ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52
И
мя русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина хорошо известно в мировом научном сообществе. Сорокина называют одним из самых выдающихся умов ХХ века, внесших значительный вклад в разработку теории социального взаимодействия. Как и многие другие исследователи, он считал, что предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе. Социология, по его мнению, есть наука о поведении людей, находящихся в процессе социального взаимодействия.
Основываясь на этом, Сорокин анализирует и выделяет специфику и структуру межчеловеческого взаимодействия. Еще в начале ХХ века он отмечает, что в социальной действительности конкретных форм взаимодействия бесчисленное множество, и предпринимает успешную попытку классифицировать виды взаимодействия согласно с элементами взаимодействия в зависимости:
от количества и качества взаимодействующих индивидов;
от характера актов;
от характера проводников.
Сорокин отмечает, что такая классификация не может считаться законченной в силу многообразия форм и видов взаимодействия. Это утверждение является особенно актуальным в конце ХХ века, когда человек сталкивается с массой новых для него проблем и вынужден в процессе жизнедеятельности постоянно вступать в различные формы взаимодействия.
Следует отметить, что новые виды взаимодействия возникают как следствие появления новых видов проводников, разнообразие и классификация которых были описаны П.Сорокиным в работе «Система социологии». В частности, он отмечает, что чтобы взаимодействие между индивидами было возможно, для этого требуется, помимо наличности индивидов и их способности реагировать на раздражения, наличие: 1) особых аппаратов у членов взаимодействия, позволяющих им воспринимать идущие от других раздражения, 2) способности или возможности индивидов «посылать в той или иной форме раздражения или стимулы», 3) наличия аппаратов реакции, позволяющих им «отвечать» на эти раздражения.
Однако наличия этих аппаратов недостаточно, чтобы обеспечить взаимодействие между индивидами. Не говоря уже о психическом взаимодействии, чисто физическое взаимодействие людей имело бы весьма ограниченный, случайный и незначительный характер, если бы не было проводников взаимодействия. Под проводниками взаимодействия понимаются все те средства, благодаря которым раздражение, исходящее от одних индивидов, передается и доходит до других. Без проводников чисто физическое взаимодействие людей «обречено было бы на ничтожные качественные и количественные размеры, психическое же общение их было бы абсолютно невозможным» [1. С.175]. Так как ряд условий ставил и ставит человека перед необходимостью жить в среде подобных ему существ, то он должен был взаимодействовать с такими же, как и он; а раз взаимодействие было неизбежностью (и не только физическое, но и психическое), то неизбежным было и появление проводников, без которых никакое психическое и сколько-нибудь значительное физическое взаимодействие были и остаются невозможными. В этом общая почва и причина появления проводников и, в частности, символических проводников.
Так что же это за новые формы взаимодействия и благодаря каким особенностям современных проводников они возникли? И главное: почему их анализ представляется достаточно важным в современных условиях?
Речь в данном случае пойдет о новой форме взаимодействия, преобразовавшейся из уже существующей, а именно, об одной из форм образования, дистанционной, которая приобретает особую актуальность в быстро изменяющемся технологически и экономически современном мире. Дистанционное обучение (ДО), по определению, — это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространством, обучение с использованием новейших средств информационных технологий. И именно оно помогает в настоящее время решить проблему непрерывного совершенствования знаний на протяжении всей жизни человека.
В первую очередь хотелось бы отметить, что образовательный процесс, как акт взаимодействия, может быть описан в категориях, представленных П.Сорокиным [1. С.141], в то время как его новая форма, дистанционное обучение, как раз и возникла благодаря появлению новых проводников взаимодействия, описанных ниже.
Что касается проводников, то по своей физической природе и по характеру рецептивных органов, воспринимающих их, обе категории проводников распадаются на: звуковые; световые, частным случаем которых являются проводники цветовые; механические, своим прикосновением передающие нам ряд раздражений, идущих от других людей; тепловые, действующие на всю чувствительную поверхность тела; двигательные по своей природе представляющие вид физической энергии, энергию работы; химические; электрические; вещественно-предметные, представляющие комплекс физико-химических свойств (материя, цвет, форма и т.п.), в своей совокупности составляющие тот или иной «предмет» и воспринимаемые рядом органов чувств.
Легко видеть, что эта классификация проводников логически очень груба. Она исходит не из одного, а из многих классификационных критериев. Цель Сорокина в данном случае– указать наиболее важные виды проводников взаимных акций и реакций людей, играющих значительную роль в процессе человеческого общения.
При этом следует заметить, что благодаря техническому прогрессу мы можем добавить в список проводников такой важный сегодня элемент, как компьютерные телекоммуникации (КТК). Причем представляется достаточно сложным расположить его в уже предложенную Сорокиным классификацию, так как этот новый вид проводников дает людям возможность взаимодействовать сразу посредством звуковых, световых (цветовых), вещественно-предметных проводников, объединяя, таким образом, свойства сразу нескольких уже имеющихся проводников. Интересно то, что взаимодействующие индивиды могут находиться весьма далеко друг от друга и никогда не вступать в непосредственный контакт, тем не менее, они могут, общаясь интерактивно (в режиме диалога), не только получать (обмениваться) сигналами и раздражителями, но и сами влиять на характер полученного путем изменения цвето-звуковых и графических характеристик, что позволяют современные информационные технологии.
В зависимости от количества индивидов Сорокин различает случаи взаимодействия: 1) между двумя индивидами; 2) между одним и многими индивидами (лектор и аудитория, актер и зрители, вождь и солдаты); 3) между многими индивидами с той и другой стороны или между двумя группами индивидов (взаимодействие профессиональных групп, государств, наций).
В данном случае сложно отнести ДО к какому-то из трех видов взаимодействия, т.к. благодаря свойству интерактивности в этом виде образования возможно взаимодействие как между двумя индивидами (преподавателем и студентом), так и между одним и многими (лектор и аудитория) и между многими индивидами (телеконференции, аудио- видеоконференции, вид взаимодействия, который собственно распадается на взаимодействие каждого с каждым).
В зависимости от характера актов, которыми взаимодействующие индивиды раздражают друг друга и реагируют на эти раздражения, процессы взаимодействия, по Сорокину, могут быть сгруппированы на сотни тысяч способов, среди них:
1. Типы взаимодействий в зависимости от актов делания и неделания.
2. Взаимодействие одностороннее и двустороннее.
3. Взаимодействие длительное и временное.
4. Взаимодействие антагонистическое и солидаристическое.
5. Взаимодействие шаблонное и нешаблонное.
6. Взаимодействия сознательные и бессознательные.
7. Взаимодействие интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое.
8. Формы взаимодействия в зависимости от природы проводников:
8.1. Звуковое, прежде всего словесное.
8.2. Светоцветовое (путем книг, газет, писем, телеграмм, рисунков, картин и т.д.).
8.3. Предметно-символическое.
8.4. Двигательно-мимическое.
8.5. Посредством химических реагентов.
8.6. Механическое (обмен физическими актами).
8.7. Тепловое.
8.8. Электрическое, сложное электро-звуковое или электро-цветовое (путем телефона, телеграфа).
9. Взаимодействие посредственное, где акт-раздражитель и реакция достигают адресата лишь при помощи других людей, и непосредственное, где взаимодействующие люди обходятся без посредников-людей.
Суммируя вышеизложенное, можно охарактеризовать ДО как акт делания, взаимодействие длительное, солидаристическое, шаблонное (хотя этот момент может быть спорным, так как технология и правила ДО в настоящее время еще не установлены до конца), сознательное, интеллектуальное, звуковое, светоцветовое, посредственное, интерактивное [2].
Целый ряд факторов, обусловленных дидактическими свойствами компьютерных телекоммуникаций, говорит в пользу расширения имеющихся и появления новых возможностей взаимодействия людей. Среди таких факторов можно выделить:
возможность хранения информации о результатах взаимодействия в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д. Эта возможность позволяет индивидам возобновлять свои взаимодействия через определенный период времени, возвращаясь к тому этапу, на котором они однажды прервали эти взаимодействия;
возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи; возможность диалога с любым партнером. Этот вид взаимодействия позволяет получать немедленную реакцию взаимодействующих индивидов, несмотря на то, что обмен взаимными актами может происходить на большом расстоянии без прямого контакта.
Справедливо будет отметить, что ДО является не единственной новой формой взаимодействия, возникшей за последние десятилетия в условиях перехода от индустриальной к информационной цивилизации. Но так как оно, как и высшее образование в целом, становится одной из важнейших проблем, с которыми столкнулось в XX веке человечество, осмысление лежащих в его основе элементов представляется весьма важным для дальнейшего развития всей системы образования.
В заключение следует отметить, что теория социального взаимодействия, разработанная П. Сорокиным, требует дальнейшего развития, поскольку она заложила лишь общий контур здания и наметила пути дальнейшего исследования данной проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. М., 1993.
Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы // Материалы Шестой Международной конференции по дистанционному образованию. М., МЭСИ, 1998.
И
мя русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина хорошо известно в мировом научном сообществе. Сорокина называют одним из самых выдающихся умов ХХ века, внесших значительный вклад в разработку теории социального взаимодействия. Как и многие другие исследователи, он считал, что предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе. Социология, по его мнению, есть наука о поведении людей, находящихся в процессе социального взаимодействия.
Основываясь на этом, Сорокин анализирует и выделяет специфику и структуру межчеловеческого взаимодействия. Еще в начале ХХ века он отмечает, что в социальной действительности конкретных форм взаимодействия бесчисленное множество, и предпринимает успешную попытку классифицировать виды взаимодействия согласно с элементами взаимодействия в зависимости:
от количества и качества взаимодействующих индивидов;
от характера актов;
от характера проводников.
Сорокин отмечает, что такая классификация не может считаться законченной в силу многообразия форм и видов взаимодействия. Это утверждение является особенно актуальным в конце ХХ века, когда человек сталкивается с массой новых для него проблем и вынужден в процессе жизнедеятельности постоянно вступать в различные формы взаимодействия.
Следует отметить, что новые виды взаимодействия возникают как следствие появления новых видов проводников, разнообразие и классификация которых были описаны П.Сорокиным в работе «Система социологии». В частности, он отмечает, что чтобы взаимодействие между индивидами было возможно, для этого требуется, помимо наличности индивидов и их способности реагировать на раздражения, наличие: 1) особых аппаратов у членов взаимодействия, позволяющих им воспринимать идущие от других раздражения, 2) способности или возможности индивидов «посылать в той или иной форме раздражения или стимулы», 3) наличия аппаратов реакции, позволяющих им «отвечать» на эти раздражения.
Однако наличия этих аппаратов недостаточно, чтобы обеспечить взаимодействие между индивидами. Не говоря уже о психическом взаимодействии, чисто физическое взаимодействие людей имело бы весьма ограниченный, случайный и незначительный характер, если бы не было проводников взаимодействия. Под проводниками взаимодействия понимаются все те средства, благодаря которым раздражение, исходящее от одних индивидов, передается и доходит до других. Без проводников чисто физическое взаимодействие людей «обречено было бы на ничтожные качественные и количественные размеры, психическое же общение их было бы абсолютно невозможным» [1. С.175]. Так как ряд условий ставил и ставит человека перед необходимостью жить в среде подобных ему существ, то он должен был взаимодействовать с такими же, как и он; а раз взаимодействие было неизбежностью (и не только физическое, но и психическое), то неизбежным было и появление проводников, без которых никакое психическое и сколько-нибудь значительное физическое взаимодействие были и остаются невозможными. В этом общая почва и причина появления проводников и, в частности, символических проводников.
Так что же это за новые формы взаимодействия и благодаря каким особенностям современных проводников они возникли? И главное: почему их анализ представляется достаточно важным в современных условиях?
Речь в данном случае пойдет о новой форме взаимодействия, преобразовавшейся из уже существующей, а именно, об одной из форм образования, дистанционной, которая приобретает особую актуальность в быстро изменяющемся технологически и экономически современном мире. Дистанционное обучение (ДО), по определению, — это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространством, обучение с использованием новейших средств информационных технологий. И именно оно помогает в настоящее время решить проблему непрерывного совершенствования знаний на протяжении всей жизни человека.
В первую очередь хотелось бы отметить, что образовательный процесс, как акт взаимодействия, может быть описан в категориях, представленных П.Сорокиным [1. С.141], в то время как его новая форма, дистанционное обучение, как раз и возникла благодаря появлению новых проводников взаимодействия, описанных ниже.
Что касается проводников, то по своей физической природе и по характеру рецептивных органов, воспринимающих их, обе категории проводников распадаются на: звуковые; световые, частным случаем которых являются проводники цветовые; механические, своим прикосновением передающие нам ряд раздражений, идущих от других людей; тепловые, действующие на всю чувствительную поверхность тела; двигательные по своей природе представляющие вид физической энергии, энергию работы; химические; электрические; вещественно-предметные, представляющие комплекс физико-химических свойств (материя, цвет, форма и т.п.), в своей совокупности составляющие тот или иной «предмет» и воспринимаемые рядом органов чувств.
Легко видеть, что эта классификация проводников логически очень груба. Она исходит не из одного, а из многих классификационных критериев. Цель Сорокина в данном случае– указать наиболее важные виды проводников взаимных акций и реакций людей, играющих значительную роль в процессе человеческого общения.
При этом следует заметить, что благодаря техническому прогрессу мы можем добавить в список проводников такой важный сегодня элемент, как компьютерные телекоммуникации (КТК). Причем представляется достаточно сложным расположить его в уже предложенную Сорокиным классификацию, так как этот новый вид проводников дает людям возможность взаимодействовать сразу посредством звуковых, световых (цветовых), вещественно-предметных проводников, объединяя, таким образом, свойства сразу нескольких уже имеющихся проводников. Интересно то, что взаимодействующие индивиды могут находиться весьма далеко друг от друга и никогда не вступать в непосредственный контакт, тем не менее, они могут, общаясь интерактивно (в режиме диалога), не только получать (обмениваться) сигналами и раздражителями, но и сами влиять на характер полученного путем изменения цвето-звуковых и графических характеристик, что позволяют современные информационные технологии.
В зависимости от количества индивидов Сорокин различает случаи взаимодействия: 1) между двумя индивидами; 2) между одним и многими индивидами (лектор и аудитория, актер и зрители, вождь и солдаты); 3) между многими индивидами с той и другой стороны или между двумя группами индивидов (взаимодействие профессиональных групп, государств, наций).
В данном случае сложно отнести ДО к какому-то из трех видов взаимодействия, т.к. благодаря свойству интерактивности в этом виде образования возможно взаимодействие как между двумя индивидами (преподавателем и студентом), так и между одним и многими (лектор и аудитория) и между многими индивидами (телеконференции, аудио- видеоконференции, вид взаимодействия, который собственно распадается на взаимодействие каждого с каждым).
В зависимости от характера актов, которыми взаимодействующие индивиды раздражают друг друга и реагируют на эти раздражения, процессы взаимодействия, по Сорокину, могут быть сгруппированы на сотни тысяч способов, среди них:
1. Типы взаимодействий в зависимости от актов делания и неделания.
2. Взаимодействие одностороннее и двустороннее.
3. Взаимодействие длительное и временное.
4. Взаимодействие антагонистическое и солидаристическое.
5. Взаимодействие шаблонное и нешаблонное.
6. Взаимодействия сознательные и бессознательные.
7. Взаимодействие интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое.
8. Формы взаимодействия в зависимости от природы проводников:
8.1. Звуковое, прежде всего словесное.
8.2. Светоцветовое (путем книг, газет, писем, телеграмм, рисунков, картин и т.д.).
8.3. Предметно-символическое.
8.4. Двигательно-мимическое.
8.5. Посредством химических реагентов.
8.6. Механическое (обмен физическими актами).
8.7. Тепловое.
8.8. Электрическое, сложное электро-звуковое или электро-цветовое (путем телефона, телеграфа).
9. Взаимодействие посредственное, где акт-раздражитель и реакция достигают адресата лишь при помощи других людей, и непосредственное, где взаимодействующие люди обходятся без посредников-людей.
Суммируя вышеизложенное, можно охарактеризовать ДО как акт делания, взаимодействие длительное, солидаристическое, шаблонное (хотя этот момент может быть спорным, так как технология и правила ДО в настоящее время еще не установлены до конца), сознательное, интеллектуальное, звуковое, светоцветовое, посредственное, интерактивное [2].
Целый ряд факторов, обусловленных дидактическими свойствами компьютерных телекоммуникаций, говорит в пользу расширения имеющихся и появления новых возможностей взаимодействия людей. Среди таких факторов можно выделить:
возможность хранения информации о результатах взаимодействия в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д. Эта возможность позволяет индивидам возобновлять свои взаимодействия через определенный период времени, возвращаясь к тому этапу, на котором они однажды прервали эти взаимодействия;
возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи; возможность диалога с любым партнером. Этот вид взаимодействия позволяет получать немедленную реакцию взаимодействующих индивидов, несмотря на то, что обмен взаимными актами может происходить на большом расстоянии без прямого контакта.
Справедливо будет отметить, что ДО является не единственной новой формой взаимодействия, возникшей за последние десятилетия в условиях перехода от индустриальной к информационной цивилизации. Но так как оно, как и высшее образование в целом, становится одной из важнейших проблем, с которыми столкнулось в XX веке человечество, осмысление лежащих в его основе элементов представляется весьма важным для дальнейшего развития всей системы образования.
В заключение следует отметить, что теория социального взаимодействия, разработанная П. Сорокиным, требует дальнейшего развития, поскольку она заложила лишь общий контур здания и наметила пути дальнейшего исследования данной проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. М., 1993.
Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы // Материалы Шестой Международной конференции по дистанционному образованию. М., МЭСИ, 1998.