ПИТИРИМ СОРОКИН: ВОПРОСЫ ВОЙНЫ И МИРА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52
В
социологическом творчестве Питирима Сорокина война занимает достойное место. Он довольно рано занялся этими вопросами. Уже после революции пятого года, после русско-японской войны, естественно, его заинтересовали проблемы войны. Его интегральная философия была связана с представлениями о том, что нужно рационально, интуитивно и экспериментально, практически подходить к изучению явлений. И он изучает эти вопросы, будучи студентом. События российской революции его втянули. Здесь мало говорилось о том, что он был революционером определенного толка, эсером. И в этом отношении он был социалистом. Я приведу одно маленькое высказывание, которым он заканчивает одну из своих статьей в 1917 году: “Мы идем с теми, кто освобождает народы и до тех пор, пока они это делают, пока они его освобождают.”
Надо еще одну вещь сказать, о которой здесь как-то робко и умолчали, о взаимоотношениях и о диспуте между Питиримом Сорокиным и Лениным. Ленин был на 19 лет старше Питирима Сорокина, и, естественно, это не могло не сказаться. Он знал его и понимал, что происходит. И когда с Питиримом Сорокиным случилось вот такое несчастье, когда его арестовали, а Питирим Сорокин был русским патриотом, потому что он был оборонцем, а Ленин был пораженцем. Газета “Правда” попала в руки Владимира Ильича Ленина. Это было осенью 1918 года, когда уже шла девальвация самого Брестского мира, а вы знаете, что Ленин был в одиночестве в этом отношении, и он пишет статью, будучи больным и раненным, “Ценные признания Питирима Сорокина”. В этой статье он, прежде всего, хвалит Сорокина. Вы вдумайтесь только в одно положение о том, что часто мелкая буржуазия и крестьянство более патриотичны, чем буржуазия и пролетариат. Это Ленин пишет в 1918 году, когда революцию признавали только как пролетарскую революцию. Это было не случайно, потому что Питирим Сорокин по своему происхождению был рабоче-крестьянский ребенок, который на своих плечах перенес тяжесть тех событий, которые были тогда. В три года потерял мать, в 11 лет покинул семью. Сумел поучиться и в Вычуге, и в других местах получить образование. Экстерном сдал на аттестат зрелости и получил высокое и глубокое образование в университете. Это же надо видеть, это надо осязать, это надо понимать.
Сорокин глубоко занимается исследованием войны. Сначала он выявляет ее природу. Не требует доказательства, что война — это зло. Но что это за явление? Почему на протяжении веков связь времен осуществляется через военные действия? Этим вопросом задался Питирим Сорокин. Но будучи эмпириком, будучи исследователем, близким к естествоиспытателям (не случайна его дружба с Бехтеревым и с Павловым), генетическое понимание этих вопросов заставляет его задуматься. И он начинает анализировать все войны. Он проанализировал 967 войн, причем с Древней Греции до наших дней, до его кончины. В том числе 151 войну, которую вела Россия. Не меньше войн вели Англия, Италия и другие страны. Он всю европейскую цивилизацию посмотрел через войну и пришел к выводу, что война не только проклятие, а она имеет и положительные явления, и что люди в это время раскалываются, одни становятся более альтруистичны и более уважительны, и более героические, и более совестливые, а другие становятся более безнравственными, более аморальными и так далее. И это он проследил на протяжении тысячелетий. Это же подвиг, это научный подвиг. Причем Сорокин это сделал на основе социологического анализа, огромного количества фактов. В частности, говоря о нашей Родине, он пишет: почему великороссы выдержали киевский этнос, суздальский и московский выдержали только потому, что это были суперэтносы, что они сражались. Он говорит: войны, войны и войны. И действительно, посмотрите на ХХ век, самый кровавый век. Это подтверждение его теории о том, что войны становятся более разрушительными, что они более жестоки. Если в средние века, пишет Сорокин, были рыцарские бои, были какие-то определенные правила ведения войны, то возьмите душегубки, возьмите современные средства убийства людей, они стали мощными, более того, они стали непримиримыми. А война стала омерзительной, и в лице народов она проклинается, как бедствие для человечества. И те скандальные события, которые происходят сейчас, они есть не что иное, как реакция инстинкта и сознания масс на те безобразия, которые имеют место, проявляются ли они в Афганистане, или в районе Африки, или в Чечне, или где угодно. И вот этот сорокинский анализ, честный и открытый, основанный на множестве фактов, говорит о том, что это явление надо изучать. И дальше он приходит к вопросу — а как же быть? Он говорит: я не проповедник, я ученый. Есть две альтернативы: или войны будут продолжаться, если не изменить ситуацию, они будут идти, если будет эксплуатация, если будет социальная несправедливость, если будут жестокость, насилие и так далее. Для того чтобы они перестали быть, надо изменить социокультурную среду, преодолеть насилие. Он выдвигает идею дружбы, быстрейшего изменения социальных условий жизни. И если мы всмотримся сейчас в то, что происходит на наших глазах, мы увидим, что это так и есть. И не случайно И.А.Ильин пишет, что одним из лучших оппонентов у марксистов был Питирим Сорокин. Он не был враждебно настроен, он был в колебаниях, был в исканиях, в наступлении и отступлении в понимании этих процессов. Но он был революционером и он шел в нужном направлении. Поэтому встает вопрос, что мы должны изучать это идейное научное наследие. Я должен сказать, что у нас очень мало переведено. Всего две главы «Социальной и культурной динамики» Питирима Сорокина сейчас переведены. Я очень благодарен военным, которые предоставили мне две главы из третьей книги, связанных с проблемами войны и мира из его четырехтомника, связанные с социодинамикой, это 9 и 11 главы, где описано то, о чем я здесь кратко говорил. Нам надо изучать и развивать тенденции, связанные с войной и миром, с решением вопроса. Питирим Сорокин прямо говорит, что если народы возьмут в руки это дело и будут сами сознательно бороться в этом отношении, то альтернатива безвоенного решения спорных вопросов на планете будет иметь место.
Конструктивная идея, которую нам надо усвоить и понять, — это смена лидерства. Сорокин прямо говорил в конце своей жизни, в последних своих работах, что центр творческого лидерства переместился или перемещается на Восток, в частности, в Китай, Индию, Россию и другие страны Востока. Сейчас поднимается арабский мир, возникает новая цивилизация. В перспективе будет единство многообразных цивилизационных центров, возникнет несколько центров притяжения. Я только что был в Китае. И я должен сказать, что это ведь не агитация о том, что в ближайшие десятилетия Китай выйдет на первое место в мире по объему ВВП. Это реальность, живая реальность. И так, как они работают сейчас, работают в три смены, похоже, что они это выполнят. Хотя у них проблем очень много. Наша же с вами задача в освоении теоретического наследия, которое оставил наш великий соотечественник.
Я призываю особенно молодежь заняться освоением научного наследия Питирима Сорокина по целому ряду направлений. Это очень серьезно. Это большая наука.
профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
В
социологическом творчестве Питирима Сорокина война занимает достойное место. Он довольно рано занялся этими вопросами. Уже после революции пятого года, после русско-японской войны, естественно, его заинтересовали проблемы войны. Его интегральная философия была связана с представлениями о том, что нужно рационально, интуитивно и экспериментально, практически подходить к изучению явлений. И он изучает эти вопросы, будучи студентом. События российской революции его втянули. Здесь мало говорилось о том, что он был революционером определенного толка, эсером. И в этом отношении он был социалистом. Я приведу одно маленькое высказывание, которым он заканчивает одну из своих статьей в 1917 году: “Мы идем с теми, кто освобождает народы и до тех пор, пока они это делают, пока они его освобождают.”
Надо еще одну вещь сказать, о которой здесь как-то робко и умолчали, о взаимоотношениях и о диспуте между Питиримом Сорокиным и Лениным. Ленин был на 19 лет старше Питирима Сорокина, и, естественно, это не могло не сказаться. Он знал его и понимал, что происходит. И когда с Питиримом Сорокиным случилось вот такое несчастье, когда его арестовали, а Питирим Сорокин был русским патриотом, потому что он был оборонцем, а Ленин был пораженцем. Газета “Правда” попала в руки Владимира Ильича Ленина. Это было осенью 1918 года, когда уже шла девальвация самого Брестского мира, а вы знаете, что Ленин был в одиночестве в этом отношении, и он пишет статью, будучи больным и раненным, “Ценные признания Питирима Сорокина”. В этой статье он, прежде всего, хвалит Сорокина. Вы вдумайтесь только в одно положение о том, что часто мелкая буржуазия и крестьянство более патриотичны, чем буржуазия и пролетариат. Это Ленин пишет в 1918 году, когда революцию признавали только как пролетарскую революцию. Это было не случайно, потому что Питирим Сорокин по своему происхождению был рабоче-крестьянский ребенок, который на своих плечах перенес тяжесть тех событий, которые были тогда. В три года потерял мать, в 11 лет покинул семью. Сумел поучиться и в Вычуге, и в других местах получить образование. Экстерном сдал на аттестат зрелости и получил высокое и глубокое образование в университете. Это же надо видеть, это надо осязать, это надо понимать.
Сорокин глубоко занимается исследованием войны. Сначала он выявляет ее природу. Не требует доказательства, что война — это зло. Но что это за явление? Почему на протяжении веков связь времен осуществляется через военные действия? Этим вопросом задался Питирим Сорокин. Но будучи эмпириком, будучи исследователем, близким к естествоиспытателям (не случайна его дружба с Бехтеревым и с Павловым), генетическое понимание этих вопросов заставляет его задуматься. И он начинает анализировать все войны. Он проанализировал 967 войн, причем с Древней Греции до наших дней, до его кончины. В том числе 151 войну, которую вела Россия. Не меньше войн вели Англия, Италия и другие страны. Он всю европейскую цивилизацию посмотрел через войну и пришел к выводу, что война не только проклятие, а она имеет и положительные явления, и что люди в это время раскалываются, одни становятся более альтруистичны и более уважительны, и более героические, и более совестливые, а другие становятся более безнравственными, более аморальными и так далее. И это он проследил на протяжении тысячелетий. Это же подвиг, это научный подвиг. Причем Сорокин это сделал на основе социологического анализа, огромного количества фактов. В частности, говоря о нашей Родине, он пишет: почему великороссы выдержали киевский этнос, суздальский и московский выдержали только потому, что это были суперэтносы, что они сражались. Он говорит: войны, войны и войны. И действительно, посмотрите на ХХ век, самый кровавый век. Это подтверждение его теории о том, что войны становятся более разрушительными, что они более жестоки. Если в средние века, пишет Сорокин, были рыцарские бои, были какие-то определенные правила ведения войны, то возьмите душегубки, возьмите современные средства убийства людей, они стали мощными, более того, они стали непримиримыми. А война стала омерзительной, и в лице народов она проклинается, как бедствие для человечества. И те скандальные события, которые происходят сейчас, они есть не что иное, как реакция инстинкта и сознания масс на те безобразия, которые имеют место, проявляются ли они в Афганистане, или в районе Африки, или в Чечне, или где угодно. И вот этот сорокинский анализ, честный и открытый, основанный на множестве фактов, говорит о том, что это явление надо изучать. И дальше он приходит к вопросу — а как же быть? Он говорит: я не проповедник, я ученый. Есть две альтернативы: или войны будут продолжаться, если не изменить ситуацию, они будут идти, если будет эксплуатация, если будет социальная несправедливость, если будут жестокость, насилие и так далее. Для того чтобы они перестали быть, надо изменить социокультурную среду, преодолеть насилие. Он выдвигает идею дружбы, быстрейшего изменения социальных условий жизни. И если мы всмотримся сейчас в то, что происходит на наших глазах, мы увидим, что это так и есть. И не случайно И.А.Ильин пишет, что одним из лучших оппонентов у марксистов был Питирим Сорокин. Он не был враждебно настроен, он был в колебаниях, был в исканиях, в наступлении и отступлении в понимании этих процессов. Но он был революционером и он шел в нужном направлении. Поэтому встает вопрос, что мы должны изучать это идейное научное наследие. Я должен сказать, что у нас очень мало переведено. Всего две главы «Социальной и культурной динамики» Питирима Сорокина сейчас переведены. Я очень благодарен военным, которые предоставили мне две главы из третьей книги, связанных с проблемами войны и мира из его четырехтомника, связанные с социодинамикой, это 9 и 11 главы, где описано то, о чем я здесь кратко говорил. Нам надо изучать и развивать тенденции, связанные с войной и миром, с решением вопроса. Питирим Сорокин прямо говорит, что если народы возьмут в руки это дело и будут сами сознательно бороться в этом отношении, то альтернатива безвоенного решения спорных вопросов на планете будет иметь место.
Конструктивная идея, которую нам надо усвоить и понять, — это смена лидерства. Сорокин прямо говорил в конце своей жизни, в последних своих работах, что центр творческого лидерства переместился или перемещается на Восток, в частности, в Китай, Индию, Россию и другие страны Востока. Сейчас поднимается арабский мир, возникает новая цивилизация. В перспективе будет единство многообразных цивилизационных центров, возникнет несколько центров притяжения. Я только что был в Китае. И я должен сказать, что это ведь не агитация о том, что в ближайшие десятилетия Китай выйдет на первое место в мире по объему ВВП. Это реальность, живая реальность. И так, как они работают сейчас, работают в три смены, похоже, что они это выполнят. Хотя у них проблем очень много. Наша же с вами задача в освоении теоретического наследия, которое оставил наш великий соотечественник.
Я призываю особенно молодежь заняться освоением научного наследия Питирима Сорокина по целому ряду направлений. Это очень серьезно. Это большая наука.
профессор МГУ им. М.В. Ломоносова