две взаимосвязанные части одного процесса. Однако, как отмечает Н.Стер, внимание теоретиков никогда не было одинаковым в отношении этих понятий, скорее оно было асимметричным: “долгое время термин “фрагментация” передавал большую угрозу основаниям общества”. При этом главную опасность, связанную с использованием термина “глобализация”, Стер видит в преувеличении роли гомогенизирующих факторов: “глобус — разделенный мир”. Исследователь приводит примеры этой разделенности мира. В их числе подчеркивается то, что рост населения происходит неравномерно — в основном в беднейших регионах мира, а также обращается внимание на возрождение национализма как живой политической, культурной и экономической силы в большинстве стран.
“Глобализация и фрагментация — это одновременные тенденции глобальных сдвигов, хотя многие этого не видят”, делает вывод Стер. Результат глобализации не является “обобщенным набором изменений, действующих в одном направлении, а состоит во взаимно противоположных тенденциях”, — приводит Стер слова Гидденса.
Глобализация обязана своим возникновением многим факторам. Среди них решающее значение имеет экономический фактор.
Н.Стер ставит глобализацию в один ряд с модернизацией во всемирном масштабе, которая, на его взгляд, и связывает мир в единое целое: “хорошо укоренившийся взгляд на современное общество, на модернизацию в глобальном масштабе... кажется мне простым пониманием того, что мы являемся свидетелями все большей гомогенности (генерализации) фактически во всех важных аспектах социальной и культурной жизни”.
По мнению Стера, новое в экономических, социальных и культурных процессах, именуемых глобализацией или транснациональными институтами, заключается в том, что эти процессы “являются дальнейшей интенсификацией, растягиванием и расширением операций, координацией, взаимозависимостью и слиянием разного рода деятельности”.
Итак, концепция глобализации на основе прогресса признает многообразие мира, но вместе с тем его всеобщую устремленность к прогрессу. Именно в ней, а не в простом наличии живущего на земле человечества виделась глобализация. При этом признается, одновременно, наличие гомогенизации и фрагментации мира, локализации и глобализации. Гомогенизация и глобализация выступают как искомые тенденции, а фрагментация и локализация — как наличная реальность. Доминирующим фактором глобализации считается экономика. Отмечается увеличение универсальности, значение генерализаций в современной глобализации.
Все это позволяет сохранить классические парадигмы социологии — универсальность и объективность социологического знания, структурно-функциональные подходы, теорию социальной модернизации и др.
2. В настоящее время идея прогресса во многом потеряла свою притягательность. Обнаружена противоречивость прогресса и во многом его высокая цена. Имеются примеры попыток осуществить прогресс, закончившиеся неудачей. Вера Запада в прогресс и привитая другим странам надежда на прогресс стали исчезать. Сегодня под глобализацией понимают сосуществование мира в его многообразии, наличие единого взаимосвязанного мира. Иными словами, мир един потому, что он есть, он глобален, потому что многие черты поведения людей приняли глобальный (мировой) характер. Глобализация современности выражала веру Запада в прогресс всех народов. Глобализация сегодня выражает разочарованность Запада в этой вере и его стремление к статус-кво на западных же условиях.
Рассмотрим, что представляет собой концепция глобализации на этом этапе и какие задачи она ставит перед социологией. Наиболее разработанным этот вопрос предстает у Э.Тириакьяна и Б.Смарта.
Э.Тириакьян отрицает, что новая фаза развития Запада является постмодернизационной, он определяет ее как продолжение современности, которая проходит несколько этапов в своем развитии. Соответственно, социологическая парадигма представляется ему в определенной мере неизменной. Вместе с тем его позиция существенно отличается от взглядов Стера, ибо сегодняшнее состояние современности, по его описанию, качественно другое и, по существу, совпадает с тем, что другие исследователи называют постсовременностью.
Э.Тириакьян показывает, что в истории бывают такие времена, когда тип общества с привычным социальным порядком сменяется другим. Смерть одного социального мира обозначает рождение нового мира, который выходит на историческую сцену. История дает множество примеров переходных моментов.
Новая фаза, отличающаяся от предыдущих, началась, по Тириакьяну, после окончания холодной войны. Отличительной особенностью этой фазы Тириакьян называет то, что отмечается в качестве новой черты и другими исследователями — как не прибегающими к понятию постсовременности, постмодернизма (П.Бергер), так и вводящими этот концепт (Р.Инхельгард и др.).
Тириакьян не признает термина постсовременность, он пытается показать, что речь идет о последней фазе современности. Но ее черты и особенности в точности совпадают с тем, что другие называют постсовременностью.
Существует противоречие в объяснении способности социологического знания быть универсальным или локальным. Можно представить две точки зрения: “новые миры и социология”, “социология для одного мира”. Одни специалисты утверждают, что хотя классическая, “нормальная” социология возникла на Западе, для объяснения происходящих там процессов, она имеет универсальное значение и может быть применена всюду. Это происходит потому, что глобализация мира в период современности осуществлялась из одного — западного центра. Другие утверждают, что сегодня это уже не так. Суть смены парадигмы в социологии — она теряет универсальную форму и становится более локально или регионально обусловленной, более специфической для каждого региона. Так утверждают и Тириакьян, и Смарт. Грубо говоря, раньше ставился вопрос лишь о том, как применить западную социологию в России, Индии и пр. Сегодня — как создать социологию для России, Индии и других стран. Как видим, эта точка зрения противоположна позиции Стера, утверждающего универсальность социологии.
Б.Смарт показывает, что глобальные трансформации привели к дезорганизации, например, к переосмыслению отношений между Западом и Востоком из-за преобразований в Восточной Европе и бурного экономического роста Японии. Социологическое понятие общества, ограниченного геополитически пределами современного государства-нации, больше не работает, появление глобальных форм коммуникации и увеличение миграции населения — все это ставит вопрос о предмете социологии в новых условиях. “Существуя параллельно с социальными, культурными и политическими трансформациями, она (социология. — Н.Ф.) пытается интерпретировать и объяснить их, и сама социология сегодня кажется децентрализованной и плюралистической”, отмечает Б.Смарт. “Теория, предмет и метод социологии стали факторами различия и разногласий, поэтому угасла возможность консенсуса или такой парадигмы в социологии, которую разделяли бы все.”
“Новый мир новых миров” бросил вызов социологии, привыкшей к анализу современности, где многообразие миров — как их стадии развития, так и географическая локализация — устранялись идеей прогресса, вовлекающей (глобализирующей) мир по западному образцу. По определению Б.Смарта, социология была социологией для одного единственного мира, устроенного по образцу Запада. Глобализация современности имела имя “прогресс”, глобализация сегодняшнего дня — начинающейся постсовременности — рассматривается как единство мира, народов Земли, заключенное в его многообразии.
По мнению Б.Смарта, идея о том, что мы сейчас живем в одном мире, является социологически противоречивой. Такое можно предположить только в отношении экономических и геополитических процессов.
Поэтому, делает вывод Смарт, нужны как международные, так и локальные или региональные формы социологии для понимания “комплексного выражения глобальных процессов в локальных или региональных условиях”.
Таким образом, как те авторы, кто обозначают новую парадигму постмодернистской, так и те, кто не употребляют этого термина, но характеризуют принципиальные сдвиги в развитии Запада и мира в целом, выделяют следующие черты новой парадигмы социологии: плюрализм — отсутствие единой парадигмы; индигенизация науки (возможность появления региональных наук, решающих проблемы своих стран); неопределенность социальной ситуации и методологические трудности, вызванные этим; появление “нового мирового порядка” и увеличение роли социологии международных отношений в связи с задачей преодоления мирового хаоса; многообразие социальных миров — “новый мир возникающих новых миров” как характерная черта новой ситуации и новой методологии, признающей легитимность этих миров, появление в социологии проблемы соотношения локального и глобального; хаос, анархия и аномия в качестве важных объектов социологического анализа; отказ от идеи прогресса и от роли социологии в создании универсальных моделей развития, создание атмосферы диалога новых миров как главная задача социологии; противоречие между современным и постсовременным пониманием в социологии; неравномерность глобализации и перехода к постсовременности и возможности применения классической и неклассической парадигм к разным задачам; доминирующую роль в социологии начинают играть неклассические и непозитивистские методологии.
3.Сегодня кажется, что связь между первым и вторым типом глобализации потеряна, что новая концепция полностью отрицает старую. Действительно, теоретически, на уровне идеально-типических конструктов или моделей, такой разрыв можно констатировать. Однако фактически и практически между старой и новой теорией существуют отношения непрерывности, переходности и коммуникации. Существуют авторы, которые пытаются объединить две предыдущие концепции. К их числу относится Ж.Н. Питерс, предложивший концепцию глобализации как гибридизации.
По его мнению, глобальные процессы противоречивы: они могут вызвать как силы фрагментации, так и унификации. Он не согласен как с интерпретацией глобализации как процесса, в результате которого мир становится более унифицированным и стандартизированным посредством технологической, коммерческой и культурной синхронизаций, исходящих от Запада, так и с тем, что глобализацию связывают с современностью.
Для изучения глобализации исследователь предлагает новый подход, говоря, что надо рассматривать глобализацию как гибридизацию: структурную — возникновение новых, смешанных форм кооперации, и культурную — развитие транслокальных культур. Структурная и культурная гибридизации взаимозависимы, так как новые формы кооперации требуют новых культурных образований. При этом гибридизация понимается как “фактор реорганизации социальных пространств”. Гибридизационная перспектива позволяет переместить внимание исследователей с изучения происходящего в границах определенного общества, нации или класса на анализ собственно глобализационных моментов.
Таким образом, Питерс рассматривает глобализацию как процесс отделения культурных форм от существующих практик и их перекомбинацию с формами других культурных практик. Культурная гибридность является организационным феноменом. Глобализация понимается как новая историческая эпоха, противоположная эре господства нации-государства, то есть современности. Подлинно глобализационной теорией, по мнению Ж.Н. Питерса, может быть только постсовременное исследование гибридности.
4.Итак, если следовать первому модернистскому направлению (Н.Стер), глобализация в нем понимается как спутник прогресса или одна из его характеристик. Согласно второму — постмодернистскому направлению (Э.Тириакьян, Б.Смарт), глобализация — это состояние мира, признавшего неизбежность плюрализма и статус-кво. Согласно Ж.Н. Питерсу, более очевидным признаком глобальной связанности мира является наличие гибридных форм культуры. Ни в одной из вышеназванных концепций еще не ставится вопрос о превращении глобального сообщества в глобальное общество, хотя затрагиваются вопросы об изменении в законодательстве и управлении в международных взаимосвязях. Идея глобализации на основе прогресса не идет далее представлений о международном сообществе, идея глобализации на основе плюрализма не идет далее констатации того, что это международное сообщество становится теснее.
Во всех этих подходах глобализация — только часть каких-либо иных процессов — прогресса, плюрализации, но не самостоятельный процесс. Однако есть группа социологов как из США (Р.Робертсон, М.Олброу), так и из Великобритании (М.Фетерстоун), которые рассматривают глобализацию как самостоятельный тип социальной трансформации. Этот подход является преобладающе социологическим, поскольку в нем впервые ставится вопрос о возможности мирового общества, а не только о глобальной экономике или политике.
Р.Робертсон использует понятие “мировая система”, по существу тождественное глобальному обществу. Эта система не сводится к взаимодействию отдельных обществ, а также к представлению о человечестве. Это такая система, которая ставит вопрос о новой идентичности, то есть о новом самоопределении индивида и общества. О глобализации можно, по Робертсону, говорить и тогда, когда складывается “третья культура”, которая ориентирована не на индивида или нацию-государство, а на такую новую реальность, как глобальное общество. Робертсон воспринимает глобализацию как важнейшую социальную трансформацию, создающую принципиально новый мировой порядок.
Робертсон попытался связать идеи модернизации с международной системой государств. Глобализация понимается как “сжатие мира” и рост сознания мира как целого. Мир еще не стал, по Робертсону, интегрированным, но он все более и более объединяется. Глобализация, по его мнению, релятивизировала значение индивида и нации-государства и изменила связь между такими элементами, как индивид, национальное общество, международная система обществ и человечество в целом. Глобальное поле образуется вне этих элементов и именно оно играет решающую роль в характеристике глобализации. Глобализация для Робертсона — это социальная трансформация, которая является результатом длительного предварительного процесса. Глобализация выступает сложным процессом, не имеющим единого направления. Исходя из этого, нельзя уравнивать глобализацию с гомогенизацией, поскольку глобальное не исключает локального, а локальное — глобального. Современная форма глобализации лучше всего описывается как “глокализация”. Робертсон вводит этот термин, состоящий из соединения двух слов “глобализация” и “локализация”, для подчеркивания их взаимного осуществления в настоящее время. Глокализация — это своего рода метафора, указывающая, что глобальное не исключает локального, и наоборот. Он показывает, что существует много способов практической глокализации, т.е. комбинации локального и глобального.
По его мнению, глобализация является сначала условием, а затем собственно содержанием распространяющейся модернизации, т.е. такой модернизации, которая приняла разнообразные формы и распространилась на регионы, прежде незатронутые ею. Робертсон считает, что идеи современности получают новое направление в процессе такой формы социальной трансформации, как глобализация. По мнению Робертсона, речь продолжает идти не просто о глобальном обществе, а о глобальном современном обществе, то есть человечестве, перешедшем к капитализму, массовому производству, секулярному образу жизни, массовому образованию и прочим ценностям современности.
Оба исследователя — Робертсон и Фетерстоун раскрывают глобализацию сегодня как процесс, возникающий относительно независимо от внутренних культурных особенностей и деятельности наций-государств. Глобализацией они называют то международное пространство, где эта специфика обществ не играет особой роли. По их мнению, имеется некоторое интернационализированное пространство, которое и производит глобальную культуру.
В отличие от Р.Робертсона и М.Фетерстоуна, полагающих, что глобализация — тип социальной трансформации, продолжающий вхождение в современность всего мира, американский социолог М.Олброу считает ее абсолютно новым типом социальной трансформации, не имеющим отношения ни к современности, ни к постсовременности. Олброу отказывается от понятия “постсовременность” и вместо него вводит понятие “глобальная эпоха”.
Он разделяет понятия мирового и глобального общества. Мировое общество, по его мнению, уже существует и не является чем-то противоположным нации-государству, возникая из наций-государств. На примере миграции и бизнеса этот американский ученый показывает, что мировое общество существует, эмпирически наблюдаемо как наднациональное или интернациональное, международное, транснациональное образование.
В отличие от этого глобальное общество — вызов старому порядку. Оно еще не существует. Это общество с таким структурированием социальных отношений, которое бросало бы вызов определениям и теории нации-государства как типа общества, являющегося предметом социологии. Поэтому глобализация является социальной трансформацией, требующей новой теории общества.
Ключевым вопросом для социальной теории становится вопрос, станет ли мировое общество глобальным. Ответ на этот вопрос не является сегодня однозначно решенным.
По мнению Олброу, современная эпоха закончилась, но это не означает конца истории. Мы живем в глобальную эру, следующую за фазой современности. Начало переходного периода в глобальную эру положил взрыв атомной бомбы в Хиросиме, окончанием этого периода стал доклад ООН о глобальном потеплении.
Исследуя глобальную культуру, нельзя оперировать понятиями, относящимися к эпохе современности, такими как мировое правительство, мировой рынок, новый мировой порядок, глобальная культура, поздняя современность. Ни одно из этих понятий не является адекватным сегодня. Глобальная эпоха включает в себя вытеснение современности глобальностью. Это означает изменения в основе действий и социальной организации индивидов и групп.
Глобализация не действует в одном измерении, не является процессом, который изменяет абсолютно все прежде существовавшие тенденции как в культуре, так и в обществе. Поэтому в глобальную эпоху очень сложна культурная конфигурация: различные феномены могут быть направлены как в сторону глобализации, так и быть совершенно противоположны этому — антиглобальными.
Таким образом, Олброу не удается полностью отказаться от идеи преемственности с современностью, особенно в плане преемственности социологических теорий. Это происходит потому, что его построения отчасти преждевременны, отчасти наивны. Вспомним, однако, так называемую теорему Томаса, в которой утверждается, что “если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны в своих последствиях”. Исходя из нее все вышеперечисленные теоретические конструкции глобализации могут быть рассмотрены не только как фиксация некоторых тенденций, но и как проект будущего.
Последняя точка зрения — глобальное общество как социологический проект представляется наивной и преждевременной, но ее значение состоит в том, что она пытается найти новую универсалию после отказа от идеи прогресса. Если социология не имеет универсалий, она теряет статус универсальной науки и может распасться на множество не связанных друг с другом национальных школ.
БИБЛИОГРАФИЯ
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира//Общественные науки и современность. 1993, N1.
Покровский Н.Е. Вефлиемские звезды “глобализации”//Социол. исследования. 1995, N2.
Albrow M. The Global Age. State and Society Beyond Modernity. Stanford. 1997.
Berger P. Sociology: A Disinvitation? Society/V.30, N1. Nov/Dec.1992
Dewey J. Democracy and Education. New York. 1923.P.2. Приводится по статье: Покровский Н.Е. Непрерывность и стабильность социального опыта как ценность // Американское общество на пороге XXI века: Итоги, проблемы, перспективы. Материалы научной конференции, г.Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова 31 января — 3 февраля 1995 г. М., МГУ. 1996.
Featherstone M. (ed.) Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity. London: Sage. 1990.
Featherstone M. Introduction. — In: M.Featherstone (ed.). Global Culture. Nationalism, Globalization and Modernity. A Theory, Culture and Society. L. 1995.
Global Modernities. Ed. by M.Featherstone, S.Lash, R.Robertson. L:Sage. 1995.
Globalization, Knowledge and Society. Ed. by Albrow and King E. London:Sage. 1990.
Pieterse J.N. Globalization as Hibridization. — International Sociology. V9, N2. June 1994.
Robertson R. Globalization. Social Theory and Global Culture. L.1992.
Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity. In: Global Modernities. Ed. by M.Featherstone, S.Lash, R.Robertson. L:Sage. 1995.
Smart B. Sociology, Globalization and Postmodernity: Comments on the “Sociology for One World” Thesis. — International Sociology. V9, N2. June 1994.
Ster n. Fragmentation and homogenization of social life. — “Knowledge Societies”, London, New Deli, 1994.
Tiryakian E. Sociology’s Great Leap Forward: the Challenge of Internationalization.-In: Globalization, Knowledge and Society. Reading from International Society. Ed. by M.. Albrow and E.King.L. 1990.
Tiryakian E.The New Worlds and Sociology: An Overview. — International Sociology. V9, N2. June 1994.
Tiryakian E. The Wild Cards of Modernity // Dedalus. Spring 1997. Human Diversity.
Wallerstein I. Unthinking Social Science. The limits of Nineteenth-Century Paradigms. L. 1995.
Waters M. Globalization. L., N.Y. 1995.
Марсель Фурнье,
проф. Монреальского университета, Канада