ПИТИРИМ СОРОКИН: ПРОРОК ПОЛИТИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМ НАСТОЯЩИМ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 

 

Ч

то принесет нам завтра - радость, страдания или печаль? Конечно, желание заглянуть в завтра, узнать будущее так же старо, как и человечество. Но кто из нас имеет дар пророчества? Книга истории вроде бы должна дать нам ориентировку. Но человеческие ожидания и прогнозы часто оказываются ошибочными. Когда большинство блестящих генералов, промышленников, ученых и политиков нацистской Германии планировали вторую мировую войну, в их ожидания не входило, что все они либо будут убиты, либо их арестуют, либо объявят военными преступниками. И когда самые лучшие, самые талантливые из власть предержащих в Соединенных Штатах решили вмешаться военным образом во Вьетнам, конечно, они не хотели и не ожидали, что 50 тысяч американцев погибнут там, что американские политические лидеры будут опозорены, экономика войдет в спад. А когда троянцы решили принять в дар коня, они не ожидали, что город в конечном итоге будет сожжен, Троя будет уничтожена.

Что можно ожидать? Если мы не можем сказать, что находиться впереди, как мы можем сказать какой поворот выбрать по дороге, по которой мы идем. Может ли прошлое быть нашим ориентиром? Кто не знает историю, тот вынужден повторять ошибки. Но кто знает историю, чем он может помочь другим избежать этих ошибок. Часто на самом деле нет - это соединения очень тщательного сбора данных и интуиции, которая характеризует работу профессора Сорокина. Сегодня мы на пороге нового тысячелетия, и поучительно посмотреть, что он думал о будущем.

Прежде чем говорить о его возможностях и его прогностическом потенциале, давайте подумаем, что означает пророк. В “Ветхом завете” пророк - это не обязательно тот, кто предсказывал будущее и, конечно, не тот, кто только предсказывал будущее. Священник говорил с Богом, с Господом от имени народа, а пророк обращался к народу от имени Бога, неся слово божье. И сейчас не трудно показать, что у профессора Сорокина был дар предсказания будущих событий. И я хочу показать, что есть признаки пророчества библейского типа у Сорокина.

Дело в том, что практически на сто процентов оправдались его прогнозы в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество. Что касается его краткосрочных прогнозов, то их достоверность на самом деле во много превосходит достоверность прогнозов большинства других прогнозистов, многие из которых видят, как их прогнозы не оправдываются уже через несколько лет.

Есть пословица “Ничто не ново под луной”. Сейчас уже завершается шестое тысячелетие письменной истории, и многие не считают, что прошлое может быть хорошим ориентиром, потому что наша модернистская или постмодернистская культура настолько отличается от прошлых культур, что закономерности, которые мы видим в прошлом, уже не релевантны, никакого отношения к нынешнему дню не имеют.

Вот один из примеров. История показывает много примеров, когда в небытие уходили общества, в которых сексуальная распущенность становилась широко распространенной. По всем статистическим обзорам, включая тот, который был опубликован Сорокиным, современное общество уже в его время стало весьма сексуальным, либеральным и распущенным. И сейчас мы видим, что эта тенденция расширяется и дальше. Сейчас эта вседозволенность называется сексуальной свободой, рассматривается как некий акт освобождения. И негативно оцениваются попытки смотреть на это как некий сигнал опасности, как предсказатель грядущей катастрофы общества.

Многие попытки предсказать будущее имеют одно общее. Помимо большой степени неточности - это пессимизм этих предсказаний. Он свойственен Хаксли, Оруэллу. Все футурологи говорят о разных причинах катастрофы, предупреждают, что катастрофа все равно произойдет. Демограф Пьер Шану, например, предсказывает, что население мира на самом деле снизится до минимальных пределов и вымрет человечество где-то около 2500 года. Многие ученые, такие как Освальд Шпенглер, рассматривают общество как живой организм и считают, что каждое общество проходит фазы рождения, роста, молодого возраста, зрелости, пожилого возраста и потом умирают. Как Тойнби, как и Шпенглер считают, что наше христианское общество сейчас на поздней стадии и уже практически полуразрушено. Однако пессимизм не всегда был правилом. От государства Платона до сочинений Уэллса, некоторые писатели и мыслители прошлого считали, что, может быть, человечество научится как быть здоровым, мудрым и богатым. Есть оптимистические и недавние писатели - как Сканер с его “ Уолденом вторым”. Они считают, что какая-то более высшая группа людей возьмет все под свой контроль.

Я думаю, что многие прогнозы можно так сформулировать, как говорил Людовик XV “После меня хоть потоп”. Историки и социологи не более радостны, чем теологи, и на самом деле у них более мрачные прогнозы.

В России сейчас трудные времена. Но у нее есть материальные, людские ресурсы, чтобы добиться успеха, но добиться успеха не в том смысле, как мы считаем на Западе, где мыслится этот успех в терминах дорогих круизов, пляжей и других благ и удовольствий, где больше учатся в колледжах, а уровень образованности, как это проявляется в отношениях, уменьшается. Религиозные и сексуальные ограничения снимаются. И свобода фактически стала вседозволенностью.

Но странным образом все меньше надежды на будущее. Это типичная черта общества, каким мы видим его сегодня.

В отношении изящных искусств в 1941 году Сорокин писал: "Современное искусство - это музей социальной патологии". Если мы принимаем это как правильное предсказание, то я думаю, должно вызывать уважение такое точное прогнозирование.

На современном этапе развития человеческой культуры человек, который страдает от депрессии, не обязательно это ощущает. Люди, которые погружены в нашу культуру, которую Питирим Сорокин назвал чувственной, не могут представить себе, что возможны другие точки зрения и ракурсы. Даже религиозные люди, которые имеют духовные ценности, имеют веру и надежду в Бога, все равно предсказывают закат современного мира. Конечно, человек, который пережил несколько мировых войн и революций, говорит нам о гневе Божьем, но в то же время утверждает, что катастрофы не предопределены. И он говорит: хотя катастрофа вероятна, она не неизбежна.

Я думаю, что мы должны читать труды человека, который говорил о культурной катастрофе, которая уже фактически рядом с нами, но всегда бросал нам вызов с тем, чтобы мы поднялись на уровень свой ответственности. Он не минимизировал степень проблем, которые нас одолевали. Он на самом деле в самых мрачных тонах рисовал цивилизацию, вместе с тем давал пути и направления выхода. Он говорил, что избежать катастрофы возможно, если мы не будем нашу энергию расходовать нерационально на какие-то мелкие улучшения нашей внешней жизни. В отличие от заката, который Шпенглер предсказывал, не обязательно наше общество ринется в катастрофу. И перспектива избежать этого вполне вероятна.

Еще немного лет назад ожидалась всеразрушительная война между СССР и Соединенными Штатами. Как выяснилось, это ужасное предсказание оказалось невыполненным. Сейчас предсказываются исчерпания природных ресурсов и экологическая катастрофа. На самом деле эта катастрофа произойдет, если мы не повернем на другой путь, если человек не встанет на путь выполнения уникальной миссии человека, как писал об этом Сорокин. И Сорокин помогает нам преодолеть кризис. Требуется некая доля благодати Божьей, которую мы сами не можем вызвать, она может прийти только от Господа Бога. И есть основания для надежды. Ни один человек, ни группа, ни даже отдельное общество не может преодолеть столь всеобъемлющий кризис. И Сорокин говорит, что не надо в паралич впадать, а нужно искать поиски разрешения кризиса.

Стоя на плечах такого гиганта, мы можем смотреть вперед. Но если бы не было его, я бы многих вещей не увидел. Блажен, благословен грядущий во имя Божье, во имя Господнее.

 

Раздел  IVТенденции  и  проблемысоциокультурной  динамики

 

Кравченко С.А.,

д.ф.н., проф.,

зав. каф. социологии МГИМО (У) МИД РФ

 

 

Ч

то принесет нам завтра - радость, страдания или печаль? Конечно, желание заглянуть в завтра, узнать будущее так же старо, как и человечество. Но кто из нас имеет дар пророчества? Книга истории вроде бы должна дать нам ориентировку. Но человеческие ожидания и прогнозы часто оказываются ошибочными. Когда большинство блестящих генералов, промышленников, ученых и политиков нацистской Германии планировали вторую мировую войну, в их ожидания не входило, что все они либо будут убиты, либо их арестуют, либо объявят военными преступниками. И когда самые лучшие, самые талантливые из власть предержащих в Соединенных Штатах решили вмешаться военным образом во Вьетнам, конечно, они не хотели и не ожидали, что 50 тысяч американцев погибнут там, что американские политические лидеры будут опозорены, экономика войдет в спад. А когда троянцы решили принять в дар коня, они не ожидали, что город в конечном итоге будет сожжен, Троя будет уничтожена.

Что можно ожидать? Если мы не можем сказать, что находиться впереди, как мы можем сказать какой поворот выбрать по дороге, по которой мы идем. Может ли прошлое быть нашим ориентиром? Кто не знает историю, тот вынужден повторять ошибки. Но кто знает историю, чем он может помочь другим избежать этих ошибок. Часто на самом деле нет - это соединения очень тщательного сбора данных и интуиции, которая характеризует работу профессора Сорокина. Сегодня мы на пороге нового тысячелетия, и поучительно посмотреть, что он думал о будущем.

Прежде чем говорить о его возможностях и его прогностическом потенциале, давайте подумаем, что означает пророк. В “Ветхом завете” пророк - это не обязательно тот, кто предсказывал будущее и, конечно, не тот, кто только предсказывал будущее. Священник говорил с Богом, с Господом от имени народа, а пророк обращался к народу от имени Бога, неся слово божье. И сейчас не трудно показать, что у профессора Сорокина был дар предсказания будущих событий. И я хочу показать, что есть признаки пророчества библейского типа у Сорокина.

Дело в том, что практически на сто процентов оправдались его прогнозы в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество. Что касается его краткосрочных прогнозов, то их достоверность на самом деле во много превосходит достоверность прогнозов большинства других прогнозистов, многие из которых видят, как их прогнозы не оправдываются уже через несколько лет.

Есть пословица “Ничто не ново под луной”. Сейчас уже завершается шестое тысячелетие письменной истории, и многие не считают, что прошлое может быть хорошим ориентиром, потому что наша модернистская или постмодернистская культура настолько отличается от прошлых культур, что закономерности, которые мы видим в прошлом, уже не релевантны, никакого отношения к нынешнему дню не имеют.

Вот один из примеров. История показывает много примеров, когда в небытие уходили общества, в которых сексуальная распущенность становилась широко распространенной. По всем статистическим обзорам, включая тот, который был опубликован Сорокиным, современное общество уже в его время стало весьма сексуальным, либеральным и распущенным. И сейчас мы видим, что эта тенденция расширяется и дальше. Сейчас эта вседозволенность называется сексуальной свободой, рассматривается как некий акт освобождения. И негативно оцениваются попытки смотреть на это как некий сигнал опасности, как предсказатель грядущей катастрофы общества.

Многие попытки предсказать будущее имеют одно общее. Помимо большой степени неточности - это пессимизм этих предсказаний. Он свойственен Хаксли, Оруэллу. Все футурологи говорят о разных причинах катастрофы, предупреждают, что катастрофа все равно произойдет. Демограф Пьер Шану, например, предсказывает, что население мира на самом деле снизится до минимальных пределов и вымрет человечество где-то около 2500 года. Многие ученые, такие как Освальд Шпенглер, рассматривают общество как живой организм и считают, что каждое общество проходит фазы рождения, роста, молодого возраста, зрелости, пожилого возраста и потом умирают. Как Тойнби, как и Шпенглер считают, что наше христианское общество сейчас на поздней стадии и уже практически полуразрушено. Однако пессимизм не всегда был правилом. От государства Платона до сочинений Уэллса, некоторые писатели и мыслители прошлого считали, что, может быть, человечество научится как быть здоровым, мудрым и богатым. Есть оптимистические и недавние писатели - как Сканер с его “ Уолденом вторым”. Они считают, что какая-то более высшая группа людей возьмет все под свой контроль.

Я думаю, что многие прогнозы можно так сформулировать, как говорил Людовик XV “После меня хоть потоп”. Историки и социологи не более радостны, чем теологи, и на самом деле у них более мрачные прогнозы.

В России сейчас трудные времена. Но у нее есть материальные, людские ресурсы, чтобы добиться успеха, но добиться успеха не в том смысле, как мы считаем на Западе, где мыслится этот успех в терминах дорогих круизов, пляжей и других благ и удовольствий, где больше учатся в колледжах, а уровень образованности, как это проявляется в отношениях, уменьшается. Религиозные и сексуальные ограничения снимаются. И свобода фактически стала вседозволенностью.

Но странным образом все меньше надежды на будущее. Это типичная черта общества, каким мы видим его сегодня.

В отношении изящных искусств в 1941 году Сорокин писал: "Современное искусство - это музей социальной патологии". Если мы принимаем это как правильное предсказание, то я думаю, должно вызывать уважение такое точное прогнозирование.

На современном этапе развития человеческой культуры человек, который страдает от депрессии, не обязательно это ощущает. Люди, которые погружены в нашу культуру, которую Питирим Сорокин назвал чувственной, не могут представить себе, что возможны другие точки зрения и ракурсы. Даже религиозные люди, которые имеют духовные ценности, имеют веру и надежду в Бога, все равно предсказывают закат современного мира. Конечно, человек, который пережил несколько мировых войн и революций, говорит нам о гневе Божьем, но в то же время утверждает, что катастрофы не предопределены. И он говорит: хотя катастрофа вероятна, она не неизбежна.

Я думаю, что мы должны читать труды человека, который говорил о культурной катастрофе, которая уже фактически рядом с нами, но всегда бросал нам вызов с тем, чтобы мы поднялись на уровень свой ответственности. Он не минимизировал степень проблем, которые нас одолевали. Он на самом деле в самых мрачных тонах рисовал цивилизацию, вместе с тем давал пути и направления выхода. Он говорил, что избежать катастрофы возможно, если мы не будем нашу энергию расходовать нерационально на какие-то мелкие улучшения нашей внешней жизни. В отличие от заката, который Шпенглер предсказывал, не обязательно наше общество ринется в катастрофу. И перспектива избежать этого вполне вероятна.

Еще немного лет назад ожидалась всеразрушительная война между СССР и Соединенными Штатами. Как выяснилось, это ужасное предсказание оказалось невыполненным. Сейчас предсказываются исчерпания природных ресурсов и экологическая катастрофа. На самом деле эта катастрофа произойдет, если мы не повернем на другой путь, если человек не встанет на путь выполнения уникальной миссии человека, как писал об этом Сорокин. И Сорокин помогает нам преодолеть кризис. Требуется некая доля благодати Божьей, которую мы сами не можем вызвать, она может прийти только от Господа Бога. И есть основания для надежды. Ни один человек, ни группа, ни даже отдельное общество не может преодолеть столь всеобъемлющий кризис. И Сорокин говорит, что не надо в паралич впадать, а нужно искать поиски разрешения кризиса.

Стоя на плечах такого гиганта, мы можем смотреть вперед. Но если бы не было его, я бы многих вещей не увидел. Блажен, благословен грядущий во имя Божье, во имя Господнее.

 

Раздел  IVТенденции  и  проблемысоциокультурной  динамики

 

Кравченко С.А.,

д.ф.н., проф.,

зав. каф. социологии МГИМО (У) МИД РФ