ШКОЛА КАК СУБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 

 

О

дним из объектов социокультурной динамики является образование — главный способ передачи накопленных знаний и эстетических ценностей из поколения в поколение знаний. Современный период развития системы образования России характеризуется регионализацией образования — тенденцией, вызванной процессами децентрализации, демонополизации образования. Вместе с тем очевидна противоречивость этих процессов: приближение власти и экономики к жителям, их нуждам и интересам может обернуться реальной опасностью экономической и социальной обособленности, изоляции. Система образования находится в центре этих противоречий, поэтому для каждого учебного учреждения становится актуальной проблема самоопределения, заключающаяся прежде всего в умении найти свой профиль, свою “социальную нишу” в создающейся единой системе образования.

1. О количественном показателе эффективности образования с экономических позиций. С начала 70-х годов в странах Западной Европы заметно усилился интерес к проблемам эффективности образования и новым моделям управления учебных заведений разного типа. Стали создаваться научно-исследовательские центры, занимающиеся вопросами планирования и финансирования разработок, более рациональных с точки зрения новых моделей управления образовательными учреждениями организационных форм учебного процесса, модернизацией его содержания и т.п. Предпринимаются попытки выработать новые оценки деятельности учебных заведений, “осовременить” традиционные концепции, проводить скоординированную политику в области образования [5], [20].

В широком смысле слова эффективность системы образования определяется степенью достижения поставленных перед нею целей. Критерии оценки того, в какой мере школа выполняет свои функции, в свою очередь, задаются требованиями экономики, поскольку большая часть прироста современного производства должна осуществляться за счет эффективного использования трудовых ресурсов, повышения их качественных характеристик (образования, квалификации, мастерства). Задача обеспечения своевременного и динамического приспособления системы образования к требованиям экономики предопределила тенденцию к пересмотру целей образования.

Одна из первых попыток найти количественный показатель эффективности образования с экономических позиций принадлежала Т. Шульцу [27]. В соответствии с его теорией “человеческого капитала” дополнительный экономический рост или спад производства является производной от “инвестиций в человека”, в том числе и расходов на образование. Он предложил свой метод определения экономической роли образования, с ее помощью делалась попытка усовершенствовать механизм распределения ресурсов с целью увеличения их экономической эффективности. В этом случае методы экономического анализа переносились целиком в сферу образования, а норма распределения финансовых средств определялась по формуле “затраты — результат”.

Позднее в ряде капиталистических стран возникло новое направление в исследованиях проблем эффективности образования, ведущие представители которого выступили с резкой критикой концепции. Призывая покончить с императивом экономической целесообразности в сфере образования [18] и пересмотреть критерии его эффективности, они подчеркивали междисциплинарный характер проблемы, необходимость комплексного подхода к ее решению [19], [24], [25]. Общие критерии эффективности, полагают они, должны разрабатываться в контексте тех общих условий, в которых функционирует система образования, а качество последней оцениваться в зависимости от выполнения поставленных перед нею общих и конкретных задач.

При новом подходе квалиметрические критерии оценки деятельности школ должны учитывать не только “затраты на образование”, но и социально-педагогические аспекты, не поддающиеся стоимостным оценкам, но в значительной мере определяющие эффективность или неэффективность затрат на образование.

В связи с этим предлагается различать две формы эффективности образования: 1) внутреннюю, определяющую, в какой степени школа достигла поставленных перед нею конкретных целей обучения; 2) внешнюю, под которой понимается степень удовлетворения требований современного общества или степень соответствия “продукции” сферы образования структуре спроса на нее со стороны рынка труда [23] .

Этот новый подход позволял учитывать не только “прямую” отдачу от производительных затрат в виде непосредственного экономического эффекта, но и педагогический результат и косвенные выгоды, получаемые обществом.

2. Критерии качества внешней эффективности образования. Поиск путей и механизмов повышения внешней эффективности образования идет в нескольких взаимосвязанных направлениях:

1) Рационализации системы образования на основе развития и использования некоторых общих положений общей теории управления (системы “планирования — программирования — бюджетирования”, ППБ). Совершенствование управления процессом подготовки кадров рассматривается в качестве одного из главных путей более эффективного использования материальных и человеческих ресурсов. Система ППБ имеет целью на основе соотнесения затрат, ассигнованных на реализацию программ, и степени достижения установленных целей определить их эффективность.

Предпринимаются и другие попытки разработать систему специфических показателей для количественной оценки внешней эффективности дидактических систем, а также конкретные механизмы и инструменты для измерения качественных результатов образования с тем, чтобы вывести обобщенный индекс с учетом изменившихся целей обучения и новых критериев ее эффективности. Такая система показателей была, в частности, применена английскими учеными У. Вудхоллом и М. Блаугом [30] при осуществлении исследовательской программы по оценке внешней эффективности вложений в среднее образование Англии. В США с начала 70-х годов предпринимаются попытки разработать по аналогии с индексом потребительских цен обобщающий индекс продукции сферы образования, который бы позволил оценивать систему национального образования в целом.

2) Отчетности (accountability). Согласно основополагающему принципу отчетности, образовательное учреждение рассматривается как предприятие, и в целях повышения эффективности его работы от него требуется отчетность за произведенные затраты в соответствии с поставленными перед ним задачами. Явление внедрения отчетности в сферу образования отражает, с одной стороны, объективную тенденцию к усилению роли государства и централизации руководства, необходимость регулирования, планирования и контроля в масштабах страны, с другой — стремление любой ценой снизить издержки образования. В то же время в США, ФРГ и других странах существует направление, представители которого считают, что принципы отчетности не могут служить научным подходом к решению проблемы эффективности образования, так как они предполагают установление жестких норм контроля за деятельностью школы без обеспечения его необходимыми условиями и правами.

3) Диверсификации высшего образования. Разрабатываются проекты модернизации системы образования с учетом современных потребностей рынка труда. В частности, создание в ряде стран системы высшего образования — так называемых институтов сокращенного обучения.

4) Создание новой “технологии обучения”, направленной на активное использование обучающих машин.

3. Критерии качества внутренней эффективности образования. По мнению наиболее известного представителя концепции “конкретных целей” Р.Ганье [23], в политике и практической деятельности школ конкретные цели могут быть использованы: работниками органов образования, разрабатывающими учебные программы для определения конкретных задач отдельных курсов; педагогами и методистами при отборе учебного материала и пособий для курсов; педагогами при выборе наиболее эффективных форм организации учебного процесса для данного состава учащихся и определения путей достижения конечных результатов; для более полной ориентации учащихся в процессе учения; для информации родителей о результатах проделанной работы.

В педагогике “конкретных целей” стали интенсивно развиваться теории: таксономии целей обучения; “минимальной компетенции” (или результатов обучения); контроля за деятельностью педагога и учебных заведений.

Наиболее разработанной теорией таксономии целей обучения [13] остается таксономия Блума. Она включает три крупных класса таксов — целей обучения: познавательных, эмоциональных и психомоторных. Для каждого класса целей устанавливается жесткий порядок усвоения знаний, ценностей и моторных умений и формы контроля сформированности познавательных, эмоциональных и психомоторных операций.

Введение поуровнего порядка усвоения знаний, ценностей и моторных умений по мере достижения познавательных, эмоциональных и психомоторных целей обучения потребовало от дидактов [20] разработки объективных (критериальных) стандартов усвоения знаний, ценностей и умений на каждом уровне достижения целей.

Проект разработки объективных (критериальных) мер результативности обучения или “программ проверки минимальной компетентности” получил название теории “компетентности”. В рамках данного направления акцент в первую очередь делается на установлении лишь минимальных стандартов, “старта для всех” или требований к уровню подготовки школьников по главным учебным предметам (чтению, письму, арифметике) [11]. Введение “программ минимальной компетенции” предполагает обязательность итоговых проверок на основе разработанных стандартов, общих для образовательных учреждений региона или страны в целом.

Изменение критериев оценки внутренней эффективности работы школы привело к реформе педагогического образования и оценки работы учителя на базе рассмотренной выше концепции “компетентности” [11] . Главной задачей педагогического образования объявляется формирование определенного типа поведения учителя. Усвоение конкретных знаний и навыков становится средством достижения этой цели.

Процесс обучения по новым программам стал осуществляться на основе иерархических стадий таксономии Блума. Определяя набор “актов поведения”, преподаватель воздействует на формирование будущего учителя в соответствии с целями, заданными “извне”. Строгая регламентация процесса обучения в соответствии с запрограммированными целями расширяет возможности для более жесткого контроля как за деятельностью учителя, так и работой школы учителя в целом.

Измерение качественных результатов образования, лежащее в основе оценки внутренней эффективности работы школы, — исключительно сложная методологическая проблема. Ведь речь идет о характеристиках, которые в силу своей природы не могут быть полностью выражены в цифрах и формулах и до последнего времени не были предметом статистического анализа. К таким характеристикам относятся непараметрические показатели “социально-психологического климата в школе”, которые стали рассматриваться как наиболее референтные критерии оценки качества внутренней эффективности работы образовательного учреждения [29].

4. Непараметрические критерии социально-психологического климата или социальной атмосферы школы. Понятие “социально-психологического климата” (социальной атмосферы) появилось в научном языке недавно, наряду с такими интегральными понятиями, как “психологическая атмосфера”, “психологический климат”, “нравственная атмосфера”, “морально-психологический климат” и другие, которые получают все большее распространение в современной науке и практике [4].

Эти понятия возникли по аналогии с географическим понятием климата, что позволяет осмыслить практическое значение групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе [15] . Были определены характерные особенности социально-психологического климата: 1) одна из сторон жизнедеятельности людей; 2) он не одинаков в разных коллективах; 3) он по-разному влияет на членов коллектива; 4) его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей.

Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе чаще всего выделяют взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки. В зависимости от состояния всех этих факторов и складывается более или менее устойчивый специфический эмоциональный настрой членов коллектива, непосредственно влияющий на эффективность совместной деятельности его членов.

Из наиболее важных форм проявления социально-психологического климата в коллективе большинство социальных психологов в первую очередь выделяют феномены “совместимости”, “сработанности” и “сплоченности” участников совместной деятельности рабочего коллектива [9], [10], [12] .

 

5. Эмпирические исследования социально-психологического климата в школе как интегрального показателя внутренней эффективности его работы

Специальных исследований влияния социально-психологического климата в школе на внутреннюю эффективность ее работы не существует, несмотря на огромное число проведенных и проводимых исследований сплоченности, сработанности и совместимости членов учебных групп, педагогических и ученических коллективов средней и высшей педагогической школы [4], [16].

Исключение составляет серия работ, проведенных В.Х. Шакуровым [10], [17] и Ф.К. Деаком [7], в которых впервые представлены конкретные данные о влиянии психологического климата на эффективность работы педагогического коллектива и найдены более референтные психологические показатели социально-психологического климата.

В исследовании В.Х. Шакурова [17] изучалось влияние сплоченности, сработанности и совместимости директорского корпуса на эффективность работы учительского коллектива. Возросшая автономия национальной школы усилила роль и ответственность директора и его заместителей в системе управленческих взаимоотношений. Это обусловлено тем, что руководство школой призвано предоставлять одновременно интересы государства, республики, региона, а также педагогического коллектива и гармонизировать их нередкую разнонаправленность. В современных официальных инструкциях подчеркивается, что от способности директора школы сплачивать и стимулировать деятельность всех его работников зависит подготовка и реализация главного управленческого решения — плана развития и работы школы.

При изменении организации внутришкольного управления создание оптимального социально-психологического климата в школе подразумевает научно-обоснованный подбор и периодическую аттестацию персонала школы, комплектование первичных коллективов с учетом психологической совместимости людей, применение активных социально-психологических методов, способствующих выработке и закреплению у членов коллектива навыков эффективного взаимодействия. Как показали результаты [10], чем выше уровень управленческой подготовки директора школы и его заместителей, четкого распределения обязанностей между ними, налаженных хороших отношений, отработанных навыков корпоративных способов принятия решений, единой системы анализа и оценки деятельности педагогического, родительского и ученического коллектива, тем выше способность управленческого персонала влиять на психологическую атмосферу в школе и на климат его окружения.

В исследовании Ф.Г. Деака [7] была предпринята попытка изучить влияние организации учебной деятельности на взаимоотношения педагогов и учащихся. Он установил основные правила преобразования взаимоотношений педагогов и учащихся в соответствии с новыми критериями оценки качества внутренней эффективности работы школы. Решающим звеном в комплексе средств формирования положительных взаимоотношения педагогов и учащихся является соответствующая организация учебно-воспитательного процесса, создание в школе нужной социальной атмосферы.

6. Измерение способности школы удовлетворять новым требованиям семьи

Квалиметрические критерии оценки деятельности школы должны учитывать не только “затраты на образование”, но и социально-педагогические аспекты: организацию учебно-воспитательного процесса, его специфику и закономерности, не поддающиеся стоимостным оценкам, но в значительной мере определяющие эффективность затрат на образование. В связи с этим предлагается, что различая две формы эффективности образования: внутреннюю, определяющую, в какой степени школа достигла конкретных целей обучения, и внешнюю, под которой понимается степень соответствия “продукции” школы структуре спроса на нее со стороны рынка труда, необходимо учитывать потенциального потребителя образовательных услуг — семьи учащихся, т.е. учитывать степень удовлетворения требований семьи к школе или степень соответствия “продукции” школы структуре спроса на нее со стороны семьи.

Школьная система России за последние 10 лет существенно изменилась, что способствовало переходу от модели авторитарного учебного учреждения к отношениям равного партнерства семьи и школы и самоуправления при организации внутришкольного управления. В этом случае квалиметрическая оценка деятельности школы по высшему критерию может строиться только на объективном измерении способности школы удовлетворять новые требования семьи, выполнение которых должно, по мнению родителей, помочь детям найти свое место в жизни [8].

В связи с этим была предпринята попытка разработать экспертную систему для оценки требований семьи к образовательному учреждению (родительских ожиданий) и выделения на их основе распределения групп родителей по степени удовлетворения успехами в школе своих детей. Для идентификации социально-демографических и социально-психологических факторов, предопределяющих ожидания родителей к перспективам успешного обучения, была составлена батарея методик [1], сгруппированных в три блока: 1) методы идентификации социально-демографических факторов ожидания (Шкалы Эйдемиллера и Юстицкого: “Типовое семейное состояние” и “Конструктивно-деструктивная семья”); 2) методы анализа отношений родителей к перспективам достижений и профессионального становления в будущем своих детей; 3) в последний блок вошли методики: “Биологический паспорт ребенка”; Психологические тесты предпочтений ТиГР; “Специальной одаренности” и “Учебной мотивации”.

Первые две группы методик были адресованы для получения информации о родителях, а последняя — для оценки родительских ожиданий.

Для измерения степени влияния социально-демографических и социально-психологических факторов, предопределяющих родительские ожидания к перспективам успешного обучения детей, результаты тестирования детей были подвергнуты корреляционному непараметрическому анализу.

Как показали результаты нашего исследования, существование статистически значимых связей между социально-демографическими факторами родительских ожиданий, а также социально-психологических отношений и некоторых показателей способностей ребенка реализовывать свой внутренний потенциал в будущем, подтвердили ранее опубликованные в литературе факты [14] и др.

Ведущими факторами, предопределяющими родительские ожидания в отношении своих детей, оказались: образование и возраст отца или их сочетание. В целом, чем выше образовательный статус отца, тем больше он ожидает, что его ребенок будет похож на “детей, обладающих достаточной силой выдерживать большие нагрузки”, с выраженными пространственно-пластическими способностями.

Однако влияние первичных факторов родительских ожиданий на проектирование будущего своего ребенка оказалось опосредовано характером семейной атмосферы. Как было показано, показатели “семейная атмосфера” и “деструктивность в межличностных отношениях” обнаружили относительно большую тесноту связей с показателями “проективного будущего ребенка”. В целом, чем выше уровень неудовлетворенности родителей своим семейным положением, тем выраженнее тенденция родителей искать эмоциональную поддержку у детей и контролировать их поведение.

Поскольку между социально-демографическими и социальными психологическими факторами ожиданий обнаружились статистически значимые связи, прогностичность этих факторов могут возрастать, если учесть их взаимодействие на проектирование родителями будущего своего ребенка.

Выделение двух ведущих факторов, предопределяющих ожидание родителей и, следовательно, меру вклада “инвестиций” в образование своих детей, позволяет разработать объективную экспертную систему для оценки администрацией учреждений образовательных потребностей родителей и выделить семьи, нуждающиеся в социальной защите и повышении воспитательного потенциала со стороны школы.

Заключение. Аналитический обзор различных направлений в разработке специфических показателей оценки эффективности работы школы дает основание для оптимистического прогноза, что эта проблема будет решена в ближайшее время. И тем не менее существует ряд веских теоретических аргументов и эмпирических доказательств в пользу того, что наиболее валидным и надежным способом количественного измерения внешней и внутренней эффективности работы учебного заведения является количественное измерение социально-психологического климата школы и социальной атмосферы его окружения.

 

ЛИТЕРАТУРА

Аминов Н.А., Янковская Н.А. Методическое руководство по психодиагностике школьного коллектива. М., 1997.

Аминов Н.А., Янковская Н.А. О критериях оценки эффективности развития школы// Психологическая наука и образование. 1998. № 3-4.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.

Буржуазная педагогика на современном этапе /под ред. З.А. Мальковой, Б.Л Вульфсона. М.,1984.

Волков Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? М., 1993.

Деак Ф.Г. Влияние организации учебной деятельности на взаимоотношения учителей и учащихся. Автореф.канд.дис. М., 1982.

Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды // Педагогика, № 6, 1966.

Коллектив. Личность. Общение: Словарь социaльно-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л., 1987.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

Ландшеер В. Концепция “минимальной компетенции” // Перспектива, №1, 1988.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Социальная психология / Под ред. Г.Л. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., 1975.

Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.

Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива. М., 1979.

Щетинина В.П. Научные подходы к экономике образования // Педагогика, № 1, 1996.

Вowles S., Gintis H. Schobling in Capitalist America Educacional Reform and Contradicton of Economic Life. N.Y. 1975.

Competency, Assessment, Research and Evaluation. A Report of a National Conference, March 12-15, 1974.

Correa H. Quantitative Methods of Educational Planning. Scranto, 1969.

Educational Documentation and Information. Unesco, № 184, 1972.

Gagne R. The Conditions of Lerning. N.Y., 1967.

Husen T. Utbildung ar 2000. Stockholm. 1971.

Musgrave R. Knowledge, Curriculum and Change. Melbourne, 1973.

National Assesment and Social Indicators, N.Y., 1975.

Schults T. Investment in Human Capital // American Economic Review, № 5, 1961.

Titze H. Die Pоlitiisierung der Shcule. Hamburg, 1973.

Whitе W.F., Burke C.M. Effective Teaching and Beyond // J.Instructional Psychol. V.20, № 2, 1993.

Woodhall W., Blaug M. Productivity Trend in British. Secondary Education. L., 1967.

 

 

Праздников Г.А.,

профессор, заведующий кафедрой

философии СПбГУП

 

 

О

дним из объектов социокультурной динамики является образование — главный способ передачи накопленных знаний и эстетических ценностей из поколения в поколение знаний. Современный период развития системы образования России характеризуется регионализацией образования — тенденцией, вызванной процессами децентрализации, демонополизации образования. Вместе с тем очевидна противоречивость этих процессов: приближение власти и экономики к жителям, их нуждам и интересам может обернуться реальной опасностью экономической и социальной обособленности, изоляции. Система образования находится в центре этих противоречий, поэтому для каждого учебного учреждения становится актуальной проблема самоопределения, заключающаяся прежде всего в умении найти свой профиль, свою “социальную нишу” в создающейся единой системе образования.

1. О количественном показателе эффективности образования с экономических позиций. С начала 70-х годов в странах Западной Европы заметно усилился интерес к проблемам эффективности образования и новым моделям управления учебных заведений разного типа. Стали создаваться научно-исследовательские центры, занимающиеся вопросами планирования и финансирования разработок, более рациональных с точки зрения новых моделей управления образовательными учреждениями организационных форм учебного процесса, модернизацией его содержания и т.п. Предпринимаются попытки выработать новые оценки деятельности учебных заведений, “осовременить” традиционные концепции, проводить скоординированную политику в области образования [5], [20].

В широком смысле слова эффективность системы образования определяется степенью достижения поставленных перед нею целей. Критерии оценки того, в какой мере школа выполняет свои функции, в свою очередь, задаются требованиями экономики, поскольку большая часть прироста современного производства должна осуществляться за счет эффективного использования трудовых ресурсов, повышения их качественных характеристик (образования, квалификации, мастерства). Задача обеспечения своевременного и динамического приспособления системы образования к требованиям экономики предопределила тенденцию к пересмотру целей образования.

Одна из первых попыток найти количественный показатель эффективности образования с экономических позиций принадлежала Т. Шульцу [27]. В соответствии с его теорией “человеческого капитала” дополнительный экономический рост или спад производства является производной от “инвестиций в человека”, в том числе и расходов на образование. Он предложил свой метод определения экономической роли образования, с ее помощью делалась попытка усовершенствовать механизм распределения ресурсов с целью увеличения их экономической эффективности. В этом случае методы экономического анализа переносились целиком в сферу образования, а норма распределения финансовых средств определялась по формуле “затраты — результат”.

Позднее в ряде капиталистических стран возникло новое направление в исследованиях проблем эффективности образования, ведущие представители которого выступили с резкой критикой концепции. Призывая покончить с императивом экономической целесообразности в сфере образования [18] и пересмотреть критерии его эффективности, они подчеркивали междисциплинарный характер проблемы, необходимость комплексного подхода к ее решению [19], [24], [25]. Общие критерии эффективности, полагают они, должны разрабатываться в контексте тех общих условий, в которых функционирует система образования, а качество последней оцениваться в зависимости от выполнения поставленных перед нею общих и конкретных задач.

При новом подходе квалиметрические критерии оценки деятельности школ должны учитывать не только “затраты на образование”, но и социально-педагогические аспекты, не поддающиеся стоимостным оценкам, но в значительной мере определяющие эффективность или неэффективность затрат на образование.

В связи с этим предлагается различать две формы эффективности образования: 1) внутреннюю, определяющую, в какой степени школа достигла поставленных перед нею конкретных целей обучения; 2) внешнюю, под которой понимается степень удовлетворения требований современного общества или степень соответствия “продукции” сферы образования структуре спроса на нее со стороны рынка труда [23] .

Этот новый подход позволял учитывать не только “прямую” отдачу от производительных затрат в виде непосредственного экономического эффекта, но и педагогический результат и косвенные выгоды, получаемые обществом.

2. Критерии качества внешней эффективности образования. Поиск путей и механизмов повышения внешней эффективности образования идет в нескольких взаимосвязанных направлениях:

1) Рационализации системы образования на основе развития и использования некоторых общих положений общей теории управления (системы “планирования — программирования — бюджетирования”, ППБ). Совершенствование управления процессом подготовки кадров рассматривается в качестве одного из главных путей более эффективного использования материальных и человеческих ресурсов. Система ППБ имеет целью на основе соотнесения затрат, ассигнованных на реализацию программ, и степени достижения установленных целей определить их эффективность.

Предпринимаются и другие попытки разработать систему специфических показателей для количественной оценки внешней эффективности дидактических систем, а также конкретные механизмы и инструменты для измерения качественных результатов образования с тем, чтобы вывести обобщенный индекс с учетом изменившихся целей обучения и новых критериев ее эффективности. Такая система показателей была, в частности, применена английскими учеными У. Вудхоллом и М. Блаугом [30] при осуществлении исследовательской программы по оценке внешней эффективности вложений в среднее образование Англии. В США с начала 70-х годов предпринимаются попытки разработать по аналогии с индексом потребительских цен обобщающий индекс продукции сферы образования, который бы позволил оценивать систему национального образования в целом.

2) Отчетности (accountability). Согласно основополагающему принципу отчетности, образовательное учреждение рассматривается как предприятие, и в целях повышения эффективности его работы от него требуется отчетность за произведенные затраты в соответствии с поставленными перед ним задачами. Явление внедрения отчетности в сферу образования отражает, с одной стороны, объективную тенденцию к усилению роли государства и централизации руководства, необходимость регулирования, планирования и контроля в масштабах страны, с другой — стремление любой ценой снизить издержки образования. В то же время в США, ФРГ и других странах существует направление, представители которого считают, что принципы отчетности не могут служить научным подходом к решению проблемы эффективности образования, так как они предполагают установление жестких норм контроля за деятельностью школы без обеспечения его необходимыми условиями и правами.

3) Диверсификации высшего образования. Разрабатываются проекты модернизации системы образования с учетом современных потребностей рынка труда. В частности, создание в ряде стран системы высшего образования — так называемых институтов сокращенного обучения.

4) Создание новой “технологии обучения”, направленной на активное использование обучающих машин.

3. Критерии качества внутренней эффективности образования. По мнению наиболее известного представителя концепции “конкретных целей” Р.Ганье [23], в политике и практической деятельности школ конкретные цели могут быть использованы: работниками органов образования, разрабатывающими учебные программы для определения конкретных задач отдельных курсов; педагогами и методистами при отборе учебного материала и пособий для курсов; педагогами при выборе наиболее эффективных форм организации учебного процесса для данного состава учащихся и определения путей достижения конечных результатов; для более полной ориентации учащихся в процессе учения; для информации родителей о результатах проделанной работы.

В педагогике “конкретных целей” стали интенсивно развиваться теории: таксономии целей обучения; “минимальной компетенции” (или результатов обучения); контроля за деятельностью педагога и учебных заведений.

Наиболее разработанной теорией таксономии целей обучения [13] остается таксономия Блума. Она включает три крупных класса таксов — целей обучения: познавательных, эмоциональных и психомоторных. Для каждого класса целей устанавливается жесткий порядок усвоения знаний, ценностей и моторных умений и формы контроля сформированности познавательных, эмоциональных и психомоторных операций.

Введение поуровнего порядка усвоения знаний, ценностей и моторных умений по мере достижения познавательных, эмоциональных и психомоторных целей обучения потребовало от дидактов [20] разработки объективных (критериальных) стандартов усвоения знаний, ценностей и умений на каждом уровне достижения целей.

Проект разработки объективных (критериальных) мер результативности обучения или “программ проверки минимальной компетентности” получил название теории “компетентности”. В рамках данного направления акцент в первую очередь делается на установлении лишь минимальных стандартов, “старта для всех” или требований к уровню подготовки школьников по главным учебным предметам (чтению, письму, арифметике) [11]. Введение “программ минимальной компетенции” предполагает обязательность итоговых проверок на основе разработанных стандартов, общих для образовательных учреждений региона или страны в целом.

Изменение критериев оценки внутренней эффективности работы школы привело к реформе педагогического образования и оценки работы учителя на базе рассмотренной выше концепции “компетентности” [11] . Главной задачей педагогического образования объявляется формирование определенного типа поведения учителя. Усвоение конкретных знаний и навыков становится средством достижения этой цели.

Процесс обучения по новым программам стал осуществляться на основе иерархических стадий таксономии Блума. Определяя набор “актов поведения”, преподаватель воздействует на формирование будущего учителя в соответствии с целями, заданными “извне”. Строгая регламентация процесса обучения в соответствии с запрограммированными целями расширяет возможности для более жесткого контроля как за деятельностью учителя, так и работой школы учителя в целом.

Измерение качественных результатов образования, лежащее в основе оценки внутренней эффективности работы школы, — исключительно сложная методологическая проблема. Ведь речь идет о характеристиках, которые в силу своей природы не могут быть полностью выражены в цифрах и формулах и до последнего времени не были предметом статистического анализа. К таким характеристикам относятся непараметрические показатели “социально-психологического климата в школе”, которые стали рассматриваться как наиболее референтные критерии оценки качества внутренней эффективности работы образовательного учреждения [29].

4. Непараметрические критерии социально-психологического климата или социальной атмосферы школы. Понятие “социально-психологического климата” (социальной атмосферы) появилось в научном языке недавно, наряду с такими интегральными понятиями, как “психологическая атмосфера”, “психологический климат”, “нравственная атмосфера”, “морально-психологический климат” и другие, которые получают все большее распространение в современной науке и практике [4].

Эти понятия возникли по аналогии с географическим понятием климата, что позволяет осмыслить практическое значение групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе [15] . Были определены характерные особенности социально-психологического климата: 1) одна из сторон жизнедеятельности людей; 2) он не одинаков в разных коллективах; 3) он по-разному влияет на членов коллектива; 4) его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей.

Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе чаще всего выделяют взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки. В зависимости от состояния всех этих факторов и складывается более или менее устойчивый специфический эмоциональный настрой членов коллектива, непосредственно влияющий на эффективность совместной деятельности его членов.

Из наиболее важных форм проявления социально-психологического климата в коллективе большинство социальных психологов в первую очередь выделяют феномены “совместимости”, “сработанности” и “сплоченности” участников совместной деятельности рабочего коллектива [9], [10], [12] .

 

5. Эмпирические исследования социально-психологического климата в школе как интегрального показателя внутренней эффективности его работы

Специальных исследований влияния социально-психологического климата в школе на внутреннюю эффективность ее работы не существует, несмотря на огромное число проведенных и проводимых исследований сплоченности, сработанности и совместимости членов учебных групп, педагогических и ученических коллективов средней и высшей педагогической школы [4], [16].

Исключение составляет серия работ, проведенных В.Х. Шакуровым [10], [17] и Ф.К. Деаком [7], в которых впервые представлены конкретные данные о влиянии психологического климата на эффективность работы педагогического коллектива и найдены более референтные психологические показатели социально-психологического климата.

В исследовании В.Х. Шакурова [17] изучалось влияние сплоченности, сработанности и совместимости директорского корпуса на эффективность работы учительского коллектива. Возросшая автономия национальной школы усилила роль и ответственность директора и его заместителей в системе управленческих взаимоотношений. Это обусловлено тем, что руководство школой призвано предоставлять одновременно интересы государства, республики, региона, а также педагогического коллектива и гармонизировать их нередкую разнонаправленность. В современных официальных инструкциях подчеркивается, что от способности директора школы сплачивать и стимулировать деятельность всех его работников зависит подготовка и реализация главного управленческого решения — плана развития и работы школы.

При изменении организации внутришкольного управления создание оптимального социально-психологического климата в школе подразумевает научно-обоснованный подбор и периодическую аттестацию персонала школы, комплектование первичных коллективов с учетом психологической совместимости людей, применение активных социально-психологических методов, способствующих выработке и закреплению у членов коллектива навыков эффективного взаимодействия. Как показали результаты [10], чем выше уровень управленческой подготовки директора школы и его заместителей, четкого распределения обязанностей между ними, налаженных хороших отношений, отработанных навыков корпоративных способов принятия решений, единой системы анализа и оценки деятельности педагогического, родительского и ученического коллектива, тем выше способность управленческого персонала влиять на психологическую атмосферу в школе и на климат его окружения.

В исследовании Ф.Г. Деака [7] была предпринята попытка изучить влияние организации учебной деятельности на взаимоотношения педагогов и учащихся. Он установил основные правила преобразования взаимоотношений педагогов и учащихся в соответствии с новыми критериями оценки качества внутренней эффективности работы школы. Решающим звеном в комплексе средств формирования положительных взаимоотношения педагогов и учащихся является соответствующая организация учебно-воспитательного процесса, создание в школе нужной социальной атмосферы.

6. Измерение способности школы удовлетворять новым требованиям семьи

Квалиметрические критерии оценки деятельности школы должны учитывать не только “затраты на образование”, но и социально-педагогические аспекты: организацию учебно-воспитательного процесса, его специфику и закономерности, не поддающиеся стоимостным оценкам, но в значительной мере определяющие эффективность затрат на образование. В связи с этим предлагается, что различая две формы эффективности образования: внутреннюю, определяющую, в какой степени школа достигла конкретных целей обучения, и внешнюю, под которой понимается степень соответствия “продукции” школы структуре спроса на нее со стороны рынка труда, необходимо учитывать потенциального потребителя образовательных услуг — семьи учащихся, т.е. учитывать степень удовлетворения требований семьи к школе или степень соответствия “продукции” школы структуре спроса на нее со стороны семьи.

Школьная система России за последние 10 лет существенно изменилась, что способствовало переходу от модели авторитарного учебного учреждения к отношениям равного партнерства семьи и школы и самоуправления при организации внутришкольного управления. В этом случае квалиметрическая оценка деятельности школы по высшему критерию может строиться только на объективном измерении способности школы удовлетворять новые требования семьи, выполнение которых должно, по мнению родителей, помочь детям найти свое место в жизни [8].

В связи с этим была предпринята попытка разработать экспертную систему для оценки требований семьи к образовательному учреждению (родительских ожиданий) и выделения на их основе распределения групп родителей по степени удовлетворения успехами в школе своих детей. Для идентификации социально-демографических и социально-психологических факторов, предопределяющих ожидания родителей к перспективам успешного обучения, была составлена батарея методик [1], сгруппированных в три блока: 1) методы идентификации социально-демографических факторов ожидания (Шкалы Эйдемиллера и Юстицкого: “Типовое семейное состояние” и “Конструктивно-деструктивная семья”); 2) методы анализа отношений родителей к перспективам достижений и профессионального становления в будущем своих детей; 3) в последний блок вошли методики: “Биологический паспорт ребенка”; Психологические тесты предпочтений ТиГР; “Специальной одаренности” и “Учебной мотивации”.

Первые две группы методик были адресованы для получения информации о родителях, а последняя — для оценки родительских ожиданий.

Для измерения степени влияния социально-демографических и социально-психологических факторов, предопределяющих родительские ожидания к перспективам успешного обучения детей, результаты тестирования детей были подвергнуты корреляционному непараметрическому анализу.

Как показали результаты нашего исследования, существование статистически значимых связей между социально-демографическими факторами родительских ожиданий, а также социально-психологических отношений и некоторых показателей способностей ребенка реализовывать свой внутренний потенциал в будущем, подтвердили ранее опубликованные в литературе факты [14] и др.

Ведущими факторами, предопределяющими родительские ожидания в отношении своих детей, оказались: образование и возраст отца или их сочетание. В целом, чем выше образовательный статус отца, тем больше он ожидает, что его ребенок будет похож на “детей, обладающих достаточной силой выдерживать большие нагрузки”, с выраженными пространственно-пластическими способностями.

Однако влияние первичных факторов родительских ожиданий на проектирование будущего своего ребенка оказалось опосредовано характером семейной атмосферы. Как было показано, показатели “семейная атмосфера” и “деструктивность в межличностных отношениях” обнаружили относительно большую тесноту связей с показателями “проективного будущего ребенка”. В целом, чем выше уровень неудовлетворенности родителей своим семейным положением, тем выраженнее тенденция родителей искать эмоциональную поддержку у детей и контролировать их поведение.

Поскольку между социально-демографическими и социальными психологическими факторами ожиданий обнаружились статистически значимые связи, прогностичность этих факторов могут возрастать, если учесть их взаимодействие на проектирование родителями будущего своего ребенка.

Выделение двух ведущих факторов, предопределяющих ожидание родителей и, следовательно, меру вклада “инвестиций” в образование своих детей, позволяет разработать объективную экспертную систему для оценки администрацией учреждений образовательных потребностей родителей и выделить семьи, нуждающиеся в социальной защите и повышении воспитательного потенциала со стороны школы.

Заключение. Аналитический обзор различных направлений в разработке специфических показателей оценки эффективности работы школы дает основание для оптимистического прогноза, что эта проблема будет решена в ближайшее время. И тем не менее существует ряд веских теоретических аргументов и эмпирических доказательств в пользу того, что наиболее валидным и надежным способом количественного измерения внешней и внутренней эффективности работы учебного заведения является количественное измерение социально-психологического климата школы и социальной атмосферы его окружения.

 

ЛИТЕРАТУРА

Аминов Н.А., Янковская Н.А. Методическое руководство по психодиагностике школьного коллектива. М., 1997.

Аминов Н.А., Янковская Н.А. О критериях оценки эффективности развития школы// Психологическая наука и образование. 1998. № 3-4.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.

Буржуазная педагогика на современном этапе /под ред. З.А. Мальковой, Б.Л Вульфсона. М.,1984.

Волков Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? М., 1993.

Деак Ф.Г. Влияние организации учебной деятельности на взаимоотношения учителей и учащихся. Автореф.канд.дис. М., 1982.

Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды // Педагогика, № 6, 1966.

Коллектив. Личность. Общение: Словарь социaльно-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л., 1987.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

Ландшеер В. Концепция “минимальной компетенции” // Перспектива, №1, 1988.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Социальная психология / Под ред. Г.Л. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., 1975.

Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.

Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива. М., 1979.

Щетинина В.П. Научные подходы к экономике образования // Педагогика, № 1, 1996.

Вowles S., Gintis H. Schobling in Capitalist America Educacional Reform and Contradicton of Economic Life. N.Y. 1975.

Competency, Assessment, Research and Evaluation. A Report of a National Conference, March 12-15, 1974.

Correa H. Quantitative Methods of Educational Planning. Scranto, 1969.

Educational Documentation and Information. Unesco, № 184, 1972.

Gagne R. The Conditions of Lerning. N.Y., 1967.

Husen T. Utbildung ar 2000. Stockholm. 1971.

Musgrave R. Knowledge, Curriculum and Change. Melbourne, 1973.

National Assesment and Social Indicators, N.Y., 1975.

Schults T. Investment in Human Capital // American Economic Review, № 5, 1961.

Titze H. Die Pоlitiisierung der Shcule. Hamburg, 1973.

Whitе W.F., Burke C.M. Effective Teaching and Beyond // J.Instructional Psychol. V.20, № 2, 1993.

Woodhall W., Blaug M. Productivity Trend in British. Secondary Education. L., 1967.

 

 

Праздников Г.А.,

профессор, заведующий кафедрой

философии СПбГУП