ПИТИРИМ СОРОКИН И ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ: ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 

 

Б

лагодаря доктору Сергею Сорокину, у меня есть одна веская причина зачитать выдержки из книги Питирима Сорокина, потому что вам известно, что Канада является частью жизни, которую он описал. Читаем ли мы Сорокина в Канаде? Не слишком много, боюсь. Я прочел свою первую книгу о Сорокине, когда я был студентом социологии в университете в Монреале в конце 60-х годов. Один из моих профессоров был специалистом по Сорокину. И он просил всех студентов читать Сорокина и его труды.

Сегодня я хотел бы представить вам анализ сотрудничества между Питиримом Сорокиным и французской школой социологии. Мой интерес к французской социологии - это самое главное в моей работе.

Первая часть моего доклада касается Дюркгейма и Сорокина. Мы кое-что знаем о взаимоотношениях Сорокина с французской школой. Основной труд Дюркгейма о методе социологии опубликован в России в 1899 году, четыре года спустя после выхода оригинального издания на французском языке. Питирим Сорокин знаком с работой Дюркгейма. И Дюркгейм написал письмо Сорокину. Мне кажется, что Сорокин послал одну из своих книг Дюркгейму. И Дюркгейм написал: “Большое спасибо, мой дорогой друг, однако, я не могу читать по-русски”. Согласно Сорокину, Дюркгейм является социологом международного масштаба. В своей первой книге “Система социологии” он взял на вооружение те же самые пестимологические посылки, что и Дюркгейм. Это нормативная наука. Имеется определенное сходство между социологией и естественными науками.

Сорокин также применил антисубъективизм Дюркгейма и антипсихологизм. Когда Сорокин эмигрировал в Соединенные Штаты, он продолжал пропагандировать работы Дюркгейма, но вскоре стремительно изменил свою пестимологическую позицию и начал критически относиться к объективистскому методу Дюркгейма. Как можно объяснить эти перемены в воззрениях Сорокина? Что касается политического опыта с 1914 по 1922 год, в этот период Сорокин наблюдал очень много ненависти, двуличия и массовых убийств, и его взгляды подверглись изменениям. И в результате Сорокин создал интегральную систему социологии.

Я представлю вкратце те различия, которые имеются между Сорокиным и Дюркгеймом. Сорокин во многом согласен с Дюркгеймом в это время, что касается реализма Дюркгейма. Во-вторых, критерии качественной характеристики социальных явлений. По этому вопросу Сорокин двигался в направлении Тао. Мне кажется это соответствует российской традиции. Российские социологи предпочитают Тао Дюркгейму. Поэтому часто Сорокин использовал высказывания Тао против Дюркгейма.

И еще одно отличие. Выраженная политическая позиция Дюркгейма. Я хочу процитировать что Сорокин говорит по этому поводу: “Вера Дюркгейма в положительные результаты регулирования со стороны правительства и взаимоотношения между капиталом и трудом напоминают мне некоторые формы российской коммунистической системы и регулирования труда.”

Я хотел бы представить в заключение несколько выводов не только в отношении различий, но и сходства между Дюркгеймом и Сорокиным. Сначала на методологическом уровне, где у них имеется общее. Дальше интерес к изучению права и криминалистики. Оба имеют очень твердую религиозную основу. Они имеют склонность быть и учителем, и проповедником. И это касается этического масштаба общественной жизни, вопроса солидарности и альтруизма. Это касается также и широкой социологической теории. Как известно, в 1942 году Сорокин основал исследовательский центр по созидательному альтруизму. Имеются и другие сходства - что касается понятия цивилизации, глобальная и тоталитарная системы. И последнее сходство касается современного общества. В соответствии с Дюркгеймом имеется две опасности. Первая - анархизм. Вторая - деспотизм. Анархия и деспотизм. Общая опасность - это анархия. Сорокин, мне кажется, не согласен с этим анализом. Он говорит о конце традиционного мира, дезинтеграции, разрушении семьи и брака, эгоистическом обществе и так далее. Но критика современного общества является более радикальной и пессимистической. Сорокин предсказывает ужасные войны, революцию и анархию, распад нашей религиозной морали, рост жестокости и бесчеловечности. Он предсказывает распад нашей культуры.

Сейчас я перейду к сравнению Марселя Молса и Сорокина. Известно, что Сорокин знал некоторые книги Молс, но не все его творения. Для Сорокина Молс был специалистом по истории религии примитивных народов. В 1925 году Сорокин опубликовал “Социология революции”. Как известно, Сорокин является радикальным критиком этой революции. Если прочесть его автобиографию, то для него, как мы видим, эта революция является временем красного террора, красного монстра и так далее, это освобождение самых зверских качеств в человеке. Но Молс и Сорокин участвовали напрямую в социалистических движениях и оба они были не согласны с марксистской перспективой.

Большевизм не является экспериментом. Это явление, которое пришло в самых худших условиях, в условиях нищеты и падения режима, оно было приведено в действие меньшинством. Преступление большевиков в использовании насилия не только против контрреволюционеров, но и против религии. Согласно Молсу, социализм по определению должен быть результатом общей воли граждан. Для того, чтобы создать коммунизм, абсурдно уничтожать необходимые элементы экономики, как-то рынок. Ведь общество без рынка невозможно. Рынок является необходимым условием существования экономической жизни. Развитие промежуточных коллективов, таких как кооперативы, является необходимым условием, если общество собирается перейти к социалистическому режиму. И, наконец, свобода и коллективный контроль не противоречат друг другу. Определенная доля либерализма всегда необходима даже в условиях социалистического режима. Социалистический режим должен включать в себя элементы капитализма и также какие-то черты индивидуализма. Вот таковы некоторые уроки, которые можно было вывести из анализа большевизма.

Как известно, Молс не был специалистом по Восточной Европе. Но он получил достаточный объем информации. Он провел в России две недели в 1906 году по научным и политическим причинам. Один из его проектов был в то время опубликованный текст по России. Ему говорили: вы ничего не знаете о России, не говорите по-русски, поэтому не надо делать такую работу.

Вывод мой такой. Большевистская революция является исторической неудачей. Я думаю, что Сорокин и Молс согласны по этому вопросу. Однако для Молса этот провал большевизма не противоречит социализму. Имеется много форм социализма. В старых промышленных демократиях можно установить своего рода социализм, если будет сознательная воля населения этих стран установить подобный порядок.

Что касается Сорокина, мы видим, что Сорокин не был согласен с этим выводом, потому что для него, как он считал, большевизм был обречен на неудачу.

 

 

Гарольд Браун,

проф. Университета

Северная Каролина, США

 

 

Б

лагодаря доктору Сергею Сорокину, у меня есть одна веская причина зачитать выдержки из книги Питирима Сорокина, потому что вам известно, что Канада является частью жизни, которую он описал. Читаем ли мы Сорокина в Канаде? Не слишком много, боюсь. Я прочел свою первую книгу о Сорокине, когда я был студентом социологии в университете в Монреале в конце 60-х годов. Один из моих профессоров был специалистом по Сорокину. И он просил всех студентов читать Сорокина и его труды.

Сегодня я хотел бы представить вам анализ сотрудничества между Питиримом Сорокиным и французской школой социологии. Мой интерес к французской социологии - это самое главное в моей работе.

Первая часть моего доклада касается Дюркгейма и Сорокина. Мы кое-что знаем о взаимоотношениях Сорокина с французской школой. Основной труд Дюркгейма о методе социологии опубликован в России в 1899 году, четыре года спустя после выхода оригинального издания на французском языке. Питирим Сорокин знаком с работой Дюркгейма. И Дюркгейм написал письмо Сорокину. Мне кажется, что Сорокин послал одну из своих книг Дюркгейму. И Дюркгейм написал: “Большое спасибо, мой дорогой друг, однако, я не могу читать по-русски”. Согласно Сорокину, Дюркгейм является социологом международного масштаба. В своей первой книге “Система социологии” он взял на вооружение те же самые пестимологические посылки, что и Дюркгейм. Это нормативная наука. Имеется определенное сходство между социологией и естественными науками.

Сорокин также применил антисубъективизм Дюркгейма и антипсихологизм. Когда Сорокин эмигрировал в Соединенные Штаты, он продолжал пропагандировать работы Дюркгейма, но вскоре стремительно изменил свою пестимологическую позицию и начал критически относиться к объективистскому методу Дюркгейма. Как можно объяснить эти перемены в воззрениях Сорокина? Что касается политического опыта с 1914 по 1922 год, в этот период Сорокин наблюдал очень много ненависти, двуличия и массовых убийств, и его взгляды подверглись изменениям. И в результате Сорокин создал интегральную систему социологии.

Я представлю вкратце те различия, которые имеются между Сорокиным и Дюркгеймом. Сорокин во многом согласен с Дюркгеймом в это время, что касается реализма Дюркгейма. Во-вторых, критерии качественной характеристики социальных явлений. По этому вопросу Сорокин двигался в направлении Тао. Мне кажется это соответствует российской традиции. Российские социологи предпочитают Тао Дюркгейму. Поэтому часто Сорокин использовал высказывания Тао против Дюркгейма.

И еще одно отличие. Выраженная политическая позиция Дюркгейма. Я хочу процитировать что Сорокин говорит по этому поводу: “Вера Дюркгейма в положительные результаты регулирования со стороны правительства и взаимоотношения между капиталом и трудом напоминают мне некоторые формы российской коммунистической системы и регулирования труда.”

Я хотел бы представить в заключение несколько выводов не только в отношении различий, но и сходства между Дюркгеймом и Сорокиным. Сначала на методологическом уровне, где у них имеется общее. Дальше интерес к изучению права и криминалистики. Оба имеют очень твердую религиозную основу. Они имеют склонность быть и учителем, и проповедником. И это касается этического масштаба общественной жизни, вопроса солидарности и альтруизма. Это касается также и широкой социологической теории. Как известно, в 1942 году Сорокин основал исследовательский центр по созидательному альтруизму. Имеются и другие сходства - что касается понятия цивилизации, глобальная и тоталитарная системы. И последнее сходство касается современного общества. В соответствии с Дюркгеймом имеется две опасности. Первая - анархизм. Вторая - деспотизм. Анархия и деспотизм. Общая опасность - это анархия. Сорокин, мне кажется, не согласен с этим анализом. Он говорит о конце традиционного мира, дезинтеграции, разрушении семьи и брака, эгоистическом обществе и так далее. Но критика современного общества является более радикальной и пессимистической. Сорокин предсказывает ужасные войны, революцию и анархию, распад нашей религиозной морали, рост жестокости и бесчеловечности. Он предсказывает распад нашей культуры.

Сейчас я перейду к сравнению Марселя Молса и Сорокина. Известно, что Сорокин знал некоторые книги Молс, но не все его творения. Для Сорокина Молс был специалистом по истории религии примитивных народов. В 1925 году Сорокин опубликовал “Социология революции”. Как известно, Сорокин является радикальным критиком этой революции. Если прочесть его автобиографию, то для него, как мы видим, эта революция является временем красного террора, красного монстра и так далее, это освобождение самых зверских качеств в человеке. Но Молс и Сорокин участвовали напрямую в социалистических движениях и оба они были не согласны с марксистской перспективой.

Большевизм не является экспериментом. Это явление, которое пришло в самых худших условиях, в условиях нищеты и падения режима, оно было приведено в действие меньшинством. Преступление большевиков в использовании насилия не только против контрреволюционеров, но и против религии. Согласно Молсу, социализм по определению должен быть результатом общей воли граждан. Для того, чтобы создать коммунизм, абсурдно уничтожать необходимые элементы экономики, как-то рынок. Ведь общество без рынка невозможно. Рынок является необходимым условием существования экономической жизни. Развитие промежуточных коллективов, таких как кооперативы, является необходимым условием, если общество собирается перейти к социалистическому режиму. И, наконец, свобода и коллективный контроль не противоречат друг другу. Определенная доля либерализма всегда необходима даже в условиях социалистического режима. Социалистический режим должен включать в себя элементы капитализма и также какие-то черты индивидуализма. Вот таковы некоторые уроки, которые можно было вывести из анализа большевизма.

Как известно, Молс не был специалистом по Восточной Европе. Но он получил достаточный объем информации. Он провел в России две недели в 1906 году по научным и политическим причинам. Один из его проектов был в то время опубликованный текст по России. Ему говорили: вы ничего не знаете о России, не говорите по-русски, поэтому не надо делать такую работу.

Вывод мой такой. Большевистская революция является исторической неудачей. Я думаю, что Сорокин и Молс согласны по этому вопросу. Однако для Молса этот провал большевизма не противоречит социализму. Имеется много форм социализма. В старых промышленных демократиях можно установить своего рода социализм, если будет сознательная воля населения этих стран установить подобный порядок.

Что касается Сорокина, мы видим, что Сорокин не был согласен с этим выводом, потому что для него, как он считал, большевизм был обречен на неудачу.

 

 

Гарольд Браун,

проф. Университета

Северная Каролина, США